Базовые социогенные потребности принятие признание и ответ: Базовые социальные потребности человека — что это такое: список и примеры

Содержание

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Результат поиска: найдено 1 объектов.

Кол-во строк: 5101520253050100Все

1. Ланин Борис Александрович
(Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
… (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …

В очередном номере издания «Учительская газета» № 15 от 11 апреля 2023 года опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского с подзаголовком «Национальная педагогика Ивана Ильина». Статья посвящена Ивану Александровичу Ильину (1883–1954) – выдающемуся философу, политологу, гражданину и патриот…

Уважаемый Игорь Юрьевич! От всего коллектива Института примите самые добрые поздравления с Вашим юбилеем! Ваша профессиональная деятельность неотделимо связана с изучением проблем социально-гуманитарного общего образования.

Вы внесли ценный вклад в разработку теоретических основ гражданского воспит…

28 марта 2023 года состоялось второе заседание постоянно действующего семинара «Родные языки и культура народов России в системе современного образования», подготовленное лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». В рамках семинара был представл…

Создание журнала инициировано и поддерживается Министерством просвещения Российской Федерации. Главный редактор журнала — Татьяна Владимировна Суханова, директор Института, кандидат педагогических наук, отметила, что название журнала «Образ действия» выбрано неслучайно и созвучно словам Сократа: «Ч…

30 марта состоялась встреча Евгения, Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации и Татьяны Сухановой, директора Института стратегии развития образования. Подписано Соглашение о сотрудничестве. Среди первоочередных направлени…

Министр просвещения Сергей Кравцов о российских педагогах и наставниках, в том числе потомственных. Нынешний год объявлен президентом России годом педагога и наставника. Если смотреть на наше историческое наследие — педагог всегда был в центре системы образования. Становление лицеев в царской Росси…

Наставник… Человек, который ведёт за собой, направляет, наставляет на верный путь. Нередко он остаётся на всю жизнь и помогает своими советами, поддержкой и теплом. В Год педагога и наставника, в честь 100-летнего юбилея Института стратегии развития образования, молодые учёные, педагоги-практики,…

ВСЕ НОВОСТИ ➥

Алла Константиновна Болотова Юрий Михайлович Жуков Психология коммуникаций


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Алла Константиновна Болотова Юрий Михайлович Жуков

Психология коммуникаций


Текст предоставлен издательством http://www. litres.ru/pages/biblio_book/?art=17135415

«Психология коммуникаций»: Высшая школа экономики; Москва; 2015

ISBN 978-5-7598-1107-7

Аннотация

В монографии представлены истоки и механизмы формирования, развития и функционирования коммуникативной подсистемы общественной жизни. Авторами обобщены и проанализированы эмпирические работы последних лет в области психологии коммуникаций в отечественной и зарубежной науке. Это позволило предопределить существующие коммуникативные стратегии и тактики как наиболее эффективные в различных кризисных ситуациях, особенности их реализации и освоения в профессиональной деятельности. Коммуникавистика представлена как целостная система на пути изучения природы социального взаимодействия в исторической ретроспективе ее основных школ, учений и направлений в психологии, философии и культурологии. Даны обзоры авторских исследований различных феноменов социальных коммуникаций в кросскультурном аспекте, включая техники фасилитации больших групп.

Книга предназначена для тех, кто занимается психологическими исследованиями в области человеческих коммуникаций, социологов и философов, политологов и демографов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся реалиями современного социума.

А. К. Болотова, Юрий Жуков

Психология коммуникаций

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта.

Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.

Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.

Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.

Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.

Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.

Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.

Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> На подступах к психологии бытия
common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения
common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал
common psychology -> Конрад Лоренц
common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах
common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
common psychology -> Оглавление Категория
common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии»
common psychology -> В психологию
common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание


Скачать 3.56 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Мотивация – Применение теории иерархии потребностей Маслоу – Управление – это путешествие®

В этой статье

(Щелкните ссылки ниже, чтобы легко перейти к разделам этой статьи)
Что такое теория иерархии потребностей Маслоу
Как подать заявку Теория Маслоу на рабочем месте
Почему теория Маслоу работает
Видео: Улучшение мотивации с помощью теории Маслоу
Заключение
Викторина: Применение теории Маслоу на рабочем месте
Научные цитаты к этой статье
Мотивация на рабочем месте Серия статей


Контент участника

  • Урок: Как мотивировать свой стиль D (прямой, волевой, давай-сделаем-сейчас) Сотрудники
  • Урок
  • : как мотивировать сотрудников в стиле «я» (общительные, разговорчивые, «давай-сделаем-вместе»)
  • Урок
  • : как мотивировать свой S-стиль (наблюдательный, ненапористый, давай-делаем-мирно) сотрудников
  • Урок
  • . Как мотивировать своих сотрудников в стиле C (аналитический, задающий вопросы, давай все сделаем правильно)
  • Специальный отчет: 9 шагов к мотивированной рабочей силе
  • Специальный отчет: 30 дешевых и бесплатных способов поощрения ваших сотрудников

Вернуться к началу

Что такое теория иерархии потребностей Маслоу

Психолог Абрахам Маслоу разработал теорию, согласно которой мы, люди, мотивированы на удовлетворение пяти основных потребностей. Эти потребности расположены в иерархии. Маслоу предполагает, что в первую очередь мы стремимся удовлетворить самые низкие потребности. Как только это сделано, мы стремимся удовлетворить потребности каждого более высокого уровня, пока не удовлетворим все пять потребностей.

Хотя современные исследования показывают некоторые недостатки этой теории (например, отсутствие эмпирических данных для некоторых выводов), теория иерархии потребностей Маслоу остается важным и простым инструментом мотивации для понимания и применения менеджерами.

У сотрудников есть потребности, которые они ожидают удовлетворить на рабочем месте. Click To Tweet

Иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1. Физиологические потребности (основные вопросы выживания, такие как зарплата и стабильная работа)

2. Потребности в безопасности (вопросы стабильной физической и эмоциональной среды, такие как льготы, пенсии, безопасная рабочая среда и справедливые методы работы)

3. Потребности в принадлежности (вопросы социального признания, такие как дружба или сотрудничество на работе)

4. Потребность в уважении (позитивное представление о себе, вопросы уважения и признания, такие как должности, хорошие рабочие места и престижные рабочие задания).

статус эксперта в данной области на рабочем месте)


Вернуться к началу

Как применить теорию Маслоу на рабочем месте

Потребности низшего уровня

С теорией Маслоу первоначальный акцент работника на низших потребностях физиологии и безопасности имеет смысл.

Как правило, человек, начинающий свою карьеру, будет очень озабочен физиологическими потребностями, такими как адекватная заработная плата и стабильный доход, а также потребностями в безопасности, такими как льготы и безопасная рабочая среда. Мы все хотим хорошей зарплаты, чтобы удовлетворить потребности нашей семьи, и мы хотим работать в стабильной среде.

Сотрудники, чьи потребности самого низкого уровня не были удовлетворены, будут принимать решения о работе, исходя из соображений компенсации, безопасности или стабильности. Кроме того, сотрудники вернутся к удовлетворению своих потребностей самого низкого уровня, когда эти потребности больше не удовлетворяются или находятся под угрозой (например, во время экономического спада).

Первоочередной задачей рабочих является их выживание. Им трудно быть мотивированными, если их оплата несправедлива и если их работа постоянно находится под угрозой. Click To Tweet

Это налагает на менеджеров дополнительную обязанность действовать гуманно, когда необходимо реализовать трудные организационные решения, такие как сокращение штата. Бессердечная реализация трудных решений заставит оставшихся в организации сотрудников чувствовать угрозу способности или желания организации продолжать удовлетворять их физиологические потребности и потребности в безопасности.


(Удовлетворение потребностей более низкого уровня важно для мотивации. Чтобы прочитать мою личную историю о силе своевременного вознаграждения на этом более низком уровне, нажмите здесь.)


Как только эти основные потребности будут удовлетворены, работник захочет, чтобы его «принадлежность» (или социальные) потребности были удовлетворены. Уровень социального взаимодействия, которого желает сотрудник, будет варьироваться в зависимости от того, является ли сотрудник интровертом или экстравертом. Ключевым моментом является то, что сотрудники хотят работать в среде, где они приняты в организации и имеют некоторое взаимодействие с другими.

