Агрессивность детей дошкольного возраста: «Причины агрессии детей дошкольного возраста» — Манзюк Н. Н. — воспитатель — Педагогические разработки, статьи, конспекты

Агрессивность у детей дошкольного возраста: причины и пути преодоления | Дошкольное образование

Автор: Рожкова Екатерина Юрьевна

Организация: МДОУ ИРМО Оекский детский сад

Населенный пункт: Иркутская область, с. Оек

Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее острых проблем, волнующих как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа маленьких детей как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении дошкольного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Проблема преодоления, профилактики и коррекции агрессивного поведения имеет большое значение именно в дошкольном возрасте, поскольку данная черта находится в процессе становления и своевременное вмешательство компетентных специалистов может существенно повлиять на её устранение.

Под агрессивностью (от латинского aggressio – нападение) понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самим себе.

Агрессивные действия ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми. В 2-3 года, когда ребенок поступает в детский сад, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками, возникают конфликты в детском коллективе в основном из-за ситуаций обладания каким-либо привлекательным предметом, игрушкой. В 3-4 года ребенок пока еще не осмеливается открыто переносить негативные эмоции на родителей, поэтому свою злость ребенок направляет на другой, более безобидный объект.

В норме, агрессия спадает к семи годам, дети уже умеют решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становятся менее эгоцентричными. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства.

Все формы проявления агрессивности объединены общей целью — попыткой контролировать ситуацию и управлять ею. Чтобы ребенка назвать агрессивным, необходимо определить, нападает ли он первым, на кого нападает и как часто он это делает.

Как правило, агрессивным детям свойственны следующие черты:

— низкая самооценка

-сниженный уровень произвольности

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков

— недоразвитость игровой деятельности

-нарушения в отношениях со сверстниками.

Причины появления агрессии у детей-дошкольников могут быть самыми разными.

Самую значимую и решающую роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье. Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Желание ребенка привлечь к себе внимание в семье или группе сверстников подталкивает его к проявлению агрессии.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Характер наказаний, применяемых для подавления гнева у ребенка, также имеет прямое отношение к возникновению отрицательных качеств личности. В таких ситуациях, как правило, родителями используются два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показывают, что попытки резкого подавления агрессивности у своих детей не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Профилактика агрессивного поведения

1.Очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви будут способствовать успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

2.Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, подавая личный пример оказания заботы о других, помощи, сочувствия и т.д. Последовательность в своих действиях по отношению к детям также необходима. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые не понимают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

3.Следует предъявлять детям разумные требования, при этом настаивать на выполнении, ясно давая понять, чего от них ждут.

4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Это неизбежно приведет к появлению в характере ребёнка таких черт, как злость, жестокость и упрямство.

5.Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Если у ребёнка будет возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков, это приведет к развитию чувства ответственности за своё поведение.

Взрослые должны дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды и научить говорить о своих чувствах, называя вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Чем больше агрессии будет со стороны родителей, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

1.Следует создать условия для физической активности детей: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.

2.Педагоги и родители могут показать детям приемлемые способы выражения подавленного гнева:

-предложить ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать;

-дать послушать музыку, громко попеть или покричать;

-попросить ребёнка нарисовать чувство гнева;

-оставить ребенка одного в комнате и предложить высказать всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.

3.Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, обращая особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.

4.Контроль над собственным поведением не позволит ребенку повторять агрессивные действия.

5.Готовность выслушать ребёнка позволит узнать, что его волнует, научит прямо говорить о своих чувствах.

6.Следует понять, что полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний бессмысленно. Ему все равно рано или поздно придется столкнуться с обидой, гневом и жестокостью. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам. Он должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.

Таким образом, если дети в дошкольном детстве овладеют умениями находить мирные способы предотвращения агрессии, правильно выражать эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию, у них в будущем не возникнет проблем в коммуникации с окружающими.

Родителям важно помнить, что агрессия – это не только деструктивное поведение, приводящее к негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.

Список литературы:

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? [Текст] /Е. Е. Алексеева. – Спб.: Речь, 2008. — 288 с.

2. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. — М.: Сфера, 2007. – 272 с.

