Рекомендации учителю по формированию мотивов учебной деятельности – Материал по теме: Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности
Материал по теме: Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности
Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности (начальная школа):
Для учителей:
- Общайтесь с ребенком на эмоциональном уровне.
- Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке.
- Подкрепляйте даже незначительные успехи учащегося в учебе, так как для ребенка они значимы.
- Примерно два раза в месяц организовывайте классные мероприятия, на которых каждый учащийся смог раскрыть свои творческие стороны личности.
- Оценивайте проступок учащегося, не переходя на личность.
- При оценивании ответа учащегося аргументируйте выставление оценки.
- Приглашайте на родительские собрания педагога – психолога для просвещения родителей по вопросам психического и психологического развития учащихся данной возрастной группы.
Для родителей:
- Поддерживайте интерес своего ребенка к учебной и познавательной деятельности (устраивайте совместные интеллектуальные игры, например разгадывание ребусов, кроссвордов).
- Составьте совместно с ребенком его режим дня, и следите за соблюдением.
- Проявляйте интерес не только к учебной деятельности ребенка.
- В случае неуспеха ребенка не стремитесь наказать его, решайте проблему через эффективное общение с ним.
- Старайтесь быть примером для своего ребенка (пусть ребенок видит, что в его семье читают художественную литературу, просматривают научно-популярные фильмы и т.п.).
- Учитывайте индивидуальные возможности ребенка. По возможности проконсультируйтесь с педагогом — психологом по вопросам развития ребенка в данном возрасте.
Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности (5 – 8 классы):
Для учителей:
- Демонстрировать учащимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.
- Включать в объяснение примеры из жизненного опыта детей 5 -8 классов.
- По возможности старайтесь связать изучаемый материал с его использование в будущем, в конкретной деятельности.
- Организовать повторение учебного материала, изученного в предыдущих классах и актуализирующегося на сегодняшнем уроке (или теме).
- По возможности теоретические знание учащихся подкреплять на практике.
- Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый учащийся имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).
- Чаще использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.
- Использовать нетрадиционные формы домашних заданий.
- Классному руководителю работать над сплочением ученического коллектива, т.к. удовольствие от посещения школы зависит от атмосферы в классе.
Для родителей:
- Демонстрировать ребенку собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете и обсуждать его дома.
- Постарайтесь исключить из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом.
- Проговаривайте ребенку собственные ожидания в отношении учебных достижений ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и возможностей семьи.
- Вводить в семью традиции обсуждения просмотренных фильмов, прочитанных книг, обмениваться знаниями по какой – то теме.
- Общайтесь с ребенком! В общении происходит обучение, но исключайте слова «а вот мы в свое время…».
- Учите, помогайте работать с дополнительной литературой.
- Совместно с ребенком структурируйте его дневной время.
- Оказывайте психологическую поддержку своему ребенку в его учебной деятельности.
nsportal.ru
Методические рекомендации «Организация работы учителя по формированию учебной мотивации»
Тема: Организация работы учителя по формированию учебной мотивации.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Она является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и, вследствие этого представляет исключительный интерес для педагога.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В книге А.К.Марковой «Формирование мотивации учения» перечислены следующие приемы для изучения мотивов учения: приемы «на выбор» и нестандартные приемы. Рассмотрим первые их них.
– выбор из предлагаемых учебных предметов и внешкольных занятий;
– выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
– выбор в ситуации с ограничительными условиями, например при наличии объективного дефицита времени, когда ученику дается меньше времени на решение задачи, и субъективного дефицита, когда времени столько же, но школьнику говорится, что времени дается меньше.
Инструкция к данным приемам может носить отвлекающий характер, чтобы замаскировать подлинную цель проверки. При анализе заданий на выбор учитель может оценивать: готовность школьника к решению познавательных задач, намерение ученика самостоятельно оценить процесс и результаты своего выбора; время, затраченное на выбор, устойчивость выбора, его повторяемость.
Существуют и нестандартные приемы, помогающие учителю получить определенную информацию о мотивах учащихся. На них хочется обратить особенное внимание.
1) Прием «неоконченные предложения».
Суть приема заключается в следующем. Ученику предлагается письменно закончить предложения следующего плана: «В учебном предмете меня интересуют…», «Больше всего я люблю заниматься…», «Я предпочитаю выполнять трудные (легкие) задания, т.к….»
