Безработицы виды: Виды безработицы — определение, примеры, таблица, формы и характеристика

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице \ КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: примечание.

Гражданам (за исключением лиц предпенсионного возраста), признанным безработными до 01.01.2019, пособие выплачивается в ранее действовавшем порядке (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

(в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. 1. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

5. Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

1.3. Понятие, формы и виды безработицы

Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою оче­редь, вынужденная незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынуж­ден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие такие основные при­знаки, как: 1) трудоспособный возраст; 2) наличие трудоспособности; 3) вынужденная незанятость; 4) наличие желания трудиться; 5) отсут­ствие подходящей работы; 6) регистрация в Государственной службе занятости, относятся к безработным.

Один из перечисленных признаков — отсутствие подходящей рабо­ты — требует специальных пояснений. Согласно Конвенции № 44 Международной организации труда подходящей работой считается та­кая работа, которая соответствует профессии работника, месту его про­живания, а также по условиям труда и заработной платы не уступает прежней работе.

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст. 3) подходящей считается работа, соответствующая про­фессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудо­вой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы, в случае невозмож­ности предоставить ее безработному по его профессии, подходящей бу­дет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоро­вья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного. [11].

Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной (рис.3).

Рис. 3 Причины, характер и уровень безработицы

Примечание: источник [11]

Некоторые исследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующим образом.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истин­ная. Каждая из них имеет свои виды (рис.4).

Естественная безработица — допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественная безработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман. А поскольку естественная безработица зависит от слишком многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и т. д.), ее уровень различные авторы определя­ют по-разному. Фактически он повышается. Основными видами есте­ственной безработицы считаются: фрикционная, институциональная и добровольная. Другие авторы к естественным относят фрикционную и структурную безработицу.

Безработица

Истинная

Естественная

Фрикционная

Структурная

Институциональная

Технологическая

Добровольная

Циклическая

Региональная

Скрытая

Рис. 4 Формы и виды безработицы

Примечание: источник [10]

Фрикционная безработица — та, которая связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основным признаком такой безработицы служит ее непродолжительность (скажем, 1 месяц).

Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы. Добровольная безработица — та, при которой есть люди, которые мо­гут, но не хотят работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не есть безработица.

Истинная безработица представлена следующими видами.

Структурная безработица — это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работни­ках, в других же, наоборот, расширяться.

Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения но­вой техники и технологии. Так, роботизация производства в США при­вела к реальной безработице, поскольку замена рабочих робототехни­кой давала большой доход: на ряде операций американский рабочий получал 25 дол. США в час, а издержки по приобретению и эксплуата­ции робота составляют 6 дол. США в час.

Региональная безработица — та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица — это обычно незаметная, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

Количественную характеристику безработицы дают два основных показателя. Уровень безработицы — отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к обще­му количеству экономически активного населения, выраженное в процентах:

Уровень безработицы = (Количество полностью безработных / (Количество занятых + количество безработных))*100%

Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени (месяцев), в течение которого незанятые остаются без работы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а так же отраслевых и демографических.

До сих пор речь шла о традиционных источниках безработицы в относительно нормальных экономических условиях. Важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы на современном этапе в нашей стране, явился общий спад экономики в 90-е гг. XX в. Особенность такого фактора в переходном периоде, характерном для современной Беларуси, состоит в его осложнении «эффектом за­паздывания». Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращается не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государ­ственных предприятий, не нацеленных жестко на прибыль, позволя­ет смягчить рост безработицы путем сокращения рабочего дня, уве­личения отпусков и т.п.. Наконец, запаздывающий эффект увеличивает временной разрыв между спадом производства и безработицей, так как льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам еще удерживать опреде­ленный уровень занятости и не допускать резкого «взрыва» безра­ботицы. [17].

Таким образом, как показывает исследование, проведенное в первой главе занятость населения представляет собой такую деятельность граж­дан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетво­рение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту за­работок или доход.

Безработица — это особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной. Безработица выступает в двух основных формах: естественная и истинная.

Таблица А-15. Альтернативные показатели недоиспользования рабочей силы

ДАННЫЕ О ДОМОХОЗЯЙСТВЕ
Таблица A-15. Альтернативные меры недоиспользования рабочей силы [Процент]
Мера Без учета сезонных колебаний С учетом сезонных колебаний
Февраль
2022
Янв.
2023
Февраль
2023
Февраль
2022
Октябрь
2022
ноябрь
2022
h.1.5″> 9 декабря0004 2022 Январь
2023
Февраль
2023

U-1 Лица, не имеющие работы 15 недель и более, в процентах от гражданской рабочей силы

1,6 1,2 1,3 1,5 1,2 1,2 1,1 1,2 r.1 cps_empsit_a12.h.1.5 cps_empsit_a12.h.2.10″>
1,1

U-2 Потерявшие работу и завершившие временную работу, в процентах от гражданской рабочей силы

2.1 2,0 2,0 1,8 1,6 1,7 1,6 1,5 1,7
h.1.1″>

U-3 Всего безработных, в процентах от гражданской рабочей силы (официальный уровень безработицы)

4.1 3,9 3,9 3,8 3,7 3,6 3,5 3,4 3,6

U-4 Общее число безработных плюс отчаявшиеся рабочие, в процентах от гражданской рабочей силы плюс отчаявшиеся рабочие

r.4 cps_empsit_a12.h.1.2 cps_empsit_a12.h.2.2″> 4,4 4.1 4.1 4.1 3,9 3,9 3,7 3,6 3,8

U-5 Общее число безработных плюс потерявшие надежду работники плюс все другие лица, незначительно связанные с рабочей силой, в процентах от гражданской рабочей силы плюс все лица, незначительно связанные с рабочей силой

r.5 cps_empsit_a12.h.1.2 cps_empsit_a12.h.2.2″> 5,0 4,7 4,7 4,7 4,5 4,5 4,2 4,2 4,4

U-6 Общее количество безработных, плюс все лица, незначительно связанные с рабочей силой, плюс общее количество занятых неполный рабочий день по экономическим причинам, в процентах от гражданской рабочей силы плюс все лица, незначительно связанные с рабочей силой

r.6 cps_empsit_a12.h.1.2 cps_empsit_a12.h.2.2″> 7,6 7,4 7,3 7,2 6,7 6,7 6,5 6,6 6,8

ПРИМЕЧАНИЕ. Лица, незначительно связанные с рабочей силой, — это те, кто в настоящее время не работает и не ищет работу, но указывает, что они хотят и готовы найти работу и искали работу где-то за последние 12 месяцев. Отчаявшиеся работники, представляющие собой подмножество малопривязанных, указали причину, связанную с рынком труда, по которой они в настоящее время не ищут работу. Лица, занятые неполный рабочий день по экономическим причинам, — это те, кто хочет и готов работать полный рабочий день, но вынужден был согласиться на неполный рабочий день. Обновленный контроль населения вводится ежегодно с выпуском данных за январь.

Содержание

Дата последнего изменения: 10 марта 2023 г.

 


Типы требований

Программа страхования по безработице предоставляет временные выплаты лицам, которые стали безработными не по своей вине и соответствуют всем другим квалификационным требованиям. Посетите страницу подачи претензии в связи с неплатежеспособностью, чтобы получить дополнительную информацию о том, как подать заявку через Интернет, по телефону, по почте или факсу. Ниже приведены различные типы заявлений на пособие по безработице, которые можно подать:

Страховые пособия по безработице

Эти заявления основаны на заработной плате, полученной от работодателей, охваченных Кодексом страхования на случай безработицы штата Калифорния (UIC), и выплачиваемой из Фонда страхования по безработице. Претензии основаны на заработной плате в Калифорнии, выплачиваемой в определенных кварталах.

Эти претензии считаются альтернативой увольнениям. Программа Work Sharing позволяет выплачивать пособия по страхованию от безработицы работникам, чей рабочий день и заработная плата были сокращены.

Эта программа позволяет работодателям удерживать обученный персонал в периоды спада деловой активности. Затем сотрудники доступны для работы на полную ставку по мере улучшения бизнеса. Работодатели могут использовать частичную программу, если сотрудники временно работают по сокращенному графику или находятся в состоянии увольнения не более двух недель подряд. Работники, уволенные из-за отсутствия работы более двух недель подряд, должны претендовать на пособие в обычном порядке и соответствовать обычным требованиям страхования по безработице.

Продление обучения

Эти заявки предоставляют правомочным заявителям на пособие по обучению в Калифорнии (CTB) дополнительные преимущества помимо их обычных заявлений. Программа CTB позволяет правомочным заявителям, которым не хватает конкурентоспособных профессиональных навыков, получать свои льготы при посещении утвержденной программы обучения/переподготовки.

Пособие по безработице для федеральных служащих

Эти требования предусматривают выплату пособия по безработице бывшим или частично безработным федеральным гражданским служащим. Федеральный гражданский служащий мог работать в Почтовой службе США или Налоговой службе. Эти требования финансируются федеральным правительством и подпадают под обычные требования штата.

Пособие по безработице для бывших военнослужащих

Эта программа предоставляет пособие по безработице бывшим военнослужащим после освобождения от действительной военной службы. Эти требования также финансируются из федеральных фондов и подпадают под обычные требования штата.

Совместные претензии

Совместная претензия — это претензия, в которой используются доходы более чем одного типа за базовый период, например, федеральная заработная плата гражданского населения, федеральная заработная плата военного и обычная заработная плата, покрываемая штатом. Эти претензии основаны как на заработной плате в Калифорнии, так и на федеральной заработной плате.

Interstate

Эти иски могут быть поданы в Калифорнии в отношении доходов из другого штата. Например, безработный житель Нью-Йорка, только что переехавший в Калифорнию, подаст «иск между штатами».

Комбинированная заработная плата

Эти заявления основаны на заработной плате, полученной в двух или более штатах.

Эти требования предоставляют дополнительные пособия, финансируемые из федерального бюджета, для работников, которые имеют право на участие в программе помощи в регулировании торговли (TAA) в соответствии с Законом о торговле 1974 года. труда должны подтвердить, что увеличение импорта или перенос производства в другие страны способствовали безработице рабочего. Работники должны быть зачислены или пройти утвержденный курс обучения, чтобы получить эти льготы, если только требование об обучении не отменено.

В рамках этой федеральной программы предоставляется финансовая помощь и услуги по трудоустройству уволенным работникам и самозанятым лицам, потерявшим работу непосредственно в результате крупного стихийного бедствия.