Акцентуации характера по личко кратко – . .
Сообщение на тему «Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)»
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Сообщение
по дисциплине: «Специальная психология»
на тему «Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Титова Наталья Адреевна
г. Москва, 2017 г.
Введение
Отечественный ученый, доктор медицины А. Е. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой совместил знания о психопатиях и уже существующей на то время классификации акцентуаций Леонгарда. Психопатии – это отклонения в характере, которые влияют на все сферы жизни человека.
Профессиональная психологическая методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) была создана А. Е. Личко специально для выявления типов характера при наличии определенных акцентуаций. Эта методика полезна тем, что вовремя выявленные акцентуации дают возможность скорректировать их негативное влияние на формирование зрелой личности. Методика помогает психиатру выявить психопатии, а психологу – акцентуации характера.
Типы акцентуаций по А. Е. Личко
Гипертимный тип
Это очень подвижные, общительные и даже временами болтливые люди, которые стремятся к самостоятельности. Обычно пребывают с позитивно-приподнятом настроении, которое может смениться недовольством, злостью или гневом в ситуации непонимания их поведения другими людьми. На место радости приходит уныние также по причине недовольства самим собой. В стрессовых ситуациях демонстрируют большой запас жизненной энергии и оптимизма. Высокий жизненный тонус может приводить к переоценке своих возможностей. Они часто неразборчивы в знакомствах, что может привести к негативным последствиям: асоциальному поведению, к формированию вредных привычек.
Циклоидный тип
Этот тип акцентуации проявляется цикличностью, когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы. Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе, когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляетсяапатия к жизни, раздражительность. Обостряется чувствительность в замечаниям и упрекам, которые воспринимаются как подтверждение своей несостоятельности и слабости. Если эти чувства обостряются, может появиться угроза суицидального поведения. Личко указывает, что эти фазы могут сменяться как каждые три-четыре дня, так и затягиваться на более продолжительные периоды.
Лабильный тип
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения и общего эмоционального состоянии. Если у других неустойчивых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа меняется именно эмоциональное состояние. Эту особенность можно объяснить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настроение такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый взгляд, или не вовремя начался дождь. Обычно эти переживания очень глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности, стремлению к одиночеству.
Астеноневротический тип
Этот тип акцентуации отличается склонностью к ипохондрии – преувеличенным переживаниям по поводу возможных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздражительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных нагрузках. Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и даже слезами. Самооценка у этих людей связана с проявлениями ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя довольно уверенно и оптимистично.
Сенситивный тип
Это люди, которые с раннего возраста отличаются тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте в связи с этим проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в близком окружении это открытые и общительные люди. Вступая во взрослую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться. Например, стеснительный парень ведет себя развязно и заносчиво. Но в тот момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий, проявляются его слабые стороны.
Психастенический тип
Одной из наиболее важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навязчивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возникает на основе неопределенности в своем будущем. Это сильные переживания по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек. Также проявляется формализм и педантичность. Это поведение приносит уверенность в том, что если все планировать заранее, то ничего плохого не произойдет.
Шизоидный тип
Этот тип акцентуации можно охарактеризовать отсутствием «внутреннего единства». Об этом говорит сочетание следующих особенностей: холодность и чувствительность, замкнутость и болтливость, бездеятельность и целеустремленность, привязанность и антипатия, глубина внутреннего мира и поверхностность его проявления. Наиболее яркими чертами типа считаются низкая потребность в общении и отгороженность от окружающих. В подростковом возрасте эти черты сильно заостряются и стают заметными. Низкая способность к интуиции и эмпатии ощущаются как холодность. Противоречивость этих людей проявляется к том, что они скорее откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.
Видео про шизоидный тип акцентуации характера по Личко:
Эпилептоидный тип
Яркой особенностью этого типа является дисфория – злобно-гневливое состояние, при котором злоба и агрессия накапливаются, и через некоторое время выбрасываются наружу в виде продолжительных вспышек гнева. Характерна инертность во всех аспектах: жизненных ценностях, эмоциональной сфере, в движениях. Эти особенности проявляются в сильной ревности, часто безосновательной. Не любят «пустых мечтаний», стараются жить в реальности и не строить иллюзий. Эпилептоидная акцентуация – одна из самых сложных в плане социальной адаптации.
Истероидный тип
Повышенный эгоцентризм, жажда всеобщей любви и признания, высокая демонстративность составляют основу этого типа. Ненависть и негативное мнение о своей личности такие люди воспринимают намного лучше, чем нейтральное отношение и даже равнодушие. Они очень боятся остаться незамеченными. Важной чертой этого типа является внушаемость, но от нее не остается и следа, если внушение не направлено на подчеркивание достоинств и восхищение.
