Архетип тень по юнгу: Архетип Тени. Архетипы Юнга — Психология

Содержание

Архетип Тени. Архетипы Юнга — Психология

ТЕНЬ – это архетип, который может быть противопоставлен Персоне.

Тень – это архетипическая фигура, которая все еще имеет персонификацию в самых разных формах.

Юнг называл Тень «альтер-Эго» («не-Я» или «анти-Я»). В первую очередь в архетип Тени входит то, что мы в себе не признаем и не хотим в себе видеть. Этот тезис очень хорошо накладывается на рассмотренную выше схему с четырьмя функциями сознания: если моя доминантная функция, которая структурирует мое сознание, то функция, которую я совсем не осознаю как раз- таки организует мою Тень. Если по доминантной функции я принадлежу к мыслительному типу, то у моей Тени автоматически будет доминировать область чувств – которыми я не владею, которые я не понимаю, и которые зарождаются во мне в самые неожиданные моменты. Этот неосознаваемый «глубинно разорванный мир чувств» каждый раз будет проявляться во мне как черт из табакерки.

По мере взросления Тень увеличивается. Если в молодости это относительно узкий слой (как и слой Персоны), то с возрастом он становится «шире, гуще и чернее». В искусстве фигура Тени является излюбленным мотивом и часто служит сюжетам многих произведений (самый известный пример – “Dr. Jeckyll and Mr. Hyde”). Как известно, отрицательных героев проще играть, чем положительных – это можно объяснить тем, что в Тени много взрывной энергии. По этой причине она завораживает.

Встреча с Тенью происходит тогда, когда мы начинаем себя осознавать

Это очень тяжелый этап в нашей жизни, когда мы понимаем, что мы не то, что мы думали о себе. Юнг: «Если мы рассмотрим Тень в индивидуальном аспекте, то она отвечает за «личностную темноту». Это те содержания, которые в течение нашей жизни были вытеснены, отброшены и не допущены до сознания. Это то, что Фрейд называл Бессознательным – все негодное и отброшенное, все то, что мы не хотим видеть.

Если мы рассматриваем Тень в коллективном аспекте, то она отвечает за общечеловеческую «темную сторону» в нас – присущую каждому человеку структурную готовность к чему-то дурному и темному».

В одной из своих теологических работ Юнг писал, что каждый истинный христианин должен понять, что это не кто-то распял Христа, а это он виноват в этом. Одним из способов разбирательства с Тенью Юнг считает индивидуальную исповедь, отмечая, что католикам очень повезло в том, что в их конфессии есть такое явление.

Присущую протестантизму коллективную групповую исповедь Юнг считает неспособной справиться с задачей просветления собственной Тени – ибо никто не хочет сталкиваться со своим грехом. Мы всеми силами стараемся удерживать себя на плаву, относиться к себе хорошо и как-то ценить себя. Но при этом человек должен понимать и осознавать свою структурную готовность к дурным поступкам и стремлениям.

Как и в Персоне, в Тени также можно выделить гендерную определенность. Если в Персоне я больше женщина, то в моей Тени будут преобладать маскулинные интенции, предрасположенности и способы реагирования. Я могу ничего не осознавать, но при этом реагировать на какого- то человека или какую-то ситуацию теневым способом.

Как может проявляться Тень?

Прежде всего – в проекции на конкретного человека. Например, кто-то мне не нравится настолько, что я готов перегрызть ему горло, освежевать, замесить и нарубить. На самом деле, в данной ситуации я проецирую на него собственную Тень. Соответственно, о свойствах собственной Тени мы можем догадываться по тому, что нас особенно бесит в окружающих. И эта теневая часть связана с Персоной – они соотносятся как полюса одной шкалы. Если взять другой полюс того, что я особенно ненавижу, я получу то, что я особенно ценю.

