Автором теста интеллекта свободного от культуры предъявляемого – Культурно-свободный тест на интеллект (cfit)

Содержание

Культурно-свободный тест на интеллект (cfit)

Предложен Р. Кэттелом в 1958 году

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.

В данном пособии предложен вариант теста для детей 8–12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.

Время выполнения каждого субтеста ограничено:

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

2 часть

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

ТАБЛИЦА 4

Далее для краткости субтест будет обозначаться как — «тест».

В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому

3.

При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов(прил. I), вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.

Обработка и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом (прил. II). Затем подсчитывается количество

правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм (прил. III ).

Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.

Стимулъный материал

Инструкция: Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).

В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания их сложности. Возможно, что никому не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется Вам более вероятным, чем вообще не решить.

Все задачи имеют только одно правильное решение! На решение одной группы заданий отводится ограниченное время. Если Вы закончили раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте свои решения еще раз.

Все ответы необходимо заносить на специальный бланк.

Нельзя ничего писать на этом тесте!

Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем Вас попросят об этом!

Часть I

Тест 1

В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Примеры.

В первом примере а – правильное решение. Оно уже вычеркнуто на бланке ответов.

На двух последующих страницах Вы увидите 12 заданий, которые Вам необходимо решить в соответствии с нашим примером.

Тест 1

Тест 1 (продолжение)

Тест 2

В каждом ряду Вам необходимо выяснить какая из фигур в пяти квадратиках отличается от четырех остальных, то есть не подходит к ним.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Пример 1.

В первом примере правильное решение – d. Оно уже вычеркнуто на Вашем бланке ответов.

В этот раз Вам предстоит решить таким же образом 14 заданий. Помните, что и на этот раз задания расположены на двух страницах. Закончив одну, сразу же переходите к следующей.

Тест 2

Тест 2 (продолжение)

Тест 3

В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот квадратик с рисунком, который наиболее подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок.

Вы должны вычеркнуть букву, соответствующую этой фигуре, на вашем бланке ответов.

Пример 1.

В первом примере правильное решение – с. Оно уже вычеркнуто на бланке ответов в тесте 3.

Примеры 2, 3.

В этот раз Вам предстоит решить 12 заданий, которые расположены на двух следующих страницах.

Тест 3

Тест 3 (продолжение)

Тест 4

В каждом задании Вам необходимо точно разглядеть, где находится точка и затем выбрать из пяти фигур справа ту, в которой можно расположить точку точно таким же образом. Букву, соответствующую правильному ответу, необходимо отметить на вашем бланке ответов. В этот раз Вам предстоит решить 8 заданий, расположенных на двух последующих страницах. Помните о том, что ничего нельзя писать на самом тексте, поэтому не заносите, пожалуйста, точку на рисунок с заданием.

Пример 1.

В первом примере с – правильное решение, потому что только здесь можно поместить точку в круг таким образом, чтобы она оказалась вне прямоугольника. Потому на вашем бланке ответов в четвертом тесте уже вычеркнута буква с.

В следующих примерах и заданиях Вы не должны вписывать точку в соответствующее место, надо лишь вычеркивать соответствующую букву в Вашем бланке ответов.

Примеры 2, 3.

Тест 4

Тест 4 (продолжение)

studfile.net

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

Предложен Р. Кэттелом в 1958 году.

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.

В данном пособии предложен вариант теста для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.

Время выполнения каждого субтеста ограничено:

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

2 часть

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

Далее для краткости субтест будет обозначаться как – «тест».

В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.

При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов (прил. I), вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.

Обработка и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом (прил. II). Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм (прил. III).

Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.

Скачать Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (937 Kb)

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»

МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Под редакцией А.А. Карелина Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида

Подробнее

Методика ясюковой 7-11 классы ответы

Методика ясюковой 7-11 классы ответы Методика ясюковой 7-11 классы ответы >>> Методика ясюковой 7-11 классы ответы Методика ясюковой 7-11 классы ответы В целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных

Подробнее

Тестирование для отбора стипендиатов 2013

Тестирование для отбора стипендиатов 2013 Дата рождения: Место рождения: Страна происхождения: Номер мобильного телефона: Электронный адрес: Основные баллы по ОРТ: Уважаемый кандидат на получение стипендии, для того чтобы определить, кому же предоставить