Это означает, что необходимы эффективные межличностные отношения. Менеджеры могут создать среду, в которой сотрудничество персонала вознаграждается. Это будет способствовать межличностной эффективности.

Постоянная управленческая коммуникация по рабочим вопросам также является важным компонентом удовлетворения социальных потребностей сотрудников. Сотрудники, которые «держатся в неведении» относительно оперативных вопросов и планов организации на будущее, часто чувствуют себя организационными аутсайдерами. (Последний пункт особенно важен для виртуальных сотрудников, чье отсутствие в офисе налагает на менеджеров дополнительные обязательства по вовлечению этих сотрудников в организационные коммуникации.)

Оплата, льготы и гарантии занятости очень важны, но если вы хотите мотивировать свою команду, вам все равно придется делать больше. Click To Tweet

Потребности более высокого уровня

Удовлетворив эти потребности, работник захочет удовлетворить свои более высокие потребности в уважении и самореализации. Потребность в уважении связана с представлением работника о самом себе и его стремлением к уважению и признанию других.

Даже если человек не хочет идти в управление, он, вероятно, не хочет делать одну и ту же работу в течение 20 лет. Он может захотеть войти в проектную группу, выполнить специальную задачу, изучить другие задачи или обязанности или каким-то образом расширить свои обязанности.

Перекрёстное обучение, повышение квалификации и специальные задания — популярные методы повышения вознаграждения за работу. Кроме того, предоставление сотрудникам возможности участвовать в принятии решений по операционным вопросам является мощным методом удовлетворения потребностей сотрудников в уважении. Наконец, символы достижений, такие как значимое название должности, привилегии, награды, хороший офис, визитные карточки, рабочее место и т. д., также важны для уважения сотрудника.

Важным соображением для менеджеров является то, что они должны предоставлять вознаграждение своим сотрудникам, которое исходит как от организации, так и от самой работы. Награды должны быть сбалансированы, чтобы иметь максимальный эффект.

Чтобы вознаграждение за работу имело смысл, оно должно исходить как от организации, так и от самой работы. Click To Tweet

Наконец, хотя рабочие задания и вознаграждения являются важными факторами для удовлетворения потребностей сотрудников в уважении, справедливость на рабочем месте также важна.

При самореализации сотрудник будет заинтересован в росте и индивидуальном развитии. Он также должен быть опытным в том, что он делает. Ему может понадобиться интересная работа, возможность получить дополнительное образование, большая свобода от надзора или автономия в определении собственных процессов для достижения целей организации. На этом высшем уровне менеджеры сосредотачиваются на создании среды, в которой сотрудник может удовлетворить свои потребности в самореализации.


Наверх

Почему работает теория Маслоу

Основная идея иерархии потребностей Маслоу заключается в том, что наши потребности постоянно меняются. Когда одна потребность удовлетворена, мы желаем других потребностей. Это имеет смысл.

Будет ли повышение, которое мы получили 3 года назад, мотивировать нас на следующие 10 лет?

Будет ли сложная работа, которую мы начали 5 лет назад, иметь такое же влияние на нас сегодня?

Удовлетворит ли награда за выступление, которую мы получили в прошлом году, нашу потребность в признании на всю оставшуюся жизнь?

Ответов на все эти вопросы однозначно нет.

Маслоу понял эти истины, и в этом красота его теории мотивации.


Вернуться к началу

Видео: Улучшение мотивации с помощью теории Маслоу


Вернуться к началу

Заключение Теория Маслоу всегда работает в фоновом режиме. Это не то, что отключается, как только вы удовлетворяете потребности сотрудников.

Например, когда вы стремитесь достичь целей на рабочем месте, ваши сотрудники оценят, насколько ваши цели соответствуют их потребностям. Если вы стремитесь достичь результата, который устраняет основную потребность ваших сотрудников (например, уважение), они сочтут ваш результат нежелательным и будут сопротивляться работе с вами.

По этой причине поиск способов применения Маслоу на рабочем месте является постоянной обязанностью. Сопротивляйтесь ловушке управления , исправьте ее и оставьте .