Допустим, в Персоне человек активный, работящий и не знающий покоя, а в Тени он же – ленивое, расслабленное и инертное существо. Что характерно: теневые качества особенно ярко проявляются тогда, когда человек находится «в регрессе». Иными словами, когда человек не может удержать свою Персону, из него начинает хлестать его Тень. Если мы на кого-то проецируем свою Тень, то мы можем понять что-то и про себя. Мораль: если ты что-то очень сильно ненавидишь, то ты должен понять, почему ты это так сильно ненавидишь. В этом смысле очень добрый человек может иметь совсем не добрую подноготную. Вспомнить большинство маньяков – «в миру» это обычно тихони, которые и мухи не обидят. Особенно ярко этот контраст проявляется в архетипе Матери: самые добрые и лелеющие мамаши зачастую оказываются и самыми деструктивными, «пожирающими». В тихом омуте известно что водится. Чем больше «добра» из Тени человек вытащил на поверхность – тем более гармоничным он становится, делая свои теневые проявления управляемыми.

Наша Тень также может проявляться в сновидениях

Юнг приводит такой пример: «Одна пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о ней весьма неблагоприятные сны – та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак, то как преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь – и своими нежностями так ослепила ее, что дочь оказалась не в состоянии сознательно разглядеть вредоносное влияние матери, почему Бессознательное и занялось компенсирующей критикой матери». «Каждому из нас свойственно желание освободиться от своей Тени.

Тем не менее, мы должны понимать, что за каждым из нас по пятам следует своя Тень. Чем меньше воплощена она в сознательной жизни индивида, тем чернее и гуще она. Если бы вытесненные тенденции Тени были бы просто чем-то злобным, то не было бы никаких проблем. Однако Тень, как правило, есть лишь нечто никчемное, никудышное, примитивное, негодное и досадно щекотливое – но никак не абсолютно злое.

Однако Тень также содержит в себе ребяческие примитивные свойства, которые чуть ли не подкрепляют и приукрашивают человеческое существование

Подавление Тени является столь же эффективным целительным средством, как и обезглавливание в случае головной боли». Если неполноценность осознается, то всегда имеется шанс ее коррекции. И все же неполноценность постоянно входит в соприкосновение с нашими интересами, и посему она неизменно подвергается модификации. Если она изолирована и вытеснена из сознания, то ее никогда нельзя корригировать. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы понимать, где мы так сказать «не вполне».

У социопатов Тень проявляется более отчетливо, чем это бывает в норме. Они просто не удерживают Тень. Есть также понятие «белой Тени» – это когда на поверхности мы плохие, а Тень – белая и пушистая. Отсюда же соотношение садо/мазо – на поверхности садист, а в душе мазохист.

Конфронтация с Тенью или осознание своей Тени означает «критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности». Мы боимся своей Тени, потому что это – наша Ахиллесова пята. Люди боятся своей слабости, не хотят признавать ее – и предпочитают изображать себя в Персоне сильными, крепкими и устойчивыми.

Кроме индивидуальной Тени у человека есть коллективная Тень.

Первейший вариант коллективной Тени – это Чѐрт. Для того чтобы убить свою Тень и совладать со своей Тенью у нас существуют разные мифы, например – героические. Стандартный героический миф – это миф, в котором герой должен убить чудовище.

Убить чудовище – значит победить свою Тень. Не просто убить и обезглавить – ассимилировать. В решающей схватке герой оказывается проглоченным чудовищем, однако внутри чудовища он начинает по-своему разбираться с бестией, пока эта тварь плывет на Восток, к восходящему солнцу. Погруженность в Тень – ужасное состояние. Не стоит путать погруженность в Тень с захваченностью Тенью – если первое ближе к депрессии, то второе – к психозу.

Будучи внутри чудовища, герой отсекает у него часть жизненно важного внутреннего органа – например, сердца. Тем самым он убивает чудовище, которое прибивается к берегу, где герой, тем самым заново рожденный, выходит наружу – нередко со всеми, кого чудовище проглотило до него. Таким образом, как только мы разобрались с Тенью, мы освобождаем большие жизненные силы, получая энергию либидо, заключенную в Тени. Мы находим подход к разрешению инкапсулированных токсичных комплексов – и они больше не отравляют нашу психику своим инфильтратом. Происходит этакая «чистка пор», и они начинают пропускать энергию.

У юнгианцев есть такое понятие, как завороженность Тенью. Дело в том, что в Тень инвестировано большое количество либидо. Человек может идентифицировать себя с антигероем, а то и со злодеем. Социопаты часто бывают захваченными Тенью – ее части начинают попадать в Персону.

