Агрессивность у детей дошкольного возраста – . , — .

Содержание

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2395/ (дата обращения: 23.11.2019).

Детская агрессивность – одно из
тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться
со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема
управления агрессивным поведением остаётся для них чрезвычайно
важной.


Под агрессивностью понимают действия ребенка,
направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба)
другому человеку или самому себе 2,
с. 117. Ребенок также может
проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.


Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов
кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает
животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги
братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д.
Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут
свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д.


Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с
самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется
почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не
поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего,
вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием,
кусанием, драчливостью.


К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат
настойчивее. В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в
детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д.
Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками
как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания
действий, направленных на другого.


В этот период конфликты между детьми чаще всего
возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление
агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и
отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и
воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой
агрессии, то в результате могут формироваться символические формы
агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и
другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии 1,
с. 107.


Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте
усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же
время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта,
запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в
конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским
“нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую
депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих
потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации.
Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны
родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому,
что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции 3,
с. 125.


Однако если раньше родители на агрессивность ребенка
реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением
удовольствий, изоляции.


А. Фромм, указывает на существование феномена
“перенесения”, который в три-четыре года является одной
из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не
осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и
переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный
объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего
потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же
ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с
применением угроз и наказаний.


Ребенок к актам насилия может относить довольно широкий
спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение
лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным
тоном.


Проблема агрессивности в младшем дошкольном возрасте
совпадает с кризисом трех лет.


Как считал Д.Б. Элькомн, кризис трех лет – это
кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис
своего “Я”. Л.С. Выготский указывал, что в данных
симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не
доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо,
которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается
впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого
времени. Из “беби”, которого носили на руках, он
превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее
или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.


В кризисе трех лет происходит то, что называют
раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать,
игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со
злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает
на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к
самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не
закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы
впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов
действий и отношений в окружающем мире.


Феномен “Я сам” означает не только
возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно
отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого
отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни.
Детский мир из мира ограниченного, с точки зрения взрослых, что
обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы,
отсюда неумение управлять своими эмоциями.


С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с
другой – слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно
родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими
ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.


В этот период детства родители “консолидируются”
и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”.
И, конечно, родители для этого используют любые средства.


От детей требуют соответствия родительским
представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную
“покорность”. Но, несмотря на то, что преобладают
негативные отношения с взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся
к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И,
если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают
глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному
снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности
по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями
своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается
применением физической силы и грубости по отношению к “своему
милому беби”.


Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком, и
друг с другом из-за его воспитания. А в этом случае, при воспитании
детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у
ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать
непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность.
Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое
ближайшее окружение – сверстников.


Несмотря на всю активность и кажущуюся
самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения
пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в
этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи
взрослых.


Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну
общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию,
воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо
своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного
поведения, вероятно, приводится в действие врождёнными механизмами,
некой внутренней мотивирующей силой.


Существуют две главные формы агрессии, с которыми
приходится сталкиваться родителям. Первая – недеструктивная
агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение,
направленное на достижение цели и тренировку. Другая форма –
враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее
боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание
отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают
множество личных проблем и заставляют страдать окружающих.
Деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и
контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного
дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать
деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля.


Родителям нужно знать, что существуют возможности
модификации возникающей у ребёнка враждебности. Они в основном
зависят от того, насколько благоприятны отношения между ребёнком и
родителями. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера
взаимоотношений помогут ребёнку избежать значительных испытаний, боли
и сохранить эмоциональное благополучие.


Всё разнообразие взаимодействий между родителями и
детьми может быть распределено по группам. Выделено родителями и
детьми, положительная сторона которых может быть усилена, а
чрезмерная враждебность – смягчена.


1. Помощь в преодолении чувства чрезмерного
неудовольствия. Это помощь ребёнку, когда он находится на грани
мобилизации враждебности. Наилучший период проработки враждебности
ребёнка, вне зависимости от того, избыточна она или нет, –
ранняя стадия её генерации.