Потребности сотрудников со временем меняются!

Потребности сотрудников со временем меняются. Чтобы повысить мотивацию на рабочем месте, эффективные лидеры постоянно адаптируются к этим меняющимся потребностям. Нажмите, чтобы твитнуть

Вернуться к началу

Тест: применение теории Маслоу на рабочем месте


Вернуться к началу

Научные цитаты для этой статьи

статей:

  • Международный журнал текущих аспектов: практика управления человеческими ресурсами и удержание сотрудников в округе Мачакос, Кения | Университет Кеньятты ( Ндонье Элис Аталия и Фелгона А. Дженга )
  • Диссертация: Восприятие директоров и учителей начальной школы относительно сохранения учителей в большой городской школьной системе | Университет Атланты и Университет Кларка в Атланте ( Kimberly L. Parks )
  • Диссертация: Исследовательский пример того, как удаленные сотрудники испытывают вовлеченность на рабочем месте | Уолденский университет ( Аарон М. Ли )
  • Диссертация: Стеклянный потолок: влияние мотивации и морального духа на женщин при управлении чрезвычайными ситуациями | Университет Уолдена ( Бекки Бернат )
  • Докторский проект: Удержание сотрудников на страховом рынке США | Международный университет Трайдент ( Роберт Митчелл Галлено )
  • Докторский проект: Удовлетворенность работой и удержание миллениалов в канадской гостиничной индустрии: поиск инновационных решений | Калифорнийский Южный университет ( Альтаф Хусен Совани )
  • Диссертация: Предпочтительные основные стили руководства, способствующие удержанию учителей | Южный университет Чарльстона ( Кили Стивенс Джарретт )
  • Диссертация: Влияние инициативы «Культура и климат» в сельской средней школе штата Миссури | Университет Линденвуда ( Янтарный рассвет Хант )

Вернуться к началу

Мотивация на рабочем месте Серия статей


[Борьба с муравьями] Отказные муравьи — технология борьбы с вредителями

Приманки являются ключевым компонентом многих программ борьбы с муравьями. Иногда приманки обеспечивают серьезную борьбу с вредителями, в то время как в других случаях по причинам, совершенно непонятным специалистам по борьбе с вредителями, результаты менее успешны. Каковы возможные причины неспособности муравьев сотрудничать с этим обычно эффективным методом контроля?

НЕПРАВИЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Во-первых, вы должны учитывать возможность того, что вид, с которым вы имеете дело, отличается от того, с которым вы ранее имели успех. Многие источники утверждают, что одним из ключей к успешной травле муравьев является правильная идентификация видов. Это не всегда так легко сделать, как хотелось бы. Даже если кто-то умеет выделять муравьев, таксономический статус (количество видов, распространение) многих североамериканских групп муравьев-вредителей остается неясным. Яркими примерами этого являются группа муравьев-воров (Solenopsis molesta), маленькие черные муравьи (Monomorium Minimum) и муравьи-бродяги (виды Brachymyrmex). Все это, вероятно, комплексы многих, очень мелких, малоизвестных и трудно идентифицируемых видов. Мы не можем предполагать, что все виды внутри группы имеют одинаковые пищевые предпочтения.

ИНВАЗИВНЫЕ ВИДЫ. Еще одно явление, о котором следует помнить, заключается в том, что многие из наших злейших муравьиных вредителей попали в Соединенные Штаты из-за границы. Эти биологические вторжения будут продолжаться, поэтому мы можем ожидать увеличения числа экзотических муравьев-вредителей в Соединенных Штатах. Например, широко распространенный тротуарный муравей (Tetramorium caespitum) — экзотический вид, произрастающий в Европе и Азии. Однако в районе Сент-Луиса T. caespitum недавно был заменен еще одним экзотическим видом, азиатским Tetramorium tsushimae, который вторгся в него в течение последних 20 или 30 лет. Эти два вида Tetramorium очень трудно отличить друг от друга. Другим хорошим примером является вторжение в штат Мэн экзотического европейского муравья Myrmica rubra. Этот вид вытесняет местных муравьев и наземную фауну членистоногих, в то же время увеличивая популяции насекомых, выделяющих нектар, в отряде Homoptera.