3.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — М.: Айрис-пресс, 2004.

4.Смирнова, Е. О. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2002. — №1.

5.Сазонова, Н. П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Н. П. Сазонова, Н. В. Новикова. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 128 с.

Опубликовано: 14.08.2017

Агрессивность у детей дошкольного возраста

Содержание:

Стадии развития детской агрессивности
Если ребенок кусает в яслях других детей
Если в детском саду ребенок часто дерется или просто бьет других детей
Причины агрессивного поведения ребенка
Консультация у детского психолога или психоаналитика

Агрессия — часто возникающая и, в общем, нормальная для ребенка реакция, и проявляется агрессивность в разных формах.

Младенчество, или — в понимании психоаналитиков — оральная стадия1. С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто ей назло. Окончание младенчества, или — в понимании психоаналитиков — анальная стадия2. Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

— В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.
— По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.
— Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь — с сестрами и братьями.
— Положительная сторона агрессивности — это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Агрессивность ребенка вызывает тревогу, если становится для малыша единственным средством самовыражения или самозащиты. В таких случаях агрессивность можно рассматривать как проблему более или менее серьезную, но не стоит отчаиваться, полагая, будто все непоправимо.

К родителям работники детского сада обращаются только в тех случаях, когда ребенок агрессивно ведет себя в коллективе.

Однако ничуть не меньше надо беспокоиться, когда у ребенка наблюдается чересчур сильное подавление собственной агрессивности или страх перед агрессивностью других: и то и другое способно помешать нормальной жизни малыша в группе. И в том и в другом случае ему требуется помощь.

Если ребенок кусает в яслях других детей

Такое поведение встречается достаточно часто, пугаются его в равной степени и родители детей-жертв, и родители ребенка-агрессора, хотя на самом деле в том, что младенец нескольких месяцев от роду покусал других младенцев, нет ничего трагического.

Ваш ребенок проходит в это время первую, оральную, стадию развития, при которой познание мира идет главным образом через рот. Младенец тащит в рот что попало, любую игрушку сосет по-настоящему или только посасывает, обслюнявливает, «целует» или «пожирает», и подавить его неосознанную оральную агрессию в это время еще трудно. Однако нередки случаи, когда, увидев, что сосед по манежу, в отношении которого проявлена такая агрессия, расплакался, ребенок-агрессор не просто удивляется этому, но пугается, если не приходит в ужас от сделанного.

Необходимо четко сформулировать запрет. Франсуаза Дольто3 без стеснения напоминала даже самым крошечным детишкам, что одна из основ современного общества — запрет на каннибализм!

Ребенку надо объяснить — причем так, чтобы он понял: укушенному становится очень больно, и именно поэтому взрослые сразу же бросаются его защищать. А вот что взрослый ни в коем случае не должен делать — это кусать ребенка-агрессора («Пусть поймет, каково укушенному!»): давать за обиженного сдачи — очень плохой пример запрета!

Нужно следить за тем, чтобы малыш не вжился в образ агрессора. Если, запрещая ему кусаться, вы станете при нем расхваливать других, более спокойных, детей, называть их «лапочками» и «солнышками», это может только закрепить агрессивность в поведении вашего дитяти.

Одно из важнейших условий для воспитателя: проблему следует решать внутри коллектива, без особого вмешательства родителей, привлекая в случае необходимости работающих в яслях психологов.

Если в детском саду ребенок часто дерется или просто бьет других детей

Агрессивность, которая проявляется, когда малыш впервые приходит в детский сад, то есть когда ему около трех лет, может быть знаком того, что ему трудно расставаться с мамой или приспосабливаться к садику.

Агрессивному ребенку чаще всего трудно понять сигналы, которые посылают ему другие дети. Иногда он слишком остро реагирует на то, что кажется ему угрозой или насмешкой, а когда его за это наказывают, воспринимает наказание как несправедливое.

Агрессивному ребенку иногда кажется, будто на него нападают, — даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет. Этот страх перед тем, что на тебя нападут, выливается порой в самоотождествление жертвы агрессии с агрессором4.