Подробнее

Внимание. Ответ: Ответ:

Внимание. Ответ: Ответ: Задание 1. «Отыщи поросят» Внимание. Внимательно посмотрите на картинку. Отыщите всех поросят на полянке. Каждого поросёнка, которого найдёте, зачеркните карандашом. (вписать цифрой число зачёркнутых поросят)

Подробнее

Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы

Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы >>> Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Iq тест вконтакте 60 вопросов ответы Быть может, вы в их числе? Для этого нужно пройти тест IQ. Для того, чтобы ответить на

Подробнее

Инструкция по выполнению работы

Инструкция по выполнению работы Проект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 009 года (в новой форме) по АЛГЕБРЕ Демонстрационный вариант 009 года

Подробнее

Корректурные пробы для развития внимания

Корректурные пробы для развития внимания Корректурные пробы для развития внимания Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть Корректурные пробы

Подробнее

Тренировочная работа 4 по МАТЕМАТИКЕ

Тренировочная работа 4 по МАТЕМАТИКЕ Математика 9 класс Вариант 1 2 Тренировочная работа 4 по МАТЕМАТИКЕ Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Работа состоит из двух частей В первой части 16 заданий, во второй 5 На выполнение всей работы

Подробнее

Вариант 1. МОДУЛЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Вариант 1. МОДУЛЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Вариант 1. МОДУЛЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Инструкция к выполнению субтеста Время выполнения теста — 15 минут. Тест включает 25 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём

Подробнее

п.7.5. Настройка случайного теста

п.7.5. Настройка случайного теста п.7.5. Настройка случайного теста… 1 п.7.5.1. Создание теста из случайных вопросов, ограниченного временным промежутком… 1 п.7.5.2. Создание теста из случайных вопросов из заданного количества вопросов…

Подробнее

Рекомендации по вводу в формы (6 8-е классы)

Рекомендации по вводу в формы (6 8-е классы) Рекомендации по вводу в формы (6 8-е классы) Сводная по параллели строится автоматически на последнем листе, переносить и копировать данные туда не нужно. Удалять и очищать ячейки с формулами категорически

Подробнее

Математика. 9 класс. Вариант 1 2

Математика. 9 класс. Вариант 1 2 Район Город (населенный пункт). Школа. Класс Фамилия Имя. Отчество Контрольная работа по МАТЕМАТИКЕ 19 декабря 2011 года 9 класс sch7777 Вариант 1 Математика. 9 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению

Подробнее

Правила заполнения бланков

Правила заполнения бланков Правила заполнения бланков http://www1.ege.edu.ru/egevideo/consult2011/blank/lectureplayer.swf / [email protected] http://www.ege.spb.ru (812) 576-34-23 В верхней части бланка расположены: ü Бланк регистрации

Подробнее

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА 1

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА 1 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА 1 СТР. 1 ИЗ 10 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА 1 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Бланк заполняется чёрной гелевой или капиллярной ручкой 1.2 В верхней (регистрационной) части бланка

Подробнее

>>> Кольца ландольта пройти тест онлайн

>>> Кольца ландольта пройти тест онлайн Кольца ландольта пройти тест онлайн >>> Кольца ландольта пройти тест онлайн Кольца ландольта пройти тест онлайн Я редко бываю в хорошем настроении. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть

Подробнее

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Проект ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 00 году (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ (АЛГЕБРЕ) Демонстрационный

Подробнее

Демонстрационный вариант

Демонстрационный вариант Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 0 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

Подробнее

МАТЕМАТИКА. Демонстрационный вариант

МАТЕМАТИКА. Демонстрационный вариант Демонстрационный вариант 1 МАТЕМАТИКА Демонстрационный вариант Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. Для выполнения этой работы

Подробнее

Инструкции для ОО. 4 класс

Инструкции для ОО. 4 класс Инструкция для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ в апреле 2018 года 1. Общие положения 4 класс 1.1. Расписание всероссийских проверочных работ (ВПР), включая время

Подробнее

docplayer.ru

Невербальные тесты. Тесты, свободные от влияния культуры.

Психологи поняли, что тесты приобщены к культуре. Нельзя сравнивать представителей разных культур одним тестом.

