Аспергер это – Что такое синдром Аспергера? | Синдром Аспергера

Содержание

Что такое синдром Аспергера? | Синдром Аспергера

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как «спектр расстройств», поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.


Синдром Аспергера является в основном «скрытой дисфункцией». Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют «триадой нарушений», более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные «социальные нормы», которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Кто страдает синдромом Аспергера?
В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.

Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger syndrome?»

aspergers.ru

Синдром Аспергера у взрослых | Синдром Аспергера

Отрывки из брошюры о синдроме Аспергера для взрослых «Общества аутизма округа Эдмонтон» (Канада)

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (также известный как расстройство Аспергера) – это психическое состояние, которое связано с нарушениями социального развития. Людей с синдромом Аспергера также называют аспи, аспергеры или аспергерные аутисты. Синдром Аспергера включает несколько базовых симптомов, а также множество дополнительных симптомов, которые могут присутствовать в некоторых случаях. Если у человека нет базовых симптомов, то, вероятно, у него нет синдрома Аспергера.


К базовым симптомам относятся:

Социальные трудности, включая как минимум две из ниже перечисленных:

— Проблемы с невербальной коммуникацией, включая контакт глазами, выражения лица и другой язык тела. Эти проблемы относятся как к невербальному самовыражению, так и к пониманию невербальной коммуникации других людей. (Например, человек не замечает, что его собеседнику наскучил разговор).

— Трудности с установлением и сохранением дружеских отношений. Большинство людей с синдромом Аспергера не являются антисоциальными и хотят иметь друзей, но зачастую им трудно осуществить это желание.

— Отсутствие интереса к увлечениям, опыту или интересам других людей.

— Сниженная способность участвовать в двухсторонней социальной или эмоциональной коммуникации с другими людьми.

Повторяющееся и ограниченное поведение, включая как минимум одно из ниже перечисленного:

— Тенденция следовать одному и тому же жесткому порядку действий, который зачастую не имеет никакого практического смысла. Любое нарушение такого порядка может быть очень травматичным для людей с синдромом Аспергера – они очень тяжело адаптируются к любым переменам.

— Повторяющиеся движения тела, которые не имеют практического смысла, например, стучание пальцами или раскачивание взад и вперед.

— Фиксация на отдельных предметах или их частях, например, на ручках двери или стеклоочистителях для машины.

Некоторые другие симптомы, которые часто связаны с синдромом Аспергера, включают:

— Крайнюю организованность: люди с синдромом Аспергера могут очень тщательно планировать время или раскладывать все свои вещи в строгом порядке. Люди с синдромом Аспергера часто уделяют повышенное внимание деталям.

— Неуклюжесть и плохая координация движений, что может привести к проблемам с такими видами деятельности как письмо от руки, ходьба или занятия спортом. У людей с синдромом Аспергера часто можно заметить странную осанку или движения.

— Хотя у многих людей с синдромом Аспергера очень богатый словарный запас и вербальные навыки выше среднего, у них могут быть проблемы с пониманием образной речи. Например, человеку с синдромом Аспергера может быть трудно понять, что значит фраза «одна нога здесь другая там».

— Медленная или монотонная речь.

— Трудности с определенными сенсорными ощущениями, например, яркими огнями, громкими звуками или одеждой из грубой ткани.

— Хотя людям с синдромом Аспергера бывает трудно понять и сопереживать чужим эмоциям, их собственные эмоциональные реакции обычно такие же сильные, как и у остальных людей, если не сильнее. Тем не менее, им трудно выражать свои чувства, а то, что вызывает сильную реакцию у человека с синдромом Аспергера, может показаться тривиальным другим людям.

— Трудности с обучением, особенно в отношении абстрактных идей, например, чисел. В некоторых случаях людям с синдромом Аспергера тяжело даются обобщения – они не понимают, что то или иное правило распространяется на другие схожие ситуации. Например, человек не понимает, что правило «не говори с набитым ртом» распространяется на любую еду.

— Успешное выполнение очень структурированных заданий с конкретной целью, но замешательство и дезориентация, если задание требует креативности и гибкости мышления.

Люди с синдромом Аспергера обычно имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Более того, вполне вероятно, что среди людей с синдромом Аспергера чаще встречается высокий интеллект, чем среди населения в целом.