Следите за собой, за собственными реакциями! Конечно, очень неприятно, когда тебя вызывают в детский сад из-за того, что твой ребенок плохо себя ведет, и даже если воспитатели не слишком драматизируют происходящее, родителям за ребенка стыдно, но это не значит, что надо, вернувшись домой, строго малыша наказать. Наказание может быть чрезмерным даже в том случае, если вы чересчур возбужденно расспрашиваете его о том, что случилось в садике. «Ножницы» между тем, что, с его точки зрения, случилось и вашей на это реакцией способны привести малыша в полное замешательство.

— Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия.

— Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.

— Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей.

Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически. Однако не следует видеть в агрессивном поведении трехлетнего малыша знак того, что он вырастет асоциальным типом. Иногда, конечно, такое случается, но крайне редко.

Причины агрессивного поведения ребенка

Замечайте все, что может питать агрессивность вашего ребенка

— Благоприятствовать проявлениям агрессивности ребенка может насилие, пассивным свидетелем которого он стал, увидев в телепередаче или видеоигре. Ограничивайте время, которое малыш проводит перед экраном, и строго отбирайте то, что он смотрит.

Насилие в семье. Сегодня уже хорошо известно, что насилие, которое родители проявляют по отношению друг к другу, очень плохо отражается на детях и может сказаться на их поведении в детском саду.

Постарайтесь увидеть, что стоит за агрессивностью ребенка, не зацикливаясь только на ней.
За агрессивным поведением следует искать переживаемую ребенком эмоциональную боль.

— Если ваш ребенок страдает из-за соперничества в семье с братьями и сестрами, агрессия по отношению к детям из его группы в детском саду может быть способом переноса на них этих своих страданий.

— Ваш ребенок может страдать из-за развода родителей.

Агрессивное поведение часто выдает скрытую уязвимость.

— Когда во время сильных переживаний происходит «короткое замыкание» способности думать, а эмоции не находят выражения в словах, агрессивное поведение становится единственным средством привлечь внимание к своим невзгодам.

Случается также, что агрессивным поведением маскируется депрессия. Ребенок неохотно признает, что внутренне уязвим, и ему кажется, что агрессивным поведением он доказывает свою силу.

Для того чтобы научиться представлять себе ситуацию с точки зрения ребенка, требуется много терпения:

  • но это не означает, что вам нужно одобрять любое его поведение.
  • тем не менее должны быть сразу и четко обозначены границы допустимого.

Консультация у детского психолога или психоаналитика

Естественным и логичным следствием ваших размышлений о тайных страданиях малыша, которыми и объясняется его странное или агрессивное поведение, может стать консультация у детского психолога или психоаналитика.

— Необходимо, чтобы ваш ребенок понимал: визит к специалисту — отнюдь не наказание.
— Психолог, психоаналитик, детский психиатр существуют не для того, чтобы читать ребенку мораль, но и не для того, чтобы подменить вас и проявить власть там, где вы, как вам кажется, ее утеряли.
— Нужно, чтобы ваш ребенок проникся к выбранному вами специалисту полным доверием, иначе разговор с ним окажется невозможен. При этом совершенно нормально, если малыш не сразу примет необходимость такого разговора, ибо, во-первых, ему может быть стыдно, а во-вторых, вполне может оказаться, что причина его истинных страданий совсем в другом.

1 Оральная стадия в психоаналитической теории 3. Фрейда — начальная психосексуальная стадия, младенец получает основные впечатления от стимуляции ротовой полости и зоны вокруг рта. Оральные потребности удовлетворяются, прежде всего, во время грудного кормления, но также путем сосания пальца или засовывания в рот находящихся рядом предметов. Фрейд полагал, что к концу первого года жизни ребенка оральная фаза сменяется анальной. (Здесь и далее, если специально не обозначено — примеч. перевод.)

2Анальная стадия психосексуального развития — второй этап генетической концепции 3. Фрейда. Характеризуется этот период тем, что удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год жизни.

3 Франсуаза Дольто (1908-1988) — французский педиатр и детский психиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности, тонкий и одаренный клиницист. Кроме того, Дольто стала известной благодаря огромной общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей» не только у себя на родине, но и по всему миру.

