Арт терапия для женщин – — , 腻. , — .

как стать счастливее прямо сейчас / Все для женщины

В суровых условиях мрачной осени очень тяжело оставаться счастливым и радоваться каждому дню. А так как негативные эмоции не принесут ничего хорошего, почему бы слегка не поработать над своим настроением?
Можно пойти по длинным и извилистым дорогам шоппинга, вызвонить всех своих друзей, хоть пойти к психологу. А можно применить лёгкую и эффективную систему арт-терапии и сразу почувствовать, как вам становится лучше. Бумага, набор цветных карандашей, возможно пару старых журналов и ножницы — всё это может сделать вас счастливее буквально за пару вечеров. Как? 10 упражнений арт-терапии вам в помощь.
Нарисуйте свои эмоции/чувства/стресс Всё зависит от причины, из-за которой вы взялись за карандаши. Это может быть безответная любовь, осенняя депрессия, неудачи на работе… Просто расслабьтесь и рисуйте, не думая о результате. Рисуйте, рисуйте, и вы сами не заметите как тревожащие эмоции вас покидают. А в результате может получиться ещё и интересное произведение искусства.

Рисование в темноте
Доказано, что если мы не видим того, что рисуем, то мы и не испытываем этой постоянной блокировки наших творческих способностей и неуверенности в себе. Сосредоточьтесь на результате, включите фантазию и выключите свет… Результаты могут приятно удивить!

Нарисуйте открытку, которую не подарите
Боязнь общественного мнения — еще одна проблема, которая мешает искусству улучшить ваше настроение. Помните, как вы в детстве рисовали поздравительные открытки для мамы? Это почти то же самое, только открытка может быть посвящена кому угодно и после этого спрятана далеко-далеко. У некоторых это превращается в целое письмо, в котором намного легче высказать всё, что не получается вживую.

Коллаж
Создание вдохновляющего постера и коллажа из старых журналов успокаивает на раз-два-три. Есть что-то умиротворяющее в металлическом звуке ножниц, способности создать что-то интересное без ничего. К тому же при создании коллажа вы совсем можете не волноваться об отсутствии художественных способностей. Красиво получится по-любому.

Нарисуйте музыку
Включите вашу любимую песню и начните её рисовать. Для наибольшего эффекта можно взять только те цвета, которые вас больше всего успокаивают, любимые цветовые сочетания или оттенки, которые ассоциируются с чем-то ну очень хорошим. Расслабьтесь, наслаждайтесь музыкой и позвольте своему воображению взять над сознанием верх.

Нарисуйте автопортрет
Нарисуйте себя так, как видите или хотите видеть. Не думайте о схожести или как лучше нарисовать губы, это вполне может быть и абстракция, и пара цветных квадратов. Не бойтесь дополнять свои творения любимыми цитатами, фразами, которые для вас что-то значат, чем угодно. В арт-терапии нет массы правил: просто делайте то, что делает вас счастливым.

Используйте фотографии
Искусство фотографии тоже способно творить с вами чудеса: стоит лишь сфотографировать то, что вы любите, и превратить это в креативный коллаж, украсить свою комнату, преобразить фотографию в фотошопе. Больше фантазии и меньше сомнений — главный девиз искусства, если вы хотите творить для удовольствия, а не для кого-то.

Рисуем идеальный день
Все мы перед сном любим представлять свое идеальное будущее, дом, любимого. Почему бы не воплотить это на бумаге? Такое упражнение часто советуют делать тем людям, которые не знают что делать со своей жизнью. Нарисуй идеального себя через 10 лет и стремись к этому — советуют психологи. Для тех, кто боится рисовать — всегда есть альтернатива коллажа.

Доска вдохновения
Это — уже для более креативных и интересующихся. Если пойти путем коллажа, то можно набрести и на создание панно, магнитов, небольших картин. Это не только хороший способ выплеснуть негативные эмоции и включить креатив, но и своеобразное дизайнерское решение для вашего дома.

Нарисуйте то, что вас пугает
Бороться с фобиями и навязчивыми страхами эффективно помогает их визуализация. Упражнение «Нарисуйте то, что вас пугает», не только помогает увидеть в лицо то, что вас тревожит, но и помогает понять несерьёзность опасности.

all-for-woman.com

Арт-терапия для взрослых: методы и упражнения

Материал подготовила Анна Мидгард, психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

В работе со взрослыми применимы все имеющиеся техники арт-терапии: от изотерапии до драма- и танце-двигательной. Через техники арт-терапии можно работать с любым запросом клиента, в этом заключается универсальность направления.

Но, минусом является то, что взрослые часто бывают скованы в своем творческом выражении, тогда применение многих техник становится невозможным, по крайней мере, на начальном этапе работы. Довольно часто у взрослых включаются защиты про то, что они не умеют рисовать, что «песочница с игрушками – это для детей», «я не знаю, что придумать», «я не танцую», «я не хочу пачкать руки» и т. д. В таком случае лучше применять классические разговорные техники. 


