Бабы взрослые: Костюмы Яги — детские и взрослые карнавальные костюмы для утренника, маскарада, спектакля купить в интернет магазине Игроландия toys-land.ru

Кто такая Баба-яга

В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.

Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.

В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.

В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».

«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».

Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.

Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.

Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.

Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.

В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.

Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.

Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.

С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.

«Разные инструменты давления на жертву»: чем различается буллинг у детей и взрослых

Травля в детских и взрослых коллективах происходит по-разному. Анастасия Лазибная, основательница портала «Баба-Деда» и HR-проекта «Компании для всех возрастов», и Ольга Журавская, соучредительница АНО БО «Журавлик» и основательница проекта «Травли. net», провели исследование на эту тему и рассказали о его результатах

Тема взрослого буллинга по-прежнему остается табуированной. При этом в российских школах с травлей наконец начали бороться — и опыт школ может помочь представителям HR-служб начать разговор на непростую тему в собственной организации.

Зачастую родители тех детей, которые уже становились жертвами или свидетелями травли в школе (на самом деле свидетелей тоже можно считать жертвами — просто их травма, как правило, не так ярко выражена), более открыты информации о травле и во взрослой среде. Они понимают важность профилактической работы и поддерживают ее. 

Природа буллинга всегда одна, различаются формы, которые он принимает во взрослой и детской среде. Кроме того, взрослые и юные агрессоры, как правило, используют разные инструменты давления на жертву. У детской травли обычно одна доминирующая причина — стремление самоутвердиться. У взрослой спектр причин может быть куда шире: от желания противостоять организационным изменениям или заполучить как можно больше материальных благ до пресловутого стремления «разделять и властвовать». 

Благодаря доступным, хотя по-прежнему немногочисленным, исследованиям, проведенным в последние несколько лет, есть возможность сравнить 7 ключевых показателей, характерных для детской и для взрослой травли. Увидеть общие паттерны и различия, которые важно учитывать при формировании специальных антибуллинговых программ и подходов для компаний и отдельных сотрудников. 

1.     Распространенность травли  

Буллинг одинаково сильно распространен как среди взрослых, так и среди детей. Причем вероятность столкнуться с ним во взрослом возрасте (68%) даже выше, чем в детском (52%).  

При этом на поведение подростков может влиять физиологическое взросление, и интенсивность школьной травли,  как и степень вовлеченности в нее, часто варьируется от одной возрастной группы к другой. Так, к примеру, пик травли приходится на 6–8 классы, ее частота заметно снижается в старших классах. Связано это с тем, что подростки находят себе друзей по интересам, в их жизни появляется все больше внешкольных занятий, позволяющих социализироваться. А вот травля сексуализированного характера, по понятным причинам, начинается с 8–9 классов, тогда как травля по национальным признакам «переходит» из одной возрастной группы в другую. 

Пример из жизни. Динара родилась в Узбекистане. Ее мама была русской, а папа узбеком. Внешне она отличалась от большинства детей более светлой кожей и цветом волос, поэтому в узбекской школе ее часто дразнили «русской». Когда Динаре было 10 лет, ее семья переехала в Россию. Но и российские дети не сразу приняли девочку. Она очень старалась найти друзей, стать «своей», и со временем ей это удалось. Поэтому, когда в класс пришла девочка Хадижа, уроженка Таджикистана, и попыталась подружиться Динарой, та резко ее отвергла и стала обзывать. Вскоре к травле присоединились другие ребята. Хадижа очень страдала и не понимала, почему ее дразнит девочка, более похожая на нее, чем другие одноклассники. А Динаре просто было очень важно держаться подальше от «чужих», чтобы сохранить с таким трудом отвоеванное место в детской иерархии.

2.     Психологическая vs физическая травля

С возрастом травля становится более «интеллектуальной», принимая различные формы, не связанные напрямую с физическим насилием: во взрослой среде в 3 раза чаще встречается психологическая агрессия и в 5 раз реже — физическая. 

Согласно данным проекта «Травли. нет», в детской среде любой вид травли рано или поздно начинает сопровождаться физическим насилием — как правило, чтобы перейти от вербальной к физической агрессии, группе учеников 6-8 классов требуется месяц.

3.     Игнорирование проблемы 

Если принять во внимание предыдущий показатель, становится проще объяснить, почему среди учителей гораздо больше тех, кто понимает, что происходящее — травля. Действительно, физическое насилие сложно не считать насилием. 

При этом практически каждому второму руководителю компании сложно разобраться в тонкостях буллинга во взрослой среде. Физическое насилие здесь встречается значительно реже, а психологическое в большинстве случаев остается безнаказанным. 

Возникает вопрос необходимости самостоятельной калибровки внутреннего компаса, который зачастую сбит даже у профессуры лучших  бизнес-школ, где до сих пор можно услышать шутки с сексистским подтекстом, вроде: «Это так же просто как 90–60–90».  Казалось бы, мелочь, но аудитории с преимущественно мужским составом слушателей такая шутка может дать предпосылки для буллинга.  

В любом случае, вне зависимости от уровня осознанности учителей или руководства в половине случаев никто не пытается остановить буллинг — ни в школе, ни в бизнес-организации.

4.     Провоцирование буллинга руководством

В школах в разы реже, чем в бизнес-организациях, буллинг провоцируют вышестоящие. Иногда учителя могут инициировать травлю детей «в воспитательных целях»*. Но в целом они становятся ее зачинщиками в 3 раза реже, чем руководители и собственники компаний, чей спектр мотивов весьма широк. Руководители взрослых коллективов могут как осознанно играть роль кукловодов, так и неосознанно  транслировать агрессивную политику поведения по отношению к подчиненным.  

*В образовательной среде до сих пор бытует представление о том, что травля в детском коллективе не является чем-то опасным, поэтому взрослым не следует вмешиваться. Столкновение с насилием якобы закаляет характер и учит постоять за себя. На самом деле эти установки ошибочны: травля не несет никакого положительного эффекта, она не закаляет, а ломает личность. 

5.     Проактивная роль учителей и руководства в прекращении и профилактике буллинга 

Школа, как учреждение, где проблема буллинга поднимается гораздо чаще, в том числе родительским сообществом, демонстрирует большую готовность к профилактической работе, связанной с недопущением травли. 

6.     Уровень замалчивания травли

Уровень замалчивания катастрофически высок в бизнес-организациях, что в целом может быть связано с отсутствием «инфраструктуры» — штатный психолог есть далеко не во всех компаниях (в отличие от школ), как и служба комплаенса и HR отдел.

7.     Взаимопомощь

Проблема недостатка взаимопомощи напрямую связана с проблемой насилия. Дети и взрослые, которые всю жизнь проводят в агрессивной среде (являются свидетелями домашнего и иного насилия), могут не заметить, что рядом с ними кого-то унижают, потому что их порог чувствительности к насилию уже нетипично высок. Иногда дети, как и взрослые, не могут вовремя распознать того, что с ними происходит. 

Этот фактор несет в себе как плюсы, так и минусы. С одной стороны, человек, который имел негативный опыт и был жертвой буллинга, даже в ситуации объективного ущемления его прав оказывается более стрессоустойчивым. Однако эта же сниженная чувствительность может сыграть с нами злую шутку — не дать вовремя распознать агрессию и сказать ей «стоп». 

Women and Girls — CHADD

Долгое время считалось, что СДВГ в основном встречается у мальчиков и некоторых мужчин. Однако исследования и жизненный опыт показали, что это неверно. В то время как женщины все еще получают меньше диагнозов СДВГ, разрыв между женщинами и мужчинами в общей распространенности в последние годы сократился. Это означает, что распространенность СДВГ у женщин почти такая же, как и у мужчин.

Девочки диагностируются с СДВГ почти вдвое реже, чем мальчики. Эта разница в частоте диагностики компенсируется во взрослом возрасте, когда у женщин и мужчин СДВГ диагностируется примерно с одинаковой частотой. Текущая распространенность СДВГ для всех взрослых составляет 4,4 процента.

Диагностика СДВГ у девочек и женщин

Симптомы СДВГ продолжают оставаться незамеченными у девочек и подростков, даже когда они испытывают трудности. Большинство экспертов приходят к выводу, что это связано с тем, что девочки чаще демонстрируют преимущественно невнимательные проявления СДВГ, в то время как родители и специалисты ожидают увидеть преимущественно гиперактивно-импульсивные проявления, которые чаще наблюдаются у мальчиков.

Ранее некоторые медицинские работники предполагали, что СДВГ в основном встречается у мальчиков, и они не оценивали девочек без гиперактивно-импульсивных проявлений расстройства.

Женщины, страдающие от симптомов СДВГ, могут обратиться за обследованием психического здоровья, если они сталкиваются с трудностями в повседневной жизни. Поскольку другие состояния психического здоровья, такие как депрессия и тревога, часто сопутствуют СДВГ, у женщины может быть диагностировано одно из этих состояний до того, как будет выявлен основной СДВГ.

Часто женщина просит пройти обследование на СДВГ после того, как одному из ее детей был поставлен диагноз. Признавая те же переживания и симптомы у себя, что и у своего ребенка, она будет специально запрашивать оценку СДВГ у взрослых, а не медицинский работник, предлагающий это сделать.

Лечение СДВГ

Не каждый человек с СДВГ будет обращаться за официальным лечением. Некоторые женщины выбирают формальный план лечения, когда чувствуют, что какая-то часть или даже вся их жизнь вышла из-под контроля. Нередко у них неуправляемые личные финансы, а бумажная работа и ведение учета ведутся плохо или вообще не ведутся. На работе эти женщины безуспешно пытаются соответствовать требованиям своей работы. Дома они могут чувствовать себя еще менее способными справляться с повседневными задачами по приему пищи, стирке и управлению жизнью или семьей.

Другие женщины более успешно скрывают симптомы СДВГ, пытаясь справиться со все более сложными требованиями, работая по ночам или тратя свободное время на то, чтобы привести себя в порядок. Независимо от того, явно ли жизнь женщины в беспорядке, или она может скрывать свои трудности, она часто описывает себя как подавленную и измученную.

Когда женщина выбирает формальное лечение, она и ее лечащий врач рассмотрят преимущества медикаментозного лечения, управления поведением и образом жизни, других подходов к терапии и поддержки образа жизни, например коучинга или работы с профессиональным организатором. Узнайте больше о подходах к лечению в разделе Лечение СДВГ у взрослых.

Сопутствующие состояния при СДВГ

Исследования СДВГ, специально ориентированные на женщин и девочек, достигли больших успехов в последнем поколении, и исследователи изучают, как сосуществующие состояния влияют на девочек и женщин, и разрабатывают подходы к лечению, которые лучше отвечают их потребностям.

Несмотря на то, что существует много типов сопутствующих состояний, исследователи и клиницисты склонны сосредотачиваться на нескольких, которые чаще поражают женщин и девочек. Расстройство пищевого поведения и диагностированные расстройства пищевого поведения, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, проблемы со сном, членовредительство, расстройства настроения и тиковые расстройства могут сочетаться с СДВГ у девочек и женщин. Кроме того, в качестве сопутствующих состояний были отмечены фибромиалгия, синдром хронической усталости и дисморфическое расстройство тела (неправильное представление о собственном теле). Большинство женщин с СДВГ сообщают о худшем представлении о себе или более низкой самооценке, чем их сверстницы.

Как упоминалось ранее, депрессия и тревога часто являются наиболее очевидными сопутствующими состояниями, с которыми сталкиваются женщины с СДВГ. Оба состояния могут присутствовать как отдельные расстройства или как результат борьбы с невыявленным или плохо леченным СДВГ в течение очень долгого времени. Эти два состояния часто побуждают женщин обращаться за медицинской и психиатрической помощью и могут привести к диагнозу СДВГ.

При лечении женщины или девочки с СДВГ и сопутствующим заболеванием клиницист или специалист по лечению должен лечить состояние, вызывающее наибольшую трудность в данный момент, особенно состояния, которые могут быть опасными для жизни, если их не лечить. Тем не менее, многие эксперты по СДВГ рекомендуют лечить как СДВГ, так и сопутствующее состояние вместе, потому что более эффективное лечение симптомов СДВГ может повысить эффективность лечения сопутствующего состояния. Дополнительные сведения о сопутствующих состояниях см. в разделе Сосуществующие состояния.

Продолжить чтение о женщинах и девочках с СДВГ:

  • Симптомы СДВГ у женщин и девочек
  • Лечение СДВГ у женщин и девочек
  • Средства поддержки образа жизни для женщин с СДВГ

 

Симптомы СДВГ у женщин и девочек

Женщины и девочки испытывают те же общие симптомы СДВГ, что и мужчины и мальчики. Однако то, как симптомы выражаются в их поведении, может отличаться от их выражения у мужчин и мальчиков.

Эта разница в выражении исторически была одной из причин, по которой девочки и женщины не диагностируются. Клиницисты, родители и другие взрослые, работающие с детьми, ищут мужскую модель симптомов СДВГ, которая фокусируется на гиперактивности и импульсивности. Когда девочки демонстрируют симптомы невнимательности, чрезмерной общительности, забывчивости, болтливости или трудностей с распределением времени, такое поведение приписывают другим причинам или культурным ожиданиям.

Симптомы СДВГ

СДВГ имеет три основных проявления: преимущественно невнимательность, преимущественно гиперактивность-импульсивность и сочетание невнимательности и гиперактивности.

У женщин и девочек могут быть любые из этих проявлений, а проявления и тяжесть симптомов могут различаться в течение жизни. Тем не менее, как исследования, так и жизненный опыт показывают, что девочки и женщины чаще всего имеют невнимательное представление:

  • Не уделяет должного внимания деталям или делает ошибки по невнимательности
  • С трудом удерживает внимание, кажется, что не слушает
  • Пытается выполнять инструкции, испытывает трудности с организацией
  • Избегает или не любит задачи, требующие постоянного умственного напряжения, легко теряет вещи
  • Легко отвлекается, забывчив в повседневных делах

Предполагать, что женщины и девочки испытывают только невнимательное представление, было бы неверно. Многие женщины и девочки сообщают и описывают «внутреннюю» гиперактивность и другие нераспознанные симптомы, при этом поведение часто приписывается культурным особенностям очень «социальных» девочек:

  • Много говорит
  • Непоседа и ему часто нужно вставать и ходить
  • Действует импульсивно или говорит, не подумав
  • Появляется в мечтах, но Уилл объясняет, что ее мысли чувствуют, что они «двигаются со скоростью миллион миль в минуту», и ей трудно сосредоточиться на одной теме
  • Легко заводит друзей, но с трудом поддерживает дружеские отношения
  • Действия, причиняющие себе вред, или действия, требующие чрезмерной и нездоровой самодисциплины
  • Применяет компенсаторные стратегии, в результате чего работает в два-три раза больше, чем ее сверстники, чтобы добиться такого же успеха
  • Боится быть отвергнутым сверстниками или друзьями и цепляется за других людей или остается в нездоровых отношениях

Дополнительные признаки СДВГ

Другие признаки СДВГ у девочек и женщин, хотя и не часто упоминаются в качестве симптомов, включают сопутствующую депрессию и тревогу, сложные романтические отношения, которые могут привести к насилию со стороны интимного партнера, трудности в поддержании дружеских отношений, и по крайней мере одно место в ее жизни в беспорядке (грязный дом, грязная спальня или подобное личное пространство).