Бихевиоризм кратко и понятно: Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Содержание

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ)

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА

Рассказываем, как работает одна из самых популярных методик психотерапии, позволяющая корректировать мышление и эмоциональные реакции.

alter

ГИД ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Оглавление

Что такое КПТ?

Бихевиоризм и когнитивизм

Основные понятия

Техники и упражнения

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Продолжительность курса

Доказательная медицина и КПТ

Медикаментозная терапия и КПТ

Случаи из практики

Что почитать

Что такое КПТ?


Когнитивно-поведенческая терапия (или КПТ) – методика, которая выделяет неосознанные мотивации человека, переводит их на сознательный уровень, помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие невротические и другие патологические состояния.

Из названия понятно, что КПТ соединяет в себе два научных психологических подхода: когнитивный и поведенческий (бихевиористский). Первый заявляет то, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызываются мыслями и убеждениями, стереотипами мышления, приобретенными в течение жизни. Второй утверждает, что поведение человека (как и животного) можно изменить с помощью поощрения желаемых форм действий и отсутствия подкрепления нежелательных поступков.

Бихевиоризм и когнитивизм


Теория бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) получила развитие в начале ХХ века. Она рассматривает поведение как набор реакций (рефлексов) на стимулы среды. Одни из основных понятий бихевиоризма – позитивное и отрицательное подкрепление. Позитивное подкрепление, или поощрение, применяется, когда особь совершила нужный, правильный поступок, и помогает закрепить желаемую форму поведения. Отрицательное подкрепление подразумевает негативную реакцию на нежелательное поведение обучаемой особи. Как правило, в КПТ используется первая форма подкрепления: она работает быстрее, четко обозначает то, чего нужно добиться.

Когнитивизм – научное течение, зародившееся в 1960-х. Оно фокусируется на психических процессах: том, как люди воспринимают, думают, запоминают, учатся, решают проблемы, куда направляют свое внимание. Когнициями называют любые мысли и представление, которые становятся плодами нашего мышления. Согласно когнитивному подходу, работать лишь с поведением человека для решения его психологических проблем неэффективно: сперва нужно выявить убеждения, представления и мысли, которые заставляют его действовать деструктивно или ощущать дискомфорт, избавиться от них, и только потом работать над поведенческим аспектом.

«Когниции – в принципе все мыслительные процессы, и адекватные, и дисфункциональные. Когда дети рождаются, они еще ничего не знают о мире. Со временем они начинают сталкиваться с людьми и их представлениями об окружающем. Родители, социум помогают им формулировать как адекватные убеждения, так и дисфункциональные. Дисфункциональные и дезадаптивные взгляды мешают адекватно оценивать жизненные ситуации. Формируются страхи, комплексы, У ребенка появляется ощущение, что он делает что-то не так. Именно это ощущение в будущем ведет к невротическим и другим психологическим проблемам».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Исторически развитие КПТ делится на 4 волны:

Первая волна
(1910-е – 1950-е)

Поведенческая терапия

Вторая волна
(1960-е годы)

Классический подход КПТ и рационально-эмоциональная психотерапия

Третья волна
(1990-е)

Развитие новых течений внутри КПТ: диалектико-поведенческая психотерапия, схема-терапия, терапия осознанностью, терапия принятия и обязанностей (АСТ)

Четвертая волна
(2010-е)

Зарождающийся этап, связанный с использованием в терапии современных технологий: гаджетов дополненной реальности и программных приложений

В 1913 американский психолог Джон Уотсон публикует первые статьи о бихевиоризме. Он призывает коллег сосредоточиться исключительно на изучении поведения человека, исследовании связи «внешний раздражитель — внешняя реакция (поведение)». Вместо анализа структурных компонентов сознания, бихевиористы искали воспроизводимые связи между наблюдаемыми событиями, в частности, между стимулами (окружающей средой) и ответами (наблюдаемыми и измеряемыми реакции людей или животных на стимулы). Теории научения являлись основной моделью в психологии того времени. Бихевиористы пытались сформулировать объяснение того, как организм устанавливает новые связи между стимулом и реакцией. Несмотря на ранний и продолжительный успех, поведенческий подход накладывал массу ограничений на процесс терапии.

В 1955-м основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис заявляет о влиянии наших мыслей и представлений (когниций) на психические процессы. Его коллега Аарон Бек начинает изучать сферу познания. Оценив результаты различных методов терапии, он приходит к выводу, что наши эмоции и поведение зависят от образа мышления.

Несмотря на попытки сторонников поведенческой терапии сохранить свои позиции в конце 50-х и начале 60-х годов, идеи когнитивизма становились все более влиятельными. Издание книги А.Т. Бека по когнитивной терапии депрессии (Beck et al., 1979), а также исследования, показавшие, что когнитивная терапия лечит депрессию настолько же эффективно, как и антидепрессанты (Rush, Beck, Kovacs & Hollon, 1977), изменили психотерапию навсегда. В последующие годы поведенческая и когнитивная терапия развивались вместе и оказывали такое сильное влияние друг на друга, что в итоге слились в единый когнитивно-поведенческий подход.

Историческая справка

Основные понятия: автоматические мысли, когнитивные искажения

Поиск и осознание автоматических мыслей – основа метода КПТ. В нашей голове за сутки возникает порядка 20 тысяч таких быстрых мыслей, которые являются откликом на происходящее с нами. Они всегда оценочны. Эволюционно автоматические мысли необходимы, чтобы мы могли быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Большинство из них мы не успеваем осознать. Эти мысли запускают нашу эмоциональную реакцию. Для того, чтобы понять, почему наше состояние изменилось (появилась тревога, страх, упало настроение), надо выявить, какая именно мысль вызвала это изменение. КПТ предлагает искать быстрые мысли, чтобы прорабатывать их и переводить свои суждения в рациональное русло.

«Всегда существует ситуация, которая становится триггером изменения состояния. Например, человек идет в темноте и слышит, что в кустах что-то шуршит. Ему становится тревожно. Скорее всего, промелькнула мысль о том, что рядом опасность. В ответ на эту мысль и чувство тревоги человек принимает решение быстрее уходить. Однако не всегда быстрая мысль и реакция на нее бывают рациональны. Например, вы делаете рабочую задачу и понимаете, что не успеваете закончить в срок. У невротичного человека могут возникнуть автоматические мысли: я недостаточно ответственный, меня уволят. Эмоциональный ответ на них – тревога, страх. Хотя если рассуждать рационально, вряд ли один пропущенный дедлайн негативно отразится на всей карьере».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Когнитивно-поведенческая терапия работает над когнитивными искажениями (или ошибками), которые возникают на основе автоматических мыслей. Когнитивные искажения – это ошибочные умозаключения, нерациональные идеи, которые в конечном итоге приводят человека к психологическим проблемам. Существует более 100 видов когнитивных искажений. Вот лишь несколько примеров:

Генерализация

«У меня никогда не складываются отношения», «Я всегда все порчу», «Вечно мне не везет». Человек переносит характеристики единичного случая на всю жизнь.

Катастрофизация

«Все очень плохо», «Это провал», «Случилось непоправимое». Под воздействием негативных суждений и эмоций ощущение от ситуации нагнетается до полной безысходности.

Долженствование

«Я должен», «Они мне должны», «Все должно было сложиться именно так, а не иначе». Социальные роли и обязанности становятся непреложными истинами, не берется в расчет ни специфика ситуации, ни состояние человека, ни сложности взаимоотношений.

Конформизм

«Все делают/ведут себя только так. Те, кто делает иначе – плохие/неполноценные и т.д.». Полученные извне идеи о нормах заставляют стигматизировать малейшее отклонение у себя и окружающих.