2. Разрешить ребёнку быть в разумных пределах
независимым означает делать дом безопасным и пригодным для
удовлетворения любознательности ребёнка, создать «детоустойчивый»
дом. Маленькие исследователи с огромным удовольствием и энергией
осваивают новую для них среду. Это удовольствие, однако, можно легко
испортить, превратив, по сути, в неудовольствие, если
исследовательская активность ребёнка постоянно ограничивается.


3. Установление ограничений часто является камнем
преткновения в отношениях между родителями и ребёнком. Заботясь об
интересах ребёнка, родители без особой необходимости устанавливают
жёсткие рамки запретов, которые вызывают в ребёнке протест, а значит,
создают почву для мобилизации враждебности. Избирательность
волеизъявления родителей при установлении ограничений, разумное
регулирование конфликтов помогают избегать проявлений гнева, а также
и чувства вины, если гнев не сдерживался.


4. Обучение ребёнка тому, как справляться с раздражением
и выражать его разумными и приемлемыми средствами, – это
ключевая задача воспитания. Враждебно настроенный ребёнок не есть
«воплощение зла», его агрессивность – результат
неумения сдерживать свои эмоции, неумение приемлемыми средствами
выразить своё неудовольствие и раздражение. Помогая ребёнку выразить
те чувства, которые ему в тягость, родители обеспечивают ему защиту и
поддержку.


5. Преодоление вспышек раздражения и ярости со стороны
детей по значимости стоит среди наиболее серьёзных и критических для
развития событий – как в жизни ребёнка, так и родителей. Вполне
вероятно, что детские вспышки раздражения (припадки ярости) создают
для родителей больше сложностей, чем встречается в любом другом типе
взаимоотношений. Вспышки раздражения и ярости являются не просто
средством разрядить скопившуюся враждебность и ненависть, они
способны навсегда зафиксировать эти чувства в психике ребёнка.
Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь
первоочередное значение.


6. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия,
болезненные эмоциональные переживания могут также мобилизовать
враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство
и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким.
Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной и
непосредственной или в скрытой форме, может вызвать сильное
страдание, желание нанести вред себе или другим. Ревность вызывает
желание мстить. Установление гармоничных отношений между родителями и
ребёнком – это, как мы полагаем, главнейший залог здорового
эмоционального развития наших детей. Гармоничные отношения доставляют
чувство огромного удовлетворения родителям в их трудном деле
воспитания личности, их каждодневные усилия обогащают жизнь.

Литература:


  1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ.
    А.Б. Леоновой. Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. –
    М.: Прогресс, 1985.


  2. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.


  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и
    коррекция. – Минск, 1996.

moluch.ru

Материал на тему: Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста

Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, касанием, драчливостью. Согласно А.Валлону, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.

Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое “Я сам!” — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х — 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А.Фурмнов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию — ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

А. Фромм указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением уроз и наказаний.

По мнению С.А.Заваражкина, что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса — сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление быть главным;
— защита и месть;
— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессивности: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— сниженную самооценку;
— нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
А.Социализированная. 
Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.  У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.
Б.Несоциализированная. 
Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. Особенности агрессивности детей:
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы существования человека.
2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Агрессивность детей младшего (дошкольного) возраста. 
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись — бей всех подряд».
В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер — дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.
Как замечает А. Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.  В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых — родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

nsportal.ru

Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: Агрессивность у детей дошкольного возраста — рекомендации родителям!

 

Агрессия — часто возникающая и, в общем, нормальная для ребенка реакция, и проявляется агрессивность в разных формах.

Младенчество, или — в понимании психоаналитиков — оральная стадия. С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто ей назло. Окончание младенчества, или — в понимании психоаналитиков — анальная стадия. Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

— В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.
— По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.
— Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь — с сестрами и братьями.
— Положительная сторона агрессивности — это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Агрессивность ребенка вызывает тревогу, если становится для малыша единственным средством самовыражения или самозащиты. В таких случаях агрессивность можно рассматривать как проблему более или менее серьезную, но не стоит отчаиваться, полагая, будто все непоправимо.

К родителям работники детского сада обращаются только в тех случаях, когда ребенок агрессивно ведет себя в коллективе.

Однако ничуть не меньше надо беспокоиться, когда у ребенка наблюдается чересчур сильное подавление собственной агрессивности или страх перед агрессивностью других: и то и другое способно помешать нормальной жизни малыша в группе. И в том и в другом случае ему требуется помощь.

Если ребенок кусает в яслях других детей

 

Такое поведение встречается достаточно часто, пугаются его в равной степени и родители детей-жертв, и родители ребенка-агрессора, хотя на самом деле в том, что младенец нескольких месяцев от роду покусал других младенцев, нет ничего трагического.

Ваш ребенок проходит в это время первую, оральную, стадию развития, при которой познание мира идет главным образом через рот. Младенец тащит в рот что попало, любую игрушку сосет по-настоящему или только посасывает, обслюнявливает, «целует» или «пожирает», и подавить его неосознанную оральную агрессию в это время еще трудно. Однако нередки случаи, когда, увидев, что сосед по манежу, в отношении которого проявлена такая агрессия, расплакался, ребенок-агрессор не просто удивляется этому, но пугается, если не приходит в ужас от сделанного.

Необходимо четко сформулировать запрет. Франсуаза Дольто без стеснения напоминала даже самым крошечным детишкам, что одна из основ современного общества — запрет на каннибализм!

Ребенку надо объяснить — причем так, чтобы он понял: укушенному становится очень больно, и именно поэтому взрослые сразу же бросаются его защищать. А вот что взрослый ни в коем случае не должен делать — это кусать ребенка-агрессора («Пусть поймет, каково укушенному!»): давать за обиженного сдачи — очень плохой пример запрета!

Нужно следить за тем, чтобы малыш не вжился в образ агрессора. Если, запрещая ему кусаться, вы станете при нем расхваливать других, более спокойных, детей, называть их «лапочками» и «солнышками», это может только закрепить агрессивность в поведении вашего дитяти.

Одно из важнейших условий для воспитателя: проблему следует решать внутри коллектива, без особого вмешательства родителей, привлекая в случае необходимости работающих в яслях психологов.

Если в детском саду ребенок часто дерется или просто бьет других детей

Агрессивность, которая проявляется, когда малыш впервые приходит в детский сад, то есть когда ему около трех лет, может быть знаком того, что ему трудно расставаться с мамой или приспосабливаться к садику.

— Агрессивному ребенку чаще всего трудно понять сигналы, которые посылают ему другие дети. Иногда он слишком остро реагирует на то, что кажется ему угрозой или насмешкой, а когда его за это наказывают, воспринимает наказание как несправедливое.

— Агрессивному ребенку иногда кажется, будто на него нападают, — даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет. Этот страх перед тем, что на тебя нападут, выливается порой в самоотождествление жертвы агрессии с агрессором.

— Следите за собой, за собственными реакциями! Конечно, очень неприятно, когда тебя вызывают в детский сад из-за того, что твой ребенок плохо себя ведет, и даже если воспитатели не слишком драматизируют происходящее, родителям за ребенка стыдно, но это не значит, что надо, вернувшись домой, строго малыша наказать. Наказание может быть чрезмерным даже в том случае, если вы чересчур возбужденно расспрашиваете его о том, что случилось в садике. «Ножницы» между тем, что, с его точки зрения, случилось и вашей на это реакцией способны привести малыша в полное замешательство.

— Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия.

 

— Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.

— Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей.

Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически. Однако не следует видеть в агрессивном поведении трехлетнего малыша знак того, что он вырастет асоциальным типом. Иногда, конечно, такое случается, но крайне редко.

Причины агрессивного поведения ребенка

Замечайте все, что может питать агрессивность вашего ребенка

— Благоприятствовать проявлениям агрессивности ребенка может насилие, пассивным свидетелем которого он стал, увидев в телепередаче или видеоигре. Ограничивайте время, которое малыш проводит перед экраном, и строго отбирайте то, что он смотрит.

— Насилие в семье. Сегодня уже хорошо известно, что насилие, которое родители проявляют по отношению друг к другу, очень плохо отражается на детях и может сказаться на их поведении в детском саду.

Постарайтесь увидеть, что стоит за агрессивностью ребенка, не зацикливаясь только на ней. 
За агрессивным поведением следует искать переживаемую ребенком эмоциональную боль.

