Архетип юнг: Как теория архетипов Карла Юнга применяется в построении личного бренда? — Juliya Lomova на vc.ru

Как теория архетипов Карла Юнга применяется в построении личного бренда? — Juliya Lomova на vc.ru

Успешные маркетологи и специалисты по продажам часто используют психологию в своих инструментах привлечения внимания аудитории.

211 просмотров

Нейромаркетинг и бессознательное стали уже не просто трендом, а необходимым инструментом в крупных рекламных кампаниях. Эти же инструменты используют известные личности, выстраивая свой образ перед аудиторией.

Один из этих инструментов — это теория архетипов Карла Юнга. Юнг утверждал, что бессознательная психика человека делится на личное и коллективное. Коллективное бессознательное — то, что сформировалось в результате воспитания и социализации. И эту систему Юнг представлял как набор архетипов.

Архетип — это такой психоэмоциональный образ, с помощью которого проявляется и передается накопленный опыт людей. Например, в любой культуре мама — это женщина, которая проявляет заботу, любовь, излучает душевное тепло, уют и безопасность. Уже нарисовали себе в голове картинку? Вот в этом едином узнаваемом образе с набором ассоциаций и есть особая механика архетипов. Юнг считал, что есть бесконечное число архетипов.

Типологию из 12 архетипов описали Маргарет Марк и Кэрол Пирсон в своей книге «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Подача этой идеи в том, что акцент делается на желаниях аудитории/клиента: визуальные и поведенческие коды персоны затрагивают подсознание и обещают воплотить потребности. На примерах авторы книги доказывают, что такая работа с подсознанием действует эффективно и очень естественно. Эта работа и легла в основу, которая сейчас активно используется маркетинговыми компаниями.

Переводя на простой язык, за счет этой типологии можно добиться того, чтобы аудитория считывала ценности, продукт и потребность, которую продукт/услуга может закрыть, на бессознательном уровне. Согласитесь, классно продавать не продавая и привлекать ту аудиторию, которой вы или ваш продукт потенциально интересен.

Это и есть главная фишка использования архетипов в маркетинге.

Прелесть использования архетипов в целостности картинки, которая создаётся. 12 универсальным архетипам соответствуют потребности и мотивы, которые успешно используют, например, в рекламе. Конечно, один архетип редко используется в личном бренде в чистом виде, чаще всего это симбиоз двух или трёх архетипов. Листайте карусель — подготовили для вас удобную инфографику описания архетипов с примерами.

Стоит дополнить, что применение архетипов при выстраивании личного бренда делает продвижение более органичным. Из расшифровки станет понятно, какие смыслы характерны для эксперта, какая визуальная концепция ему понравится, какие темы освещать интересно, а какие стоит обходить стороной. Такой естественный интерес исключает выгорание и сокращает согласование до минимума.

Как в агентстве INSTFORMATION сработала эта теория на практике?

В 2020 году мы впервые решили использовать теорию архетипов при выстраивании стратегии продвижения личного бренда. Задача клиента состояла в изменении репутации в отдельно взятой стране.

Изначально образ клиента был достаточно суровым: бизнес, спортивная стрельба, прямолинейность, порой резкий стиль общения, высокие требования, упорство в борьбе за справедливость. Но за 2,5 года работы у нас шаг за шагом получалось спроецировать в медиапространство четкий образ харизматичного эксперта по недвижимости, который с уверенным спокойствием выражает своё мнение, достойно борется с несправедливостью вокруг себя, поддерживает и излучает надёжность. При этом образ сурового бизнесмена больше не отпугивает: клиент обаятельно и с юмором показывает свою жизнь, любимых котов и даже конфликтные ситуации может преподносить креативно и иронично. Использование архетипов помогло создать визуальный контент, который тоже будет попадать в цель и вызывать нужные ассоциации.

Использование теории архетипов позволило привлекать аудиторию, которая разделяет ценности и взгляды, или же, как это часто бывает, тех, кто не согласен, но с интересом наблюдает. Освещаемые темы в соцсетях интересны самому клиенту, поэтому не возникает сложностей в количестве контента. Кроме того, команда проекта вплела потребность выражать свое мнение по острым вопросам в линию контента. Результат — изменение репутации, многочисленные запросы из СМИ и с телевидения.