При этом в их Тени несложно будет заметить что-то доброе и светлое. По той же причине негодяи оказываются очень нежными людьми. Например, хорошо известно, что Гитлер очень любил животных и даже мог всплакнуть над кошечкой, сломавшей лапку. Огромное количество энергии либидо, заключенное в Тени, способно притягивать и завораживать других людей. Это в какой-то степени объясняет наличие в нашей жизни организованных преступных группировок и почти полное отсутствие «организованных группировок по деланию добра». Добро делают в основном индивидуально, а зло – сообща.

Проживание каких-то нежелательных для себя черт – это неотъемлемый этап работы с Тенью. Проработка Тени обычно является первым этапом психотерапевтической работы – обычно очень тягостным. Психотерапия способствует этому процессу, но, в теории, человек может справиться и самостоятельно.

Для каждой культуры характерны свои теневые символы. Например, в Северной Америке – это негр. Еще в 20-е годы Юнг в одной из своих ранних работ отмечал, что у американцев в третьем поколении меняется форма черепа – она становится близкой к форме черепа коренного жителя Америки – индейца. Современные исследования отмечают ту же закономерность – черепа проявляют тенденцию к удлинению по направлению к затылку, что характерно для индейцев.

По этой причине индейцы в Америке считаются архетипом Самости – как носители духа, семени и мудрости земли. А негры считаются архетипом Тени – потому что они, будучи рабами, в массе своей «импортировались на североамериканский рынок» без отцов. Если рассматривать Бессознательное в широком символическом смысле как Мать, из которой рождается сознание, то само сознание – это Отец. У негров нет отца, соответственно, они – сплошное Бессознательное. В России в качестве подобной теневой символики можно рассматривать Кавказ. В Европе же это любая скотина. Проявлениями Тени в сновидениях могут быть разные пакостные животные (козѐл, жаба и прочее).

Юнг много занимался алхимией, где очень мощно представлен аспект Тени. Он считал алхимию в целом теневым дополнение христианской доктрины. Алхимики делали золото и искали философский камень – а в терминах самого Юнга обретение философского камня равносильно обретению Самости. В своих изысканиях алхимики использовали разные вещества, которые имели несколько рядов смыслов и вариантов интерпретации.

Первым этапом алхимического деяния была меланхолия или «долгий путь» – это этап осознания своей собственной Тени. Это соприкосновение с собственной Тенью. На этом этапе адепт должен был развести огонь под запаянной ретортой с водой. Он должен был поддерживать огонь таким образом, чтобы вода испарялась, поднималась наверх, конденсировалась и опускалась вниз – и должен был делать это 40 дней и 40 ночей. Здесь адепт может уйти в две крайности:

  1. Отчаяться, что ничего не происходит – и перестать разводить огонь, потеряв всякое желание что-то делать – это уныние, которое часто постигает людей на собственном пути осознания Тени, в т. Ч. В процессе психотерапии. Человек понимает, что путь, который ему предстоит пройти – бесконечен, а результатов нет никаких. Делать что-то, ничего не получая – это и есть проработка нашей Тени;
  2. Адепт может возжелать, чтобы что-то изменилось побыстрее – и тогда он разведет слишком сильный огонь и колба треснет – это компульсия.

И только если адепт не впал в уныние и не угробил колбу в этой колбе появляются девы и начинается процесс алхимического деяния. Этот этап алхимии Юнг называет nigredo («чернота») и сравнивает с состоянием меланхолии (здесь он ссылается на известную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия»). Это не столько деяние, сколько переживание собственных тягот. Юнг говорил об исключительной важности осознания своей Тени – это не только обеспечивает прохождение пути индивидуации, но и способствует разрешению общечеловеческих проблем. Это действительно очень сильное разочарование в себе, кризис, практически жизненное крушение. Задача человека – получить из nigredo золото.

«Конфронтация с Тенью означает критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности. Тень, благодаря проекции, неизменно появляется в виде переноса на объект, поэтому всегда виноват другой, именно в том случае, если сознательно не признано, что темнота находится в нас самих. Осознание Тени в ходе аналитической работы должно, поэтому, принимать в расчет величайшее сопротивление со стороны анализируемого, который часто совершенно не в состоянии это перенести и принять все темное, мрачное в качестве чего-то, что в равной мере принадлежит ему самому. Такой человек постоянно боится увидеть, как под грузом этого познания рушится знание его сознательного Эго, которое он с таким трудом поддерживал.