Вышеперечисленные признаки считаются значимыми симптомами синдрома Аспергера только в том случае, если они мешают человеку эффективно функционировать в повседневной жизни.

Если большинство из следующих утверждений относятся к вам, то есть вероятность, что у вас может быть синдром Аспергера:

— Социальные ситуации вызывают у меня замешательство.

— Мне тяжело вести «светские разговоры».

— У меня есть склонность переводить любой разговор на себя или интересующую меня тему.

— Я хорошо запоминаю детали и факты.

— Мне тяжело понять, что думают и чувствуют другие люди.

— Я могу полностью сосредоточиться на некоторых занятиях или темах в течение очень продолжительного времени.

— Люди часто обвиняют меня в грубости, даже когда это вышло совершенно случайно.

— У меня есть необыкновенно сильные, очень ограниченные интересы.

— Я часто придерживаюсь раз и навсегда установленного образа действий, от которого я не отступаю ни на шаг.

— Мне всегда было трудно заводить друзей.

Двойной диагноз

У людей с синдромом Аспергера часто диагностируют другие расстройства. Некоторые наиболее распространенные диагнозы включают:

— Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

— Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)

— Депрессия (большое депрессивное расстройство или адаптационное расстройство с депрессивным настроением). Тем не менее, люди с синдромом Аспергера часто испытывают депрессию просто по причине одиночества и разочарования в результате проблем с социализацией.

— Биполярное расстройство

— Генерализированное тревожное расстройство

— Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Каждый из этих других диагнозов может по-своему отразиться на человеке с синдромом Аспергера, и он может нуждаться в лечении. Дополнительную информацию об этих расстройствах можно получить в Интернете, библиотеке или у специалиста по психическому здоровью.

Ответственность за себя

У некоторых людей есть проблемы с изучением математики или чтением, а у людей с синдромом Аспергера есть такие же проблемы с социальным познанием. Эти проблемы могут помешать человеку стать полностью самостоятельным. Однако поскольку люди с синдромом Аспергера имеют средний или выше среднего интеллект, и синдром Аспергера не вызывает серьезных физических ограничений, в нашей стране ожидается, что люди с этим синдромом станут независимыми взрослыми. Это может стать трудной задачей, но это вполне возможно.

Если у вас синдром Аспергера, то с большой вероятностью, вы уже добились огромного прогресса в контроле над своим расстройством. Подумайте о том, какое поведение вызывает у вас проблемы в повседневных социальных ситуациях, и решите, можете ли вы научиться контролировать или менять его. Внимательно анализируйте свое поведение и поведение людей вокруг вас. Посещение группы поддержки может предоставить вам необходимую обратную связь, которая поможет вам в отношениях с другими людьми. Это может вызвать у вас дискомфорт, но в конечном итоге это того стоит.

Если вы взрослый человек с синдромом Аспергера, то помните, что вы все равно несете ответственность за свои действия. Может быть легко списать грубость или бесчувственность к другим на синдром Аспергера, но люди с синдромом Аспергера обладают полной свободой воли и властью делать собственный выбор. Люди с синдромом Аспергера нуждаются в понимании в отношении своего расстройства со стороны семьи, специалистов и общества в целом. Однако аспи точно так же должны учиться уважать других и понимать, что даже если у других людей нет синдрома Аспергера, у них есть свои уникальные проблемы. Многие социальные отношения можно улучшить, если обе стороны будут стараться и уважительно относиться к своим различиям.

Модификация и управление сенсорными ситуациями

По некоторым оценкам как минимум 40% людей с синдромом Аспергера имеют необычную чувствительность к некоторым сенсорным стимулам. Им может быть сложно обрабатывать или интегрировать информацию одной или всех сенсорных систем: зрения, слуха, вкуса, запаха, прикосновений, баланса и тяжести. Сенсорные чувствительности часто становятся главным препятствием для функционирования в повседневной жизни. Для некоторых людей с синдромом Аспергера такие мелочи как жужжание флуоресцентной лампы или шум машин на дороге могут быть очень травматичными.

Многие эксперты считают, что сенсорные трудности – это причина многих симптомов синдрома Аспергера, включая повторяющиеся движения тела, ограниченный контакт глазами и плохую физическую координацию.

К сожалению, поскольку окружающий мир не адаптирован к потребностям людей с синдромом Аспергера, они не могут полностью избежать неприятных сенсорных ситуаций. Однако все равно есть методы, которые позволяют снизить контакт с подобными стимулами и уменьшить их негативное влияние.

Основной метод лечения сенсорных проблем, которые связаны с синдромом Аспергера – это сенсорная интеграционная терапия. Обычно ее проводит трудотерапевт или физиотерапевт. Она сводится к тому, что пациент постепенно контактирует с неприятными сенсорными стимулами в контролируемых объемах. Обычно сенсорная интеграционная терапия применяется для лечения детей, но во многих случаях она помогает и взрослым. Если вы знаете или подозреваете, что у вас проблемы с сенсорной интеграцией, то очень важно проявить активность и найти метод, который
сможет вам помочь.

Изучайте, какие ситуации, окружение или предметы помогают вам успокоиться и сосредоточиться. Тщательно следите, чтобы в течение дня вы проводили достаточно времени в успокаивающей обстановке, в случае необходимости увеличивайте это время.

Носите с собой «набор для комфорта» каждый раз, когда вы выходите из дома. Он должен содержать предметы, которые помогают вам блокировать неприятные ощущения или снижают вашу тревожность, связанную с сенсорикой. Это могут быть беруши, нюхательные соли или мячики для стресса.

Ваш дом – это сфера, связанная с максимальным контролем над сенсорным опытом. Выбирая место проживания, важно учесть возможные сенсорные проблемы, включая шум машин, низко пролетающие самолеты или яркие огни фонарей по вечерам.

Иногда очень важна дополнительная звуковая изоляция жилого помещения, лампы и лампочки с затемнением или другие лампы подходящей яркости. Используйте приятные вам звуки – музыку, фонтан и так далее. Выбирайте такие цвета и текстуры для мебели и обоев, которые создадут для вас максимально спокойную атмосферу дома.

Профессиональное образование

Если вы заинтересованы в профессиональном образовании, то проанализируйте различные учебные заведения и то, насколько они соответствуют вашим потребностям. Подумайте о том, насколько вам комфортно в разных размерах класса, во время групповой работы и так далее, понадобится ли вам максимально структурированная учебная атмосфера. Вам также стоит уточнить, какие услуги предоставляет это учреждение для студентов с особыми потребностями. Дистанционное обучение может быть приемлемым вариантом, но сначала вам следует рассмотреть социальные и академические возможности, которые предлагают более традиционные учебные заведения.

Трудоустройство

Если вы заинтересованы в трудоустройстве, то стоит искать такую работу, которая сможет использовать ваши самые сильные стороны, интересы и способности. Хорошо структурированная работа с очень четкими результатами труда может обеспечить вам чувство безопасности и руководство. Работа, где основной акцент делается на деталях, может оказаться идеальной для вас, особенно если она не требует частого социального взаимодействия. С другой стороны, вам могут не подойти профессии, которые требуют высокого уровня социальной чувствительности. Ищите работодателя, который с пониманием отнесется к вашим трудностям с прочтением социальных ситуаций.

Жилищные условия

Даже для людей без синдрома Аспергера переезд из родительского дома и самостоятельная жизнь – это огромный шаг. Однако для людей с синдромом Аспергера переход к независимой жизни связан с особыми проблемами.

Многочисленные перемены и новая ответственность, которые связаны с независимой жизнью – это настоящий шок для людей, которые очень зависят от жесткого распорядка. Так что важно, чтобы переход к полной независимости осуществлялся очень постепенно. Возможными вариантами являются квартиры с наблюдением, которые несколько раз в неделю посещают сотрудники, или групповые дома с наблюдением. Часто желательно поначалу жить в новом помещении лишь несколько дней в неделю, а остальные дни проводить в доме со своей семьей.

Если вы собираетесь жить с соседями по квартире, учтите, что они могут относиться к вашему расстройству с меньшим пониманием, чем члены семьи. Постарайтесь достичь с ними компромисса, чтобы добиться стабильной обстановки в квартире.

Хотя полезно заранее запланировать и создать жесткий распорядок для готовки, уборки и похожей работы по дому, у независимой жизни есть много аспектов, которые нельзя запланировать заранее. В подобных ситуациях очень важно получить адекватную поддержку от друзей или семьи.

Знаменитые люди, у которых мог быть синдром Аспергера

Некоторые эксперты считают, что несколько известных исторических личностей могли иметь синдром Аспергера, включая:

— Альберта Эйнштейна

— Британскую писательницу Джейн Остин

— Американского художника Энди Уорхола

— Чарльза Дарвина

— Мари Кюри

— Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес»

— Древнегреческого философа Сократа

— Исаака Ньютона

Среди наших современников, согласно заявлениям некоторых источников, у известного американского режиссера Стивена Спилберга и канадского актера Дэна Акройда диагностирован синдром Аспергера.

Позитивные аспекты синдрома Аспергера

Хотя синдром Аспергера может осложнить жизнь во многих отношениях, он также может быть связан с уникальными дарованиями.

— Многие люди с синдромом Аспергера обладают необычно хорошей памятью.

— Сосредоточенность на своих интересах может привести к обширным знаниям по отдельным темам. Люди с синдромом Аспергера часто становятся ведущими экспертами в сфере своего интереса.

— Систематическое мышление и ориентированность на детали могут быть очень полезными особенностями, особенно в некоторых профессиях, например, бухгалтерском учете, компьютерном программировании или инженерном деле.

— Еще важнее то, что синдром Аспергера позволяет посмотреть на мир с уникальной точки зрения. Людям с синдромом Аспергера может не хватать социального познания, но одновременно они могут оценить то, что не замечает остальной мир.

Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger Syndrome?».

aspergers.ru

«Я живу с синдромом Аспергера» — The Village


В такие моменты человек становится агрессивным, говорит какие-то вещи, которых на самом деле не думает, лишь бы отогнать от себя людей, провоцирующих стресс. Мы всеми силами пытаемся покинуть место, в котором нам плохо, чтобы добраться до точки, где можно уединиться и успокоиться.


При этом случаются вспышки физической агрессии по отношению к людям, которые, например, стараются тебя удержать. Впрочем, чаще мы причиняем физический вред себе, стараясь хотя бы через эти ощущения выключить себя из реальности. В этот момент восприятие боли снижено и можно серьезно себя поранить. Часто человек при мелтдауне разговаривает сам с собой, использует самостимулирующее поведение, или стимминг. Это всем известное раскачивание из стороны в сторону, например, хотя форм у него может быть много. Я кинестетик, то есть воспринимаю мир в первую очередь на ощупь, поэтому многие мои стимминговые привычки связаны скорее с этой областью. Например, даже в спокойном состоянии я делаю одни и те же определенные движения пальцами.


Приступы с истериками регулярно происходили со мной, когда я была подростком, но тогда это связывали с проблемами переходного возраста и случалось такое чаще всего дома. Когда истерики несколько раз повторились на людях, я впервые задумалась, что, возможно, дело не в моем характере и что-то со мной действительно не так. Это была очень страшная мысль, которую я всячески от себя прогоняла. Я даже искала в интернете признаки шизофрении и немного успокоилась, поняв, что ее у меня точно нет.


Существует стереотип, что все люди с аутизмом — интроверты, но это миф. Лично мне нужно периодически куда-то выбираться, нужно взаимодействие с людьми. Другой вопрос, что мне это не во всех формах доступно.


Во время учебы в универе у меня появилась компания, с которой я достаточно часто проводила время. Обычно речь шла о квартирниках или барах — клубы и концерты для меня практически запретная тема. Тогда у меня возникла схема, которая позволяла ходить на вечеринки, получать свою дозу общения, но более или менее избегать связанного с этим дискомфорта.


Во-первых, на почти всех встречах я употребляла алкоголь. Для меня в состоянии опьянения все приглушается, откатывает ступенью ниже в личной шкале стресса. Знаю, звучит так себе, но это до сих пор мой мостик в общении с людьми, и я продолжаю пользоваться этим способом на людных мероприятиях. Речь, конечно, не идет о том, чтобы напиться до невменяемого состояния, а именно о легкой степени опьянения. Во-вторых, даже во время общения я научилась организовывать периоды одиночества — уходить на 15 минут в ванную, выходить прогуляться на полчаса — обычно я шла на пустую детскую площадку кататься на качелях, это моя любимая форма стимминга. Вечеринки часто затягивались до ночи, и человек, с которым я тогда встречалась, беспокоился, что я хожу в темноте одна по улицам. У нас появилась договоренность, что он может выходить со мной и гулять где-то на отдалении, чтобы видеть меня, но не мешать.


Все эти вещи происходили на глазах у моих друзей, которые также обращали внимание на то, что я буквально понимаю шутки, остро реагирую на некоторые вещи, начинаю очень неуклюже вести себя при стрессе, не воспринимаю каких-то общепринятых норм. В какой-то момент друзья начали задавать вопросы. Мне предлагали помощь: сходить со мной к врачу, разобраться вместе.


В какой-то момент я приняла тот факт, что что-то не так, и впервые загуглила свои симптомы, и все они сводились к синдрому Аспергера. С этого момента я стала читать все статьи по теме, рассказы людей с СА, смотреть фильмы с такими героями. Пазл складывался, все вставало на свои места. Было абсолютно непонятно, что с этим знанием делать, но от него становилось на удивление спокойно. Можно было хоть немного расслабиться и не стараться так отчаянно казаться нормальной. Хотя, это, конечно, тоже ловушка. Постановка диагноза не должна становиться поводом отказаться от работы над собой. Я прошла все имевшиеся официальные тесты для самодиагностики — результат по всем был средним или ниже среднего для взрослого с высокофункциональным аутизмом. Например, в том пресловутом тесте на эмпатию, который недавно активно шерили в фейсбуке, у меня 13 баллов против средних 20 для людей с СА.


На этапе самодиагностики я на некоторое время остановилась, занимаясь тем, что с новыми знаниями старалась построить свою жизнь более эффективно. Тогда я работала в месте с достаточно строгой корпоративной культурой. Мне давались очень тяжело огромное количество социальных условностей и всяческих обязательных встреч для поддержания командного духа. Через пару месяцев после трудоустройства я регулярно плакала в туалете, пережидая момент, когда смогу вернуться к коллегам, чтобы не устраивать истерик прямо при них. В какой-то момент я поняла, что не справляюсь сама со всеми сложностями, и решила обратиться к специалисту. В государственную поликлинику идти смысла не было, а в частную было дорого, но я решила, что вопрос денег наименее важен, и пошла к платному психиатру. За несколько встреч мы заново вместе прошли все тесты, обсудили мои сложности, восприятие мира, и он подтвердил мой диагноз.


К сожалению, он не смог помочь мне в решении проблем, и несколько специалистов после него тоже не смогли. Все сходились во мнении, что я достаточно неплохо научилась организовывать свое пространство и занятия так, чтобы мне было более комфортно, поэтому количество мелтдаунов сократилось до нескольких в год — вместо нескольких раз в неделю, как бывало в худшие периоды жизни. Для какого-то более глубокого изменения ситуации уже необходимы медикаменты. Они не могут вылечить аутизм, но могут существенно упростить жизнь человеку с таким диагнозом. Впрочем, на какие-то серьезные препараты я не решилась до сих пор — боюсь потерять за ними себя.

www.the-village.ru

Что такое синдром Аспергера? | Здоровая жизнь | Здоровье

Грета Тунберг. Фото: Reuters/ JEENAH MOON

22 сентября в Нью-Йорке шестнадцатилетняя школьница из Швеции Грета Тунберг выступила с эмоциональной речью на саммите ООН по климату. Девочка раскритиковала мировых лидеров и обвинила их в игнорировании экологических проблем. По словам Греты, она начала интересоваться вопросами экологии в восемь лет, но к решительным действиям перешла в прошлом году. Она стала устраивать одиночные пикеты у здания шведского парламента по пятницам. Спустя некоторое время ее идею поддержали десятки тысяч школьников по всему миру.

Четыре года назад врачи диагностировали у Греты синдром Аспергера. Эту болезнь часто сравнивают с аутизмом, но она проходит легче: больные сохраняют способность связно выражать мысли, но при этом испытывают трудности с общением и зацикливаются на одном занятии.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. Это врожденное расстройство психики, которое представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Люди с данным синдромом испытывают трудности в трех основных областях: социальная коммуникация, социальное взаимодействие и социальное воображение. Расстройство сказывается в первую очередь на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. 

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Диагностические стандарты для данного расстройства психики были выработаны в начале 1990-х годов.

Когда можно выявить синдром Аспергера и как он проявляется?

Синдром Аспергера проявляется с раннего возраста. Так, у некоторых детей рано обнаруживается способность к нестандартному пониманию себя и окружающих. При этом, как показывают наблюдения, люди с синдромом Аспергера испытывают сложности с тем, чтобы донести до собеседника собственные эмоции. Им тяжело интерпретировать знаки, такие, как интонация, мимика, жесты, которые не вызывают никаких трудностей при восприятии у других людей. Им тяжело считывать тон голоса, выражение лица собеседника, воспринимать намеки и т. д. Иногда им трудно выражать себя эмоционально. Используя сложные слова и фразы, они могут не понимать в полной мере, что они означают. Они с трудом понимают шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Люди с этим расстройством не понимают установленные социальные нормы, например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, начинать разговоры на неуместные темы или вести себя некорректно. Кроме этого, они могут производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям.

Имея сниженные способности к эмпатии, люди с синдромом Аспергера проявляют свои эмоции не всегда понятным для окружающих образом. В отличие от людей с аутизмом у них менее выражены проблемы с речью. Интеллект у таких пациентов чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.

Что является причиной такого расстройства?

Точная причина синдрома неизвестна. Некоторые исследователи предполагают, что причиной могут быть генетические факторы.

Как помочь людям с синдромом Аспергера?

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, нужно постараться быть с ним четким и лаконичным, задавать ему простые и короткие вопросы. В большинстве случаев состояние таких пациентов улучшается по мере взросления, но социальные и коммуникационные проблемы могут остаться. В качестве мер по улучшению жизни таких людей применяются методы, основанные на развитии коммуникации и поведенческой терапии.

aif.ru

Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков

В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.

Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:

1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.

2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.

3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.

4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.

5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.

6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.

7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.

8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.

9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.

10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.

11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.

12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.

Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?

Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.

Источник: harleytherapy.co.uk

Читайте также

www.psychologies.ru

симптомы и лечение у взрослых и детей

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Что это такое?

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди видных бизнесменов, страдающих этим недугом, основатели Форда, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более свежих примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логичное объяснение. Страдающие дислексией рано учатся делегировать задачи (например, заставляют других людей делать за них домашнюю работу в школе).

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка. 

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера

Детский аутизм

Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

medsimptom.org

«Это общее офигевание от всего мира». Как живут россияне с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера — официально несуществующее в России заболевание, которое часто путают с аутизмом из-за отсутствия четких критериев диагноза.

В детском и подростковом возрасте Аспергер диагностируют вместе с полным и разнообразным перечнем расстройств аутистического спектра (РАС). К совершеннолетию 60 % обладателей этого расстройства социализируются, и психиатры удаляют отметку о заболевании из карточки пациента, позволяя ему жить дальше, как обычному человеку. 40 % переходят в разряд клинических аутистов, и в дальнейшем их лечат уже от полного аутизма.

На Западе достаточно давно признано существование множества вариантов расстройств аутистического спектра, весьма далеких от классического аутизма. Впервые упомянутый в 1944-м, в 1992-м синдром Аспергера попал в Международный список классификации болезней. В России на официальном уровне в медицине он не признан до сих пор, а статистика по РАС не ведется. Для сравнения: в США 1 ребенок из 68 считается обладателем какого-либо расстройства аутистического спектра.

Синдром Аспергера — комплекс необычных свойств психики и личности, обусловленных генетическими особенностями человека. Он выражается по-разному, чаще всего — трудностями в социализации, общении с другими людьми и когнитивными дисфункциями.

Вылечить синдром невозможно, но облегчить связанные с ним проблемы при помощи терапии удается почти всегда, особенно если оказать помощь в первые 20 лет. До 2016 в России это ложилось на плечи отдельных психиатров, работающих с детьми и подростками, и некоммерческих организаций, таких как «Наш солнечный мир», затем при поддержке Министерства образования была создана централизованная система для помощи детям.

Взрослым приходится справляться с расстройством самостоятельно. Большинство российских аспи (так называют себя обладатели синдрома) учатся жить в социуме по переводным статьям на крупнейшем ресурсе для себе подобных или ходят к частным психиатрам. Часто они получают медикаментозное лечение от сопутствующих психических расстройств: 41 % высокофункциональных обладателей РАС страдают от депрессии, по 9 % — от шизофр

knife.media