Айзенка: Тест Айзенка на темперамент онлайн

5 интересных фактов из биографии создателя теста IQ Ганса Айзенка

Технологии

Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое / Фото: wikipedia.org

4 марта 1916 года в Берлине появился на свет будущий автор популярного теста на интеллектуальные способности Ганс Юрген Айзенк.

Профессор Айзенк всегда был личностью со скандальной репутацией. Многие его не выносили за расизм, за беспощадную критику Фрейда и за хладнокровное спокойствие в любых ситуациях. Тем не менее “ужасный ребёнок 1970-х” (его так называли, несмотря на уже пожилой возраст) имел почет в научном мире, богатство и мировую славу, а его тест IQ пользуется популярностью и по сей день.

Ганс родился в Берлине и рос в актёрской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать была звездой немого кино. Родители видели своего сына тоже на съёмочной площадке, и в восемь лет маленький Айзенк уже сыграл небольшую роль в одном из фильмов. Мать с отцом развелись, а ребенок так и не встал на актерский путь, ведь его всегда тянуло в науку. По окончании гимназии в 1934 году юноша поступил в Берлинский университет на факультет философии. Здесь он столкнулся с давлением фашистской идеологии: все его приятели и товарищи, мягко говоря, советовали ему вступить в СС. А ведь ещё в школе, по словам Айзенка, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Но если в гимназии он еще мог постоять за личные убеждения, вступая в драку со своими обидчиками, то в университете такой метод уже был неприемлем.

Положение Ганса, его матери и отчима, еврейского режиссера, постепенно усугублялось, поэтому семья решила переехать во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете. Через год они эмигрировали в Англию. Здесь он поступает в Лондонский университет, учится на психологическом факультете и оканчивает его с отличием в 1938 году, получив степень бакалавра, а еще через два года — доктора философии. Его университетские сокурсники отмечали, что Ганс никогда усердно не занимался и не учил предметы, а просто владел искусством речи и мог дискутировать на любые темы, производя на педагогов неизгладимое впечатление. Английские профессора назвали его “надеждой будущей науки” и в дополнение к диплому приложили многочисленные рекомендации. К юному ученому сразу же посыпались приглашения из колледжей, чтобы тот выступил с лекциями. Это не могло не льстить Гансу Айзенку, который с головой ринулся в мир науки, чтобы найти ответ на вопрос всей его жизни: как устроен интеллект?

Айзенк возвращается в Германию и начинает углубленно заниматься астрологией и евгеникой. Этот период жизни ученого производит довольно странное впечатление: с одной стороны, он выступал против нацизма, а с другой — откровенно восхищался науками, которые были почитаемыми в Третьем рейхе, т.е. астрологией, парапсихологией, оккультизмом и расовыми теориями. Его всегда возбуждали разговоры о сверхнации, которая должна состоять из совершенных людей. Айзенка потрясали генетические эксперименты над людьми, проводимые в гитлеровской Германии, а также в Италии и Японии. Он даже сам пытался выяснить, зависит ли размер человеческого мозга от его умственных способностей. Вернувшись в Англию, ученый стал писать статьи в фашистском духе, хотя сам всегда отрицал эту идеологию. В своих работах она развивал теории перенаселенности Земли и селекции господствующей белой расы. Айзенк терпеть не мог демократию и утверждал, что такой форме правления свойственны слабовольные политики, губящие свой народ. Своей научной публицистикой он нажил себе немалое количество врагов.

Во время второй мировой войны профессора Айзенка мобилизовали в военный госпиталь Милл Хилл для лечения психически неуравновешенных солдат. Это было ему на руку: он не только помогал раненым реабилитироваться, но и проводил на пациентах свои опыты, задавая им всяческие вопросы из книг ученых-психологов XIX века. В госпитале ценили его работу и постепенно продвигали по служебной лестнице. Айзенк продолжал печататься и был уже довольно известной личностью. Однако пик популярности обрушился на него в 40-х годах, когда профессор разработал тест по выявлению коэффициента интеллекта (IQ). За основу он взял идею французского психолога Альфреда Бине, который в 1904 году тестировал уровень сообразительности детей для школьного обучения, опираясь на их возраст. Айзенк смог разработать подобные задания для взрослых и создал свой собственный тест, который приобрел сумасшедшую популярность. IQ тест проводился везде — начиная от офисов и контор и заканчивая простыми домами. Каждый жаждал выяснить, насколько он умнее своих окружающих. Профессор был нарасхват — его умоляли выступить у себя ведущие вузы Европы и США, ему платили огромные деньги лишь за одну лекцию, а пообщаться с ним хотели первые люди государства. Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое. Тем временем тираж его книг вырастал с каждым годом. Особенной популярностью пользовались такие работы, как «Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности», «Парадоксы психологии», «Многомерность личности» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».

Всего Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи. Почти 10 лет он был заведующим психологическим отделением при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с 1955 работал в Институте психологии при Лондонском университете. Выйдя в отставку в 1983 году в должности почетного профессора психологии, учёный не бросил своего любимого дела, а продолжал заниматься научными исследованиями. Скончался Айзенк 4 сентября 1997 года от рака мозга.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 5 интересных фактов о создателе теста IQ.

1. В период сильного увлечения астрологией ученый лично составлял гороскопы для первых лиц гитлеровской Германии. В преддверии войны он отправил в рейхстаг письма Йозефу Геббельсу и Генриху Гиммлеру, в которых находились их индивидуальные астрологические карты. Политики так ему и не ответили, хотя Айзенк в гороскопе предостерег их от неизбежного провала, многочисленных смертей, безумной агрессии и насилия. Возможно, верхушка Третьего рейха приняла его за сумасшедшего и косвенно способствовала его эмиграции.

2. За бесконечные поиски «интеллектуального измерителя» Айзенку дали прозвище «человек-термометр». В его квартире на окраине города копилось множество измерительных приборов всех времен и народов, а также коллекции книг про насекомых и необъятные астрологические карты. А студенты всегда подшучивали над профессором, потому что на свои лекции он всегда тащил мешок с кучей градусников, термометров, весов и других измерительных приборов. Такие странности он объяснял фразой, в которой заключалась вся его деятельность: «Измерить можно всё, и мозги тоже».

3. Ганс Айзенк был известен как и ярый критик тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. «Психотерапия — это просто чушь,- настаивал он.- Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Его научные контрпримеры, низводящие психотерапию, вызывали у общественности большой интерес. А его книга “Закат и гибель империи Фрейда” сделала ему громкое имя.

4. Нередко публичные выступления Айзенка заканчивались скандалами и побоями. К примеру, в 1971 году, после выхода в свет его статьи «Раса, интеллект и образование», на одной из лекции в ученого полетели тухлые яйца. Присутствующие были возмущены тем, что тот в своём труде отчётливо написал: «у чёрных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода». А два года спустя в Сорбонне его избили леворадикально настроенные студенты, которые кричали ему «Расист! Фашист!». Однако профессор не стал выдвигать юношам никакого обвинения, проявив хладнокровность к их действиям и тем самым поддержав свою скандальную репутацию.

5. Ганс Айзенк абсолютно был уверен в безвредности курения. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью», — писал учёный. А в 1990-е годы он даже провел четырёхлетнее исследование,которое подтвердило его высказывания. Сообщество учёных не поверило результатам, аргументируя это подтасовкой фактов. И тогда Айзенк предложил провести эксперимент на себе. «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». В момент тестирования ученого с помощью электродов приборы показали, что реакции абсолютно нулевые — он был мертвецки спокоен и непоколебим.

Тест Айзенка: о чем говорит ваш IQ?

Тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, пожалуй, единственный, про который слышали абсолютно все. Даже те, кто никогда не интересовался ни тестами, ни психологией. Интересоваться психологией все же стоит, чтобы как минимум понимать самого себя и собственные устремления. Для этого можно пройти нашу программу «Самопознание».

Всем остальным, чей интерес к тестам и психологии намного шире, предлагаем познакомиться с нашим сегодняшним материалом. Итак, наша тема – IQ тест Айзенка. Сразу скажем, что аббревиатура IQ расшифровывается, как intelligence quotient (т.е. коэффициент интеллекта), а начнем мы с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Автором теста является немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк (1916-1997). Психологией Ганс Айзенк увлекся отчасти вынужденно. Он успел поучиться в Берлинском университете на факультете философии, затем в Дижонском университете во Франции, куда эмигрировали из Германии родители. Там он изучал историю и литературу.

После, вскоре последовавшего переезда с родителями в Англию, он решил поучиться на физическом факультете, в чем ему отказали, посоветовав, раз уж ему так хочется, пробовать что-то новое, к примеру, психологию. В итоге Айзенк закончил факультет психологии и, как показало время, не прогадал.

Невзирая на эмиграцию, Айзенка всегда интересовало то, что происходило у него на родине. После окончания вуза с отличием он отправился на стажировку в Германию, где увлекся широко обсуждаемой на тот момент в обществе идеей создания сверхнации.

Его собственные физические данные, высокий рост и внешность «истинного арийца» сыграли ему на руку, и молодой ученый только успевал перемещаться между колледжами, где читал лекции, и дискуссионными клубами, где делился своими мыслями насчет будущего Германии.

Более всего молодого Айзенка интересовала роль мозга в селекции «сверхчеловека». Он наблюдал за научными экспериментами, посещал лаборатории и пытался сам для себя найти ответ на вопрос: чем отличается мозг «сверхчеловека» от мозга обычных людей? Влияет ли объем мозга на интеллектуальные способности? И как измерить эти интеллектуальные способности? Эти размышления стали предтечей его будущих научных изысканий.

Айзенк искал ответы на свои вопросы не только в науке, но и в астрологии. И даже составил и отправил Геббельсу и Гиммлеру их персональные гороскопы, в которых расписал, что звезды не слишком благоприятствуют выбранной ими стратегии действий. Айзенка сочли не вполне адекватным, и по окончании стажировки наилучшим вариантом для него оказалось вернуться в Англию.

На протяжении всей Второй мировой войны он работал психологом-экспериментатором в госпитале Mill Hill Emergency. Здесь проводилось множество инновационных исследований в области психологии и психиатрии [C. Hilton, 2018]. Фактически, госпиталь стал экспериментальной базой для многих ученых тех лет, в числе которых был и Ганс Айзенк.

Параллельно он читал лекции и писал статьи о перенаселении планеты, будущей борьбе за выживание, в которой победят сильнейшие, и эти сильнейшие, конечно же, будут представителями сверхнации. На лекции он регулярно приносил весы и термометры, утверждая, что когда-нибудь появится прибор, позволяющий измерить интеллект точно так, как сейчас можно измерить температуру воздуха или вес камня.

Переломным в исследованиях Айзенка стал момент, когда ему в руки попали работы французского психолога и психиатра Альфреда Бине (1857-1911). Айзенк не без удивления обнаружил, что в конце 19 – начале 20 века научную общественность волновали те же самые темы, что и его сейчас.

В 1899 году Альфред Бине получил от «Общества по изучению психологии ребенка» заказ на разработку простых доступных методов тестового характера для оценки интеллектуального потенциала детей. Основной целью этого задания являлся поиск вариантов обучения умственно отсталых детей, для чего их сначала нужно выявить согласно неким объективным параметрам и распределить по классам.

Проблема обрела актуальность в связи с тем, что во Франции с конца 19 века шла подготовка к введению всеобщего обязательного школьного образования, и встал вопрос, как обучать тех, кто не может учиться вместе со всеми. В начале 20 века во Франции было введено обязательное школьное образование, а для умственно отсталых детей созданы специальные школы.

Альфред Бине привлек к своим исследованиям психолога и руководителя «Педагогической лаборатории» Теодора Симона (1973-1961). Итогом совместной работы стало создание «Шкалы Бине-Симона» для оценки умственного развития детей. Вопросы теста были распределены по возрастным группам от 3 до 13 лет.

В каждую группу были включены вопросы, ответы на которые должен был знать ребенок соответствующего возраста. По количеству правильных ответов определялся уровень развития ребенка. Подробнее об исследовании можно почитать в книге «Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет» [А. Бине, Т. Симон, 1905]. Всего же Альфред Бине лично и в соавторстве написал порядка двухсот книг.

На самом деле, речь шла о сравнении хронологического возраста ребенка с так называемым «умственным возрастом», под которым подразумевалась способность ответить правильно на все вопросы, подготовленные для того или иного возраста. Если ребенок не справлялся с вопросами для «своего» возраста, он считался отсталым, а его «умственный возраст» исчислялся в соответствии с теми возрастными тестами, на которые он мог ответить без ошибок.

Ганс Айзенк задумался, как эту систему можно адаптировать для взрослых. Итогом стал разработанный Айзенком тест коэффициента интеллекта. Свое видение ситуации он изложил в ряде работ. В частности, в издании Manual of the Eysenck Personality Inventory («Руководство по инвентаризации личности Айзенка» [Н. Eysenck, 1964]. А также в книге «Природа интеллекта. Битва за разум. Как формируются умственные способности» [Г. Айзенк, 2002].

Подробнее о сути IQ теста Айзенка мы сейчас поговорим подробнее. А те, кого заинтересовала научная биография ученого, могут прочитать весьма познавательную статью «Как умный Ганс дураков сосчитал» [М. Голованивская, Е. Вансович, 1999].

Тест Айзенка: что это такое?

Итак, вы уже поняли, что тест Айзенка предназначен для измерения уровня интеллекта в неких количественных показателях. Ввиду того, что само понятие «интеллект» является достаточно сложным и многогранным, в тест включены вопросы с использованием текстового, цифрового и визуального материала.

В классической вариации существует 8 вариантов теста: 5 сборных и 3 специальных (вербальный, вычислительный и пространственно-визуальный). К слову, желающие могут пройти тест Айзенка онлайн, причем любой из этих вариантов. Вопросы теста Айзенка расположены с нарастающим уровнем сложности и сформулированы так, чтобы на них могли ответить люди от 18 лет и старше с образованием не ниже среднего. На решение заданий теста отводится 30-40 минут.

Чтобы было понятно, о чем речь, приведем для примера несколько заданий из сборного теста Айзенка №1 из Интернета. Для наглядности мы подобрали разные типы заданий, так что последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

После того, как человек пройдет тест Айзенка, ответы анализируются, и в зависимости от количества правильных вариантов присуждается количество баллов. Получить свой результат можно, либо указав электронную почту в предложенной по окончании теста форме обратной связи, либо (как по ссылке выше) сразу на странице.

Классический вариант предполагает максимум 160 баллов за ответы теста Айзенка. Изначально считалось, что средний уровень IQ составляет от 90 до 110 баллов, а показатель в 70 баллов можно интерпретировать, как умственную отсталость.

Это если говорить о «классике жанра». Понятно, что за прошедшие с момента изобретения теста десятилетия многое в этом мире изменилось, появились новые слова и понятия, коих не было в середине 20 века. Кроме того, мы помним, что Айзенк позиционируется, как немецко-британский психолог и, соответственно, его разработки нуждаются в адаптации при переводе на тот или другой язык.

И такие адаптированные варианты для разных языков мира существуют. Так называемый «Международный тест IQ» включает 40 вопросов и считается универсальным для определения способности человека к логическому и пространственному мышлению, умению обобщать и систематизировать информацию [iq-test-international, 2021].

Уточним, что «Международный тест IQ» предполагает работу с фигурами, линиями и анализ их расположения в пространстве либо же поиск закономерностей последовательности различных чисел, так что влияние нюансов перевода на любой язык тут минимально.

Обратите внимание, что на рисунках к тестовым заданиям варианты ответов обозначены латиницей, хотя само задание переведено на русский язык. Тут мы тоже выбрали для наглядности разные типы заданий, и последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

Еще обратите внимание, что там, где нужно вставить недостающую цифру, задание предлагает «выбрать недостающую фигуру». Таким образом, цифры называют фигурами, т.е. перевод изрядно «хромает» даже в таких, казалось бы, мелочах.

Говоря о современном положении дел в области тестирования интеллектуальных данных, следует затронуть еще один важный момент. Сейчас есть подтвержденные исследованиями данные, что за прошедшие десятилетия средний уровень IQ вырос и продолжает расти дальше [L. Winerman, 2013].

Поэтому сегодня более корректной считается интерпретация показателей в 100-120 баллов, как среднего уровня, а показателя ниже 80 баллов, как недостаточного. По-настоящему умными в этом контексте считаются люди, способные набрать больше 130 баллов. Результаты выше 150 баллов можно считать признаком гениальности.

Помимо классических и адаптированных тестов, сегодня можно встретить «осовремененные» варианты, предлагающие набрать до 200 баллов [treningmozga, 2021]. Причем предлагается не 8, а гораздо большее количество вариантов теста. Включены в этот «осовремененный» тест Айзенка вопросы наподобие «найдите лишнее слово», «вставьте недостающую цифру», «дополните картинку фигурой из числа предложенных».

Кстати, на сайте можно найти ответы к этому изрядно переформатированному тесту Айзенка и пройти его еще раз, изучив пояснения, если первоначальные результаты вас не удовлетворили [treningmozga, 2021]. Строго говоря, эти тесты на IQ уже и не являются тестами Айзенка, потому что сам Ганс Айзенк не разрабатывал именно эти версии. Однако все они построены на основе классического варианта, предложенного Айзенком, и направлены на измерение интеллектуального потенциала в количественны показателях.

Если вас заинтересовала идея тестирования, можем предложить «15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке» [Quasa, 2021]. В их числе как переведенные на русский язык варианты теста Айзенка, так и усовершенствованные и переработанные его последователями версии.

Заметим, что итог тестирования ни в коем случае не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат заметно ниже ожидаемого. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов нюансы адаптации перевода и доработки теста. Во-вторых, даже к классическому варианту теста Айзенка у психологов в разное время возникало немало вопросов.

Критика теста Айзенка

Первая и главная претензия к тестам Айзенка – это изрядная субъективность предложенной методики оценки. Так называемые «правильные» ответы формируются, исходя из усредненного типа мышления большинства, в то время как люди творческие могут найти различные ответы на тест Айзенка во многих заданиях, и все они будут правильными.

Дискуссии относительно выводов Айзенка начались еще при его жизни и продолжаются по сей день. Так, некоторые исследователи считают выводы Айзенка спорными и призывают пересмотреть и перепроверить их дополнительно. Иначе следование сомнительным постулатам будет подрывать авторитет психологии как науки [D. Marks, 2019].

Более того, ученые ищут и находят ошибки в тестовых заданиях и наглядно показывают, что во многих вопросах и так называемых «правильных ответах» наличествуют серьезные проблемы с логикой и математикой [В. Васильев, 2007]. Другими словами, человек с действительно хорошо развитой логикой ответит на часть заданий заведомо неправильно с точки зрения составителей теста и получит более низкие баллы, чем тот, кто не вникает глубоко в существо вопроса.

Кроме того, тесты не в полной мере учитывают разные типы мышления, и, по сути, в большей степени «заточены» под математический склад ума, нежели под творческое мышление. Даже при том, что, как мы только что выяснили, в тестах наблюдаются явные логические ошибки, математики справляются с тестом Айзенка, в целом, лучше, чем гуманитарии [Планета, 2015].

Чисто гипотетически можно возразить, что математики, в принципе, со многими задачами справляются лучше гуманитариев. Однако значит ли это, что писатель или композитор глупее физика или математика по умолчанию? Поставим вопрос чуть иначе: готовы ли вы вместо музыки слушать математические формулы, а вместо художественной литературы читать «на сон грядущий» учебник по квантовой механике? Или пусть физики и математики пишут музыку, стихи и картины, раз они такие умные?!

В среднестатистическом варианте, если математика попросить написать песню, а физика – сложить поэму, результат вряд ли обрадует массового слушателя и читателя. Конечно, есть универсалы, способные заниматься и точными науками, и писательством. Однако таких людей единицы.

Более того, в 2005 году мировые средства массовой информации обошла новость о том, как словенское телевидение вынуждено было закрыть свое новое шоу сразу после пилотного выпуска. Идея шоу состояла в том, чтобы показать зрителям, насколько глупы модели и участницы всевозможных конкурсов красоты.

Сложно сейчас сказать, зачем телевизионным продюсерам понадобилось такое шоу, но в ходе первых же съемок приглашенная финалистка конкурса «Мисс Словения-2002» и участница конкурса «Мисс Вселеная» Айрис Мулей продемонстрировала IQ на уровне 156 баллов из 160 возможных [NEWSru, 2005]. Это оказалось заметно больше, чем у физика-ядерщика, консультировавшего шоу-программу.

И, наконец, весьма сомнительным показателем интеллекта видится жесткая привязка теста ко времени на решение заданий. Общеизвестный факт, что Альберт Эйнштейн (1879-1955) думал много и достаточно медленно, а его мозг, извлеченный через 7 часов после смерти, весил всего 1230 граммов, хотя в среднем мозг мужчины его возраста весит 1400 граммов [kulturologia, 2018]. Однако в гениальности создателя теории относительности вряд ли кто-то сомневается.

Таким образом, критику теста Айзенка можно свести к ряду пунктов:

  • Вариативность определений интеллекта и невозможность, в связи с этим, выделить некий единый стандарт оценки интеллектуальных способностей в принципе.
  • Проверка не столько интеллекта, сколько способности мыслить стандартно, когда любые отклонения в ответах интерпретируются, как ошибочные.
  • Сведение понятия «интеллект» к способности решать ограниченный набор типов задач.
  • Логические ошибки в тестовых заданиях и ответах к ним.
  • Предложение одного правильного ответа в условиях наличия множества верных ответов на вопрос.
  • Неравномерность и нерепрезентативность оценки различных сторон интеллекта.
  • Искажение результатов при повторном прохождении теста.

Так, даже с учетом наличия множества вариантов теста Айзенка и созданных на его базе прочих тестов IQ, на прохождение данного испытания можно натренироваться. Как мы заметили ранее, принцип построения всех этих тестов един. Следовательно, решая различные варианты классических и осовремененных тестов, можно уловить основные закономерности и раз за разом отвечать на вопросы все точнее и точнее.

Коль скоро к IQ тесту Айзенка столько претензий, чем же объясняется его неугасающая популярность и достаточно широкая сфера применения, начиная от самооценки уровня развития и заканчивая собеседованиями и прочими испытаниями для приема на работу? На самом деле, тому есть причины.

Преимущества IQ-теста Айзенка

Итак, каковы же преимущества интеллектуального теста Айзенка и всех его вариаций? В первую очередь, это простота тестирования. Можно пройти тест Айзенка онлайн, выбрав один или несколько его вариантов, и это займет в среднем 30-40 минут.

Если говорить о тестировании с целью проверки пригодности к той или иной работе, тест Айзенка имеет преимущество в том, что не требует специальной подготовки от организаторов тестирования. Так, если практически любой другой психологический тест включает в себя важный блок работ по интерпретации результатов, с чем может справиться только профессиональный психолог, здесь все операции выполнит компьютер и выдаст уже готовый результат.

И, наконец, при всех недостатках теста его результаты имеют пусть не прямую, но достаточно высокую корреляцию с эффективностью последующей трудовой деятельности. Другими словами, человек, набравший 120-130 баллов, точно не окажется тупым, а отказав в приеме на работу человеку, набравшему всего 60 баллов, компания точно ничего не потеряет.

В то же самое время, прямой линейной зависимости между количеством баллов и эффективностью по принципу «чем больше, тем лучше» пока что не обнаружено. Собственно, мы уже неоднократно останавливались на том, что интеллект – это понятие сложное и многогранное. И для многих профессий имеет значение не только академический интеллект в плане способности мыслить логически и анализироваться ситуацию.

Ничуть не менее важен интеллект эмоциональный в контексте способности строить отношения и договариваться. Именно эмоциональный интеллект лежит в основе большинства надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, необходимых для успешной карьеры.

Таким образом, тест Айзенка вряд ли может быть самодостаточным и безошибочным инструментом для оценки интеллектуального потенциала человека, однако его вполне можно использовать в комплексе с другими методами оценки личности, чтобы составить представление о способностях человека.

И повторим еще раз: никакой итог тестирования не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат не слишком высок. Нюансы адаптации перевода и современных доработок теста плюс аутентичные недостатки теста могут дать самый неожиданный результат, который может свидетельствовать скорее о вашей вдумчивости и творческом подходе, нежели о каких-то там недостатках мышления.

В целом, значимость исследований Ганса Юргена Айзенка при всей их неоднозначности сложно переоценить. Об этом свидетельствует, как минимум, неугасающий интерес к его работам и несмолкающие дискуссии в научном мире. Согласитесь, не так много в этом мире научных работ, о которых слышали все или почти все. Собственно, мы с этого и начали – что тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, является, пожалуй, единственным, про который слышали даже очень далекие от психологии люди.

Отметим, что тест на IQ – это далеко не единственная разработка ученого. Так, достаточно широкую популярность в свое время получил тест Айзенка на темперамент. Для желающих доступно прохождение теста Айзенка на темперамент онлайн. В психологии широко используется личностный опросник Айзенка (Еуsenck Personality Questionnaire, сокращенно EPQ), позволяющий выявить эмоциональную устойчивость человека и тип личности по шкале «интроверт-экстраверт». Кроме того, Айзенк является автором так называемой «трехфакторной теории личности» а также «трехфазной теории возникновения невроза». Но это уже темы для отдельных статей.

Мы же на этом пока остановимся и скажем, что если вы желаете получить объективное представление о своем потенциале, лучше подойти к этой теме комплексно и пройти нашу программу «Самопознание». Так вы действительно поймете свои сильные и слабые стороны узнаете, как усилить свои позиции в жизни, добиться своих целей, реализовать собственные планы и устремления.

Мы желаем вам не «зацикливаться» на тестах, потому что ни один тест не отображает реального многообразия человеческой личности, но научиться их проходить, потому что результат для «галочки» (отчета, собеседования, ЕГЭ) бывает достаточно важен на том или ином участке жизненного пути. Думается, на сегодня тестов и разговоров про них уже достаточно, поэтому в заключение предлагаем просто ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Книга «Тесты Айзенка.

IQ. Перезагрузка мозга. Лучший способ развить свои интеллектуальные способности» Айзенк Г Ю
  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Айзенк Г. Ю.

Иллюстрации

Рекомендуем посмотреть

Колк Б.

Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть

822 ₽

990 ₽ в магазине

Купить

Чалдини Р.

Психология влияния. Внушай, управляй, защищайся

448 ₽

540 ₽ в магазине

Купить

Ялом И. Д.

Палач любви и другие психотерапевтические истории

374 ₽

450 ₽ в магазине

Купить

Ялом И. Д.

Лжец на кушетке

398 ₽

480 ₽ в магазине

Купить

Ялом И. Д.

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти

598 ₽

720 ₽ в магазине

Купить

Франкл В. Э.

Сказать жизни «ДА! «: психолог в концлагере. 9-е издание

515 ₽

620 ₽ в магазине

Купить

Савельев С. В.

Нищета мозга. 4-е издание

1 137 ₽

1 370 ₽ в магазине

Купить

Беттельхейм Б.

Просвещенное сердце. Автономность человека в эпоху массовых обществ

789 ₽

950 ₽ в магазине

Купить

Франц М.-Л. фон

Толкование волшебных сказок

475 ₽

572 ₽ в магазине

Купить

Франц М.-Л. фон

Мотив искупления в волшебных сказках. Психологическое значение

666 ₽

803 ₽ в магазине

Купить

Франкл В.

Подсознательный бог. Психотерапия и религия

515 ₽

620 ₽ в магазине

Купить

Юнг К. Г.

О психоанализе

274 ₽

330 ₽ в магазине

Купить

Савельев С. В.

Атлас мозга человека

1 511 ₽

1 820 ₽ в магазине

Купить

Савельев С. В.

Происхождение мозга

1 062 ₽

1 280 ₽ в магазине

Купить

Фромм Э.

Искусство любить

432 ₽

520 ₽ в магазине

Купить

Непряхин Н. Ю.

Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению

822 ₽

990 ₽ в магазине

Купить

Юнг К. Г.

О психологии бессознательного

257 ₽

310 ₽ в магазине

Купить

Кови С. Р.

Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. 13-е издание

614 ₽

740 ₽ в магазине

Купить

Кови С. Р.

Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. 13-е издание

722 ₽

870 ₽ в магазине

Купить

Карр А.

Легкий способ бросить курить

291 ₽

350 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

Доказала ли история правоту Айзенка насчет генов и IQ?

Гансу Дж. Айзенку, одному из самых известных и вызывающих ярость британских психологов 20-го века, в этом месяце исполнилось бы 100 лет. В то время как Айзенк был пионером в поведенческой терапии (прокладывая путь к принятию когнитивно-поведенческой терапии) и приводил доводы в пользу необходимости доказательной медицины и метаанализа, в последующие годы его репутация была подорвана его чрезвычайно противоречивыми работами о расе и IQ, а также его в значительной степени непродуктивные набеги на астрологию и исследования курения.

Мысли Айзенка об IQ и генетике также были крайне непопулярны. Он утверждал, что общий интеллект (широкая мера умственных способностей) имеет генетическую основу, которая связана с широким спектром жизненных результатов, включая социально-экономические различия. В сочетании со спорами о расовом IQ все это было взрывоопасно, и Айзенк регулярно подвергался критике за свои взгляды и даже однажды подвергся физическому нападению. В 1973 году протестующая женщина ударила его кулаком по лицу на мероприятии Лондонской школы экономики.

Айзенк считал интеллект самым важным понятием в социальных науках. Поэтому неудивительно, что эта тема положила конец его научной карьере: IQ был в центре внимания его первой научной статьи в конце 1930-х годов и его последней книги Genius в конце 1990-х. Однако сто лет спустя после его рождения самое время спросить, был ли он прав в этом конкретном вопросе.

В недавней статье Хагенарс и его коллеги сообщили об исследовании более 100 000 человек, показывающем, что существуют общие генетические влияния на интеллект, ряд заболеваний (включая ишемическую болезнь сердца, инсульт, болезнь Альцгеймера, шизофрению, аутизм и депрессию), а также индекс массы тела, окружность головы младенца и размер мозга.

Эти результаты указывают на «плеотропные» эффекты, то есть когда один ген влияет на два или более, казалось бы, не связанных между собой признака. В данном случае когнитивная функция, физическое здоровье и психические расстройства.

В этом исследовании интеллект измерялся тремя способами: вербальное числовое мышление, память и скорость реакции. Они имеют мало или вообще ничего общего с традиционными «книжными» показателями интеллекта. Успешное выполнение когнитивных тестов связано со многими преимуществами на всю жизнь.

Эти результаты подтверждают предыдущие выводы, которые показывают, что умственное развитие положительно связано с большей продолжительностью жизни и отрицательно связано со многими факторами риска заболеваний (такими как высокое кровяное давление). Это также связано с более низким уровнем соматических заболеваний и более низким уровнем некоторых психических расстройств. Причины этих ассоциаций остаются неясными, но теперь кусочки головоломки начинают складываться на свои места.

Однако исследование Хагенаарса и его коллег показывает, что быть умным имеет свои недостатки. Исследователи обнаружили, что некоторые генетические варианты, связанные с университетским образованием, связаны с более высоким генетическим риском шизофрении, биполярного расстройства и аутизма. Хотя связь между успехами в учебе и двумя последними расстройствами была обнаружена ранее, связь с шизофренией является новой. Возможно, гениальность и безумие все-таки идут рука об руку — во что верил и Айзенк и чему была посвящена его книга «Гений» в 1919 году.96.

Высокий риск шизофрении. www.shutterstock.com

Работа Хагенаарса и его коллег важна не столько тем, что провозглашает актуальность и прогностическую силу когнитивных тестов, а также измерения времени реакции интеллекта (что они и делают), сколько тем, что раскрывает нам ряд важных вещей. Во-первых, психическое и физическое здоровье тесно связаны — во что Айзенк верил всю свою жизнь. Во-вторых, способность выполнять различные когнитивные тесты может быть хорошим индикатором общего физического, а также психологического благополучия. И в-третьих, теперь должно быть возможно определить, что действительно вызвано социальным неблагополучием (например, бедностью), а что следует отнести к общему генетическому влиянию на интеллект, здоровье и богатство.

Теперь мы также можем приступить к изучению генов, обуславливающих физическую и психологическую уязвимость. Как только мы узнаем, как они работают, мы можем получить полезные подсказки о том, как можно изменить их эффекты. Например, можно противодействовать их негативным последствиям и повышать уровень определенных способностей путем образования, адаптированного к конкретному человеку, а не универсального. Кроме того, мы можем узнать больше о негенетических экологических последствиях бедности.

Такое исследование показало бы еще кое-что важное: ошибочно полагать, что гены — это судьба. Они являются судьбой только тогда, когда мы не понимаем их действий и ничего не делаем, чтобы предотвратить их негативные последствия.

Хотя Айзенк провел одно из первых статистических генетических исследований близнецов и тесно сотрудничал со специалистами в области генетики, он провел очень мало эмпирических исследований связи между генетикой и интеллектом. Его влияние пришло в форме его идей и сочинений, а также в его защите этого самого непопулярного научного дела.

Теории личности: Фрейд против Айзенка

Зигмунд Фрейд и Ганс Й. Айзенк — два великих имени в истории психологии, поскольку они всю свою жизнь работали над тем, чтобы внести свой вклад в развитие и продвижение психологии.

На теорию личности Фрейда в основном повлияли три аспекта разума, известные как ид, эго и суперэго, находящиеся под влиянием бессознательного и контролируемые удовольствиями, сексуальными желаниями и агрессией; Теория Айзенка, с другой стороны, была разработана трехмерной теорией личности, состоящей из невротизма, экстраверсии и психотизма (Cooper, 2010). Фрейд считал, что личность развивалась в детстве в рамках пяти стадий (считающихся стадиями удовольствия), которые представляют собой оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии, и искажение на любой из этих стадий повлияет на личность человека (Laureate, 2015). Для Айзенка Фрейд был великим рассказчиком, чьи теории не имели научных доказательств (Eysenck 2004). Он даже резко критиковал психотерапию, потому что считал, что только научно изученные методы дают точное понимание человеческого поведения, а статистика имеет решающее значение для проверки личностных факторов (Айзенк 19). 94). Это, конечно, сомнительно, поскольку есть много других способов считать исследование научным, помимо использования статистических инструментов и конкретного факторного анализа. По сравнению с Фрейдом трехмерная теория личности Айзенка была более научной, а его Анкета личности до настоящего времени поддерживалась несколькими областями, такими как физиология и генетика личности (Beratis, Rabavilas, Papadimitriou & Papageorgiou, 2011). Как бихевиорист, он очень интересовался темпераментом (Цукерман и Клонингер, 19 лет).96) и в качестве психолога-исследователя он использовал метод «факторного анализа» в своих методах исследования и обнаружил два основных фактора темперамента: невротизм и экстраверсию-интроверсию (Copper (2010). В отличие от Фрейда, который сформулировал свою теорию, изучая очень маленькие данные (в основном его пациенты), Айзенк не только использовал большие данные в своих исследованиях, но также понял, что он все еще не охватывает все население, поэтому перенес свои исследования в психиатрические учреждения в Англии. что он открыл третий фактор, психотизм (Boeree, 2006). Айзенк считал, что все три биполярных измерения, невротизм, экстраверсия и психотизм, были врожденными, тогда как Фрейд считал, что все, что ребенок экспериментирует на этапах своего развития, будет способствовать его личности. d формироваться в его взрослой жизни (Cooper, 2010). Теория Айзенка и описание людей и различий в их личности, кажется, поддерживаются, однако э-э, это не объясняет, почему люди работают лучше, чем другие, или как одни люди могут уделять внимание конкретным вопросам, а другие нет (Мэттьюз и Гиллиленд, 19).99).

Это правда, что Фрейд и Айзенк внесли большой вклад в развитие теорий личности, и генетика влияет на развитие личности точно так же, как и опыт, воспоминания и/или случаи из детства (Cooper 2010), но тот факт, что теории Фрейда были не основанный на научных фактах, ослабляет его позицию и поэтому теории Айзенка кажутся надежными и имеющими научное влияние на развитие психологии личности. Тем не менее, я считаю, что каждый теоретик добавил что-то к психологии личности, будь то подход к чертам, биологический, генетический, поведенческий, социальный или когнитивный, и личность может быть полностью понята только в том случае, если все подходы объединятся.

Ссылки

Бератис, И. Н., Рабавилас, А. Д., Пападимитриу, Г. Н., и Папагеоргиу, К. (2011). Модель Айзенка личности и психопатологических компонентов у правшей и левшей. Личность и индивидуальные различия, 50 1267-1272. doi:10.1016/j.paid.2010.10.033

Boeree, CG (2006). Теории личности: введение. Кафедра психологии . Получено с http://webspace.ship.edu/cgboer/Introduction.pdf

Cooper, C. (2010). Индивидуальные различия и личность  (3-е изд.). Лондон: Образование Ходдера.

Айзенк, Х. (2004). Упадок и падение империи Фрейда. Нью-Йорк: Рутледж.

Айзенк, Х. Дж. (1994). Проблема результата в психотерапии: чему мы научились?

Поведенческие исследования и терапия, 32 (5), 477-495. doi: https://doi.org/10.1016/0005-7967(94)90135-X

Лауреат (2015), Введение в теорию личности. Получено с https://elearning.uol.ohecampus.com/bbcswebdav/institution/UKL1/_MASTERS_/MS_LPSY/LPSY_316/readings/UKL1_LPSY_316_Week01_LectureNotes. pdf

Мэтьюз Г. и Гиллиланд К. (1999). Теории личности Х.Дж. Айзенка и Дж.А. Грей: сравнительный обзор. Личность и индивидуальные различия, 26 (4), 583-626. doi: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(98)00158-5

Zuckerman, M., & Cloninger, C.R. (1996). Отношения между измерениями личности Клонингера, Цукермана и Айзенка. Личность и индивидуальные различия 21 (2), 283–285. http://doi.org.liverpool.idm.

  • Трудные люди: можем ли мы их изменить?

    13 июля 2018 г.

  • Как убеждать и не поддаваться на уговоры других

    13 июля 2018 г.

Некролог Ганс Юрген Айзенк (1916-97)

Психолог, создавший современную научную теорию личности

Кредит: POPPERFOTO

Упомяните «науку о личности», и вас могут обвинить в оксюмороне. А ведь эта наука существует, важна и процветает. В значительной степени это творение одного человека — Ганса Айзенка, который умер 4 сентября в возрасте 81 года9.0003

Айзенк родился в Берлине, но уехал оттуда в 1934 году, потому что ненавидел нацизм. Он приехал в Лондонский университет с намерением изучать физику, но его предыдущие исследования не соответствовали критериям приема. Поэтому он записался на психологию как на наиболее близкую к науке вещь, которую они допустили.

Когда Айзенк начал свою работу в 1940-х годах, откровенно говоря, в этой области царил беспорядок. Были идентифицированы, обозначены и измерены тысячи личностных черт, в основном с помощью коротких анкет. Попытки упростить это изобилие были основаны на многомерном статистическом анализе. Они были направлены на то, чтобы свести поверхностную картину корреляций между всеми возможными парами измерений к меньшему числу основных факторов, которые затем могли бы, говоря статистически, воспроизвести основные черты поверхностной картины. Но не было единого мнения о правильной форме анализа, хотя все, кроме Айзенка, соглашались с тем, что будет получено чисто статистическое решение (если бы только можно было убедить других в том, что собственное решение лучше!).

Айзенк преодолел многословие, сделав первый кардинальный вывод: никакое решение не может быть установлено на основе чисто статистических критериев, и любое предлагаемое решение может служить лишь гипотезой, которую затем необходимо подвергнуть стандартным научным проверкам предсказания, проверки и проверка. Он показал, что все предлагаемые решения математически эквивалентны и взаимопереводимы. Так что спор был не о математике, а о том, какая версия математики лучше всего применима к истинной «структуре личности».

Если существует такая вещь, как структура личности, что ее порождает? Второе великое открытие Айзенка заключалось в том, что источник мог лежать только в организации мозга: какие бы генетические, экологические или социальные влияния ни влияли на индивидуальность человека, они должны были действовать, формируя способ функционирования мозга. Однако, безусловно, в 1940-х и 1950-х годах было невозможно непосредственно изучить соответствующие особенности функционирования мозга, поэтому выводы необходимо было делать на основе экспериментальных исследований поведения. В этой стратегии, по его признанию, Айзенк пошел по стопам Ивана Павлова. Но в то время как Павлов исходил из наблюдений за поведением животных и размышлял о человеческой личности, Айзенк исходил из измерения индивидуальных различий в человеческом поведении и искал объяснения в мозгу млекопитающих на основе поведения животных. Поскольку ему приходилось опираться на то, что было известно в этих более фундаментальных, относительно слаборазвитых областях, детали его необычайно всеобъемлющей теории личности должны были во многих отношениях быть неверными. Тем не менее, он набросал основную логическую форму, которую должна принять такая теория, и я верю, что она будет долговечной.

В то время практически все, что Айзенк писал на эту тему, было предметом жарких споров. Сегодня широко распространено мнение, что его основные постулаты были правильными. Например, в лучших традициях научной бережливости он считал, что существует лишь несколько (по его мнению, три) фундаментальных и независимых измерений, определяющих пространство, в котором может изменяться человеческая личность. Он упорно защищал эту позицию от оппозиции, которая в настоящее время отступила от исходного минимума в 16 до модальных пяти, две из которых (экстраверсия и невротизм) идентичны его. Он также считал, что большая часть различий по трем основным параметрам его личности

(третьим является психотизм) отражает кумулятивное действие аддитивных полигенов, и что психическое расстройство часто возникает из-за экстремальных позиций в результате непрерывного распределения уязвимости. Эта точка зрения, которая первоначально была сразу же отвергнута как клиницистами, так и социологами, теперь настолько общепринята, что спровоцировала международную гонку по выявлению генов, определяющих высокий уровень невротизма и, следовательно, расстройства тревоги и депрессии.

Несомненно, построение научной теории личности было самым важным и непреходящим достижением Айзенка. Только за это он заслужил почести, которых в своей стране он (возмутительно) никогда не получал. Отчасти причина такого пренебрежения кроется в его адвокатской и полемической деятельности. Его первая битва была против психоанализа. В 1946 году Айзенк был назначен в Институт психиатрии (где он провел остаток своей карьеры) психиатром Обри Льюисом. Одной из его целей было организовать курс обучения клинических психологов. Прочесав Соединенные Штаты (где тогда доминировал психоанализ), он отверг все примеры, которые он там нашел, и создал свою собственную новую модель обучения, основанную на данных фундаментальных и клинических экспериментальных исследований.

С тех пор эту модель копировали во всем мире, и она во многом способствовала тому, что стало наиболее эффективным методом лечения ряда невротических расстройств — когнитивно-поведенческой терапии. Хотя Айзенк внес небольшой непосредственный вклад в эти терапевтические достижения, его защита сыграла очень важную роль в распространении информации.