Бандура альберт – . (BANDURA)
Бандура Альберт, канадский психолог
Краткая биография
Альберт Бандура родился в Манделе на севере Канады $4 декабря 1925 года$. Альберт был единственным сыном в большой канадской семье, у него было пять сестер старше его. Бандура учился в школе, полный курс в которой преподавали всего два учителя, перегруженные работой. Ответственность за получение и усвоение знаний, лежала на учениках. Но это не помешало выпускникам школы поступать в университеты мира.
Бандура после окончания школы работал в Юконе, занимаясь восстановлением шоссе штата Аляска. Проработав так год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. В этом учебном заведении он получил степень бакалавра в области психологии. Образование Бандура продолжил уже в университете штата Айова. В $1951$ году он получил степень магистра, а в $1952$ году защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем Бандура преподавал в Стэнфордском университете и здесь же получил профессорскую степень. Во времена студенчества в Айове Альберт познакомился с Вирджинией Варнс и женился на ней. У них родились две дочери – Мэри и Кэрол. В $1969$ году свет увидела работа Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения».
В $1974$ году Альберт Бандура стал президентом Американской психологической ассоциации и Почетным президентом психологической канадской ассоциации.
Научный вклад в развитие психологии
В области психологии работы Бандуры, касающиеся моделирования, самоэффективности, подростковой агрессии известны достаточно широко. Он является автором более шести книг и создателем теории социального научения.
Бандура считал, что наказания и награды недостаточно, чтобы научить человека новому поведению. Ребенок обретает новое поведение только благодаря имитации модели. Одним из проявлений имитации является идентификация.
Определение 1
Идентификация – это процесс, в котором индивид заимствует чувства и мысли.
Теория Бандуры объясняет способы, которыми люди приобретают в условиях социального окружения различные виды сложного поведени
spravochnick.ru
Бандура Альберт
Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времён и народов.
Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.
Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.
Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.
Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.
Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.
Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.
В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.
Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.
После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.
Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.
В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.
Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.
Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».
В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.
В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.
Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».
За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.
В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.
В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.
В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».
В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.
Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».
За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.
www.andere.ru
Альберт Бандура — социально настроенный психолог!
Альберт Бандура – современный психолог, который всю жизнь занимался вопросами поведения. Он не побоялся вступить в конфронтацию с популярнейшей теорией бихевиористов о мотивации поведения, основал свою собственную теорию.
Как влияет демонстрация жестокого поведения на взрослого человека, а тем более, на ребенка? Об этом вы узнаете в этой статье.
Жизненный путь
Биография ученого началась в маленьком городке в Канаде. Семья достаточно простая: отец – рабочий, мать – продавщица в продуктовом магазине. Город был настолько маленький, что в нем находилась одна-единственная школа, где все предметы преподавали лишь два педагога. Так что ученики сами должны были отвечать за качество своего обучения.
После окончания школы Бандура решил поступать на факультет биологии. Но получилось так, что он прибыл на занятия раньше и решил позаниматься на дополнительном курсе, выбрав психологию. С тех пор его профессиональный выбор изменился. К 1949 году он закончил университет, получив диплом психолога. Далее он продолжил обучение в аспирантуре, в 1952 году у него уже была докторская степень по философии. Ему предложили преподавание в Стэнфордском университете, где он учит студентов до сих пор.
Чем известен Бандура? Он пошел дальше бихевиористов, создав теорию социального научения. Ученый доказал, что поведением человека управляют не только механизмы положительного подкрепления, но и множество социальных факторов. Этот подход более актуальный, и сейчас имеет немало сторонников. Кстати, Бандура жив до сих пор, в 2016 году ему исполнится 91 год.
Суть социального научения
Теория, созданная в 1977 году, представляет собой важнейшую концепцию, связанную с научением. Бандура доказал, что человек принимает решение, как поступить, на основе наблюдения, оглядываясь на поведение окружающих.
Особенно важен этот механизм в детстве, когда ребенка окружают различные модели поведения: родители, друзья, преподаватели, даже герои телевизионных программ. Ребенок начинает подражать поведению того человека, с которым он чувствует близость, схожесть.