4 Самоотождествление жертвы с агрессором (или стокгольмский синдром) — защитная реакция, при которой субъект, стремясь выжить, уподобляется агрессору, то есть принимает его мотивы, ценности, установки и жизненные позиции.

Читайте также:
«Детская агрессивность и её причины» — родительское собрание. 4 класс..
Агрессивное поведение детей младшего возраста.
Агрессивный ребенок — что делать?

Снижение дошкольной агрессии — Институт Уотсона

Авторское право и условия использования

© Copyright 2023 Институт Ватсона. Институт Ватсона (Watson) призывает вас получать доступ и распечатывать материалы с нашего веб-сайта www.thewatsoninstitute.org только для личного использования. Любой другое копирование, ссылка на другой веб-сайт, запись в блоге или социальную сеть, распространение, модификация, передача или распространение содержимого веб-сайта без предварительного письменного разрешение Ватсона. Посмотреть полные условия использования.

Искать:

  • Ситуация

    Я работаю помощником по уходу за детьми после школы и работаю с детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Сейчас в моей группе есть 4-летний ребенок, который проявляет крайние признаки насилия. В одну минуту с ней все в порядке, но когда ее раздражают, иногда просто из-за того, что ей не разрешают быть лидером линии, она впадает в приступ ярости. Она бьет, пинает, кусает, шлепает, таскает за волосы и одежду и кричит. Обычно все это направлено на меня или другого учителя, но также и на других детей. При этом она оставила синяки и следы на людях. Ее мать говорит, что чувствует, что мы ее провоцируем, и это наша вина.

  • Сводка

    Агрессивное поведение может пугать и разочаровывать лиц, осуществляющих уход, и специалистов. Для определения вмешательств или способов снижения такого поведения очень важно определить функцию или причину такого поведения. Диаграмма ABC может предоставить информацию о функции или причине.

    В настоящее время исследования показывают, что распространенными причинами являются: проблемы с общением, разочарование, бегство/избегание, попытка получить что-то или возможные сенсорные проблемы.

    Примеры способов уменьшения такого поведения включают подкрепление альтернативного поведения, использование визуальной поддержки для вовлечения учащихся, предоставление систем связи и замену поведения. Ниже приведены примеры этих стратегий, а также ресурсы для доступа к дополнительной информации.

  • Определение

    ABC-диаграмма — ABC-диаграмма или диаграмма предшествующих событий, поведения и последствий — это наблюдательный инструмент, помогающий определить функцию поведения. Наблюдатель отслеживает и записывает то, что происходит до поведения, то поведение, которое происходит, и то, что происходит после того, как поведение происходит. Как только функция определена, можно определить вмешательство.

     

    Подкрепление альтернативного поведения. Подкрепление предоставляется, когда ребенок использует другое, более подходящее поведение. Примером может служить уместное использование устройства связи в противовес агрессивному поведению.

     

    Структурированный выбор. Вариант структурированного выбора — это вмешательство, которое дает ребенку чувство контроля над ситуацией, предоставляя выбор. Вмешательства структурированного выбора используются для предотвращения или деэскалации мешающего поведения, а также для увеличения надлежащего поведения

     

    Визуальная поддержка. Визуальная поддержка — это инструменты, которые поддерживают понимание ребенком событий в течение дня и помогают уменьшить тревогу. Визуальная поддержка может включать изображения, слова, объекты, расположение среды, визуальные подсказки в среде, расписания, временные шкалы и сценарии.

  • Краткая информация

    • Возраст ребенка: 3-5, 6-10, 11-13, 14-17
    • Усилия по планированию: Умеренный
    • Уровень сложности: Умеренный
  • Предпосылки

    Завершение диаграммы ABC с указанием того, что происходит до, во время и после поведения, чтобы определить причину.

  • Процесс

    1. Начните процесс, заполнив форму, называемую ABC-диаграммой , которая предоставит информацию о поведении. Отметьте на графике, что происходило непосредственно до, во время и после (относится к реакциям окружающих ребенка) проявлений поведения. Важно работать со всеми взрослыми, имеющими отношение к ребенку. Если поведение происходит дома, родители и персонал должны работать вместе, чтобы определить причины.