— Если ваш ребенок страдает из-за соперничества в семье с братьями и сестрами, агрессия по отношению к детям из его группы в детском саду может быть способом переноса на них этих своих страданий.

— Ваш ребенок может страдать из-за развода родителей.

Агрессивное поведение часто выдает скрытую уязвимость.

— Когда во время сильных переживаний происходит «короткое замыкание» способности думать, а эмоции не находят выражения в словах, агрессивное поведение становится единственным средством привлечь внимание к своим невзгодам.

Случается также, что агрессивным поведением маскируется депрессия. Ребенок неохотно признает, что внутренне уязвим, и ему кажется, что агрессивным поведением он доказывает свою силу.

Для того чтобы научиться представлять себе ситуацию с точки зрения ребенка, требуется много терпения:

·         но это не означает, что вам нужно одобрять любое его поведение.

·         тем не менее должны быть сразу и четко обозначены границы допустимого.

 

nsportal.ru

Консультация по теме: Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств. Чувства детей часто сменяются, быстро вспыхивают и также быстро гаснут. Одним из важных чувств, переживаемых дошкольником является потребность в любви и одобрении, когда ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. К сожалению сложившаяся во многих семьях система воспитания детей не может обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Родители в воспитательных целях часто прибегают к насилию. Воспитание неизбежно приводит к нанесению травм в результате применения физического и психического насилия. Воспитание всегда было выработкой автоматизма действий, которые не противоречат правилам данного общества. Как отрицательный факт, способствующий проявлению агрессивного поведения, многими исследователями выделяется авторитарный стиль общения в семье, когда взрослые, чувствуя свое превосходство, добиваются от детей слепого, беспрекословного подчинения, исключая любое объяснение, аргументацию: злоупотребляют отрицательными оценками. При таком стиле общения и воспитания уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий, строгость и наказание – основное педагогическое средство. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами в детском саду, во дворе, а потом, повзрослев, в систему общения во вновь образуемую семью.

        Не меньший вред приносит ребенку деспотизм материнской любви – одна из распространенных ошибок в семейном воспитании. Ее истоки в материнском инстинкте, взявшим верх над здравым смыслом. В этом случае инстинкт матери – ее «слепая любовь к ребенку». Жалея своих детей, не желая напрягать свои силы, мать может излишней нежностью ослабить их энергию. Чрезмерное внимание, баловство и изнеживание детей со стороны матери и есть «деспотизм материнской любви». Этот более утонченный, ласковый, мягкий тип авторитарного воспитания не менее опасен, чем деспотизм палки. При мягком деспотизме за ребенка думают все, кроме него самого, его желания предубеждаются в тех границах, в каких это считается нужным. У ребенка, окруженного трогательной заботой матери, не возникает мысли о том, как адаптироваться в современном мире. Он парализован неразумным ласковым воспитанием. Безотчетная, безоглядная материнская любовь, не знающая меры и разума, вредна. Она может развить в ребенке чрезмерную чувствительность, излишнюю уступчивость, которая для мальчиков становится источником серьезных проступков.

        Неблагоприятный климат в семье является источником агрессивного поведения детей. Ссоры и драки между родителями, а также агрессивное поведение их с другими людьми оказывают влияние на поведение ребенка со сверстниками. Зависимость между агрессивностью и злобностью детей, с одной стороны, и распрями между родителями с другой стороны, подтверждаются исследованиями психологов. Представляемые родителями модели поведения влияют на детей. Роль модели доля подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей и одобрение ими агрессивного поведения других являются предпосылками агрессивного поведения их детей.

        Наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые лишают детей возможности радостного проживания своего детства. Дети привыкают к безрадостности. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них остаться на всю жизнь. Печально, что такие дети, вырастая, воспринимают будущее как безрадостный мир, лишенный гармонии.

Система авторитарного воспитания «произвела» в массе своей нынешних отцов и детей, выросших в системе насильственных по форме отношений.  Как могут родители, испытывавшие в детстве насилие от своих собственных родителей, воспитывать своих детей с меньшим использованием насилия? В последние десятилетия увеличилось количество случаев плохого обращения с детьми.