Тем не менее, нам необходимо испить эту горькую чашу до конца. Но именно после того, как мы научимся отделять себя от нашей Тени, признавая ее реальность, мы должны быть готовы к тому, что это познание поможет нам увидеть и уладить разбирательства с прочими парами противоположностей нашей психики. Только после этого наступает объективная установка по отношению к собственной личности, без которой нет продвижения к целостности. Если некто представляет собой человека достаточно отважного для того, чтобы принять на себя все без исключения свои проекции, то получится индивид, который в значительной мере осознал свою Тень.

Такой индивид, конечно же, нагружается новыми проблемами и конфликтами. Он становится сам для себя весьма серьезной задачей, потому что отныне он уже более не вправе говорить что другие делают то или иное, что другие допускают ошибку, и что с другими следует бороться. Он живет в доме раздумий о себе, в доме внутреннего сосредоточения. Такой человек знает, что-то, что случается в мире, происходит равно и в нем самом. И только тогда, когда он научится совладать со своей собственной Тенью, он сделает для мира нечто существенное – ведь ему удалось хотя бы на толику ответить на неразрешимые колоссальные вопросы нашего времени».

Юнг полагал, что если кто-то в семье проходит через кризис, связанный с одолением Тени, это влияет на всех членов семьи. Люди, которые проработали себя внутри себя и ассимилировали свою Тень, без осуждения принимают теневые проявления окружающих, и тем самым они более гармоничны.

Про Персону здесь

Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер

Рубрики : Лекции, Последние статьи, Психология, Публичные лекции


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.

Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:

«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .

Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:

«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»

Почему так важна «очная ставка» с Тенью?

Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.

Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.

В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.

Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.

«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).

Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.


Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Карл Юнгпсихологияпубличные лекции

Похожие статьи

Объяснение архетипа

Shadow | Карл Юнг

Каждый носит тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благим намерениям. – Карл Юнг.

Изучение своей тени может привести к большей подлинности, творчеству, энергии и личному пробуждению. Этот интроспективный процесс необходим для достижения зрелости (что случается реже, чем многие думают).

Итак, что такое тень? Его можно описать как неизвестную темную сторону личности. Тень является частью проекции, вы отрицаете существование всего того, что презираете в себе, приписывая это другим. Итак, какие бы качества мы ни отрицали в себе, мы видим в других.

Неизвестная темная сторона личности

Тень – это моральная проблема, которая бросает вызов вашему эго, она затрагивает самые глубокие корни вашей личности. Чтобы осознать это, вы должны осознать темные аспекты своей личности как присутствующие и реальные.

Ибо человек не становится просветленным, воображая образы света, а делая тьму осознанной, то есть сталкиваясь с тенью.

Чтобы стать лучшей версией себя, приблизившись к своему истинному я, необходимо интегрировать те элементы своей психики, которые были подавлены и, таким образом, сформировали вашу тень.

Это все элементы, которые общество считает аморальными, даже если они могут быть полезны для вас. Все, что мы отрицаем в себе, что мы воспринимаем как низшее, злое или неприемлемое, становится частью тени. Весь гнев, эгоизм, жадность и зависть внутри нас порождают негодование и подавление, делая наши тени больше, темнее и сильнее. Чтобы избежать этого, мы должны развивать такие добродетели, как умеренность, терпение, благодарность и смирение.

Будь смиренным

Очень возможно, что когда мы подвергнемся исследованию своей тени, мы, вероятно, обнаружим, сколько лицемерия, самодовольства и страха есть во многих моральных аспектах, которым мы подчиняемся, даже в тех, которые продиктованы социальными нормами.

С нашими прошлыми инцидентами и нашими нынешними желаниями, только приложив значительные усилия, мы можем отделиться от тени. Если речь идет о неврозе, мы неизменно имеем дело со значительно усиленной тенью. И если такой человек хочет вылечиться, необходимо найти способ, при котором его сознательная личность и его тень могут сосуществовать вместе.