    2. С помощью этой информации попытайтесь определить, нуждается ли ребенок в помощи в общении, чего-то хочет, расстроен, пытается избежать деятельности или человека, получает сенсорную информацию или ищет внимания взрослых.

    3. Как только вы почувствуете уверенность в функции/причине поведения, начните принимать решение о подходящем вмешательстве или стратегии, которые уменьшат поведение.

    • Если причина связана с неспособностью общаться, поработайте с логопедом и всеми членами команды (персонал и семья), чтобы определить наилучший способ общения. Это может включать использование изображений или вспомогательного устройства. Поддерживайте ребенка в использовании системы для доступа к чему-либо, привлечения внимания взрослых или сообщения соответствующего «нет».
    • Если поведение возникает, когда к ребенку предъявляются требования, подумайте о снижении требований и построении структурированного выбора. В случае линейного лидера предоставление выбора в отношении того, в какие дни он может быть линейным лидером, может дать ощущение контроля. Размещение ее фотографии в календаре на эти дни может оказать визуальную поддержку.
    • Если установлено, что поведение связано с органами чувств, постарайтесь предоставить подробный график, включающий двигательную активность, которая может включать: позы йоги, прыжки, отжимания от стены и/или дыхательные упражнения.
    • Составьте наглядное расписание ежедневных занятий дома и в школе. Если учащийся может видеть, что будет происходить в расписании, это может помочь уменьшить тревогу, которая может привести к ненадлежащему поведению. В случае, если речь идет о том, чтобы быть первым в очереди, предоставьте расписание для дней, когда учащийся стоит первым в очереди.
    • Если замечено, что ребенок ведет себя соответствующим образом, подкрепляйте, подкрепляйте и подкрепляйте!

    Заручитесь поддержкой специалиста по поведению, если агрессивное поведение имеет высокий уровень/интенсивность или если поведение сохраняется после применения стратегий.

     

  • Документы и сопутствующие ресурсы

Помощь маленьким детям в направлении их агрессии

Стратегии воспитания для управления агрессивным поведением у маленьких детей.

Спросите любого родителя, хочет ли он, чтобы его ребенок был агрессивным человеком, и вы, скорее всего, получите более одного ответа. В конце концов, агрессия связана как с одобряемым, так и с неодобряемым поведением в нашем сознании и в нашем обществе — как с энергией и целеустремленностью, которые помогают нам активно справляться с жизненными трудностями, так и с вредными действиями и разрушительными силами.

Большинство из нас хотят, чтобы наши дети могли постоять за себя, когда другие грубо обращаются с ними. Мы надеемся, что они не будут затевать драки, но в случае нападения смогут справиться с нападающим и не будут подавлены. Научить ребенка находить здоровый баланс между слишком сильным и слишком слабым агрессивным поведением, вероятно, является самой сложной задачей взросления.

Согласно теории развития, агрессивные импульсы или побуждения рождаются у человеческого ребенка и являются решающим аспектом психологической жизненной силы и выживания. В ходе здорового развития эти влечения обычно выражаются в различных формах поведения в разном возрасте и с помощью родителей и других людей постепенно переходят под контроль индивидуума — сдерживаются, направляются и регулируются, но никоим образом не подавляются. .

Агрессия является частью здорового развития

В течение первого года жизни младенцы не часто считаются агрессивными, и тем не менее встречи, в которых младенец толкает, тянет или применяет силу к другому, являются признаками направленной вовне энергии и настойчивости. которые отражают здоровое созревание агрессии. Но 9-месячный ребенок, который таскает вас за волосы, не знает, что это может быть больно — это делается в том же буйном и игривом духе, что и в других занятиях. Только на втором году, когда у ребенка развивается более четкое осознание своей обособленности как личности — «я» и «ты», — он может начать понимать, что он на кого-то сердится, и вести себя с умышленной силой. Обычно мы не говорим о жестокости или враждебности ребенка по отношению к другим людям до тех пор, пока не наступит второй год жизни. Даже тогда он недостаточно знает о причине и следствии, чтобы понять последствия своего действия или как регулировать свое поведение по отношению к другим. Когда ваш 15-месячный ребенок разбивает хрупкий предмет, он захвачен наслаждением самоуверенности, не предвидя ее результата.