Оценки необъективны. Нужно создать такой тест, который не отражал бы культурной привязанности.Был создан первый тест, свободный от влияния культуры. Тест Бетта, разработан из армейских тестов под руководством Отиса. Основные характеристики тестов, свободных от влияния культуры:

  1. Тесты невербальные

  2. Исключена специфическая информация. Решили использовать ту информацию, которую бы знали все народы

  3. Скорость. Отношение к скорости выполнения — разное. Одни считали: чем быстрее проработан тест — тем человек интеллектуальнее. Это мнение присуще Западным цивилизациям. В Восточной культуре другое мнение — быстрое исполнение не признак интеллекта. Если человек умный — то он подумает…

В некоторых тестах, свободных от влияния культуры время не ограничивается.

Еще один тест, свободный от влияния культуры, был разработан в 1926 году американским психологом Флоренсом Гудинаф.Это тест «Нарисуй человека».На основе рисования делается вывод. Тест предназначен для детей от 3 до 13 лет. Нужно нарисовать фигуру мужчины. Время не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития по изображению частей тела, какие детали одежды присутствуют, как изображены пропорции тела, перспектива. Всего выделен 51 элемент рисунка. Оценка идет по всем элементам рисунка.В 1963 году эта методика изменена Дж. Харрисом. Она была расширена. Стала называться методикой Гудинаф-Харрисон. Были внесены такие изменения: после мужчины нужно нарисовать фигуру женщины. После этого нарисовать самого себя. В итоге должно получиться три рисунка. Оценка производится по 51 элементу всех трех рисунков вместе. Харрисон предложил облегченный вариант обработки. Разработано 12 эталонов рисунка. Сравнивали по степени сходства и оценивали.

Интеллектуальный тест Раймонда Кеттела.

Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры был предложен Раймондом Кеттелом. Он был представлен в 3 вариантах, охватывал разные возрастные группы:

  1. для детей от 4 до 8 лет и взрослых, не имеющих среднего образования

  2. для детей от 8 до 13 лет и взрослых, имеющих законченное среднее образование

  3. для детей от 10 до 16 лет и взрослых, имеющих высшее образование

Эти тесты разочаровали своих создателей. Результаты оказались не освобожденными от влияния культуры.В настоящее время валидность тестов, свободных от культуры очень низка. Следовательно, тесты, свободные от влияния культуры плохо диагностируют интеллектуальное развитие. Они создавались избавленными от всего специфичного, следовательно, очень низкая валидность.Свобода от культуры есть просто свобода от интеллекта.

Вербальные тесты

Шкалы измерения интеллекта Дэвида Векслера.

Индивидуальные тесты интеллекта. Разработаны американским психодиагностом Дэвидом Векслером.

Особенности тестов Векслера:

  1. Несмотря на то, что это индивидуальные тесты, они построены как групповые. Задания объединены в субтесты, и субтесты расположены порядке возрастания сложности, но расположены не по возрастному уровню как индивидуальные тесты интеллекта. Выполняются индивидами разных возрастов.

  2. Здесь есть вербальные и невербальные тесты. Невербальными тестами называются тесты действия. Тесты действия дают возможность подсчитать IQ действия. Для каждого испытуемого подсчитывается 3 показателя:

  • IQ действия

  • IQ вербальный

  • IQ общий

Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов.

  1. Шкала измерения интеллекта Векслера для взрослых с 16 до 64 лет (до 64 лет, т.к. стандартизация была проведена до 64 лет). В 1939 году появилась шкала тестов интеллекта Векслера — шкала Векслера — Бельвью. Бельвью — название клиники, в которой была создана шкала. Шкала несовершенна, невысоки показатели надежности. В 1955 году — появилась редакция достаточно совершенной шкалы с 16 до 64 лет. Эта шкала пересматривалась не один раз. В 1981 году — последний раз эта шкала пересматривается.

  2. Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Впервые она появилась в 1949 году. В 1973 году эта шкала была отредактирована.

  3. Шкала измерения интеллекта Векслера для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Впервые появилась в 1967 году.

Особенности тестов Векслера: во всех тестах Векслера для всех трех диапазонов используются одни и те же типы заданий. Сами задания для дошкольников очень просты. Далее по возрастанию сложности идут задания для различных возрастов. Это позволяет отслеживать изменения одних и тех же видов когнитивных характеристик (характеристики мышления).

