Архетип персефона – — .
Женские архетипы. Персефона — Блог доброй ведьмы
Персефона — женщина-дочь. Двойственный архетип, более сложный, чем предыдущие два. Возможно, он является пограничным — им завершается триада «уязвимых» (семейных) богинь и уже чувствуется влияние следующей тройки — богинь независимых, самих определяющих свою судьбу.
Двойственность образа в том, что одновременно он представляет и хрупкую нежную девушку, богиню Весны и могущественную повелительницу Царства Мертвых. Перейдем сразу к мифу.
Персефона — любимая (и согласно ранним мифам) единственная дочь Деметры от Зевса. Однажды юная Персефона веселилась на лугу вместе со своими подругами-нимфами. Здесь ее увидел бог подземного царства Аид и захотел похитить. Он упросил богиню земли Гею вырастить чудесный цветок, прекраснее которого еще не было. Когда Персефона на мгновение отвлеклась, залюбовавшись цветком, Аид схватил ее и унес под землю. Нимфы не успели ничего заметить, только слышали крик подруги. Поэтому никто не смог сказать убитой горем Деметре, что случилось с ее ребенком. Только всевидящий бог Солнца, сжалившись, наконец, рассказал ей о произошедшем на лугу. Из предыдущего поста о Деметре вы знаете о последствиях. В гневе и отчаянье Деметра перестала выполнять свои функции и наступил голод. Чтобы предотвратить гибель людей Зевс был вынужден приказать Аиду вернуть Персефону. Тот не осмелился ослушаться, но на прощание дал ей съесть несколько зерен граната — символа брака. Поэтому Персефона была обязана вернуться у нему обратно. С тех пор осень и зиму Персефона проводит с мужем в царстве мертвых — в это время погружается в печаль Деметра, а вместе с ней увядает вся природа. Но затем она возвращается к матери и снова приходят весна и лето.
В общем, «все по Фрейду» — девушка, которая мечется между матерью и мужем, а те не могут поделить ее. Единственный путь такой женщины, если она не хочет всю жизнь прожить в подчинении и страдать — выбрать свой собственный путь. К этому приходит и античная Персефона. Сначала она помогает своей матери — богине плодородия и урожая. Изначально функция Персефоны — дочка-помощница. Затем, у нее появляются функции богини Весны — начинает прорисовываться образ самостоятельной богини. Но половину года Персефона проводит в подземном царстве и здесь ей тоже не приходится скучать. Из жены и помощницы Аида она вырастает в отдельную фигуру. Теперь она повелительница душ умерших, грозная богиня, которая даже отодвигает Аида на второй план. Именно Персефона встречает «новоприбывших» в ее царство, решает их судьбы. Позже в ней проявляются черты Афродиты. Как в девушке с замужеством просыпается сексуальность. Персефона преследует и карает редких возлюбленных Аида, а также не хочет возвращать Афродите прекрасного Адониса, сделав его своим возлюбленным. О раскрывшейся привлекательности Персефоны начинают ходить слухи — герои Тесей и Пейрифой спускаются в подземное царство, чтобы похитить Персефону и сделать ее женой Пейрифоя, за что были жестоко наказаны Аидом и самой Персефоной.
В реальной жизни девушки-Персефоны в юности очень зависимы от родителей. Живут под контролем и в подчинении. Они хрупкие, уязвимые, почти не имеют своего мнения. На самом деле почти все женщины в детстве имели схожесть с архетипом Персефоны. Исторически этот архетип также был очень распространен — передача юной дочери из рук родителей в руки мужа, без права голоса. А дальше — либо покорность судьбе и близким на всю жизнь, либо тайный бунт и перерождение в самостоятельную личность.
То, что юная богиня весны была похищена именно Аидом — повелителем мертвых, а заодно и своим родным дядей, т.е. «человеком» старше ее, чрезвычайно символично. Бог подземного царства пресек ее прежнюю жизнь — таким образом брак Аида и Персефоны символизирует смерть девичества, смерть прежней жизни женщины, которой она жила до замужества. Через этот этап проходит любая женщина. Поэтому в каждой из нас есть Персефона. Многим приходится после разрываться между прежней семьей и новой. Мифы противоречивы. Одни говорят, что Персефона была счастлива вернуться к матери, другие — что она любит Аида. Вероятно, вторые мифы более поздние и относятся к тому времени, когда родовая семья стала уходить в прошлое, а дети окончательно отделились от родителей в свои собственные семьи. Эта версия мифа говорит, что Персефона знала, что будет, если она съест семена граната, и добровольно проглотила их, несмотря на запрет матери ничего не есть в подземном царстве. А потом «прикинулась дурочкой», сказав, что и не ела ничего, только такую мелочь. Это тайный бунт против всевластной матери.
В реальной жизни Персефона, даже став самостоятельной личностью, частично сохраняет свои прежние черты. Но может использовать их и в своих целях, благодаря чему у нее обычно неплохо складываются отношения с женщинами и есть много подруг. Она демонстрирует им свою уязвимость, хрупкость, женственность, вызывая желание защитить и покровительствовать. Нередко у Персефона есть более старшая подруга, которая помогает ей и поддерживает. Это современная аллюзия отношений Персефоны с Деметрой.
Что касается мужчин, то Персефоной активно интересуются 3 типа:
- Такие же несамостоятельные, как она, уязвимые молодые мужчины.
- Наоборот, зрелые состоявшиеся мужчины, у которых она вызывает отеческие чувства — заботиться, баловать, покровительствовать.
- И мужчины, которым изначально проще строить отношения с более молодой партнершей, потому что ее можно многому научить, «воспитать под себя».
Что касается детей, то у Персефоны с ними в этом плане скорее «равные» сестринские отношения. Ведь прежде всего нужна забота о самой Персефоне, она не очень много может дать детям в этом плане. Поэтому их воспитанием чаще занимается либо ее мать, либо свекровь, а то и сам муж. Даже в зрелом возрасте Персефона может выглядеть слабой женщиной и забота о ней перекладывается на плечи уже ее детей. Впрочем, она может просто умело носить эту маску.
Сюжет мифа о похищении Персефоны впоследствии стал одним из популярных сказочных сюжетов. Любое произведение, где девушку похищает чудовище или, наоборот, она сама добровольно приходит к нему. Сказки про Змея Горыныча, крадущего царевну или «Красавица и Чудовище» — это аллюзии на брак Аида и Персефоны.
witchykitchen.ru
девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
Богиня Персефона, у римлян Прозерпина или Кора (“юная девушка”), хорошо известна по гомеровскому “Гимну Деметре”, в котором описывается ее похищение Гадесом. Ей поклонялись и как Девушке, и как Повелительнице подземного царства. Кора была стройной, прекрасной юной девушкой, ассоциируемой с символами плодородия – гранатом, зерном, хлебными злаками, а также с нарциссом, цветком, которым ее приманили. В другой своей ипостаси Персефона – зрелая богиня, управляющая душами умерших, проводник для живых, посещающих подземный мир. Она требует исполнения своих желаний.
Персефона как архетип
В отличие от Геры и Деметры, представляющих архетипические образы, связанные с сильными инстинктивными чувствами, Персефона, как модель личности, не ощущает такого принуждения. Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей – быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. Персефона-девушка также позволяет женщине казаться вечно юной.
У богини Персефоны было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства. Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу.
Кора – архетипическая Девушка
Кора была “безымянной девушкой”; она присутствует в юной девушке, не знающей, кто она есть, и еще не осознающей своих желаний и сил. Большинство юных женщин проходят через фазу существования Коры перед тем, как выйдут замуж или выберут карьеру. Другие женщины остаются в основном “девушками” в течение всей жизни. Они необязательны в близких отношениях, в работе или в получении образования, даже если в реальности могут состоять в близкой связи, иметь работу или учиться в колледже или в аспирантуре. Что бы они ни делали, они не воспринимают это как полностью “реальное”. Они находятся в позиции вечной юности и нерешительности в отношении своих желаний или будущей роли, когда “вырастут”, в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.
