Архетипы в психологии: Что такое архетип и какие бывают архетипы личности?

Архетип — Психологос

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание.

Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов. Так как архетипы — бессознательны, то влияние архетипа сознанием полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется — бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).

При осознании «охваченности» архетипом — его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не «застывает» в Персоне — очередной маске эго-сознания. Сами архетипы — суть формы, паттерны и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание. Поэтому и говорится, что наследуются не «архетипические представления», а именно паттерны — пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются архетипическими представлениями, архетипическими образами и т.д. — например мандала, как архетипический образ Самости.

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.

Эго – центральный архетип в сфере сознания.

Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому «Сверх-Я»), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.

«Тень» – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. «Тень» – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.

«Анима» и «Анимус» – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого «Я» и символизирующие собой противоположный пол.

«Самость» – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.

Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.

К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.

Архетип (психология) | это… Что такое Архетип (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип.

Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.[1]

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

[1]

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.[2]

Содержание

  • 1 Черты архетипа
  • 2 Примеры
  • 3 Концепция К.  Г. Юнга
  • 4 Другие концепции
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература

Черты архетипа

Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.

[источник не указан 318 дней]

  • Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
  • Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
  • Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
  • Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
  • Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
  • Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
  • Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
  • Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
  • Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
  • Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
  • Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
  • Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
  • В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Примеры

  • Представление о враждебном существе[1]
  • Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь[3]
  • Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) (не путать с логической идеей Троицы), архетип проявляется в древнеегипетской религии[4], христианстве.

Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.[5] Ключевые архетипические образы:

  • Андрогин
  • иерогамус и сизигия
  • ляпис или философский камень
  • квинтэссенция
  • Центр мира или Пуп Земли, Мировая ось и Мировое древо
  • изгнание из рая
  • Грааль
  • ангелы и демоны
  • Бог и человек
  • Спаситель
  • Первородный грех и Искупление
  • Мандала
  • Символизм Троицы и мессы
  • Четверица
  • Трикстер

Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

Другие концепции

В архетипической психологии Джеймса Хиллмана в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным.

Методами архетипотерапии производится диагностика и краткосрочная терапия человека.[6]

Примечания

  1. 1
    2
    3 Архетип // Зеленский В. А. Словарь аналитической психологии
  2. К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.451
  3. К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.79
  4. К.Г. Юнг. Ответ Иову. — Москва: Канон, 1995. — С.28
  5. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
  6. В.Лебедько, Е.Найденов. Архетипотерапия. — Пенза: Золотое сечение, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-91078-105-8

См. также

  • Берн, Эрик
  • Архетипическая психология
  • Мифологема

Литература

  • Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. — 2005. — № 2. — С. 113—120.
  • Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
  • Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»
  • Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
  • Юнг К.-Г. О природе психе
  • К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
  • К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65
  • Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33

ГудТерапи | Архетип

  • Главная >
  • Блог GoodTherapy >
  • Психопедия >
  • org/Thing»> Архетип

Архетип является совершенным или репрезентативным примером чего-либо и может использоваться как ментальный образ по умолчанию. Например, немецкая овчарка может быть архетипом собаки для одного человека. В аналитической психологии архетип является результатом накопленного человечеством опыта. Архетипы являются структурными элементами разума и находятся в коллективном бессознательном. Архетипы служат широко — и даже универсально — понимаемыми символами, образцами или понятиями.

История архетипов


Карл Юнг, основатель аналитической психологии, определил архетипы как «древние или архаичные образы, происходящие из коллективного бессознательного». Архетипы являются врожденными и универсальными, и эти общие концепции влияют на развитие как индивидуальной психологии, так и коллективного бессознательного. Большинство современных психологов не используют модель архетипов Юнга, но анализ сновидений был построен в основном на модели Юнга, и многие клиницисты считают, что понимание архетипов, используемых человеком, имеет ценность.

Примеры архетипов
Юнг утверждал, что существует множество архетипов и возможных архетипов, но он предложил несколько примеров. К ним относятся:

  • Анимус – архетип, представляющий универсальную мужественность, а также бессознательную мужественность, содержащуюся в женственности
  • Анима – Универсальная женственность, а также бессознательная женственность, содержащаяся в мужественности
  • Magna Mater – универсальный архетип любящей, заботливой матери, основанный на Великой Матери в римской мифологии
  • Тень — архетип, представляющий низменную сторону человеческой природы, включая агрессию

Юнг утверждал, что, примирившись с архетипами, содержащимися в человеческой психике, и увеличив их осведомленность, люди могут жить более счастливой и здоровой жизнью.

Критика
Многие люди критиковали идею о том, что архетипы могут быть унаследованы, врожденны или универсальны. Ученые нашли некоторые доказательства генетической или универсальной природы некоторых компонентов человеческой натуры; например, люди разных культур могут распознавать значение улыбки. Однако свидетельств врожденно унаследованных архетипов мало или совсем нет, и многие теоретики утверждали, что архетипы нельзя ни доказать, ни опровергнуть, что делает их ненаучными.

Ссылки:

  1. Американская психологическая ассоциация. Краткий психологический словарь АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2009. Печать.
  2. Кейсмент, А., и Тейси, Д. (2006). Идея нуминозного: современные юнгианские и психоаналитические перспективы . Лондон: Рутледж.

Последнее обновление: 04.08.2015

Оставить комментарий

Юнгианские архетипы: определение и примеры

Юнгианские архетипы: в этой статье описываются юнгианских архетипов , разработанных Карлом Юнгом на практике.

После прочтения вы поймете основы этого мощного инструмента для личного и самоанализа.

Эта статья содержит общее определение юнгианских архетипов, включая практические примеры.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Что такое юнгианские архетипы?

Швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг первым применил архетипы в аналитической психологии в начале 20 века.

В этой психологической структуре архетипы представляют собой бессознательные универсальные модели идей. Слово «архетип» происходит от древнегреческого «архе», что означает «происхождение» и относится к исходной модели.

Архетипы часто используются в мифологии, сагах, сказках и народных сказках по всему миру.

Юнгианские архетипы: коллективное сознание

Согласно Карлу Юнгу, в коллективном сознании человеческого мозга существуют архетипы. Это касается инстинктивной памяти людей, которые демонстрируют идентифицируемое поведение, которое мгновенно распознается другими.

Согласно Юнгу, архетипы присутствуют в человеческом разуме с рождения. Самый известный пример — женщина, родившая ребенка. Карл Юнг считает, что в этой ситуации пробуждается архетип «мать» и берет на себя его роль, заставляя женщину инстинктивно защищать и заботиться о своем ребенке. Архетипы фиксируются в бессознательном, но становятся видимыми через поведение.

Юнгианские архетипы и автоматическое поведение

Согласно Карлу Юнгу, человеческие архетипы можно сравнить с животными инстинктами; они тоже активируют автоматическое поведение. С человеческими архетипами людей побуждают к автоматическим эмоциям и моделям мышления.

Хорошим примером этого являются отношения матери и ребенка. Поведение обоих архетипов, «матери» и «ребенка», давно присутствует в человечестве, потому что является частью нашего существования. Архетипы можно рассматривать как шаблоны, которые вступают в игру только тогда, когда к ним обращаются. Ситуации, места, события, просмотр фильма, запахи и так далее могут быть поводом для обращения к архетипу.

Архетипическая проекция

Архетип, который проецируется на человека (вспомните главного героя приключенческого фильма), придает этому человеку завораживающее сверхъестественное свечение.

Это приводит к тому, что люди находятся под влиянием этих архетипических проекций, что делает их неспособными видеть в человеке что-то иное, кроме архетипа, с которым они связаны. Например, герой упомянутого выше фильма не может считаться неудачником. Например, архетипическая проекция может привести к разрушительной харизме некоторых лидеров. Их последователи видят только одно и больше не способны объективно смотреть на человека, о котором идет речь.

Юнгианские архетипы: 5 основных архетипов

Юнг называет группу воспоминаний, связанных с архетипом, «комплексом»; Эдипов комплекс или комплекс Матери является наиболее известным из них. Можно выделить более 100 различных архетипов, наиболее известными из которых являются следующие основные архетипы:

Персона

Этот архетип представляет собой человека, каким он показывает себя внешнему миру. Это не всегда совпадает с тем, кто они есть на самом деле. Персона — это социальная маска; люди производят хорошее впечатление на внешний мир.

Тень

Этот архетип представляет темную сторону человеческого мозга и нацелен на немедленное удовлетворение потребностей.

Анима

Этот архетип отражает женскую часть души. Это есть как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин это образует бессознательную противоположность.

Анимус

Это мужская часть психики, она также присутствует как у мужчин, так и у женщин. У женщин это неосознанная противоположность.

Самость

Этот архетип показывает подлинное «я», полную личность человека, что гарантирует, что он может развиваться.

Другие архетипы

Кроме них, есть ряд других архетипов, которые можно различить, особенно узнаваемых из мифологии, народных сказок и мира сказок. Писатели и режиссеры также часто использовали архетипы, приведенные ниже:

Ребенок

Всегда молодой и невинный Вспомните Спайка и Сьюзи и Гарри Поттера.

Герой

Герой никогда не проигрывает и всегда имеет решение. Вспомните мифологических полубогов Геракла и Тесея, а также Человека-паука и Супермена.

Великая Мать

Защитная, добрая Мать, обладающая большой (исцеляющей) силой. Подумайте о матери-земле Гайе, Марии и мифологических богинях Гере и Деметре.

Мудрый старец

Это философ и исследователь, который много знает, поддерживает других и учит их. Вспомните Дамблдора из франшизы о Гарри Поттере, Гэндальфа из «Властелина колец» и Санта-Клауса.

Обманщик

Обманщик ненадежен и очень хитер. Он осуществляет планы личной выгоды. Вспомните Лиса Рейнарда и Робин Гуда; хотя последний играет двойную роль героя и обманщика одновременно.

Юноша

Это невинный молодой человек, очень утонченный, любящий искусство и очень чувствительный. Подумайте о мифологических Аполлоне и Питере Пэне.

Прекрасная дева

Это невинная молодая женщина, воплощение чистоты и добра. Пример другим. Вспомните «Спящую красавицу» и «Золушку».

Применение и примеры юнгианских архетипов

Юнгианские архетипы часто применялись за пределами психологии, например, в литературе, искусстве и даже в рекламе. Бренд может сильнее позиционировать себя, используя юнгианские архетипы в своей рекламе. Эти психологические модели происхождения фиксируют паттерны и символы, возникающие в бессознательном. Используя этот тип рекламы, организация может без слов показать, что у их бренда есть душа.

Люди покупают бренд, потому что он представляет собой нечто большее, чем-то, частью чего люди бессознательно хотят быть. Крупные, успешные бренды что-то обозначают и излучают символизм.

Apple, Coca-Cola и Ikea — хорошие тому примеры. Apple ищет приключений, Coca-Cola олицетворяет свободу, а Ikea нацелена на «простого человека». Использование архетипа дает организациям и их брендам психологическое дополнение, делая бренд более правдоподобным.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Ваша очередь

Что вы думаете? Каков ваш опыт работы с юнгианскими архетипами? Знакомо ли вам практическое объяснение выше или у вас есть дополнения? Каковы ваши факторы успеха для хорошего самоанализа или теста юнгианских архетипов?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Аурелио, Дж. М. (1995). Использование юнгианских архетипов для изучения более глубоких уровней организационной культуры: лицом к лицу с душой вашей организации . Журнал управленческих исследований, 4(4), 347-368.
  2. Юнг, К.Г. (2014). Архетипы и коллективное бессознательное . Рутледж.
  3. Робертсон, Р. (2016). Юнгианские архетипы: Юнг, Гёдель и история архетипов . Открытые дорожные СМИ.

Как цитировать эту статью:
Малдер, П. (2018). Юнгианские архетипы . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/jungian-archetypes/

Опубликовано: 03.14.2018 | Последнее обновление: 11.11.2022

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Юнгианские архетипы

Была ли эта статья интересной для вас?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 4.