ПИТАНИЕ ДЛЯ МУРАВЬЕЙ. В зонах с умеренным климатом, таких как большая часть Северной Америки, большинство видов муравьев являются универсальными кормушками, и они потребляют широкий спектр продуктов. Большинство муравьев, включая виды вредителей, питаются животным белком (в основном беспозвоночным по происхождению), экссудатами растений, фруктами и семенами в различных пропорциях. Однако даже самые всеядные из видов муравьев избирательны в отношении продуктов с высоким содержанием белков и углеводов, что позволяет использовать самые питательные доступные продукты. Кроме того, всеядные виды являются оппортунистическими кормушками, ориентируясь на различные пищевые ресурсы, доступность которых меняется как во времени, так и в пространстве.
Потребление приманки определяется потребностями муравьиной колонии в питании, и рассмотрение того, как муравьи удовлетворяют эти потребности, может помочь объяснить некоторые различия в эффективности приманки. На управление питательными веществами в муравьиной колонии влияет наличие нескольких каст рабочих, таких как особи, ухаживающие за выводком, и собиратели, личинки, которые полагаются на рабочих для добычи пищи, а также многолетнее долголетие маток и колоний. Затем эти характеристики муравьиной колонии дополнительно координируются с сезонными циклами колонии, такими как производство репродуктивных особей, брачные полеты и циклы окружающей среды, которые влияют на доступность пищи и активность колонии (например, холодная погода может замедлить активность). Красные импортированные огненные муравьи (Solenopsis invicta) иллюстрируют эту координацию потока питательных веществ через колонию. Популяция рабочих сокращается с января до середины года, что совпадает с производством репродуктивной касты и их основными брачными полетами в начале лета. Содержание жира у рабочих постепенно снижается в течение зимы, при этом самые низкие уровни жира отмечаются в июне после весеннего производства репродуктивных органов. Следовательно, рабочий жир расходуется на зимовку и производство репродуктивных органов, а с июля по осень содержание рабочего жира увеличивается по мере поступления и накопления липидных ресурсов (Чинкель 19).93). К другим факторам, связанным с потребностями в питании, относятся:
Кратковременные изменения пищевых предпочтений муравьев – эффекты насыщения и голодания. Один из способов осмыслить изменения в пищевых предпочтениях муравьев — изучить их в контексте концепции, называемой «теорией оптимального поиска пищи». Теория оптимального поиска пищи предсказывает, что животные, выбирающие среди альтернативных ресурсов (пищи), будут демонстрировать более сильные предпочтения в отношении предметов, которые относительно менее доступны. Эта концепция напрямую связана с явлением поведения, связанного с насыщением, которое в значительной степени подтверждается лабораторными и полевыми исследованиями муравьев. Например, Кей (2004) продемонстрировал, что колонии Dorymyrmex smithi (пирамидальный муравей), которым сначала разрешили доступ только к белкам, а затем предложили выбор между белками и углеводами, предпочитали углеводы. Точно так же рабочие муравьи-фараоны (Monomorium pharaonis) отдают предпочтение определенным продуктам, таким как мед и арахисовое масло. Тем не менее, если им непрерывно в течение нескольких недель давали только один из этих продуктов, рабочие проявляли заметное предпочтение другим продуктам, когда им предлагался выбор. Рабочие также предпочитают чередовать углеводистую и белковую пищу (Эдвардс и Абрахам 19).90). Точно так же тропические вредители, Monomorium floricola и Monomorium destructor, а также M. pharaonis, предпочитали альтернативный тип пищи (белковый или углеводный) той пище, которой они насытились (Eow et al. 2005).
