Анкета басса дарки: Представление не найдено [name, type, prefix]: article, pdf, contentView
1.9 Опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций басса-дарки
Область применения
Опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реак-ций у людей подросткового, юношеского возраста и взрослых.
WWW.EFFECTON.RU 22
EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
Возрастной диапазон применимости
Опросник предназначен для людей старше 12 лет.
Описание
Агрессивность в модели авторов выступает в качестве свойства личности, характеризующегося наличием деструктивных тенденций, в основном, в области межличностных отношений. Враждебность трактуется как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. А.Бассом и А.Дарки было выделено 8 видов реакций, которыми сопровож-дается агрессивность и враждебность и на основании которых можно про-гнозировать наличие тех или иных поведенческих реакций у человека: фи-зическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Результаты опросника позволяют говорить об общем уровне агрессивности и враждебности личности, а также способах проявления агрессии, наибо-лее характерных для нее.
Опросник Басса-Дарки, в основном, применяется для изучения особенно-стей взаимодействия человека с другими людьми, его поведения и реакций в группе, коллективе. Он входит в стандартный инструментарий школьного психолога, HR-специалиста, рекрутера, психологов реабилитационного, пе-нитенциарного учреждения, а также учреждений, ведущих социальную ра-боту с различными категориями населения.
Количество вопросов
75 пунктов – утверждения для оценки с вариантами ответа «да» и «нет».
Время прохождения теста
15 — 20 минут
Описание шкал
Физическая агрессия — использование физической силы против другого ли-ца.
Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (злоб-ные сплетни, шутки) или не на кого не направленная (взрыв ярости, про-являющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.).
Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивле-ния до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымыш-ленные действия.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отноше-нию к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угро-зы).
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он яв-ляется плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угры-зения совести.
WWW.EFFECTON.RU 23
EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
В методике также предусмотрено определение индексов агрессивности и враждебности. Они показывают общий уровень агрессивности и враждеб-ности личности, позволяют прогнозировать конфликтность и напряжен-ность в отношениях с окружающими.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Для более полной и обоснованной оценки этих проявлений сле-дует пользоваться этим опросником в совокупности с другими личностными опросниками (например, опросниками Кеттелла и Спилбергера-Ханина), проективными методиками (методика Люшера).
Интерпретация результатов
Ответы испытуемого с помощью ключа распределяются по 8 шкалам, соот-ветствующим агрессивным и враждебным реакциям. Определяется домини-рующие типы реакции (один или несколько типов, получившие наибольшее значение).
Индекс враждебности рассчитывается как сумма баллов по шкалам 5 и 6, а индекс агрессивности – как сумма баллов по шкалам 1, 3 и 7. Нормой аг-рессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности –
6,5 — 7±3.
Особенности компьютерной версии
результатах представлены:
– балльное значение по каждой шкале с указанием максимально возмож-ного значения).
– значение индексов агрессивности и враждебности (с указанием границ нормы).
Выходные данные
Buss-Durkey Inventory, авторы – А.Басс и А.Дарки, год выхода – 1957.
Адаптация русскоязычной версии – А. К. Осницкий, год адаптации – 1994.
Литературный источник
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. –
СПб., 2002. С.80-84.
Психологические материалы — Методика диагностики показателей и форм агрессии А.
Басса и А. Дарки.Адаптация А. К. Осницкого
Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».
1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
5. Не всегда получаю то, что мне положено.
6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
15. Часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
18. В раздражении хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Думаю, что многие люди не любят меня.
23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости иногда бываю мрачным.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).
КЛЮЧ 1
для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.
«7». ОБИДА (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «—» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления — нормированные — показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА — индекс агрессивности;
(«6» + «7») : 2 = ИВ — индекс враждебности.
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
1. Использование физической силы против другого лица — ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) — ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.) — КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.
4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, — НЕГАТИВИЗМ.
5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости — РАЗДРАЖЕНИЕ.
6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, — ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.
7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, — ОБИДА.
8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, — АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ.
Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе с учащимися школы (с шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «практический психолог») было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.