Основные моменты социального научения:
- Обучение новому поведению с помощью наблюдения. Существует несколько форм: живая модель (подражание реальному человеку), вербальная модель (объяснение того, как правильно себя вести), символическая (модели поведения, взятые из произведений искусства – фильмов, книг).
- Субъективное отношение как подкрепление. Этот вид подкрепления Бандура считает истинным. Например, гордость, ощущение правильности, прогресса. Получается, что мысли и эмоции человека имеют большое значение для научения.
- Наблюдение может не изменять поведение. Если человек наблюдает за новой моделью поведения, это не значит, что он ей научится. Для этого необходимо совпадение нескольких моментов: внимание, запоминание, воспроизведение в действии, мотивация в качестве подкрепления или наказания.
Жестокий эксперимент с Бобо
Теорию о наблюдении за поведением других людей и дальнейшим повторением модели действий ученый подтвердил с помощью эксперимента. Мальчики и девочки (от трех до шести лет) наблюдали за агрессивным поведением взрослых людей, которые били, колотили молотками куклу по имени Бобо. Проявляли они не только физическую, но и вербальную агрессию. Большинство детей проявили агрессивные ролевые модели, повторив за взрослыми. Любопытно, что девочки были более склонны к вербальной агрессии, а мальчики – к физической.
Результатом этого опыта оказалось опровержение основного положения бихевиоризма о том, что поведение человека полностью зависит от подкрепления. Бандура доказал, что дети учатся поведению в социуме, наблюдая за моделями взрослых. Неудивительно, что изыскания ученого были названы социально-когнитивной теорией личности. Он доказал, что психологическую жизнь человека можно рассматривать на основании трех факторов: поведенческого, когнитивного и средового.
Насилие по телевизору
После эксперимента с Бобо (60-е годы двадцатого века) пришло время задуматься о контенте, который транслирует телевидение. И самое главное, о том содержании, которое получают наши дети. Бандура резко отзывается о передачах, фильмах, мультфильмах, которые включают сцены насилия. Он считает подобную информацию причиной детской преступности. Агрессивные программы дают пищу для агрессии.
Это позиция Бандуры. Но некоторые другие ученые считают, что, напротив, просмотр боевиков помогает освободить накопленную негативную энергию, позволяет человеку пережить агрессию не в реальной жизни с разрушительными последствиями, а перед экранами телевизоров.
А что думаете вы? Пишите в комментариях ваше мнение насчет насилия в телепередачах. Репост статьи приветствуется.
C уважением, Александр Фадеев!
Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!
Автор: Александр Фадеев
Добавь в закладки: https://fadeev.su
Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.
fadeev.su
Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в образовании
Как учится мозг? Теория социального научения или социального когнитивизма Альберта Бандуры является одной из самых влиятельных теорий обучения. В этой статье психолог Патрисия Санчес Сейсдедос расскажет вам о том, кто такой Альберт Бандура и какие эксперименты он проводил. Вы узнаете об основных положениях теории социального или викарного научения, а также о том, как методы данной теории можно использовать в образовании и воспитании.
Теория социального научения Альберта БандурыКто такой Альберт Бандура и его интерес к исследованию процесса обучения
Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. Альберт Бандура проводил психологические исследования процесса обучения, отдавая решающую роль когнитивному аспекту.
Другими словами, Альберт Бандура опирался в своих исследованиях на социально-когнитивную теорию, основанную на том, что поведение человека обуславливается взаимодействием между субъектом (толкования) и окружающей средой (наказания и ответная реакция).
На основе этого Альберт Бандура разработал свою знаменитую теорию социального или викарного научения, также называемую теорией социального когнитивизма или концепцией научения через моделирование.
Теория социального или викарного научения: обучение через наблюдение
Согласно Альберту Бандуре, та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).
И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и «звёзды», которые нас вдохновляют и т.д.
Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.
В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего вспоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.
С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент. Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения…Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей. Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.
Эксперимент с куклой Бобо: агрессия и агрессивное поведение
От теории к практике
Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой «Бобо». Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.
Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).
В этом видео вы сможете увидеть как проводился эксперимент. Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Как проводился эксперимент?
Как вы можете наблюдать, кукла Бобо напоминает неваляшку, которая автоматически принимает обратно вертикальное положение при ударе или опрокидывании.
В опыте участвовали две эксперименальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). Каждая экспериментальная группа состояла из 24 детей (мальчиков и девочек поровну). Контрольная группа также состояла из 24 детей, мальчиков и девочек в одинаковом соотношении.
- ЭГ1: 24 ребёнка обоих полов. Была разделена на 2 группы по 12 человек в каждой.
- ЭГ1A: Наблюдали за женщиной, которая осуществляла агрессивные действия по отношению к кукле.
- ЭГ1Б: Наблюдали за мужчиной, который совершал агрессивные действия по отношению к кукле.
- ЭГ2: Эти дети наблюдали за НЕагрессивными действиями по отношению к кукле.
- ГК: 24 ребёнка. 12 мальчиков и 12 девочек. Им просто показывали куклу, без предварительного наблюдения за какими-либо действиями других людей по отношению к кукле.
Выводы, которые сделал Альберт Бандура:
- ЭГ1 (дети, наблюдавшие за агрессивными действиями) действовали по отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.
- Мальчики были более склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.
- Девочки больше повторяли модель поведения женщины, а мальчики — мужчины (сходство с моделью для подражания).
Однако не всё так просто. Для реализации какого-либо типа поведения недостаточно только наблюдения и модели, которая воспроизводит данный тип поведения.
Более того, чтобы модель поведения была перенята, она должна быть «привлекательной и интересной» для повторяющего её. Здесь также важнейшую роль играет культура. Не каждый человек может стать примером для ребёнка во всех жизненных ситуациях.
Это правда, что ребёнок, наблюдающий за агрессивным поведением, включает его в свой поведенческий репертуар, что, в свою очередь, повышает вероятность агрессивных действий с его стороны. Однако это не определяет поведение ребёнка полностью.
Люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор. Поэтому, приобретя какое-либо знание или навык, ребёнок должен захотеть его использовать в данный момент. Другими словами, в зависимости от своих целей выбрать самую правильную, с его точки зрения, линию поведения.
В данном эксперименте на детей влияло то, что им показывали как обращаться с предметом, с которым у них не было предварительного опыта обращения (кукла была новым, неизвестным им объектом). В связи с этим в какой-то степени свобода детей была ограничена, поскольку им показывали как себя вести. Другими словами, поведения ребёнка будет отличаться в зависимости от возможностей выбора, которые у него будут в тот или иной ситуации.
Теория социального или викарного научения Альберта Бандуры. Процессы
Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:
1. Внимание
Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.
2. Сохранение
Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.
3. Воспроизведение
Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.
Кроме того, необходимы определённые когнитивные способности, чобы суметь привести в действие все механизмы. Другими словами, ребёнок должен дойти до определённого уровня когнитивного развития.
4. Мотивация
Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:
- Полученное подкрепление/наказание: на основе теории бихевиоризма или поведенческого подхода. Когда мы уже воспроизвели какой-то тип поведение и получили за это что-то хорошее (подкрепление). Это означает, что мы снова будем повторять данный вид поведения, чтобы получить это же подкрепление.
- Будущие подкрепления/наказания: ожидания того, что мы хотим достичь. Мы представляем последствия.
- Викарное подкрепление/наказание: то, что получила или достигла модель, за поведением которой мы наблюдали.
Как на практике можно использовать методы теории социального когнитивизма?
1. Наблюдательное обучение в образовании
Дети во всём мире принимают во внимание поведение взрослых, чтобы запомнить и перенять модели и линии поведения…Они учатся, беря за эталон определённых людей. Альберт Бандура говорит:
«К счастью, поведение людей в основном построено на моделировании через наблюдение».
Это помогает избежать множество проб и ошибок, поскольку у ребёнка есть возможность наблюдать за ситуацией, поведением и последствиями. Однако дети не обращают внимание и не запоминают все виды поведения модели, это зависит от различных факторов, таких как сложность, настройка когнитивного навыка, значимость и авторитет взрослого-модели для ребёнка, а также функциональной ценности моделируемого поведения.
Таким образом, был сделан вывод о том, что дети, как правило, в большей степени имитируют простые, близкие к их уровню когнитивной компетентности вознаграждаемые типы поведения, демонстрируемые авторитетными для них моделями в момент, когда они активно наблюдают за такой моделью-объектом подражания.
С точки зрения социально-когнитивной теории научения, мы можем применять эти знания на практике в школе различным образом. Желательно, чтобы преподаватель или воспитатель воспринимался детьми как авторитетный человек, постоянно обучающий их новым вербальным, поведенческим и символическим моделям. Эффективность будет зависеть от согласованности моделей, их соответствия компетентности учеников, аффективной валентности, а также эффективности того, как преподаватель или воспитатель будет представлять эти модели. С другой стороны, ученики получают возможность наблюдать и запоминать, что говорят и делают не только учителя, но и их одноклассники, тем самым тренируя навыки наблюдательного обучения.
2. Прогнозирование и обучение в образовании
Бандура выделяет прогнозирование как очень важный элемент при обучении детей, поскольку они очень быстро усваивают каковы последствия их поведения, умея различать их в зависимости от ситуации.
Например, иногда родители спрашивают себя, почему с некоторыми учителями дети ведут себя прекрасно, а с другими плохо? Или, например, задают себе вопрос, почему ребёнок игнорирует родителей до тех пор, пока не выведет их из себя?
Это происходит из-за прогнозов, которые делают дети. Например, если каждый раз, когда Иван сидит на месте, учитель «А» это не оценивает (не хвалит его), Иван будет делать то, что ему нравится или интересно в данный момент. Если же учитель «Б» каждый раз, когда Иван пытается встать, ругает и делает замечание о том, что нужно оставаться на своих местах, то это научит детей не только сидеть на уроке, но и также садиться сразу, как учитель начинает повышать голос. Поэтому Иван и другие дети запомнят, что на уроке учителя «А» можно себя вести как вздумается, в том время как если учитель «Б» начинает гневаться и повышать голос, то нужно сесть.
Именно поэтому, согласно теории социального научения, преподаватель не только учит детей как нужно себя вести, но и создаёт ситуации и модели ответного поведения.
С другой стороны, ожидания людей, в данном случае детей, необязательно должны быть связаны с личным опытом. Например, если самый популярный мальчик в классе демонстирует деструктивное или проблемное поведение, многие будут ему подражать, чтобы достичь того же: популярности и внимания.
Эти знания очень полезно применять в школе, главное — делать это правильно. Что действительно эффективно, это поощрение ученика за хорошие поступки для того, чтобы он стал примером для большинства других детей. Это гораздо эффективнее, чем заострять внимание на проступках.
3. Мотивация и обучение в образовании
Альберт Бандура считает, что последствия поведения (такие, как подкрепления и наказания) играют значительную роль соответственно в усилении или ослаблении того или иного типа поведения.
Это главное в мотивации и то, на чём базируется классическое обучение. Однако разница в модели Бандуры и Скиннера заключается в том, что, согласно теории Альберта Бандуры, последствия создают ожидания, которые, в свою очередь, будут усиливать или ослаблять данный тип поведения в будущем. В отличие от Скиннера, который определяет последствия как некие детерминанты, являющиеся результатом повторения типа поведения.
Поэтому, следуя предположениям Альберта Бандуры, предполагаемые последствия контролирует поведение больше, чем реальные. Это объясняет почему ребёнок так себя ведёт, понимая, что может не достичь желаемого. Почему ребенок целыми днями пытается привлечь всеобщее внимание на уроке, хотя зачастую у него это не получается? Потому что знает, что однажды у него это уже получилось.
Люди анализируют причинно-следственные связи и делают выводы из этой информации.
4. Мышление и регулирование когнитивных процессов в образовании.
Как мы уже выяснили раньше, согласно Альберту Бандуре, в основе поведения лежит мышление. Когда ребёнок учится, важно, чтобы он выстраивал концептуальные символические представления. Иными словами, понимал контекст, поведение и задавался вопросом — почему?
Альберт Бандура считает, что если ребёнок не понимает последствия свого поведения, он не сможет обучиться правильно.
Базируясь на теории социального научения, в школе мы должны объяснять детям, зачем они учатся, чего они достигнут и каковы цели обучения. В противном случае, соласно данной теории, они будут получать знания «на автомате», не понимая, зачем им это нужно.
Кроме того, постоянное осознанное повторение того или иного вида поведения приведёт к тому, что такое поведение будет естественным для детей, и они смогут лучше сосредоточиться на учёбе.
А вы когда-нибудь слышали об этом психологе? Есть ли у вас идея, как можно использовать в учёбе его теорию? Что вы думаете о теории социального когнитивизма? Вы с ней согласны?
Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.
Перевод Анны Иноземцевой
Psicóloga Sanitaria especialista en Psicología clínica.
Enamorada de las relaciones entre pensamientos, emociones y comportamiento humano.
Descubramos conocimientos compartiendo información
«Cada uno es dueño exclusivo de sus pensamientos, hasta que decide compartirlos a través de sus conductas»
This post is also available in: Испанский Французский
blog.cognifit.com
Бандура, Альберт — Википедия
Альберт Бандура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта, Канада) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов[1]). Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Учился в большой школе, где до самого выпуска его учителями были всего два человека.
После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска, где получил возможность в живую наблюдать делинквентное поведение личностей.
После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете окончив его 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952 получил степень доктора философии по психологии.
Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по Натурализация принял американское гражданство[2].
11 августа 1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».
В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации, а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации.
Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.
В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор ряда книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почётных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся почётным президентом Канадской психологической ассоциации.
www.wikiznanie.ru
Бандура Альберт Вики
Альберт Ба́ндура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта, Канада) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.
Биография[ | код]
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов[5]. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Учился в большой школе, где до самого выпуска его учителями были всего два человека.
После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска, и получил возможность вживую наблюдать делинквентное поведение личностей.
После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете окончив его 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952 получил степень PhD по психологии.
Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по программе Натурализация принял американское гражданство[6].
11 августа 1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».
В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации, а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации[en] (1999−2000)[7].
Научный вклад[ | код]
В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор ряда книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почётных наград.
Награды и признание[ | код]
Семья[ | код]
Ещё будучи студентом в Айове, Бандура познакомился с Вирджинией Варнс — своей будущей женой. После свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.
Научные труды[ | код]
- Bandura, A., & Walters, R.H. (1959). Adolescent Aggression. Ronald Press: New York.
- Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
- Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston.
- Bandura, A. (1971). Psychological modeling: conflicting theories. Chicago: Aldine·Atherton.
- Bandura, A. (1973). Aggression: a social learning analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1975). Social Learning & Personality Development. Holt, Rinehart & Winston, INC: NJ.
- Bandura, A., & Ribes-Inesta, Emilio. (1976). Analysis of Delinquency and Aggression. Lawrence Erlbaum Associates, INC: NJ.
- Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory (англ.)русск.. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control (англ.)русск.. New York: W.H. Freeman.
- Bandura, A. (2015). Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY: Worth.
Переводы на русский язык[ | код]
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. ISBN 5-8071-0040-9
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Альбер Бандура, Ричард Уолтерс; Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 509 с. (Психология. XX век).; ISBN 5-04-004214-0
- Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / К. Левин и А. Бандура. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с. (Cogito ergo sum) (Университетская библиотека). ISBN 5-93878-377-1
Примечания[ | код]
Литература[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Бандура, Альберт — Википедия
Альберт Бандура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта, Канада) — канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо.
Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов[1]). Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Учился в большой школе, где до самого выпуска его учителями были всего два человека.
После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска, где получил возможность в живую наблюдать делинквентное поведение личностей.
После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете окончив его 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952 получил степень доктора философии по психологии.
Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по Натурализация принял американское гражданство[2].
11 августа 1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».
В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации, а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации.
Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.
В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор ряда книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почётных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся почётным президентом Канадской психологической ассоциации.
www.wikiznanie.ru