Родители иногда рассказывают мне о своем малыше, который «лучше знает», чем ударить или укусить. Они считают, что это так, потому что, когда его ругают, он выглядит пристыженным. Малыш понимает не то, что он кого-то обидел или что-то разрушил, а то, что он заслужил неодобрение своих родителей. И наоборот, когда его хвалят за мягкость с другим, он знает и доволен тем, что его одобряют за такое поведение в данный момент. Потребуется время и множество напоминаний, прежде чем он поймет, что не бить и не кусать можно во многих ситуациях. Маленькие дети, особенно до 3,5 лет, едва ли знают свою силу. Различия между поцелуем и укусом, между похлопыванием и ударом, между подталкиванием и толканием кого-то не понимаются автоматически, и детям нужно много напоминаний: например: «Позвольте мне показать вам, как погладить ребенка (или домашнюю собаку, или папину щека)»; «Поглаживание приятно. Удар может причинить боль»; или «Делайте это мягко (или осторожно), вот так».

Обучение тому, «Чего ожидать» в разном возрасте и на различных стадиях

Как и в случае развития маленьких детей в других областях, социализация агрессии состоит из стадий и фаз, и стоит потратить время на то, чтобы узнать кое-что об этом. какое поведение ожидать в разном возрасте. Если вы понимаете, на что способен младенец, малыш или четырехлетний ребенок, вы можете скорректировать свои действия и обучение в соответствии с реалистичными ожиданиями и избавить себя от беспокойства и разочарования. Вам не нужно беспокоиться, представляя, что вашему малышу, который очень злится и очень плохо контролирует свою агрессию, когда он разочарован или расстроен, суждено стать злым, деструктивным, неконтролируемым 4-, 10- или 20-летним. С другой стороны, если ваш 4-летний ребенок имеет частые вспышки агрессии и, кажется, не беспокоится о последствиях своей агрессии или даже, кажется, получает удовольствие от причинения вреда другим, вы правы, беспокоясь и ища способы помочь ему. к более здоровому поведению.

Стратегии воспитания для управления агрессивным поведением очень маленьких детей

Как же тогда родителям сдерживать и направлять агрессию своего ребенка, не подавляя ее слишком суровыми действиями? Хотя точного рецепта не существует, вот 12 советов, которые могут помочь вам дать ребенку то руководство, в котором он нуждается.