Тень играет важную роль в общей психике, и слабая адаптация может привести к тому, что станет пассивной жертвой собственной тени , постоянно беспокоясь о том, что, по вашему мнению, думают о вас другие люди. Вы становитесь ходячей персоной, надевая маску в социальных средах, скрывая истинную природу себя. Это особенно актуально сейчас, в эпоху социальных сетей, когда мы показываем только приятные моменты и основные моменты нашей жизни. Таким образом, можно сказать, что «Персона — это то, чем на самом деле не являешься, но кем себя и другие считают собой ».

Вследствие того, что мы действуем с нашим фальшивым «я» и подавляем наши настоящие намерения, мы остаемся послушными и, возможно, симпатичными, однако это происходит за счет нашей собственной психической устойчивости и ограничивает наше самосовершенствование и рост.

Это ты должен интегрировать свою тень, а не наоборот. В противном случае вы станете рабом своей автономной тени.

Мы подавляем не только негативные элементы нашей жизни, но и позитивные аспекты: нашу честность, креативность, соперничество – их нужно вызволить из нашей темной тени.

Как мы можем вернуть эти достоинства? С мифологической точки зрения действовать как герой будет действовать.

Герой тот, кто побеждает дракона, а не тот, кого он пожирает, только тот, кто рискнул сразиться с драконом и не побежден им, обнаруживает спрятанное сокровище.

Будь героем

Он один имеет право претендовать на самоуверенность, поскольку столкнулся с темной почвой своего «я» и тем самым обрел себя. Все, что угрожало ему изнутри, он сделал своим, обретя право верить, что сможет преодолеть все будущие угрозы теми же средствами. Он достиг внутренней уверенности, которая делает его способным полагаться на себя.

Уверенность в себе является ключевой частью того, что Юнг называет индивидуацией или самореализацией, продолжающимся всю жизнь процессом выделения себя из сознательных и бессознательных элементов каждого человека, максимизирующего свой человеческий потенциал. Это он считал главной целью психологического развития человека.

Индивидуация

Представьте, что у вас был довольно враждебный отец, который не очень хорошо контролировал свою агрессию, в остальном порядочный человек. Ваша реакция такова: «Я никогда не буду агрессивным», и вы строите моральную структуру, которая является частью вашей личности, лишая идею агрессии какой-либо этической полезности.

Когда Ницше сказал, что Нравственность есть трусость , он имел в виду, что большая часть того, что люди называют моральной добродетелью, — это просто их страх сделать что-то, что они действительно хотели бы сделать, но что общество сочтет неприемлемым.

Дело не в том, что человек хороший и никому не делает больно, а в том, что человек боится сделать кому-то больно, а потому не хочет признать, что боится, утверждая, что он нравственный, маскируя свой сущностный страх и трусость под видом морали.

Быть безобидным и быть нравственным — далеко не одно и то же. Эта упрощенная версия морали мешает вам проникнуть в более глубокие части вашей психики, отрицая в себе худшее, вы предотвращаете возможность лучшего.

Мир унаследуют те, у кого есть оружие и возможность его использовать, но он решил держать его в ножнах. Те, кто способен на силу, но решает не применять ее, находятся в правильном моральном положении.

Никто не может достичь цельности личности без интеграции своей способности к агрессии. Идея Юнга об интеграции тени, особенно в идее зла, частично исходила из опыта того, что произошло в нацистской Германии и во время Второй мировой войны.

Что делать с агрессивной и злобной частью? Вы не можете просто оставить его позади себя, его существование необходимо признать и воплотить в жизнь, иначе оно будет таиться в бессознательном и, в конце концов, нападет как автономное существо, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Чтобы получить более глубокое представление, настоятельно рекомендуется прочитать Собрание сочинений Юнга, том. 9 – оба Часть I: Архетипы Коллективного Бессознательного и Часть II: Эон: Исследования Феноменологии Самости.

Помимо психотерапии и разговоров с друзьями или членами семьи о том, какой они вас представляют, вы должны заметить и обдумать свое негодование и решить, что вам нужно сделать, чтобы избавиться от него. Радикальная честность и искреннее моральное усилие — хорошие заменители психотерапии.

Допустим, вы идете на вечеринку и пытаетесь произвести впечатление на присутствующих, вы пытаетесь понравиться им. Может быть, ты немного напьешься и посмеешься над какими-нибудь шутками, пойдёшь со всеми так, чтобы ты им понравился, а потом поедешь домой. Теперь вы горько обижены на то, как с вами обошлись на этой вечеринке, что вызовет в вашем воображении всевозможные сожаления, агрессивные и мстительные мысли.

Первая часть проблемы в том, что вы действовали как ваша Персона, жертвуя собой на вечеринке, чтобы понравиться людям. Вторая часть заключается в том, что вы отказывались признать существование тех элементов в себе, которые фактически защитили бы вас от этого.

Теперь ты дома, и ты вся озлоблена и обижена, и у тебя есть фантазии о мести. Это раскрывает вам агрессивную теневую часть вас, присутствующую в каждом человеке, но если бы вы более успешно интегрировали тень в свою личность, вам не пришлось бы позволять людям относиться к вам по-разному, чтобы заставить их полюбить вас. .

Горький и обиженный

Но большинство людей уже усвоили мораль, которая гласит:

«Ну, я должен быть симпатичным, и я не должен делать ничего, что вызывает какие-либо конфликты, я никогда не должен обижать чьи-либо чувства».

В этой ситуации нет интеграции тени.

Обида — хорошая эмоция для установления контакта с теневой стороной, она показывает, что вы либо незрелы и вам следует перестать ныть и заниматься своими делами, либо что люди действительно слишком много подкалывали вас , значит, вам есть что сказать, но вы не хотели или не знаете, как сказать.

А для того, чтобы постоять за себя, вы должны знать, когда вы можете обнажить свое оружие и дать понять другим, что вы готовы его использовать, это опять же может быть чем-то, что нарушает вашу мораль. Однако, когда вы можете это сделать, вам, как правило, не нужно, но они должны знать, что вы можете.

Итак, каким будет практический подход к интеграции вашей тени?

Эта практика известна как теневая работа . Самосознание, наблюдение за своими эмоциональными реакциями, абсолютная честность и запись своих мечтаний и открытий — основные части работы с тенью.

Интегрированный человек — это не тот, кто просто исключил из своей жизни чувство вины или чувство тревоги, кто бесстрашен и деревенен. Это человек, который все это чувствует, но не имеет упреков себе за это.

Интеграция вашей тени должна быть процессом на всю жизнь; это поможет вам приблизиться к самореализации. Улучшение не только себя, но и ваших отношений, вашего восприятия, вашей энергии и физического здоровья, вашей зрелости и вашего творчества.

«Нет света без тени и психической целостности без несовершенства».

Купите книги!

Часть I: Архетипы коллективного бессознательного

Часть II: Aion: исследования феноменологии личности

Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках без каких-либо дополнительных затрат для вас.


Теневой архетип Юнга

Увековеченная поддержка

Ko-fi

Patreon

YouTube


Купить Официальный мерч

Redbubble

Spring


«Комната без книг — как тело». — Cicero

Список великих книг


Сообщество Discord

Присоединяйтесь к Discord


Подписывайтесь на Eternalised в социальных сетях!

Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать Eternalized на Patreon!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теневой архетип — темная сторона вашей психики

5 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 26 сентября 2022 г.

Согласно аналитической психологии Карла Юнга, теневой архетип представляет «темную сторону» вашей личности. Это бурный подмир души, где ты хранишь самую примитивную часть себя. Эгоизм, подавленные инстинкты и «несанкционированное» «я», отвергаемое вашим сознанием. Это та часть, которая похоронена в самых глубоких тайниках вашего существа.

Вы, наверное, уже слышали об этом понятии. Идея теневого архетипа знакома , и психологи до сих пор используют ее, говоря о конфронтации. Это относится к ощущению внутреннего конфликта, которое вы иногда испытываете, когда расстроены, напуганы, неуверенны или злы.

«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной».

-Карл Юнг-

Однако не забывайте, что идея, сформулированная Юнгом в его работе над архетипами, уже исторически и культурно присутствовала в нашем обществе. Понятие тени или темной стороны — распространенная двойственность. Это даже вдохновило Роберта Льюиса Стивенсона на написание его классического романа «Доктор Джекил и мистер Хайд». Стивенсон, конечно, написал этот роман задолго до того, как Юнг разработал свою теорию теневого архетипа.

Все, что ваше образование и моральные нормы общества говорят вам о «плохом», является частью вашей тени. Однако нехорошо видеть эту внутреннюю динамику предосудительной или опасной. Такое мышление может привести вас к мысли, что у вас внутри есть свой собственный «Хайд», пытающийся выбраться наружу.

Сам Юнг объяснил, что существуют разные типы теней. Он сказал, что один из способов достичь благополучия, исцеления и личной свободы — противостоять им и осознавать их.

Теневой архетип – темная сторона человека

Теневой архетип тесно связан с фрейдовской концепцией подсознания. Однако у него есть уникальные аспекты, которые значительно отличают его от этой идеи. Эти уникальные аспекты также обогащают концепцию Юнга. Не забывайте, что интеллектуальный роман между Фрейдом и Юнгом со временем значительно остыл. Настолько, что Юнг назвал отца психоанализа «трагической фигурой, великим человеком… но я не могу согласиться с его терапевтическими методами».

Юнг разработал свой собственный метод – аналитическую психологию. Он отверг кушетку и асимметричные отношения между терапевтом и пациентом. Юнг предпочитал терапию, основанную на беседе. Он считал, что терапия должна углубляться в структуру психики и бессознательного, где обитают архетипы. Из всех архетипов наибольшую терапевтическую ценность, несомненно, имел теневой архетип . Давайте узнаем характеристики этого архетипа…

Тень, известное, но подавленное присутствие

  • Термин «тень» Юнг позаимствовал у Фридриха Ницше.
  • Эта идея представляет скрытую личность, которая есть у каждого человека. Внешне большинство из нас кажутся (и считают себя) хорошими и добрыми людьми. Однако есть части нас, которые подавлены. Это унаследованные инстинкты, которые иногда скрывают насилие, гнев и ненависть.
  • Архетип тени существует не только у отдельных людей. Группы людей (секты, религиозные группы, политические партии) также могут иметь теневой архетип. Эти группы могут в любой момент показать свою темную сторону, чтобы оправдать насильственные действия против человечества.
  • Чем больше мы подавляем тень, тем более разрушительной, коварной и опасной она становится. Согласно Юнгу, когда мы подавляем его, он может «проецироваться» и проявляться в форме невроза или психоза.
  • Точно так же Юнг выделил две типологии внутри теневого архетипа. Первая — личная тень. Это то, что есть у всех нас, со всеми нашими маленькими разочарованиями, страхами, эгоизмом и общим негативом. Другая — безличная тень. Он содержит в себе наиболее архетипическую сущность зла и сопутствует геноциду, беспощадному убийству и т.п.

«К сожалению, нет никаких сомнений в том, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Если неполноценность сознательна, всегда есть шанс ее исправить. Более того, он постоянно находится в контакте с другими интересами, так что постоянно подвергается модификациям. Но если оно вытеснено и изолировано от сознания, оно никогда не исправится. Более того, оно может вспыхнуть в момент неосознанности. Во всяком случае, это бессознательная загвоздка, блокирующая самые последние попытки».

-Карл Юнг-

Как я могу смотреть в лицо собственной тени?

Вы можете подумать, что теория теневого архетипа интересна. В этом есть свое очарование, своя метафорическая сущность и некий мистицизм. В этом рисунке мы видим отражение классически табуированного. Он представляет зло и зловещую сторону человеческой личности, которая всегда вызывает у нас интерес. Но  есть ли что-то в этой теории, что мы можем применить к нашей повседневной жизни?

Ответ «да». Юнг напоминает нам об этом в своих письменных трудах, таких как «, , , архетипы и коллективное бессознательное». Он говорит, что наша задача в жизни — полностью принять себя и интегрировать свою «тень» в нашу личность. Таким образом, мы можем осознавать это и работать с этим лицом к лицу. Игнорирование этого и позволение ему оставаться в бессознательном может лишить нас равновесия и возможности быть счастливым.

Не забывайте, из каких вещей состоит понятие, которое мы называем «тенью». Там мы находим наши страхи, наши прошлые травмы, разочарования, которые отравляют нас, и мечты, которые так и не сбылись из-за нашей собственной нерешительности. Если мы спрячем всех этих внутренних демонов, они станут более свирепыми. Если мы заставим их замолчать, они в конечном итоге будут контролировать нас. Они будут создавать образ нас самих, который нам не нравится или с которым мы не согласны.