Голодание также может влиять на пищевые предпочтения. Howard and Tschinkel (1981) показали, что сильно голодающие рабочие красного завезенного огненного муравья предпочитали водные растворы сахаров и белков вместо липидов. Эоу и др. (2005) продемонстрировали, что рабочие M. floricola, страдающие от нехватки углеводов, белков или липидов, постоянно отдавали предпочтение этим типам пищи, когда им снова предлагали. Рабочие из колоний муравья-древоточца (Camponotus mus), страдающих от сахарного голодания, гораздо чаще принимали растворы сахара, и время кормления увеличивалось пропорционально времени голодания (Josens and Roces, 2000).
Сезонные изменения пищевых предпочтений. Сезонные изменения в типах пищи, предпочитаемых колониями муравьев, задокументированы как для умеренных, так и для тропических видов. В обоих регионах выбор принимаемой пищи обычно связан с уровнем производства расплода в колонии. В то время года, когда пищевые потребности колонии, отражаемые количеством присутствующего личиночного расплода, являются наибольшими, предпочтения белковой пищи также, вероятно, достигают своего пика. Предпочтения в отношении углеводов, необходимых рабочим в качестве источника энергии, также могут меняться в зависимости от сезона. Некоторые примеры помогут проиллюстрировать сложную природу этих переключателей.
Красный завезенный огненный муравей предпочитает углеводы в прохладные месяцы в Техасе и белок в теплые месяцы года, когда происходит наибольший рост колоний (Stein et al. 1990). Мостовой муравей (Tetramorium tsushimae) предпочитает белковую пищу в течение большей части вегетационного периода, но осенью предпочтения в отношении липидов, сахаров и белков не отличаются, что соответствует вероятному снижению активности по выращиванию расплода (Sims 2006). Муравьи-древоточцы (Camponotus pennsylvanicus) предпочитают белок (мучных червей) в начале сезона, а затем, начиная с середины лета, предпочитают углеводы (мед) (Tripp et al. 2000). Поиск пищи аргентинскими муравьями (Linepithema humile) в Калифорнии носит сезонный характер, пик активности приходится на более теплые месяцы с июня по октябрь. В эти месяцы 25-60% пищи, добытой рабочими, составляли белки, но в более прохладные зимние месяцы их доля снижалась до 16-40%. (Раст и др., 2000). Авторы отметили, что оптимальная программа кормления может включать белковые приманки в начале лета и жидкие приманки летом и ранней осенью. Курганные муравьи Allegheny (Formica exsectoides) предпочитали медвяную росу с высоким содержанием сахара в начале сезона, но в середине сезона отдали предпочтение медвяной росе с высоким содержанием аминокислот. Этот переход совпал с увеличением количества активно растущего расплода (Бристоу и Янити 19).99). Sudd and Sudd (1985) представили интересные результаты о сезонной приемлемости различных концентраций раствора сахарозы для лесных муравьев (Formica lugubris) в северной Англии. Весной и в начале лета муравьи предпочитали сахарозу с концентрацией 0,15 М, но в течение короткого периода в конце июня предпочтительная концентрация резко возросла до 0,90 М. Изменение предпочтений в пользу более концентрированных растворов коррелировало со стадией ухода за тлей (apterae), которая повышала «качество» естественных пищевых ресурсов, так что низкие концентрации сахарозы больше не могли конкурировать за присутствие муравьев.
Распознавание статуса еды и голода. Одним из следствий принятия универсальной диеты является необходимость распознавать широкий спектр продуктов. Многие виды муравьев, несомненно, могут это делать, но о задействованных сигналах известно на удивление мало. Как и многие насекомые, муравьи сталкиваются с проблемой распознавания и различения пищевых потребностей взрослых особей и личинок, которые могут сильно различаться. Пища для личинок должна побуждать рабочих либо брать и нести, либо глотать материалы, которые им самим могут не понадобиться, а затем отдавать их личинкам. Награда в виде выделений личинок может служить адекватным стимулом для этой услуги, но стимул к кормлению будет исходить непосредственно из состояния голода других особей. Траньелло (1977) обнаружили, что кормодобывающая активность Camponotus pennsylvanicus связана со степенью голодания колонии, а Брайан и Эбботт (1977) продемонстрировали, что стимулы от личинок побуждают рабочих Myrmica rubra к кормлению.