Все тесты Векслера имеют очень хорошие психометрические характеристики:

Репрезентативны на выборках широкой популяции (в США). Тест Векслера для дошкольников у нас никогда не использовался, так как не был переведен. Тест Векслера для взрослых сделан в Бехтеревском институте, перевод и адаптация, не была произведена рестандартизация. Он не может использоваться в частных случаях, а может использоваться только для исследований. Тесты Векслера для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Перевод и адаптация в Бехтеревском институте Панасюком. Панасюк рестандартизировал, провел оценку надежности и валидности. Его можно использовать для решения практических проблем. Но сейчас он сильно устарел. 30 лет очень большой срок для интеллектуальных тестов. Устарели и вербальные задания, устарели и невербальные задания. Все задания были изменены после смерти Векслера. Старый вариант Панасюка может использоваться для отличия нормальных детей от отставших. Для нахождения различий у здоровых людей не действует.

В детском субтесте 12 тестов. Во взрослом субтесте 11 тестов. Субтесты предъявляются по очереди:

1 субтест в тесте — это субтест на общую осведомленность или информированность. Диагностируются знания, которые приобретаются индивидом. Вопросы задаются устно, ответы — устно. Время выполнения задания не ограничивается и не фиксируется. Подгруппы по возрастам диагностируются немного по-разному. Группа разделена на 4 подгруппы:

  • 1 подгруппа — 6-7 лет с 1 заданием

  • 2 подгруппа — 8-10 лет с 5 заданиями

  • 3 подгруппа — 11-13 лет с 8 заданиями

  • 4 подгруппа — 14-16 лет с 11 заданиями.

За правильный ответ — начисляется 1 бал.

2 субтест вербальный — «Сходство». Даны 2 слова. Чем они похожи? Например: голубой и красный — это цвета, пианино и гитара — это музыкальные инструменты. Оценивается это субтест: 2 балла — за существенный признак, общий признак, 1 балл — за несущественный признак, и 0 баллов. Этот субтест диагностирует умение абстрагироваться от несущественных признаков, находить общее и различие.

3 субтест — арифметический. Умение оперировать математическим материалом. Обученность арифметическим действиям. Задания даются на картинках. Инструкция — устно. В каждом задании есть правило прекращения субтеста (если 2-3 задания подряд не выполнены).

4 субтест — словарный. Диагностирует словарный запас, понимание некоторых понятий, умение объяснить их значение. Время не ограничивается. Оценка от 0 до 2 баллов. 2 балла дается за ответ, где отражено главное, 1 балл — за ответ неясно выражено главное, 0 баллов — неверно значение слова.

Один из следующих субтестов — «Понимание». Диагностируется умение давать практические суждения, понимание смысла некоторых выражений, понимание общественных норм, склонность к практическому суждению. Например: Что ты будешь делать, если порежешь палец? Нужно дать объяснение причины действий. 2 балла дается за ответ, если ребенок проявил собственную активность, 1 балл за ответ — пойду к медсестре, 0 баллов — ничего не буду делать, буду плакать. К каждому вопросу приводятся ответы для психолога.

Субтест «Повторение цифр». Диагностируется оперативная память. 1 группа слов — повторить в том порядке, в котором зачитал психолог. 2 группа слов — воспроизвести в обратном порядке. 2 балла дается за каждый ряд, выполненный с 1 попытки, 1 балл за каждый ряд, воспроизведенный со второй попытки.

studfile.net

Культурно-свободный тест интеллекта | ПсиЛаб

Культурно-свободный тест интеллекта

Описание методики

«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тести­рования и тестирования способностей и переиздавался 1956 и 1966 годах.

Существует три варианта теста:

  1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.
  2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.
  3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

  • 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположе­ния, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.
  • II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для че­тырех фигур признаками являются форма, количество, окрас­ка, пространственное отношение между элементами фигур.
  • Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Спе­цифика этого субтеста состоит в комплексном анализе призна­ков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий дан­ного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных при­знаков.
  • IV су

www.psylab.com.ua

Культурно-свободный тест на интеллект

Название: CFIT (культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла)
Автор: Р. Кеттел
Разработчик программы: Славянский государственный
педагогический университет
Год: 2008
Формат: exe + pdf  (zip архив)
Размер: 3,78 Мб
В архиве: тест в формате exe и pdf, инструкция к тесту.

Аббревиатура CFIT расшифровывается как Culture Free Intellect Test. Английское «free» чаще всего переводится как «свободный» (другое значение — «независимый», для англичан это одно и то же), поэтому тест Кэттелла имеет еще определение «культурно-свободный».
В этом задании испытуемый имеет дело с простыми рисунками-знаками. Таким образом, предполагается, что его можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования..

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТ Р. КЕТТЕЛА ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ НЕ ЗНАКОМЫХ ДАЖЕ С АЗБУКОЙ — НЕЗАВИСИМО ОТ ВЛИЯНИЯ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И Т. П.

Каждое задание имеет только один правильный ответ. Не следует забывать, что важнейшим интеллектуальным компонентом творчества является преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Таким образом, тест в целом ориентирован на противоположный — конвергентный — тип мышления, направленный на поиск единственного решения, снимающего проблему как таковую.
И если вам нужны толковые исполнители, а не творческие личности — смело применяйте этот тест для отбора, он поможет вам выбрать золотую середину. Правда, не исключена вероятность отсеять будущего гения…
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования. Здесь предложен вариант теста для детей 8—12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.
Тест состоит из двух частей, в каждой из которых есть четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Время выполнения каждого субтеста ограничено:

 

Номер субтестов

1

2

3

4

1 часть

4 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

2 часть

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым субтестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.

Все тесты имеют примеры, и поэтому перед началом работы с тестом тестируемый учится решать задачи из «Примеров» вместе с исследователем, а затем допускается к решению тестовых задач в условиях определенного времени.

При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов, вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.

Обработка и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку I? при помощи таблицы возрастных норм.

Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него — об отставании в умственном развитии.

Стимульный материал культурно-свободного теста на интеллект в графических формах представлен в ряде альманахов психологических тестов. Например, «Альманах психологических тестов. — М.: «КСП», 1996. — С.497″. .

В некоторых случаях (например, при тестировании детей) стимульный материал желательно предъявлять в виде увеличенных в размерах копий (30 х 45 см.).

Скачать CFIT (культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла)

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

5psy.ru

Культурно-независимый тест интеллекта Кеттелла

42

Источники: http://psylab.info/культурно-свободныйтест Кеттелла

Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.

Описание методики

«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тести­рования и тестирования способностей и переиздавался 1956 и 1966 годах.

Существует три варианта теста:

  1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.

  2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.

  3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

  • 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположе­ния, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.

  • II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для че­тырех фигур признаками являются форма, количество, окрас­ка, пространственное отношение между элементами фигур.

  • Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Спе­цифика этого субтеста состоит в комплексном анализе призна­ков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий дан­ного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных при­знаков.

  • IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возра­стающих по сложности, в каждом задании слева расположе­на сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометриче­ских фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположен­ных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

Тест прошел проверку на валидность и надежность, стан­дартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии.

Валидность проверялась на основе факторного анализа (конструктивная валидность). Была показана большая насы­щенность теста общим фактором интеллекта «g». Полученные коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0.78 до 0.83. Проверка валидности по содержанию дала высокие кор­реляции со Станфордской формой теста Бине 0.85) и с общим интеллектом теста Векслера (0.84). Надежность проверялась методом ретестирования и оценки гомогенности задач теста (по каждой серии). Для выборки 450 учащихся в США был получен коэффициент 0.85, а для выбор­ки лиц с высшим образованием – 0.82. Средний коэффициент гомогенности для различных выборок колебался в пределах 0.71–0.91.

Теоретические основы

«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мне­нию Р. Кеттелла, общий фактор интеллекта имеет психологи­ческий смысл, если опираться на двухфакторную модель: «об­щий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) – g1, и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интел­лект) – g2. «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивиду­альной архитектоники коры больших полушарий. В этом смы­сле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специ­фических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.)

«Флюидные» способности опираются на понимание основ­ных видов логических взаимосвязей, на ведущие опера­ции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен вос­принимать и с которыми способен манипулировать. Исследо­вания психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «свя­занного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.

«Связанный интеллект» является продуктом усвоения раз­нообразных видов перцептивных и моторных умений и разви­вается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, В процессе воспи­тания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми лич­ностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т. д.). С этой точки зрения «связанный ин­теллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеря­ется с помощью традиционных тестовых методик, оцениваю­щих словарный запас, умение оперировать числами, адекват­ность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т. д, Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения (например малых народов). «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла измеряет именно «флюидный» или «свободный интеллект». Кеттелл считал, что «свободный интеллект» можно оценить на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия.

