Бабушка и дедушка как воспитатели: Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Бабушкино и дедушкино воспитание: плюсы и минусы

На главную

Семейное воспитание

Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, молодые семьи живут отдельно, создавая свою автономную территорию. Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях между ними, пожалуй, один из самых сложных. Роль современных бабушек и дедушек в семейном воспитании огромна и по сей, не зависимо от того, живут ли все одной семьей, либо порознь. Здесь ключевую роль играют совершенно другие аспекты.

Старшее поколение в семье — носители и хранители ценностей, традиций, они совершенно по-другому относятся к ребенку, нежели родители. Бабушки и дедушки обладают большей свободой, как психологической, так и экономической, у них больше свободного времени, больше опыта воспитания. Многие бабушки и дедушки, включенные в процесс воспитания собственных внуков, в прошлом сделали неплохую карьеру, были социально активны, добились успехов в профессиональной деятельности.

С возрастом появилось время на общение с внуками, потребность в котором была недостаточно полно реализована в молодости, и, став, относительно свободными людьми, бабушки и дедушки активно включаются в процесс воспитания и заботы о внуках. На языке психологии речь идет о переносе собственных материнских, отцовских чувств, потребностей, которые были по ряду причин не реализованы в детско-родительских отношениях в отношения между старшим поколением в семье и младшим. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, бабушки и дедушки принимают ребенка безусловно. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность растущему человеку в себе, адекватное принятие жизни.

Здесь важен акцент, когда в семье рождается ребенок, между ним и бабушками (дедушками) устанавливается особая связь. Психологи обращают внимание на то, что отношения между прародителями и внуками редко носят конфликтный характер, скорее, здесь царит идиллия, чего нельзя сказать о старшем и среднем поколении семьи.

Причины конфликтных отношений кроются в разнообразных мотивах — несогласие с подходами к воспитанию, ревность, либо негативные детские воспоминания. В целом можно выделить три семейные ситуации, которые способствуют напряжению отношений.

Первая модель «Бабушки и дедушки живут собственной жизнью».

Активные, жизнелюбивы, не желающие стареть бабушки дедушки у окружающих вызывают восхищение. На просьбу провести время с детьми, посидеть с внуком хоть часок, всегда находят неотложные дела.

ВАЖНО: молодым родителям в беседе с бабушками (дедушками) нужно обратить внимание на то, что они нужны в воспитании детей, что они часть семьи. Бабушкам и дедушкам нужно проанализировать, какую роль в воспитании собственных детей принимали их родители, что они чувствовали при этом.

Вторая модель «Бабушки и дедушки заменили собой родителей».

Чаще такую модель реализуют родители со стороны матери, они обладают большим влиянием на молодую семью, мать больше влияет на дочь вследствие более прочной и глубокой связи. Бабушки и дедушки в этой семье берут ответственность за воспитание на себя, лишая собственных детей возможности занять и реализовать роли матери и отца. К сожалению, в таких семьях молодые отцы более склонны изолироваться, не участвовать в воспитании детей.

Доминантные бабушки устанавливают собственные правила в молодой семье, нередко между поколениями возникают конфликты по поводу воспитания детей, в этом и кроется одна из причин самоустранения отцов из процесса воспитания.

Бабушки, имеющие более гибкий, мягкий характер в такой модели семейных отношений реализуют правила родителей в воспитании детей, при этом никак открыто не могут повлиять даже на те правила, с которыми он не согласны.

Конечно и в том, и в другом случае бабушками и дедушками в этой модели отношений двигают установки помощи собственным детям. Но основная проблема таких семей заключается в том, что ребенок остается «без рычагов управления». Сталкиваясь с ситуацией предъявления и требованиями выполнения правил ребенком, педагоги становятся бессильны. Родители оказываются не включенными в процесс воспитания, а бабушки и дедушки, находясь в «розовых очках» (именно так они воспринимают собственных внуков), никак не могут повлиять на поведение детей.

ВАЖНО: молодым родителям взять ответственность за воспитание детей, больше времени проводить с детьми, а бабушкам и дедушкам позволить родителям занять и реализовать роли матери и отца, при этом помнить, что ответственность за воспитание —  это прерогатива родителей.

Третья модель — «Бабушки и дедушки — зло».

Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от собственных родителей, а еще чаще — от родителей мужа (жены). Такая модель формируется в семьях, где сложился негативный опыт детских взаимоотношений с родителями (тиранство, неблагополучная семья, пагубные привычки родителей и др.). Конечно, вполне оправдано желание родителей оградить детей от частого общения с бабушками и дедушками в этих случаях. Родителям важно признаться себе – что их родители – это часть их истории и жизни, научиться принять эту часть — важный шаг на пути к гармонии в семье и в себе.