Косвенно задания могут формулироваться так: «Составь расписание на неделю», «Расскажи, в каких учебных кабинетах ты хотел бы заниматься». Нетрудно догадаться, что из последних предложений учителю будет видно, какие предметы ученик считает приоритетными, к каким испытывает больший интерес.
2) Прием «многоступенчатый выбор».
Как пример, задание может звучать так: «Выбери для себя наиболее интересный предмет», «Выбери одно из заданий…», «из наиболее понравившихся тебе заданий выбери те, за которые учитель положительно оценит тебя». Этот прием позволяет сравнивать предпочтения школьника, выявлять изменения этих предпочтений в разных ситуациях.
3) Прием «возврат к способу решения после получения правильного результата».
На этот прием педагогу следует обратить особое внимание, т.к. он эффективен и позволяет сделать выводы о наличии определенных мотивов у школьников. После того, как учащиеся решили задачу, им дается свободное время и инструкция: «Можете заняться либо этой задачей, либо чем-то другим». Если ученики возвращаются к решению задачи, ищут другие способы ее решения, то можно говорить о наличии у них учебно-познавательных мотивов.
Формированию учебной мотивации так же способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра . При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях рекомендуется использовать приём “Привлекательная цель”.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
“Найди лишнее число в каждом ряду”,
“Зачеркни его”,
“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
Заметно, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти периметр дневника, узнать кто в семье старше и на сколько лет.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Можно с учащимися создать диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом будут рассматривать работы, активно обмениваться мнениями, сравнивать со своей работой. Без вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, — писал В.А. Сухомлинский, — он засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, можно водить детей на одно и то же место для наблюдений. Так появятся “Зимняя сказка”, “Майский лес”, “Красавица Осень”. Вот сочинение второклассницы: “ Красиво в лесу весной. Природа просыпается после долгого сна. Оживает каждое дерево. Пробивается трава – мурава. На деревьях появляются клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают жуки, букашки. Они вылезают из своих домиков и греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки”. Сочинение написано ярко, правдиво. Видно, что ребёнку это творчество доставляет радость.
Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие–то образы.
Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…).
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
infourok.ru
Рекомендации по развитию мотивации у учащихся
Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие “подкрепления”, которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или “слишком легкой”, или “слишком трудной”.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Как помочь ученику выйти из состояния “выученной беспомощности”.
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — “выученная беспомощность”.
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия “учитель — лидер” на атмосферу в классе.
Памятка начинающему учителю:
• Будьте спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
• Имейте индивидуальный стиль и старайтесь, чтобы один урок не был похож на другой.
• Держите дисциплину на интересе к своему предмету, справляйтесь с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселяйте в учеников оптимизм.
• Вырабатывайте красивый голос, не бубните себе под нос, но и не возбуждайтесь от своего предмета чрезмерно.
• Своевременно проявляйте чувство юмора. Улыбайтесь, шутите, радуйтесь, передавайте ученикам положительные эмоции.
• Одевайтесь красиво, по возможности со вкусом.
• Иногда уклоняйтесь от темы, прерывайте ее интересными фактами .
• Проводите контрольные работы в интересной для учеников форме.
• Поручайте делать шпаргалки, но не приветствуйте пользование ими.
• Не спрашивайте постоянно одних и тех же.
• Придерживайтесь стиля обучения на равных
• Думайте о количестве задаваемого.
• Спрашивайте учеников в конце урока, как они оценивают работу учителя во время занятия.
• Специально задумывайтесь, как предоставить ученику шанс исправить двойку.
Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости учащихся
1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге
характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.
Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.
2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)
5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение обще учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
7. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие псе школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой- либо области. Ученик, который в школе не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе.
Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств.
klepik.edu22.info
Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся
ГБОУ СПО ЕПК КК
Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся
Выполнила:
Студентка Ш-21 группы
Ковалева Юлия
Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие “подкрепления”, которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или “слишком легкой”, или “слишком трудной”.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Как помочь ученику выйти из состояния “выученной беспомощности”.
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — “выученная беспомощность”.
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия “учитель — лидер” на атмосферу в классе.
Памятка начинающему учителю:
• Будьте спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
• Имейте индивидуальный стиль и старайтесь, чтобы один урок не был похож на другой.
• Держите дисциплину на интересе к своему предмету, справляйтесь с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселяйте в учеников оптимизм.
