Автором теста интеллекта свободного от культуры предъявляемого: Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)
Психологический практикум ↓
Предложен Р. Кэттелом в 1958 году.
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.
В данном пособии предложен вариант теста для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.
Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.
Время выполнения каждого субтеста ограничено:
| Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
1 часть | 4 мин. | 4 мин. | 4 мин. | 3 мин. |
2 часть | 3 мин. | 3 мин. | 3 мин. | 3 мин. |
Далее для краткости субтест будет обозначаться как – «тест».
В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.
При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов (прил. I), вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.
Обработка и интерпретация результатов
Результаты тестирования сверяются с ключом (прил. II). Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм (прил. III).
Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.
Скачать Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (937 Kb)
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Методика «Вырежи фигуры»
- Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
- Экспресс-диагностика организаторских способностей
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет)
- Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
- Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик
- Девелопер
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.
- Тест «Самооценка силы воли»
Культурно-свободный тест интеллекта | ПсиЛаб
Содержание
|
Описание методики
«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тестирования и тестирования способностей и переиздавался 1956 и 1966 годах.
Существует три варианта теста:
- GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.
- GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.
- GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.
Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:
- 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположены 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположения, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику изменений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономерности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.
- II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, возрастающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо общим признаком. В каждом ряду необходимо найти единственную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для четырех фигур признаками являются форма, количество, окраска, пространственное отношение между элементами фигур.
- Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возрастающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в задании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Специфика этого субтеста состоит в комплексном анализе признаков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий данного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных признаков.
- IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возрастающих по сложности, в каждом задании слева расположена сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометрических фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположенных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.
Тест прошел проверку на валидность и надежность, стандартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии.
Валидность проверялась на основе факторного анализа (конструктивная валидность). Была показана большая насыщенность теста общим фактором интеллекта «g». Полученные коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0.78 до 0.83. Проверка валидности по содержанию дала высокие корреляции со Станфордской формой теста Бине 0.85) и с общим интеллектом теста Векслера (0.
Теоретические основы
«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мнению Р. Кеттелла, общий фактор интеллекта имеет психологический смысл, если опираться на двухфакторную модель: «общий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) – g1, и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интеллект) – g2. «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивидуальной архитектоники коры больших полушарий. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности.
Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.)«Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и с которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.
«Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, В процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т. д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик, оценивающих словарный запас, умение оперировать числами, адекватность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т. д, Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения (например малых народов). «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла измеряет именно «флюидный» или «свободный интеллект». Кеттелл считал, что «свободный интеллект» можно оценить на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия.
Близок к подобной интерпретации интеллекта и тест «Прогрессивные матрицы Равена», построенный, по большей части, на выявлении отношений между абстрактными фигурами.
Адаптации и модификации
Процедура проведения
Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тестовой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:
«Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.
Каждая часть содержит графические задания, которые разбиты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой.
В каждом субтесте задания расположены в порядке нарастания сложности. Возможно, Вам не удастся правильно решить все задания. Все равно всегда старайтесь решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности решения, то лучше выбрать то решение, которое кажется наиболее вероятным, чем вообще не решить задание. Все задания имеют только одно правильное решение.
Время решения каждого субтеста ограничено. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончите раньше времени, проверьте свои решения еще раз.
Все решения заносите в Ответный бланк. Ничего не пишите и не делайте никаких пометок в этой тетради.
Ждите указаний для дальнейшей работы!
Не переворачивайте страницу без разрешения!»
После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страницу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.
Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере (он уже вычеркнут на Ответном бланке). Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.
Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте.
После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», — и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.
Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных моментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начинается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера. Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста никаких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приводится. Работа над основными заданиями начинается по команде «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычеркиваются на второй части Ответного бланка.
Возможно индивидуальное и групповое проведение теста. При групповом проведении каждый испытуемый должен иметь Тестовую тетрадь и Ответный бланк. Испытуемым, сидящим рядом, рекомендуется предлагать разные формы Тестовых тетрадей (А и Б). Так же следует использовать параллельные формы при ретестировании с небольшим временным интервалом.
Время работы над отдельными субтестами (в минутах)
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 | |
---|---|---|---|---|
1 часть | ||||
2 часть |
Обработка результатов
Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатываются с помощью специальных ключей. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется один балл. Сумма «сырых» баллов подсчитывается отдельно по 1-ой и 2-ой части теста, а также по 1-ой и 2-ой части теста вместе. Суммы «сырых» баллов заносятся в первую итоговую таблицу Ответного бланка. «Сырые» баллы переводятся в шкальные IQ-баллы (X = 100; σ = 15)с помощью Нормативные таблиц. Номер таблицы перевода зависит от возраста испытуемого (количество полных лет и полных месяцев на момент тестирования), указанного над каждой таблицей.
Полученные результаты графически отражаются во второй итоговой таблице (см. приложение 2). Здесь же отражено соотношение IQ-баллов и процентилей.
Ключ к тесту
Нормативные таблицы
Интерпретация результатов
Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (1Q), представляющий собой интегральный показатель интеллектуального развития испытуемого.
Одним из первых показателей IQ, используемых и в настоящее время, был показатель, предложенный В. Штерном в 1912 г.: соотношение умственного и хронологического возрастов. Показатель фактически давал информацию о степени опережения или отставания развития умственных способностей испытуемого.
Позднее Д. Векслер предложил иную интерпретацию коэффициента, в котором оценка выражается в величинах стандартного отклонения и показывает, как соотносится результат испытуемого с результатами репрезентативной выборки испытуемых соответствующей возрастной группы. По мнению А. Анастази IQ в таком виде «…есть форма выражения уровня способностей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам».
Существенным дополнением в представленном тесте является шкала процентилей, которая отражает процентную долю индивидов из выборки стандартизации, результаты которых ниже показателя 1Q данного испытуемого.
Эти два ведущих показателя позволяют исследователю ориентироваться в полученных результатах и с точки зрения соответствия возрастным нормам, и с точки зрения соотношения с традиционными тестами измерения интеллекта. Динамика результатов от 1-ой ко 2-ой части теста дает представление об обучаемости испытуемого.
Заключение по результатам тестирования должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знаний методики общей квалификацией в области психологии развития и обучения. Грамотная интерпретация результатов невозможна без понимания теоретических аспектов проблемы «свободного интеллекта».
Стимульный материал
Стимульный материал
Бланк ответов
Литература
Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.
Глава восьмая: Интеллект
Глава восьмая: ИнтеллектИнтеллект
Попробовать Учебник
«способность понимать мир и находчивость чтобы справиться с его трудностями», — от Дэвида Векслера, известного автора тестов IQ.Определение интеллекта:
Предположительно интеллект отличается от достижений.
Человек может быть «умным» в одном и неумным в другом.
- Язык
- Логико-математический
- Пространственные отношения
- Телесный кинестетик
- Музыкальный
- Внутриличностные навыки
- Навыки межличностного общения
- Натуралистический интеллект
- Экзистенциальный Интеллект
В чем вы «умны»?
- Контекстный уровень — «уличный ум» — экологический, практический интеллект.
- Опытный уровень — «творческий интеллект» — способность изобретать, открывать, предполагать или теоретизировать.
- Уровень компонентов — «аналитический ум» — способность решать проблемы, сравнивать и сопоставлять, судить, оценивать и критиковать.
- См. стр. 260; Рис. 8.2
Сегодня этот тест известен как Stanford-Bine Intelligence. Шкала (СБИС) .
В тесте используется концепция Умственный возраст .
См. с. 264 для образцов.
(умственный возраст/хронологический возраст)X100=IQ
Больше не используется.
Теперь используется «IQ отклонения».
См. с. 268; Умственная отсталость и одаренность
Распределение показателей IQ среди населения,
См. рис. 8.4; п. 265.
См. стр. 266.
- Дети младших классов (СЭС) набирают на 10-15 баллов меньше, чем старшие. и дети среднего класса.
- Афроамериканские дети набирают на 15 баллов меньше, чем их белые сверстники.
- Латиноамериканцы и коренные американцы набирают высокие баллы ниже нормы для белых детей.
- Примечание: афроамериканцы, латиноамериканцы и коренные жители. Американцы непропорционально представлены в Нижнем SES.
- Внутри каждой этнической группы есть влияние на СЭС.
- Почему это так?
- Японские школьники достигают более высоких показателей IQ, чем белые американцы. (средний IQ=111)
- Американцы азиатского происхождения значительно перепредставлены в конкурентной борьбе США. колледжи.
Тесты IQ без использования культур не дали положительных результатов. Эффекты СЭС оставаться.
Как насчет роли мотивации?
Культурная предвзятость неизбежна?
Сведения о природе (наследственности) см. на рис. 8.5; п. 271.
В целом исследования показывают, что наследуемость интеллекта составляет от 40% до 60%.
Генетические факторы составляют примерно 1/2 вариации в результатах тестов интеллекта.
См. с. 272.
Главная Окружающая среда и стиль воспитания влияют на IQ.
Головка Старт повышает баллы IQ! По состоянию на ноябрь 99 года программа служила всего 17 714 000 детей с момента его создания в 1965 году.
См. стр. 274.
Преходящий эффект был достигнут при прослушивании Моцарта. (для студентов колледжей)
IQ повышен на 8 пунктов!
Исследования показывают, что музыкальное обучение улучшает способность к пространственному мышлению.
Стимулирующие мероприятия.
Брак с умным супругом.
Гибкая личность (открытость новому опыту).
Возврат к указателю глав.
Тест на интеллект | Определение, типы, история и факты
- Ключевые люди:
- Отто Клинеберг
- Связанные темы:
- человеческий интеллект психологическое тестирование Интеллектуальный тест Бине
Просмотреть весь связанный контент →
Узнайте о человеческом интеллекте и тестах для измерения коэффициента интеллекта (IQ)
Посмотреть все видео к этой статьетест интеллекта , серия заданий, предназначенных для измерения способности делать абстракции, учиться и справляться с новыми ситуациями.
Наиболее широко используемые тесты интеллекта включают шкалу интеллекта Стэнфорда-Бине и шкалу Векслера. Стэнфорд-Бине — это американская адаптация оригинального французского теста интеллекта Бине-Саймона; Впервые он был представлен в 1916 Льюиса Термана, психолога из Стэнфордского университета. Индивидуально проводимый тест, пересмотренный в 1937, 1960, 1973, 1986 и 2003 годах, оценивает лиц в возрасте от двух лет и старше и предназначен для использования в первую очередь с детьми. Он состоит из серии задач, рассчитанных по возрасту, решение которых требует арифметических навыков, памяти и словарного запаса.
Тест оценивается с точки зрения коэффициента интеллекта, или IQ, концепции, впервые предложенной немецким психологом Уильямом Стерном и принятой Льюисом Терманом в шкале Стэнфорда-Бине. Первоначально IQ рассчитывался как отношение умственного возраста человека к его хронологическому (физическому) возрасту, умноженное на 100. Таким образом, если у ребенка 10 лет умственный возраст 12 лет (т. средний возраст 12 лет), тогда ребенку присваивали IQ (12/10) X 100, или 120. Оценка 100, при которой умственный возраст равнялся хронологическому возрасту, была средней; баллы выше 100 были выше среднего, баллы ниже 100 были ниже среднего. Однако концепция умственного возраста приобрела дурную славу, и в настоящее время немногие тесты включают вычисление умственного возраста. Тем не менее, многие тесты по-прежнему дают IQ; эта цифра теперь рассчитывается на основе статистического процента людей, которые, как ожидается, будут иметь определенный IQ. Результаты тестов на интеллект следуют примерно «нормальному» распределению, при этом большинство людей набирают баллы около середины кривой распределения, а результаты довольно быстро падают по частоте при удалении от центра кривой. Например, по шкале IQ примерно 2 балла из 3 попадают между 85 и 115 и примерно 19 баллами.из 20 баллов попадают между 70 и 130. Оценка около 130 или выше считается одаренным, а оценка ниже 70 считается умственно отсталой или умственно отсталой.
Тесты интеллекта вызвали много споров о том, какие умственные способности составляют интеллект и адекватно ли IQ отражает эти способности, при этом споры сосредоточены на культурных предубеждениях при построении тестов и процедурах стандартизации. Критики утверждают, что тесты интеллекта отдают предпочтение группам из более состоятельных слоев населения и дискриминируют менее привилегированные расовые, этнические или социальные группы. Следовательно, психологи попытались разработать тесты, не зависящие от культуры, которые более точно отражали бы врожденные способности человека. Один из таких тестов — тест восприятия Джонса Хопкинса, разработанный Леоном Розенбергом в начале 19 века.60-х годов для измерения интеллекта детей дошкольного возраста, ребенок пытается сопоставить случайные формы (обычные геометрические формы, такие как круги, квадраты и треугольники, избегаются, потому что некоторые дети могут быть более знакомы с формами, чем другие). Другой попыткой решения проблемы было использование тестового материала, относящегося к среде обитания ребенка; например, для городских детей подходят городские, а не пасторальные сцены.