Неустойчивый тип
Собственно, неустойчивость этих людей проявляется в невозможности следовать социально-приемлемым формам поведения. С ранних лет наблюдается нежелание обучаться, слушаться старших, в более старшем возрасте испытывают трудности в романтических отношениях от сложностей в установлении глубоких эмоциональных связей. Эти люди стараются жить настоящим днем, не строят планы на будущее и не стремятся к достижениям.
Конформный тип
Это люди, главной чертой которых является стремление «слиться» с другими. Это проявляется в принятии чужих точек зрения, руководстве чужими желаниями и общими целями. Они стараются не отличаться от других, очень привязаны к близкому окружению. В профессиональной сфере ярко выражена безынициативность. Им подходит любая работа, только бы она не была связана с необходимостью проявлять инициативу.
Личко также выделяет смешанные типы акцентуаций, которые помогает выявить методика ПДО. Некоторые из них часто сочетаются между собой, а остальные никогда не могут быть одновременно присущи конкретному человеку.
Несмотря на то что Андрей Личко разрабатывал свои акцентуации характера исходя из поведения подростков, его классификацию часто используют для определения типов характера у взрослых. Психологам очень часто гораздо легче общаться с пациентами, зная их ключевые черты характера. Подобные классификации помогают определить ключевые модели поведения человека и понять его лучше.
infourok.ru
Тип акцентуации | Главные черты | Психогенные ситуации | Реакции эмансипации | Реакции группирования | Реакции увлечения | Самооценка |
1. Гипертимный | Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, общительность | Непереносимость одиночества и критических замечаний в свой адрес | Возникновение конфликтов из-за мелочного контроля, навязчивой опеки, нравоучений родных, учителей | Постоянная тяга к компании сверстников, стремление к лидерству в них | Богатство и разнообразие увлечений, но и крайнее непостоянство | Достаточно искренни. Склонны переоценить свои возможности |
2. Циклоидный А/типичный | Наличие фаз, сменяющих друг друга: а) субдепрессивный; б) период подъема. Их продолжительность – 1-2 недели | В субдепрессивной фазе — коренная ломка жизненного стереотипа; в фазе подъема — непереносимость одиночества, однообразной жизни, кропотливого труда | В периоды подъема усиливается реакция эмансипации | В субдепрессивной фазе –тяготит людское общество, компания. В фазе подъема стремятся в компании, заводят знакомства, претендуют на лидерство | Нестойкость в субдепрессивной фазе: забрасывают увлечения. В периоды подъема: возвращаются к старым и находят новые | Формируются постепенно по мере накопления опыта «хороших и плохих» периодов. Часто самооценка не точна |
Б/лабильный | Фазы короче- 2-3 хороших дня сменяется 2-3 плохими днями с дурным настроением | То же. Замечания и упреки усугубляют депрессивное состояние | То же | То же | То же. Склонность к жестокости, алкоголизации | То же |
3. Лабильный | Крайняя изменчивость настроения. Меняется очень часто и круто, а повод — ничтожный. Значительная глубина переживания | Отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними | Выражены умеренно. Им хорошо в семье, если чувствуют любовь, тепло, уют | Свойственна преданная дружба: ищут дружбу с тем, кто в минуты грусти способен отвлечь, в минуты радости – уметь откликнуться. На роль лидера не претендуют, ищут эмоционал. контакт. Довольны положением любимца, которого опекают товарищи | Общение с товарищами, худ. самодеят., дом. животные – как легкий отток энергии. Ни одно хобби не длится долго, и скоро сменяется другим | Искренни. Знают особенности своего характера, знают, что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит все |
4. Астеноневротический | Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к фиксации на своем здоровье. Особенно утомляются при умственных занятиях, вспышки по ничтожному поводу | Повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам и к событиям, провоцирующим ипохондрические реакции | Из-за утомляемости не стремится к эмансипации, а немотивирован. вспышки раздражения порождают ухудшения отношений к близким, учителям, сверстникам | К товарищам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут одиночества | Алкоголизации, побегов из дома не наблюдается | Отражает ипохондрические установки. В мыслях о будущем – забота о собственном здоровье |
5. Сензитивный | Большая впечатлительность. Резко выражено чувство собственной неполноценности. Ищут самоутверждения там, где чувствуют свою неполноценность. Стремятся: застенчивые девочки – к общительности, робкие мальчики – к заносчивости | Непереносимость ситуации, где они становятся объектом насмешек, подозрения | Выражены слабо. К родным сохраняется детская привязанность. | Разборчивы в выборе приятеле, очень привязчивы в дружбе. Любят иметь друзей более старших. | Увлечения разнообразны: классическая музыка, шахматы, рисование. удовлетворены процессом занятия | Довольно низкий уровень объективности |
6. Психастенический | Нерешительность и склонность рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, ритуалов, представлений | Ситуации, где необходимо принимать быстро и самостоятельно важные решения, ситуации с нагрузками на чувства ответственности | Вместо реакции эмансипации часто патологическая привязанность к какому-либо из ленов семьи. У мальчиков – чаще к матери | Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Место в подростковой группе им не находится. | Интеллектуально-эстетическое хобби: «Я собираю марки разных стран, чтобы изучать географию» | Не всегда правильна тенденция находить у себя самые разные черты характера, включая противоположные |
7. Шизоидный | Замкнутость (отгороженность), неспособность, нежелание устанавливать контакты. Снижение потребности к общению, неспособность к сопереживанию | Ситуации, где нужно быстро устанавливать неформальные эмоциональные контакты, а также насильственные вторжения посторонних во внутренний мир | Долго терпят мелочную опеку в быту, подчиняется распорядку жизни, но реагируют бурным протестом на попытку вторгнуться в его мир | Обычно стоят особняком от компании сверстников. Иногда подвергаются насмешкам, иногда внушают уважение своей отгороженностью | Увлечения отличаются силой, постоянством, не редко необычностью, изысканностью | Неполная. Отличается замкнутостью, трудностью контактов; непонимание окружающих |
8. Эпилептоидный | Склонность к состоянию злобно-тоскливого настроения с поспешно накипающим раздражением и поиском объекта, на ком можно было бы сорвать зло. Аффективная взрывчатость; малоподвижность (от моторики и эмоциональности до мышления). Изощренная мстительность | Дисфории. Подростки отмечают: «На меня находит злоба, раздражительность». В таких ситуациях ищут повод для скандала. Повод для гнева может быть ничтожен. Безудержная ярость | Протекает очень тяжело: дело доходит до полного разрыва с родными. Наблюдается крайняя озлобленность, мстительность | Лидерство – как стремление властвовать над сверстниками | Предпочитают азартные игры. Коллекционирование привлекает ценностью собранного | Однобокая, привержены к порядку и аккуратности, живут реальной жизнью |
9. Истероидный | Беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе: восхищение, удивление, почитание. Для приукрашивания своей особы: лживость и фантазирование. Без большой эмоциональности — театральность. Легко «вживаются» в роль, ведут себя соответственно ей | Ситуации, где ущемлено самолюбие; утрата внимания значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность | Могут быть бурные проявления: побеги из дома, конфликты с родными и старшими. Но на самом деле от внимания и забот они не хотят избавиться | Претендуют на первенство или исключительное положение. пытаются возвыситься своими рассказами об удачах и походах | Увлекаются тем, чем можно покрасоваться: художественная самодеятельность и др. | Далека от объективности. Представляют себя такими, какими легче всего произвести впечатление. |
10. Неустойчивый | Нежелание трудиться, учиться, работать. Тяга к развлечениям, праздности. Все дурное просо липнет к ним. К будущему равнодушны, одна из главных черт — слабоволие | Слабое место: безнадзорность, обстановка попустительства, открывающие просторы для праздности и безделья. Живут сегодняшним днем | Стремятся высвободиться из под опеки, чтобы развлекаться, получать удовольствие. Любви к близким не испытывают, к их бедам относятся равнодушно | Плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным группировкам. Там являются послушным орудием | Азартные игры. Все вид хобби, требующие кого-либо труда, для них непостижимы | Неверная, легко приписывают себе гипертимные или комфортные черты |
11. Конформный | Постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Познавательно некритичны: истина то, что им сказали. консервативны: нового не любят | Плохо переносят крутую ломку стереотипа. Им трудно, когда требуется личная инициатива | Проявляется лишь тогда, когда родители, педагоги отрывают их от привычной им среды, когда противодействуют желанию быть «как все» | Дорожат своим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, стабильностью группы, не склонны менять одну группу на другую по своей инициативе | Целиком определяются группой и модой | Могут достаточно точно себя характеризовать |
studfile.net
Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
1.Гипертимный тип
С детства гипертимные люди отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими.
При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.
Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон.
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков.
Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в эти компаниях.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные «хобби»…
Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате.
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление «показать себя больше, чем есть на самом деле», как у настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации.
2. Циклоидный тип
Поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема.
Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.
Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.
studfile.net