В случае же если взрослые более творчески раскрепощены и открыты к новому опыту, то арт-терапия может выступить во всем своем многообразии. Прекрасно работают изо-техники для беременных. Таким образом будущая мама может гармонизировать свое состояние, снять тревожность.

Психолог Анастасия Ильина о том, что значат наши рисунки (прим.ред.)

Есть множество техник для работы с беременными, где можно представить своего малыша и через рисунок и установить с ним более тесный контакт. Есть техники направленные на подготовку к родовой деятельности.

Например, женщина может нарисовать свои роды или схватку. Можно также предложить клиентке станцевать, изобразив роды в виде танца, попробовать прожить телом роды через спонтанные движения под музыку. 

Целое большое направление в работе со взрослыми – это семейная арт-терапия. Предполагается, что арт-терапевт работает со всей семьей или ее частью. Целью обычно служит: налаживание отношений, повышение взаимопонимания, повышение доверия, укрепление семьи и др.


Чаще в семейной арт-терапии используются изо-техники, так же это могут быть коллажи, создание семейной креативной генограммы, фототерапия, создание мобилей и других домашних атрибутов.

Совместное творчество членов семьи объединяет, сплачивает, помогает выстроить более доверительные отношения. Это может быть работа в паре с супругами, детско-родительская пара или мама с детьми. Может работать также вся семья. Иногда в семейной работе может уделяться внимание домашним животным, как полноценным членам семьи. Например, собаки или кошки могут быть запечатлены на фотографии при работе с методом фототерапии.

Также успешно применяются техники арт-терапии в женских группах. Женщины, как правило, с большим энтузиазмом идут в творческую деятельность, чем мужчины. Для женщин при работе с раскрытием своей женственности хорошо подходят техники танце-двигательной терапии, изо- и мандалотерапия. Для женских групп перед арт-терапевтической техникой возможно проведение сеанса релаксации, в виде аутогенной тренировки или медитативных техник.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

psychologyjournal.ru

Арт-терапия для женщин — LiveJournal


© Ольга Культенко, Солнце внутри, 2013

Сопоставляя интуитивное рисование (оно же правополушарное, как теперь принято говорить) с изменениями психики женщины во время ожидания малыша прихожу к тому (даже не логически, а покалыванием в пальцах), насколько образное мышление близко женщине в этот период в отличие от логических словесных цепочек или умозаключений. Конечно, женщина в этот период в общем-то мыслит, действует разумно, работает за двоих и пашет как лошадь, но гормоны творят свое, и лабильность, эмоциональная чувствительность, импульсивность, некоторая отстраненность от внешнего мира гораздо ближе беременному состоянию. Именно это потом позволяет маме совершенно естественно и без явного осознания БЫТЬ с ребенком в его раннем возрасте.. Ну да, левое полушарие на это время успокаивается, уступая место правому, женщине легче понять свои ощущения через образы, нежели через поиск слов, объясняющих то или иное психологическое напряжение, тем более неявное чувствование подсознательных тревог, а их во период беременности хватает сполна. Как она относится к себе, как ей относится к будущему ребенку, к своим близким, как другие относятся к ней, чего ждать.. что вообще она чувствует. Конечно, умозаключительно женщина в силах определить свое внутреннее состояние. Но наша природа такова, что свой пережитый опыт, чувства и эмоции мы сначала обрабатываем в виде зрительных образов, а затем уже в виде мысленно проговариваемых слов. Тело в первую очередь отвечает на зримые образы мыслей или идей, а затем уже на слова, которые излагают эту же мысль или идею.. Если эмоции поступают в нас как образы, то они значительно быстрее, чем слова, находят путь, который позволяет войти в контакт с этими болезненными эмоциями, чтобы затем выпустить их наружу — и образы и эмоции — с помощью средств изобразительного искусства.. Конечно, это справедливо для всех, но именно в период беременности образность ближе к поверхности, нежели логика. Да, по опыту своему и других женщин.

Все это кудряво звучит на словах, но на деле — явно. Мне очень близка эта тема, через призму искусства и доулы в едином ключе. И тема эта для меня ощущается не как психологическая, а шире, как открытие внутреннего потенциала, благодаря чему и наболевшее и новое рядом.

ps: сейчас, после разговора с одной женщиной по телефону, подумалось, насколько все-таки важны творческие занятия «Мама и малыш». Важны скорее не для малышей-карандашей, а для мам, которые пребывают в некоторой растерянности, потому что элементарно не знают, как пребывать и со-творить со своим маленьким ребенком. Закрыто право на творчество из интуиции, но только оно знает, как настроиться на волну с ребенком и помогать ему открывать мир через оставление цветных следов. Прямо даже не по себе, мамы звонят, спрашивают про группу, а я ее только через год хочу возобновлять, а то и позже.

ps2: ну да, ну да.. в перинатальной психологии, как я узнала позже, про беременную женщину так и говорят — существо правополушарное :)))

art-for-women.livejournal.com

Арт-терапия как способ реабилитации для хрупкой души

Дорогие друзья, задумывались ли вы, как Арт-терапия влияет на жизнь человека?  Какие положительные свойства имеются у лечения творчеством и искусством? Что может сделать с нашей душой такая терапия?

Ах, заболевает душа, а потом заболевает и тело….

Доказано, что физическое состояние напрямую зависит от эмоционального! 

Другими словами, если ваши страхи, неуверенность или раздражение покинут вас, вы чудным образом сможете восстановить свое здоровье, не прибегая к медицине.

Восстановите эмоциональный баланс внутри себя, и вы сможете избавиться от многих физических недугов!! Не верите? Скажите, что слишком просто…. Да, да, именно просто! Как и все гениальное,… и самое интересное, эта простота в ваших руках.

История арт- терапии и ее цели

Душа и тело работают сообща, это знают почти все. И, основным  направлением Арт-терапии является коррекция эмоционального состояния человека. Найдется немного людей, которые не знали бы о пользе Арт- терапии.

На эту тему написано тоны книг и даже сняты фильмы,… но я все же решила пройтись по этой, всегда актуальной теме и освежить память.

Лечение  неуравновешенного состояния человека при помощи творчества и искусства существует давно, но сам термин «Арт- терапия»

 введен сравнительно недавно художником по имени Адриан Хилл из Великобритании. В 1938 году, работая с больными туберкулезом в санаториях, он описывал состояние больных, а также о положительных результатах на их самочувствие, когда они рисовали

Отвлекаясь от проблем и переживаний, больные намного легче переносили лечение и быстрее выздоравливали.

Позже Арт- терапию стали применять для работы с детьми, а сегодня Арт- терапия занимает достойное место среди других видов реабилитации души человека

Детское примитивное искусство положило начало применения Арт-терапии на профессиональном уровне. Ведь именно ребенок, не осознавая и не понимая взрослых проблем, может в своем рисунке выразить все, что находится у него в голове.

 Главная цель терапии творчеством, это привести к внутренней гармонии человека с внешним миром, научиться познавать себя и выражать свой внутренний мир через творчество!

Внутренняя гармония достигается в минуты созидания и оставления собственных переживаний. Только осознав свои проблемы и приняв их, можно прорваться в собственное сознание и приблизиться к правильному решению задачи.

Творчество способно полностью отключить логику и проблема как будто бы выплывает на поверхность бессознательно!

Арт-терапия в любом ее проявлении, будь то рисование, вышивка, лепка или игра на музыкальных инструментах чудным образом положительно сказывается на эмоциональной стороне человека.

Арт-терапия является не только способом исцеления, но и возможностью развития в человеке скрытых способностей…

 А также, Развивает творческое мышление, активирует внутренние силы человека, повышает самооценку,  помогает укрепить память – и это далеко не все возможности, которые раскрывает Арт-терапия!

Например, я делаю большой акцент именно на этом, когда предлагаю людям любого возраста попробовать прикоснуться к миру прекрасного и ощутить внутреннюю гармонию внутри себя, попробовав мои

Мастер-классы. Ведь в арт- терапии не обязательно быть художником и иметь  особые таланты.

Все, что нужно, у вас уже есть (природа позаботилась об этом), и вам нужно просто раскрыться как человеку, как личности, как творцу собственной жизни…. И сделать ее уравновешеннее и чуточку ярче!

Вера в творческую основу человека является фундаментом Арт-терапии. Независимо от наличия творческих способностей, каждый человек может использовать этот метод для решения конкретных задач.

Возможности Арт-терапии безграничны

Творчество помогает познать себя и окружающий мир, воплотить свои мечты в реальность. И что самое удивительное и интересное, это происходит на бессознательном уровне.

Способности имеются у каждого человека, и раскрыть их помогает именно Арт-творчество.

  • Как способ невербального общения, творческая терапия помогает выразить многогранность мыслей.
  • Наладить и стабилизировать эмоциональное состояние, справиться со стрессом и легко перебороть свои страхи помогает тоже Арт-терапия.
  • Получить психологическую разгрузку и начерпать позитивной энергии можно  также посредством творчества.
  • Накопившиеся негативные  эмоции можно выпустить при помощи полной сосредоточенности на творческом процессе, растворившись в нем.

  • Спонтанное выражение эмоций посредством творчества, без каких-либо условностей и рамок, освобождает человеческий разум от переживаний.
  • Помогает  освободиться от социальных стереотипов, мнительности, нарциссизма и гордыни
  • Побороть скромность и немногословность можно также при помощи творчества. Словами невозможно передать эмоции, внутренний мир человека – это общение посредством рисунка, цвета, запаха.

Одним из методов работы психологов является именно Арт-терапия, посредством которой можно максимально точно проникнуть в сознание человека, выпустив наружу все переживания.

Явным примером позитивного влияния творчества на разум человека является возможность отстраниться от реальности, погрузившись в мир искусства.

Арт- терапия полезна особенно женщинам, и как утверждают психологи, именно творчество вырывает представительниц прекрасной половины человечества из повседневной жизненной  рутины. Проявление фантазии, например, в приготовлении интересных блюд или создании своего стиля для дома и есть обязательным элементом творчества в семейных отношениях.

Созидание и созерцание прекрасного делает человека счастливым.

«Помогите! Я перестала получать удовольствие от жизни!» «Мне перестали быть интересны люди….» «Я чувствую себя не совсем комфортно в обществе людей и даже в собственном теле…» ─ примерно с таких слов начинается разговор на сеансе Арт-терапии.

Очередному посетителю сеанса, наставник предлагает оставить свои чувства на бумаге, на что темноволосая 32-летняя барышня сообщила ему про отсутствие таланта к рисованию.

«Рисовать картину вовсе не нужно, на бумаге необходимо оставить свои эмоции, состояние души и ощущения» ─ возразил  художник-доктор.

Витиеватые линии, направленные в разные стороны, заполнение рисунка красками заполняют холст эмоциями. В процессе созидания, через лицо клиентки можно было увидеть состояние ее души. Через некоторое время лицо женщины озарила лучезарная улыбка, а тело наполнилось приятной усталостью.

Вот только один из примеров настоящего исцеления человеческой души… чудо происходит прямо на глазах!!!

Арт-терапия прикасается к бессознательному миру человека, в котором хранится множество загадок и накопившихся проблем. Психические и соматические заболевания поддаются не только точной диагностике, но и своевременной коррекции.

Механизм исцеления Арт-терапией работает по принципу раскрытия причин возникновения трудностей.

Например, у нас, во Франции стали популярны разные книжки –раскраски для взрослых , как один из способов борьбы с душевной неуравновешенностью… Прекрасное средство от стресса и здорово успокаивает нервы.

« Когда мне плохо и я расстроена, мне нужна помощь доктора, и в такие моменты я просто обращаюсь к Арт-терапии и погружаюсь туда полностью. Я стала спокойнее, уравновешеннее и даже сильнее.  Появилось больше уверенности в себе» — так мне сказала одна француженка.

Она просто берет чистый холст, краски…. И рисует разные линии, круги, каракули… это чтобы успокоиться и прийти к внутреннему балансу. Как правило, это бессознательное занятие, приятное и успокаивающее. А если она решила толкнуть себя на более осмысленное искусство, то тут уже рождаются осмысленные картины с образами и формами.

Одним словом, сеансы Арт-терапии или занятия творчеством волшебным образом меняют эмоциональный фон человека!

В первых рисунках на начальном этапе терапии на бумаге видны сильные эмоции и переживания. Со временем негативные эмоции перерождаются в легкое, приятное чувство эйфории.

Неумение рисовать дает человеку возможность полного раскрытия своего творческого потенциала. А свободно отдавшись магии цветов и линий, каждый человек освобождается от внутренних переживаний.

 

Друзья, прямо сейчас отправляйтесь в художественный магазин и выбирайте, чем будете креативно творить —  карандаш, пастель, мелки… а может краски? А хотели бы вы нарисовать сразу готовую картину, не вникая в детали рисунка и другие важные вещи?

Специально для таких людей, я подготовила увлекательные мастер классы, которые помогут вам раскрыться в полной мере и  проявить себя.  Так что, творите и будьте здоровы!

 Друзья, поддержите статью Лайком, также поделитесь ею со своими друзьями в Соц.Сетях с левой стороны

Видео для мотивации: Что Будет, если Вы Начнете Рисовать Красками 

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы


www.viktoria-latka.com

Читать книгу Арт-терапия женских проблем Коллектива авторов : онлайн чтение

Арт-терапия женских проблем

© «Когито-Центр», 2010

Предисловие
А. Копытин

Одной из значимых тенденций развития психологии является формирование гендерно-ориентированного подхода, связанного с повышенным вниманием специалистов к психологическим особенностям мужчин и женщин, а также созданием таких методов психотерапевтической помощи, которые учитывают эти особенности. Признавая существование универсальных, свойственных обоим полам психологических феноменов, гендерно-ориентированный подход учитывает целый ряд специфических, свойственных им отличий, охватывающих физическую, эмоциональную, познавательную и поведенческую сферы.

Данный подход в той или иной степени повлиял на различные области психологических исследований, теории и практики, деятельность специалистов помогающих профессий. Не обошел он стороной и арт-терапию. К сожалению, многие вопросы, связанные с оказанием психологической, в том числе, арт-терапевтической помощи на основе данного подхода остаются недостаточно изученными и не представленными в литературе. На сегодняшний день существуют единичные издания, акцентирующие внимание на гендерной проблематике, посвященные методологии и особенностям психотерапевтической работы с женщинами (Болен, 2005; Эстес, 2001; Психотерапия женщин, 2003; Feminist approaches to art therapy, 1997; Gender issues in art therapy, 2001). Оригинальные же публикации по этой теме, подготовленные отечественными специалистами, пока отсутствуют.

Высокая практическая значимость развития гендерно-ориентированного подхода применительно к задачам обеспечения физического (в том числе, репродуктивного) и психического здоровья женщин очевидна. Она определяется их огромной ролью не только в биологическом воспроизводстве и воспитании детей, но и в возрастающем вкладе женщин в общественную жизнь и культуру. При этом уровень заболеваемости среди женщин за последние годы не только остается высоким, но по многим формам физической и психической патологии даже растет. Высокую тревогу вызывает значительное распространение среди женщин таких заболеваний, как СПИД, зависимость от психоактивных веществ, нарушения репродуктивного здоровья, а также психических расстройств, в первую очередь, невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств, нарушений пищевого поведения, аффективной патологии (депрессивных расстройств и суицидального поведения и др.).

Все это определяет необходимость совершенствования форм и методов лечения и профилактики соответствующих заболеваний среди женщин, а также развития новых форм социальной помощи и защиты их прав и интересов. Значительная роль в сохранении физического и психического здоровья женщин принадлежит специалистам в области психического здоровья – психотерапевтам, психиатрам, практическим психологам, арт-терапевтам, работающим не только в бюджетной сфере, но и в различных частных учреждениях и общественных организациях.

Подготовка настоящего издания обусловлена необходимостью в более активной разработке и внедрении эффективных и ориентированных на решение комплекса лечебно-реабилитационных и профилактических задач методов медицинской и психологической помощи женщинам.

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии, отражающие практику работы с женщинами. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и отражает разные формы арт-терапевтической работы. В целом, проблемы женщин могут рассматриваться и решаться на следующих уровнях:

• личностном (внутриличностном), связанном с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нарушений, которые представляются в основном или исключительно как автономные от межличностного и социального контекста;

• межличностном, связанном с диагностикой и коррекцией нарушенных взаимоотношений нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;

• общинном, связанном с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями.

В рамках гендерно-ориентированного подхода психологические проблемы женщин в той или иной степени рассматриваются и решаются на всех вышеперечисленных уровнях. Однако, в зависимости от конкретных обстоятельств и профессиональной ориентации, специалисты отдают предпочтение индивидуальной и групповой работе или деятельности в масштабах целого сообщества.

Все авторы сборника в своей работе с женщинами используют методы арт-терапии. Они имеют разный социальный и культурный опыт и профессиональную подготовку и придерживаются разных теоретических взглядов, начиная с личностно-ориентированной психотерапии и заканчивая феминизмом. Однако все они солидарны в том, что учет множества факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье женщины и ее социальное благополучие, позволяет специалистам работать с ними более эффективно.

Гендерно-ориентированный подход, применяемый в психотерапевтической и арт-терапевтической работе с женщинами, интегрирует в себе представления многих научных дисциплин и школ. В Российской Федерации он «вырастает» из клинико-психиатрической традиции, психологии отношений и психологии деятельности. В то же время в последние годы на его развитие оказывают существенное влияние социальные и культурологические теории, в том числе, концепции постмодернизма и феминизма, более активно развивающиеся за рубежом. Для зарубежной гендерно-ориентированной психотерапии и арт-терапии также характерна тесная связь с психоанализом.

Примечательно, что вопросы сексуальности и половых различий оказались в центре внимания психоаналитической теории, однако характерное для Фрейда понимание особенностей женской психологии вызывало и продолжает вызывать противоречивое отношение. В процессе исторического развития психоанализа, в силу происходящих в обществе изменений многие психоаналитические позиции в отношении женской психологии были уточнены либо пересмотрены.

Так, ряд исследователей обращает внимание на то, что в ходе развития общества, приведшего к значительным изменениям семейных и полоролевых отношений, психология женщин претерпела значительную трансформацию, вызвав к жизни целый ряд актуальных проблем и изменив структуру психических расстройств и их феноменологию. Так, изменения семейных ролей привели к формированию у специалистов различных и подчас противоположных точек зрения на психологическую и культурную значимость родителей. Классический психоанализ исходил из признания главенствующей роли отца в семье. В современных условиях растет число неполных семей и даже в полных семьях семейные роли претерпевают существенные изменения. В связи с этим некоторые специалисты указывают на необходимость разделения функций биологического отца, с одной стороны, и культурных и символических репрезентаций отцовства, в том числе, осуществление отцовских функций одинокими матерями, с другой стороны.

Вместе с тем процесс социализации женщины сохраняет ряд существенных отличий, отмеченных еще в ранний период развития психоанализа. Анализируя развитие девочек в семье и особенности социализации полов, такая представительница современного психоанализа, как С. Орбах (2003) указывает на недостаточно оформленную психологическую субъективность женщин. Этот автор отмечает, что, как и раньше, уходом за ребенком и его воспитанием занимаются женщины. Это определяет психологическую структуру дочери, в том числе, ее более развитую, чем у сына, способность к установлению близких межличностных отношений, с одной стороны, и трудности в достижении психологической автономности и самореализации, с другой стороны (там же, с. 51).

В силу более длительно сохраняющейся зависимости девочки от матери и большего контроля над ее телом со стороны семьи и социума, тело женщины нередко воспринимается не как ее собственность, но как «территория» других людей – матери, отца, а затем партнера, мужа, ребенка. «Нет ничего удивительного в том, что невротические нарушения питания, кожные заболевания, половые дисфункции и самодеструктивное поведение, направленное на свое тело, более всего характерны для женщин, переживающих дистресс» (Лэнд, 2003, с. 64).

Если верить рассуждениям некоторых психоаналитиков, больший, по сравнению с мужчинами, контроль со стороны близких и социума над телом и переживаниями женщин определяет то, что у женщин образ «Я» в значительной мере зависит от того, как их воспринимают окружающие. «Женщины не только интроецируют отношение близких им людей в раннем возрасте, но и отношение к себе других женщин… Кроме того, женщины склонны делиться проекциями… Следовательно, образ „Я“ женщин представляет собой сложный феномен, составные элементы которого претерпевают весьма динамичные изменения и неодинаковы у разных женщин» (Лэнд, 2003, с. 68).

Весьма спорным является известный психоаналитический тезис о большей выраженности нарциссических защит у женщин, по сравнению с мужчинами. Данная особенность, якобы, определяет и характерную для многих из них тенденцию к формированию зависимости. Как отмечают М. Лоуренс и М. Магуир (2003, с. 11), «проходящие психотерапию женщины… часто способны признать свою склонность использовать тех, с кем они вступают в тесный психологический контакт, в качестве объектов, замещающих близких им в прошлом лиц. Воспитываясь в условиях западной культуры, мальчики, в отличие от девочек, вырабатывают в себе способность защищаться от эмоциональной зависимости путем формирования идеала абсолютной психологической независимости». Нарциссические защиты, как известно, являются следствием некоторых особенностей ранних отношений матери и ребенка (в особенности девочки) и проявляются в его «застревании» на стадии частично-объектного функционирования. В процессе нормального развития преодолевается расщепление образа матери на «хороший» и «плохой», преодолевается и формируется целостный образ «достаточно хорошей» матери (Winnicott, 1986). В некоторых же случаях отмечается тенденция к идеализации «хорошего» объекта и умалению «плохого», что препятствует формированию целостного, реалистического материнского образа. При такой психологической структуре восприятия баланс между состояниями блаженства и фрустрации нарушен. Пытаясь защититься от состояний фрустрации, ребенок начинает использовать «идеальные объекты». Непереносимые же для него состояния, связанные с переживанием отрицательных чувств, подвергаются отчуждению и затем либо бессознательно отреагируются, либо подвергаются соматизации. В результате формирования нарциссических защит могут появляться различные формы зависимого поведения, включая алкоголизм и наркоманию, а также нестабильность в межличностных отношениях, обусловленная нереалистичным стремлением обрести «идеальный объект».

Весьма противоречивым и пока недостаточно разработанным с точки зрения психоаналитической теории продолжает оставаться определение гендерной и сексуальной идентичности женщины. Хотя проведенное Фрейдом разделение пола и сексуальности оказалось весьма полезным для развития гендерно-ориентированного подхода, категорий психодинамики недостаточно для объяснения множества форм сексуального поведения. В связи с этим некоторые авторы (Райн, 2003, с. 89) пишут, что понятие сексуальной идентичности, в частности, лесбийской идентичности, по-прежнему сохраняет «фантасмагорический характер». Д. Райн отмечает, что понятие идентичности связано с характерными для определенной исторической эпохи рассуждениями о сексуальности, объектах желания и поле – рассуждениями, выполняющими регулирующую функцию.

Как и некоторые другие авторы, Д. Райн (2003) считает, что представление о гендерной комплиментарности, то есть, существовании лишь двух гендеров – мужского и женского, являющихся носителями взаимодополняющих биологических и психологических характеристик, некорректно и ограничивает человеческий опыт. Связанные с подобными представлениями ограничения распространяются и на женщин, ориентируя их на некую «эталонную», «природосообразную», «архетипическую» модель поведения и закрепленные в культуре женские роли. Нельзя не признать, что подобные представления о сексуальной и гендерной идентичности в значительной мере выполняли и нередко продолжают играть регулирующую роль в обществе, определяя, например, критерии «нормального» и «ненормального», «здорового» и «патологического» поведения полов. В последние десятилетия, однако, они подверглись значительному пересмотру, что в немалой степени было связано с феминистским движением и движением геев и лесбиянок.

На сегодняшний день, наряду с бинарной моделью гендерной и сексуальной идентичности находит своих приверженцев и плюралистическая модель сексуальной идентичности. Она связана с постмодернистскими представлениями и допускает гораздо большую изменчивость и пластичность сексуальной и гендерной идентичности, чем это допускалось ранее. Принятие плюралистической модели делает позицию специалиста более открытой и гибкой, когда он помогает клиенту определить свою идентичность, что больше соответствует его внутреннему опыту и, в то же время, способствует его встраиванию в социальный контекст.

Считая бинарные классификации половой идентичности некорректными, некоторые авторы (Bockting, Coleman, 1992) предлагают выделять в ней следующие четыре компонента: (1) биологический пол, (2) гендерная идентичность, (3) социальная сексуальная роль, (4) сексуальная ориентация. Все эти компоненты, по их мнению, должны рассматриваться и оцениваться как независимые.

Анализируя развитие психотерапии в XX в. в тесной связи с изменением культурного контекста, Дж. Рутан и У. Стоун (2002) обращают внимание на качественное изменение факторов, оказывающих влияние на формирование и поддержание идентичности современных людей. Они считают это следствием изменений во всех сферах жизни, приводящих к тому, что каждое новое поколение характеризуется своей собственной культурой, а также наличия у современных людей неограниченных возможностей для выбора, усиливающих у них ощущение неопределенности и противоречивости. «Принимая во внимание те глубокие изменения, которые произошли со времен Фрейда, – пишут они, – нетрудно объяснить, почему наиболее распространенные в настоящее время психические расстройства в той или иной степени связаны со способностью человека к установлению близких, устойчивых отношений с другими людьми и получением от этого удовлетворения… В связи с этим изменились основные формы и задачи психотерапии. Современные пациенты нуждаются в аутентичных человеческих отношениях и развитии навыков, необходимых для их установления и поддержания» (с. 26–27).

Постмодернистский контекст психотерапии кардинально меняет определение идентичности людей, в том числе, в таких аспектах, как гендерный и сексуальный. В то же время очевидно, что слишком динамичные изменения идентичности могут провоцировать негативные социальные процессы и появление различных эмоциональных и поведенческих нарушений. Отсюда вытекает необходимость нахождения оптимального баланса между консервативной и ориентированной на развитие личности и ее самореализацию либеральной моделью социальной жизни. В таких условиях возрастает роль личности в определении и выборе своих сексуальных и гендерных позиций и согласовании их с представителями разных социальных групп с соблюдением, насколько это возможно, общих интересов.

Идентичность современного человека, по мнению П. Уайтекер (2002), неизбежно связана с отказом от авторитарных отношений и возможностью выражения разных точек зрения.

Следует также кратко прокомментировать вклад феминистских концепций в развитие гендерно-ориентированного подхода в психологии и психотерапии. Согласно С. Каплан (Kaplan, 1975), феминистская установка характеризуется следующими основными особенностями: изучением того, как женская аудитория воспринимает женщин и продукты их творчества; полемикой с любыми направлениями общественной мысли, которые претендуют на объективность в понимании женского опыта; исследованием женских проблем; утверждением женской культурной традиции. Повышенное внимание уделяется угнетению женщин и тривиализации их опыта; деконструированию представлений о женщине, сформированных в условиях патриархальной культуры и с позиции мужских ценностей; освобождение от контроля мужчин над женской сексуальностью и использования женщин мужчинами в качестве их сексуальной собственности и т. д. Значительный интерес феминистская критика проявляет к доминирующим в обществе способам гендерной репрезентации и дискурсивным практикам. Они рассматриваются, с одной стороны, как средство контроля над женщинами и, с другой стороны, как инструмент влияния представительниц различных сегментов женского сообщества на культуру и социальные отношения.

Нередко объектом этой критики является процесс социального конструирования мировоззрения людей, в том числе, представителями различных гендерных групп. Как отмечает в предисловии к книге «Феминистские подходы к арт-терапии» Д. Лаптон, «в последние десятилетия теория культуры претерпела глубокие изменения, и на смену повышенного интереса к социальным и политическим структурам (структурализм) пришел интерес к различным видам языка и моделям семантического дискурса (постструктурализм)… Дискурс… связан не только с вербальной коммуникацией, но и визуальными образами. Дискурсивные модели формируют различные формы репрезентации и, следовательно, влияют на опыт людей и их понимание окружающего мира» (Lupton, 1997, p. 3). Благодаря этому стало понятнее то, как культура и репрезентации влияют на восприятие женщинами и мужчинами самих себя и отношений между полами.

Нельзя не согласиться с мнением Д. Лаптон о том, что «историческая роль таких дисциплин, как психиатрия, психология и консультирование, вкупе с теорией искусства и культурологией тесно связана с реализацией контекстуального подхода к пониманию человека… Арт-терапия может рассматриваться как часть более широкого процесса, связанного с развитием знаний о человеке и определением субъективности» (Lupton, 1997).

Феминистскую критику, которой, в частности, пронизаны некоторые арт-терапевтические публикации последнего времени (Feminist approaches to art therapy, 1998), можно рассматривать как одну из форм политической активности, направленную на изменение общественного сознания и системы социальных отношений. «Что касается арт-терапии, – отмечает Э. Келиш, – то вряд ли можно себе представить лечебную практику свободной от влияния системы власти и подчинения, связанной с мужским доминированием. С этой точки зрения представляется целесообразным изучение статуса женщин-специалистов и клиентов и того, какое распределение властных функций характерно для лечебной практики» (Келиш, 2002, с. 21–22).

* * *

Представленное в книге многообразие теоретических позиций и областей практической работы с женщинами обусловило ее структуру. Ряд глав книги посвящен описанию общих положений и принципов, а также конкретных приемов работы, характерных для феминистской арт-терапии. Эти главы написаны зарубежными специалистами – С. Хоган, М. Фабр-Левин и П. Макги. Статьи С. Хоган и П. Макги позволяют понять специфику работы с беременными и недавно родившими женщинами, а также женщинами, пострадавшими от сексуального насилия.

Статья О. Горбенко посвящена использованию арт-терапевтических техник в работе с беременными и парами, ожидающими ребенка. Она позволяет увидеть ряд существенных отличий от модели работы С. Хоган.

В статье Е. Жуковой описывается использование арт-терапевтических приемов в работе с молодыми женщинами в условиях группового арт-терапевтического тренинга. Показывается специфика некоторых проблем, связанных с возрастом и социальным опытом участниц занятий.

В статье О. Богачева и А. Копытина представлена арт-терапевтическая работа с женщинами, страдающими наркотической зависимостью, проводимая на базе государственного лечебного учреждения и двух некоммерческих общественных организаций.

Описанию работы с женщинами среднего возраста, страдающими психосоматическими заболеваниями, посвящена статья В. Григалюнайте-Плерпене. Она показывает, что, несмотря на ограниченные сроки арт-терапии, она может выступать важной составной частью реабилитационных программ и способствовать перестройке социальных и микросоциальных отношений женщин.

Профилактике эмоционального выгорания у женщин – сотрудниц крупной компании – посвящена глава И. Захаровой. Эта единственная статья в сборнике, отражающая использование арт-терапии в работе с персоналом. Она показывает, что определенные виды арт-терапевтической помощи могут быть максимально приближены к клиентам и ориентированы на решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью.

Б. Корт и А. Копытин обращают внимание на терапевтический потенциал, которым обладает процесс создания женщинами визуально-пластической продукции в форме талисманоподобных объектов. Авторы показывают, как подобная продукция, имеющая весьма глубокие культурные корни и связанная с различными видами типичной для женщин прикладной практики, может способствовать решению задач психологической интеграции.

В главах, написанных А. Лебедевым и А. Копытиным, представлено использование различных методов фототерапии и фото-арттерапии, показан богатый потенциал этих методов при решении задач, стоящих перед психотерапией, тренингом и социопедагогической практикой.

К сожалению, некоторые аспекты арт-терапевтической работы с женщинами не нашли своего отражения в книге. Это касается, в частности, работы с проблемами, характерными для женщин пожилого возраста и возникающими или усиливающимися при климаксе. В сборнике не представлена арт-терапия женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией и работа с сексуальной и гендерной идентичностью женщин. Надеемся, что в последующих изданиях, посвященных психотерапии и арт-терапии женщин, будет отражен более широкий спектр различных проблем их физического и психического здоровья и те возрастные группы, которые не были затронуты на страницах данной книги.

Выход в свет первого русскоязычного издания, посвященного обсуждению психологических проблем женщины и их решению средствами психотерапии и арт-терапии, является значимым событием. Эта книга отражает многообразие точек зрения, связанных с данной тематикой и, несомненно, послужит стимулом к дальнейшим дискуссиям и обмену опытом. Она наверняка поможет многим специалистам задуматься над тем, какие методы и теоретические представления они используют в своей работе с женщинами и, возможно, заставит пересмотреть некоторые из них. Она может побудить их по-новому подойти и к оценке своих отношений с клиентами, различными общественными институтами и господствующими дискурсивными моделями.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии». Поскольку женщины составляют значительную часть профессиональной группы практических психологов и арт-терапевтов (в странах Запада более 90 % арт-терапевтов – женщины), им принадлежит важная роль в развитии сети гендерно-ориентированных психологических услуг.

iknigi.net