  1. Ограничения — часть любви.  Имейте в виду, что чувство любви и нежной заботы вашего ребенка создает основу для принятия им руководства, которое вы будете давать ему по мере его роста. Дети, которые чувствуют себя любимыми, большую часть времени хотят угодить своим родителям и откликаются на их указания. Наложение разумных ограничений на поведение вашего ребенка является частью любви к нему, точно так же, как кормление, утешение, игра и выполнение его желаний.
  2. Попытайтесь выяснить, что спровоцировало агрессивное поведение вашего ребенка.  Спросите себя, что могло его вывести из себя — ваше поведение или поведение другого человека, или что-то еще в ситуации; возможно, он переутомился или плохо себя чувствует физически. Торопливость, резкое обращение, отказ в том, что он хочет, даже неспособность сделать то, что он пытался сделать с игрушкой или физической активностью, часто вызывает чувство разочарования и гнева, которые приводят к агрессивному поведению.
  3. Используй то, что знаешь.  Используйте то, что вы знаете о темпераменте, ритмах, предпочтениях и чувствительности вашего ребенка. Например, если вы знаете, что он раздражителен или угрюм в первый час дня или становится очень не в духе, когда устает или голоден, вы не будете выбирать это время, чтобы просить многого о контроле.
  4. Будьте ясны.  Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он делал или не делал в конкретной ситуации (но постарайтесь не читать длинную лекцию). Ваш ребенок будет знать о вашем неудовольствии по тону вашего голоса, а также по тому, что вы говорите. Важно, чтобы вы постарались четко выразить свое неодобрение. Однако длинные лекции и мрачные прогнозы обычно контрпродуктивны. Сказать 3-летнему ребенку, что ей нельзя смотреть телевизор в течение 2 недель, если она ударит своего младшего брата, может расстроить ее, но вряд ли поможет ей понять и развить свои собственные способности. Лучшая причина в том, что вы не хотите, чтобы она ударила его, потому что это больно. То, что вам не нравится такое поведение, является вашим самым эффективным сообщением. Любому маленькому ребенку, заслужившему неодобрение родителей, помогает напоминание о том, что его любят, даже если вам не нравится его поведение.
  5. Будьте внимательным наблюдателем.  Когда ваш маленький ребенок играет с другими детьми, следите за ситуацией, но старайтесь не зависать. То, что начинается с игривой возни, бега и погони или обмена игрушками, может быстро перерасти в битву между детьми, и им может понадобиться судья. Однако бывают случаи, когда вы можете позволить маленьким детям решать вопросы между собой. Возраст, конечно, влияет.
  6. Использовать перенаправление.  Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, а вам это не нравится, прекратите такое поведение и дайте ему другое занятие. Вы можете предложить и помочь начать новое занятие или, возможно, направить его туда, где он сможет разрядить агрессивные чувства, не причиняя вреда ни себе, ни другим, ни игрушкам, ни домашнему питомцу. Например, может быть использован угол, в котором есть что ударить, или ударить, или бросить. Например, вы можете сказать: «Если вам хочется ударить, идите и ударьте по подушке (или боксерской груше), но вы не можете ударить собаку (или ударить молотком по столу)». Такая возможность не только помогает ребенку разрядить некоторые агрессивные чувства, но и помогает ему понять, что для таких действий может быть предусмотрено время и место.
  7. Быть тренером.  Если позволяет время, продемонстрируйте, как вести себя в ситуации конфликта между детьми. Например, если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете научить его использовать несколько слов, чтобы избежать или урегулировать конфликт. Двухлетнему ребенку можно помочь держаться за игрушку и говорить «нет» или «мое», вместо того чтобы постоянно толкаться или плакать, когда другой ребенок пытается взять игрушку. Детям нужны конкретные предложения и демонстрации со стороны взрослых, чтобы узнать, что существуют эффективные способы разрешения разногласий, более приемлемые, чем физическое нападение и возмездие.
  8. Использовать язык.  Если у вашего ребенка есть языковые навыки, помогите ему объяснить, на что он злится. Если вы можете догадаться, а он не может сказать, сделайте это за него, например: «Я думаю, ты злишься, потому что не можешь пойти поиграть с Джонни. Я знаю, что ты чувствуешь, но сегодня уже поздно идти» (или по какой-то другой причине).
  9. Спросите себя, посылаете ли вы своему ребенку «неоднозначные сообщения» о его агрессивности.  Если вы говорите «Не бей» или «Веди себя хорошо», когда вы не так тайно наслаждаетесь агрессивным поведением вашего ребенка по отношению к кому-то другому, он будет сбит с толку, и такие путаницы, как правило, затрудняют развитие самоконтроля.
  10. Будьте образцом для подражания.  Имейте в виду, что родители являются наиболее важными образцами поведения и того, как использовать агрессию здоровым образом. Если социальные обмены в вашей семье включают в себя много споров или драк в присутствии или слышимости ваших детей, вы можете рассчитывать на то, что они это подхватят. Домашняя обстановка, подобная этой, может быть небезопасной и нездоровой для всех членов семьи. Если вы справляетесь с агрессивным партнером, позвоните на национальную горячую линию по вопросам домашнего насилия по телефону 1-800-799-7233 или 1-800-787-3244 (TTY) для получения поддержки, убежища или услуг или посетите сайт Stop Family Violence для получения дополнительной информации. на получение необходимой поддержки и помощи.
  11. Избегайте порки.  Подумайте о реальных недостатках физического наказания для вашего ребенка. Дети часто вызывают гнев у взрослых, когда провоцируют, дразнят, ведут себя упрямо или нападают на других. Если ваша практика состоит в том, чтобы бить или физически наказывать вашего ребенка каким-либо другим способом за такое поведение, вам нужно очень тщательно подумать о том, чему он учится при этом.
  12. Будьте терпеливы; обучение требует времени.  Научиться любить других и жить в разумной гармонии с другими происходит постепенно и в течение многих лет.