Близок к подобной интерпретации интеллекта и тест «Прогрессивные матрицы Равена», построенный, по большей части, на выявлении отношений между абстрактными фигурами.

Процедура проведения

Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответ­ный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тесто­вой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:

«Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задания, которые раз­биты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой.

В каждом субтесте задания расположены в порядке нара­стания сложности. Возможно, Вам не удастся правильно ре­шить все задания. Все равно всегда старайтесь решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности решения, то лучше выбрать то решение, которое кажется наиболее вероятным, чем вообще не решить задание. Все задания имеют только одно правильное решение.

Время решения каждого субтеста ограничено. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончите раньше времени, проверьте свои решения еще раз.

Все решения заносите в Ответный бланк. Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ждите указаний для дальнейшей работы!

Не переворачивайте страницу без разрешения!»

После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страни­цу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.

Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере (он уже вычеркнут на Ответном блан­ке). Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.

Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте.

После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», — и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.

Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных мо­ментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начи­нается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера. Оставшиеся при­меры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста ника­ких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приво­дится. Работа над основными заданиями начинается по коман­де «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычер­киваются на второй части Ответного бланка.

Возможно индивидуальное и групповое проведение теста. При групповом проведении каждый испытуемый должен иметь Тестовую тетрадь и Ответный бланк. Испытуемым, сидящим ря­дом, рекомендуется предлагать разные формы Тестовых тетра­дей (А и Б). Так же следует использовать параллельные формы при ретестировании с небольшим временным интервалом.

Время работы над отдельными субтестами (в минутах)

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4

4

3

3

2 часть

3

3

3

3

Обработка результатов

Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатыва­ются с помощью специальных ключей. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется один балл. Сумма «сырых» бал­лов подсчитывается отдельно по 1-ой и 2-ой части теста, а также по 1-ой и 2-ой части теста вместе. Суммы «сырых» баллов заносятся в первую итоговую таблицу Ответного бланка. «Сырые» баллы переводятся в шкальные IQ-баллы (X = 100; σ = 15)с помощью Нор­мативные таблиц. Номер таблицы перево­да зависит от возраста испытуемого (количество полных лет и полных месяцев на момент тестирования), указанного над ка­ждой таблицей.

Полученные результаты графически отражаются во второй итоговой таблице (см. приложение 2). Здесь же отражено соотношение IQ-баллов и процентилей.

Интерпретация результатов

Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (1Q), представляющий собой интегральный показатель интел­лектуального развития испытуемого.

Одним из первых показателей IQ, используемых и в настоя­щее время, был показатель, предложенный В. Штерном в 1912 г.: соотношение умственного и хронологического возрастов. Показатель фактически давал информацию о степени опере­жения или отставания развития умственных способностей ис­пытуемого.

Позднее Д. Векслер предложил иную интерпретацию коэф­фициента, в котором оценка выражается в величинах стандарт­ного отклонения и показывает, как соотносится результат испы­туемого с результатами репрезентативной выборки испытуемых соответствующей возрастной группы. По мнению А. Анастази IQ в таком виде «…есть форма выражения уровня способно­стей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам».

Существенным дополнением в представленном тесте явля­ется шкала процентилей, которая отражает процентную долю индивидов из выборки стандартизации, результаты которых ниже показателя 1Q данного испытуемого.

Эти два ведущих показателя позволяют исследователю ори­ентироваться в полученных результатах и с точки зрения соот­ветствия возрастным нормам, и с точки зрения соотношения с традиционными тестами измерения интеллекта. Динамика результатов от 1-ой ко 2-ой части теста дает представление об обучаемости испытуемого.

Заключение по результатам тестирования должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знаний методики общей квалификацией в области психологии развития и обу­чения. Грамотная интерпретация результатов невозможна без понимания теоретических аспектов проблемы «свободного ин­теллекта».

Инструкция

Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).

В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания их сложности. Возможно, Вам не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется Вам более вероятным, чем вообще не решить.

Все задачи имеют только одно правильное решение!

На решение одной группы заданий отводится ограниченное время. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончили раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте свои решения еще раз.

Все ответы необходимо заносить на специальный бланк. Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем Вас попросят об этом!

studfile.net