Мамина дочка
Персефона и Деметра представляют единую схему “мать-дочь”, в котором дочь слишком близка к матери, чтобы развивать независимое самоощущение. Девиз этих отношений – “мама знает лучше”.
Иногда властного, подавляющего и навязчивого родителя, воспитывающего зависимую дочь, представляет отец. Его чрезмерно опекающее отношение также может быть лишь маской, прикрывающей слишком тесную эмоциональную привязанность к дочери.
Женщина-анима
Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. Вначале она не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, “примерять” на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть “женщиной-анимой”; она
Проводник в подземный мир
Персефона как повелительница и проводник в подземное царство олицетворяет способность перемещаться между эго-реальностью “действительного” мира и бессознательным, или архетипической реальностью души. При активности архетипа Персефоны у женщины появляется возможность стать связующим звеном между этими двумя уровнями и включить их в свою личность. Она может служить проводником для других, кто “посещает” подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто “похищен” и теряет связь с действительностью.
Работа
Женщина-Персефона лучше всего выполняет работу, не требующую инициативы, упорства и не связанную с управлением. Она хорошо справляется, имея начальника, которому хочет угодить. Ей необходимо давать конкретные задания, которые необходимо выполнить сразу. При долгосрочных заданиях Персефона мешкает. Она действует так, как будто ожидает, что будет освобождена от задания или имеет огромный запас времени. Когда эти ее представления не оправдываются и подходит время отчитаться, она не готова к этому. В лучшем случае ей удается завершить работу в последнюю минуту, за счет сверхусилий и ночного времени.Хотя работа никогда не становится особенно важной для женщины, похожей на Кору, ситуация совершенно меняется, если она перерастает в “Повелительницу подземного царства”. Тогда она, скорее всего, вступает на творческое, психологическое или духовное поле деятельности, работая, например, в качестве художника, поэта, психотерапевта или целителя. Обычно она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.
Взаимоотношения с женщинами
Юная женщина-Персефона чувствует себя удобно и спокойно с подобными ей самой молодыми женщинами. Хорошенькая Персефона может привлекать подруг, считающих себя не очень женственными, проецирующих свою неразвитую женственность на нее и относящихся к ней по-особому. Часто ее ближайшая подруга – девушка с сильной личностью. Персефона вызывает материнские чувства и в ровесницах, и в женщинах постарше, благоволящих к ней и присматривающих за нею.
Взаимоотношения с мужчинами (теми, кто выбирает девушек)
С мужчинами Персефона – женщина-ребенок, застенчивая и наивная в отношениях.
К женщине-Персефоне тянутся три типа мужчин: такие же юные и неопытные, как и она; “крутые” мужчины, привлекаемые ее невинностью и хрупкостью; и мужчины, которым неуютно со “взрослыми” женщинами.
Близкие отношения с мужчиной могут быть средством, способствующим отделению женщины-Персефоны от властной матери. В этом случае она проходит через ту стадию жизни Персефоны, когда та стала объектом ожесточенной борьбы за обладание ею между мужчиной и ее собственной матерью. Она влюбляется в мужчину, не нравящегося ее матери, – в кого-то, отличного от образа “милого молодого человека”, которого ее мать хотела бы видеть в качестве зятя.Если “Кора” буквально или фигурально удаляется от матери, она может начать свой путь превращения в самостоятельного, самоопределяющегося человека. (Она поступает так с риском сменить властную мать на властного мужчину; но обычно, бросив вызов матери, она меняется. Она уже не то податливое существо, каким была раньше.) Примирение с матерью может произойти позже, после того как она сама приобретет эмоциональную независимость.
Пути развития
Принимая обязательства, женщине-Персефоне необходимо бороться с Корой внутри себя. Она должна, решив выйти замуж, сказать “да”, не скрещивая! при этом в уме пальцев. Если она поступает искренне, замужество может постепенно трансформировать ее из вечной девочки во взрослую женщину. Если она начинает делать карьеру, ей также необходимо принять обязательства и сохранять их как для своего личного развития, так и для того, чтобы добиться успеха.
Для того чтобы женщина-Персефона могла выйти за пределы Персефоны-Коры, она должна взять на себя ответственность, сталкиваясь с жизнью, заботиться о себе сама.
Трансформация в страстную, сексуальную женщину
“Персефона” может быть сексуально неотзывчивой женщиной, всего лишь уступающей во время половой близости или даже ощущающей себя насилуемой. Такая женщина может сказать: “Проходит неделя, и я знаю, что он опять будет досаждать мне сексом”; “Когда это происходит, я думаю о кулинарных рецептах”; “Иногда я даже реально испытываю головную боль”; “Секс меня возмущает”. Но она также может превратиться в чувственную, сексуальную женщину.
Развитие потенциальной возможности медиума или экстрасенса
Как проводник для смертных, посетивших подземное царство, чтобы поговорить с душами умерших, Персефона имела функцию, метафорически подобную функции медиума, проводящего сеансы и позволяющего духам умерших говорить через него. Расплывчатость ее личности с присущей ей обобщенной восприимчивостью и недостатком сосредоточенности также способствует развитию экстрасенсорного восприятия. Для развития психических способностей женщина-Персефона должна переступить через свое отождествление с Корой, чтобы обнаружить аспект Персефоны-Гекаты, представляющий отсутствие страха перед сверхъестественным, ощущение себя в подземном мире как дома и мудрое знание, что, когда находишься на рискованном перекрестке, необходимо устремляться на более безопасную дорогу.
Проводница в подземный мир
Если однажды женщина-Персефона опустится в свои собственные глубины, рассмотрит глубокое царство архетипического мира и не испугается повторного возвращения туда для дальнейших исследований, она
Сонастроиться с энергиями Богинь можно на курсе «Лунное Рэйки»
С искренней любовью к Вам,
Мастер преображения — Мария Марихами.
P.S. По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в фейсбуке личным сообщением
Индивидуальные консультации
Персональный коучинг
galaksyenergy.ru
Персефона как архетип — Wilama — LiveJournal
Как владычица подземного царства, Персефона — зрелая богиня, правящая душами умерших, направляющая тех живых, которые посещают царство мертвых и отлично знающая, чего она для себя хочет. Хотя Персефона не была единственной среди двенадцати олимпийцев, но она была центральной фигурой Элевсинских мистерий, которые в течение двух тысяч лет до христианства были основным религиозным таинством греков. В Элевсинских мистериях греки переживали опыт возвращения или возрождения к жизни после смерти, через ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира.Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей – быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. Персефона-девушка также позволяет женщине казаться вечно юной.
У богини Персефоны было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства. Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу.
Дочь-Персефона хочет нравиться своей матери. Это желание побуждает ее быть «хорошей девочкой» – послушной, податливой, осторожной и нередко укрытой или «защищенной» от опыта, несущего даже намек на риск. Иногда властного, подавляющего и навязчивого родителя, воспитывающего зависимую дочь, представляет отец. Его чрезмерно опекающее отношение также может быть лишь маской, прикрывающей слишком тесную эмоциональную привязанность к дочери.
Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. Вначале она не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, «примерять» на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть «женщиной-анимой»; она бессознательно соответствует желаемому мужчиной образу. С одним мужчиной она становится любительницей тенниса; в паре с другим ее можно обнаружить мчащейся по трассе на заднем сиденье мотоцикла; третий представляет ее невинной девушкой, каковой она для него и является.