И все же есть семьи, когда отвергаются вполне благополучные бабушки и дедушки. Происходит это так же из детских воспоминаний и впечатлений молодых родителей – ревность к младшему брату, обида на родителей за наказание, либо длительное пребывание ребенка вне дома по разным обстоятельствам: лечение в больнице, отъезд родителей и др.

ВАЖНО: молодым родителям в том и в другом случае принимать (прощать) собственных родителей, их ошибки и промахи, чтобы в дальнейшем не допустить их в воспитании своих детей. Бабушкам и дедушкам нужно пойти на сотрудничество со своими детьми, найти компромиссы или выход из конфликтной ситуации, мудрость и жизненный опыт будут в помощь.

О важности семейных традиций.

Рассматривая позитивные аспекты, которые привносят бабушки и дедушки в семейное воспитание, прежде всего необходимо выделить семейные традиции. Семейные традиции – это лакмусовая бумажка любой семьи. Именно они делают семью семьей. Семейные традиции — это огромный труд, это работа всех без исключения членов семьи. Семейных традиций не должно быть слишком много — у кого это вечернее чаепитие, у кого-то — прогулка в лес в выходной день, а у кого-то осталась детская привычка — прятать и искать под новый год подарки под елкой.

Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают ему уверенность в будущем, традиции — это источник необыкновенных детских воспоминаний, традиции — это «возврат родительских вложений». Семейные традиции учат ребенка принятию, толерантности ко всем членам семьи, это чувство гордости за свою семью, это связь поколений. С самого детства у подрастающего ребенка закладываются установки на родительство, отношение к другим людям, формируется своеобразный «психологический скелет», который будет лежать в его основе взаимодействия с другими людьми.

Что будет в основе? Мир, взаимопонимание, любовь, либо неприязнь, ненависть, отчуждение — все это зависит только от взрослых.

Гармония, сотрудничество, терпение в воспитании детей — вот то, что должно стать объединяющим для всех членов семьи.

И в завершении статьи дарим бонус для тех, кто хотел бы узнать немного больше о себе, о своей семье, взаимоотношениях между её членами, — небольшой эксперимент «Семейные узы».

1. Возьмите лист бумаги, карандаш или ручку.

2. На листе бумаги нарисуйте в произвольном порядке членов вашей семьи, обозначая фигурами: «треугольник» – мужчина, а «круг» — женщина.

3. Между фигурами проведите линии, связи:

  • ====================== двойная сплошная линия означает прочную двухстороннюю связь;
  • _________________________ одинарная сплошная прочная односторонняя связь;
  • = = = = = = = = = = = = = = = двойная прерывистая линия означает непостоянную двухстороннюю связь;
  • _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ одинарная порывистая односторонняя непостоянная связь.

4. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы:

  • Кого из членов семьи я нарисовал первыми? Почему
  • Кто из членов семьи появились на рисунке в самом конце, либо их совсем нет на бумаге? Почему?
  • С кем из членов семьи у меня установились прочные взаимные позитивные отношения? Какая это связь? Попробуйте представить материал, из которого могли бы быть изготовлены линии ваших отношений (нить, ткань, проволока и пр.).
  • С кем из членов семьи у меня установились негативные отношения? Какая это связь? Попробуйте представить материал, из которого могли бы быть изготовлены линии ваших отношений (нить, ткань, проволока и пр.)
  • Что в рисунке мне не нравится, и я хотел бы переделать? Почему?

Если есть возможность, измените тип ваших отношений на рисунке, либо нарисуйте на другом листе, на ваш взгляд, идеальный тип отношений в вашей семье. Подумайте, чтобы могли лично вы сделать, чтобы улучшить отношения в вашей семье?

Бабушки и дедушки как воспитатели

Бабушки и дедушки как воспитатели.

Гаврилова Татьяна Ивановна

ГОУ СОШ №303 учитель начальных классов

Воспитывать детей — это обязанность и право родителей. Но разве плохо, когда у детей, кроме отца и матери, есть ещё близкие и любящие люди! Бабушка и дедушка! И несправедливо будет умолчать о них.

«У нынешних родителей до детей руки не доходят. То у них бизнес, то акции, то презентации. Всё воспитание по мобильному телефону. Так и живут дети брошенными при живых родителях.»

65% моих учеников получают помощь от бабушек и дедушек. Бабушки и дедушки провожают в школу, встречают, помогают с уроками, водят в кружки, секции, вместе с классом ездят на экскурсии, и т.д.