Сейчас аудитория в социальных сетях действительно вовлеченная, которая симпатизирует, доверят и желает вести с ним коммуникацию:

• INSTAGRAM — 7,2тысячи подписчиков

• YOUTUBE — 2,77 тысячи подписчиков

• TIKTOK — 26,5 тысячи подписчиков

*важно, что аудитория достаточно узкая: русскоязычные в Эстонии с общим с населением 1,3 млн.чел и русскоязычные, интересующиеся жизнью и бизнесом в Эстонии.

После успешного применения теории архетипов в построении личного бренда в агентстве Instformation мы ввели тестирование, расшифровку и ключевые моменты позиционирования по системе архетипов для всех клиентов, которые обращаются за развитием личного бренда. Успешно применили эту систему для коуча, дизайнера, бизнес-наставника, финансового консультанта.

Опыт агентства мы упаковали в продукт «Архетип личного бренда», который является отправной точкой для выстраивания позиционирования личного бренда.

Это возможность:

  • узнать больше о своих сильных сторонах
  • получить органичную визуальную и стилистическую концепцию, которая позволяет привлекать целевую аудиторию
  • понять, какие темы в контенте органичны и стоит поднимать, а какие нельзя, т. к. они навредят вашему личному бренду
  • постоянно создавать уникальный и интересный контент — легко и без выгорания
  • получить список якорей для создания визуального стиля
  • узнать, как создать единую картинку для всех источников касания с аудиторией
  • повысить конверсию в подписчика и продажу
  • получить логичные и понятные референсы для проведения фото- и видеосъёмок

Это в конечном итоге позволит усилить существующий или создать успешный личный бренд.

Также в «Архетип личного бренда» мы включили маркетинговые инструменты и привели примеры их использования для достижения коммерческих целей.

Оставить заявку и узнать, как «Архетип личного бренда» поможет вам, или купить расшифровку с выгодой 5000 ₽, применив промокод ARHETIP22, можно на сайте тут.

Продвижение от сердца, INSTFORMATION

что это такое? Базовые архетипы по Юнгу

На протяжении восьми часов сна мы видим минимум пять сновидений. Приятные, тревожные, красочные, бесцветные, кошмарные и пророческие сны – все это послания нашего бессознательного. Иногда их хочется забыть, но чаще – расшифровать. Рассказываем о Юнгианской интерпретации сновидений, многослойности бессознательного, и том, какой опыт упакован в архетип Ребенка, Матери, Отца, Героя и Бабы Яги.

Что такое архетип?

Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным. Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания.

Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах.

Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».

Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:

  • Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).
  • Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.
  • Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).
  • Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.
  • Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).
  • Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).

Карл Густав Юнг: патриарх аналитической психологии.

На фоне других блистательных ученых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг поражает своей продуктивностью. Заслуга Юнга в том, что углубил и расширил фрейдовскую теорию о влиянии бессознательного на действия человека, описал многослойность психики, ввел понятия архетипа и психологического типа в область медицины, психологии и психиатрии. Основным вкладом Юнга в аналитическую психологию стало то, что он наделил архетипы психологическим смыслом и сделал их паттернами (образцами) человеческого восприятия.

Пройти тест на тип личности

В рассуждениях о «коллективном бессознательном» и «личном бессознательном» Юнг также ссылается на древних философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина. Но в своих работах он называл два вида бессознательного не конфликтующими, а взаимодополняющими структурами. По Юнгу:

  • Личное бессознательное – неосознаваемое содержание психики, которое черпает знания из индивидуального опыта человека.
  • Коллективное бессознательное – более глубинный слой, где «складируются» первичные образы-архетипы, существовавшие с незапамятных времен.

Сам по себе архетип и заключенную в нем силу нельзя однозначно назвать позитивным или негативным: важно, как их направить. Особенно в маркетинге, где зашифрованные послания стабильно увеличивают процент неосознанных покупок.

Архетипы в брендинге.