Женщина-ребенок
До похищения Персефона была женщиной-ребенком, не сознающим своей сексуальной привлекательности и красоты. Женщине-Персефоне не требуется выглядеть молодо или быть сексуально неопытной, чтобы ощущать себя недостаточно чувственной или сексуальной женщиной. До тех пор пока она психологически остается Корой, ее сексуальность не пробуждена. Хотя она любит нравиться мужчинам, ей не хватает страсти и, вероятно, она не испытывает оргазма. В Японии идеальная женщина похожа на Персефону даже больше, чем в Соединенных Штатах. Она молчалива, скромна, податлива; она обучается ничего не говорить прямо; ее воспитывают избегать нарушения гармонии неприветливостью и прекословием. Идеальная японская женщина любезно пребывает в требуемом состоянии, но – на заднем плане – предвидит потребности мужчины и внешне принимает свою судьбу.
Проводник в подземный мир
Хотя первое переживание Персефоной подземного мира было переживанием насильно похищенной жертвы, позднее она стала Повелительницей подземного царства, проводником для тех, кто спускался туда. Этот аспект архетипа Персефоны развивается, как и в мифе, в результате опыта и роста.
Символически подземный мир может представлять глубокие пласты души, место, где «захоронены» воспоминания и чувства (личное бессознательное) и где находятся архетипические образы, схемы, инстинкты и чувства, разделяемые всеми людьми (коллективное бессознательное). При исследовании этих областей в процессе психоанализа подсознательные образы появляются во снах. Сновидица может оказаться в подвале, часто со многими коридорами и комнатами, иногда похожими на лабиринт. Она может обнаружить себя в подземном мире или в глубокой пещере, где встречает людей, объекты или животных и испытывает благоговение, страх, испуг или интерес – в зависимости от того, боится она или нет этой области в самой себе.
Персефона как повелительница и проводник в подземное царство олицетворяет способность перемещаться между эго-реальностью «действительного» мира и бессознательным, или архетипической реальностью души. При активности архетипа Персефоны у женщины появляется возможность стать связующим звеном между этими двумя уровнями и включить их в свою личность. Она может служить проводником для других, кто «посещает» подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто «похищен» и теряет связь с действительностью.
Женщина-Персефона
От женщины-Персефоны неотделимо качество юности. Она может действительно выглядеть моложе своих лет или иметь что-то «девичье» в своей личности, элемент «позаботься обо мне, маленькой», который может быть пронесен через средний возраст и дальше. В «Персефоне» есть что-то гибкое и тонкое, позволяющее подстраиваться к обстоятельствам или сильным личностям. Следуя сначала в одном направлении, а затем в другом, в зависимости от того, куда «дует ветер», отступая при усилении давления, она остается в любой ситуации незатронутой переживанием до тех пор, пока не возьмет на себя преобразующие ее обязательства.
Работа
Женщина-Персефона может или остаться «профессиональной студенткой», или пойти работать. После средней школы или колледжа она скорее склонна к смене рода работы, чем к углублению профессионализма или карьерному росту, и тянется туда, где находятся ее подруги или семья. Она сменяет одну работу за другой в надежде, что какая-нибудь из них станет для нее действительно интересной. Если она не отвечает предъявленным требованиям или тратит слишком много времени на задание, ее могут даже уволить.
Женщина-Персефона лучше всего выполняет работу, не требующую инициативы, упорства и не связанную с управлением. Она хорошо справляется, имея начальника, которому хочет угодить. Ей необходимо давать конкретные задания, которые необходимо выполнить сразу. При долгосрочных заданиях Персефона мешкает. Она действует так, как будто ожидает, что будет освобождена от задания или имеет огромный запас времени. Когда эти ее представления не оправдываются и подходит время отчитаться, она не готова к этому. В лучшем случае ей удается завершить работу в последнюю минуту, за счет сверхусилий и ночного времени.
Хотя работа никогда не становится особенно важной для женщины, похожей на Кору, ситуация совершенно меняется, если она перерастает в «Повелительницу подземного царства». Тогда она, скорее всего, вступает на творческое, психологическое или духовное поле деятельности, работая, например, в качестве художника, поэта, психотерапевта или целителя. Обычно она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.
Взаимоотношения с женщинами
Юная женщина-Персефона чувствует себя удобно и спокойно с подобными ей самой молодыми женщинами. В старших классах школы или колледже она часто является членом женского клуба и обычно вовлекается в новые ситуации вместе с другими девушками, а не самостоятельно.
Хорошенькая Персефона может привлекать подруг, считающих себя не очень женственными, проецирующих свою неразвитую женственность на нее и относящихся к ней по-особому. Если с ней всегда обращались как с хрупкой и драгоценной вещью, она будет считать такое отношение подруг само собой разумеющимся. Часто ее ближайшая подруга – девушка с сильной личностью. Персефона вызывает материнские чувства и в ровесницах, и в женщинах постарше, благоволящих к ней и присматривающих за нею.
Взаимоотношения с мужчинами (теми, кто выбирает девушек)
С мужчинами Персефона – женщина-ребенок, застенчивая и наивная в отношениях. Она соответствует образу Персефоны-Коры – как самой нечеткой и не несущей никакой угрозы богини. И следует знать, что она подразумевает именно это, когда говорит: «Давай делать все, что ты хочешь».
К женщине-Персефоне тянутся три типа мужчин: такие же юные и неопытные, как и она; «крутые» мужчины, привлекаемые ее невинностью и хрупкостью; и мужчины, которым неуютно со «взрослыми» женщинами.
Первому типу соответствует определение «юношеская любовь». В старших классах или в колледже юный мужчина и юная женщина в этих близких отношениях изучают на равных жизнь с противоположным полом.
Второй тип соединяет «Персефону» – архетипическую «милую девушку из хорошей семьи» – с жестким деловым мужчиной. Он очаровывается этой защищенной и привилегированной девушкой, которая так противоположна ему. Она, в свою очередь, пленяется его личным магнетизмом, сексуальной аурой и властной индивидуальностью.
Третий тип включает мужчин, по разным причинам чувствующих себя неуютно со «взрослыми» женщинами. Например, близкие отношения типа «май – декабрь» между юной женщиной и немолодым мужчиной – преувеличенное выражение архетипической патриархальной модели. В таком случае полагается, чтобы мужчина был старше, намного опытнее, выше, сильнее и жестче, чем его супруга. Женщина, согласно этим представлениям, должна быть моложе, менее опытной, меньше, слабее, не столь образованна и умна. Тип женщины, наиболее соответствующий этому идеалу, – юная Персефона. Кроме того, Персефона совершенно не похожа на имеющийся у многих мужчин образ «матери» – властной женщины, которой трудно угодить; и именно это является еще одной причиной того, что некоторым мужчинам нравятся молоденькие девушки. С Персефоной мужчина чувствует себя сильным и властным, его авторитет или идеи не подвергаются сомнению. Он чувствует, что может быть простодушным, неопытным или некомпетентным – и при этом не подвергаться критике.
Близкие отношения с мужчиной могут быть средством, способствующим отделению женщины-Персефоны от властной матери. В этом случае она проходит через ту стадию жизни Персефоны, когда та стала объектом ожесточенной борьбы за обладание ею между мужчиной и ее собственной матерью. Она влюбляется в мужчину, не нравящегося ее матери, – в кого-то, отличного от образа «милого молодого человека», которого ее мать хотела бы видеть в качестве зятя.
Иногда Персефона выбирает мужчину другого социального слоя или даже другой расы. Мать может протестовать против его личностных качеств: «Он неприветливый и грубый!» или «Он неприятный… всегда имеет другую точку зрения!» Он может быть первым человеком, который не обращается с ее дочерью как с изнеженной принцессой и не будет мириться с ее попытками играть эту роль. Ее мать пугается. Уверенная, что может повлиять на свою обычно податливую дочь, мать атакует ее выбор. Она порицает его личность, характер, привычки, компетентность, нравственность или что-то еще, стараясь вызвать осуждение дочери. Иногда мать признает, что он является ее потенциальным противником. В действительности же именно эта его способность оказать сопротивление матери является одной из причин его привлекательности для дочери-Персефоны.
Теперь, впервые в жизни, дочь-Персефона может оказаться не в ладах со своей матерью и ее представлениями о поведении хорошей девушки. Ее мать или семья могут запретить ей встречаться с мужчиной, которого она выбрала. Она может скорее согласиться, чем бросить вызов открыто, а затем тайком продолжать встречаться с ним. Или попытается убедить свою мать в его хороших качествах.
После некоторого периода борьбы мужчина обычно требует, чтобы она открыто выступила против своей матери или оставила попытки получить ее одобрение. Он может настаивать, чтобы она жила вместе с ним, вышла за него замуж, покинула край вместе с ним или прекратила контакты с матерью. Чувствуя давление с обеих сторон, она либо возвращается к матери и играет роль прежней послушной дочери, либо связывает свою судьбу с ним и разрывает отношения с матерью.
Если «Кора» буквально или фигурально удаляется от матери, она может начать свой путь превращения в самостоятельного, самоопределяющегося человека. (Она поступает так с риском сменить властную мать на властного мужчину; но обычно, бросив вызов матери, она меняется. Она уже не то податливое существо, каким была раньше.) Примирение с матерью может произойти позже, после того как она сама приобретет эмоциональную независимость.
Сексуальность
Женщина, находящаяся в фазе Персефоны-девушки, подобна Спящей Красавице или Белоснежке – не осознающей свою сексуальность, ожидающей принца, который придет разбудить ее. Многие «Персефоны» со временем сексуально пробуждаются. Они обнаруживают, что они – страстные женщины, испытывающие оргазм; это открытие положительно сказывается на их самоуважении. Прежде они всегда ощущали себя девочками, которые только притворяются взрослой женщиной. (Этот аспект дополнительно обсуждается в данной главе дальше.)
Замужество
Замужество – это то, что часто «случается» с женщиной-Персефоной. Ее «похищают», когда мужчина хочет жениться и уговаривает ее сказать «да». Если она типичная Персефона, то может чувствовать неуверенность в том, что хочет выйти замуж. Она может уступить настойчивости и уверенности мужчины и влиянию культурных представлений о том, что замужество – то, что должно с ней произойти. По своей природе женщины-Персефоны обладают «традиционно женственными» личными свойствами. Они уступают более сильной личности, они скорее восприимчивы, чем активны, не состязательны и не напористы. Мужчины выбирают их – не наоборот.
Однажды выйдя замуж, женщина-Персефона может пройти через стадии, соответствующие мифу о Персефоне. Она может неохотно стать невестой – пешкой, зажатой в тиски между мужем и матерью. Замужество может также обернуться нежелательным трансформирующим событием, благодаря которому вечная девочка или девушка становится замужней матроной, матерью или сексуальной женщиной, в которой брак пробуждает архетипы Геры, и/или Деметры, и/или Афродиты.
Дети
Хотя женщина-Персефона может иметь детей, она не будет ощущать себя подлинной матерью, пока в ней не пробудится что-то от Деметры. Она может оставаться дочерью, думающей о своей матери как о «настоящей матери», а о себе – лишь как об играющей эту роль. Навязчивая мать, занимающаяся своим внуком, заставляет свою дочь-Персефону чувствовать себя неумелой и подчеркивает трудности материнства. Она может сказать: «Ты не знаешь, как держать беспокойного ребенка, дай, я это сделаю!», или: «Я позабочусь об этом, ты отдыхай», или: «У тебя недостаточно молока для ребенка – может быть, тебе следует переключиться на бутылочку?» Эти типичные замечания подрывают у дочери-Персефоны уверенность в себе.
«Волчьи ямы» для Персефоны: характерные изъяны
Когда Персефона воссоединилась с Деметрой, первый вопрос, который задала ей мать, был: «Ела ли ты что-нибудь в подземном царстве?». Персефона ответила, что съела несколько зернышек граната, добавив, что сделала это только потому, что Гадес заставил ее. Персефона сделала то, что хотела, не нарушая образа, сложившегося о ней у ее матери. Хотя она создала впечатление, что не управляет своей судьбой и потому не может держать ответ за происходящее, на самом деле она сама определила свою судьбу. Проглотив зернышки, она гарантировала, что будет проводить часть времени с Гадесом.
Неискренность, изворотливость, лживость и манипулирование представляют характерные потенциальные проблемы для женщин-Персефон. Ощущая себя бессильными и зависимыми от других, более могущественных людей, они могут научиться получать то, что хотят, косвенным образом. Они способны выжидать благоприятное время для действия или использовать лесть. Они могут говорить только часть правды или полностью лгать – скорее, чем прямо противостоять другому человеку.
Обычно женщины-Персефоны избегают проявления гнева. Они не хотят, чтобы люди сердились на них. Они чувствуют себя зависимыми от доброжелательности и расположения тех, кого правильно воспринимают как более сильных. Поэтому они часто обращаются со своими матерями, отцами, мужьями, учителями или работодателями как с покровителями, чьей благосклонности необходимо добиваться.
Нарциссизм представляет еще одну «волчью яму» для некоторых женщин-Персефон. Они могут настолько сильно фиксироваться на себе, что теряют способность устанавливать связь с другими людьми. Их внимание всецело поглощено вопросами: «Как я выгляжу? Достаточно ли я остроумна? Произвожу ли я впечатление умной?». И их энергия уходит в макияж и одежду. Такие женщины проводят часы перед зеркалом. Люди существуют только для того, чтобы давать обратную связь, обеспечивать им отражающую поверхность, на которой они видят только самих себя.
В подземном мире: психологическое нездоровье
В течение мифологического пленения в подземном мире Персефона была печальной девушкой, ничего не евшей и не улыбавшейся. Эта фаза представляет аналог периода психологического нездоровья, предстоящий некоторые женщинам-Персефонам.
Женщина-Персефона восприимчива к депрессии, когда ее подавляют и ограничивают люди, привязывающие ее к себе. Будучи человеком ненапористым, она скорее сдерживает и скрывает гнев и разногласия, чем их выражает или активно изменяет ситуацию. Она хранит в себе негативные чувства и становится угнетенной и подавленной (гнев, выражающий репрессию (подавление), будучи обращенным внутрь, становится депрессией (подавленностью)). Ощущения изоляции, неадекватности и самокритичность в дальнейшем способствуют ее депрессии.
Когда «Персефона» впадает в депрессию, то ее депрессия – неочевидна и не бросается в глаза. Ее склонная к уединению личность удаляется еще дальше, чем обычно, ее пассивность становится еще больше, ее эмоции недоступны. Она кажется тонкой и нематериальной. Подобно Персефоне, впервые оказавшейся в подземном мире, она не ест, не пьет и ей нечего сказать. Психически и психологически эта несубстанциональность с течением времени становится более заметной. Наблюдать за депрессивной Персефоной – все равно что наблюдать за увядающим цветком.
В отличие от нее, депрессивная Деметра принимает «угрожающие размеры» и производит огромное воздействие на окружающих. До наступления депрессии она могла быть энергетической центральной фигурой, поэтому изменения в ее поведении, когда она впадает в депрессию, впечатляют, тогда как женщина-Персефона, непритязательная и до начала депрессии, по мере развития ее все более угасает.
Депрессивная Деметра заставляет всех окружающих чувствовать себя виноватыми, беспомощными или рассерженными из-за подразумеваемых или открыто высказываемых ею обвинений. В противоположность этому, депрессивная Персефона не возбуждает таких чувств в других людях. Они скорее ощущают себя отрезанными от нее. Она – единственная, кто чувствует себя виновной, заслуживающей порицания и беспомощной. Нередко ею владеет не соответствующее реальности чувство вины за что-либо, что она сказала, подумала или сделала. Можно сказать, что депрессивная Деметра чрезмерно присутствует в центре семьи, в то время как депрессивная Персефона, кажется, исчезает в дальних комнатах дома.
Некоторые Персефоны уходят в призрачный мир внутренних образов, размышлений и воображаемой жизни – мир, к которому только они имеют доступ. Женщина может проводить слишком много времени наедине с собой или замыкаться в себе, скрываясь от навязчивой матери или грубого отца. Одна моя пациентка-Персефона рассказывала: «У меня были свои особые места – позади большого кресла в углу гостиной, под моим деревом, где ветки касались земли и укрывали меня от взглядов и куда я убегала прятаться. Ребенком я проводила там часы, главным образом фантазируя, что нахожусь где-нибудь в другом месте».
Иногда ее поглощенность внутренним миром отсекает ее от людей, и она убегает туда всякий раз, когда реальная жизнь кажется слишком трудной или требовательной. Однако в некоторый момент то, что было когда-то прибежищем, может стать тюрьмой. Подобно Лауре в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» женщина-Персефона может оказаться запертой в своем мире фантазий и утратить способность самостоятельно вернуться в повседневную реальность.
Постепенно уходя от реальности, некоторые «Персефоны», кажется, впадают в психоз. Они живут в мире, полном символических образов и эзотерического смысла, и искаженно воспринимают самих себя. Иногда психотическое состояние может послужить метаморфозой и стать для таких женщин способом разбить ограничения и запреты, сжимавшие их жизнь. Временно становясь психотиками, они могут получить доступ к более широкому диапазону чувств и ощущений и глубокому осознанию самих себя.
Но психотики рискуют остаться в плену подземного мира. Некоторые женщины-Персефоны (подобно Офелии в пьесе Шекспира «Гамлет») избегают того, что происходит в реальности, сохраняя состояние психоза, когда действительность слишком болезненна. Однако многие другие проходят через это состояние с помощью терапии и обучаются развиваться, самоутверждаться и становятся независимыми.
После того как Персефона вышла из подземного мира, ее постоянной спутницей стала Геката. Геката, богиня темной луны и перекрестков, управляла сверхъестественными областями призраков и злых духов, была покровительницей колдовства и магии. Женщина-Персефона, вышедшая из состояния психоза, может приобрести умение интуитивно распознавать символический смысл событий. Когда она выздоравливает и возвращается в повседневный мир, у нее обычно остается новое измерение осознания, которое может быть символизировано Гекатой как спутницей.
Из книги про женские архетипы, автора не помню.
wilama-taro.livejournal.com
Стильная Персефона. Восставшая из пепла
Как уже ранее упоминалось, у богини Персефоны было два аспекта: Девушка-Кора и Повелительница подземного царства. Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу. А потому мы будем рассматривать стильные образы характерные для архетипа Персефоны, учитываю эту амбивалентность: образы Коры, образы Повелительницы и образы соединяющие в себе оба аспекта.
«Наивно. Супер»
Кора, представляя собой архетипическую девушку – нежную и романтичную, просто идеально создана для наивного романтического стиля. Она вся словно соткана из тончайших кружев, сладкого зефира и нежных грез, но в тоже время может быть игривой и яркой, словно бабочка. Недаром символом Психеи (а эта героиня является архетипической Персефоной) был мотылек (ну и для увлеченных биологией, «нимфой» называют стадию развития насекомых, которые похожи на взрослую особь, но не обладают половой зрелостью; именно нимфы сопровождали Персефону в ее забавах на лугу, да и сама она была их подругой, прекрасной нимфой по сути).
Активно используйте рюши, кружево и акварельные переливы расцветок, которые отлично подчеркнут вашу красоту, изящество, грацию, легкость и сентиментальность. Избегайте резких и четких линий и агрессивных аксессуаров.
Отдайте предпочтение воздушным силуэтам, расклешенным юбкам, рукаву-фонарик или рукаву-волан, воротничкам, украшенным вышивкой или кружевом.
Если женщина – прекрасный цветок, то и ткань ее одежды должна быть не менее яркой. Мелкие цветочные принты и россыпи букетиков, яркость весеннего неба и нежность первой зелени, глубина розового бутона и прелесть цветущей сакуры – все это и многое другое должно стать основной цветовой гаммой в одежде.
Неким ответвлением первого образа можно считать образ «Мистической Возлюбленной», в нем уже чувствуется присутствие Аидова Царства.
Такие героини чрезвычайно часто встречаются в фильмах Тима Бертона.
Виктория Винтерс из «Мрачных Теней» с виду обычная милая и скромная девушка, но у нее есть свои тайны – с детства ее сопровождал призрак погибшей девушки и из-за этого Вик была вынуждена провести долгие годы в психиатрической лечебнице.
Катрина Ван Тассель из «Сонной Лощины» – нежный цветок, на досуге занимается прикладной магией.
Прелестная возлюбленная Эдварда-Руки-Ножницы Ким, несмотря на свою ангельскую внешность, очень отличается от обычных милых девчушек.
Этот образ по сути своей является Анимой – внутренней женщиной, и одновременно идеальным образом возлюбленной, который может проецироваться на других. Таковым был образ любимой у поэтов Серебряного Века. Андрей Белый описывал свою Мистическую Возлюбленную как «ту, которая за ней: мне она — юный ангел и — любовался я издали ей; мне казалось: она — посвятительный вестник каких-то забытых мистерий», «два расширенных глаза: и из них — лазурная бездна огня, она — мой голубой цветок, уводящий в небо», «какая-то вся «теплота», которую подавали нам в церкви, — в серебряной чашке — ее бы побольше хлебнуть: не дают».
Мистическая Возлюбленная в отличии от наивной Коры, хоть и романтична, мечтательна, невинна, но все же всегда недоступна, загадочна, образ ее туманен.
Для того, чтоб выразить это в своем стиле, можете обратиться к рекомендациям для предыдущего типажа, но отдать при этом предпочтение более приглушенной и холодной цветовой гамме (насколько позволяет ваш природный колорит),тонким и изысканным аксессуарам, старинным и изящным украшениям, чтоб добавить своему образу некоторой отстраненности, светлой грусти и загадочности. Здесь силуэты становятся более утонченными, романтический флер более витиеватым.
Следующий типаж из группы романтичных и трагичных, но более зрелых в психологическом плане – образ «Роковой женщины». Этот образ абсолютно не свойственен Коре – он всецело принадлежит Повелительнице Персефоне. Существует некоторая путаница понятий, когда под этим типажом понимается некая женщина-вампиресса, сводящая мужчин с ума, которая, обретая власть над ними, получает удовольствие – об этом типаже мы поговорим позже.
Сейчас же речь идет о женщине, которая через всю свою жизнь несет ощущение вселенского рока – несчастной любви, каких-то трагических событий. Образ может показаться слишком пафосным, но женщины знакомые с таким ощущением, поймут этот типаж.
Он был чрезвычайно популярен среди художником Братства Прерафаэлитов, творивших в конце 19 века. Их привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.
К этому же образу в общем-то можно отнести и Булгаковскую Маргариту (но многие видят в ней как отдельном персонаже простую женщину, воплощающую в себе любовь — Афродиту; я смотрю на ее характер в рамках атмосферы романа).
К слову, Девушки-Деметры, этот образ Персефоны очень близок Деметре. У последней свои мотивы и своя скорбь, но кое-что вы можете взять и себе на вооружение.
«Для того чтоб подчеркнуть «роковость» образа, мы обращаемся к глубоким цветам, которые несут в себе эмоцию погружения в собственные переживания и, отчуждения от окружающего мира, особенно если сочетать их с цветами светлой группы. Созданный резкий контраст семантически создает визуальный эффект отдаления, за счет чего достигается смысловое ощущение отрешенности, загадочности образа. Также поможет акцент на глаза, зеркала души, отражающие всю мировую скорбь — это могут быть как массивные черные очки, как будто отгораживающие нас от окружающего мира, так и макияж с акцентом на глаза. Широкополые шляпы также выполняют ту же самую смысловую роль, что и очки. Губы в макияже роковой женщины не являются активной зоной, как правило, не акцентируются. Тон кожи бледный, может быть яркий, «лихорадочный» румянец» (Оксана Болбот, стилист агентства WR).
«Вечная Студентка»
Следующей характеристикой архетипа Персефоны является ее девичесть. Среди Кор часто встречаются «профессиональные студентки», молодые ассистентки и секретари. Часто главной задачей их профессиональной жизни является не построение карьеры, а желание понравится своему начальнику с помощью хорошо сделанной работы, но и опрятного, милого внешнего вида. Безусловно таких девушек отличает их особенная манера одеваться: в меру сдержанно, аккуратно, немного романтично.
Стиль хорошей девочки из хорошей семьи. Минимальный макияж, изящные аксессуары и украшения, аккуратная прическа. Если вам все же захочется выделиться, уместно делать это с помощью нетривиальных аксессуаров: шарфа привезенного из далекого путешествия, милых украшений, и не забудьте расширить цветовую гамму своих нарядов в соответствии с природным колоритом.
К этому же образу мы можем отнести стиль preppy, но не забывайте, что если чистый образ девушки-студентки может взрослеть вместе с вами (сделайте ставку на более дорогие ткани, изысканные украшения и элегантную прическу), то preppy – все же удел школьниц.
color-harmony.livejournal.com
Идентификация с архетипом Коры-Персефоны. Греческие богини. Архетипы женственности
Идентификация с архетипом Коры-Персефоны
Обычно в главах об идентификации с архетипом мы говорили и будем говорить о слишком неуклонном следовании одной модели поведения, о повторении обычных ловушек сценария той или иной богини, а также о признании себя слишком «большой фигурой» по сравнению с нормальным состоянием смертного. Это актуально и для греческой мифологии самой по себе (скажем, в скандинавской вопрос о соперничестве с богами не стоит вовсе), и для нашего видения мира в свете рассматриваемых ролей и сюжетов.
Архетип Коры-Персефоны мы видим в трех образах: Девы — Жертвы — Царицы. Поэтому, строго говоря, идентификация здесь возможна лишь с каким-либо одним из ее ликов. Так, может существовать сильная привязанность к образу «невинной девочки», безответственной и очаровательной Коры. В определенном возрасте все девушки — в большей или меньше степени Коры, и это естественно. Но заигрывание с этой моделью выглядит весьма натужно. Архетип Коры невозможно поддерживать достаточно долго (если женщина физически и психически здорова): естественные процессы, да и большинство вызовов в жизни требуют от нее дальнейшего развития.
Взрослая женщина, идентифицирующая себя с Корой, часто ведет себя как маленькая девочка, эгоистичная и непосредственная, достаточно беспомощная в быту и нарочито наивная, безответственная в личных отношениях и даже откровенно невоспитанная. Во внешнем поведении она вполне может выбрать маску — обычно детскую — Красивой куколки (и тогда мы видим налет неразвитой Афродиты), Девочки-вундеркинда (с гримом юной Афины) или даже Озорного сорванца (с отображением Артемиды). Такая дама может притягивать грустного Внутреннего Ребенка других людей своим внешним отыгрыванием детской роли, но для нее самой дело обстоит совсем иначе.
Она Ребенок лишь внешне, внутренне же остается лишь неразвитой, инфантильной взрослой женщиной с потребностями, которые присущи уже взрослому человеку, но и с нереализованными, неудовлетворенными (такого голодного не накормишь) желаниями ребенка[85].
Пытаться компенсировать себе эту недостачу женщина, идентифицирующаяся с Корой, может путем поддержания зависимых или даже симбиотических отношений с сестрой или матерью или создания новых отношений такого рода с мужем или ребенком. При этом от мужа может требоваться играть для нее роль доброй матери, обеспечивать материально, заботиться о том, чтобы кто-то вел хозяйство (иначе он — злобный тиран, и вот Кора уже примеряет маску Жертвы), от ребенка же — быть вечным источником бескорыстной и нерассуждающей любви.
Кора-Персефона умеет и любит создавать вокруг себя иллюзорный мир, и близкие люди обычно находят в нем свое место.
Однако роль непосредственной и «детской» Коры легко спутать с игривой Афродитой или возвышенной Гестией. При анализе и интерпретации видимого или происходящего стоит иметь это в виду.
Роль Коры — неразумной и послушной девы — зачастую поддерживается искусственно в патриархатном обществе[86]. Предпочтение сыновей видно невооруженным глазом, и их свобода часто противопоставляется неволе дочерей. Приведем стихотворение известного китайского ученого III века нашей эры Фу Сюяна:
Горько, право, родиться женщиной,
Трудно представить себе что-либо более низкое!
Мальчики могут открыто стоять
перед распахнутыми воротами,
С ними обращаются как с божествами
с момента их рождения.
Их мужской дух может быть усмирен
лишь четырьмя морями,
Десять тысяч миль они проходят, побеждая бурю и пыль.
Но девочку растят без радости и любви,
Никто в семье о ней не заботится по-настоящему.
Когда она вырастет, ей приходится
прятаться во внутренних покоях,
Покрывать голову, не смотреть в лицо другим.
И никто не прольет слезу,
когда она уходит из дома, выйдя замуж,
Все ниточки, связывающие ее с родней, разом обрываются.
Наклонив голову, она старается скрыть свои чувства,
Ее белые зубы закусывают алые губы.
Теперь она должна кланяться и стоять на коленях
бесчисленное множество раз,
Смиренно вести себя даже со служанками и наложницами.
Любовь ее мужа так же далека, как Млечный путь,
Но она обязана следовать за ним,
как подсолнух за солнцем…[87]
А вот как описывает нравы своего детства и юности[88] А. Лабзина, происходившая из русских мелкопоместных дворян XVIII века:
«Я же о себе скажу, что моей собственной воли нимало не было: даже желания мои были только те, которые угодны были моей милой почтенной матери. Я не помню, чтоб я когда не исполнила ее приказания с радостью. За то была ею любима, хотя она и не показывала часто больших ласк; но уж зато столько я ценила ее ласки, когда она меня ласкала за сделанное какое-нибудь доброе дело: у меня от радости слезы текли, и я целовала руки своей матери и обнимала колени ее, а она благословляла и говорила: «Будь, мое дитя, всегда такова»»[89].
Даже после замужества, перейдя из-под власти родителей во власть мужа, женщина часто оказывалась игрушкой, недостаточно осознающей себя и не имеющей собственной воли и права голоса, или же пленницей (в полном соответствии с развитием архетипа Коры-Персефоны). Вот как описывает начало своего замужества[90] А. Лабзина:
«…Муж мой и за слезы на меня сердился и говорил: “Теперь твоя любовь должна быть вся ко мне, и ни о чем ты не должна больше думать, как об угождении мне; ты теперь для меня живешь, а не для других”[91].
В более простой среде девушек также могли выдавать замуж очень рано, сразу по достижении половой зрелости:
«Они в основном ощущают себя предметами в игре, в которую играют мужчины. Ухаживание было небрежным. Женщина выходила замуж рано, в 14 лет, а мужчина женился только после того, как устроится в жизни, иногда в возрасте от 30 до 40 лет»[92].