30% учеников моего класса с утра и до позднего вечера находятся с бабушками и дедушками, из-за занятости родителей на работе. Родители приходят с работы, дети уже спят, уходят – ещё спят. Бабушки и дедушки приходят на родительские собрания, расписываются в дневниках, живут жизнью класса, школы, знают все проблемы и успехи своих внуков, советуются с учителями, психологами.

Родители же, получая реальную помощь от бабушек и дедушек, при этом чаще всего желают, чтобы «предки» не вмешивались в воспитание внуков и не оказывали на них своего влияния, потому что уверены – кроме вреда, это ничего принести не может.

Почему берётся такая уверенность? Особенно если вспомнить, что эти самые бабушки и дедушки воспитывали этих самых родителей и вроде бы неплохо справились с задачей. Или плохо? Тогда объяснение найдено: взрослые сыновья и дочери ощущают огрехи собственного воспитания, винят в них своих родителей – кого же ещё! – и боятся, чтобы дети тоже не пострадали.

Теоретически логично, а на практике – совсем наоборот. Родители чаще всего уверены в своей непогрешимости, в своём единственно разумном взгляде на воспитание и поэтому не хотят, чтобы пусть даже самая любящая бабушка подрывала основы семейной педагогики.

Но смириться с ролью бесстрастных и равнодушных наблюдателей бабушкам и дедушкам трудно. Да и разум, и сердце подсказывают, что это противоестественно.

Независимо от того, желательно это родителям или нет, от причастности бабушек и дедушек к воспитанию внуков всё равно никуда не деться, пусть их разделяют хоть тысячи километров. Потому что, именно они, бабушки и дедушки, вырастили этих самых мам и пап, которые теперь, сознательно или непроизвольно, передают своим детям то, что когда-то сами впитывали из атмосферы своей семьи. Передают, разумеется, с неизбежными поправками на время, характер, обстоятельства…

Сколько бы ни было в семье детей – один, два или больше,- бабушка или дедушка никогда не бывают лишними. Хорошо когда они есть. Пусть хоть урывками они дополняют родительское воспитание: подарят внукам внимание, которого так часто не хватает детям из-за занятости мам и пап, воспитывают навыки, о которых в спешке нашей жизни порой забывают. Споют песенки, полные доброты и ласки. Расскажут сказки, глядя в глаза ребёнку. Вспомнят истории из своей жизни, случаи с мамами и папами, когда те были совсем маленькими – дети обожают такие рассказы.

Воспитание- это активный процесс сотворчества всех включённых в него субъектов и участников. От главных до второстепенных. От постоянных до случайных, ситуативных. Чьё влияние окажется решающим, приведёт к формированию той или иной черты, мотива или убеждения, теоретически просчитать невозможно. И только практика, опыт реального взаимодействия даёт нам ответ на вопрос: кто воспитывает ребёнка?

Роль бабушки и дедушки в семье — это ответственная и важная роль, которую они осуществляют как помощники, воспитатели, руководители и наставники молодых семей, новых, третьих, а то и четвёртых в их жизни поколений.

Поговорим о бабушкиной доброте, мягкости, о мудрой опытности, душевной теплоте. Бабушка может сдружить детей, как никто другой. В семьях,

где бабушка присутствует постоянно, а не от случая к случаю, всегда царит какая-то особая атмосфера уюта, тепла, миролюбия,… Конечно, бывают и грустные исключения, которые встречаются в жизни, но чаще — именно так. И дети спокойней – не так сказывается на них утренняя спешка с дёрганьем и раздражением, не так отражается и вечерняя усталость родителей.

Отношение к бабушке и к дедушке в семье – самая наглядная школа воспитания для детей. Какие бы благородные слова ни говорили родители своим дочкам и сыновьям, достаточно неуважительно отнестись к своей старой матери, и всё словесное прекраснодушие развеется дымом. Нет силы, которая задержала бы высокие слова в ребячьей душе. И со временем, когда роли переменятся, отношение выросших детей к своим родителям точно повторит картину, не сомневайтесь.

Отношения с бабушкой и дедушкой учат детей заботливости, состраданию, доброте. Бабушкино и дедушкино слово сближают внуков между собой не меньше, чем родительский такт и деликатность. Ещё одно могут сделать бабушки и дедушки: вложить в детей добрые чувства и оставить у них любовную благодарную память о себе на всю жизнь.

Между тем дедушки тихо и незаметно тоже вносят немалую, а возможно, даже очень значительную долю в помощь молодой семье, воспитанию внуков. И при этом дедушки не требуют благодарности и не претендуют на главенствующую роль в семье, не стремятся подмять под себя молодых. Они сохраняют своё рыцарское, мужское благородство. Особенно неоценима роль дедушек в неполных семьях, где нет мужчины-отца. Дедушки своим мужским поведением, мужскими заботами оказывают влияние на внуков.

Конечно, самая острая нужда в бабушках и дедушках возникает при поступлении ребёнка в школу. И дело не только с том, что первоклассника нужно проводить и встретить после уроков, главное — наладить режим дня, научить ребёнка собранности, умению ценить и беречь время. Обычно первоклассники рассеяны, возвращаясь домой, они взахлёб рассказывают о школе, товарищах, их переполняют впечатления. Нужно успокоить, отвлечь, дать ребёнку отдых. Внутренняя дисциплина – первый залог успехов ребёнка в учении. И главное качество воспитывают в нём бабушки и дедушки, постоянно наблюдающие и направляющие его.

У бабушек и дедушек много друзей. В День Победы они собираются, вспоминают минувшее, говорят о планах. Внуки слушают, впитывают в себя каждое слово. Грусть и радость, шутки и внезапно наступившее скорбное молчание, когда ветераны мысленно общаются с погибшими на далёких полях, всё оставляет в душе ребёнка след, всё запоминается. Он живо воспринимает давние события. И сегодня, встречая людей с боевыми наградами, думается, как хорошо, что они ещё с нами, что они продолжают нести свою вахту на Земле, являясь образцом мужества и стойкости, служа примером для потомков.

Бабушки и дедушки нужны всегда, со дня рождения ребёнка и до выхода его в самостоятельную жизнь, в каждый из периодов его роста и взросления незаметная, но такая необходимая помощь оказывается незаменимой.

Изучение «бабушкинской и дедушкинской» педагогики – дело не простое, возможно, педагоги займутся им, оно того стоит, так как если вдуматься, перед нами раскроются и народная мудрость, и прекрасные обычаи, и душевная теплота, и благородство.

бабушек и дедушек: вы учителя | GrandkidsMatter

by Dr.

Ken Canfield

Моя бабушка научила меня доверять другим, не держать зла, ценностям и морали, как шить, готовить и работать в саду, как жить прекрасной жизнью, радоваться простым вещам в жизни заботиться о других, семейных традициях и духовных принципах. Мой дедушка научил меня хитростям своего ремесла, как ловить рыбу и рассказывать забавные истории, как важно усердно работать, как прощать других, браться за дело и добиваться цели, а также планировать будущее.

Это воспоминания одного взрослого человека, и они отражают широкий спектр тем и принципов, которым бабушка и дедушка учили своих внуков на протяжении многих лет, и которые внуки помнят долгое время.

У меня всегда было предчувствие, что бабушки и дедушки — невероятные учителя, но, прочитав еще множество комментариев взрослых о своих бабушках и дедушках (например, выше), я был поражен. Я понимаю, что роль учителя может быть одной из важных ролей, которую играют бабушка и дедушка, возможно, самой важной.

Теперь, прежде чем вы паникуете и говорите: «Я не учитель», знайте, что я не предлагаю вам иметь сертификат преподавателя, чтобы быть замечательной бабушкой или дедушкой. Вам не нужно читать своим внукам лекции по научным концепциям или проводить их через сложные научные процессы. (Хотя, если вы оба очень заинтересованы в определенной концепции или процессе, не упустите возможность и отлично проведите время вместе.) В общем, обучение бабушки и дедушки не будет включать в себя лекцию или что-то сложное.

Просто подумайте о том, чему вы научились у своих бабушек и дедушек, если бы у вас была возможность проводить с ними много времени. Возможно, у некоторых из вас бабушки и дедушки были штатными учителями, но я подозреваю, что большинство наших бабушек и дедушек были фабричными рабочими, фермерами, домохозяйками, парикмахерами, механиками, владельцами магазинов, строителями, руководителями, портными, пекарями, банкирами и так далее. Тем не менее, многим из наших бабушек и дедушек удалось многому научить нас в жизни и передать навыки и мудрость, которые мы все еще носим с собой сегодня.

Что касается вопросов, связанных с жизнью, любовью, стремлением к счастью, отличением правильного от неправильного, восстановлением после неправильного выбора, реагированием на страдания и так далее и тому подобное — я знаю, что вы учитель! Думать о себе как о чем-то меньшем, чем учитель, может означать упустить большую привилегию дедушки и бабушки.

Я считаю преподавание ключевым аспектом нравственной, ответственной, жизненно важной роли, которую каждый из нас может играть в своей семье, и предлагаю всем нам с гордостью претендовать на эту часть нашей роли и делать для этого все возможное.

