Апрозексия: Апрозексия это

Внимание. Нарушения внимания

Внимание — сосредоточение перцептивной, когнитивной и двигательной активности в определенном направлении. Различают следующие основные характеристики внимания: объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость и концентрацию (Рубинштейн, 1946). Объем внимания — это количество информации, которая удерживается в поле ясного сознания. Считают, что он равен объему кратковременной памяти. Объем внимания может быть существенно увеличен путем использования разных приемов организации поступающей информации. Концентрация или избирательность внимания характеризует степень сосредоточения на какой-либо деятельности. При избыточной поглощенности чем-либо могут не замечаться важные стимулы, как внешние, так и внутренние. В норме эта особенность внимания называется рассеянностью. Переключаемость внимания состоит в способности быстро менять направление деятельности, не застревая на предыдущей. Распределяемость внимания — это способность одновременно распределять активность в двух и более направлениях.

Цицерон будто бы мог одновременно разговаривать с собеседником, что-то писать и думать о чем-то третьем.

Способность к распределению внимания в разных направлениях является весьма ценным качеством в выполнении сложной работы. Например, психиатр, беседуя с пациентом, должен воспринимать и анализировать получаемую от него вербальную информацию, улавливать невербальные сигналы, обдумывать тактику продолжения беседы, сортировать сведения от пациента по симптомам, синдромам, болезненным формам, оценивать состояние разных психических процессов и состояний и, кроме того, делать соответствующие записи.

Простая с виду беседа с пациентом является очень нелегким видом деятельности, это умение вырабатывается годами, если не десятилетиями. Устойчивость внимания представляет собой способность длительное время заниматься чем-то одним. И.П.Павлов, например, говорил, что три десятка лет он постоянно был сосредоточен на обдумывании законов высшей нервной деятельности. Наконец, еще одной важной стороной внимания является наблюдательность — способность подмечать важные, но скрытые за побочными обстоятельствами детали происходящего.

Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание — это его направленность, не связанная с волевым усилием. Внимание при этом может быть направлено на внешние объекты или события внутренней жизни, которые отличаются новизной, необычностью, привлекают интерес или содержат сигналы опасности. При этом внимание экстравертов более привлекают события в окружающем мире, интровертов — происходящее во внутреннем плане жизни. Произвольное внимание связано с волевым усилием.

Индивид при этом как бы принуждает себя заниматься тем, что является необходимым, пусть для него и неинтересным. Видный ученый, например, бывает вынужден работать таксистом в силу особых обстоятельств. Творческие натуры, впрочем, умеют найти что-то интересное и новое в самых прозаических, казалось бы, занятиях. Механизмы произвольного взимания социальны по своему происхождению и опосредованы внутренними речевыми процессами. Сосредоточенность внимания на чем-либо сопровождается физиологическими изменениями в организме.

Например, это изменение размеров зрачков — рефлекс Пилтца.

Топика органических повреждений головного мозга может указывать, какие нервные структуры ответственны за процессы внимания. Так, при лобных повреждениях в первую очередь страдает активное, произвольное внимание, в силу чего пациенты очень отвлекаемы. При повреждении глубинных структур мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система) может выпадать как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Психические расстройства практически всегда включают и нарушения внимания, причем последние достаточно разнообразны и, в свою очередь, могут повлечь как бы вторичные отклонения памяти, мышления и других психических процессов. Выделение в качестве самостоятельного синдрома дефицита внимания представляется поэтому не имеющим серьезных оснований, как нет их и в том, чтобы выделять синдромы дефицита памяти, мышления и т. п. Укажем здесь основные симптомы нарушения внимания. Отметим, что нередко они сочетаются друг с другом.

1. Апрозексия (в переводе означает «отсутствие внимания»). Термин введен первоначально для обозначения расстройств внимания у детей, страдающих хроническими заболеваниями слизистой оболочки носа (Juуе, 1887). Апрозексия — неспособность концентрироваться на происходящем как вне пациента, так и с ним самим. Иными словами, это выпадение как произвольного, так и непроизвольного внимания, паралич внимания. Ничто не привлекает внимания пациента, не вызывает у него интереса, настороженности, опасений. Он не может заставить себя сосредоточиться на чем-либо, направить или контролировать свои мысли, воспоминания, представления. Более того, пациент и не пытается как-то активизировать свое внимание. Апрозексия связана с абулией и апатией, встречаясь в структуре психических расстройств различного генеза. Некоторые авторы полагают, что апрозексия характеризует расстройства лишь произвольного внимания (Блейхер, 1995).

2. Гиперпрозексия характеризует выпадение способности к активному вниманию и преобладание пассивного, непроизвольного внимания. Проявляется неспособностью сосредоточиться на чем-либо и чрезмерной отвлекаемостью. В таком крайнем варианте нарушение внимания обозначается термином гиперметаморфоз, т. е. сверхизменчивость внимания. Термин введен для обозначения чрезвычайной отвлекаемости пациентов, которая может порождать состояния, близкие к спутанности (Neumann, 1859; Wernicke, 1881). H.Neumann описал гиперметаморфоз как самостоятельное заболевание, однако С.Wernicke показал, что это нарушение внимания есть не более чем психопатологический симптом.

Гиперметаморфоз наблюдается при острых психотических состояниях экзогенно-органического типа, шизофрении, мании, аментивном помрачении сознания. Что касается гиперпрозексии, то данное нарушение проявляется снижением способности сколько-нибудь удовлетворительно концентрировать внимание в каком-то одном направлении: пациенты не могут довести мысль до логического завершения, внимательно выслушать собеседника, выполнить начатое дело до конца, ограничить себя рамками конкретной темы беседы. Пациентов постоянно что-то отвлекает: посторонние мысли и воспоминания, разговор других людей, изменения в текущей обстановке. Если же требуется сосредоточить внимание на чем-то происходящем вне пациента, отслеживать какие-то внешние события, то пациенты не могут делать и этого, опять-таки отвлекаясь на нечто второстепенное. Например, пациент хочет пораньше заметить появление какого-то человека, но, отвлекшись на что-то другое, упускает тот момент, когда человек оказывается в поле восприятия. Чем более напрягает пациент свое активное внимание, тем скорее оно отключается. У детей, которым вообще свойственно преобладание пассивного внимания над активным, гиперпрозексия встречается особенно часто.

Они подолгу, например, могут заниматься чем-то поглощающим их внимание, тем, что им интересно, но плохо справляются с заданиями или занятиями, требующими активных усилий: например, им трудно выслушать до конца пояснения учителя, прочитать и вдуматься в смысл прочитанного, писать без ошибок или считать, т.

е. вообще делать нечто скучное для них, хотя и важное.

3. Гипопрозексия — термин, определяющий различные варианты ослабления внимания. Они таковы:

  • сужение объема внимания проявляется снижением способности удерживать в поле ясного сознания достаточное количество впечатлений и представлений, так что пациент то и дело упускает из виду нечто важное. Дело нередко доходит до того, что даже при выполнении относительно несложного занятия он забывает те или иные требования. Убираясь в доме, пациентка не может, к примеру, полно представить себе, что надлежит ей сделать, и потому не в состоянии расположить по порядку свои действия: «Хватаюсь то за одно, то за другое, а в итоге ничего не получается». Стоит пациенту отвлечься в беседе на какие-то подробности, как он забывает главную мысль, которую перед тем развивал. Отправляясь в другую комнату за нужным предметом, он по дороге забывает, за чем именно пошел. При счете, особенно в уме, он забывает или число, которое он должен, например, вычитать, или число, от которого ему нужно вычесть.
    Собираясь куда-то поехать, он непременно что-нибудь забудет взять с собой, вспоминая об этом где-нибудь в дороге. Если пациент ведет машину, он забудет включить сигнал поворота, если ему нужно перестроиться или свернуть в сторону. Даже одеваясь, пациент может забыть что-то надеть: то шапку, то галстук, то что-нибудь еще. Пациентка рассказывает, что на полпути к месту работы она вдруг вспомнила, что забыла надеть юбку и т. п.;
  • тугоподвижность или торпидность внимания обнаруживает себя неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного дела или одной темы разговора на другую. Чтобы сменить занятие, пациенту требуется много времени, чтобы «вработаться». Не менее трудно ему бывает и остановиться, некоторое время он как бы по инерции продолжает прежнее занятие. Включившись в тему разговора, пациент не может быстро перевести мысли на другую тему и какое-то время продолжает «топтаться» на первой. Или, начав с кем-то разговор, он как бы вязнет в нем, прилипает к собеседнику, будучи неспособным в нужный момент прервать диалог.
    Такая «прилипчивость» обозначается термином акайрия (в переводе означает «отсутствие меры»). Пациенты с акайрией могут по нескольку раз задавать один и тот же вопрос, возвращаться к уже сказанному, не замечая, что собеседник уже подает знаки, что вопрос исчерпан. Акайрия — признак общей психической ригидности. Впервые была описана при постэнцефалитических состояниях, затем при хорее Гентингтона, паркинсонизме, эпилепсии, эпилептоидной психопатии. Встречается она и в структуре экстрапирамидного синдрома с явлениями паркинсонизма. Синоним акайрии — симптом Турзо;
  • снижение способности распределять внимание (термина не существует) характеризуется тем, что пациент, если который мог делать два и более дела одновременно, теряет это ценное качество внимания. Многие пациенты, возможно, изначально такой способностью и не обладали. Если пациента попросить, к примеру, последовательно вычитать от 200 по 13 и одновременно вслух называть попеременно то второй, то третий результат, он с таким непростым заданием едва ли справится. Недостаточная распределяемостъ внимания часто встречается и у вполне здоровых людей. Студенты, например, нередко отмечают, что на лекции они не могут одновременно слушать и записывать изложение лектора; они или слушают, или механически записывают текст, чтобы внимательно прочесть его на досуге;
  • снижение наблюдательности связано с доминированием перцептивных и когнитивных стереотипов, склонностью воспринимать и думать как бы по шаблону. Пациент не замечает, например, отличия между двумя разными ситуациями, хотя, конечно, в них есть и много общего. Так, он не различает официального разговора и простого, обычного, отчего иногда впадает в непозволительную фамильярность. Он не различает оттенков мысли или тональности, в какой выражается отношение к нему со стороны какого-то человека. Ему трудно заметить, как меняется его самочувствие, и только детальный расспрос врача позволяет выявить имеющиеся симптомы. Такие пациенты, даже сильно меняясь по характеру, ничего конкретного сказать об этом не в состоянии. Пациент не может заметить, что своим поведением он настораживает, беспокоит окружающих. Бывает и так, что он как бы не видит общего или даже главного, что объединяет объекты и ситуации, они кажутся ему совершенно разными. Снижение наблюдательности может быть обусловлено разными причинами: поглощенностью внимания чем-то другим, аффективными нарушениями, обеднением воображения и неспособностью отказаться от привычных форм реагирования, нарушениями мышления и интеллекта;
  • флуктуация внимания проявляется значительными колебаниями способности к сосредоточению. Пациент, выслушивая, к примеру, наставления врача, что-то воспринимает вполне отчетливо, а что-то — нет, так как незаметно для себя как бы выключается из ситуации, чтобы чуть позже и опять ненадолго вновь в нее включиться. Если его попросить рассказать, что же он усвоил для себя, то выяснится, что некоторые вещи он запомнил хорошо, а другие пропустил мимо ушей и не запечатлел в своей памяти. При выполнении задания на последовательный счет обнаруживается, что пациент допускает ошибки не только в начале (это обычно указывает на торпидность внимания) или конце счета (это большей частью обусловлено истощаемостью внимания), но и на всем протяжении счета (если, разумеется, отсутствуют признаки развивающейся акалькулии, элементарного неумения считать и возможные иные причины). Читая что-нибудь, пациент местами вчитывается хорошо, а местами продолжает читать как бы механически, не вникая в смысл прочитанного. Он может почувствовать, что появляется какая-то несвязность впечатлений от прочитанного и бывает вынужден перечитывать текст заново. Флуктуацию внимания можно, вероятно, поставить в зависимость от спонтанных колебаний психической активности, от отсутствия настойчивости или заинтересованности, а также от аутизма, при котором пациенты нередко «путешествуют» из реальности в мир воображаемого и обратно.

4. Парапрозексия представлена различными качественными нарушениями внимания, главным образом разными отклонениями направленности последнего. Часто при этом выясняется, что контроль направленности внимания существенно снижен, а порой почти отсутствует. Проявлениями парапрозексии могут быть следующие симптомы:

  • соматизация внимания или ипохондрическая его направленность, обычно сосуществующая с тревогой и страхами по поводу своего самочувствия. Как сообщают пациенты, им трудно отвлечься от мыслей о своем здоровье и переключить внимание на что-то другое. Пациенты постоянно и невольно прислушиваются к тому, что происходит в их организме, улавливая при этом самые незначительные телесные ощущения, которых ранее они просто не замечали. Ипохондрическая поглощенность внимания влечет, по-видимому, существенное снижение порога восприятия соматических ощущений. В этом, кстати, легко может убедиться каждый, кто попробует активно изучать свои телесные ощущения. Если в относительно легких случаях ипохондрии пациенты еще могут заставить перераспределять свое внимание в пользу внешних впечатлений или заняться делами, то в тяжелом ипохондрическом состоянии их внимание буквально приковано к событиям соматической жизни;
  • патологическая рефлексия, или болезненная интроверсия, проявляется устойчивой направленностью внимания на события внутренней психической жизни. Обычно этому сопутствует тревога по поводу психических перемен, связанных с заболеванием. Наиболее ярко этот симптом бывает представлен при появлении признаков нарушения самовосприятия, особенно в тех случаях, когда теряется способность осознавать эмоции, мысли, акты интенции и т. д. Внимание может быть связано и с симптомами отчуждения, ощущениями раздвоенности личности. Как правило, внимание больных бывает поглощено галлюцинациями, бредовыми идеями, навязчивостями, другими психическими нарушениями.
  • эготизм, или прикованность внимания пациента к проблемам межличностных его отношений (Снежневский). Пациенты постоянно анализируют, что и как они кому-то сказали, какой была реакция собеседника или группы людей на его появление и высказывания, насколько уместными были его замечания, не спровоцировал ли он кого на резкость, недовольство, возмущение или зависть и т. п. Обычно этот симптом свойственен мнительным пациентам или пациентам с неглубокой депрессией, которые становятся слишком впечатлительными и мнительными, наблюдается он  и при нарушениях самовосприятия, когда пациенту начинает казаться, что он ведет себя неестественно, говорит как бы не от своего Я, теряет способность четко излагать мысли или когда свои экспрессивные акты он воспринимает как фальшивые, неестественные;
  • депрессивная направленность внимания проявляется чрезмерной озабоченностью пациента проблемами самооценки. Пациент все время чувствует, что он ведет и вел себя неправильно, недостойно, омерзительно, что он дурной, ни к чему не пригодный и не способный человек. Кроме того, внимание пациентов невольно устремлено на самые мрачные и безрадостные стороны жизни. О своем будущем пациенты думают в общем-то мало, им кажется, что этого будущего у них просто нет;
  • тревожная направленность внимания отличается от депрессивной в первую очередь тем, что пациенты оказываются полностью во власти мрачных предчувствий как относительно ближайшего, так и отдаленного будущего. Эти предчувствия как бы вытесняют мысли и о своем прошлом, и о настоящем. Будущее представляется порой катастрофичным не только для самого пациента (он скоро умрет или погибнет, заболеет какой-нибудь ужасной болезнью, его могут похоронить живым и т. п.), но и для его близких. Тревожные предчувствия иногда приобретают глобальный, парафренный характер, проявляясь в таких случаях ожиданием чуть ли не вселенских катаклизмов;
  • поворот внимания к прошлому нередко встречается в пре- и сенильном возрасте  и свидетельствует, как считает И. С.Сумбаев, о психическом одряхлении, энергетическом упадке. Это может предшествовать развитию психического расстройства (абиотрофические процессы, т. е. угасание жизненных возможностей нервных и иных систем организма, вызывающие к появлению таких болезней, как поздняя шизофрения, сенильная деменция, болезни Пика, Альцгеймера, Вильсона, Паркинсона, хорея Гентингтона). Крайним вариантом расстройства является, по-видимому, экмнезия, или жизнь в прошлом, когда воспоминания далекого прошлого принимаются за текущие в настоящее время события. Пациент с болезнью Альцгеймера, например, считает, что еще существует СССР, что президентом является не то Л.И.Брежнев, не то М.С.Горбачев, критикует их, так как в свое время сильно их недолюбливал;
  • отклоняющееся внимание (Shachov, 1962) рассматривается некоторыми авторами как фундаментальное когнитивное нарушение, характерное для пациентов с шизофренией. Расстройство состоит в том, что внимание как бы рассеивается по мелочам  и потому пациент будто бы теряет способность замечать главное, адекватно реагировать на существо дела. В беседе с врачом пациент небрежно, невпопад отвечает на вопросы или не отвечает на какие-то из них вовсе. Он не проявляет интереса или беспокойства по поводу вопросов, в которых поднимается тема всей будущей его жизни, судьбы. В то же время он, кажется, целиком поглощен какими-то совершенными пустяками. Например, он передвигает пылинки по столу, внимательно изучает какое-то пятно на брюках, разглядывает трещины на стене, вытягивает из одежды нитки и принимается их то скручивать, то распрямлять, крутит из стороны в сторону пуговицу, ковыряет под ногтем пальца и т. д. Выявляется как бы парадоксальная ситуация, которую впервые отметил В.А.Гиляровский (1954): одновременно с ослаблением активного внимания пассивное внимание пациентов может оставаться на достаточно высоком уровне, так что, вроде бы и не слушая врача, пациент, тем не менее, запоминает и, может быть, вполне понимает, что тот говорил ему. Данное расстройство коренится, по-видимому, в аутизме пациентов, их безучастности к реальным аспектам жизни. Можно, пожалуй, даже утверждать, что и мышление таких пациентов, а также их поведение будут пронизаны аутизмом;
  • селективное внимание (термин, кажется, не слишком удачный, ведь само внимание суть селекция, отбор психического материала) характеризуется тем, что оно приковано, в основном к стимулам, вызывающим страх и тревогу. В русском языке это формулируется как настороженность, подозрительность, чрезмерно высокий уровень бдительности. По-видимому, данное нарушение внимания в первую очередь свойственно пациентам с бредовым настроением и развивающимся персекуторным бредом.

Расстройства внимания, как отмечалось в тексте, встречаются при разных заболеваниях и включены в самые различные симптомокомплексы. Особенно часто приходится наблюдать снижение памяти при астенических состояниях (истощаемость, другие проявления гипопрозексии). При органических поражениях головного мозга нередко наблюдаются торпидность, а также истощаемость внимания, сужение его объема, а при тяжелых поражениях нарушения достигают степени паралича внимания. Едва ли не все нарушения внимания выявляются при шизофрении, от истощаемости до апрозексии и гиперметаморфоза. Дифференциально-диагностическое значение многих нарушений внимания относительно невелико, исключение составляют, пожалуй, явления парапрозексии и отклоняющегося внимания. Отметим еще одно обстоятельство. Термин «парапрозексия» иногда используется для обозначения такого нарушения внимания, при котором пациент, напряженно ожидающий появление какого-то объекта, не замечает вовремя его появления в поле зрения. Может быть и так: пациент лихорадочно ищет какой-нибудь предмет, не видит его, хотя тот находится совсем рядом и не заметить его, кажется, трудно. Так, пациент ищет свои очки, а они покоятся на его носу. Это нарушение напоминает отрицательные оптические галлюцинации, хотя последние едва ли могут быть связаны с патологией внимания. В предыдущей книге автора (2002) парапрозексия представлена в только что упомянутом понимании. Возможно, это и верно, но тем не менее вызывает сомнения. В новой редакции термина его содержание представляется нам более адекватным.

К содержанию

Патопсихология

8.1 Общее понятие о внимании.

8.2 Нарушение внимания.

8.3 Нарушения внимания при разных психологических и соматических заболеваниях.


8.1 Общее понятие о внимании.

Внимание – процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на определенном

объекте или виде деятельности. Психический процесс сознательного регулирования человеком своих

действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Внимание — процесс «сквозной, незавершенный» как бы пронизывает всю психическую сферу: направленность психической активности на объект.

Внимание рассматривается не как психический процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.

В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Их различие заключается в степени контролирования человеком процессов внимания.

Непроизвольное (пассивное) внимание складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта. Пассивное внимание – это физиологический процесс, присущий всем живому и направлен на реализацию инстинктов.

В то время, как в механизмах произвольного (активного) внимания существенную роль играют общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения. Это – целенаправленное, осознанное внимание.

На процесс внимания существенное влияние оказывают три фактора:

— тип высшей нервной деятельности – темперамент;

— навыки и умения в данной сфере;

— заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующая сосредоточенности.

Внимание обладает пятью основными свойствами:

— устойчивость;

— сосредоточенность;

— переключаемость;

— распределение;

— объем.

Под устойчивостью внимания понимается способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это свойство в большей степени зависит от состояния высшей нервной деятельности, чем от иных факторов. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной акцентуаций характера). Тесная зависимость устойчивости внимания с психофизиологическими процессами приводит к тому, что любое соматическое страдание, проявляющееся астеническими симптомами (быстрой утомляемостью, гиперестезией, слабостью, вялостью), нарушает данное свойство внимания.

Сосредоточенностью внимания называют способность концентрировать внимание на одних объектах при игнорирование иных. Сосредоточенность внимания в меньшей степени, чем устойчивость связано с психофизиологическими процесса. Причиной большей или меньшей степени концентрации (сосредоточенности) кроются часто в мотивации. Деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его, способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и не интересная. Вследствие этого можно говорить о том, что нарушение концентрации внимания также может быть связано с мотивацией.

Переключаемость внимания характеризует способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. В рамках этого свойства существенным оказывается скорость, с которой человек способен совершать переключение внимания. В клинической психологии данное качество повышенно значимо, к примеру, в хирургии, при оказании экстренной помощи. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и непроизвольного внимания. В структуре упоминавшихся ранее акцентуации характера (эпилептоидной и паранойяльной), устойчивость внимания часто сочетается с замедлением процесса переключаемости.

Способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности называется распределением внимания.

Данное свойство существенно при работе, в которой требуется одновременный контроль за большим числом процессов.

Под объемом внимания понимают количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания человека. Подсчитано, что средний объем внимания человека составляет 5-7 единиц информации.

8.2 Нарушения внимания

  1. Истощаемость — снижение устойчивости и концентрации внимания, человек не может долго удержать активное внимание, что связано с повышенной утомляемостью. Через непродолжительное время после начала деятельности появляется чувство усталости, потребность в отдыхе или перемене деятельности, повышенная отвлекаемость. Различают гиперстенический и гипостенический тип утомляемости.
  2. При гиперстеническом типе после периода понижения внимания возникает непродолжительное спонтанное его улучшение.

    При гипостеническом типе регистрируется непрерывное понижение показателей внимания.

    Характерно для всех расстройств астенического круга, главным образом астенического синдрома, неврастении, выявляется в беседе.


  3. Отвлекаемость — преобладание пассивного внимания над активным называют уменьшением глубины внимания. Клинически это выражается в неустойчивости внимания, повышенной отвлекаемости. Тяжелая степень отвлекаемости внимания – гиперметаморфоз – проявляется полной утратой способности к активному сосредоточению.
  4. Наблюдается как при астенических, так и при маниакальных состояниях (легкая, патологическая переключаемость, чрезмерная отвлекаемость — когда малые стимулы отвлекают.).


  5. Затрудненная переключаемость (тугоподвижность внимания). Нарушение переключаемости внимания проявляется неспособностью к быстрому и частому изменению установок, их инертностью. Для больного невозможно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, сохранять контроль над разными одновременно текущими процессами.
  6. Характерно для эпилепсии, ограниченных поражений головного мозга.


  7. Сужение объема внимания — сужение объема внимания проявляется в неспособности больных удерживать в кругу произвольной целенаправленной деятельности достаточное число представлений и оперировать ими. Больные становятся рассеянными, забывчивыми. Они легко теряют мысль, забывают, что хотели сказать. При счете, особенно в уме, они начинают ошибаться, как только количество цифр и операций с ними становится больше, чем они могут удержать в зоне активного внимания. Уменьшается возможность делать несколько дел одновременно. Сужение объема внимания характеризует астенические состояния разного генеза, встречается при сосудистых заболеваниях головного мозга (атеросклероз).
  8. Ослабление распределения внимания — сложно удержать внимание несколько сфер деятельности.
  9. Гипопрозексия – нарушение внимания, связанное со снижением способности активно направлять и фиксировать внимание. Часто для обозначения подобных нарушений некорректно используется термин «апрозексия».
  10. Гипопрозексия довольно распространенное нарушение, проявляющееся в рассеянности (неспособности длительно сосредотачиваться), отвлекаемости (частым переходам от одного объекта к другому). Нередко рассеянность сочетается с истощаемостью внимания. При этом в начале какой-либо деятельности больной сосредотачивается удовлетворительно, но по прошествии какого-то времени способность к фиксации снижается, углубленная работа становится невозможной, падает её интенсивность.

    Гипопрозексия встречается часто при астенических состояниях, связанных с тяжелыми соматическими заболеваниями, церебрастениями, а также невротическими расстройствами по астеническому типу.

    Гипопрозексия, связанная в основном с повышенной отвлекаемостью, типична для маниакальных больных.

  11. Апрозексия – снижение способности активно направлять и фиксировать внимание.
  12. В 1887 г. был предложен термин «апрозексия» для описания нарушений сосредоточения активного внимания у детей с хроническими ринитами и аденоидами. В настоящее время термин понимается более широко для обозначения грубых расстройств активного внимания независимо от вызвавшей их причины (Блейхер В. М., Крук И. В., 1995).

    Способность к пассивному вниманию у страдающих апрозексией еще сохранена, но глубина расстройства приводит больного к полному отсутствию интереса к происходящему. Пробудить этот интерес внешними стимулами, поощрением или угрозой не представляется возможным.

    Апрозексия характерна для синдромов нарушения сознания (особенно аменции), для органического поражения лобных отделов мозга со слабоумием, отмечается при апатоабулическом синдроме, при аспонтанно-апатическом варианте атонической формы общего психического недоразвития, при ранней детской шизофрении.

  13. Гиперметаморфоз – неустойчивость, сверхотвлекаемость внимания, приводящая к его практическому отсутствию. Может приводить к непоследовательности суждений, цельной, логической мыслительной деятельности, а в результате к состояниям, близким к спутанности.
  14. Впервые гиперметаморфоз был описан в 1859 г. Н. Neuman, который видел в нем самостоятельное заболевание. Позднее К. Wernicke (1859) доказал, что это всего лишь симптом, встречающийся чаще всего при острых экзогенноорганических психозах.

  15. Гиперпрозексия – патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах, явлениях, мыслях, ощущениях. При этом возрастает инертность внимания и сужается его объем. Патологически усиленное сосредоточение обусловлено слабостью распределения внимания, оно ограничено лишь объемом, имеющим ситуативную значимость для больного. Он патологически фиксирован на размышлениях о каких-то событиях или виде деятельности.
  16. Гиперпрозексия отмечается у депрессивных больных. При этом их размышления сосредоточены на собственных недостатках, мнимых или истинных несчастьях, переживаниях чувства стыда, обиды и т.д. Сужение объема внимания может быть при тревожном синдроме и при патологических идеях. Патологическая концентрация и трудность быстрого переключения внимания свойственны больным эпилепсией.

    Паранойяльные психопаты фиксируют внимание на своем здоровье (ипохондрики), на изобретении (изобретатели), на борьбе за «справедливость» (кверулянты) и т.п. Гиперпрозексия проявляется у них неспособностью переключиться и поговорить на другую тему. Гиперпрозексия может быть связана с неудовлетворенным влечением. При этом всё внимание человека сосредоточено на возможностях его удовлетворить, и чем больше напряженность влечения, тем сильнее гиперпрозексия.

8.3 Нарушения внимания при разных психических и соматических заболеваниях.

При неврозах отмечается ухудшение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости).

При шизофрении — снижение внимания не характерно, невысокий уровень показателей связан с низкой мотивацией к деятельности, часто более трудная часть (красно-черная таблица) может быть сделана даже лучше, чем более простая; показатели внимания существенно меняются при стимулировании мотивации к деятельности (например, сообщение о том, что «это последняя таблица и Вы сможете пойти покурить»).

У больных с органическими заболеваниями и локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы одного и того же действия, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания и др.

У соматических больных (например, туберкулезом, при травматических или сосудистых заболеваниях и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

При алкоголизации диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания.

При эпилепсии отмечаются трудности переключения (тугоподвижность внимания), и снижение устойчивости внимания, при достаточном уровне произвольного внимания, выявляются замедленная врабатываемость, повышенной истощаемости не выявляется.

У депрессивных больных — снижение внимания не характерно, часто отмечается замедленная врабатываемость в связи с постепенным переключением от своих переживаний на деятельность (т.е. эта замедленная врабатываемость имеет иную природу, чем при эпилепсии).

При олигофрении — неустойчивость произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, снижен объем внимания (4 стимула вместо 7), переключаемость внимания обычно более снижена, чем произвольное внимание.

Б.В.Зейгарник отмечает, что многие виды нарушения внимания есть частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения. СДВГ это нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте.

Определение и значение апросексии | Мерриам-Вебстер Медикал

apros·​ex·​ia ˌā-prä-sek-sē-ə 

: ненормальная неспособность удерживать внимание

Словарные статьи рядом с

апросексия

апроктозный

апросексия

апросоп

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Апросексия».

Merriam-Webster.com Медицинский словарь , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/medical/aprosexia. По состоянию на 27 апреля 2023 г.

Copy Citation

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

превратности

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Спросите у редакторов

  • Странные множественные числа

    Один гусь, два гуся. Один лось, два… лось. Чт…

  • независимо

    На самом деле это настоящее слово (но это не значит. ..

  • Принести или взять

    Оба слова означают движение, но разница может быть…

  • Дефенестрация

    Увлекательная история любимых многими людей…

Игра слов

  • Известные романы, Последние строки

    Само собой разумеется, спойлер.

    Пройди тест

  • Викторина по фермерским идиомам

    Если у вас есть кот в мешке — что такое…

    пройти тест

  • Насколько силен ваш словарный запас?

    Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!

    Пройди тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей конкурса National Spelli. ..

    Примите участие в викторине

Апросексия — Встроенный

На этой неделе у нас был Робб Уолтерс из Flybrix на шоу. Они делают мультикоптер на основе LEGO. Чтобы подготовиться, я посмотрел Brickumentary о LEGO. Это было довольно забавно (в настоящее время бесплатно на некоторых потоковых сервисах). Я также прочитал часть управляющего кода Flybrix, и мне пришлось искать синтаксис C++, и я использовал книгу Sams Teach Yourself C++ in One Hour a Day Сиддхартхи Рао, которую читал Андрей. На шоу Робб предложил «Эффективный современный C++: 42 конкретных способа улучшить использование C++11 и C++14» Скотта Мейера, так что я собираюсь переключиться на это. (Я читал их в Safari Books Online, так что стоимость пролистывания довольно низкая, к счастью, пожизненное членство было привилегией писательства для О’Рейли.)

Для подкаста на следующей неделе у нас будет один из организаторов соревнования по программированию Make with Ada, поэтому я пытался втиснуть в свою голову некоторые знания об Ada. Я обыскал кучу и, наконец, остановился на Inspirel Introduction to Ada on Cortex-M. Это не только разумное введение в Аду (надеюсь), но и интересный подход к внедрению встраиваемых систем.

Андрей прислал мне ссылку как построить прочные жгуты проводов. Я нашел это увлекательным. Я не подлизываюсь к нему, даже несмотря на то, что обещал написать пост, чтобы ответить на вопрос в комментариях к его посту о нескольких файлах C от кого-то, кто, вероятно, является программистом Python, а я только начал. Едва.

Я хочу сделать УФ-датчик, крепящийся на шляпе, чтобы сообщать мне, когда мне достаточно солнца. (Учитывая мою кожу, даже в шапке и солнцезащитном креме есть ограничение по времени.) Есть несколько хороших УФ-датчиков. И, возможно, я буду использовать Teensy. Знаешь, Пауль Штоффреген был бы хорошим гостем, интересно, заинтересуется ли он. В прошлый раз, когда я спросил его, я думаю, что мы были слишком маленькими, но с тех пор я встречался с ним лично.

Я просматривал блог Embedded Thoughts и нашел его интересным. Вам это может понравиться. Я имею в виду, вы читаете этот блог в конце концов.

Я хочу создать виртуальную игру для Vive. Моя идея — FlappyBirds, но вы должны на самом деле хлопать (FlapDamnYou — рабочее название). Вместо того, чтобы расстраиваться из-за невозможности, мой план — каракули для всех.

Мой контракт подходит к концу, и я должен попытаться найти что-то образовательное, чем заняться дальше. Может быть, на этот раз больше науки и математики, чем BLE и малой мощности. Но я слишком занят, чтобы ловить рыбу. Четко.

Я стригусь. Это вина пляжа. Он слишком долго сохнет, и я рада, что он будет короче, чтобы я могла больше плавать.

Я должен раздавать стикеры людям. Я еще даже не наклеил их на свои гаджеты. До сих пор я отправлял кое-что только Саре Петкус (казалось честно). После того, как футболки готовы. Кстати, не забывайте об этом. Я имею в виду, не забудьте купить футболку.

Я почти уверен, что я что-то забыл. Надеюсь, это не кошачий наполнитель.