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик.

Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.

Архетипы, как универсальный способ общения с подсознательным, помогают распознать цели популярных брендов:

  • Coca-Cola (Ребенок+Славный Малый): транслирует ощущение праздника, сопричастности к искренним и теплым взаимоотношениям.
  • Детское питание Nestle (Ребенок+Мать): транслируется забота о здоровье малыша, бескорыстная любовь, гармония и умиротворенность.
  • Косметика Lancome (Персона+Дива): транслируется сопричастность к высокой моде, образ королевы.
  • Gillette (Мачо+Герой): транслируется образ супермена, способного взглядом поразить женщину, отважного героя в сопровождении прекрасной спутницы.

Теория полезности архетипов эксплуатируется не только в рекламе. Ее используют при создании личного бренда: в подборе одежды, макияже, прическе.

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

1. Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

2. Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

3. Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Как понять и расшифровать архетипы в сновидениях?

Зигмунд Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное», но видел в них, в основном, подавленные сексуальные желания. К. Г. Юнг рассматривал образы из сновидений как подсказки бессознательного, которые помогают раскрыть содержание душевной жизни. Архетипы наделены огромной энергией. Поэтому Юнг считал их глубинной силой и главным источниками сновидений.

Исследование снов позволяет расшифровать послания своего бессознательного. Но, прежде, чем включиться в эту интересную и непредсказуемую игру, стоит помнить:

  1. Бессознательное всегда общается собирательными образами. Архетипы в чистом виде в сновидения не входят – они соединяются с индивидуальным опытом, личным бессознательным и обрабатываются сознанием. Например, Зевс или Артемида редко снятся в классических образах богов. Они всегда наделены чертами или внешностью знакомых людей.
  2. Независимо от количества персонажей в сновидении, все они относятся к личности хозяина сна. Персонажами-посланиями могут стать люди, животные, предметы, транспорт, природа. Даже если во сне приходят знакомые люди – сон не про них, а про сновидца.
  3. Сновидение всегда провоцируются событиями предыдущего дня. Перед началом расшифровки стоит порыться в памяти, чтобы вспомнить об этом событии.
  4. Наиболее информативными считаются сновидения с повторяющимися сюжетами, кошмары или сны, вызывающие сильные эмоции.
  5. Случайных образов не бывает. В каждом заключен свой смысл и своя сила.
  6. Расшифровать послание сна может только его хозяин. При желании можно обратиться к психотерапевту, который подскажет общие принципы в работе со сновидениями.
  7. Подробности сна забываются очень быстро. Можно завести специальный блокнот и записывать в него сны сразу после пробуждения.

С точки зрения аналитической психологии сны – это спектакль о нас самих, рассказанный метафорическим языком. Цель сновидения – не в том, чтобы напугать, развлечь или успокоить сновидца, а обратить его внимание на «перекосы» в сознании и восстановить психическое равновесие.

Но юнгианский анализ не ограничивается толкованием сновидений. Аналитическая психотерапия основана на сходстве психологических ситуаций пациента с сюжетами сказок, мифов, легенд. Например, муж изменяет, потому что застрял в образе Героя Любовника. Или девушка страдает от комплексов, потому что видит себя в образе Царевны Лягушки. Юнгианский анализ помогает пациенту увидеть историю своей жизни, обнаружить внутренние архетипы и выстроить с ними гармоничные отношения. Метафоричность этого метода помогает работать с маленькими детьми и людьми, склонными к рефлексии.

Выводы:

  • Архетип – психические структуры, которые конденсируют опыт человечества и влияют на поведение людей на бессознательном уровне.
  • Каждый универсальный символ имеет свой глубинный смысл, но сознание человека дополняет его новыми элементами.
  • Расшифровка снов – это таинство, доступное только хозяину сновидения.

Пройти тест на психику

Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»

Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы в его работах Психея (1954).

Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.


Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.

12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .

Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.


Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и эннеаграммой — мистическая взаимосвязь.

У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.


Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):

  • Приказ → Для поддержания структуры в социальных условиях
  • Социальные сети → Для установления подлинных связей с другими людьми
  • Свобода → Освободиться от физических и психологических ограничений
  • 12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:

  • Создатель ( Заказ )
  • Исследователь ( Свобода )
  • Герой ( Эго )
  • Невинный ( Свобода )
  • Шут ( Социальный )
  • Любовник ( Социальный )
  • Волшебник ( Эго )
  • Участник ( Социальный )
  • Преступник ( Эго )
  • Линейка ( Заказ )
  • Мудрец ( Свобода )

  • Опекун

    Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.

    Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность
    Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью
    Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик


    Творец

    В любой момент времени у Творца в работе находится множество проектов. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.

    Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств
    Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации
    Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX


    Исследователь

    Исследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.

    Основная цель: Возможность свободно бродить и взаимодействовать с окружающей средой и открывать новые открытия
    Фатальный недостаток: Чувство незаземленности; постоянное чувство тяги к путешествиям
    Зависимость: смена работы, длительные путешествия, новые впечатления, гипернезависимость

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4


    Герой

    Герой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.

    Основная цель: Спасти день, человека или достичь цели всей жизни
    Фатальный недостаток: Туннельное видение, чтобы сосредоточиться на одной цели, страх неудачи нарциссизм

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант


    Невинный

    Широко раскрытые глаза и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении потенциальных угроз жизни в своей воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.

    Основная цель: Сохранить свое детское удивление и жизнерадостность, чтобы жить мирно
    Фатальный недостаток: Наивность и отрицание опасностей скрытых социальных ловушек
    Зависимость: Чрезмерное потребительство и зависимость от сладких кайфов
    Аналогично другим

    системы типологии личности: SP инстинктивный вариант


    Шут

    Шут, по сути, безрассудный, откровенный гедонист, который устраивает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — всего лишь иллюзии, разъедающие радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.

    Основная цель: Жить настоящим и наслаждаться жизнью без каких-либо умственных или физических ограничений
    Фатальный недостаток: Потеря самоконтроля и неспособность брать на себя ответственность за что-либо
    Зависимость: Галлюциногены, стимуляторы, депрессанты, адреналин спешка

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник


    Любовник

    Что за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.

    Основная цель: Испытывать чувство блаженства в своих отношениях
    Фатальный недостаток: Объективация других и проблемы с близостью
    Зависимость: Отношения, вожделение и склонность растворяться в другом к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 2, варианты инстинктов SX/SO


    Маг

    Как эмоциональный алхимик, Маг наполняет свой мозг психологическими тактиками и стратегиями, чтобы завоевывать друзей и в конечном итоге влиять на людей. Им нравится быть на высоте благодаря своей харизме и острому языку.

    Основная цель: Преобразование ситуаций и влияние на людей из их сути
    Фатальный недостаток: Склонность к обману и манипулированию другими для своих нужд
    Зависимость: Галлюциногены, колдовство, алхимия и вещества, изменяющие сознание

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 5, инстинктивные варианты SO / SX


    Участник

    Член сделает все, что в его воле, чтобы приспособиться и чувствовать себя в безопасности в обществе. Они ценят традиции, верность и безопасность. Когда они непреднамеренно высовываются, как рыба из воды, у них может развиться тревожное и компульсивное поведение.

    Основная цель: Принадлежать к обществу и органично вписываться в него; стремление к миру и безопасности
    Фатальный недостаток: использование в своих интересах, излишнее выпячивание
    Зависимость: удовлетворение потребностей каждого для поддержания своего социального статуса инстинктивный вариант, флегматик


    Преступник

    Правила созданы для того, чтобы их нарушать? Не обязательно, если только они не должны. Преступник стремится разрушить и заново изобрести колесо для законов, которые они лично считают неприемлемыми. Это часто приводит к хаосу, обману и беспределу для достижения своих целей ради лучшего будущего.

    Основная цель: Начать бунт или революцию, чтобы бросить вызов существующим нормам и принятым идеологиям
    Фатальный недостаток: Привычное разрушение и незнание закона; преступная деятельность
    Зависимость: проповедь свободы и нового мышления

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 8, Эннеаграмма 4, Холерик


    Правитель

    Правитель стремится навести порядок в мире. Они стремятся к жесткости и ответственности, чтобы полностью контролировать свою жизнь и диктовать, что следует, а что нельзя делать. Структура, по мнению Правителя, открывает путь к продуктивности.

