Арт психология это: что такое арт-терапия и как работают арт-терапевты
Понятие арт-терапии
Сущность арт-терапии
Определение 1
Арт-терапия – это разновидность психотерапевтической и психокоррекционной помощи, основанная на использовании средств изобразительного и других видов искусства и для улучшения психологического и эмоционального состояния человека.
Арт-терапия используется не только с лечебной и профилактической целью, но и в качестве диагностики психического состояния человека и особенностей его психики в общем.
Арт-терапия была изобретена в 1938 году художником Адрианом Хиллом, который впервые применил данный метод в работе с больным туберкулезом. Использование различных видов арт-терапии значительно снизило уровень проявления астенического синдрома. Позднее арт-терапия использовалась в годы войны американскими психологами при работе с беженцами с целью нивелирования посттравматического синдрома.
По мнению З. Фрейда и К. Юнга, конечным продуктом использования арт-терапии является отражение скрытых процессов психики человека.
В настоящее время арт-терапия является одним из наиболее популярных и доступных методов психотерпии.
Замечание 1
Цель арт-терапии – оказание необходимого психотерапевтического воздействия на личность для гармонизации и нормализация психического состояния человека или группы людей.
Арт-терапия применяется в случае, если у человека выявлено:
- Длительное стрессовое состояние.
- Депрессия.
- Эмоциональная лабильность.
- Пониженное настроение.
- Проявления немотивированных приступов агрессии.
- Социальная депривация.
- Повышенная конфликтность.
- Повышенная тревожность, страхи, фобии.
- Неприятности в семейной жизни.
- Пониженная и неадекватная самооценка.
Виды, формы и направления арт-терапии
Основными формами арт-терапии являются:
- индивидуальный сеанс;
- групповой сеанс;
- самостоятельный сеанс в домашних условиях.
Замечание 2
Направления арт-терапии зависят от вида выявленного психоэмоционального нарушения и способа использования творческих продуктов и произведений искусства.
Основные направления арт-терапии:
- Арт-терапия с использованием готовых произведений искусства (музыка, скульптура, фотографии, картины, поэзия). Произведения искусства используются с целью снижения уровня тревожности и беспокойства.
- Арт-терапия с использованием самостоятельного творчества – человек сам создает собственные индивидуальные и оригинальные произведения (коллаж, рисунок, мелодия, синквейн и т.д.).
В зависимости от психологической проблемы и типа психоэмоционального нарушения у человека, психотерапевт подбирает определенный вид арт-терапии.
Основные виды арт-терапии:
- Сказкотерапия.
- Танцевальная терапия.
- Музыкотерапия.
- Терапия изобразительным искусством.
- Куклотерапия.
- Песочная терапия.
- Работа с пластичными материалами (лепка, скульптура и т.д.).
- Мандалотерапия.
- Анимационная терапия.
- Фототерапия и др.
Замечание 3
В настоящее время виды арт-терапии активно пополняются, совершенствуются и дополняются новыми элементами. Каждый из видов арт-терапии может быть использован на разных этапах психотерапии, а также не иметь ограничений в средствах выражения и уровня подготовки человека.
Уровни применения арт-терапии
На современном этапе использования арт-терапии, ее применяют в своей профессиональной деятельности многие психологи и педагоги.
Уровни использования арт-терапии:
- Арт-терапия как профессия – в данном случае специалист, использующий средства арт-терапии, может сказать о себе, что он – арт-терапевт. Однако, для того, чтобы успешно работать на данном уровне, необходимо иметь дополнительное образование на базе уже имеющегося педагогического, психологического или медицинского. Дополнительное образование осуществляется на протяжении 2-х лет и включает в себя как теоретический, так и практический курс, завершается все защитой дипломной работы и получением сертификата.
- Использование методов арт-терапии – в данном случае специалист не является арт-терапевтом, он просто работает в направлениях близких с арт-терапией (гештальт-терапия, юнгианский анализ и т. д.), в которых используются отдельные элементы арт-терапии (скультурное моделирование, проективный рисунок и т.д.)
- Использование отдельных техник арт-терапии – в данном случае, специалист имеет базовое психологическое образование, прошел обучение на курсах повышения квалификации в области арт-терапии и использует в своей практической деятельности конкретные техники и приемы арт-терапии.
Использование арт-терапии имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Преимущества использования арт-терапии:
- Доступность использования и легкость в организации занятия. Пользоваться методами арт-терапии может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и уровня собственных творческих способностей.
- Арт-терапия – это невербальный метод, поэтому он представляет особую ценность для интровертов или людей, которые испытывают трудности в общении и взаимодействии с окружающими.
- Использование арт-терапии благоприятно воздействует на установление контакта между специалистом и клиентом, тем самым формирует поле для продуктивного взаимодействия.
- Арт-терапия позволяет успешно обойти психологические «блоки», которые зачастую себя ставят люди и заглянуть в суть проблемы.
- Большинство методов арт-терапии предполагает наличие определенного конечного продукта, который позволяет отследить динамику реализуемого психокоррекционного процесса.
- Данный вид также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.
В арт-терапии, как и в любом другом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.
Арт психология это. Что такое арт — терапия
Содержание
- Арт психология это. Что такое арт — терапия
- Арт-терапия в психологии, что это такое. Что такое арт-терапия?
- Арт психология, что это. Теоретические основы
- Арт-терапия для детей
- Арт-терапия техники. Занятия с детьми 4-6 лет
- Арт-терапия обучение. Программа и Семинары по направлению АРТ-ТЕРАПИЯ
- Арт терапия раскраски антистресс
- Арт-терапия книги. Подборка книг по арт-терапии при работе с детьми
- Post navigation
Арт психология это. Что такое арт — терапия
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».
Ф. м. Достоевский.
Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.
Термин арт — терапия образован от английских слов art — «Искусство, Мастерство» и Therapy — «лечение, терапия» и дословно понимается как терапия искусством. Его ввел британский художник и врач Адриан хилл. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает пациентам быстрее выздоравливать, отвлекает их от страданий и переживаний, помогает успешнее сопротивляться болезни.
В нашей стране арт — терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт — терапия начинает развиваться сама.
Арт — терапия — это исцеление посредством любого художественного творчества (рисунок, живопись, лепка, музыка, танец и др. Она незаменима в тех ситуациях, где вербальный способ коммуникаций невозможен и нежелателен. Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
Существуют различные направления арт — терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.
Самые распространенные виды арт — терапии:
— Музыкотерапия.
— Куклотерапия.
— Библиотерапия.
— Мандалотерапия.
— Сказкотерапия.
— Видеотерапия.
— Изотерапия.
— Драматерапия.
— Маскотерапия.
— Игротерапия.
— Песочная терапия.
— Цветотерапия.
— Танцевальная терапия.
— Фототерапия.
Разберем некоторые подробнее:
— Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на человека. Благодаря многим научным исследованиям стало известно, что прослушивание музыки определенного типа может поднять настроение, замедлить сердцебиение, уменьшить головные боли и даже снизить кровяное давление. Сегодня музыкотерапия активно применяется для расслабления, снятия неуверенности и тревоги. Благодаря этой науке можно легко и приятно избавиться от недугов.
— Библиотерапия. Это направление арт — терапии основано на исцеляющем воздействии слова (т. е. самовыражение через творческое сочинение. Художественное сочинение дает возможность красиво рассказать о чем угодно и «не про Себя». А использовать для работы можно любые техники: стихи, саги, сказки, страшилки, письма и др.
— Мандалотерапия (мандала переводится с санскрита как «Круг», «центр». Мандала — глубокий архитипический символ, который существовал во всех культурах. Например, витражи христианских соборов чаще всего представляют собой мандалы, т. е. рисунки в круге. Мандала может использоваться как средство помощи при неврозах, в сложных жизненных ситуациях, при агрессивности, при проблеме самооценки, при любых кризисных состояниях. Работа с мандалой — это способ личностного роста, развитие креативности, внутренней свободы, внутреннего спокойствия и равновесия.
— Сказкотерапия. Сказки — это про всех и всегда. Метафорический язык сказок доступен и понятен каждому, позволяет описать словами то, что словами не описывается. Сказка всегда повествует о глубинных категориях: красота, правда и ложь, добро и зло, любовь, свобода и др. Сказка дает указание на имеющиеся ресурсные области, которые не видны сразу.
— Изотерапия (работа с рисунком. Выражая себя через рисунок, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Показания к применению арт — терапии:
— Неврозы, — депрессия, — комплексы неполноценности, — страхи и фобии, — замкнутость, — стресс, — внутренние блоки и зажимы, — внутриличностные конфликты, — эмоциональная нестабильность, — повышенная тревожность, — различные психические травмы, — психосоматические расстройства.
Но вместе с тем, арт — терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт — терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем, совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.
Основной акцент в арт — терапевтическом процессе делается на свободном выражении участниками своих чувств и мыслей. Искусство здесь — не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть человеку в свой внутренний мир. Арт — терапия предоставляет нам прекрасную возможность выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.
Арт — терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт — терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Также арт — терапия помогает человеку укрепить память, развить внимание и мышление, формирует творческое отношение к жизни.
Главное преимущество арт — терапии — действенность и совершенная безопасность. Цель арт — терапии — помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее. Psychology психология арттерапия.
Арт-терапия в психологии, что это такое. Что такое арт-терапия?
Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов для детей, подростков и взрослых.
Арт-терапия используется как метод психологической коррекции в работе с детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.
Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-терапия (англ.: expressive arts therapy), методики которой включают творческую активность одновременно в разных областях:
- в изобразительном искусстве;
- в драме;
- в движении;
- в танце;
- в музыке;
- в литературном творчестве.
Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США, Великобритании и других странах западной Европы, в Израиле и несколько меньше – России.
Арт психология, что это. Теоретические основы
Пациенты, проходящие курсы арт-терапии, рисуют, лепят, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, пишут и читают художественные произведения, танцуют и так далее.
В процессе они учатся получать удовольствие от собственной деятельности , принимать себя и свои недостатки, выплескивать негативные эмоции, что приводит к улучшению их ментального самочувствия.
Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Это направление способно помочь людям любого возраста, даже детям раннего дошкольного возраста, поскольку его легко адаптировать.
В настоящее время существует тенденция к созданию гибких арт-терапевтических систем, которые подойдут для работы с группой людей.
Ранее это направление чаще применялось в индивидуальной работе с пациентом. Его часто применяют для помощи маленьким детям , поскольку их рисунки могут рассказать о самочувствии не меньше, а то и больше, чем их поведение.
Любой вид искусства способен оказать благоприятный эффект на состояние пациентов, поэтому можно не только рисовать или заниматься лепкой из пластилина, но и выжигать по дереву, выкладывать мозаику, заниматься шитьем, вязанием, вышивкой: все зависит лишь от финансовых возможностей пациентов и клиники.
Не нужно путать арт-терапию и занятия творчеством в принципе: арт-терапевтические методы применяются психологом либо психотерапевтом, и именно он следит за тем, чтобы занятия приносили необходимые результаты и имели правильную структуру.
В настоящий момент выделено несколько основных направлений арт-терапии, включая самые известные: изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию.
Арт-терапия для детей
Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.
Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.
Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.
Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.
Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.
Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т. п.
Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.
Арт-терапия техники. Занятия с детьми 4-6 лет
Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение , не зря же этот период называют возрастом фантазеров.
В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.
Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.
Упражнение «Маленький сказочник»
Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.
Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.
На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:
- О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
- Как его зовут?
- Где он живет?
- Что с ним случилось?
- А дальше что произошло?
- Кто ему помог?
Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.
Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.
Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!
Арт-терапия обучение. Программа и Семинары по направлению АРТ-ТЕРАПИЯ
Обучающая программа по Арт-терапии состоит из 20 семинаров и 4-х супервизий. Занятия проходят в учебно-терапевтическом режиме, это дает возможность для получения новых знаний, отработки их на практике и приобретения практических навыков, а так же личной проработки участников. Основная задача программы-дать возможность научиться видеть, понимать и контролировать возникающие в психотерапевтической работе процессы.
Арт-терапия на сегодняшний момент одно из актуальных и интенсивно развивающихся направлений современной психотерапии и практической психологии. Арт-терапия, это терапия по-средством искусства.
Уникальность арт-терапевтического направления, заключается в его триадичности — в процессе терапии участвуют терапевт, клиент и продукт творческой деятельности клиента, что дает возможность удерживать терапевтический процесс в русле исследования. Оно подкупает своей первоначальной простотой, отсутствием противопоказаний, однако при всей кажущейся легкости это сложная работа и использование методов арт-терапии в работе требует серьезных профессиональных знаний и навыков, потому что процессы запускаемые во время работы нужно контролировать и направлять в нужное русло, в соответствии с запросом клиента.
Арт-терапия — это одно из немногих направлений которое можно сочетать с любым психотерапевтическим подходом.При этом арт терапия это глубинное направление психотерапии, которое работает как с сознательной, так и бессознательной структурой психики. Цель обучения — научить работать специалистов и начинающих в режиме арт терапии. Сочетать с различными терапевтическими направлениями, понять суть и специфику направления.
Арт терапию возможно использовать
- в психотерапевтической работе
- психологическом консультировании
- работе по исследованию себя и своего потенциала-развитие личности(личностный рост)
- работе с труднодоступными клиентами
- детьми и подростками
- клиентами с пограничными заболеваниями
- беременными
- в психокоррекции в рамках школьного консультирования
- в бизнес консультировании
Арттерапия практически не имеет ограничений и противопоказаний в работе, а результат терапевтических воздействий эффективен.
Арт терапия раскраски антистресс
Всем нам иногда необходим отдых наедине с собой. Арт терапия раскраски антистресс позволяют отвлечься от проблем и ежедневного стресса. Огромный выбор раскрасок различной сложности не оставит никого равнодушным.
Главное преимущество такой терапии – это удобство. Рисовать вы можете в любое время, в любом месте! Все, что вам нужно — это распечатанный рисунок и несколько карандашей или фломастеров. Можно взять несколько одинаковых раскрасок и каждую раскрасить по-разному. Вы удивитесь, насколько они будут отличаться друг от друга в зависимости от вашего настроения в тот или иной день.
Итак, вы уже видите себя за работой, представили себе свою коллекцию неповторимых раскрасок? Тогда скорее выбирайте раскраски ниже и вперед к ярким краскам и душевному равновесию!
Арт-терапия книги. Подборка книг по арт-терапии при работе с детьми
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании (Левченко И. Ю.)
В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовании. Книга предназначена для дефектологов и педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии; может быть полезна родителям.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе
В учебном пособии раскрываются понятия теории и практики арт-терапии и дается комплексное представление об арт-терапии как оригинальном методе прогрессивной психологической помощи в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе, способствующей формированию здоровой и творческой личности.
Пособие предназначается студентам психологических, психологосоциальных и медицинских факультетов вузов, практическим психологам, социальным работникам, врачам, и другим специалистам сфер охраны психического здоровья, а также всем тем, кто стремится познать себя и помогать другим.
3. Александр Копытин — Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса.
Одной из важных сфер работы психотерапевтов и практических психологов является оказание помощи лицам, пережившим травматический стресс. В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-профилактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения.
4. Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.
В книге содержится подробное изложение теоретических основ арт-терапии, диагностический блок, система тематических занятий и упражнений, а также множество живых примеров из практики арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми. Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, специалистов в области коррекционной работы, терапевтически ориентированных преподавателей изобразительного искусства, научных работников соответствующего профиля.
Отдельные упражнения и техники могут быть интересны любящим родителям и тем взрослым, которые склонны к самообразованию.
5. Киселева М. В.- Арт-терапия в работе с детьми.
В книге представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми, описаны принципы построения арт-терапевтической работы в лечебных и образовательных учреждениях, приведены упражнения различной тематики.
Книга будет полезна для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми, а также для родителей.
6. Арт-альбом для семейного консультирования. Елена Васина, Анна Барыбина.
Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимыми помощниками в работе практического психолога, занимающегося консультированием детей и их родителей. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношений: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родителя и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться .
Арт психология это. История арт-терапии
Понятие «арт-терапия» возникло сравнительно недавно, чего не скажешь об искусстве – оно было во все времена, лишь имело разный характер: в древности прикладной, позже начал появляться эстетический. Искусство вдохновляет, дает надежду, переключает внимание с проблем и успокаивает душу.
Этого не могли не заметить психологи и психотерапевты. Так постепенно начала появляться новая отрасль психотерапии, где через творчество облегчали страдания душевнобольным в клиниках.Например,зародилась тогда, когда психологи обратили внимание на то, как дети, казалось бы, просто играя в песочек, становятся спокойными.В качестве теоретического фундамента арт-терапия много взяла из аналитической психологии Юнга. В своих работах Юнг описывал, как в один из непростых периодов своей жизни рисовал мандалы. Это исцеляло его, ему становилось легче. Будучи исследователем, он стал изучать историю и символизм мандал. Тогда в Европе мало кто знал о мандалах, сейчас же появилось целое направление – мандалотерапия, где их рисуют, плетут, раскрашивают, выкладывают из песка и камней.Позже, начиная с 1960-1970-х годов, на развитие методологии арт-терапии начала влиять теория и практика гуманистического и когнитивно-поведенческого направлений, гештальт и семейной терапии. То есть современная арт-терапия представляет собой интегративный подход в основе, а не какое-то одно направление.В России же арт-терапия начала развиваться в конце ХХ и стала популярной в ХХI веке. Сейчас появляется все больше методов и подходов, и если раньше отечественная арт-терапия ассоциировалась с рисуночными тестами и с рисованием, то теперь все обстоит иначе.В современной арт-терапии есть множество направлений и подходов, используется большое разнообразие художественных средств, смешиваются различные направления. Позже мы разберем основные, а пока поговорим о самой арт-терапии в современном ее понимании и о том, кто же такой арт-терапевт. Арт-терапия – это терапия искусствами. То есть, занимаясь какой-либо творческой деятельностью, человек может исцелить себя, решить имеющиеся проблемы душевного и эмоционального характера.Это направление лежит на стыке психологии и творчества. То есть арт-терапевт должен быть подготовлен в 3-х направлениях:
- Иметь психологическое образование или курсы переподготовки;
- Иметь художественную подготовку;
- Пройти курсы по арт-терапии.
Бытует мнение, что в арт-терапию приходят только психологи, на самом деле это не так. Профессионально в арт-терапию можно заходить как со стороны психологии, так и со стороны искусства, пройдя соответствующую подготовку. Но все же подавляющее большинство специалистовприходит из психологии.
что такое арт-терапия, и как она помогает справиться со стрессом?
Арт-терапевт (DFKGT), художник и психолог Центра лечебной педагогики Дарья Боголюбова-Кузнецова рассказала ОK!, чем отличается арт-терапия от курсов живописи, в чём она может помочь и какие есть «правила безопасности» при выборе арт-терапевта.
Даша, расскажите мне и всем, кто никогда с этим не сталкивался, что такое арт-терапия?
Это относительно новое направление терапии, которое возникло после войны, в 1950–60-е годы. Есть арт-терапевтические подходы внутри других терапевтических направлений, а есть отдельная арт-терапия. Ее суть в осознанном использовании творчества в терапевтическом процессе. Этим она отличается от разговорных типов терапии. Хотя и в них, конечно, тоже присутствует творчество. Ведь творчество — это не только рисование и вышивание. Когда мы принимаем какие-то жизненно важные решения, мы тоже находимся в творческом процессе. Поэтому так важно разными способами поддерживать и развивать творческий подход. Арт-терапия — один из способов.
А чем арт-терапия отличается от курсов живописи формата «мы научим вас рисовать за четыре часа, и вы уйдете домой со своей картиной»?Арт-терапия имеет серьезную теоретическую базу. В ней соединяются элементы теории личности из разных психотерапевтических подходов и теория творческих процессов. Это отдельное направление в психологии.
Legion-Media
То есть написать картину — не самоцель?
Это, как правило, неважно. Важно, что человек смог осознать или какой опыт получил, пока он писал картину. Более того, арт-терапия — это не всегда изобразительное искусство. В некоторых случаях используются разные творческие модальности. Это может быть музыка, театр, писательство. В разных странах определение «арт-терапия» применяется к разным жанрам. В Германии, где я училась, Kunsttherapie (от слова kunst — искусство) занимается только изобразительным искусством.
Для занятий арт-терапией нужны какие-то особые показания или диагноз? Или она пригодится любому человеку?
Я бы сказала, что не каждому человеку это может подойти просто потому, что изобразительное искусство не для всех является органичным выражением его опыта. Кому-то полезнее писать рассказы. Или петь. Для кого-то вообще не очень подходят творческие методы, и ему нужна классическая или постклассическая разговорная терапия. А кому-то для развития вполне хватает тех творческих вызовов, которые ему предлагает жизнь.
Так все-таки в какой момент я должна понять, что мне стоит обратиться к арт-терапевту?
Часть людей приходят к арт-терапевту, потому что хотят лучше себя понимать. Им интересно, как они устроены, как устроена их жизнь, их отношения с другими людьми, и они хотят это исследовать. Им нужна терапия, направленная на самоисследование и развитие. Это один вариант. Второй вариант: человек ощущает некий дискомфорт — в отношениях или в эмоциональной саморегуляции. Например, молодая мама не справляется с эмоциональным протестом ребенка или страдает от отсутствия времени на себя. Этой женщине нужна поддержка. С одной стороны — реальная помощь с ребенком, а с другой — ей необходимо научиться саморегуляции, как оставаться в здравом уме и твердой памяти, когда твой двухлетний ребенок на всё говорит «нет»: «Нет, я не надену сапоги!», «Нет, я не надену шапку!», «Нет, я буду валяться в луже!».
И что в этом случае может сделать арт-терапия?
Ну вот конкретно в случае с гипотетической мамой я бы ей посоветовала в первую очередь не арт-терапию, а тренинги развития саморегуляции. Но для такого человека, как, например, я, это слишком техничный подход. Мне ближе арт-терапия, которая может помочь сконцентрироваться на себе и постараться себя понять. Ну вот что я чувствую, когда мой ребенок валяется посреди улицы в луже? Как мои чувства можно выразить метафорично? Очень часто у них есть визуальный образ, связанный с эмоцией, и когда мы с этим образом работаем, то можем влиять на эмоцию и трансформировать ее. Можем расширить контекст проблемной ситуации. Потому что очень часто в рисунке кроме изображения проблемы содержатся ее возможные решения. Такое бывает не всегда, но иногда случается.
Legion-Media
Как я понимаю, самостоятельно заниматься арт-терапией нереально?
Мы сами можем рисовать и заниматься любыми видами творчества, что очень полезно и здорово, и в некоторых случаях на занятии арт-терапии происходит то же самое. Но нужно понимать, что, если наша цель — не просто переключить внимание или расслабиться, а решить какую-то проблему, нам нужна профессиональная помощь. Мы все видим себя и свои проблемы с определенного ракурса. Поменять его самостоятельно непросто. Лучше все-таки, если вам в этом поможет другой человек. Арт-терапевт.
Занятия проходят всегда один на один?
Необязательно. Это может быть и работа в группе. Это разные истории и разные подходы со своими плюсами и минусами. Чтобы понять, подходит или нет, нужно в первую очередь опираться на свои ощущения. Если некомфортно, возможно, стоит уйти. Бывает, что дискомфорт возникает на каком-то этапе терапии, из-за того что что-то меняется, но, если с терапевтом в принципе некомфортно общаться, не стоит продолжать. Мы все люди и можем друг другу не подходить чисто по-человечески. Это совершенно нормально.
Какое образование должно быть у арт-терапевта? Он должен быть художником или это не обязательно?