• Вырабатывайте красивый голос, не бубните себе под нос, но и не возбуждайтесь от своего предмета чрезмерно.
• Своевременно проявляйте чувство юмора. Улыбайтесь, шутите, радуйтесь, передавайте ученикам положительные эмоции.
• Одевайтесь красиво, по возможности со вкусом.
• Иногда уклоняйтесь от темы, прерывайте ее интересными фактами .
• Проводите контрольные работы в интересной для учеников форме.
• Поручайте делать шпаргалки, но не приветствуйте пользование ими.
• Не спрашивайте постоянно одних и тех же.
• Придерживайтесь стиля обучения на равных
• Думайте о количестве задаваемого.
• Спрашивайте учеников в конце урока, как они оценивают работу учителя во время занятия.
• Специально задумывайтесь, как предоставить ученику шанс исправить двойку.
infourok.ru
Памятка «РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ»
Создавайте для учащихся ситуации успеха – вызывайте отвечать тогда, когда уверены, что ребенок ответит, и обязательно похвалите. Ощущение успеха в учебе обязательно повлияет на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива.
Помните, что отметка имеет для детей прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций (отрицательных отметок) не служит формированию интереса к учебе, а наоборот, блокирует его. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиции совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивайте у школьников чувство компетентности в любой деятельности. Как можно чаще подчеркивайте все, чему ребенок уже научился и чему может еще научиться, но не фиксируйте внимание на его неумении и несовершенстве. Научите детей воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, внушите ему, что успех обязательно придет.
Если у ребенка низкий статус в коллективе, одноклассники относятся к нему недоброжелательно, то страх перед неудачей сковывает активность ребенка, учебный процесс связан в основном с негативными эмоциями. В таком случае учителю необходимо повысить статус ребенка в коллективе – поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Обеспечьте привлекательность учебного процесса. Организовывайте активную, поисковую деятельность учащихся на уроке, используйте разнообразные виды и формы учебной работы, проблемный и эмоциональный характер изложения материала.
Формируйте у учащихся мотивацию достижения успехов. Используйте систему поощрений и наказаний, ставьте сложные, но выполнимые задачи, учите самоанализу и оптимальной тактике целеобразования в различных видах деятельности, исполнительские и контролирующие умения, широко используйте похвалу, одобрение.
Организовывайте совместную учебную деятельность, различные формы групповой работы на уроке – это способствует усилению мотивации учебной деятельности.
Ставьте школьников в активную позицию, предоставляйте свободу выбора. Это способствует развитию ответственности, активности в учении.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я-концепции». Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
infourok.ru
Методические рекомендации. Формирование учебной мотивации младших школьников
Формирование учебной мотивации младших школьников
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Формирование внутренних мотивов ведётся через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции, экскурсии.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
infourok.ru
Рекомендации по воспитанию мотивации учения у младших школьников
Рекомендации по воспитанию мотивации
учения у младших школьников
Все мотивы учения могут быть подразделены на три большие категории:
I – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –
а) широкие познавательные мотивы ориентируют школьника на получение новых знаний, умений, навыков («Учусь потому, что интересно», «Учусь потому, что хочу все знать»)
б) учебно-познавательные мотивы ориентируют школьника на усвоение способов добывания знаний («Хочу научиться писать сочинения», «Хочу научиться решать задачи»)
в) мотивы самообразования, определяющие направленности школьника на совершенствование своей учебной деятельности («Читаю дополнительную литературу по истории России», «Хочу самостоятельно изучать философию, потому что ее нет в школьной программе»)
Все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей, вызывают познавательную активность и инициативу в учебной деятельности.
II – связаны с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой – СОЦИАЛЬНЫЕ –
а) широкие социальные мотивы состоят в стремлении ученика получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности («Учусь потому, что хочу приносить пользу людям»)
б) узкие социальные мотивы (позиционные) состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить авторитет («Учусь, чтобы меня уважали»)
в) мотивы социального сотрудничества состоят в стремлении быть в постоянном контакте с другими людьми («Не люблю быть один дома», «Вместе веселее учиться»)
III – узколичные мотивы
а) мотивы благополучия – стремление получить одобрение, похвалу, хорошую отметку, подарок
б) престижные мотивы – желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей
в) мотивы избежания неприятностей, социального неодобрения («Учусь потому, что ругают за плохие оценки»)
К концу младшего школьного возраста психологи отмечают сформированность следующих мотивов: Iа, IIа, IIб, IIIа, IIIв. Исследования показали, что обе категории мотивов необходимы для осуществления деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности. Социальные мотивы порождаются всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь ребенка (образ жизни семьи, соц-экономические условия, семейные ценности). Они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых убеждений, иногда даже независимо от непосредственных отношений человека к самой деятельности.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа. В зависимости от особенностей развития ребенка учителю рекомендуется:
Создавать условия для переживания ребенком непосредственной эмоциональной привлекательности школы.
Уделять особое внимание формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, гимназист.
Развивать познавательные интересы (см. рекомендации по развитию познавательных интересов).
Развивать стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.
Формировать восприятие детьми учения как серьезной общественно-значимой деятельности.
Формировать у детей умение преодолевать непосредственно более сильные желания ради менее сильных, но социально более значимых, действовать в соответствии с принятым намерением, поставленной перед собой целью (см. рекомендации по развитию произвольности).
Воспитывать волевые качества личности учащегося, такие как: терпеливость, ответственность, организованность и др.
Развивать у ребенка «умение учиться».
В младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. К концу младшего школьного возраста ребенок должен овладеть основными структурными компонентами учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет определенную структуру: 1) мотивы учения, 2) учебные задачи, 3) учебные действия, 4) контроль, 5) оценка.
1) должна увеличиться доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («Хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое»), должны возникать избирательные интересы к отдельным учебным предметам. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Учителю необходимо создавать такие учебные ситуации, в которых максимально проявлялась бы активность и инициатива школьников, творческое осмысление ими осваиваемых знаний.
Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося. «Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на 2 вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Что мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».
2) к концу младшего школьного возраста учащиеся должны уметь выделять учебную задачу (т.е. понимать, зачем нужно то или иное упражнение, что осваиваешь, когда его делаешь). Чтобы научить детей выделять учебную задачу, к концу урока ставить вопрос «Чему мы сегодня научились на уроке?» (что помогает детям понять, что они, например, не просто писали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать (или складывать) числа).
3) учащиеся должны освоить рациональные приемы учебной работы (например, прием активной мыслительной обработки запоминаемого материала).
4) учащиеся должны овладеть действиями контроля, т.е. уметь соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.
5) учащиеся должны научиться анализировать содержание собственных действий, их соответствие требуемому результату, т.е. уметь оценивать свою деятельность.
Огромное влияние на формирование этого умения оказывают развернутые оценочные суждения учителя, где он сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации и только затем, как вывод из сказанного, называет отметку.
Не допустить замыканий интересов школьников на отметке и других внешних по отношению к учебной деятельности моментах. Необходимо способствовать перемещению интереса с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, на способы действия.
Учителю важно помнить, что время, когда возникает у школьника дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте. Между тем ориентация школьника на способы добывания знаний имеет прямое отношение к формированию приемов самообразования, овладение которым сегодня одна из основных задач школы.
Для восстановления мотивации учения неуспевающих школьников необходимо:
Максимум доверия к возможностям ученика
Дозированная помощь
Постепенное усложнение заданий
Во избежание снижения учебной мотивации у хорошо успевающих школьников (при наличии постоянного и легкого успеха) формировать восприятие ими учения «как труда, требующего затраты определенных усилий» (В.А. Сухомлинский).
В сложных случаях, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению, требуется индивидуальный анализ и не только педагогическая, но и психологическая коррекционная работа.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧ-СЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Класс_______ Месяц_______ Год_______
№ | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Балл | Уровень учеб. мотивации |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
33 |
I — — %
II — — %
III — — %
IV — — %
V — — %
Анкета для определения школьной мотивации
1 | Тебе нравится в школе? | Да | |
Не очень | |||
Нет | |||
2 | Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | Иду с радостью | |
Бывает по-разному | |||
Чаще хочется остаться дома | |||
3 | Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался? | Пошел бы в школу | |
Не знаю | |||
Остался бы дома | |||
4 | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | Не нравится | |
Бывает по-разному | |||
Нравится | |||
5 | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | Не хотел бы | |
Не знаю | |||
Хотел бы | |||
6 | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | Не хотел бы | |
Не знаю | |||
Хотел бы | |||
7 | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | Часто | |
Редко | |||
Не рассказываю | |||
8 | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | Мне нравится наш учитель | |
Точно не знаю | |||
Хотел бы |
multiurok.ru