    Основная цель: Поддерживать и поддерживать упорядоченную жизнь, оставаясь при этом под контролем
    Фатальный недостаток: Неспособность переваривать хаос или планировать спонтанность
    Зависимость: Контроль, непреклонное поведение и надвигающееся чувство элитарности
    90 Сходства к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 8, СО инстинктивный вариант, Холерик


    Мудрец

    Где понимание, там и покой. Мудрец ценит знания и мудрость превыше всего и пойдет на многое, чтобы получить в свои руки книги, опыт и подробные рассказы о прошлых событиях, чтобы по-настоящему понять мир.

    Основная цель: Достижение истины, мудрости и понимания жизненных тайн
    Фатальный недостаток: Отсутствие эмпатии, суждение и непрактичность
    Зависимость: Быть нравственно правильным и способствовать объективности во всех ситуациях системы типологии личности: Эннеаграмма 5, Эннеаграмма 1, SP инстинктивный вариант, Меланхолик/Флегматик


    Ссылки

    Bechter, Clemens & Farinelli, Giorgio & Daniel, Rolf-Dieter & Frey, Michael. (2016). Реклама между юнгианскими архетипами и индивидуальностью бренда. Административные науки. 6. 5. https://doi.org/10.3390/admsci6020005.

    Колман В. (2018). Важны ли юнгианские архетипы? Журнал аналитической психологии , 63 (3), 336–346. https://doi.org/10.1111/1468-5922.12414.

    Лафлин, Чарльз и Тиберия, Винченца. (2012). Юнгианские архетипы: к антропологии сознания. Антропология сознания. 23. https://doi.org/10.1111/j.1556-3537.2012.01063.x.

    Линденфельд, Дэвид. (2009). Юнгианские архетипы и дискурс истории. Переосмысление истории. 13. 217-234. https://doi.org/10.1080/13642520

    3833.

    Пун, Стивен. (2016). Проектирование архетипа бренда: изучение роли юнгианских архетипов коллективного бессознательного в творческой настройке брендов. Международный журнал социальных и гуманитарных наук Изобретение. https://doi.org/10.18535/ijsshi/v3i6.06.

    Валадас Понте, Д., и Шефер, Л. (2013). Карл Густав Юнг, квантовая физика и духовный разум: мистическое видение двадцать первого века. Поведенческие науки (Базель, Швейцария) , 3 (4), 601–618. https://doi.org/10.3390/bs3040601.

    Карл Юнг — Архетипы и коллективное бессознательное

    Архетипы и коллективное бессознательное
    (1968)
    Карл Юнг

    Почему первобытный человек зашел так далеко, чтобы описать и интерпретировать явления в мире природы, например, восход и заход солнца, фазы луны, времен года? Карл Юнг считал, что явления природы не просто помещаются в сказки и мифы как способ их физического объяснения. Скорее, внешний мир использовался для придания смысла внутреннему.

    В наше время, отметил Юнг, этот богатый кладезь символов — искусства, религии, мифологии — который на протяжении тысячелетий помогал людям понять тайны жизни, был заполнен и заменен наукой психологией. По иронии судьбы, учитывая заимствование древнегреческого термина, психологии не хватало понимания psyche,  или самости в самом широком смысле.

    Для Юнга целью жизни было увидеть «индивидуацию» этого «я», своего рода объединение сознательного и бессознательного разума человека, чтобы их первоначальное уникальное обещание могло быть выполнено. Это более широкое представление о себе также было основано на идее, что люди являются выражением более глубокого слоя универсальное сознание. Чтобы понять уникальность каждого человека, как это ни парадоксально, нам пришлось выйти за пределы личного «я», чтобы понять работу этой более глубокой коллективной мудрости.

    Коллективное бессознательное

    Юнг признавал, что идея коллективного бессознательного «принадлежит к тому классу идей, которые люди сначала находят странными, но вскоре начинают использовать их как привычные понятия». Ему пришлось защищать его от обвинений в мистицизме. Тем не менее, он также отметил, что идея бессознательного сама по себе считалась фантастической, пока Фрейд не указал на его существование, и она стала частью нашего понимания того, почему люди думают и действуют именно так, а не иначе. Фрейд полагал, что бессознательное — это нечто личное, содержащееся внутри индивидуума. Юнг, с другой стороны, рассматривал личное бессознательное как лежащее на гораздо более глубоком универсальном слое сознания, коллективное бессознательное – унаследованная часть человеческой психики, не развившаяся из личного опыта.

    Коллективное бессознательное выражалось через «архетипы», универсальные мыслеформы или ментальные образы, которые влияли на чувства и действия человека. Опыт архетипов часто мало учитывал традиции или культурные правила, что предполагает, что они являются врожденными проекциями. Новорожденный ребенок — это не чистый лист, он готов к восприятию определенных архетипических паттернов и символов. Юнг полагал, что именно поэтому дети так много фантазируют: они недостаточно пережили реальность, чтобы свести на нет удовольствие их разума от архетипических образов.

    Архетипы выражались в мифах и сказках, а на личном уровне — в снах и видениях. В мифологии они называются «мотивами», в антропологии — « представлениями, коллективами, ». Немецкий этнолог Адольф Бастиан называл их «элементарными» или «изначальными» мыслями, которые он снова и снова выражал в культурах племенных и народных народов. Но они представляют не просто антропологический интерес; обычно, сами того не зная, архетипы формируют отношения, которые имеют значение в нашей жизни.

    Архетипы и комплексы

    Юнг выделил ряд архетипов, включая «аниму», «мать», «тень», «ребенка», «мудрого старика», «духов» сказок. , и фигура «обманщика», встречающаяся в мифах и истории. Мы смотрим на два ниже.

    Анима

    Анима  означает душу в женской форме. В мифологии она выражается в виде сирены, русалки, лесной нимфы или любой другой формы, которая «сводит молодых людей с ума и высасывает из них жизнь». В древние времена анима представлялась либо богиней, либо ведьмой, то есть аспектами женщины, которые были вне контроля мужчин.

    Когда мужчина «проецирует» женский аспект своей психики на настоящую женщину, эта женщина приобретает преувеличенное значение. Архетип присутствует в жизни мужчины либо путем страстного увлечения, либо идеализации, либо увлечения женщинами. Сама женщина на самом деле не оправдывает эти реакции, а выступает мишенью, на которую переносится его анима. Вот почему потеря отношений может быть настолько разрушительной для мужчины. Это потеря той его стороны, которую он сохранил внешней.

    Каждый раз, когда возникает крайняя любовь, или фантазия, или запутанность, анима действует на обоих полов. Она не заботится о упорядоченной жизни, но хочет интенсивности опыта — жизни в любой форме. Анима, как и все архетипы, может прийти к нам, как судьба. Она может войти в нашу жизнь как нечто прекрасное или как что-то ужасное — в любом случае ее цель — разбудить нас. Признать аниму означает отказаться от наших рациональных представлений о том, как следует жить, и вместо этого признать, как выразился Юнг, что «жизнь безумна и осмысленна одновременно».

    Анима глубоко иррациональна, но при этом обладает великой мудростью. Когда она входит в вашу жизнь, это может показаться хаосом, но только позже мы можем угадать ее цель.

    Мать

    Архетип Матери принимает форму личной матери, бабушки, мачехи, свекрови, няни, гувернантки. Это может быть выполнено в образных Матерях, таких как Мария Богородица, София или Мать, которая снова становится девой в мифе о Деметре и Коре. Другие символы Матери включают Церковь, страну, Землю, лес, море, сад, пашню, родник или колодец. Положительным аспектом архетипа является Материнская любовь и тепло, столь воспетые в искусстве и поэзии, которые дают нам нашу первую идентичность в мире. Но может иметь и негативное значение – любящая мать или ужасная мать или богиня судьбы. Юнг считал Мать самым важным архетипом, потому что она, казалось, заключала в себе все остальное.

    Когда в человеке происходит дисбаланс архетипа, мы видим «комплекс» Матери. У мужчин комплекс может породить «донжуанизм», который может сделать мужчину зацикленным на том, чтобы угодить всем женщинам. Однако мужчина с материнским комплексом может обладать и революционным духом: жестким, настойчивым, чрезвычайно амбициозным.

    У женщин комплекс может вылиться в преувеличение материнского инстинкта, когда женщина живет ради детей, жертвуя своей индивидуальностью. Ее муж становится просто частью мебели. Мужчин могут изначально привлекать женщины с материнским комплексом, потому что они являются воплощением женственности и невинности. Однако они также являются экранами, на которые мужчина может проецировать или экстериоризировать свою аниму, и только позже он обнаруживает настоящую женщину, на которой женился.

    В других формах архетипа женщина пойдет на все, чтобы не быть похожей на свою биологическую мать. Она может создать свою собственную сферу, например, стать интеллектуалом, чтобы показать необразованность своей матери. Выбор партнера по браку может заключаться в том, чтобы противостоять матери и отдалиться от нее. Другие женщины во власти архетипа могут иметь бессознательные кровосмесительные отношения с биологическим отцом и ревность к матери. Они могут заинтересоваться женатыми мужчинами или романтическими приключениями.

    * * * *

    Юнг отметил, что с точки зрения эволюции бессознательное появилось задолго до развития сознательного мышления. Тем не менее, в своем юношеском энтузиазме сознательный ум чувствует, что может бросить вызов своему более глубокому аналогу или отвергнуть его; оно всемогуще, в то время как бессознательное кажется туманной неуместностью. И все же он считал, что «самый страшный грех человека — бессознательность». Мы проецируем на мир все, что внутренне не любим или не можем принять, чтобы воевать вместо того, чтобы изучать себя. Это случай «чего угодно, только не самопознания», но в конце концов мы платим цену, индивидуально или коллективно.

    Духовные архетипы

    Почему психология как наука так молода? Юнг предполагает, что это произошло потому, что на протяжении большей части истории человечества в этом просто не было необходимости. Чудесные образы и мифология религий смогли идеально выразить вечные архетипы. Люди чувствуют потребность останавливаться на идеях и образах, связанных с перерождением и трансформацией, и религии в изобилии предлагают их для каждого аспекта психики. Странные идеи католической церкви о девственном зачатии и Троице — это не причудливые образы, а наполненные смыслом, писал Юнг, архетипы защиты и исцеления, которые устраняют любые трещины в умах верующих.

    Протестантская Реформация отреагировала на все это. Богатые католические образы и догмы стали ничем иным, как «суеверием», и, по мнению Юнга, такое отношение уступило место бесплодию современной жизни. Подлинная духовность должна задействовать как бессознательный, так и сознательный разум, как глубины, так и высоты.

    Юнг наблюдал тенденцию людей на Западе стекаться к восточной духовности, но чувствовал, что это вряд ли необходимо, учитывая глубину смысла, заложенную в христианской традиции. Другим результатом стало то, что людей привлекают политические и социальные идеи, которые «отличались своей духовной мрачностью».

    У людей есть религиозный инстинкт, считал Юнг, будь то вера в Бога или в какую-то светскую веру, такую ​​как коммунизм или атеизм. «Никто не может избежать предрассудков быть человеком», — заметил он.

    Индивидуация

    «Индивидуация» была термином Юнга для точки, когда человек, наконец, способен интегрировать в себе противоположности — свой сознательный и бессознательный разум. Индивидуация просто означает стать тем, чем вы всегда были в potentia , выполнить свое уникальное обещание. Результатом является личность в истинном смысле этого слова, цельное и нерушимое «я», которое больше не может быть захвачено расколотыми аспектами или комплексами.

    Но эта реинтеграция не происходит, если думать об этом рационально. Это путешествие с неожиданными поворотами. Многие мифы показывают, что нам нужно идти по пути, превосходящему разум, чтобы реализовать себя в жизни. Юнг приложил немало усилий, чтобы определить самость. Он понял, что это нечто отличное от эго; на самом деле «я» включало в себя эго, «точно так же, как большой круг заключает в себе меньший». В то время как эго относится к сознательному разуму, самость принадлежит личному и коллективному бессознательному.

    Исцеляющая мандала

    Юнг включил в Архетипы и коллективное бессознательное множество репродукций мандал, абстрактных узорчатых изображений, название которых на санскрите означает «круг». Он считал, что когда человек рисует или раскрашивает мандалу, бессознательные склонности или желания выражаются в ее узорах, символах и формах.

    В своей терапевтической практике Юнг обнаружил, что мандалы обладают «магическим» эффектом, уменьшая путаницу в психике до порядка и часто воздействуя на человека способами, которые стали очевидны позже. Они сработали, потому что бессознательному дали свободу действий; то, что было заметено, выходит на поверхность. Такие мотивы, как форма яйца, цветок лотоса, звезда или солнце, змея, замки, города, глаза и т. д., создаются без видимой причины, но отражают или вытягивают процессы, происходящие глубоко под сознанием этого человека. Юнг заметил, что когда человек смог осмысленно интерпретировать изображения, это обычно было началом психологического исцеления. Это был один шаг в процессе индивидуации.

    Заключительные комментарии

    Мы думаем, что мы современные и цивилизованные со всеми нашими технологиями и знаниями, но внутри, как говорит Юнг, мы все еще «примитивы». Однажды он наблюдал в Швейцарии, как Штрудель , местный знахарь, снимал заклятие с конюшни — в тени железнодорожной линии, по которой с грохотом проносилось несколько трансъевропейских экспрессов.

    Современность не избавляет нас от необходимости обращать внимание на наше бессознательное. Если мы пренебрегаем этой частью нас самих, архетипы просто ищут новые формы выражения, в процессе пуская под откос наши тщательно разработанные планы. Обычно бессознательное поддерживает наши сознательные решения, но когда появляется пробел, архетипы выражаются странными и сильными способами; мы можем попасть в засаду из-за отсутствия самопознания.

    Вселенная древних символов, которую мы когда-то использовали для расшифровки жизненных изменений и большего смысла, была заменена наукой – психологией, которая никогда не предназначалась для понимания души и обслуживания ее. Описывая научное мышление в целом, Юнг писал: «Небеса стали для нас космическим пространством физиков… Но «сердце пылает», и тайное беспокойство гложет корни нашего существа». Современный мужчина или женщина живет с духовной пустотой, которую когда-то легко заполняла религия или мифология. Только новый тип психологии, действительно познавший глубину psyche сможет подавить это тайное волнение.

    Когда кажется, что вы беспомощны перед проблемами, следует помнить, что этот более глубокий разум несет в себе всю совокупность человеческого опыта, огромный запас объективной мудрости и совершенных решений. Его нужно только распознать и получить к нему доступ.

    «Понимает он их или нет, но человек должен оставаться в сознании мира архетипов, ибо в нем он все еще часть Природы и связан со своими корнями. Мировоззрение или общественный строй, отсекающие его от первичных образов жизни, не только не есть вовсе культура, но во все большей степени есть тюрьма или конюшня».

    К. Г. Юнг

    Карл Густав Юнг родился в Кесвиле, Швейцария, в 1875 году в семье протестантского священника.

    В 1895 году он поступил в Базельский университет, чтобы изучать медицину, а когда в следующем году умер его отец, ему пришлось занимать деньги, чтобы остаться студентом. Он начал специализироваться в психиатрии и с 1900 года работал в клинике Бургхольцли в Цюрихе под руководством новаторского психиатра Ойгена Блейлера. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах, богатой швейцарской наследнице. По швейцарским законам Юнг имел доступ к ее состоянию, и они построили большой дом в Кюснахте для своей молодой семьи.

    В 1905 году Юнг стал лектором психиатрии в Цюрихском университете, а в последующие годы развил успешную частную практику. В 1912 году он порвал с Фрейдом, а через два года вышел из Международного психоаналитического общества.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *