Айзенк психолог: Ганс Айзенк — Психологос
Ганс Юрген Айзенк
Детство
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, основатель клинической психологии в Британии, идеи генетической предопределенности.
Его мать, — Рут Вернер, — блистала на экранах немого кино под псевдонимом Хельга Моландер, а отец, — Антон Эдвард Айзенк, — совмещал пение и актерское мастерство. В три года остался на попечение бабушки по линии матери, потому как родители его разошлись. В то время у него была полная свобода действий, а к шалостям относились снисходительно. Таким образом, еще с детства Ганс славился бунтарским поведением, которое и привело его в конечном итоге к успеху.
В юности увлекался астрологией, исследовал астрологические карты в поисках закономерности, способствующей развитию таланта.
Учеба
Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.
После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии.
Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.
Деятельность
«Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — Ганс Айзенк.
Вернувшись в Германию, сильно заинтересовался опытами фашистов в области генетики и даже задался мыслью измерить человеческий интеллект. На лекциях часто можно было видеть его в окружении множества разнообразных измерительных приборов, а самого Айзенка коллеги прозвали «человеком-термометром».
«Белые древесные сверчки редки, их трудно поймать, они слабо встраиваются в общую систему физических законов, на которой зиждется наша система измерений. Поэтому изобретение термометра было признано всеми как значительное достижение. И для измерения интеллекта мы придумаем свой термометр«, — говорил он.
Снова отправившись в Англию, он написал целую серию статей, пропитанных фашистским духом, а его отношение к демократии было ничем иным, как презрением. Вполне закономерно, что за это его возненавидели, а порою попросту считали сумасшедшим.
Когда началась Вторая мировая война, его отправили в военный психиатрический госпиталь Милл Хилл, где он работал психологом-экспериментатором, работая с военными, перенесшими тяжелые стрессы и травмы. Не имея какой-либо практики в этом вопросе, он при этом все же считал неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики того времени и начал применять разрабатываемые им в то время факторные теории личности. Именно работа в том госпитале позволила ему написать свою книгу «Измерения личности».
Оставаясь работать в госпитале и после войны, в 1946 году он основал отделение психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, заведующим которого и оставался вплоть до 1955 года. В то же время в Лондонском университете он читал лекции по психологии, а консультирующим профессором так вообще был не в одном университете Соединенных Штатов. Легко заработавшего популярность уничтожающей критикой уже умершего на тот момент общего кумира Зигмунда Фрейда, работы его в то время уже активно печатались.
«Психотерапия — это просто чушь. Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе«, — заявлял Айзенк.
Не будучи высокого мнения о традиционных видах психотерапии, пациентам своим он прописывал электрошок и психотропные препараты, вызывающие удушье, а истеричных детей советовал запирать на 10 минут одних в комнате. Несмотря на эффективность, его упрекали в жестокости и фашистских методах лечения.
В 1955 году Айзенк при Лондонском университете получил место профессора Института психологии, а в 1983, став уже почетным профессором, ушел в отставку. Переработав тесты для детей, созданные французским психологом А. Бине, применил их к взрослым — на выходе получив методику определения коэффициента интеллекта (IQ). Его методика обрела большую популярность и использовалась всюду, а сам Айзенк много путешествовал и стал состоятельным человеком.
Опубликовав в 1971 году статью «Раса, интеллект и образование», он представил мысль, что негроиды, в сравнении с европеоидами, имеют уровень интеллекта на 15 пунктов ниже из-за их генетического кода. Его статья вызвала бурную реакцию, в том числе: его книгу «Спор о коэффициенте интеллекта» отказались распространять в Америке, т.к. книготорговцам угрожали насилием и поджогами, а газеты отказалить публиковать на нее рецензии. Сам же Айзенк в 1973 году был избит толпой студентов, не успев даже начать свою лекцию в Сорбонне. Впрочем, никаких обвинений он им не выдвинул.
В 1970-х годах выпустил ряд статей о связи различных заболеваний с типами личности. В них он заявил, что рак легких провоцирует не курение, а расстройства личности, характеризующиеся неправильной реакцией на стресс или же вообще неспособностью выражать эмоции. Заболевания же сердца характерны людям злобным, агрессивным и враждебным. А вот к выздоровлению наиболее склонны, по его мнению, скандалисты и люди с неуживчивым характером.
В 1980 году основал журнал «Personality and Individual Differences», а в течение 1983-1985 годов занимал пост президента Международного общества исследователей индивидуальных различий.
В начале же 1990-х годов американский табачный промышленник профинансировал исследование Айзенка, подтвердившее его гипотезы. В связи с нежеланием ученой общественности воспринимать результаты его исследования, он поставил на себе этот эксперимент. Протестированный при помощи электродов, Айзек не проявил какой-либо реакции — ни страха, ни депрессии, ни ярости. На какой-то момент даже решили, что все дело в неисправном оборудовании.вызванная раком мозга смерть Айзенка 4 сентября 1997 года в полной мере подтвердила его теорию о происхождении заболеваний.
Работы
Тесты
Тест на определение интроверта и экстраверта
Наверняка многие слышали про то, что люди в зависимости от общительности, переживаний и склада характера бывают интровертами и экстравертами, отличия при этом между ними колоссальные:
- интроверт – спокоен, сдержан, имеет малый круг друзей, но довольно близких, педантичен, держит под контролем свои эмоции и чувства, направлен на свой внутренний мир, а не на социальное взаимодействие;
- экстраверт – общителен, импульсивен, с большим количеством знакомых и направленностью на внешний мир.
Тест Ганса Айзенка PEN
Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году и приобрел популярность, как опросник «EPI».Он способен определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию – интроверсию. В 1968 г к нему была добавлена шкала психотизма. С тех пор адаптированный тест известен миру, как опросник «PEN» и состоит из 101 вопроса. В 1985 году этот тест был улучшен и получил название EPQ-R, который имеет как полную версию, так и короткую. У нас вы можете пройти адаптированную короткую версию теста Айзенка EPQ-R.
Книги
«Личностный опросник Айзенка»
Серия из нескольких авторских опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.
«Как измерить личность»
«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание, трудно подобрать себе подходящее занятие, его ожидают большие сложности в семейной жизни и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение.
«Психология: польза и вред», «Психология: смысл и бессмыслица», «Психология: факты и вымысел»
Автор знакомит читателя с широким кругом проблем психологии и возможными путями их решения, исследует подходы к созданию психологической модели личности на основе двух ортогональных континуумов: экстраверсия — интроверсия, нейротизм — стабильность; изложены основные принципы тестирования умственных способностей человека (IQ), описана методика конструирования опросников, в том числе и личностного опросника Айзенка (ЕРО).
«Преступление и личность»
В этой книге нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, как следствие издержек социализации, могут стать преступниками. Также выдвинута гипотеза о наличии «преступного класса».
«Психология паранормального»
В данной книге Айзенк и его соавтор, — парапсихолог Карл Сарджент, — исследуют необычные человеческие способности, доказывая, что они являются неотъемлемой, хотя и трудноуловимой частью личности и интеллекта человека. Проверить, насколько сильны ваши экстрасенсорные способности, можно с помощью тестов, представленных в книге.
«Парадоксы психологии»
Чем может психологическая наука помочь в решении проблем повседневной жизни? Как психологический склад человека влияет на его успехи и неудачи? Как возникают душевные расстройства и как от них избавиться? Что общего у любителей порнографии и политических экстремистов? Можно ли перевоспитать закоренелого преступника или вырастить из заурядного ребенка гения? На эти и многие другие вопросы автор дает спорные, но научно обоснованные ответы, помогая нам лучше разобраться в себе и понять окружающих нас людей.
«Проверьте свои способности»
Книга представляет собой сборник психологических тестов, позволяющих читателю не только определить свои способности, но и развить навыки в угадывании скрытых закономерностей в построении логических схем наблюдаемых явлений и совершенствовании индуктивного мышления. Книга рассчитана на самые широкие читательские круги, ее могут использовать в своей работе и специалисты-психологи, и социологи.
«Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности»
Интеллект — это одна из важнейших характеристик человека. Но что такое интеллект? Как он формируется? Как наиболее эффективно его развить, может ли он передаваться по наследству, связан ли он с социальной средой или формируется в зависимости от личных качеств? Все эти интереснейшие вопросы нашли разрешение в яркой и динамичной книге всемирно известных психологов Ганса Айзенка и Леона Кэмина. Книга написана в жанре оживленной, а подчас ожесточенной полемики, поскольку ее авторы придерживаются почти противоположных точек зрения и подчас вступают в словесный рукопашный бой, трактуя одни и те же факты совершенно по-разному.
«Упадок и конец психоанализа»
Айзенк доказывает, что творчество Фрейда и результаты его трудов своеобразным образом связаны с обстоятельствами жизни самого исследователя. Айзенк хоть и не претендует на полное научное новаторство – его размышления основываются на работах его видных коллег, но ему удается в понятной форме объяснить теорию Фрейда даже тем читателям, которые совсем мало знают о психоанализе. Так он информирует читателя о том, что узнала современная наука о правде и лжи фрейдистского учения. Он делает доступным материал, затрагивающий широкий круг тем: толкование снов, психопатологию обыденной жизни, фрейдистский психогенез, экспериментальное изучение психоаналитических теорий и другие аспекты.
«Исследования человеческой психики»
Почему мы ведем себя именно так в критические моменты нашей жизни, почему подчас испытываем сильнейшие эмоции, а иной раз в подобной же ситуации являемся лишь сторонними наблюдателями происходящего? В чем кроется загадка человеческой психики, что заставляет нас чувствовать и поступать именно таким образом? Всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майкл Айзенк попытались дать ответы на эти непростые вопросы.
А также такие книги как «Секс, жестокость и средства массовой информации» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».
Теоретические работы
- «Измерение личности» (1947).
- «Научное исследование личности» (1952).
- «Структура человеческой личности» (1970).
- «Личность и индивидуальные различия» (в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком, 1985).
Наследие
«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав», — Ганс Юрген Айзенк.
Сыграл центральную роль в научных дискуссиях на тему наследуемости интеллекта и эффективности психотерапии, подчеркнул роль нейрофизиологических и генетических факторов относительно индивидуальных различий в поведении. Внес большой вклад в область криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения.
Айзенк — чрезвычайно плодовитый автор: им опубликовано около 45 книг и 600 научных статей, также основал журналы «Personality and Individual Differences», «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором. Также он очень любил сам продавать свои книги, по-хозяйски восседая в книжных магазинах, раздавая автографы своим поклонникам, и до хрипоты споря с покупателями.
Пройдите тесты Айзенка прямо сейчас!
Пройти один из тестов Ганса Айзенка вы можете прямо на нашем сайте! Может быть, тест на определение интроверта и экстраверта? Или сразу опросник EPQ-R?
Изображение в шапке — Gem Lauris RK, Unsplash.
Ганс Айзенк | PSYERA
Ганс Айзенк (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.
Основные исследования Ганса Айзенка лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. Он опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.
Взгляд Ганса Айзенка на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. Он настаивал на том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но Ганс Айзенк считал ее единственно верной для правильного понимания человека.
Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались им как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен тест-опросник Айзенка для исследования личностных свойств. Айзенк предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные. Нестабильность — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья — контрольная шкала лжи.
В области психотерапии Айзенк является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения Айзенка, теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.
Ганс Айзенк — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Ганс Юрген Айзенк (р. 1916–ум. 1997) был выдающейся фигурой в психологии личности, отличавшейся смелостью своих теоретических рассуждений, обширными масштабами своих эмпирических исследований и часто противоречивые взгляды, которые он выражал. Айзенк был самой значительной фигурой в истории британской психологии практически по любым меркам. Он также, вероятно, останется таковым, потому что исторические обстоятельства обеспечили его влияние на развивающуюся дисциплину, которое невозможно воспроизвести. Айзенк родился в Берлине в 1916 лет в разгар Великой войны, единственный ребенок немецких актрис кино и театра Рут Вернер (она же Хельга Моландер) и Эдуарда Айзенка. Из-за токсичного довоенного политического климата в Германии он эмигрировал в Англию в 1934 году, вскоре после окончания средней школы. Почти случайно Айзенк занялся психологией в Университетском колледже Лондона под руководством Сирила Берта. Он был почти предан земле как вражеский инопланетянин на ранних этапах войны, но впоследствии был завербован Обри Льюисом в 1942 году, чтобы возглавить программу психологии в больнице скорой помощи Милл-Хилл, которая в то время функционировала как перемещенная больница Модсли. После войны Льюис основал Институт психиатрии, прилегающий и связанный с Модсли на юге Лондона. К 19В 55 лет Айзенк стал профессором независимого факультета психологии института и оставался там до конца своей карьеры. Айзенк вывел подход к индивидуальным различиям, предложенный Спирменом и Бертом, на новый уровень. Он разработал отчетливо программный подход, который начался с его вывода трех ключевых измерений личности: невротизма, экстраверсии и психотизма. Большая часть более поздних исследований Айзенка изучала, как эти пространственные различия проявляются в самых разных областях. Айзенк также пытался дать своим измерениям личности нейробиологическую основу. Исследовательское наследие Айзенка было обеспечено его огромной продукцией — не менее восьмидесяти пяти книг и более тысячи научных статей, многие из которых высоко цитировались. Он также заложил план развития клинической психологии в Великобритании, основал несколько журналов и профессиональных ассоциаций и обучил многих студентов. И все же Айзенк был полон противоречий. Он выступал за серьезную эмпирическую строгость, но его критики не доверяли представленным им цифрам. Он постоянно критиковал психоанализ на пике его господствующего влияния, но серьезно относился к второстепенным областям, таким как астрология, экстрасенсорное восприятие и парапсихология. На протяжении большей части своей карьеры этот тихий замкнутый человек был публичным лицом британской дисциплины. Многие из его книг были ориентированы на широкую аудиторию. Тем не менее, вмешательство Айзенка на позднем этапе его карьеры в дебаты о гонках и IQ, а также в вопросе курения и здоровья укрепило его противоречивую репутацию бесстрашного, хотя и политически некорректного, спорщика.
Биографические и автобиографические работы и некрологи
Карьера Айзенка — одна из самых хорошо намеченных среди всех психологов. Он был героем трех основных биографий: Gibson 1981, Buchanan 2010 и Corr 2016. Каждая из этих биографий имеет разные акценты и сильные стороны. Айзенк также написал две версии своих мемуаров: Айзенк 1990 и Айзенк 1997. После его смерти появилось множество некрологов и дань уважения, в том числе Грей 1997 и Фримен 1997.
Бьюкенен, Род Д. 2010. Игра с огнем: скандальная карьера Ганса Дж. Айзенка . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Длинная интеллектуальная биография, в которой основное внимание уделяется развитию теорий Айзенка и его подходу к исследованиям. Дает подробные отчеты о происхождении работы Айзенка о личности и ее нейробиологической основе, его роли в продвижении поведенческой терапии и его участии во многих спорах, включая расу и IQ, курение и здоровье.
Корр, Филип Дж. 2016. Ганс Айзенк: противоречивая психология . Лондон: Пэлгрейв.
DOI: 10.1007/978-1-137-57323-0
Самая последняя биография Айзенка, подчеркивающая интеллектуальные противоречия работы Айзенка, огромную широту его интересов и современный статус его вклада в различные области.
Айзенк, Ханс Дж. 1990 Бунтарь с делом . Лондон: WH Аллен.
Айзенк дает личный и занимательный рассказ о своей ранней жизни в Германии и обзор своей исследовательской карьеры с точки зрения многочисленных «битв», в которых он участвовал.
Айзенк, Ханс Дж. 1997. Бунтарь с делом . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Press.
Расширенная версия автобиографии Айзенка, включающая описание последних нескольких лет его жизни.
Фриман, Дж. 1997. Драчливый психолог. The Guardian , 8 сентября.
Некролог, подчеркивающий роль Айзенка как общественного интеллектуала, «народного психолога».
Гибсон, Гамильтон Берти. 1981. Ганс Айзенк: Человек и его работа . Лондон: Питер Оуэн.
Отчетливо дружелюбная биография, появившаяся незадолго до выхода Айзенка на пенсию в 1983 году. Таким образом, она неполна, учитывая, что Айзенк продолжал свои исследования и профессиональную деятельность даже после выхода на пенсию. В нем мало технических рассуждений, но он дает хорошее представление о социальной среде Института психиатрии в период правления Айзенка.
Грей, Джеффри А. 1997. Некролог: Ганс Юрген Айзенк (1916–1997). Природа 389:794.
DOI: 10.1038/39755
Дань памяти известного бывшего коллеги, посвященная исследовательскому вкладу Айзенка.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Ганс Юрген Айзенк | Encyclopedia.com
( b . Берлин, Германия, 4 марта 1916 г.;
d . Лондон, Великобритания, 4 сентября 1997 г.), психология, личностные и интеллектуальные различия, популярная наука .
Айзенк был выдающейся и противоречивой фигурой в послевоенной британской психологии, известной широким спектром своих исследований и прямолинейными, часто противоречивыми взглядами, которые он выражал. Он разработал своеобразную многомерную модель личности, основанную на факторно-аналитических сводках и биогенетических процессах. Айзенк соединил описательную статистику с физиологическими экспериментами, разрушив различие между чистой и прикладной наукой. Он был откровенным сторонником биогенетической основы индивидуальных различий в интеллекте и личности, а также яростным критиком психоаналитической психотерапии. Автор восьмидесяти пяти книг и более тысячи научных статей, Айзенк был известным популяризатором психологической науки.
Жизнь и карьера . Айзенк родился единственным ребенком в Берлине в 1916 году. Его мать, Рут Вернер, была известной актрисой немого кино (со сценическим псевдонимом Хельга Моландер) в первые годы немецкой киноиндустрии, а его отец-католик, Эдуард Айзенк, был эстрадный артист. Вскоре после его рождения его родители разошлись, и его воспитывала бабушка-еврейка по материнской линии. Айзенк закончил среднюю школу в гимназии Принца Генриха в Берлине в 1934 году. Однако его неоднозначное этническое происхождение поставило его перед трудным выбором: он мог либо придерживаться линии национал-социалистов, либо уйти. Его мать и ее фактический партнер, еврейский кинопродюсер Макс Гласс, уже бежали во Францию. Айзенк решил присоединиться к ним, проведя несколько месяцев в Дижоне летом 1934, прежде чем отправиться в Лондон в августе. Его отец Эдуард остался, присоединившись к нацистской партии в мае 1937 года, к большому неудовольствию Ганса.
Зимой 1934–1935 гг. Айзенк прошел подготовительные курсы в Колледже Питмана в Лондоне, а затем в октябре 1935 г. подал заявку на изучение физики в Университетский колледж Лондона. Однако он обнаружил, что ему не хватает необходимых условий, и вместо этого поступил на факультет психологии. Получив степень в 1938 году, Айзенк остался в Университетском колледже, быстро защитив докторскую диссертацию по экспериментальному анализу эстетических предпочтений под руководством Сирила Берта. Война обострилась, когда Айзенк защитил докторскую диссертацию 19 июня.40. Все еще гражданин Германии, он чудом избежал интернирования. Не имея возможности поступить на службу или устроиться на работу, у него было заклинание пожарного. Когда ограничения были сняты, в июне 1942 года Айзенк устроился на работу в больницу Милл-Хилл на севере Лондона. Возглавляемая импозантным психиатром Обри Льюисом, Милл-Хилл функционировала как перенесенная психиатрическая больница Модсли. После войны больница Модсли была восстановлена в Южном Лондоне и объединена с больницей Бетлем. Новый Институт психиатрии (IoP) в Лондоне был добавлен в качестве центра последипломного обучения и исследований. Айзенк отклонил предложения нескольких других университетов возглавить факультет психологии IOP. Это была его первая и единственная работа, обеспечивающая стабильную институциональную среду до выхода на пенсию в 19-м году.83. Ему была предоставлена необычная степень бюрократической свободы для организации отдела вокруг его исследовательских приоритетов. В 1938 году Айзенк женился на канадской аспирантке Маргарет Дэвис, и у них родился один ребенок, Майкл Айзенк, 1944 года рождения, известный психолог начала двадцать первого века. Однако брак распался вскоре после войны. В 1955 году Ганс Айзенк стал профессором IoP и гражданином Великобритании.
Пространственный подход к личности . . Айзенк начал работать в Милл-Хилл с небольшим количеством оборудования и денег, но его привлекали психометрические описания личности. Он провел факторный анализ таблиц данных, которые Льюис вел о новых поступлениях в больницу, сопоставив результаты с анкетой и экспериментальными данными. Различные результаты были обобщены в 1947 в Измерениях личности , первой и самой важной книге Айзенка. Измерения личности выделил два фактора личности: невротизм (N) и интроверсию-экстраверсию (I-E), создав перевернутую Т-образную сетку с основанием IE и вершиной N. Айзенк руководствовался идеей, что два распространенных психиатрических диагноза, дистимия и истерия, являются интровертными и экстравертными проявлениями высоконевротичной личности. Айзенк сознательно противопоставил эти континуумы дискретным типологиям психиатрии и попытался прояснить запутанные и спекулятивные списки черт психологии личности. Это была беспрецедентная работа в Британии, но Айзенк черпал вдохновение из подхода Гордона Олпорта и Джеймса Кеттелла в Соединенных Штатах и типологических теорий Карла Юнга и Эрнста Кречмера на континенте. В 1952 В научном исследовании личности был представлен третий фактор, психотизм (P), опять же построенный вокруг идеи о том, что психотические расстройства различаются с точки зрения интроверсии-экстраверсии.
Айзенк стремился выйти за рамки теории дескриптивного уровня, однако хорошо осознавая, что модели факторного анализа по своей сути произвольны. Разум и тело были континуумом, Айзенк написал в своих мемуарах « Бунтарь с причиной » (1997) предположение, которое он всегда считал «слишком очевидным, чтобы требовать подтверждающих аргументов» (стр. 64). Таким образом, он исследовал связь своих размеров как с конкретным поведением, так и с мозговыми процессами. В своем ориентире 1957 book, The Dynamics of Anxiety and Hysteria , Айзенк утверждал, что I-E был связан с упрощенной версией понятия возбуждения и торможения Ивана Павлова, в то время как N было неясно связано с силой тревожного влечения. Это позволило Айзенку связать личностные различия с условным обучением; в частности, он предположил, что интроверты гораздо более отзывчивы, чем экстраверты, обучаются быстрее, лучше и дольше. Как следствие, интроверты также, как правило, имеют более развитое чувство морали и большую способность к академическим достижениям. Хотя такие критики, как Лоуэлл Стормс и Джон Сигал, возражали, это оставалась наиболее устойчивой и амбициозной попыткой объединить описание признаков с неврологическими подсистемами, определенными с точки зрения их функции контроля поведения.
К середине 1960-х годов классический бихевиоризм потерял популярность, особенно формализм Кларка Халла, сформулировавший первую биологическую модель личности Айзенка. Неоднозначные результаты ряда исследователей показали, что необходимы модификации. Вооруженный более сложной оценкой русской работы, любезно предоставленной молодым студентом Джеффри Греем, Айзенк изложил пересмотренную модель в своей книге 1967 года «Биологическая основа личности ». IE был связан с уровнями возбуждения коры в системах активации ствола мозга. Обучение теперь рассматривалось как взаимодействие между внешней стимуляцией и уровнями внутренней активации, при этом интроверты и экстраверты имели характерно разные оптимальные полосы пропускания. И наоборот, N был более прямо связан с активацией лимбической системы. Это была модель с прямой связью, в которой базовые различия в нейробиологии влияли на более сложные мозговые способности, определяющие скорость и характер обучения в любой конкретной ситуации. Айзенк был интеракционистом, а не редукционистом, утверждая, что поведение является суммарным эффектом генетической одаренности и окружающей среды. С начала 19В 50-х годах он участвовал в новаторских исследованиях родства, касающихся наследования параметров личности. Ранние работы предполагали чрезвычайно высокие оценки наследуемости, особенно для N. Более обширная выборка и сложные модели дали более низкие оценки, но все же указали на существенную наследуемость для всех трех измерений, а также в основном на уникальные, несемейные влияния окружающей среды.
Из теорий личности Айзенка можно извлечь множество дополнительных выводов, включая предсказание различных форм социального неблагополучия с крайних позиций по крайней мере в одном из этих измерений. В середине 1960-е годы Айзенк поднял брови, сравнив совесть с условным рефлексом. Он предположил, что личности с более низкой способностью к условному обучению (например, экстраверты) медленнее развивали социально приемлемое поведение. Более того, эмоционально лабильные люди (т. е. с высоким N) с антисоциальными тенденциями чаще проявляли активность, чем эмоционально стабильные люди с аналогичными тенденциями. Однако эти предложения не принесли особого успеха и послужили дополнительным стимулом для пересмотра его трехмерной факторной структуры. Наконец, высокий N был составлен из таких черт, как тревога, чувство вины и напряжение, и предполагал склонность к невротическому срыву. Менее теоретически обоснованный, P был переработан, чтобы больше указывать на социопатию современной психиатрической номенклатуры. П также никогда не получала четко артикулированной биологической основы, при этом высокие П ассоциировались с импульсивностью и креативностью, а также с настойчивостью и остротой преступности. Ни одна из крайностей в измерении IE сама по себе не имела совершенно одинаковых последствий. Высокий Е характеризовался общительностью, напористостью и стремлением к ощущениям, интроверты заканчивались низким уровнем этих черт.
Стремясь обеспечить стандартизированные измерения своих размеров, Айзенк разработал серию относительно коротких и доступных опросников. Первый появился в 1959 году как личностный опросник Модсли (измерение IE и N) и вскоре был пересмотрен как личностный опросник Айзенка. При значительном участии его второй жены Сибил (урожденной Росталь) версия 1975 года была переименована в личностный опросник Айзенка и также включала показатель P. Эти перечни стали одними из наиболее широко используемых в своем роде в мире и послужили ценным исследовательским инструментом для тех, кто исследует темы, связанные с Айзенком.
Клиническая психология и поведенческая терапия . Айзенк также сыграл основополагающую роль в клинической психологии в Великобритании и был ключевым пропагандистом поведенческой терапии. Когда после войны Айзенк был назначен ответственным за психологию в IoP, официально признанных учебных курсов не существовало, хотя вскоре в Тавистокской клинике в Лондоне и Королевской больнице Крайтона в Дамфрисе, Шотландия, должны были начаться другие программы. Айзенк нанял Монте Шапиро, чтобы возглавить клиническую секцию, курирующую новый курс подготовки выпускников для клинических психологов в больнице. Однако Айзенк доминировал как профессиональный представитель, хотя он имел мало общего с клиническим обучением и никогда не лечил пациентов.
В начале 1950-х годов Айзенк выступал за основанную на исследованиях клиническую дисциплину, которая ставит науку выше социальных потребностей. Он видел в быстром развитии клинической психологии в Америке ошибку, трусливое подчинение медицинским императивам, сопровождаемое неуместным увлечением психотерапией. Эти заявления сопровождались исследовательской программой, подчеркивающей недостатки психиатрии. Айзенк и его коллеги-клиницисты подвергли критике надежность психиатрического диагноза и достоверность проективных тестов, таких как тест Роршаха. Его широко процитировано 19В статье 52 «Эффекты психотерапии: оценка» также ставилась под сомнение эффективность разговорной психотерапии. С годами антипатия Айзенка к психоанализу стала легендарной. Он писал, что психоанализ замкнут и неточен и редко поддерживается ограниченными эмпирическими проверками, которые он допускал. Хотя Айзенк вряд ли был единственным антифрейдистом в Британии, он, вероятно, был самым громогласным, расчищая путь предпочитаемой им терапевтической альтернативе.
В середине 1950-х годов психологи Модсли начали лечить пациентов с помощью новой формы поведенческой терапии, замаскировав ее под исследование, основанное на конкретных случаях. Они заимствовали из работы, проделанной в Соединенных Штатах и Южной Африке, особенно из работы Джозефа Вольпе, помня о том, чтобы поместить ее в павловскую структуру обучения. По общему мнению, «поведенческая терапия», не требующая сочувствия от терапевта, идеально соответствовала точке зрения Айзенка на отстраненного ученого-клинициста. Поведенческая терапия была не столько разговором, сколько целенаправленным курсом коррективного обучения, резюмированного Айзенком в содержательной 1959 лозунг: «Избавьтесь от симптома, и вы устраните невроз».
К концу 1958 года Айзенк начал открыто выступать за то, чтобы психологи практиковали поведенческую терапию. Это вызвало яростную реакцию медиков, не в последнюю очередь со стороны начальника Айзенка Обри Льюиса, которого возмутила идея о том, что пациентов лечат не медики, а не поведенческая терапия как таковая. Несмотря на плохую междисциплинарную кровь, 1960-е годы стали эрой поведенческой терапии в британской клинической психологии. Айзенк отредактировал несколько книг на эту тему, объединив различные практики в единое международное движение. Он также начал журнал Behavior Research and Therapy ( BRAT ) в 1963 году. В этот период доминировала программа Модсли, обеспечивающая обоснование и большую часть обученного персонала для небольшой, но растущей профессии. Выпускники Модсли возглавили многие клинические курсы, начатые в конце 1950-х и 1960-х годах в Соединенном Королевстве.
Тем не менее, взгляд Айзенка на клинического психолога как на ученого, ориентированного на исследования, не сразу увязывался со структурой и требованиями государственной службы здравоохранения, в которой работало большинство клинических психологов в Великобритании. Как наиболее заметное и доминирующее психологическое лечение, поведенческая терапия также оказалась уязвимой для радикальной социальной критики того периода. Сторонники поведенческих вмешательств были вынуждены смягчить свой стиль, поэтому диагностика и направленная терапия уступили место помощи пациентам помочь самим себе.
В то время как психоаналитики научились игнорировать его атаки, Айзенк помог сделать клиническую психологию более подотчетной, основанной на эмпирическом опыте. Однако его видение клинической психологии как основанного на исследованиях применения принципов обучения было затоплено более разнообразной, ориентированной на услуги профессией, использующей гибрид различных гуманистических и когнитивно-поведенческих методов. Айзенк признал бы, что когнитивные факторы важны, но он переописал их таким образом, который предполагал, что поведенческая терапия всегда допускала их.
Личность и политика . Айзенк распространил свой ранний успех в изучении личности с помощью факторного анализа на политическую сферу. Хотя впоследствии он опубликовал еще несколько статей, его книга 1954 года « Психология политики » осталась его главным заявлением в этой области. Айзенк резюмировал социальные и политические отношения с двумя биполярными измерениями. Одно измерение проводило обычное различие между радикализмом и консерватизмом, другое противопоставляло жесткость и мягкость, следуя мысли Уильяма Джеймса. Это привело к четырехквадрантному пространству, наиболее провокационным следствием которого было то, что крайности фашизма и коммунизма были разделены идеологией, но были схожи с точки зрения личного стиля. Для Айзенка это уравновешивало политическую картину, объясняя «тот же самый, но другой» парадокс, свидетелем которого он был в довоенной Германии. Его работа прямо противоречила послевоенным исследованиям авторитарной личности, поскольку Айзенк спорно утверждал, что оценка Теодором Адорно и его соавторами фашистского потенциала в Авторитарная личность (1950) был практически синонимом жесткости. Это привело к ожесточенным, весьма техническим спорам с Милтоном Рокичем и Ричардом Кристи о реальности левого авторитаризма в западных демократических обществах. Хотя после этой стычки в середине 1950-х годов Айзенк в значительной степени оставил исследования политических установок в покое, политические последствия перекочевали в войны между природой и воспитанием полтора десятилетия спустя.
Интеллектуальные различия . Нынешняя публичная репутация Айзенка была омрачена его популярными работами об интеллекте — даже несмотря на то, что он поздно обратился к ней как к теме исследования — потому что эти размышления затрагивали некоторые деликатные области общественного интереса. В конце 1960-х годов, когда его четверо детей от второго брака начали получать среднее образование, британское правительство предвосхитило широкомасштабные реформы, направленные на выравнивание трехсторонней структуры системы среднего образования. Айзенк быстро назвал себя врагом этих реформ и далее утверждал, что компенсационные меры, такие как увеличение денег на оборудование и заработную плату учителей в более бедных регионах страны, будут неэффективными или даже контрпродуктивными для тех, на кого они нацелены. Он еще больше поднял свой профиль своими свежими 1971 книга, подтверждающая утверждение Артура Дженсена о том, что различия в показателях IQ чернокожих и белых отчасти являются наследственными. В то время как Раса, интеллект и образование был плохо воспринят многими его сверстниками, яростные протесты левых групп привели к тому, что Айзенк превратился в икону свободы научного выражения.
Тем не менее, публичной травли, которую он вынес, было достаточно, чтобы гарантировать, что он в значительной степени избегает обсуждения расового вопроса.
Скандал с Сирилом Бертом в середине 1970-х, когда Берта обвинили в фабрикации данных, чтобы показать, что интеллект передается по наследству, снова вернул Айзенка к дискуссии о природе и воспитании. В конце концов он неохотно дистанцировался от сомнительной практики своего старого наставника, но не от его общих идей. Айзенк до гроба повторял свое утверждение о том, что интеллектуальные различия на 80 % передаются по наследству (высокая оценка в этой области), особенно защищая эту позицию в 1981 Конфронтация с Леоном Каминым, книга в соавторстве The Intelligence Distroversy . В конце своей карьеры после выхода на пенсию Айзенк также сыграл ключевую роль в попытках повысить интеллект с помощью витаминов. В некотором роде, он даже предположил, что факторы питания могут объяснять расовые различия.
Исследования Айзенка в области интеллекта не проводились до конца 1970-х годов, когда Айзенк также играл ведущую роль в определении концепций и арбитраже дебатов. На протяжении всей своей карьеры он оставался приверженцем концепции общего интеллекта, или g , созданный его интеллектуальным предком Чарльзом Спирменом. Верный своей точке зрения Лондонской школы, Айзенк сосредоточился на индивидуальных различиях, а не на составных механизмах интеллекта. Он попытался избежать цикличности психометрических определений интеллекта, выйдя за рамки тестов IQ, чтобы исследовать взаимосвязь между интеллектуальными различиями и функционированием центральной нервной системы.
В начале 1980-х Айзенк призвал психологов еще раз взглянуть на утверждение Фрэнсиса Гальтона (1822–1819 гг.).11), что скорость обработки была важным фактором интеллектуальных различий. Айзенк рекламировал время реакции и электроэнцефалограмму (ЭЭГ) измерения мозговой активности как многообещающие. Однако собственное исследование ЭЭГ, проведенное Айзенком после выхода на пенсию в начале 1990-х годов, оказалось удручающе непоследовательным, и биологическая основа интеллекта оставалась незавершенной. Скорость была важным, но не решающим фактором, поскольку Айзенк предположил, что она была побочным продуктом более эффективной и безошибочной нейронной передачи.
Личность, курение и физические заболевания . Другая крупная инициатива Айзенка после выхода на пенсию исследовала связь между темпераментом и физическим здоровьем. В начале 1960-х годов сотрудничество с онкологом Дэвидом Киссеном показало связь между раком и личностью. Вскоре Айзенк привлек больше внимания, заявив, что причинная роль сигарет в развитии рака не была убедительно доказана. Он утверждал, что курят определенные типы людей, некоторые из которых также подвержены раку. Айзенк выдержал шквал критики со стороны защитников общественного здравоохранения, поскольку антитабачное послание стало более заметным и сильным в конце 19-го века. 60-е годы.
Айзенк вновь обратился к этому вопросу в начале 1980-х годов и представил новые генетические данные, связывающие личность, курение и болезни. Хотя в основном это декларировалось, финансовая поддержка, которую он получил от табачной промышленности, оставила его открытым для обвинений в конфликте интересов. В серии статей конца 1980-х и начала 1990-х годов Айзенк и малоизвестный югославский исследователь Рональд Гроссарт-Матичек сообщили о серии лонгитюдных исследований, явно демонстрирующих поразительную связь между типами личности и раком и ишемической болезнью сердца. Хотя Айзенк не организовывал эти исследования, его вклад помог уточнить презентацию и анализ. Был проведен ряд вмешательств, предполагающих, что психотерапия может иметь чрезвычайно благотворное влияние на больных раком и людей, ведущих нездоровый образ жизни. В то время как масштаб и амбициозность этих исследований приветствовались, критики жаловались на отсутствие методологического контроля и описательных деталей. Некоторые, такие как Энтони Пелоси и Луи Эпплби, даже предположили, что результаты «слишком хороши, чтобы быть правдой».
Популярные произведения . На протяжении многих лет Айзенк является автором ряда чрезвычайно популярных книг в мягкой обложке и неоднократно появлялся в СМИ. Он был народным психологом в Британии; его самые продаваемые книги «Пеликан» в мягкой обложке 1950-х и 1960-х годов помогли познакомить с этой дисциплиной многих потенциальных студентов. Строгий эмпиризм Айзенка сочетался со скептическим отношением, которое развлекало почти всех, кроме тех, на кого он нацелился. Книга Айзенка о расе и IQ была продолжением этой популярной роли, расчетливой провокацией его либеральных критиков. Тем не менее, это поляризовало его репутацию до такой степени, что остановило его карьеру в качестве официального представителя. Впоследствии Айзенк, как правило, обращался к более необычным темам как для серьезных исследований, так и для популярных презентаций, включая гендер, секс и брак, парапсихологию и астрологию. В последнем наборе работ рассматривались гениальность, креативность и безумие, в частности исследуя связи с P-измерением.
Наследие и более широкое влияние . Трехмерному взгляду Айзенка на личность всегда противостояли более сложные описательные системы в Соединенных Штатах, в частности шестнадцать личностных факторов Рэймонда Кеттелла. Однако Айзенк никогда не шел на компромисс со своим мнением о том, что трех измерений достаточно для описания лежащей в основе универсальной в культурном отношении структуры личности. В начале двадцать первого века пять факторов считаются наиболее оправданными, два из которых аналогичны I-E Айзенка, а Н. Айзенк доминировал в изучении биологической основы личности и ввел поддающиеся проверке теоретические объяснения в область, которая, казалось, избежать их. Оглядываясь назад, можно сказать, что Айзенку лишь частично удалось соединить две психологические дисциплины Ли Кронбаха. Физиологические аспекты его работы оттолкнули социальных психологов, в то время как экспериментаторы не оценили его настойчивость в учете индивидуальных вариаций в их поисках основных механизмов. Лишь немногие исследователи разделили его интегративный подход. В рамках этой традиции возникло несколько серьезных проблем, особенно со стороны его преемника в IoP Джеффри Грея.
Без квалификации Айзенк был самым влиятельным психологом в послевоенной Британии. Тем не менее, он получил лишь запоздалое признание в Соединенных Штатах и никогда не был по-настоящему удостоен на своей приемной родине. Он был, как вспоминали его сторонники, во многих смыслах иностранцем — слишком амбициозным, слишком нонконформистом. Явный интроверт, Айзенк не интересовался более привычными формами социальных сетей. Он отказался от доминирования над существующими дисциплинарными органами или их переделки и вместо этого создал свой собственный. Люди присоединялись к нему, а не наоборот. Однако назвать его аутсайдером значило бы отчасти поверить в образ мятежника, который он создал для себя после недавних споров.
Айзенк обучил сотни студентов-исследователей. Они были ключом к его огромному результату, объединенному во всеобъемлющую программную установку. Многие впоследствии заняли ключевые должности в университетах Соединенного Королевства и за рубежом. Хотя он не хотел продвигать идею догматической «школы Айзенка», его идеи и подход продолжают развиваться в руках международной сети, основанной на таких журналах, как Personality and Individual Differences и BRAT , а также Международное общество исследование индивидуальных различий, в основании которого Айзенк сыграл ключевую роль.
Отстраненный подход Айзенка к своей работе был одновременно и сильной, и слабой стороной. Всегда глядя на общую картину, Айзенк мог видеть связи и последовательности, которые другие не замечали. Но он казался нечувствительным к нюансам и сложности, лежащим в основе многих споров, в которые он ввязывался. Репутация Айзенка как противоречивой фигуры отчасти проистекала из его участия в вопросах, которые и без того вызывали споры. Однако его склонность перешагивать интеллектуальные границы разделяла его сверстников. Его блестящие и устрашающие навыки ведения дебатов сплотили войска, но заставили кучу побежденных противников затаить обиду. Для своего круга он был стимулирующим и поддерживающим, инклюзивным и доверчивым. Для посторонних его стиль был конфронтационным, напоминая стиль прокурора, выборочно упорядочивающего данные и аргументы. Айзенк утверждал, что никогда преднамеренно не провоцировал дебаты, и, конечно же, ему не нравились более оскорбительные нападки, которым подвергались он и его семья. Однако он явно хотел, чтобы его идеи активно обсуждались, и видел что-то зловещее в любом виде принудительного консенсуса.
Полную библиографию работ Айзенка см. в Personality and Individual Differences 31 (2001): 45–99. Все личные документы уничтожены. Ограниченная переписка Айзенка и другие материалы разбросаны по другим архивным коллекциям, в первую очередь в Архиве истории американской психологии и в Интернет-документах по табаку, доступных на http://tobaccodocuments.org .
РАБОТЫ АЙЗЕНКА
Измерения личности: отчет об исследовании, проведенном в сотрудничестве с Х. Т. Химмельвейтом . Лондон: Кеган Пол, 1947.
«Эффекты психотерапии: оценка». Journal of, Consulting Psychology 16 (1952): 319–324.
Научное исследование личности . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1952.
Использование и злоупотребление психологией . Лондон и Балтимор, Мэриленд: Penguin Books, 1953.
Психология политики . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1954.
Динамика тревоги и истерии : Экспериментальное применение современной теории обучения в психиатрии . Нью-Йорк: Прегер, 1957.
«Теория обучения и поведенческая терапия». Journal of Mental Science 105 (1959): 61–75.
Биологическая основа личности . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас, 1967.
Аргумент IQ: раса, интеллект и образование . Нью-Йорк: Library Press, 1971. Опубликовано в Соединенном Королевстве как Race, Intelligence, and Education 9.0080 (1971).
С Леоном Дж. Каминым. Споры об разведке . Нью-Йорк: John Wiley, 1981. Этот том был опубликован в Соединенном Королевстве под номером The Battle for the Mind (1981).
С Линдоном Дж. Ивзом и Ником Г. Мартином. Гены, культура и личность: эмпирический подход . Лондон и Сан-Диего, Калифорния: Academic Press, 1989.
«Личность, стресс и болезнь: интеракционистская точка зрения». Психологический опрос 2 (1991): 221–232.
Бунтарь со своим делом: Автобиография Ганса Айзенка . Рев. и эксп. изд. New Brunswick, NJ: Transaction, 1997. Первое издание его автобиографии появилось в 1990 году.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Buchanan, Rod. Игра с огнем: неоднозначная карьера Ганса Й. Айзенка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, готовится к печати.
Кристи, Ричард. «Трактат Айзенка о личности коммунистов». Психологический бюллетень 53 (1956): 411–430.
Гибсон, Гамильтон Берти. Ганс Айзенк: Человек и его работа . Лондон: Питер Оуэн, 1981.