ПРИМАНКА ПОСЛЕДСТВИЯ. Исследования предпочтений в еде занимают важное место среди приоритетов отрасли в исследованиях по разработке приманок. Было проведено значительное исследование предпочтений различных муравьев-вредителей в отношении сахара, но меньше исследований других пищевых компонентов. Чтобы разработать хорошие комбинированные приманки, необходимо больше информации о конкретных видах вредителей, о пищевых потребностях и предпочтениях в отношении белков и жиров. Чтобы оптимизировать сбор, транспортировку и совместное использование приманок муравьями, составы и системы доставки должны продолжать совершенствоваться. Гранулированные приманки становятся все более популярными, но их применение не всегда может учитывать естественное поведение некоторых видов муравьев. Жидкости по-прежнему имеют потенциал, потому что они используют не только естественное поведение муравьев, питающихся медвяной росой и нектаром, но и специализацию пищеварительной системы некоторых муравьев для обработки этих жидких продуктов.

ВЫВОДЫ. Правильная идентификация видов муравьев остается «основной» частью успешной травли, потому что она позволяет получить доступ к опубликованной литературе о пищевых предпочтениях и других аспектах биологии муравьев, которыми можно манипулировать для подавления популяций.
• Пищевые предпочтения муравьев, даже в пределах одного вида, явно непросты, и их может быть трудно охарактеризовать. В отдельных муравьиных колониях пищевые предпочтения могут меняться ежедневно или сезонно по причинам, которые обычно не очевидны специалисту по борьбе с вредителями.
• Иногда лучшей стратегией приманки будет одновременное предложение нескольких приманок, в том числе приманок, предлагающих различные группы пищевых продуктов (белки, липиды, сахара) и рецептуры (гранулы, жидкости), чтобы определить, какая еда (ы) интересна муравьям. тот самый момент времени.
Авторами являются старший энтомолог-исследователь Whitmire Micro-Gen и дополнительный энтомолог в кампусе Университета Джорджии в Гриффине, штат Джорджия.

Ссылки Процитировано
Брайан, М.В. и Abbott, A. 1977. Контроль потока пищи через общество муравьев Myrmica rubra L. Anim. Поведение 25: 1047-1055.
Бристоу, К.М. и Yanity, E. 1999. Сезонная реакция рабочих курганных муравьев Allegheny, Formica exsectoides (Hymenoptera: Formicidae) на искусственную медвяную росу с различным содержанием питательных веществ. Энтомолог Великих озер 32: 15-27.
Эдвардс, Дж. П. и Абрахам, Л. 1990. Изменения в выборе пищи рабочими муравья фараона, Monomorium pharaonis. Мед. Вет. Энтомол. 4: 205-211.
Эоу, А.Г.Х., Чонг, А.С.С. и Ли, С.Ю. 2005. Влияние пищевого голодания и насыщения на пищевую реакцию тропических муравьев-вредителей, Monomorium spp. (Перепончатокрылые: Formicidae). Социобиология 45: 15-29.
Josens, R.B. и Roces, F. 2000. Поиск пищи у муравья Camponotus mus: скорость потребления нектара и наполнение зоба зависят от голода колонии. J. Физиология насекомых. 46: 1103-1110.
Ховард, Д.Ф. и Чинкель, В. Р. 1981. Поток пищи в колониях огненного муравья Solenopsis invicta: многофакторное исследование. физ. Энтомол. 6: 297-306.
Кей А. 2004. Относительная доступность дополнительных ресурсов влияет на пищевые предпочтения муравьиных колоний. Поведенческая экология 15(1): 63-70.
Раст, М.К., Рейерсон, Д.А., Пейн, Э., и Блюм, Л.Дж. 2000. Сезонная активность и предпочтения приманки аргентинского муравья (Hymenoptera: Formicidae), J. Agric. Городской энтомол., 17: 201-213.
Симс, С.Р. 2006.  Сезонные вариации пищевых предпочтений тротуарного муравья Tetramorium tsushimae Emery в Сент-Луисе, штат Миссури. Социобиология (В печати).
Штейн, М.Б., Торвилсон, Х.Г., и Джонсон, Дж.В. 1990. Сезонные изменения в предпочтениях приманки красного завезенного огненного муравья Solenopsis invicta (Hymenoptera: Formicidae). Флорида Энтомол. 73: 117-123.
Стрэдлинг, Д. 1987. Экология питания муравьев, с. 927-969, In ​​Slansky, F.