Задача терапевта КПТ — выявлять когнитивные искажения, которые негативно влияют на качество жизни клиента, и помогать вырабатывать вместо них рациональные, конструктивные мыслительные паттерны.

Техники и упражнения


Одна из основных техник метода – ведение дневника КПТ. Обычно он представляет собой таблицу, в которую ежедневно нужно вносить события, вызвавшие сильную эмоциональную реакцию, и анализировать их по предложенной схеме. Далее случаи обсуждаются с терапевтом на сеансе.

Пример того, какие графы может содержать дневник КПТ. Каждый терапевт предлагает свою систему ведения дневника.

«После того, как клиент научился выявлять свои автоматические мысли, он начинает вести дневник в течение недели. Мы смотрим, какие мысли чаще всего возникают в разных ситуациях. Это может быть страх того, что человек будет выглядеть в чьих-то глазах необязательным (то есть плохим), либо ощущение, что он неуспешный, или чувство, что он уязвим и не справится. Из автоматических мыслей, которые мы распознаем, начинают вырисовываться глубинные убеждения. Не быстрые, поверхностные мысли, а основа, на которой зиждется психика человека. Над изменением этого массива убеждений в рациональную сторону мы и работаем».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Другая важная для КПТ техника – экспозиция. Она особенно полезна при всех видах фобий. Экспозиция помогает клиенту научиться не избегать тревожных ситуаций, а переживать их.

Например, человек боится заходить в лифт. При использовании техники экспозиции клиент и терапевт подходят к кабине, останавливаются и начинают наблюдать за реакцией клиента. Когда тревога возрастает, вместе с терапевтом они делают упражнения, которые помогают перенести волнение. Если с реакцией удается справиться, клиент и терапевт переходят к следующему этапу: они вместе заходят в лифт. Уровень тревоги снова повышается, терапевт снова отрабатывает с клиентом его состояние. Интенсивность ситуации постепенно увеличивается до тех пор, пока клиент не получает все необходимые навыки для того, чтобы осознавать и рационально оценивать свое состояние, справляться с ним.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?


Эффективность КПТ доказана для следующих состояний:

Все виды фобий

Тревога

Паническое расстройство и панические атаки

Депрессия

Расстройства сна

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Навязчивые мысли, действия, ритуалы

Психосоматические расстройства

Cиндром раздраженного кишечника, головные боли и другое

Посттравматическое стрессовое расстройство

Расстройства пищевого поведения

Трудности с общением, выстраиванием контактов и их поддержанием, постоянство в работе и семейных отношениях

Зависимости

Физические и психические

Агрессивное поведение

КПТ при панических атаках

Панические атаки — спонтанные приступы паники, которые сопровождаются учащенным дыханием, сердцебиением, головокружением, тремором, тошнотой, потливостью и другими соматическими проявлениями.

Паническая атака может являться следствием других психических расстройств, а не отдельной болезнью. Рецидивирующие панические атаки без иных симптомов могут быть проявлениями панического расстройства. Когнитивно-поведенческая терапия является подтвержденным и наиболее эффективным методом его лечения.

«Панические атаки бывают и при депрессивных расстройствах, и при генерализованном тревожном расстройстве, и при ипохондрических расстройствах. Это очень неспецифический симптом, такой, как повышенная температура. Он встречается при разных заболеваниях. Для постановки точного диагноза перед началом лечения нужно пройти диагностику у врача-психиатра, либо психотерапевта» .

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Упомянутая выше техника экспозиции очень хорошо является основным инструментом для работы с паническими атаками. Психотерапевт учит пациента распознавать, что происходит с ним в момент атаки, как и на что реагирует его тело. Постепенно пациент учится справляться со своим состоянием.

«Сначала идет этап психообразования: мы рассказываем, что происходит в момент атаки в организме пациента. Разбираем циклы, мысли, эмоции, поведение, ищем причину, которая запускает процесс. Дальнейшая работа основана на том, что в условиях кабинета мы учимся вызывать симптомы: головокружение, сердцебиение, гипервентиляцию. Мы практикуем техники, позволяющие переносить тревогу, которую эти симптомы вызывают. Таким образом, постепенно мы выстраиваем толерантность. Тревога снижается, и в конечном итоге исчезает.

Нехватку воздуха можно вызвать гипервентиляцией – частым поверхностным дыханием. Головокружение – кружением на месте. Сердцебиение – приседаниями или бегом по лестнице. Все упражнения выполняются вместе с терапевтом. Мы проговариваем, что это не опасно, человек понимает это. Когда на сеансе я дышу вместе с пациентом, он видит, что я нормально переношу это состояние. При этом он наблюдает, что происходит с его собственными ощущениями.

Суть панической атаки в том, что она всегда проходит. Страх того, что она начнется, чаще всего и становится триггером для ее старта. Он приносит и другие проблемы, такие как избегание определенных ситуаций или тщательная проверка своего состояния».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Продолжительность курса

КПТ считается краткосрочной терапией, однако длительность курса зависит от многих факторов. Для конкретного запроса, такого как фобия или трудности с засыпанием, необходимо порядка 10 сеансов. Однако этот формат подразумевает решение только одной проблемы. Для нескольких проблем и более сложных состояний курс будет длиться от нескольких месяцев до года. Лечение личностных расстройств потребует еще более продолжительной работы.

Терапия предполагает встречу раз в неделю, в заранее выбранное время. Длительность сессии – 50 минут. Вне сессий клиент выполняет домашнее задание.
У каждой сессии есть структура: повестка дня, проверка домашнего задания, обсуждение конкретных запросов, проработка их, подведение итогов, получение домашнего занятия, обратная связь.

«Сроки всегда индивидуальны и зависят от тяжести состояний. Для панических атак или депрессии – это полгода-год. Для сложных заболеваний или расстройства личности терапия может быть очень длительной. Кроме формы и тяжести заболевания, играют роль способность и желание человека включаться в работу. Есть люди, которые более склонны к рефлексии, им легче дается осознание собственных ментальных процессов. Есть люди, которым это дается тяжелее.

Как и от любой терапии, от КПТ не надо ждать чуда. Вы не сможете измениться за пару месяцев, и даже за полгода. Но вы сможете научиться видеть взаимосвязь между своими мыслями, эмоциями и поведением, а это позволит отсеивать ненужные мысли, изменять реакции, не идти на поводу у своих убеждений, оставленных родителями и окружающим миром, не дать тревоге и страху управлять вашей жизнью».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Доказательная медицина и КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одной из наиболее исследованных методик психотерапии. В 2012 году рабочая группа кафедры психологии Бостонского университета выпустила фундаментальный систематический обзор мета-анализов (1) различных исследований, который на данный момент является самым полным научным материалом на тему эффективности КПТ. На основе 269 документов ученые сделали вывод о крайне высокой эффективности направления в работе с тревожными расстройствами и расстройствами настроения, высокой эффективности при лечении фобий, бессонницы, а также существенной эффективности в снижении уровня стресса на рабочем месте. Полный текст обзора на английском языке можно найти здесь.

1 Мета-анализ – вид анализа данных, в котором результаты ряда рандомизированных клинических исследований объединяются и анализируются как единое крупного исследования. В доказательной медицине мета-анализу присвоен самый высокий, первый уровень доказательности (IA).

Медикаментозная терапия и КПТ

Есть ряд состояний, которые можно вылечить с помощью КПТ без медикаментов: к примеру, генерализованное тревожное расстройство в легкой форме, паническое расстройство, легкие формы ОКР, легкая форма депрессии. Однако при ряде состояний рекомендуется сочетать психотерапию с фармакотерапией. К ним относятся депрессия средней тяжести и тяжелая депрессия.