Преподавание — одна из основных основ воспитания детей — буква «Т» в моей книге СЕРДЦЕ воспитания детей , и это одна из областей, которая пересекается с другими аспектами нашей роли. Я уверен, вы знаете, что мы учим наших внуков через наш Пример , букву «Е» в СЕРДЦЕ. Они многое узнают от нас, просто наблюдая за нами и находясь рядом с нами; мы все время чему-то их учим своим поведением, нашим распорядком, тем, как мы справляемся с эмоциями, как мы обращаемся с людьми и так далее. Точно так же «H» означает Наследие , рассказывая истории нашим внукам и рассказывая им о прошлом, мы можем научить их.

Чему их научить? Я полагаю, что возможности безграничны:

  • Семейная история.
  • Важные уроки, которые вы усвоили ранее.
  • Пословицы и афоризмы: вечная мудрость из старых поговорок и/или из Писания.
  • Проницательность и другие важные для вас ценности.
  • Навыки и дисциплины, которые пригодятся им в жизни.

Этот список можно продолжать и продолжать. А пока я просто хочу внушить вам, что вы учитель , и я надеюсь, что вы будете намеренно относиться к той роли, которую вы играете для своих внуков.

Чему вы готовы и/или увлечены, чтобы учить своих внуков? Пожалуйста, ответьте, оставив комментарий на нашей странице в Facebook.

.

Адаптировано из книги доктора Кена Кэнфилда СЕРДЦЕ бабушек и дедушек . Узнайте больше и получите свою копию здесь.

Бабушка и дедушка – лучшие учителя

Доктор Кен Кэнфилд

Мне посчастливилось иметь постоянный доступ к бабушке и дедушке по отцовской линии, и я многому научился у каждого из них. Я помню, как помогал бабушке раскатывать тесто, чтобы приготовить яичную лапшу для ее невероятного блюда из курицы и лапши. Это была большая задача, потому что часто на ужин собиралось 14 или 15 человек. Я наблюдал, как она искусно превращала муку в тесто, раскатывала его на вощеной бумаге, а затем нарезала лапшу. Она позволила мне помочь, но я не уверен, что когда-либо научился готовить лапшу достаточно хорошо, чтобы делать это самостоятельно. У нее был определенный способ, которым она любила нарезать лапшу, а потом мы клали ее в большой котел, добавляли курицу и все ингредиенты, чтобы приготовить еду, которую все хотели съесть.

Мой дедушка регулярно заставлял меня помогать ему ремонтировать или восстанавливать автомобили, некоторые из которых я разбил. Он показал мне, как вытащить двигатель, и на его опыте я узнал, как получить доступ к скрытым болтам, как выкрутить болт, который был сломан, и дал простые советы по техническому обслуживанию, которые помогут предотвратить текущий ремонт. В процессе он часто ушибал костяшки пальцев и произносил несколько отборных слов, но те времена остались для меня приятными воспоминаниями. Кроме того, я часто использовал то, чему он научил меня, на автомобилях, на которых наша семья ездила на протяжении многих лет.

Очень многие люди, с которыми я разговаривал, говорили мне, что научились чему-то от бабушек и дедушек, что помогло определить направление их жизни.

Чему научить внуков? Возможно, для начала подумайте о своих интересах и увлечениях, навыках и способностях, дисциплинах и ценностях. Может быть, вы добавите что-то уникальное в себе или в вашей семье, что вы хотите передать будущим поколениям, навыки, которые помогут вашим внукам, когда они одиноки, и практики, которые помогут им вести здоровый образ жизни. Затем часто все сводится к возможностям, которые открываются, когда вы вместе.

Недавно я помогал своему старшему внуку учить его водить машину. Его папа и мама были его основными инструкторами по вождению, но довольно часто, когда мы с женой в городе, у нас есть арендованная машина, и поэтому каждый приезд становится для моего внука прекрасной возможностью сесть за руль разных детишек. легковые автомобили. В один из наших визитов это будет компактный автомобиль, а в следующий раз, возможно, это будет седан побольше или внедорожник. Для него это ценный опыт вождения.

В первый раз, когда я вручил ему ключи, на его лице появилось нервное выражение. — А если я его разобью, дедушка?

Я только улыбнулся и сказал: «Я знаю, что у тебя все получится. Но если это произойдет, мы пройдем через это вместе».

В большинстве случаев мы не можем заменить родителей, но мы можем дополнить их усилия и помочь заполнить картину того, что учит внук. Это может быть очень выгодно.