Одной из форм плохого обращения родителей с детьми является эмоциональное отвержение ребенка матерью, которое проявляется прежде всего в неадекватной «расшифровке» эмоциональных реакций ребенка. Это означает, что мать не может удовлетворить потребности ребенка в безопасности и доверии к миру. Невнимание к физическому благополучию ребенка может иногда сопровождаться формальным контролем, прямой агрессией. Чаще эмоциональное отвержение не допускается до сознания взрослого, не желающего выглядеть в глазах окружающих «плохим» родителем. В этом случае родительское эмоциональное отвержение превращается в «воспитательный стиль». Этот стиль  характеризуется стремлением «переделать» ребенка, обилием ограничений, запретов и наказаний. Взрослый получает возможность выражения своей агрессии по отношению к ребенку, которая интерпретируется как повышенная забота и внимание.

        То есть, ребенок выступает как «удобный» объект замещения агрессии, ему приписываются несуществующие недостатки или навязывается определенный «успешный» жизненный сценарий, является компенсацией родительского чувства своей незначительности, восприятия себя как неудачника.

        Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленьких людей, а вместе с ней повышают уровень его тревожности.

        Дети с высоким уровнем тревожности чаще других проявляют агрессивные действия, которые выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-нибудь значимой цели;
  2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  3. как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

        Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.

        Впервые агрессия у детей появляется в конце первого года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

        Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить могут быть формой самозащиты, однако, порождают множество проблем и заставляют страдать окружающих.

        Агрессивные черты в поведении детей мы наблюдаем с первых дней жизни. Даже у новорожденных наблюдаются реакции ярости, т.е. возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.

        Уже в раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности. Они осваивают способы удовлетворять свою ярость с меньшим ущербом для любящих родителей. Враждебные чувства перемещаются во враждебный акт, направленный на другого человека.

        Когда дети действуют агрессивно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Таким образом, деструктированная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ошибки, недоработки, упущения в воспитательной работе, нарушения детско-родительских отношений приводят к неадекватному эмоциональному реагированию, неуверенности в себе, неустойчивости самооценки. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.

        Хвастливость, манерность, капризность и упрямство являются проявлениями агрессии дошкольника. Которая скрывает неуверенность ребенка в себе. Дети с агрессивным поведением любят подшучивать над другими, высмеивать их, искать чужие недостатки, ошибки. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т.д.

        У таких детей в повседневной жизни проявляются различные виды агрессии:

  1. ребенок ругается, прикрикивает;
  2. злорадный смех, циничные замечания, насмешка;
  3. кричит, орет, ругает взрослых и детей;
  4. плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;
  5. коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ от помощи;
  6. бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;
  7. ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;
  8. грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет по голове;
  9. ругает предметы, проклинает, обзывает их;
  10. повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.

        Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола. Исходя из существующего стереотипа мужчина должен быть: смелым, сильным, волевым, целеустремленным, властным, неэмоциональным, логичным, с высоким интеллектом, неразговорчивым и т.д. Таким образом, мальчик должен обладать рядом маскулинных качеств, которые не могут формироваться и проявляться в повседневной жизни, так как воспитывают мальчиков в семье и в детских садах женщины. Они поощряют те черты, которые связаны со стереотипом феминности. Традиционные маскулинные качества не сочетаются с образом идеального ребенка, поэтому мальчики недостаток проявления мужских качеств компенсируют агрессивным поведением по отношению к окружающим. Этих мальчиков привлекает игра со спичками, шумные подвижные игры, игры-сражения. Для них представляет интерес тема насилия в фантазиях, в которых реализуются тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной нормативности, и поэтому вытесняют в область бессознательного. Агрессивная фантазия транслируется в реальные отношения если она не успевает разряжать агрессивные импульсы.

Следует признать, что некоторый уровень агрессивности неизбежен. При воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех потребностей, а следовательно ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования, следовательно родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже, если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать им нормально развиваться. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня, чтобы защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Для этого необходимо воспитывать эмоции дошкольника. Обучение следует строить как на положительных, так и на отрицательных примерах. При сравнении хорошего, доброго с плохим, злым способствует формированию эмоциональной восприимчивости. Эмоциональная восприимчивость определяет умение сочувствовать. С этого умения начинается путь к добру и справедливости.

nsportal.ru

Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему: Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность.

 Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Часть 1.