«Боязнь фармакотерапии достаточно распространена, и я регулярно с ней сталкиваюсь. Могу сказать, что многие страхи необоснованны. Бытует миф, что от антидепрессантов возникает зависимость. Согласно всем исследованиям, ни один антидепрессант не вызывает ни психическую, ни физическую зависимость.

Если вы столкнулись со страхом медикаментозной терапии, обратитесь к квалифицированному врачу, который обладает навыками психотерапии и фармакотерапии. Он проведет врачебную диагностику, сделает вывод, надо ли действительно проводить медикаментозную терапию, и поможет проработать ваш страх с помощью техник КПТ ».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Случаи из практики


«Молодой мужчина обратился за помощью: после расставания с девушкой он страдал от подавленного настроения, тревоги, трудностей с засыпанием, навязчивых мыслей перед сном, потери аппетита. В ходе терапии мы выявили скрытые убеждения, которые порождали эти реакции. Он считал, что если он не смог «удержать» отношения, то это говорит о его ненадежности, если у него не получилось выбрать «адекватного» партнера – это свидетельствует о слабости. Также клиент не мог понять, что нужно именно ему, опирался на представления о том, как «должно быть».

За три месяца работы клиент научился осознавать свои потребности, желания, отслеживать мысли и вступать в полемику с ними. Юноша смог эмоционально дистанцироваться от навязчивых мыслей, фон настроения выровнялся. Он выстроил свой график в соответствии с собственными целями и ценностями, приобрел навыки осознанности».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Что почитать?

«Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники». Мишель Скин, Мэтью Маккей, Патрик Фаннинг

Книга подойдет тем, кто уже проходит терапию, хочет понять основы метода и получить от курса КПТ максимум пользы. Авторы подробно останавливаются на техниках и упражнениях, которые помогают справляться с проявлениями тревоги и симптомами панических атак.

«Когнитивно-поведенческая терапия для чайников». Бранч Рена, Уилсон Роб

Книга от практикующих терапевтов простым языком расскажет о принципах КПТ, основных понятиях и способах работы с различными расстройствами. Помимо практических советов и упражнений, в ней вы найдете множество примеров из практики авторов.

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА КПТ

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка (1874 – 1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания». Учение И.П.Павлова (1849 – 1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 20-х гг) и теория сочетательного рефлекса В.М.Бехтерева (1857 – 1927) так же оказали значительное влияние на формирование “психологии без сознания”. Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон (1878 – 1938), который в 1913г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении

поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S—R). То, что психологи прежде называли «сознанием» так же является поведением, только внутренним и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук). В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, то есть выработка полезных сочетаний стимулов и реакций может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона – маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»).
Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве.

Последователи Уотсона значительно смягчили безапелляционный характер его концепции. Например, Э.Газри (1886 – 1959) ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б.Скиннер (1904 – 1990) разделил классический (пассивный) рефлекс И.П.Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека – восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм.

Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

В начале 30-х гг. прошлого века появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э.Толмен (1886 – 1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний), прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций, наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Толмен так же ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных.

Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо – налево – налево – направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А.Бандуры (род.1925) и Д.Роттера (род.1916).

Читать «Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение» — Братусь Борис Сергеевич — Страница 10

1

2

3

9

10

11

22

Дело, таким образом, не в самой по себе цели (кто же против «реального счастья реального человека»), а в том, во-первых, что под реальным понимается человек, по сути, ущербный, лишенный метафизического измерения и — соответственно счастье его мыслится усеченным, сугубо внешним, материальным, и, во-вторых, в том, что принимается жесткий, безапелляционный, «единственно верный», курс на построение подобного счастья без учета того, сколь сильно сносит к низшему река жизни. Маркс, например, когда-то решительно утверждал, что «упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Опыт нашей страны показал обратное: упразднение духовных устремлений, христианских идеалов привело к иллюзорному счастью — и земля не родит, и нравственность гибнет, и наука из необходимого подспорья становится опасной и античеловечной. То, что предлагал Маркс, на деле есть не действительный, а иллюзорный реализм. Ориентация на недостижимую высоту идеалов христианской культуры есть реальный идеализм, прямо отвечающий не только духу, но и механике живого жизненного движения. И вовсе неслучайно поэтому мы, принеся столько жертв, затратив столько усилий, получили в итоге не «человека реального», сознательно, планомерно (в том числе с помощью марксистской психологии) формируемого, а «человека советского».[25]

Из сказанного можно, в частности, сделать вывод о том, что поставленная обществом (человеком) в качестве конечной сознательная цель общественного (личного) бытия, по сути, обычно невыполнима в первоначальной, задумываемой форме и видимые нами социально-политические (социально-психологические) воплощения есть на деле следствия определенного рода смещений, направление которых очевидно — от высшего к низшему. Цель тем самым не должна быть равной сама себе, но для достижения реального и возможного надо стремиться к идеальному и невозможному.

Если говорить об истории нашей отечественной науки, то названные в книге (равно как и очень многие, оставшиеся за ее пределами, неназванные в ней) особенности марксистского представления о человеке могли быть менее ощущаемыми в области изучения частных психических процессов, но там, где дело касалось высших проявлений, интегративных выводов, проблем сознания и личности, их влияние сразу становилось жестким и императивным. На этом фоне еще более яркими и славными должны казаться достижения психологии советского периода. Они несомненны, но, приглядевшись к ним, нетрудно убедиться, что в большинстве своем они возникли не благодаря, а вопреки «борьбе коммунистической партии». Впрочем, думаю, предыдущие главы уже убедили в этом читателя. Можно только склонить голову перед классиками отечественной психологии, которые в этой ситуации, в этих условиях оставили наследие, которым мы можем по праву гордиться и на которое можем опереться в наших сегодняшних поисках.

2. Западнический путь

Перейдем теперь к другой линии развития психологии, условно названной нами западнической, которая, как уже было отмечено, переживает сейчас наибольший подъем.

Если взглянуть на происшедшее в XX веке с нашей страной глазами отстраненного ученого, то вполне можно воспринять это как некий эксперимент, в котором человек, общество, его институты подверглись длительному воздействию материализма последовательно марксистского толка. Эксперимент отвечал требованиям науки, в нем можно четко выделить варьирование переменных, условий, режимов функционирования испытываемых объектов. Было в нем выполнено требование исключения, вернее, сведения до предельно возможного минимума внешних помех, чуждых влияний. Так, для заслона от внешнего мира и создания особой, изолированной внутрилабораторной обстановки кремлевскими экспериментаторами был воздвигнут «железный занавес», который, среди прочего, перерезал взаимосвязанную мировую науку и, в частности, взаимосвязанную мировую психологию на два качественно иных раздела — западный и советский, капиталистический и социалистический.

Ныне завеса рухнула и мы, естественно, потянулись к общению, которого были лишены десятилетиями, к ассимиляции накопленного за это время Западом опыта. Но прежде чем проигрывать и повторять чужие ходы, необходимо проанализировать их суть, увидеть не только внешние моменты и успехи, но те глубинные уроки и предостережения, которые вытекают из отнюдь не простого и тоже во многом драматического западного пути или — если продолжить аналогию — западного эксперимента развития психологии в различных условиях и режимах функционирования капиталистического мира в XX веке.

Принято выделять три основные школы или — используя термин Абрахама Маслоу — силы в западной психологии XX века: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическую ориентацию. Кратко взглянем на них под углом интересующей нас проблемы человека.

Первая сила — бихевиоризм — имеет достаточно глубокие российские корни. Уже упоминалось в первой главе о журнале В. М. Бехтерева «Объективная психология» (1907–1912), который оказал влияние на формирование бихевиоризма; теория психологии Бехтерева, названная им рефлексологией также, по сути, есть бихевиоризм. Что же касается И. П. Павлова и его исследований, то он рассматривается всеми как признанный предтеча бихевиоризма. В России XX века это направление психологической мысли не получило раскрытия по той же причине, по которой не раскрылись и другие направления — в тридцатые годы свободное развитие психологии было остановлено.

Философским основанием бихевиоризма (или иначе — поведенческой психологии) служил позитивизм, эмпиризм, доведенный до своего логического конца: рассмотрения человека как объекта — такого же, как любой другой объект научного исследования. Приоритет поэтому отдавался только видимым и регистрируемым фактам поведения и попервоначалу все сводилось к формуле «стимул — реакция». Мы можем наблюдать, регистрировать стимул, и затем реакцию на него; все же остальное, все, что происходит в сознании, личности, мотивационной сфере мы наблюдать не можем, это «черный ящик», который объективная наука не должна принимать во внимание.

Правда, таков был лишь первоначальный манифест. В дальнейшем, как обычно, резкость первых заявлений была значительно смягчена, и «сознание» стало возвращаться в поведенческую психологию, но в крайне усеченном и сугубо механистическом виде под названием «промежуточных переменных», т. е. некоторых образований, которые встают на пути между стимулом и реакцией и которые необходимо все же учитывать, чтобы верно прогнозировать реакцию.

Так или иначе, бихевиоризм был и остается последовательным воплощением позитивистских тенденций, установившихся к началу XX века, наиболее прямым следствием упований физиологической психологии. Понятно также, что бихевиоризм есть последовательный материализм, отрицание сакральности и тайны человеческой личности. Человек, — писал Уотсон, — «представляет собой животное, отличающееся словесным поведением».[26] И хотя более позднему последователю бихевиоризма такое определение могло бы показаться излишне резким, общий принцип подхода остался, в основном, неизменным. Образованный мир был, например, шокирован вышедшей в семидесятых годах книгой Б.  Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства», где принципы бихевиоризма были так применены к анализу общества и человека, что понятия свободы, достоинства, ответственности, морали предстали лишь как производные от системы стимулов, «подкрепи-тельных программ» и были оценены, в сущности, как «бесполезная тень в человеческой жизни».

Второй силой — по Маслоу — был психоанализ. Направление также не чуждое истории российской психологии и успешно развивавшееся у нас до 30-х годов. Общий подход был здесь как бы противоположным бихевиористскому. Если последний игнорировал сознание, считал его недоступным научному исследованию, то психоанализ, напротив, принялся за изучение сознания. Если бихевиоризм не отваживался строить какие-либо гипотезы о внутреннем мире личности, то психоанализ стал широко выдвигать такие гипотезы. Если бихевиоризм оперировал лишь объективно регистрируемыми фактами, то психоанализ стал активно вводить новые понятия, термины, умозрительные модели, очень часто не имеющие сколь-нибудь четкой предметной отнесенности и возможности объективной оценки. Начала строиться новая психологическая мифология. И Фрейд, как необыкновенно честный и острый исследователь, сознавал это, В письме к Эйнштейну он писал: «Вам может показаться, будто наша теория — это своего рода мифология и в настоящем случае даже неприятная мифология, но разве каждая наука, в конце концов, не приходит к подобной мифологии? Разве то же самое нельзя сказать о Вашей собственной науке?»

вернуться

25

Надо ли говорить, что речь идет об общих социально-психологических закономерностях, а не о частном выверте или неудаче, имевшей место лишь на территории бывшего Советского Союза. «Советский человек» — явление интернациональное, всемирное, его родовые черты без труда узнавались на Кубе и в Анголе, во Вьетнаме и Польше, в Румынии и Германии (ГДР). Именно изначальная разность религий, рас, народов показывает, насколько объективны, серьезны, принудительны законы формирования Homo soveticus, насколько эти законы перекрывают, перемалывают исходные межкультуральные несовпадения людей, имевших соблазн или несчастье вступить на этот путь.

вернуться

26

Дж. Уотсон. «Психология как наука о поведении». М., 1926. С, 281.

Перейти к описанию Предыдущая страница Следующая страница

Как правильно создать операционное определение

Определение поведения необходимо для эффективного обучения. Способность определять поведение помогает сделать процесс обучения более успешным.

Под поведением обычно понимают то, что кто-то делает. Поведение включает в себя то, что человек делает, что можно наблюдать и измерить. Обычно поведение определяется путем определения того, какие действия продемонстрировал человек или какие действия, по решению учителя, должен начать демонстрировать человек.

Поведение обычно не определяется путем обсуждения причин, лежащих в основе поведения. Поведение не определяется определением мотивации, мыслей или чувств человека в отношении какого-либо действия.

Кстати, в терапевтической или образовательной среде есть место для того, чтобы обратиться к так называемым «личным событиям», которые связаны с тем, что происходит в теле или разуме человека.

Однако в целях определения поведения мы хотим быть осторожными с тем, как мы обсуждаем личные события, а также с тем, как мы определяем эту часть человеческого опыта.

Согласно Бикарду, Бикарду и Центру IRIS, определение поведения важно по многим причинам, включая следующие: поведение.

  • Когда и как часто возникает поведение, более точно документируется, когда поведение определено.
  • Определяя поведение, вы можете оптимизировать доступные услуги и поддержку.
  • Определение поведения помогает учителю сосредоточиться на взаимодействии между окружающей средой и учащимся, а не позволяет возлагать вину на что-то еще, например, на мнение или суждение о потенциальном врожденном недостатке учащегося.
  • Когда поведение определено, легче заставить других помочь учащемуся работать над достижением целей, поскольку другой учитель может лучше понять, что от него ожидается.
  • Определение поведения позволяет улучшить план вмешательства.
  • Мониторинг прогресса и выявление истинных и значимых изменений можно осуществить, когда поведение определено.
  • Написание планов вмешательства, оценка функционального поведения и общение с другими людьми поддерживаются, если поведение правильно определено.
  • Для определения поведения разрабатывается объективная и измеримая фраза.

    При определении поведения важно убедиться, что вы определяете поведение в наблюдаемых терминах. Например, родитель, который пытается помочь своему ребенку «быть более уважительным», не должен определять целевое поведение как «Мой ребенок будет более уважительным», потому что термин «уважительный» не поддается наблюдению (пока вы не уточните, что значит уважительный).

    Лучшее определение было бы таким: «Мой ребенок скажет «да, мама» и начнет выполнять задание в течение 30 секунд после того, как его попросят убраться в комнате».

    Рабочее определение улучшается при использовании измеримых терминов. Это относится к определению того, как следует измерять поведение. Например, измеряете ли вы, как часто в течение дня происходит то или иное поведение?

    Измеряемые термины включают измерение оцениваемого поведения. Примеры включают:

    • частота — сколько раз возникало поведение
    • скорость — сколько раз за заданный период поведение возникало
    • продолжительность — как долго происходило поведение поведение
    • величина – интенсивность поведения

    Настоятельно рекомендуется, чтобы при выявлении и определении поведения, которое вы (или другое значимое лицо) хотели бы видеть в учащемся меньше, вы также определяли и определяли замещающее поведение.

    Правильно определенное поведение должно быть ясным и кратким. Она должна быть наблюдаемой и измеримой. Несколько человек должны иметь возможность наблюдать и измерять одно и то же.

    Постарайтесь дать как можно более конкретное определение. Это позволяет вам помочь учащемуся добиться прогресса более легко. Когда цели слишком велики или слишком широки, вам (или кому-то другому) может быть труднее контролировать поведение, а ученику становится сложнее добиваться последовательного прогресса.

    Поведение также должно быть определено в положительном ключе. Это означает, что поведение должно определяться указанием того, что должно произойти, а не просто указанием того, чего НЕ должно происходить.

    Вот пример одного из подходов к определению поведения, предложенного Bicard, Bicard и IRIS Center:

    • Целевое поведение Учащийся не обращает внимания в классе.
    • Оперативное определение целевого поведения Ученик осматривает комнату, смотрит на свою парту или смотрит на другого ученика.
    • Замещающее поведение Ученик будет внимателен в классе.
    • Рабочее определение замещающего поведения Учащийся садится на свое место и устанавливает зрительный контакт с учителем, устно отвечая на вопросы учителя.

    Существует несколько различных подходов к определению поведения. Приведенный выше пример является лишь одним из возможных способов определения поведения.

    Другим способом определения поведения может быть определение продукта целевого поведения. Например, вместо фактического наблюдения за поведением постоянный продукт поведения относится к тому, что происходит в результате поведения. Примером этого является то, что «ребенок выполнит одну полную математическую работу» или «ребенок выполнит рутинную работу по уходу за чистой посудой».

    Когда вы определяете поведение или создаете рабочее определение, вы должны визуализировать, как выглядит поведение. Не вставляйте свое мнение и не используйте субъективные слова, такие как «ученик груб» или «ученик ведет себя непокорно».

    Определение поведения может быть сложной задачей, но если вы воспользуетесь советами, описанными в этой статье, вы сможете больше узнать о преимуществах определения поведения, а также о том, как создавать рабочие определения, которые в конечном итоге помогут учителю обучать и помогать учащемуся. учиться.

    Бикард, С. К., Бикард, Д. Ф., и Центр IRIS. (2012). Определение поведения. Получено [день месяца, год] с сайта http://iris.peabody.vanderbilt. edu/case_studies/ ICS-015.pdf

    Четкое определение поведения – Мастер ABA

    Высшее в азбуке прикладного анализа поведения обозначает поведение. Это может быть любое поведение, о котором нам интересно узнать больше. При работе с детьми с аутизмом особенно важно четко определить поведение, на которое вы ориентируетесь. Вы можете сделать это с помощью 3 шагов:

    • Определите, нужно ли вам топографическое или функциональное определение.
    • Опишите поведение.
    • Следуйте своему описанию с примерами и не примерами, чтобы внести ясность.

    Точное и четкое определение поведения является ключевым компонентом функциональной оценки поведения. Хотя мы часто рассматриваем поведение, которое хотим уменьшить, мы также можем смотреть на поведение, которое должно увеличиться, во многом таким же образом.

    Related Posts

    Определение поведения

    Чтобы действительно понять поведение, мы должны сначала дать ему определение. В прикладном анализе поведения (ABA) мы используем операционные определения для определения поведения. Операционное определение описывает поведение таким образом, чтобы оно было наблюдаемым и измеримым. Он написан таким образом, чтобы любой, кто читает определение, мог легко определить, происходит ли такое поведение или нет. Это ясно и предлагает как примеры, так и не примеры.

    При создании рабочего определения профессионал избегает использования языка, который выносит суждения или делает предположения. Избегайте языка, который обсуждает, что ребенок чувствует, когда участвует в поведении. Описывайте только то, что видно наблюдателю.

    Определение поведения на этом уровне уменьшает путаницу и обеспечивает точный сбор данных. Это особенно важно, если данные о поведении будут собирать несколько человек.

    Топографические определения

    Топографические определения описывают, как выглядит поведение. Эти типы определений идентифицируют поведение, включая наблюдаемые действия.

    1. Бег можно определить как: Быстрое передвижение за счет движения ног в темпе, превышающем обычную скорость ходьбы.
    2. Агрессия может быть определена как: Любой случай силового контакта достаточной силы, чтобы оставить след или сделать звук слышимым.

    Приведенные выше определения описывают, как выглядит поведение, но достаточны ли они для того, чтобы любой, кто читает определение, знал, имеет место поведение или нет? Остаются некоторые вопросы:

    1. Какое расстояние должен пройти человек, чтобы это считалось бегом?
    2. На каком расстоянии должен стоять человек, чтобы слышать звук?

    Вы можете дополнительно уточнить определения:

    1. Бег : Быстрое движение за счет движения ног в темпе, который превышает нормальную скорость ходьбы по крайней мере на 5 шагов .
    2. Агрессия : Любой случай силового контакта с достаточной силой, чтобы оставить след или издать звук , слышимый на расстоянии 3 фута .

    Это лучше, но они по-прежнему нуждаются в уточнении для обеспечения точности сбора данных:

    1. Имеет ли значение, в каком направлении движется человек?
    2. Должен ли быть умысел в действии?

    Следующие определения отвечают на поставленные выше вопросы:

    1. Бег : Быстрое движение по траектории вперед за счет движения ног в темпе, который превышает нормальную скорость ходьбы, по крайней мере, на 5 шагов.
    2. Агрессия : Любой случай  преднамеренного силового контакта с достаточной силой, чтобы оставить след или издать звук, слышимый на расстоянии 3 футов. (*примечание: можно возразить, что невозможно судить о том, было ли поведение преднамеренным или нет)

    Добавление примеров

    Наконец, примеры и не примеры определяют, что считается проявлением поведения, а что нет:

    Бег : темп, превышающий обычную скорость ходьбы как минимум на 5 шагов.

    Примеры:

    • Быстрое перемещение по внутренней игровой площадке, чтобы добраться до качелей раньше другого ребенка, со скоростью, превышающей нормальную скорость ходьбы.
    • Быстрое движение по коридору к входной двери со скоростью, превышающей обычную скорость ходьбы.

    Непримеры включают:

    • Быстрое движение в сторону от движущегося автомобиля на стоянке.
    • Быстрое перемещение на 3 шага, чтобы сесть за стол, когда это указано.
    • Быстрое перемещение по тренажерному залу во время бега является частью направленной деятельности.
    Агрессия :

    Любой случай преднамеренного силового контакта достаточной силы, чтобы оставить след или издать звук, слышимый на расстоянии 3 футов.

    Примеры включают:

    • Удар по голой руке взрослого человека открытой ладонью или сжатым кулаком с силой, достаточной для того, чтобы звук был слышен на расстоянии 3 футов.
    • Удар ногой сверстника по ноге с силой, достаточной для того, чтобы оставить красный след на коже сверстника.
    • Укус другого человека с достаточной силой, чтобы оставить след на коже.

    Непримеры включают:

    • Контакт со сверстником на руке таким образом, что не остается следов и звук не слышен.
    • Падение на сверстника, в результате чего на коже сверстника остается красная отметина.

    Примеры дают представление о том, как выглядит поведение. Непримеры предлагают ситуации, когда может показаться, что ребенок вовлечен в поведение, но вы по какой-то причине не хотите собирать эти данные. В случае агрессии вас больше всего может интересовать потенциально опасное поведение, а не неуместный контакт ребенка с другими. Таким образом, вы делаете различие относительно уровня силы, которую использует ребенок.

    Когда использовать топографическое определение

    Топографическое определение следует использовать, когда:

    • У вас нет надежной информации о функции определенного поведения
    • Поведение не оказывает последовательного воздействия на окружающую среду
    • Другие события оказывают аналогичное воздействие на окружающую среду

    Функциональные определения

    Функциональное определение определяет класс реакций поведения по их общему влиянию на окружающую среду (функции). Вы используете эту форму операционного определения для описания группы поведений, выполняющих одну и ту же функцию. Вот несколько примеров.

    Поведение избегания :

    Любой случай, когда ребенок в ответ на требование физически удаляется из ситуации более чем на 20 секунд.

    Примеры включают:

    • Плюхнуться на землю и оставаться там более 20 секунд, когда велят выстроиться в очередь на обед.
    • Сбежать (отойти на расстояние более 5 футов от руководящего персонала), когда ему приказали сесть за стол для работы.

    Непримеры включают:

    • Устный протест во время желаемого действия.
    • Плюхнуться на землю и встать в течение 15 секунд после требования построиться.
    Стереотипное поведение :

    Любой случай, когда ребенок проявляет поведение, которое приводит к сенсорному опыту посредством физического движения его тела в пространстве в течение более 10 секунд.

    Примеры:

    • Хлопает руками, когда слышит «Грести, гребите, гребите на лодке».
    • Раскачивается взад-вперед и затыкает уши, когда громкость в столовой достигает уровня выше разговорных тонов.

    Непримеры включают:

    • Хлопает в ладоши, подражая своим сверстникам во время круга.
    • Раскачивание вперед-назад во время танцев на уроке физкультуры.

    Функциональные определения могут потребовать больше примеров и не примеров, поскольку они включают целый класс поведений. Примеры предоставляют форму (как выглядит поведение).

    Когда использовать функциональное определение

    Функциональное определение следует использовать, когда:

    • Функция охватывает все соответствующие формы класса ответа
    • Функция поведения — это то, что является наиболее важным
    • Вам требуется простой, краткое определение

    Ключевые моменты, которые следует помнить

    • Не используйте слово, которое вы определяете, в своем определении (т. е. определяя рывок как: рывок вперед или в сторону)
    • Попросите кого-нибудь еще прочитать определение и задать уточняющие вопросы
    • При возникновении ошибок при сборе данных уточните свое определение
    • Включите столько примеров и не примеров, сколько необходимо для обеспечения ясности
    • Любой, кто читает определение, должен уметь чтобы сразу сказать, имело ли место поведение или нет

    Написание операционных определений требует некоторой практики. Запомните эти шаги и продолжайте уточнять определение, если оно непонятно всем, кто работает с ребенком:

    • Определите, нужно ли вам топографическое или функциональное определение.
    • Опишите поведение.
    • Добавьте к описанию примеры и не примеры, чтобы внести ясность.

    Примеры рабочих определений: 3 ключевых компонента

    Прикладной анализ поведения (ABA) требует тщательного сбора и оценки данных для обоснования решений о лечении. Операционные определения обеспечивают согласованность данных, поскольку эти определения не вызывают путаницы в отношении того, имело ли место поведение. Научиться писать такие типы определений часто кажется пугающим для профессионалов, только начинающих работать в этой области.

    Несмотря на то, что они требуют некоторой практики для эффективного написания, рабочие определения являются ключевым компонентом при написании плана вмешательства в поведение (BIP) или при сборе данных о конкретном поведении. Операционные определения позволяют вам передать либо то, как выглядит поведение (топография), либо то, какую функцию выполняет поведение, обеспечивая достаточное количество деталей для ясности. Потратьте время, чтобы попрактиковаться и отточить, как вы пишете свои рабочие определения!

    Прежде чем продолжить, узнайте подробности о том, как писать операционные определения, в нашем БЕСПЛАТНОМ курсе: Написание операционных определений. Каждое определение следует установленному шаблону, и курс предоставит вам эту структуру. В ходе курса есть возможность попрактиковаться в оперативном определении поведения (щелкните изображение ниже).

    Щелкните изображение, чтобы узнать больше о бесплатном курсе!

    Вы также можете скачать PDF-файл с этими примерами.

    Sample Operational DefinitionsDownload

    Рабочее определение агрессии

    Агрессия обычно направлена ​​на снижение поведения, но ее трудно определить объективно, поскольку на самом деле нас интересует ее влияние на другого человека, и оно часто включает в себя множество различных моделей поведения. Многие дети проявляют несколько различных типов агрессивного поведения, включая удары, пинки, укусы и многое другое. Если ваше определение включает более одного из этих типов поведения, убедитесь, что каждое из них также четко определено.

    При определении агрессии многие пытаются дать как можно более широкое определение, включающее попытки агрессии и умеренное агрессивное поведение. Вместо этого рассмотрите возможность нацеливания на поведение, которое представляет наиболее неизбежный риск причинения вреда. По мере того, как такое поведение будет уменьшаться, вы можете нацелиться на «неуместный физический контакт», чтобы устранить поведение с низким уровнем риска.

    Определение агрессии может потребовать от вашего интервенциониста большей подготовки, чем другие определения. Многие люди считают, что они уже знают, что такое агрессия, и используют свое собственное определение, а не полагаются на ваше. Четко объясните своему интервенционисту порог агрессии. Если они хотят включить попытки или легкие удары, заверите их, что вы будете нацеливаться на это поведение, как только у вас появится представление о масштабах действительно опасного поведения.

    Вот пример:

    Агрессия : Любой случай, когда Ричард вступает в физический контакт с другим человеком, используя свое тело или предмет с достаточной силой, чтобы вызвать слышимый звук и/или оставить видимый след на коже.

    Примеры включают:

    • Кусание – контакт зубов с любой частью кожи, сжатие и оставление следа человек
    • Удар ногой – использование ступни/ступни или ноги/ноги для контакта с другим человеком
    • Метание предметов – любой случай, когда он бросает предметы, не предназначенные для бросания с достаточной силой, чтобы этот предмет вошел в физический контакт с телом другого человека издавать звук при контакте (но не при соприкосновении предмета с полом) и/или оставляя след на коже человека

    Непримеры Включают:

    • Дай пять
    • Объятие
    • Общие социальные физические взаимодействия
    • Слюна, выделяющаяся изо рта в результате разговора или крика

    Рабочие определения самоагрессивного поведения способы.

    Основное отличие заключается в цели. Ребенок наносит вред себе, а не другому человеку. Как и в случае с агрессией, СИБ может охватывать множество различных топографий поведения, которые могут затруднить определение.

    При написании определения определите, насколько конкретным или широким оно должно быть в зависимости от навыков персонала, ваших планов вмешательства или других факторов. Если вы включаете несколько топографий поведения, рассмотрите возможность включения отдельных определений для топографий, как в приведенном выше примере с агрессией.

    В следующем определении приведены примеры каждой топографии для обеспечения ясности:

    Самоповреждающее поведение: любой случай, в котором Лиам совершает любое из следующих действий: удары себя, ущипывание себя, удары головой о поверхность, шлепки или укусы себя с достаточной заставить издать звук и/или оставить след.

    Примеры включают:

    • Удар передней или затылочной частью о твердую поверхность.
    • Удар руками по голове.
    • Защемление ног, рук или щек большим и указательным пальцами.
    • Укусы за руку, руку или ногу путем размещения зубов на коже и сдавливания с достаточной силой, чтобы оставить след.

    Непримеры Включают:

    • Удар головой о землю при падении на пол.
    • Удар открытой ладонью по столу или твердой поверхности.

    В качестве альтернативы вы можете определить только одну топографию SIB, если ребенок не склонен к множественной топографии или если вы планируете рассматривать разные топографии отдельно.

    Вот пример:

    Укус руки: любой случай, когда зубы вступают в контакт с любой частью руки с достаточной силой, чтобы оставить след.

    Примеры включают:

    • Прикусывание руки между большим и указательным пальцами с достаточной силой, чтобы оставить красный след.
    • Укус руки ниже сустава большого пальца с достаточной силой, чтобы оставить следы от зубов.

    Непримеры Включают:

    • Положить палец в рот, не оставив следов.
    • Положить ладонь в рот, не оставляя следов.

    Рабочие определения несоответствия

    Несоответствие — еще одно распространенное поведение, которое сложно определить. В ABA это на самом деле не считается поведением, потому что оно не проходит тест на мертвеца. Тест мертвеца утверждает, что если мертвец может это сделать, то это не поведение. Может ли покойник не выполнить указание? Конечно. Несоблюдение — это не поведение.

    Тем не менее, на практике вы можете оказаться в ситуациях, когда разумно использовать это как поведение для сокращения. Возможно, вам будет легче определить это как поведение, если вы назовете его «отказом», даже если ребенок не протестует активно, когда ему предъявляют требования.

    Вот пример определения такого неповедения:

    Несоблюдение : Любой случай, когда Алекс физически и/или словесно отказывается выполнять инструкции или выполнять задание.

    Примеры:

    • Алекс смахивает материалы со стола, когда ему предлагают выполнить задание.
    • Алекс отказывается завершить переход по приказу (может или не может плюхнуться на пол).
    • Алекс не двигается, чтобы начать задание/выполнить инструкцию в течение 30 секунд после запроса.

    Непримеры Включают:

    • Алекс участвует в ответе, который соответствует поставленной инструкции.

    Начало: 30 секунд после появления

    Смещение: начало выполнения директивы

    *Обратите внимание, что начало и смещение были включены в это определение, поскольку это «поведение», которое не имеет четкого начала и конца, поэтому, вероятно, будет записано с использованием продолжительности запись.

    Альтернативой попыткам определить поведение, которое на самом деле таковым не является, является увеличение противоположности этому поведению. Вот что я имею в виду: целевое соответствие требованиям взрослых к прибавке.

    Вот как это может выглядеть:

    Соответствие : Любой случай, когда Алекс следует инструкции или выполняет задание по указанию взрослого в течение 30 секунд.

    Примеры:

    • Алекс завершает переход в течение 30 секунд после того, как взрослый попросил его сделать это.
    • Алекс совершает действия, указанные взрослым.

    Непримеры Включают:

    • Алексу требуется больше 30 секунд, чтобы начать выполнение задачи после получения указаний от взрослого.
    • Алекс начинает переход по указанию сделать это, но проваливается, сделав всего 5 шагов.

    Рабочее определение флоппинга

    Флоппинг выглядит по-разному для многих детей, и это определение должно отражать то, что является общим для вашего клиента. Кроме того, вам следует подумать, хотите ли вы включить аспекты, которые менее характерны для вашего клиента. Например, если ваш клиент обычно падает на пол на спину, исключаете ли вы все другие топографии? Как должен реагировать персонал, если он упадет на колени или на живот?

    Убедитесь, что вы целенаправленно включаете или исключаете каждую топографию, основываясь на своем желании ограничить или расширить определение. Это должно отражать ваш план в том, как вы хотите, чтобы ваши специалисты по вмешательству собирали данные и реализовывали план вмешательства в поведение.

    Взгляните на этот пример:

    Плюхание : Любой случай, когда тело Джулиана обмякает, в результате чего его тело стоит на коленях или лежит на полу.

    Примеры включают:

    • Упал на колени во время прогулки по коридору.
    • Переход из положения стоя в положение лежа на полу по указанию взрослого.

    Непримеры Включают:

    • Лежит на полу в машинном отделении во время игры, в которую он играет.
    • Стоя на коленях на коврике во время круга.

    Рабочее определение побега

    Побег — это поведение, которое вы можете определить либо как дискретное событие, либо как продолжительность. Если ребенок сбегает и часто не возвращается в указанное место, вы можете записать, как долго ребенок остается вдали от того места, где он должен быть. Если взрослый постоянно следует за ребенком, чтобы направить его обратно, то может иметь смысл записывать частоту или скорость поведения.

    Вот пример:

    Побег: любой случай, когда Боуи отходит от взрослых более чем на 5 футов, находясь снаружи или внутри без разрешения.

    Примеры включают:

    • Пересечение комнаты, когда вам велено пройти к столу.
    • Идем по коридору к большой палате клиники, когда вас просят пойти в ванную.

    Непримеры Включают:

    • Пройти через комнату, чтобы взять игрушку с полки во время выбора.
    • Бег по кругу вокруг строения в машинном отделении в выбранное время.

    Рабочее определение истерики

    Истерики распространены среди детей младшего возраста, хотя их может быть трудно определить, поскольку, подобно агрессии и СИБ, они включают в себя несколько видов поведения в одном. Каждый раз, когда вы определяете поведение, которое охватывает более одного поведения, учитывайте необходимость определения каждого поведения отдельно.

    Определение этих вариантов поведения может стать громоздким и запутанным. Если вы записываете данные о поведении в групповом поведении, это поведение также не следует записывать по отдельности. Это может исказить данные, создав впечатление, что поведение происходит чаще, чем на самом деле.

    Взгляните на это определение:

    Истерика: любой случай, в котором Петра одновременно демонстрирует 2 или более из следующих действий: плач (вокалы громче обычного голоса, продолжающиеся более 3 секунд со слезами), метание (движущиеся предметы, не предназначенные для отбрасывания в пространстве дальше 3 футов), удары об пол (использование любой части тела или предмета для контакта с полом с достаточной силой, чтобы издать звук), крик (вокалы громче, чем при обычной речи). голос продолжительностью более 3 секунд без слез), удары (сильный физический контакт с использованием одной или обеих рук с другим человеком с силой, достаточной для того, чтобы издать звук или оставить след) и/или плюхнуться (обмякнуть, в результате чего тело стоя на коленях или лежа на полу).

    Примеры:

    • Плачет и бьется в ответ на требование перехода.
    • Кричать и швырять материалы на пол, когда дается задание.

    Непримеры Включают:

    • Плачет и лежит на полу в ответ на травму.
    • Топает ногами и бросает мяч в комнату для крупной моторики как часть игры.

    Рабочее определение плача/крика

    Многие дети плачут по разным причинам, и вмешательство может не потребоваться. Однако некоторые дети могут чрезмерно плакать или сочетать плач с криком. При определении поведения, которое подходит либо для развития, либо часто для контекста, рассмотрите возможность включения параметров, позволяющих исключить эти экземпляры из определения.

    Вот пример, но вам может потребоваться исключить более широкий диапазон контекстуально подходящего плача в зависимости от вашей конкретной ситуации:

    Плач/крик : Любой случай, когда Кристофер издает звуки громче, чем это используется для более длительного общения. чем 3 секунды, в течение которых он может плакать или не плакать.

    Примеры:

    • Громкая вокализация, сопровождаемая слезами, когда предъявляется задание.
    • Громкие звуки, не сопровождаемые слезами, когда ему сказали, что он не может получить iPad.

    Непримеры Включают:

    • Смех/хихиканье.
    • Плачет из-за того, что причинил себе боль.

    Начало: 30 секунд возникновения

    Смещение: 30 секунд отсутствия

    поэтому, вероятно, будет записано с использованием записи продолжительности.

    Рабочее определение ругани

    Практически общепризнано, что маленькие дети не должны ругаться, но какие слова составляют ругательство? При определении этого поведения вы должны четко понимать, какие слова включены или исключены из определения. Это может варьироваться в зависимости от контекста, но это может сбить с толку интервенциониста. Вы должны сделать определение подходящим для самых строгих условий.

    Со временем вы сможете настроить поведение на разных уровнях для разных контекстов в зависимости от способности ребенка различать контексты. Это потребует четких указаний как для ребенка, так и для интервенциониста.

    Вот пример:

    Нецензурная брань: Любой случай, когда Джек использует язык, неподходящий для определенной среды.

    Примеры:

    • Нецензурная брань (говоря «ш..» или «фу..») в палате клиники или коридоре.
    • Нецензурная брань (говоря «ш..» или «фу..») в общественном месте, например, в библиотеке или магазине Walmart.

    Непримеры:

    • Произнесение слов, не одобряемых сотрудниками, не включенных в указанный список.
    • Произнесение вариантов слов, включенных в список (т. е. «стрелять», «выдумывать», «штопать» и т. д.).

    Рабочее определение метания

    Метание может показаться простым, но в какой момент поведение переходит от «толкания» или «перемещения» объекта к фактическому «бросанию»? Убедитесь, что это четко указано в вашем определении. Будет ли перемещение объекта по столу частью вашего определения? В какой момент поведение становится проблематичным и соответствует вашим критериям вмешательства?

    Посмотрите на этот пример:

    Метание: Любой случай, когда Джуниор перемещает предметы, не предназначенные для метания, в пространство дальше, чем на один фут, используя любую часть своего тела.

    Примеры:

    • Сталкивание предметов с полки или стола.
    • Метание маркера дальше одного фута.
    • Удар ногой по ведру, в результате чего предметы из ведра падают на пол.
    • Удерживая головоломку вверх ногами, когда вы стоите, ее части падают на пол.

    Непримеры Включают:

    • Переворачивание головоломки-вкладыша вверх ногами над столом до завершения головоломки, в результате чего одна или несколько частей падают на пол.
    • Удар ногой или бросок мяча в пространство для крупной моторики.

    Оперативные определения поведения

    Четкие рабочие определения обеспечивают точный сбор данных и осуществление вмешательств. Когда интервенционисты просят разъяснений или допускают ошибки, уточняйте свои определения, чтобы они были более четкими, включая больше примеров и не примеров или добавляя больше деталей. Ваши определения не должны оставлять вопросов о том, происходит ли поведение в любой данный момент или нет.

    Станьте мастером ABA!

    Наше членство предоставляет доступ к обучению, которое включает не только определение поведения, но и многие другие навыки, необходимые профессионалам ABA. Присоединяйтесь к нам!

    Стратегия поведения: Уважительное перенаправление | Понятно

    Уважительное перенаправление — это быстрая и своевременная стратегия предоставления корректирующей обратной связи учащимся. Вы привлекаете внимание своих учеников, не придавая этому особого значения, используя спокойный тон, нейтральный язык тела и четкие, лаконичные формулировки.

    Вы сообщаете учащимся, что именно они делают неправильно и что им следует делать вместо этого, используя как можно меньше слов, чтобы не оставалось места для путаницы. (Если в вашей школе используется структура PBIS, вы можете услышать эту стратегию под названием «исправление ошибок».)

    Смотреть: см. уважительное перенаправление в действии

    Посмотрите это видео из

    Responsive Classroom

    , чтобы увидеть, как один учитель использует почтительное перенаправление со всем ее классом.

    Прочтите: Как использовать эту стратегию

    Цель: Учащиеся будут вести себя в соответствии с ожиданиями в классе или вернуться к заданию после четкого, спокойного, краткого и немедленного уважительного перенаправления.

    Уровни обучения (со стандартами): K–12 (Основные компетенции CASEL SEL: самоуправление, навыки взаимоотношений, ответственное принятие решений)0015 Физические лица

    Как подготовиться:

    Определить ожидания. Прежде чем вы сможете начать использовать уважительное перенаправление, убедитесь, что ваши ученики знают, что от них ожидается в вашем классе. Эти ожидания должны быть разумными, соответствовать возрасту и культурным особенностям. Хорошее знание своих учеников поможет вам создать ожидания, учитывающие культурные различия и жизненный опыт. Регулярно делитесь ожиданиями и просматривайте их в рамках формирования культуры вашего класса.

    Приведите примеры. Обязательно приведите как примеры, так и не примеры правил. Если вы ожидаете, что учащиеся будут использовать «уважительные слова и язык тела», они должны знать, что это делает и как не выглядит в вашем классе. Для того, чтобы уважительное перенаправление стало эффективной стратегией, необходимо сформировать четкое и общее понимание ожиданий.

    Как преподавать:

    Если учащийся не следует ожиданиям в классе, сразу же решите, нужно ли вам вмешиваться. Спросите себя: О чем сообщает такое поведение? Мешает ли это обучению учащегося или обучению других?

    Кроме того, когда вы решаете, стоит ли вмешиваться, помните, что некоторые учащиеся могут выглядеть не в своей тарелке, когда они делают то, что на самом деле не дает им сосредоточиться на задании. Например, учащиеся, которые встают или ерзают за партами, могут выглядеть не в своей тарелке. Но для учащихся с СДВГ движение может быть стратегией, помогающей сконцентрироваться.

    Если вы решите, что вам нужно использовать уважительное перенаправление, выполните шаги из примера ниже.

    Сценарий: Джош изо всех сил пытается добиться признания своих идей во время групповой работы и постоянно перебивает другого ученика.

    Что нужно сделать Что сказать

    1. Решите проблему как можно быстрее. Если вы перенаправляете только одного студента, сделайте все возможное, чтобы поговорить наедине.

    Подойдите к Джошу и тихо и спокойно скажите: «Джош, я могу сказать, что ты действительно хочешь поделиться своими идеями, но ты говорил, пока говорила Лорел».

    2. Опишите, что ученик должен делать вместо этого, ссылаясь на ваши ожидания в классе.

    Укажите на иллюстрацию ожиданий в классе и скажите: «В этом классе мы по очереди говорим во время обсуждений. В следующий раз, когда у вас появится идея, которой вы хотите поделиться с группой, подождите, пока говорящий остановится, а затем поделитесь своей идеей».

    3. Объясните, почему альтернативное поведение является лучшим вариантом.

    «Людям легче слушать, когда говорит один человек».

    4. Попросите учащегося продемонстрировать понимание, либо сразу попрактиковавшись, либо рассказав вам, как он будет делать это в будущем.

    «Джош, в следующий раз, когда ты захочешь поделиться своей идеей, когда кто-то говорит, что ты можешь сделать?»

    5. Когда учащийся последует вашему перенаправлению, дайте обратную связь и поощрение.

    «Джош, то, как ты ждал, чтобы говорить, пока Лорел не закончила говорить, позволило всем в твоей группе слушать и делиться своими идеями. Отличная работа.»

    Поймите: почему уважительное перенаправление работает

    Уважительное перенаправление — это не просто указание учащимся сосредоточиться на том, что они должны делать. Тоже про как вы говорите. Исследования показывают, что этот тип краткой, последовательной, систематической коррекции с обратной связью оказывает положительное влияние на поведение учащихся. То, как вы разговариваете со студентами — тон, который вы используете, слова, которые вы выбираете, и то, как много вы говорите, — влияет на то, как они реагируют на вас.

    Студенты, которые учатся и думают по-другому, особенно выигрывают от этой стратегии. Исследования показывают, что у учащихся с СДВГ отсроченная обратная связь с меньшей вероятностью приведет к положительным изменениям в поведении. Немедленное перенаправление помогает учащимся распознавать причину и следствие.

    Кроме того, учащиеся, которые учатся и думают по-другому, имеют негативный опыт в школе чаще, чем их одноклассники. Видеть, как учителя последовательно применяют правила для 90 739 всех 90 740 учащихся — не только для тех, у кого часто возникают проблемы с их соблюдением — может быть для них облегчением.

    В качестве предсказуемой схемы уважительное перенаправление может быть утешительным для учащихся, особенно для тех, кто пережил травму. Одним из элементов сильного обучения с учетом травм является безопасное сообщество. Распорядок и предсказуемость помогают построить доверие, позволяя учащимся чувствовать себя в безопасности. Они знают, как работает процесс и свою роль в нем.

    При успешном выполнении уважительное перенаправление может устранить необходимость в дальнейшем вмешательстве. Разговор с учащимися в позитивной, спокойной манере, давая конкретную обратную связь, дает им возможность вернуться к заданию, не нуждаясь в дополнительной информации.

    Уважительное перенаправление может работать и дома. Контракты о совместном поведении семьи могут использовать, чтобы помочь своим детям научиться заменять неприемлемое поведение более подходящим.