Во-первых, он должен иметь хорошее образование как психолог. И разбираться в своем предмете не только теоретически, но и практически. И конечно, хорошо, когда у него есть и художественное образование тоже. Арт-терапевт не обязан быть профессиональным художником, но должен быть хорошо знаком с искусством, которое он использует как терапевтический инструмент. Если человек не очень уверенно обращается с художественными материалами, ему сложно передать клиенту необходимую степень свободы. Искусство, оно ведь про свободу. И, конечно, как любой психотерапевт, арт-терапевт должен проходить личную терапию (какое-то достаточно продолжительное время) и получать супервизию.
Дарья Боголюбова-Кузнецова
Как чаще бывает — художник учится на арт-терапевта или психолог на художника?
Бывает и так, и так. Я, например, художник по первому образования, училась в магистратуре Академии художеств в Дрездене, она специально создана для художников, которые хотят стать арт-терапевтами.
Заниматься искусством — этого для вас было мало?
Дело в том, что я активно рисую с 5 лет. Рисование мне всегда нравилось как процесс, было полезно и всячески меня поддерживало. Окончив художественный вуз, я пошла учиться на арт-терапевта. А это предполагает серьезное самоисследование. Всё, чему ты учишься, ты пропускаешь через себя. То есть сначала всё проходишь как клиент. К чему я это говорю? К тому, что у меня всю жизнь был логоневроз. С 8 лет и до того, как я пошла учиться арт-терапии, точнее, где-то до середины обучения, я сильно заикалась. С тех пор у меня логоневроза нет. И это не связано с каким-то медикаментозным лечением. Его не было и нет. Я связываю это именно с арт-терапией, с опытом того, что то, что я делаю, важно другому человеку, с опытом позитивного безоценочного внимания, которое он тебе дает в этом процессе, с опытом лучшего понимания себя и большего доверия своему взгляду на жизнь и на себя. Просто занятия искусством мне этого не давали.
Ничего себе! Убедили личным примером. Есть какие-то правила, как выбрать хорошего арт-терапевта?
Давайте пойдем от обратного. Я назову то, что вас должно насторожить при выборе арт-терапевта. Первое. Обратите внимание, не дает ли арт-терапевт вам конкретные советы относительно вашей жизни: разводиться или нет с мужем, с кем знакомиться, как одеваться. Если да — это должно насторожить. Второе. Вас должно насторожить, если терапевт использует некие ярлыки в общении с вами. Например, может сказать «Вы истеричка» или «Ваш муж психопат». Третье. Вы не должны состоять с вашим терапевтом в родственных, дружеских или деловых отношениях. Никакого бартера. И лучше, если вы не коллеги, хотя в некоторых случаях внутри организации такие поддерживающие встречи могут быть, но это очень сложная история.
Legion-Media
Как я понимаю, это условные «правила безопасности» при выборе психотерапевта любого направления. А есть что-то конкретное, по вашему профилю?
Я считаю, что не очень правильно, если арт-терапевт активно демонстрирует собственные художественные работы. Да, он может рисовать вместе с вами. Есть даже определенные техники, которые это подразумевают. Но если он не только арт-терапевт, но и действующий художник, он не должен звать клиентов на свою выставку, как не должен превращать в галерею свой кабинет.
Но почему?
Действуя так, он заполняет собой пространство, а оно нужно клиенту.
Психология: искусство или наука?
Photo by garryknight — http://flic.kr/p/7HTQey
Хорошие клиницисты должны не только быть в курсе исследований, они должны привносить в свой анализ результатов исследований здравый смысл и выдержанный скептицизм, чтобы использовать только разумные, надежные и проверенные методы в практике своего искусства.
Оставить комментарий
Область психологии охватывает обширную область изучения и практики. И почти с тех пор, как существует эта область, ведутся споры о том, следует ли по праву считать ее искусством или наукой.
Краткий ответ на вопрос, является ли психология искусством или наукой, — «да». Во многих отношениях это и то, и другое. В психологии есть разделы, которые строго посвящены пониманию человеческого разума и поведения посредством строгих научных экспериментов. Но практика психологии как профессиональной дисциплины — это больше, чем просто механическое применение проверенных научных методов. Скорее, это требует от практика использования профессионального опыта, манеры изложения, эмпатической интуиции и суждения. Итак, профессиональная психологическая практика – это, безусловно, искусство.
Клинические психологи уже некоторое время используют модель «ученый-практик». Это означает, что они не только опираются на обширный массив доступных им научных знаний и «искусно» включают принципы, полученные из этого массива знаний, в свои терапевтические встречи со своими клиентами, но также постоянно ищут и собирают соответствующие данные и тестируют их. гипотез, чтобы помочь расширить базу научных знаний во всей области.
База научной информации психологии постоянно меняется и расширяется. Если вы рискнете подойти к полке в библиотеке, где хранятся только «выдержки» из психологических исследований и экспериментов, вы, вероятно, будете ошеломлены. Одни только рефераты занимают много томов. Сами психологи часто перегружены не только тем, что следят за всеми последними открытиями, но и включают эти открытия в «искусство» своей практики. Узкая направленность некоторых исследований может легко заставить человека задаться вопросом, какое отношение они могут иметь к лучшему пониманию состояния человека. Затем возникает проблема явно противоречивых выводов. В результате, несмотря на обилие научных данных, существует лишь небольшое количество надежной и актуальной информации, доступной для практиков, стремящихся получить оптимальную информацию, когда они занимаются своим искусством.
В наши дни научная «чистота» многих исследований, проводимых в различных областях науки о поведении, также вызывает много споров. Сложность нашей научной методологии не вызывает сомнений. Однако интерпретация результатов наших научных исследований и правильное применение вытекающих из них принципов часто вызывают подозрения. «Корреляционные» исследования очень распространены в наши дни. В таком исследовании можно было бы рассмотреть различные переменные, такие как среднее количество чашек кофе, которые человек выпивает в день, и заболеваемость болезнью Альцгеймера, и с помощью различных статистических анализов обнаружить удивительную обратную «корреляцию» между употреблением кофе и болезнью. Конечно, все студенты, изучающие статистику, помнят, что нас учили, что мы не можем вывести причинно-следственную связь или направленность связи на основе корреляционных исследований. Но на самом деле это делается повсюду с удивительной частотой. Затем потребуются будущие открытия, чтобы развенчать любое из необоснованных утверждений предыдущего исследования. (Кто-нибудь помнит все волшебные заявления об овсяных отрубях?) Итак, хорошие клиницисты должны не только быть в курсе исследований, они должны привнести в свой анализ результатов исследований здравый смысл и выдержанный скептицизм, чтобы включить только достоверные, надежные и проверенные методы в практике своего искусства.
Поскольку я по натуре скептик, я всегда проявлял изрядную долю колебаний и обдумывания в своей психологической практике. Обычно я не спешу продвигать последние повальные увлечения в этой области или расставаться с принципом, который, как показал мне мой опыт, имеет большую ценность только потому, что какое-то новое исследование сильно ставит под сомнение его достоверность. Я живу достаточно долго, и я видел, как многие причуды приходят и уходят, а преобладающие убеждения меняются. Главный руководящий принцип моего «искусства» практики — не причинять вреда тем, кого я лечу, и делать все возможное, чтобы методы и приемы, которые я использую, действительно могли принести пользу. Некоторые из моих коллег иногда создавали у меня впечатление, что они выбрали одну из областей психического здоровья, чтобы избежать строгости и регламентации более «точных» наук и чувствовать себя более свободными делать то, что они считают нужным, пока они « действительно заботились о своих клиентах. Но я чувствую себя обязанным иметь в своем распоряжении надежные и эффективные инструменты, когда клиент платит мне с трудом заработанные деньги за профессиональное руководство, а не просто болтает с другом или высказывается в группе поддержки. Так что мне пришлось использовать как свой опыт, так и знания, чтобы помочь себе стать по-настоящему искусным ученым. И я с болью осознаю, что как профессия у психологов еще нет всех инструментов, которые им нужны, чтобы оказать достаточную помощь большому количеству людей. Несмотря на то, что я по натуре скептик, я приветствую тот день, когда истинные достижения в науке позволят мне использовать свое искусство с еще большей эффективностью для всех тех, кто может обратиться ко мне за помощью и советом.
Все клинические материалы на этом сайте рецензируются одним или несколькими клиническими психологами или другими квалифицированными специалистами в области психического здоровья. Эта конкретная статья была первоначально опубликована доктором Джорджем Саймоном, доктором философии , , и последний раз рецензировалась или обновлялась , доктором Грегом Мулхаузером, управляющим редактором , .
https://counsellingresource.com/features/2009/07/23/psychology-art-or-science/
Практика психологии: искусство или наука?
Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Program of InterestAll Psychology & Counseling ProgramsApplied Behavior AnalysisChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyHuman ServicesIndustrial/Organizational PsychologyMarriage and Family TherapyMental Health КонсультированиеТрудотерапияШкольное консультированиеСоциальная работаЛогопедияКонсультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами/зависимости
Рекламный контент
Университет Южного Нью-Гэмпшира
Избранная программа: онлайн-дипломы по психологии и консультированию
Запросить информацию
Университет Капелла
Избранная программа: онлайн-степень психологии
Запросить информацию
Purdue University Global
Избранная программа: онлайн-магистр психологических наук
Запросить информацию
University of Phoenix
Избранная программа: Бакалавр и магистр наук в области промышленно-организационной и прикладной психологии
Запросить информацию
На вопрос «Психология — это наука или искусство?» набрал обороты после 1879 г . ; казалось бы, естественное превосходство после создания Вильхеймом Вундтом первой психологической лаборатории. И хотя все на земле резко изменилось с того периода времени, вопрос не изменился. Это остается предметом разногласий между психологическими и научными школами, а также источником путаницы для студентов-психологов.
В этой статье делается попытка выяснить, почему дисциплина психология отвергается членами научного сообщества; как политические факторы способствовали расколу; что говорят известные академические институты, а также опрошенный эксперт.
Проблема современности
В статье Los Angeles Times, озаглавленной «Прекратите запугивать «мягкие» науки», доктор Тим Уилсон, профессор психологии Университета Вирджинии, проницательно описывает бесконечные споры относительно категоризации психологии с уважение к науке. Он пишет:
» Однажды во время встречи в моем университете один биолог упомянул, что он был единственным присутствующим преподавателем с факультета естественных наук. Когда я поправил его, отметив, что я с факультета психологии, он отмахнулся его рука пренебрежительно, как если бы я был игроком Малой лиги, говорящим члену команды «Нью-Йорк Янкиз», что я тоже играю в бейсбол .»
Уилсон, автор 7 книг, включая последнюю; продолжение «Redirect: Change the Stories We Live»; химия, биология), считающие себя более правомерными, чем «мягкие» (психология, социология). Поэтому неудивительно, что многие представители широкой общественности думают так же. Но в последнее время скептицизм по поводу строгости социальных наук достиг абсурдных высот. »
Быстрое опровержение
Статья Уилсона была опубликована в четверг, 12 июля -го -го, 2012 г. На следующий день; в пятницу, 13-го июля -го -го, 2012 г.; в статье, также опубликованной L.A. Times, «Почему психология не является наукой» – д-р Алекс Б. Березов, основатель и редактор сайта RealClearScience.com и автор книги «Наука, оставшаяся позади», начал стратегическое контрнаступление. Редакционные ракеты определили «научную» позицию;
«Пренебрежительное отношение ученых к психологам не коренится в снобизме; это коренится в интеллектуальном разочаровании. Это коренится в неспособности психологов признать, что они не имеют таких же претензий на светскую истину, как точные науки. Она коренится в усталом раздражении, которое испытывают ученые, когда неученые пытаются притвориться учеными. Вот так. Психология — это не наука».
Довод против психологии как науки
Он готов признать, что вся область психологии не является «бессмысленной», говоря: «Некоторые исследования в области психологии гораздо более строги с научной точки зрения. И эта область часто дает интересные и важные выводы». На самом деле, это еще хуже. Это попытка дать новое определение науке».
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Политические факторы
Одним из событий, разжигающих огонь дебатов, стало положение 2012 года, представленное представителем Джеффом Флейком (R-AZ) в Палате представителей США относительно финансирования Национального научного фонда (NSF). Посредством написанного им положения Флаке был полон решимости обеспечить (по его словам) «, что NSF не тратит деньги налогоплательщиков на бесполезную программу». «Бесполезная программа», на которую ссылался Флаке, была программой политической науки. 12 мая 2012 г .; Флаке преуспел в своих усилиях гарантировать, что будущее финансирование NSF будет основано на его «дефинансировании» денег, потраченных на политологические исследования. 20 марта 2013 г. Сенат также отменил гранты.
Для критиков по обе стороны дебатов о психологии очевидное осуждение политической науки как «науки» стало критическим поворотным моментом. Для многих в научном лагере решения, принятые Палатой представителей и Сенатом, ознаменовали победу над гуманитарными науками. По их мнению, включение дисциплин, входящих в более широкий смысл социальных наук, было лишь вопросом времени. Они были правы. В статье от 10 июня года года, опубликованной The Washington Post, был заголовок «Почему Конгрессу не следует сокращать финансирование социальных наук».
Студенческое замешательство
Учитывая историю кажущегося «кризиса идентичности» поля; У студентов, получающих докторскую степень по психологии в 2016 году, есть веские причины запутаться. Читая заголовки, подобные опубликованным в Washington Post, они читают литературу, которую колледжи и университеты публикуют о своих программах психологии. Например, язык престижной программы для аспирантов психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (PhD) имеет большое значение для научной стороны;
«Тщательная научная подготовка является основой программы докторантуры Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по психологии. В рамках этой подготовки Департамент поощряет участие студентов в деятельности ряда связанных отделов, школ или организованных исследовательских подразделений Университета. , Например, Институт исследования мозга, междисциплинарные программы по неврологии и когнитивным исследованиям, Институт исследований в области социальных наук и Институт нейропсихиатрии предоставляют заинтересованным студентам широкие исследовательские возможности».
Многие университеты, в том числе Университет Южной Флориды, следуют их примеру. Их описание их программы гласит:
Мнение эксперта по клинической психологии«Наша программа нацелена на то, чтобы обучать студентов углублять научные знания и способствовать применению научно подтвержденных процедур для решения психологических проблем человека. Приняв модель обучения ученого-клинициста, студенты получают активную академическую и исследовательскую подготовку.»
Чтобы ответить на вопросы, которые могут возникнуть у студентов, мы попросили Патрисию А. Фаррелл, доктора философии, поделиться своим мнением с CIP. Доктор Фаррелл является лицензированным психологом, автором, докладчиком, педагогом и психологом-консультантом WebMD. Ее биография указана в журналах «Кто есть кто в Америке» и «Кто есть кто в мире», и она появлялась в многочисленных национальных телевизионных программах, таких как «Сегодняшнее шоу», «Взгляд», «AC360» и «Фактор О’Рейли» в качестве признанного эксперта в области медицинской психологии и исследований. , психическое здоровье и консультирование. По ее словам, «Я добавляю «голосу разума» дозу юмора, когда это уместно.» Ее медийная смекалка в отношении звуковых фрагментов позволила ей стать членом как APA, так и SAG-AFTRA. Ее последняя электронная книга «СОН: это нужно всем, и вам тоже», доступная на Amazon.
Мы попросили доктора Фаррелл высказать ее мнение по следующим вопросам, связанным с запросом «Психология — искусство или наука?»
CIP: Что бы вы ответили на вопрос: «Психология — это больше наука или интуитивное искусство?»
PF: Психология – это сочетание науки и искусства, как и медицина; хотя большинство людей думают, что медицина больше наука, чем искусство. Помните, это называется «медицинское искусство». У нас есть научные эксперименты, подтверждающие многое из того, что мы делаем в нашей практике, и исследования постоянно уточняют и обновляют то, что мы знаем. Наша профессиональная ответственность, как психологов, заключается в том, чтобы оставаться актуальными и идти в ногу с исследованиями. Не сделать этого было бы непрофессионально.
CIP: Можно подробнее?
PF : Мы начинаем с науки, а затем мы должны адаптировать все, что мы делаем, к человеку, с которым мы работаем. Вот тут-то и приходит на помощь искусство, потому что не существует жесткого шаблона для терапии, потому что нет двух абсолютно одинаковых людей, и ни один диагноз DSM не подходит всем идеально. Необходим тонкий баланс, который делает нашу работу более сложной и более творческой.
CIP: Как бы вы охарактеризовали свою практику? Он достаточно сбалансирован?
PF: Я хорошо осведомлен о текущих исследованиях и фактически использую их для написания книг по самопомощи. Я также осознаю, что, как я уже сказал, я должен быть чутким к нуждам человека, и это всегда «уравновешивание», когда дело касается меня.
CIP : Верите ли вы, что как только вы освоите психологию как науку, ее практика станет искусством?
PF: Нет. Не может быть дороги в сторону от науки, которая ведет к практике, полностью пропитанной искусной практикой. Практика терапии может помочь вам усовершенствовать свои методы на основе исследований/науки, но вы никогда не должны забывать, что наука развивается, и вы ДОЛЖНЫ быть в курсе последних исследований. Именно здесь мы находим серьезные проблемы с некоторыми психологами, которые стали больше искусством, чем наукой, и сбились с пути, более похожего на практику гуру. Дело не в нас, а в том, что пациенты и некоторые психологи соблазнились, думая, что они теперь эксперты, а наука устарела или ошибочна. Склон скользкий, и мы всегда должны осознавать, что можем легко скатиться по нему.
Узнайте больше о том, как стать клиническим психологом.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Резюме
- Область психологии подвергается обвинениям со стороны научного сообщества в том, что эта дисциплина не является наукой.
- Политики подпитывают дебаты и используют их для достижения политических целей.
- Всемирно известные образовательные учреждения поддерживают веру в то, что психология – это не только искусство, но и наука.
- Специалисты в области психологии используют оба подхода к психологической практике; так же, как практикующие врачи.
- В конце концов, каждый учащийся может взять имеющиеся у него доказательства и решить для себя, считает ли он психологию в первую очередь искусством, наукой или чем-то и тем, и другим.
Ирэн Даум: Психология и искусство
Текст: Ирэн Даум | Раздел: «Искусство и наука»
Резюме: Психологические исследования уже давно касаются таких тем, как восприятие искусства, процесс художественного творчества и психологические основы творчества. Искусство играет важную роль во многих областях, таких как клиническая и прикладная психология. Текущие исследовательские вопросы в нейропсихологии связаны с механизмами оценки искусства и отношениями между произведением искусства и зрителем с точки зрения процесса, связанного с эмпатией.
Изобразительное искусство долгое время вызывало значительный интерес в психологии, биологии и смежных областях, поскольку вопросы исследований касаются восприятия и производства искусства, творчества и их применения в клинической психологии или рекламе [1] . Помимо научных конференций и публикаций, эти темы в последнее время также привлекли внимание авторов информационных бюллетеней, связанных с миром искусства (например, news.artnet.com).
Согласно Дарвину, «вкус к прекрасному» уже наблюдается у дочеловеческих видов. Для него характерно предпочтение регулярности и гармонии формы, а также наличие украшений на теле, которые служат селекционным преимуществом. Игра как самореализующаяся деятельность считается предшественником искусства у животных, формируя восприятие и контроль над действиями независимо от контекста реального мира [2] . Развитие очень сложных культур у людей привело к самореферентной деятельности, не связанной с основными биологическими потребностями жизни. В ранних человеческих сообществах большое количество энергии, ресурсов и технических навыков было вложено в использование украшений для улучшения внешнего вида предметов. Растущее использование инструментов было связано с повышением оценки мастерства исполнения и его отработкой до совершенства. Такое взаимодействие между развитием двигательных, когнитивных и эстетических навыков, по-видимому, лежит в основе формирующегося понимания прекрасных произведений искусства 9.0091 [3] .
Что делает художников особенными?
«Der Künstler ist kein Mensch. Er ist ein Künstler, das ist etwas anderes» (Маркус Люперц) [4]
По словам известного художника, скульптора, музыканта и поэта Маркуса Люперца, художник отличается от других людей. Он/она ведет другую жизнь благодаря данному ему/ей таланту и его/ее миссии создавать искусство [5] . Считается, что генетика, ранняя поддержка и поощрение со стороны семьи и учителей, а также интенсивное стремление к художественному творчеству формируют условия, благоприятные для развития художественных навыков. Другими определяющими факторами являются личность, отношение и самооценка художника 9.0091 [6] .
Семейная история занятий искусством была описана для многих известных художников, причем отец и/или мать были художниками в случае Альбрехта Дюрера, Пабло Пикассо, Ганса Гольбейна, Джованни и Джентиле Беллини, Пауля Клее, Эдварда. Мунк и многие другие. Страсть к визуальному выражению — рисунку или живописи — часто появлялась в школьные годы вместе с более общими признаками выдающегося таланта, такими как готовность ума и быстрое понимание (подробности см. [7] ). Согласно недавним исследованиям, развитие сетей человеческого мозга в значительной степени зависит от опыта, т. е. от постоянного стремления к определенным действиям и поведению [8] . Таким образом, сильная приверженность художественному производству в ранние годы, по-видимому, является важной детерминантой нейропсихологических механизмов, лежащих в основе художественного мастерства.
Среди художников высока доля левшей; известные примеры — Ганс Гольбейн, Леонардо да Винчи, Уильям Блейк, Огюст Ренуар или Каспар Давид Фридрих [9] . Леворукость встречается примерно у 10–15 % населения в целом и связана с более сильным вовлечением правого полушария мозга. Правое полушарие связано с зрительно-пространственными процессами, интуицией и образным мышлением, тогда как левое полушарие сильнее связано с языком и рациональным мышлением [10] . Преобладание правополушарной обработки может способствовать переносу внутренних образов в картины или скульптуры, что является преимуществом в творческом процессе.
Исключительный талант и креативность часто сопровождаются необычным «богемным» стилем жизни, своеобразным мышлением и навязчивой приверженностью художественному творчеству как основе самореализации. Высокий уровень эмоциональной расторможенности и склонности к риску может быть обычным явлением вместе с нарциссическими чертами личности, характеризующимися преувеличенным чувством собственной важности, отсутствием сочувствия и интереса к другим и высокой потребностью в восхищении других. [11] [12]
Психологические проблемы сильно повлияли на жизнь многих известных артистов. Известными примерами являются Микеланджело, Уильям Блейк, Василий Кандинский и Эдвард Мунк, у которых были признаки депрессии, или современный художник Иса Гензкен, страдающий биполярным расстройством. Сообщалось о длительном злоупотреблении алкоголем Амедео Модильяни, Анри Тулуз-Лотрека, Джексона Поллока и многих других. Добавление к тяжелым наркотикам, таким как героин, т.е. в случае с Жаном-Мишелем Баския тоже не редкость. К числу причин и триггеров таких проблем относятся, помимо стрессовых жизненных событий, таких как потеря партнера, отсутствие признания и успеха в качестве профессионального художника, неуверенность в себе и неблагоприятная обратная связь со стороны публики и сверстников, которая интерпретируется как игнорирование [13] . В последнее время требования известности в СМИ и давление жизни публичного человека создают проблемы, с которыми также может быть трудно справиться.
Известно, что неврологические расстройства, влияющие на работу мозга, сильно влияют на художественное самовыражение [14] . Картины, созданные Виллемом ДеКунингом, например, становились все более и более абстрактными в течение слабоумия. Внутренние образы формируются на основе восприятия, памяти и общих знаний о мире. Разрушение такого накопленного визуального знания может привести к освобождению от запретов в художественном выражении, ведущему к новому выразительному стилю 9.0091 [15] .
Жизненный опыт и художественное выражение
Что касается механизмов, лежащих в основе самого творческого процесса, художники часто сообщали о сильном внутреннем побуждении, страсти к художественному выражению вплоть до одержимости. Джоан Миро описал продолжающееся воздействие сенсорных стимулов, непрерывный поток впечатлений и ассоциаций, ведущий к пониманию новых значимых отношений и контекстов [16] . По мнению Миро, произведение искусства представляет собой окно во внутренний мир художника. Творческий процесс начинается в мозгу/разуме, переходит к руке, кисти и холсту, оставляя мало места для сознательной когнитивной проработки. В том же духе Георг Базелиц обрисовал, как он отдается процессу рисования, ситуация, напоминающая чувство стояния вне себя [17] . Конечный результат может даже стать неожиданностью, и, по словам Маркуса Люперца, вы не решаете, закончена ли картина — вы знаете [18] .
Известно, что решающий личный опыт в значительной степени влияет на работу художника. Искусство отражает не только такие переживания и связанные с ними внутренние состояния, но и процесс преодоления жизненных событий и травм, а также глубокое чувство понимания и озарения. По словам художника Германа-Йозефа Куна, художник рисует опыт, а не реальность. Легендарный пример — путешествие в Тунис коллег-художников Пауля Клее, Огюста Макке и Луи Муайе в 1914, что оказало глубокое влияние на их дальнейшую работу. Впечатления, декорации и архитектура привели к появлению акварелей и рисунков, отображающих новый уровень абстракции и открытие цвета как творческого инструмента [19] [20] . Путешествуя по пустыне Сахара в 1950-х годах, художник ZERO Хайнц Мак был глубоко впечатлен архаичным нетронутым ландшафтом и огромным пространством. Его опыт лег в основу серии экспериментов с воздействием света на различные материалы, такие как зеркала и серебро. Размещение объектов в пустыне оказалось важным проектом ZERO, оказавшим длительное влияние на более позднюю работу Хайнца Мака [21] .
Товарищ по ZERO художник Гюнтер Юкер описал критический период в конце Второй мировой войны, когда он был подростком. Чтобы защитить свою семью от приближающейся русской армии, он обезопасил дом, заблокировав окна и двери изнутри, заколотив куски дерева. Гвозди стали неотъемлемой частью его работ и его преобладающим средством художественного самовыражения, а рисунки и пейзажи, образованные гвоздями, появлялись в картинах, предметах и инсталляциях [22] .
Günther Uecker: Nagel , 2013, фотография Ирен ДаумПомимо выражения личного жизненного опыта в своих работах, художники часто проявляют высокую восприимчивость к новаторским способам мышления в обществе, будучи способными предвидеть и понимать Zeitgeist и участвовать в его проявлении. Хорошо известными примерами политической активности художников являются экологические темы, разработанные Йозефом Бойсом и Х.А. Шульт или искусство граффити Харальда Нэгели, который наносит рисунки на общественные здания в знак протеста против нечеловеческой среды обитания.
Искусство и наука
Подробный список художников, имеющих опыт работы в области науки, и ученых, проявляющих большой интерес к искусству, представлен в статье Питера Тепе «Связи между наукой и (визуальным) искусством» в этом выпуске. Современный обзор Питера Тепе состоит из шести глав, а предисловие к текущему выпуску w/k.
Традиционно искусство и архитектура/инженерное дело были тесно связаны. Леонардо да Винчи был одержим оценкой и пониманием пропорций и увлекался геометрией, проводя эксперименты с процессами плавления при конструировании машин. Основная идея заключалась в том, чтобы учиться у природы путем детального наблюдения, которое в конечном итоге улучшило зрительно-пространственные образы и трехмерное мышление в результате многолетнего опыта.
Научная подготовка, как известно, влияет на выбор мотивов, разработанных художником. Современный пример — работа Хьюго Богуславского, который изучал биологию в дополнение к искусству, прежде чем полностью посвятить себя работе художника. В его картинах элементы природы — листья, следы мелких животных и т. д. — собраны и сгруппированы в абстрактную композицию, часто в ярких, ненатуралистических цветах, чтобы сформировать тип новой органической обстановки, выходящей далеко за пределы природы [23]. ] .
Хьюго Богуславски: Schwarm , 2007, фотография Хуго БогуславскиЕще одним примером связи биологии и искусства является работа итальянской художницы Сильвии Стокетто. Она закончила биологию и даже продолжила свою научную работу, чтобы получить докторскую степень по биологии, прежде чем отказаться от науки и заняться изучением искусства и живописи в частности. В ее композициях часто сочетаются отдельные гиперреалистичные элементы, взятые из природы — животные, деревья и т. д. — для создания необычных новых пейзажей дикой природы и современных натюрмортов.
Silvia Stocchetto: La gru coronata , 2016, фотография Silvia StocchettoПосле учебы в области технологий Детлев ван Равенсвай (см. темы космических технологий, основанные на точных научных знаниях, которые принесли международную известность космическому искусству. Позже он обратился к свободному искусству, а его научное образование все еще использовалось в его работах, например. в серии изображений пейзажного типа под названием «многогоризонты», в которых он переводит образы земной атмосферы, видимые с орбиты, в красочные абстрактные картины [24] .
Детлев ван Равенсвай: Multihorizonte , 2013, фотография Детлева ван РавенсвайРастущее признание роли искусства по отношению к науке находит свое отражение во введении программ «художник-резидент» в исследовательских центрах международного значения, например, в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве.
Восприятие и оценка искусства
Субъективная реакция на искусство многогранна и может включать интерес, радость и удовольствие, а также гнев и отвращение. На ответы влияет ряд переменных, включая содержание, фактическое настроение, опыт работы с искусством, знакомство, а также известность и рыночную стоимость художника [25] .
Особенности обработки зрительной информации, установленные психологическими исследованиями, в значительной степени влияют на выбор зрителя. Общее предпочтение регулярности, симметрии и композиционного баланса связано с легкостью восприятия, снижением напряжения и идеальным уровнем активации с точки зрения «хорошего гештальта». Правильный баланс между сложностью/возбуждением и порядком, то есть правильное сочетание знакомого и незнакомого, как правило, достигается за счет использования четких контуров, цветовых контрастов и включения элементов неожиданности. Интересно, что эмпирические исследования не всегда давали предпочтение композиции, расположенной в соответствии с золотым сечением (подробный анализ см. 9).0091 [26] ).
В среднем фигуративные картины предпочитают абстрактным. Однако оценка абстрактного искусства растет с увеличением воздействия, подтверждая предположение, что эксперты рассматривают искусство на основе когнитивных моделей, тогда как неспециалисты руководствуются знакомством и удовольствием. Этот вывод может быть связан с двумя основными режимами обработки информации: восходящая обработка отражает обработку входных данных зрительной системой в формы, цвета и узоры, тогда как нисходящая обработка зрительных входных данных в значительной степени управляется сохраненными зрительными паттернами и воспоминаниями [27] . Перемещение взгляда и внимание к важным деталям формируют целостное изображение. Произведения старых мастеров в основном представляют собой прототипы объектов и образ действительности, соответствующий сохраненным представлениям о формах. С возрастающим воздействием новых необычных входных данных в современном искусстве зрительная система развивает более тонкие уровни различения и новые категории восприятия, повышая оценку ранее незнакомых входных данных.
Перцептивная психология оставила свой след в недавних произведениях искусства, ярким примером которых являются визуальные иллюзии в математически вдохновленных работах голландского художника-графика М.К. Эшер. Его рисунки фигур и структур естественны на первый взгляд, но на второй взгляд кажутся тревожными, поскольку они нарушают сохраненные представления. Его невозможный треугольник, например, выглядит возможным в каждом отдельном углу, но невозможным в целом. Этот эффект основан на ограничениях зрительной системы, которая имеет сильную тенденцию создавать трехмерные объекты из двухмерного визуального ввода.
Художник Йозеф Альберс широко использовал физиологические эффекты цветов и их взаимодействия. Его знаменитая серия «Посвящение квадрату » исследовала хроматические взаимодействия с плоскостями цветных квадратов, вложенными друг в друга, что создает впечатление глубины и пространственных эффектов в дополнение к эффектам взаимодействия цветов. Серый цвет, например, представленный рядом с синим цветом, сливается в субъективное впечатление от одного цвета после длительного просмотра. Или желтый цвет может потерять свою яркость рядом с белым цветом.
Со стороны зрителя, вид искусства, который привлекает людей, зависит от личных качеств. Экстраверсия связана с предпочтением современного искусства, а интроверсия — с предпочтением более традиционного искусства. Нейротизм был связан с высоким уровнем эстетической чувствительности (обзор см. [28] ). Продолжительное знакомство с великим искусством может привести к сильной эмоциональной вовлеченности, а в крайних случаях — к набору психосоматических симптомов, включающих дисфункцию восприятия, тахикардию, приступы паники и потерю сознания — состояние, известное как «синдром Стендаля» 9.0091 [29] . Однако основа таких экстремальных форм культурного шока является предметом спорных дискуссий в научной литературе.
Известно, что искусство обладает непосредственным предвидящим эффектом, пробуждая интуитивное чувство прекрасного. По словам Жоана Миро, великое искусство действует подобно удару, не нуждаясь в посредничестве мысли. На второй взгляд, при сознательном размышлении, вызываются ассоциации с личными переживаниями и воспоминаниями, которые влияют на восприятие художественного произведения. Кроме того, вследствие занятий искусством могут возникнуть блуждание ума, творческие образы и дивергентное мышление.0091 [30] .
На психологическом уровне оценка искусства описывается как акт эмпатии, при котором внутренние состояния и эмоции художника вызываются у воспринимающего, что приводит к своего рода отражению, процессу внутренней симуляции. Эта идея основана на предположении, что внутренние состояния художника выражаются через произведение искусства через выбор содержания, цвета и формы, т.е. выражая радость яркими цветами и правильными формами и отрицательные эмоции темным цветом и неправильными формами [31] . Хотя это предположение может показаться слишком упрощенным, недавние исследования в области нейробиологии показывают, что содержание, изображенное на картине, например, конкретное движение действительно активирует мозговые центры, ответственные за движение у зрителя, а выражение боли активирует центры боли в мозгу зрителя, тем самым поддерживая идею эмпатических отношений между произведением искусства и зрителем [32] .
Искусство в прикладной психологии
Предпочтение и признание красоты используются в рекламе, средствах массовой информации и во многих сферах коммуникации. Товары, связанные с произведениями искусства в рекламных кампаниях, получают более благоприятные оценки потребителей и привлекают внимание к продукту и, в конечном итоге, к потреблению. Коннотации совершенства и изысканности, присущие искусству, распространяются и на продукт. Такие «эффекты художественного вливания» работают даже с предметами, не относящимися к предметам роскоши 9.0091 [33] .
Недавно искусство также было обнаружено как потенциальная движущая сила в области организационной психологии и бизнес-консалтинга [34] . Ассоциируясь с инновациями и поиском нестандартных решений, размышления об искусстве могут трансформироваться в более общую открытость новым идеям в отношении таких бизнес-задач, как управление изменениями. Чему можно научиться, занимаясь искусством, так это подвергать сомнению условия, которые считаются само собой разумеющимися, концентрируясь на необычных взглядах, рассматривая ситуации под другим углом или распознавая тонкости. Искусство учит видеть в нескольких смыслах, а также ценить качество и мастерство. Участие в искусстве может улучшить образность и креативность, а также справиться с двусмысленностью и многомерностью, тем самым способствуя открытию разнообразия вариантов во многих деловых ситуациях. Было обнаружено, что включение искусства в рабочую среду способствует общению, создает благоприятную атмосферу и в целом приводит к более высокому удовлетворению работой [35] .
Арт-терапия относится к терапевтическому использованию искусства в профессиональных отношениях, при этом искусство служит диагностическим и интервенционным инструментом и формой общения между клиентом/пациентом и терапевтом. Подходы, основанные на искусстве, применялись в контексте широкого спектра поведенческих или психических проблем, среди которых шизофрения, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и нарушения развития. Рисунок и живопись могут служить формой символической речи, их продукты имеют глубоко личное значение, отражая переживания, эмоции и внутренние образы, которые могут внести значительный вклад в переоценку [36] . Терапевтические преимущества произведений искусства во время выздоровления от болезни или в процессе решения хронических проблем со здоровьем широко признаны. Известно, что помимо тренировки двигательных функций и визуального воображения участие в создании произведений искусства улучшает настроение, когнитивные и социальные навыки и улучшает управление стрессом [37] .
Помимо практического применения и функции знака социального отличия и престижа, следует подчеркнуть, что люди просто любят искусство. Согласно Маркусу Люперцу, его самая важная роль — помочь людям развить новые идеи, стать более терпимыми, открытыми и великодушными [38] .
[1] Шустер, М. (2011) Wodurch Bilder wirken – Psychologie der Kunst. Dumont Bildverlag, Кёльн.
[2] Сарасин, П. и Соммер, М. (2010). Эволюция. Ein interdisziplinäres Handbuch. JB Metzler, Штутгарт.
[3] Сарасин, П. и Соммер, М. (2010)
[4] Сток, О. и Шрайбер, С. (2015) «Der Künstler ist kein Mensch». Интервью с Маркусом Люперцем. www.handelsblatt.com, 4.10.2015
[5] Сток, О. и Шрайбер, С. (2015)
[6] Ланге-Эйхбаум, В. и Курт, В. (1985). Джинн, Иррсинн и Рум. Die Maler und Bildhauer. Reinhardt Verlag, München, 7te, пересмотренное издание W. Ritter
[7] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[8] Bellebaum, C., Thoma, P. & Daum, И. (2012). Нейропсихология. VS Verlag, Wiesbaden
[9] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[10] Bellebaum et al. (2012)
[11] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[12] Viveros-Faune, C. (2015). Почему бушующая эпидемия нарциссизма в мире искусства убивает искусство. News.artnet.com, 1 декабря 2015 г.
[13] Касконе, С. (2016). Новое исследование показывает, что художники имеют общие черты с психопатами. news.artnet.com, 26 апреля 2016 г.
[14] Богуславский Дж. и Хеннеричи М.Г. (2007). Неврологические расстройства у известных артистов. Границы неврологии и неврологии, Базель.
[15] Чаттерджи, А. (2004) Нейропсихология визуального художественного производства. Neuropsychologia, 42, 1568-1583
[16] Erben, W. (1988). Джоан Миро. Менш и Верк. Taschen Verlag, Кельн.
[17] Базелиц, Г. (2011). Gesammelte Schriften und Interviews. Под редакцией Д. Гретенкорта. Hirmer Verlag, München
[18] Stock, O. & Schreiber, S. (2015)
[19] Schuster, M. (2011)
[20] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, В. (1985)
[21] см. www.mack-kunst.com
[22] Tittel, C. (2015). Гюнтер Юкер — mit Nägeln gegen die Russen. Интервью www.welt.de 28.09.2015
[23] см. www.hugo-boguslawski.com
[24] van Ravenswaay, D. & Daum, I. (2014). Детлев ван Равенсвей – К новым горизонтам. Verlag Till Breckner, Düsseldorf
[25] Schuster, M. (2011)
[26] Schuster, M. (2011)
[27] Bellebaum et al. (2012)
[28] Шустер, М. (2011)
[29] Магерини, Г. (1989) Синдром Стендаля. Понте делле Грацие, Флоренция.
[30] Чаттерджи, А. (2014). Эстетический мозг: как мы эволюционировали, стремясь к красоте и наслаждаясь искусством. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
[31] Шустер, М. (2011)
[32] Чаттерджи, А. (2014)
[33] Хагтведт, Х. и Патрик, В.М. (2008). Вливание искусства: влияние изобразительного искусства на восприятие и оценку потребительских товаров. Журнал маркетинговых исследований, 45, 379-389.
[34] Бокемюль, М. и Шеффолд, Т.К. (2007). Дас Ви ам Вас. Бератунг и искусство. Frankfurter Allgemeine Buch.
[35] Бокемюль, М. и Шеффолд, Т.К. (2007)
[36] Шустер, М. (2011)
[37] Мальчиоди, К.А. (2012). Справочник по арт-терапии.