Особенности психологического развития детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это возраст от 3 до 7 лет — совершенно особенный период развития ребенка.

На этом периоде возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходит изменение и развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у дошкольника элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»). С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более

nsportal.ru

Статья по теме: Статья: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

 Статья: «Агрессивность у детей дошкольного возраста».

(Адресована родителям детей дошкольного возраста и начинающим воспитателям)

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессивности замечаются практически у всех детей.

Следует обратить особое внимание на детей дошкольного возраста, так как именно в этот период данная черта находится на стадии становления. Если не принять предупредительные меры, то у определённой категории детей агрессивность как форма поведения может перейти в качество личности.

Какого ребёнка можно назвать агрессивным?

Для ответа на этот вопрос необходимо понаблюдать за ребёнком и выявить у него критерии агрессивности (разработаны американскими психологами М.Адворд и П.Бейкер).

Критерии агрессивности:

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила
  4. Часто специально раздражает людей
  5. Часто винит других в своих ошибках
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
  7. Часто завистлив, мстителен
  8. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее 6 месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Факторы, влияющие на формирование агрессивности у детей

  • Негативизм матери, отсутствие родительской любви
  • Терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым
  • Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, оскорбление)
  • Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость)
  • Несогласованность требований родителей: у ребёнка нет чётких норм поведения
  • Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний со стороны взрослого
  • Личностные особенности родителей: раздражительная мать, суровый отец, психопатии, психические заболевания
  • Родовые травмы
  • Врождённые  физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребёнка
  • Средства массовой информации, в том числе телевидение

Определённое сочетание и взаимодействие этих факторов создают условия для развития агрессивности в детстве.

Причины проявления агрессивности

  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников
  • Стремление получить желанный результат
  • Стремление стать лидером
  • Защита и месть
  • Желание обидеть другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство

Психологические особенности личности ребёнка, провоцирующие агрессивное поведение

  • Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков
  • Сниженный уровень произвольности
  • Недоразвитость игровой деятельности
  • Сниженная самооценка
  • Нарушения в отношениях со сверстниками

Формы проявления агрессии у дошкольников

  • Вербальная (словесная): ребёнок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет детей
  • Физическая: ребёнок нападает на детей и взрослых, дерётся, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы других детей
  • Косвенная агрессия (носит непрямой характер): ребёнок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, манипулирует другими.

В работе и общении с детьми, проявляющими агрессивность, важно знать, какие формы проявления агрессии можно поддерживать, а какие останавливать.

Приемлемые формы проявления агрессии (что можно)

  •  Создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы,

           драки, войны и т.п.

  • Играть с предметами: разрушать свои постройки, кидать игрушки в определённую не живую цель, корзину, ящик
  • Выражать протест «нет» желательно с объяснением «почему»
  • Бить подушки, боксёрские груши
  • Бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию
  • Заниматься спортивными играми, трудиться

Неприемлемые формы проявления агрессии (нельзя)

  • Оскорблять и унижать других людей
  • Применять физическое насилие по отношению к любым живым объектам
  • Манипулировать чувствами других людей, провоцировать их

Как вести себя родителям?

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т.д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство. Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.

Ребёнок может  и должен выражать свои негативные эмоции, но делать это словами, а не с помощью кулаков. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды. Научите ребёнка говорить о своих чувствах, называть вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Никогда не обзывайте ребёнка или других людей в его присутствии плохими словами – он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше агрессии будет с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют «Неагрессивные модели дисциплинарного воздействия».

  • Терпение.
  • Объяснение. Ребёнку следует объяснить, почему его поведение неправильно, объяснение должно быть кратким.
  • Отвлечение. Надо предложить ребёнку более интересное занятие, чем то, что ему хочется сейчас.
  • Неторопливость. Не надо поспешно наказывать ребёнка, поступок может повториться.
  • Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. У него появится желание ещё раз услышать похвалу.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

Самое главное – научить ребёнка избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Детям необходимо предоставить как можно больше возможностей для разрядки.

Очень активным детям  следует создать условия для движения: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

Вспыльчивым детям можно предложить приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
  • Когда сложно сдержаться, предложите ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать.
  • В момент раздражения, прежде чем что-то сделать или сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.
  • Можно послушать музыку, громко попеть или покричать.
  • Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • Обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.
  • Обсуждать с ребёнком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает в этом персонаже.
  • Следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, повторяя ваши выражения, он копирует ваше поведение.
  • Быть готовым выслушать  ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.
  • Поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям трудно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением). В телепередачах, которые являются для ребёнка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем 5-6 раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не стоит полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний, В реальной жизни избежать гнева, обид и столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам.

Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.

Литература.

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие./ Под ред. Н.М.Платоновой

   СПб.: Речь, 2004

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте:

Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1986

3. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в

    детском саду.- 1999 г. №1

4. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004

nsportal.ru

Консультация на тему: Агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда она проявляется с самого раннего детства. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии.

В дошкольном возрасте появлению агрессивных качеств  могут способствовать:

1. Соматические заболевания, особенно заболевания головного мозга.

2. Стиль воспитания в семье.

3. Косвенно стимулируемая агрессия (сцены насилия по телевидению).

4. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии ребенка.

4. Попустительство взрослых по отношению к агрессивным вспышкам ребенка.

5. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки.

6. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия).

7. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Агрессия бывает вербальной, физической и косвенной. Физическая агрессия выражается в драках, причинении боли и разрушительном отношении к вещам. Обычно такое поведение мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими для ребенка событиями. Вербальная агрессия выражается в оскорблениях, ругани, грубости. Обычно она мотивирована потребностью чувствовать себя сильным, желанием отыграться за нанесенные обиды. Косвенная включает агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) и  агрессию, которая не на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.). механизм косвенной агрессии связан с феноменом перенесения. Например, ребенок, которому мама не дает конфету, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто вылить свою злость на мать и переносит ее на другой, более безопасный объект.

Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребенка в качестве профилактики родителям следует уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь. Поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и  агрессивным.

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно дать выход агрессии в косвенной форме на неопасные неодушевленные предметы.  Так как, не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется под руку» или на того, кто слабее и не может дать отпор. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин или втирать его в бумагу, бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами, метать дротик в мишень и совершать другие безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с удовольствием. После этого полезны занятие типа игры с песком, водой, релаксация.

Игры с песком помогают ребенку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Вода хорошо снимает агрессию. Для детей постарше это плавание, игры в воде. Детям 2-5 лет можно бросать в ванну или тазик с водой резиновые игрушки, шарики.

Еще одно средство для снятия агрессивности в адекватной форме – детский рисунок. В рисунках дети естественным и спонтанным образом выражают свои чувства. При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. Независимо от того, что нарисует  ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны взрослого. Это может быть сформированный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае – это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и взрослым следует отнестись к нему достаточно бережно. После окончания рисования можно спросить у ребенка, что он нарисовал, поговорить о его чувствах.

Необходимо учить детей прямо заявлять о своих чувствах обидчику. При этом словесно выражается основная жалоба в вежливой форме и оба участника конфликта пытаются найти конструктивное решение.

Агрессивным детям свойственно неумение контролировать свои действия, неумение расслабляться. Поэтому их необходимо обучать приемам саморегуляции и самообладания. Это лучше всего делать в игровой форме. Приведу несколько таких игр:

 1. Игра «Надуй воздушный шарик злостью». Ребенок выдыхает воздух в воображаемый воздушный шарик, представляет, какой он большой. Затем пускает его в небо вместе со злостью.

2. Игра «Волшебный клубочек». Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой клубок, а волшебный. Как только начинаешь его сматывать,  сразу же успокаиваешься. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебный нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

3. Игра «Возьми себя в руки». Ребенку сообщается: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

4. Игра «Апельсин». Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожми кулачок, откати апельсин (ребенок представляет, что он выжал сок) ручка теплая …, мягкая …, отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Можно поиграть с ребенком в игры, способствующие снятию агрессии. Например:

1. Игра «Брыкание». Ребенок ложится на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы было интереснее и ребенок не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.

2. Игра «Ураган». Сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха, и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Еще интереснее, если участвуют все члены семьи.

И, конечно, необходимо помнить, что дети выплескивают скопившуюся негативную энергию в беге, спорте. «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей» (чешский психолог Зденек Матейчик).

nsportal.ru