Идеал послушной дочери и кроткой невестки сохранился в традиционных обществах до наших дней. Еще совсем недавно на Кавказе было так (напомним, что речь идет об уже замужних женщинах[93]):
«В первое время, до рождения дитяти, обычай требует от них… величайшей скромности. Так же, как и у армян, молодая супруга может говорить только с мужем; даже с родителями и сестрами она объясняется лишь знаками… Самое незавидное положение в семье занимает младшая невестка[94]…
Невестка не говорит ни с кем из родных мужа, кроме детей, и даже с мужем в присутствии детей. До рождения ребенка, а в иных местах даже до семи лет своего замужества невестка ходит с закрытым лицом и говорит со всеми мимикою… Равно черкешенка даже после нескольких лет замужества и рождения детей в присутствии свекра была вынуждена объясняться с окружающими знаками. Только еще через некоторое время, после поднесения ей подарка и устройства специального обеда «она приобретает право говорить по мере надобности»… В разговоре с мужем[95] жена не смеет смотреть ему в глаза, а обязана опускать взоры»[96].
Впрочем, здесь мы видим нарочитое и осознанное превращение молодой женщины из Коры в Безмолвную Жертву. Вернуться в «мир живых» она может лишь в роли Матери (и то не сразу, а после рождения мальчика… или когда он вырастет).
Итак, мы видим, что искусственное внешнее подавление женщины, ограничение, заточение в роли послушной Коры приводит к превращению ее в Жертву, чья участь тем ужаснее и печальнее, чем меньше у нее возможности выразить другие стороны своей души, а в нашем видении мира — остальные архетипы.
Зато идентификация с архетипической стадией Жертвы встречается достаточно часто. Обычно в таком случае добровольному «заточению» предшествовало некое «похищение», похищение части души. Но со временем роль стала привычной и удобной. И мы уже касались этой темы, повторяться нет смысла. Много силы и власти эта роль не дает, кроме как над домашними, когда женщина становится центром всего происходящего в семье («больная мама», например, или «преданная[97] жена»). Или же это женщина, обрекающая себя на печальное одиночество, в полной неспособности что-либо изменить и без особых надежд на будущее партнерство. В этом всегда есть определенная безысходность и «мертвенность».
Примеры идентификации со стадией Царицы Подземного мира встречаются во множестве. На протяжении последних полутора столетий таковы многочисленные «демонические женщины», осознанно использующие этот образ в реальной или выдуманной жизни декадентки начала XX века, пытавшиеся превратить свою жизнь в произведение искусства. Очень ярко описал это в очерке «Конец Ренаты» Владислав Ходасевич:
«Да, здесь жили особой жизнью… Здесь пытались претворить искусство в действительность, а действительность в искусство. События жизненные, в связи с неясностью, шаткостью линий, которыми для этих людей очерчивалась реальность, никогда не переживались как просто и только жизненные: они тотчас становились частью внутреннего мира и частью творчества. Обратно: написанное кем бы то ни было становилось реальным, жизненным событием для всех. Таким образом, и действительность, и литература создавались как бы общими, порою враждующими, но и во вражде соединенными силами всех, попавших в эту необычайную жизнь, в это «символическое измерение». То был, кажется, подлинный случай коллективного творчества»[98].
Как и для мужчины-Аида[99], для женщины, которая идентифицируется со стадией Царицы-Персефоны, значимым является ощущение собственной тайной власти над людьми или обстоятельствами, обретенной в результате манипуляций — с использованием своей красоты и сексуальной привлекательности или магических способностей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Персефона — женский архетип — Интересный Мир
Все началось на семинаре Елены Прончиты Зиминой «Женские архетипы» полтора года назад. Я вытащила свой архетип — Спящая красавица. Что с этим делать и как быть, тогда осталось без ответа, т.к. мы углубились в другое. Сейчас я решила поискать и выяснить, что это за архетип такой:))
Для начала ликбез
Архетип — это коллективное бессознательное (Юнг). Архетипы создают структуру индивидуумов, их психики. Это такая структура, где записан родовой опыт. В зависимости от ситуации срабатывает какой-то архетип, и человек начинает себя вести по определенному сценарию. Сюжеты повторяются во всех сказках, легендах, преданиях народов мира.
Так вот Спящая красавица, она же Мертвая царевна, она же Белоснежка, она же Персефона, она же Прозерпина.
Коротко миф
Персефона-Кора (дева) была дочерью Деметры от Зевса. Она была юной и красивой девушкой и резвилась с другими барышнями на лугу, когда ее похитил царь подземного царства Гадес (Аид). Деметра опечалилась и позабросила все свои земные дела. Людям стало как-то плоховато. Тогда Зевс повелел Персефоне явиться на Землю. Но Гадес перед ее уходом дал ей несколько зернышек граната (своего плода), девушка съела их и с тех пор, она уже не могла навсегда его покинуть. Зевс повелел ей две трети года проводить на Земле с мамой, а треть в Подземном царстве. Вот тогда Персефона становится там царицей. Она правит душами умерших и становится Путеводительницей для путешествующих там. Именно ее мнение решающее, если там происходит что-то необычное. Еще с ее появлением на Земле Деметра ликует, и начинают распускаться листики на деревьях, текут ручьи, появляются цветы. Природа оживает. Приходит весна.
Поэтому Персефону изображают зачастую девой с цветами в руках.
Про сам архетип
Существует три стадии прохождения данного архетипа. Это Девушка Кора, безымянная невеста и Повелительница Царства мертвых Персефона. Некоторые делят на две стадии: Кора — Персефона.
На стадии Коры женщина, как ребенок: девушка, которая живет с мамой, не отвечает ни за что и делает, что ей хочется, она все пробует. Мама ругается, тогда она прислушивается к маме. Это отношения типа «маменькина дочка». Эту стадию еще сравнивают с внутренним ребенком. Девиз: «Мама знает лучше!» (прям напомнило мультик «Рапунцель: запутанная история»). Кора очень хочет нравится маме. Быть послушной. Это зависимость от мнения матери.
Я сама себя ловлю иногда на этом теперь, когда стала осознавать свое поведение. Может это было не так явно выражено раньше. Я ведь наоборот старалась изо всех сил показать, что мое мнение тоже важно и чтобы к нему прислушались. А еще да, перекладывание ответственности. И делать шаги очень страшно.
Девушки и женщины, в которых силен этот архетип, могут рассказывать чудесные истории, в которых сами и являются главными героинями. Помнится, как мы с одной подругой встречались, чтобы идти гулять (школьные годы) и каждый раз рассказывали друг другу забавные, приключенческие истории про выдуманных героев (хотя под ними подразумевали себя). А еще на этой стадии у женщин развито недоверие к мужчинам, они, конечно, выбирают себе спутника жизни, но ответить на вопрос, как был сделан выбор, она затрудняется. Еще они любят женские компании, собираются частенько. А иногда одна из подруг подменяет им маму.
Кроме того, Кора достаточно пассивна. Кора присутствует в каждой молодой девушке, когда она еще не осознает, кто она, своих сил и желаний. Кто-то проходит через эту стадию и выходит замуж, делает карьеру, а кто-то остается «девушкой» в течении жизни. Они могут быть не обязательны в том, что они делают. И все, что они делают не воспринимают, как что-то реальное.Они нерешительны в отношении своих желаний или будущей роли, когда «вырастут», в позиции ожидания, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.
У меня это проявлено очень хорошо, я не могу определиться, что мне делать, кем быть, какую работу исполнять. И эта позиция ожидания… ух!
Вот два аспекта Коры — нерешительность (пассивность) и зависимость. Они могут всплывать даже у тех, кто прошел стадию Коры.
Далее Кора становится невестой. Это переход от девичества к взрослой жизни. Так сказать «смерть» девичества. Жизнь меняется кардинально. У каждой Коры есть свой Аид. Это может быть какое-то обстоятельство или молодой человек и замужество с ним. Может еще что-то. Я вот читала, что у одного человека, в роли Аида выступила «клиническая смерть».
Подземный мир можно сравнить с внутренним наполнением человека, глубокими пластами души, там, где захоронены чувства, воспоминания, инстинкты, эмоции, архетипические образы. Так же это может быть внутренний мир фантазий, проживание жизни в прошлом (этакая зацикленность на прошлом), творческий мир. И вот «невеста» уходит туда. В этот внутренний мир. В нем можно прожить очень долго, годами, реально выполняя свои функции, как робот. Блуждания в подземном мире могут отражаться во снах, как блуждания по коридорам и лабиринтам, тоннелям и комнатам, где иногда можно встретить предметы обстановки или людей и животных.
Женщина-Персефона быстро может впадать в меланхолию и депрессию, погрузившись в себя, начинает испытывать одиночество, не находит выхода, как сообщить миру свое несогласие и ей кажется, что ее никто не поддерживает. Отсюда еще чувство вины и ненужности, неадекватности. Она ощущает себя жертвой.
Иногда архетип включается, когда женщина уже замужем, тогда она может косвенно или явно упрекать мужа и детей в том, что они «похитили» ее, оторвали от любимого дела, от работы.
Линда Леонард ( не переводившаяся прежде на русский язык), но — к счастью — цитируемая Калшедом, описывает критикующую мужскую фигуру в психической жизни «женщины-puella», то есть «женщины-девочки», обычно Коры в нашей классификации. Более того, она вспоминает именно этот сюжет:«Так же как у всякой Персефоны есть свой Гадес, похищающий ее и увлекающий под землю, так и в психике puella обитает болезненная манифестация авторитарной ригидной стороны маскулинности. Потенциально это мудрый старый мужчина, который стал больным и злобным из-за того, что его отвергли. С моей точки зрения, причиной этого отвержения является нарушение отношений с отцом в детстве, когда отец не проявил себя по отношению к дочери как преданный и ответственный человек».
Крайний случай такого поведения женщины — расщепление личностей, болезни психологического характера.
Что с этим делать, она не будет знать, пока не выйдет на стадию Персефоны — Царицы подземного мира.
На этой стадии женщина учится взаимодействию между мирами. Она налаживает отношения с мужем, с мамой, и может спокойно выходить из своего погружения. Она перемещается между эго-реальностью «действительного» мира и бессознательным
и может спокойно включить туда свою личность. Она, как царица Подземного мира, может быть проводником для других людей, которые «посещают» подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто «похищен» и теряет связь с действительностью. Этакий духовный учитель.
У нее также могут открыться паранормальные способности. Скорей всего они уже были у нее, в детстве или позже, но она могла закрыть их, испугавшись своей силы. Связано это с тем, что на архетип Персефоны наслаивается еще архетип Гекаты, спутницы Персефоны. Геката — богиня чародейства и ночных дорог — не боится сверхъестественного, чувствует себя под землей, как дома, и мудро понимает, когда она находится на опасном перекрестке и должна выйти на верный путь. Интуиция — еще одна способность женщины-Персефоны.
И вот получается, что женщины, заблудившиеся в себе и в мире фантазий, находят обратную дорогу и приходят в реальный мир. И если им это удалось, то приходят они с новой способностью «путешествовать» между этими мирами, они становятся оригинальными режиссерами, поэтессами и психотерапевтами. Они ведают свой путь в подземном царстве.
Женщина, находящаяся в фазе Персефоны-девушки, подобна Спящей Красавице или Белоснежке – не осознающей свою сексуальность, ожидающей принца, который придет разбудить ее. Многие «Персефоны» со временем сексуально пробуждаются. Они обнаруживают, что они – страстные женщины, испытывающие оргазм; это открытие положительно сказывается на их самоуважении. Прежде они всегда ощущали себя девочками, которые только притворяются взрослой женщиной.
Женщинам-Персефонам надо развивать свою восприимчивость в правильном русле. Первый шаг для этого — доброе отношение к себе, а не раздражительность, злость, критичность. Иногда в жизни наступают промежутки, когда женщина замирает, так вот это надо расценивать, не как леность, а как фазу из цикла «жизнь-смерть-жизнь», за «смертью» всегда следует обновление, новый виток творчества и активность, как весна приходит за зимой.
Надо доверять своей интуиции, своим снам, стараться разобраться в них. Чаще осознавать себя «здесь и сейчас», чтобы не заходить глубоко. Надо понимать свою ответственность в мире. Особенно, если дело касается семьи.
Став Царицей Подземного мира, женщина наконец находит себя в работе. Обычно она создает нечто глубоко личное и нередко неортодоксальное; она работает в исключительно индивидуальном ключе, как правило, без надлежащих академических званий.
Ну что же, есть надежда))
Юлия Журавлева
interesnyimir.com
Кора-Персефона как Анима мужчины. Греческие богини. Архетипы женственности
Кора-Персефона как Анима мужчины
Юнг, предложивший понятие Анимы, в частности писал:
«…Анима биполярна и поэтому может являться в один момент позитивной, а в следующий негативной: молодой — старой, матерью — девой, доброй феей — злой ведьмой, святой — падшей. Помимо этой двусмысленности, анима характеризуется также «оккультной» связью с «мистериями», с миром темноты вообще, и поэтому в ней часто присутствует религиозный оттенок. В своих отчетливых проявлениях она всегда имеет особое отношение ко времени: как правило, она более или менее бессмертна, ибо вневременна»[55].
Не будучи мужчиной и имея не так уж много представлений (кроме почерпнутых из книг) о явлении Анимы-Персефоны во снах, содержимом фантазий и в активном воображении у современных мужчин, я с удовольствием расскажу вам о проекциях Анимы, существовавших у оккультистов Нового времени. Дивный Монкофор де Виллар в своем классическом труде «Граф де Габалис или разговоры о тайных науках»[56], отчасти отражающем оккультные представления того времени, отчасти иронизирующем над ними, излагает представления «каббалистов»[57] XVII века о стихийных духах. Речь, в частности, идет о стихийных духах: сильфах — духах воздуха, саламандрах — духах огня, гномах — духах земли и ундинах — духах воды. Для проекции Анимы, конечно, лучше всего подходят духи воды (помните Русалочку Андерсена?):
«У них мало мужчин и переизбыток женщин; их красота неописуема, дщери человеческие не могут идти с ними ни в какое сравнение…»[58].
Более того, один из главных персонажей произведения, граф де Габалис, уверяет, что надобно отказаться от общения с обычными женщинами и подвиг настоящего философа — как раз в том, чтобы обессмертить (то есть наделить бессмертной душой, путем законного брака) стихийную деву. И добавляет:
«Подумайте о простых женщинах, чьи недолговечные прелести вянут на глазах, сменяясь ужасными морщинами… и вообразите теперь любовь и признательность своих незримых, но юных и прекрасных любовниц, представьте себе тот пыл, с которым они стремятся завоевать расположение сострадательного Философа, способного их обессмертить».
Великолепное отражение отношения мужчины к своей Аниме. И, наверно, хороший сюжет для активного воображения или символической психодрамы.
Мистическая возлюбленная, Невеста, мне видится отражением архетипа Коры-Персефоны. Другие образы Анимы мужчины — это Страстная Любовница и Подруга-Воительница. Во всяком случае, они достаточно характерны для нашего времени. Мы видим их в сюжетах массовых (и популярных!) кинолент. Одно время, трудясь на ниве рецензирования фантастических произведений (прежде всего метафорических и чаще всего компенсаторных), я наблюдала тех же самых героинь. В мужских произведениях Кора-Персефона откровенно уступает место Афродите (часто немного материнского типа), Коре — наивной девушке, которую герой делает Афродитой[59], или Артемиде-воительнице. Какое-то время я размышляла, не является ли образ прекрасной вам-пирши отражением архетипа Подземной Персефоны, но не нашла этому достаточно убедительных доказательств. Вампирша — отражение вытесненной Анимы, не обязательно с чертами Коры-Персефоны.
Впрочем, предпочтение Анимы-Афродиты или Артемиды может быть результатом массовости современной книжной и киноиндустрии. А в авторском кино и «высокой» литературе по-прежнему достаточно много мистичных и таинственных, странных и поэтичных героинь.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru