Бихевиоральные методы – Бихевиоральная психотерапия
Бихевиоральная психотерапия
В современной психотерапии есть несколько ведущих направлений. Наиболее успешной из них является поведенческая или бихевиоральная терапия. Главным отличием бихевиоральной психотерапии от других учений является изменение поведенческих навыков пациента, а не коррекция сознания или разрешение внутренних конфликтов.
Основные принципы бихевиоральной психотерапии
Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды использовались многими известными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом применяется при лечении многих психических, психосоматических и чисто соматических заболеваний.
К основным принципам учения можно отнести: • психотерапевты используют в своей работе техники и методы, эффективность которых была доказана экспериментально;
• психокоррекция начинается с решения проблемы, беспокоящей пациента в конкретный момент времени;
• поведенческая терапия не меняет внутренний мир человека. Воздействие на личность осуществляется в степени, необходимой для решения конкретной задачи;
• пациенту не навязывается представление о том, что является болезнью, нормой или отклонением. В ходе терапии вырабатывается наиболее оптимальная модель поведения для конкретного человека;
• психотерапевт играет ведущую роль в ходе лечения. Он задает вопросы пациенту и ставит перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не используется вовсе.
Отличительной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются домашние задания. В ходе выполнения таких упражнений часто прибегают к помощи близких людей и членов семьи.
Этапы поведенческой терапии
Бихевиоральная психотерапия, как отдельное направление, было выделено примерно в середине прошлого века. Это учение стремительно набирало популярность, так как позволяло достигать положительных результатов за два или три сеанса психотерапии.
Бихевиоральная терапия построена на идее о том, что некоторые виды расстройств психики связаны с неправильно сформированными поведенческими навыками. К таким нарушениям относятся фобии, поведенческие расстройства и различные зависимости, нарушения сна и приема пищи, трудности речевого развития у детей и другие проблемы, при которых можно выделить конкретный симптом для коррекции.
Лечение проводится в несколько этапов:
1. Анализ поведения. Этот этап наиболее длительный, иногда может продолжаться несколько недель. Психотерапевт всесторонне изучает особенности поведения пациента, чтобы составить наиболее оптимальную схему терапии.
2. Составление плана лечения. После того, как будут выявлены проблемы пациента, можно переходить к их коррекции. В случае, если было найдено несколько проблем, то их решение осуществляется последовательно.
3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы поведенческие навыки, позволяющие ему справляться с проблемой.
В процессе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли учителя, который помогает пациенту приобрести новые поведенческие навыки. При этом огромную роль играет мотивация человека. Пациент должен четко понимать смысл всех приемов и методов, используемых психотерапевтом. Это помогает правильно выполнять все задания и стимулирует на дальнейшие занятия.
Методы бихевиоральной терапии
В процессе коррекции поведения пациента психотерапевт использует различные способы, которые условно можно разделить на несколько больших групп:
• метод научения и усвоения позволяет научить человека правильному поведению в ходе наблюдения за образцом. В качестве такого образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также желаемому поведению можно учиться в ходе просмотра фильмов или чтения книг;
• метод отучивания построен на вызывании негативных эмоций или ощущений при проявлении отрицательного поведения;
• метод устранения позволяет отстранить неадекватное поведение. Данный метод успешно применяют при лечении различных фобий.
Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко используются в педагогике и менеджменте.
arbat25.ru
Бихевиоральная терапия — Psydeal
Со времен Платона ученые мужи думали над вопросом, что же движет поведением человека, что является его истинными мотивами. Эллинские философы на первый план выдвигали идеи вещей, а поведение человека лишь проявлением их. Христианские богословы средних веков видели в деяниях людей промысел Божий и козни Лукавого.
На смену христианскому мироощущению пришла классическая немецкая философия. Кант проповедовал первичность человеческих представлений над объективной реальностью и моралью, как «вещью в себе» и главным побудительным мотивом поступков человека. Гегель привнес в представления человека о самом себе диалектику и борьбу противоположностей.
Эстафету приняли Людвиг Фейербах с антропологическим материализмом, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – теоретики классовой борьбы, а также успешный практик их идей, наш соотечественник Владимир Ленин. В конце 19, начале 20 века очень популярен был австрийский доктор Зигмунд Фрейд и его теория бессознательного.
Содержание статьи
Бихевиоризм
Параллельно с психологией бессознательного, а отчасти и как реакция на нее, родилось бихевиоральное направление, отрицавшее первичность сознания человека в его поведении, и выступало категорически против выделения сознания, как обособленного феномена. Любые проявления сознания – чувства, эмоции, мысли – бихевиористы считали условными рефлексами, вырабатываемыми человеком в течении жизни.
Бихевиоризм это научный системный взгляда на поведение млекопитающих. Он предполагает, что любое поведение обусловлено реакциями на внешние раздражители – рефлексами и действиями, связанными с получением вознаграждения – подкрепления или наказания.
Собственно, само название бихевиоризм происходит от английского слова behaviour, что переводится как поведение.
Бихевиоризм как наука о поведении
Смысл идей бихевиоризма заключается в том, что любое поведение человека обусловлено реагированием его на внешнюю окружающую среду. Это может быть реакция на существующую ситуацию, либо поступки человека, направленные на получение того или иного подкрепления, либо поведение, обусловленное стремлением избежать наказания.
Торндайк
Начало бихевиоризма было положено американским педагогом и психологом Эдвардом Торндайком в его экспериментах над животными. Он вывел две закономерности:
«Закон эффекта» — акт, который вызывает удовольствие быстрее и сильнее закрепляет связь между ситуацией и реакцией, действие, которое напротив приносит неудовольствие, связь между ситуацией и реакцией ослабляет.
Торндайк вывел метод проб и ошибок, в котором ситуация, сама по себе является стимулом, а поведение вырабатывается в ходе актов (действий). Торндайк выстроил концепцию, основанную на том, что поведение определяется чувствами: удовольствия и дискомфорта.
Павлов
Иван Петрович Павлов, российский и советский физиолог, в начале 20 века, также проводил эксперименты на животных с целью определить взаимосвязь реакций и стимулов. Он определил наличие у животных врожденных рефлексов, заложенных природой, а также возможность создавать искусственно некоторые рефлексы с помощью стимулирования.
Уотсон
Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отрицал существование сознания как такового. С его точки зрения, психология – это естественнонаучная дисциплина, цель которой расчет реакций человека на те или иные стимулы, предвидение его поведения и его контроль. В своих исследованиях он пошел дальше Павлова, ставя эксперименты над маленькими детьми. Он выяснить три первичных реакции – любовь, страх и гнев. Все остальное поведение, по мнению Уотсона, это наслоение на первичное реактивное поведение. Эксперименты Джона Уотсона пришлись не по вкусу пуританской американской публике, а их выводы носили сомнительную достоверность.
Уотсон отвергал возможность самонаблюдения, и пытался разобраться в мотивах поведения используя только внешнее наблюдение.
Скиннер
Но настоящую революцию бихевиористский подход пережил с появлением исследований Борреса Фредерика Скиннера. Скиннер был основателем философского бихевиористического учения – радикальный бихевиоризм.
В противовес Уотсону и Павлову, строивших свои умозаключения на рефлексах и условиях их появления, Скиннер пришел к выводу, что вообще весь процесс получения данных и формирования поведения зависит от стимулов и подкреплений или ужесточения наказания.
Прежде всего, Скиннер предложил разделить факты – ими должна заниматься наука и домыслы, идеи, моральные ценности – эти вещи должны остаться в разделе философии, религии, этики.
Фактом является все, что можно увидеть, проверить и измерить – в психологии единственным таким фактом может быть наблюдаемое поведение объекта. Для поведения всегда есть причина – стимул. Любые действия человека обусловлены стимулами.
Если действие происходит после стимулирование, то по Скиннеру, оно респондентно, если действие человека предшествует стимулу – такое поведение он называл оперантным.
Для своих экспериментов использовал собственную разработку, получившую название «ящик Скиннера» — камера обусловливания, ее посетителями были в основном, голуби и крысы
В общем, как сказали бы современники Скиннера, человек всегда стремиться к получению кайфа, избегнув обломов. На этом принципе строиться процесс обучения, когда стандартные стимулы вызывают стандартные реакции.
Радикальный бихевиоризм Скиннера ввел понятие оперантное обусловливание, которое легло в основу новой дисциплины в психологии – прикладного анализа поведения.
ПАП использует постулаты радикального бихевиоризма для решения прагматических задач, таких как обучение иностранных языков, воспитание детей, спорт, профилактика наркотической зависимости, и многих других.
Сама личность Скиннера весьма одиозна. Он известен тем, что научил лабораторных голубей играть в настольный теннис.
Также в список его заслуг входит изобретение механизированной «няни» отдаленно напоминавшей «ящик Скиннера», но больших размеров. В испытании «няни», в качестве подопытного выступала его дочурка – Дебора. 2,5 года она жила в теплом, проветриваемом, звукоизолированном, с окном в одной из его стенок, ящике Скиннера. Конечно же, Дебору, часто вытаскивали из «изобретения» для игр. Девочка выросла, и стала художником, своим детством она вполне довольно. Что интересно, замуж она вышла за кого бы вы думали, за психолога. А вот сестра Деборы, Джулия Скиннер росла без «механической няни» и пошла по стопам отца, стала психологом, вышла замуж, родила двоих детей, каждому из которых уже приобрела ящичек Скиннера.
Бихевиоральная психотерапия
Поведенческая психотерапия широко применяется для лечения различных недугов, как психических и психосоматических, так и телесных. Ее назначают при фобиях, навязчивых идеях, депрессиях, шизофрении, бессоннице, аутизме, синдроме повышенной возбудимости и гиперактивности.
Принципы поведенческой терапии:
— стереотипы поведения усугубляют психологические расстройства;
— используются только методы, которые эмпирическим путем доказали свою эффективность;
— решение проблем текущего момента;
— принцип минимального вторжения;
— отсутствие понятия «нормальное поведение», психотерапевт исходит из принципа, что желательное поведение для конкретного клиента – это цель терапии;
— психотерапевт главный, он задает вопросы, пациент лишь следует четким указаниям, и выполняет упражнения;
— иногда для поведенческой психотерапии привлекаются близкие родственники.
Схема бихевиоральной терапии
Прикладной анализ поведения клиента
Этот этап характеризуется наблюдением и описанием основных моделей поведения, отрицательно влияющих на пациента. Затем выявляются ситуации, которые вызывают негативную реакцию у пациента. При этом нужно обращать внимание на то, что некоторые отрицательные модели поведения могут нести в себе тайную пользу для клиента, так называемую вторичную выгоду, подкрепляющую негативное поведение. Затем доктор выявляет черты характера клиента, которые помогут в терапии. Нужно также установить ожидания клиента от поведенческой психотерапии, чего он ожидает, от каких, мешающих ему моделей поведения он хотел бы избавиться. Для этого пациент заполняет анкету в домашних условиях, используя наблюдение за собственным поведением. Процесс анализа поведения занимает до 2 недель.
Бихевиоральная терапия в лечении психических недугов требует тщательной подготовки для определения «отправной точки», от нее в дальнейшем будет отсчитываться динамика улучшений.
Подготовка плана терапии
В поведенческой терапии проблемы клиента решаются последовательно. При наличии у клиента нескольких моделей негативного поведения, психотерапевт выстраивает их в «лестницу проблем» и решает их в порядке значимости по принципу от простого к сложному. В обсуждении «лестницы» принимает участие сам клиент, приоритет в ходе терапии может быть пересмотрен.
Когда последовательность работы согласована с пациентом – врач подбирает соответствующие методики терапии. Мотивация клиента очень важна, поэтому терапевт подробно объясняет клиенту суть каждой выбранной методики, затем используя вопросник, выясняет, насколько правильно его понял пациент. Бихевиоральное направление часто использует метод наблюдения за собой и домашние задания, которое клиент должен выполнять ежедневно.
Нужно помнить, что цель поведенческой психотерапии не сводится к устранению отрицательных для пациента моделей поведения. «Свято место пусто не бывает». Освободившись от одних типов негативного поведения, клиент может заполнить их другими. Терапевт должен помимо избавления от негативного поведения, при планировании терапии учитывать позитивную замену.
Клиент и терапевт не только определяют проблемы, от которых хотят избавиться, но и утверждают позитивные достижения, к которым хотят прийти в результате терапии.
Окончание поведенческой терапии
Бихевиоральный метод лечения ставит своей целью не дать пациенту рыбу, а дать ему удочку и научить его самого ловить рыбу. Проще говоря, терапевт учит своего клиента приемам и методикам, которые сам же к нему применяет. В ходе процесса оба определят те, которые наиболее благотворно влияют на состояние пациента. Проблемы пациента терапия не решает, но она обучает справляется с ними, учит пациента распознавать признаки появления негативного поведения и применять полученные на терапии навыки. Пациент прошедший, поведенческую терапию больше внимания уделяет своему поведению, самонаблюдению и самоконтролю.
Методы
Методы, применяемые при поведенческой психотерапии это тема для отдельной статьи, здесь мы просто перечислим основные:
— «остановка мышления»;
— ролевые тренинги;
— обсервационное научение;
— биологический фидбэк;
— десенсибилизация;
— шейпинг;
— имплозивная терапия.
Противопоказания для бихевиоральной терапии
Поведенческая терапия противопоказана при тяжких психических недугах, таких как умственная отсталость, тяжелая затяжная депрессия, обостренные психозы. Это случаи, когда пациент просто физически не способен участвовать в своем лечении.
Критика бихевиоризма
Частыми упреками в адрес бихевиоризма как науки являются полный отказ от чувственных переживаний, трактовка поведения человека как некой машины, подчиненной механическим манипуляция через стимулы, исключает влияние генетики и врожденных способностей на жизнь человека (постулат о том, что всему можно научить, любой рефлекс привить).
Также бихевиоральная теория совсем не уделяет внимания целеполаганию, не может объяснить великие достижения науки и культуры.
Большинство опытов бихевиористы проводили над животными, соответственно выводы, экстраполируемые на человека, отражают лишь его животное начало, но это не все, что движет человеком.
И одна из главных претензий со стороны критиков бихевиоризма – это то, что данное направление не этично, не гуманно и полностью исключает то «человеческое», «божественное» или «социальное» над которым тысячелетиями ломали голову философы разных школ, от идеалистов до материалистов, от Аристотеля и Платона до Фрейда и Берна, от Мартина Лютера и Фомы Аквинского до Толстого и Достоевского.
psydeal.com
Бихевиоральная психотерапия
Бихевиоризм как наука о поведении
Определение 1
Сущность идей бихевиоризма состоит в том, что любое поведение человека определено реагированием его на окружающую внешнюю среду. Это может быть реакция на имеющуюся ситуацию, или образ действий человека, которые обращены на приобретение подкрепления, или поведение, предопределенное стремлением избежать наказания.
Начало бихевиоризма было положено американским психологом и педагогом Эдвардом Торндайком. В исследованиях над животными им были выведены две закономерности:
- «Закон упражнения» ‒ суть этого закон состоит в том, что учение совершается быстрее при повторении установленного действия.
- «Закон эффекта» ‒ если развитие связи между стимулом и реакцией порождает чувство удовлетворения, то связь закрепляется; если же формирование связи сопровождается болью или раздражением, связь слабеет. Данный закон с течением времени был пересмотрен.
Торндайк разработал метод проб и ошибок, в котором сама по себе ситуация может выступать стимулом, а поведение вырабатывается в процессе актов (действий). Торндайк сформировал теорию, которая основывалась на том, что поведение складывается чувствами: дискомфорта и удовольствия.
В начале XX столетия Иван Петрович Павлов, советский и российский физиолог, также проводил исследования над животными с задачей установить взаимосвязь стимулов и реакций. Он обнаружил присутствие у животных рефлексов, которые были заложены самой природой, а также способность формировать искусственно отдельные рефлексы при помощи стимулирования.
Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отвергал факт сознания как такового. По его мнению, психология – это естественнонаучная дисциплина, целью которой является расчет проявления реакций человека на стимулы, предугадывание поведения и его контроль. В своих исследованиях он определил три первичных реакции – любовь, гнев и страх. Все остальное поведение, по суждению Уотсона, это наслаивание на первичное реактивное поведение. Исследования Джона Уотсона не были оценены пуританской американской публикой, а их выводы носили сомнительную достоверность.
Основные принципы бихевиоральной психотерапии
Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды были использованы многочисленными прославленными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом используется при лечении многих психических, психосоматических и чисто заболеваний соматической направленности.
К ключевым принципам учения можно отнести следующие:
- психотерапевты применяют в собственной работе методы и техники, продуктивность которых была подтверждена опытным путем;
- психологическая коррекция начинается с решения проблемы, которая беспокоит пациента в определенный временной промежуток;
- поведенческая терапия не изменяет внутренний мир человека. Влияние на личность реализуется на уровне, который нужен для решения определенной задачи;
- пациенту не навязывается мнение о том, что считается болезнью, отклонением или нормой. В процессе терапии разрабатывается наилучшая модель поведения для данного человека;
- психотерапевт играет основную роль в процессе лечения. Он задает пациенту вопросы и устанавливает перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не применяется совсем.
Замечание 1
Важной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются задания для выполнения дома. В процессе выполнения подобных упражнений часто прибегают к поддержке членов семьи и близких людей.
Этапы поведенческой терапии
Как отдельное направление бихевиоральная психотерапия, была выделена в середине прошлого столетия. Данное направление быстро стало набирать популярность, так как давало возможность достигать позитивных результатов за два или три сеанса психотерапии.
Бихевиоральная терапия выстроена на идее о том, что отдельные типы расстройств психики сопряжены с неверно сформированными навыками поведения. К подобным нарушениям принадлежат фобии, расстройства поведения и разные зависимости, нарушения приема пищи и сна, проблемы речевого формирования у детей и иные проблемы, при которых можно выделить определенный симптом для коррекции.
Лечение проводится в несколько этапов:
- Анализ поведения. Данный этап считается особенно продолжительным, иногда может длиться несколько недель. Психотерапевт с разных сторон проводит изучение особенностей поведения пациента, чтобы разработать наилучшую терапевтическую схему.
- Разработка плана лечения. После того, как будут определены проблемы пациента, можно переходить к следующему этапу работы ‒ к их коррекции. В случае, если было обнаружено несколько проблем, то их решение реализуется последовательно.
- Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы навыки поведения, которые дают ему возможность справиться с проблемой.
Замечание 2
В ходе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли педагога, который может помочь пациенту получить новые навыки поведения. При этом большую роль играет мотивированность самого человека. Пациент должен точно понимать смысл всех методов и приемов, которые психотерапевтом были использованы. Это может помочь ему точно выполнять все задания и стимулирует мотивацию на последующие занятия.
Методы бихевиоральной терапии
В ходе коррекционной работы поведения пациента психотерапевт применяет разные способы, которые условно делят на несколько больших групп:
- метод усвоения и научения дает возможность обучить человека верному поведению в процессе наблюдения за образцом. В качестве подобного образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также необходимому поведению можно обучаться в процессе чтения книг или просмотра фильмов;
- метод отучивания построен на вызывании отрицательных ощущений и эмоций при проявлении поведения негативной направленности;
- метод устранения дает возможность отстранить неадекватное поведение. Представленный метод с успехом используют при лечении фобий различного характера.
Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко применяются в менеджменте и педагогике.
spravochnick.ru
Поведенческая психотерапия (бихевиоральная)
Цели поведенческой психотерапии.Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился «неправильным» и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.
Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.
Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившей целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour — поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.
Для теоретиков данного направления характерно экспериментирование с поведением животных и стремление придать своим исследованиям строгую научную объективность.
Основные понятия и механизмы помощи.
Как же происходит обучение организмов? Выделяют несколько типов научения, каждый из которых используется в конкретных поведенческих терапевтических методиках.
Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о безусловном и условном рефлексе, которое получило название классического или респондентного обусловливания.
Смысл обучения через классическое обусловливание состоит в том, что организм начинает реагировать на изначально нейтральный и ничего не значащий для него сигнал. Так, осуществляя кормление собак одновременно с включением метронома, можно получить реакцию слюноотделения не на безусловный стимул (пищу), а на условный — звук метронома. Происходит формирование условного рефлекса. Звук метронома действует на собаку даже в отсутствии пищи. Однако, если звук метронома многократно не подкрепляется пищей, то реакция слюноотделения на него угасает. Собака обучилась реагировать на стимул (метроном), а потом утратила этот навык.
Научный факт: Смерть от передозировки наркотика и теория Павлова.
Смерть от передозировки героином — довольно распространенное явление в среде наркоманов. Известно, что по мере привыкания, наркоман постепенно увеличивает дозу препарата. В какой-то момент он может перейти к значительным дозам, опасным для обычного человека и относительно регулярным для него самого. Его организм вырабатывает определенные механизмы сопротивляемости героину. В чем же причина того, что наркоман погибает от большой, но привычной для самого себя дозы наркотика? Теория условных рефлексов Павлова дает ответ на этот вопрос. Предположим, что наркотик — это безусловный стимул, а сопротивление ему организма — безусловная реакция. Принимая героин в определенных обстоятельствах, например, в компании других наркоманов, сама ситуация приема наркотиков становится условным сигналом, и в другой раз сам ритуал подготовки к инъекции уже будет настраивать организм, запуская механизмы сопротивления. Опросы выживших после передозировки наркоманов показывают, что прием героина на этот раз осуществлялся в нетипичной для них обстановке (например, в незнакомом месте). В этом случае условный стимул, запускающий подготовку к наркотическому удару отсутствовал и организм не справлялся с привычной дозой.
Если нейтральные стимулы ассоциированы с опасностью, то в спокойной ситуации они могут провоцировать тревогу. Например, у человека, случайно застрявшего в лифте и сильно при этом испугавшегося, может развиться страх лифтов. Люди с подобными невротическими страхами, называемыми фобиями (от греческого phobos — страх, боязнь), не могут заставить себя сесть в лифт и, следовательно, испытывают большие неудобства в обычных жизненных ситуациях.
Психологи бихевиористы показали в своих опытах, что невротические реакции страха и тревоги могут быть сформированы экспериментально. Джозеф Вольпе провел фундаментальное лабораторное исследование с целью научения кошек невротическим страхам и последующим отучением от них. Сначала кошки были обучены искать пищу в ответ на звонок. На следующей стадии эксперимента осуществлялось кормление, включался звонок и одновременно на кошку воздействовали ударом электрического тока, когда она проявляла реакцию, нацеленную на получение пищи. Достаточно было 3-4 ударов электрическим током, чтобы кошки сопротивлялись помещению в клетку, где проводился эксперимент, метались по клеткам, царапались, выли, припадали к полу, учащенно дышали и поднимали шерсть дыбом. Более того, они отказывались есть в клетках даже после 2-3 дней голодания. Все кошки демонстрировали некоторые из симптомов вне экспериментальной клетки. Их выраженность значительно увеличивалась при предъявлении первоначальных звуковых сигналов. Выученные невротические реакции тормозили кормление кошек. Это навело Вольпе на мысль, что при других обстоятельствах кормление могло бы тормозить невротические реакции. В продолжение эксперимента кошек принудительно кормили в клетках, вызывающих тревогу. Для этого голодных невротических кошек, находящихся в экспериментальных клетках, постепенно подталкивали подвижным барьером к коробке, содержащей аппетитную еду. Постепенно были угашены реакции кошек на клетку и звуковой сигнал.
Вольпе объяснял полученные результаты следующим образом: когда стимулы к возникновению несовместимых реакций присутствуют одновременно, развитие доминирующей реакции в сложившейся ситуации подразумевает реципроктное (т.е. взаимное) торможение других реакций.
Вольпе был пионером поведенческого консультирования. Полученные результаты экспериментальных исследований он перенес в практику лечения тревожных расстройств. Он показал, что если у человека одновременно с тревогой вызывать реакции расслабления, сексуальные реакции или реакции гнева, то это приводит к угашению тревоги. На этом основан его метод систематической десенсибилизации (уменьшения повышенной чувствительности, от лат. sensibilis — чувствительный).
Систематическая десенсибилизация является способом преодоления страхов и включает в себя три элемента:
1) Обучение глубокой мышечной релаксации.
2) Выстраивание иерархии стимулов, т.е ранжирование ситуаций, провоцирующих тревогу, по силе причиняемого беспокойства.
3) Последовательное представление в воображении тревожащих ситуаций от простых к более сложным на фоне вызываемого у себя состояния релаксации.
После обучения клиента мышечной релаксации выбирается тип ситуаций вызывающих тревогу, например, страх публичного выступления, страх общения с противоположным полом, боязнь ездить в метро, летать на самолете и т.д. Если клиент имеет несколько страхов, то каждый из них является отдельной темой и работают с ними раздельно. Далее, в процессе терапевтической работы выстраивается ряд ситуаций, субъективно вызывающих напряжение по возрастанию степени тревоги.
Далее представлен пример субъективной шкалы тревожных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. Принимается, что 0 балов соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка в 100 балов — максимальной тревоге и страху. При создании такого ряда важно не допускать больших разрывов (более 10 баллов) в субъективной шкале тревоги.
0 баллов Учебный год только начался.
10 баллов Упоминание преподавателем об экзамене в начале учебного года.
20 баллов Случайный разговор об экзамене за месяц перед ним
30 баллов За неделю перед экзаменом.
40 баллов Тревожное настроение на консультации перед экзаменом.
50 баллов За день до экзамена влажные ладони, и я чувствую, что забываю элементарные вещи.
60 баллов Пробуждение утром перед экзаменом.
65 баллов Когда иду на экзамен, меня всего трясет и я чувствую себя больным.
75 баллов Подход к доске объявлений чтобы узнать место проведения экзамена.
85 баллов Тягостное ожидание за пределами экзаменационной комнаты
90 баллов Когда я вхожу в аудиторию, у меня потные руки, я боюсь, что все забыл и хочется убежать.
95 баллов Взглянув на экзаменационный билет, с ужасом вижу, что не знаю 1-2 вопросов. Напряженный ступор.
100 баллов Уход с экзамена из-за сильной паники.
Каждую из этих ситуаций клиент далее представляет в воображении, стараясь одновременно удерживать состояние релаксации и покоя. К следующей ситуации переходят только в случае достижения угашения тревоги через расслабленность. Опыт поведенческой терапии показывает, что существует тесная связь между уменьшением выраженности тревоги клиентов в воображении и в реальной жизненной ситуации.
Большой вклад в психологию поведения внес другой американский ученый — Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990). Скиннера интересовали не столько способы угашения старых реакций, сколько законы формирования и управления новым поведением. Экспериментируя с обучением животных, он сделался виртуозным дрессировщиком и за несколько минут мог научить голубя танцевать.
Скиннер считал, что поведение формируется и управляется его последствиями. Любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции является подкреплением. Например, если подкреплять зернышком каждое движение голубя направо, то очень скоро он начнет усиливать эти движения. Подкрепляя теперь только самые сильные повороты, можно добиться методом последовательных приближений, чтобы голубь совершал вращательные движения. Вариант научения, разработанный Скиннером носит название оперантного обусловливания. (От «операция», лат. слово operatio — действие. Использование термина «оперантный» подчеркивает, что поведение оперирует в окружающей среде, производя последствия).
Если Павлов связывал подкрепление со стимулом (в классическом обусловливании поведение управляется стимулом, который предшествует поведению), то согласно концепции Скиннера поведение зависит от ответа. Классическое и оперантное обусловливание — два единственно возможных вида обусловливания.
Научный факт:Воздействие на преподавателя методом Скиннера.
В одном из американских колледжей, студенты изучавшие психологию проделали следующий эксперимент. Их преподаватель, читая лекцию, имел за собой привычку расхаживать из угла в угол. В то время, когда он шел к окну, договорившиеся между собой студенты всячески демонстрировали свой интерес к предмету. Они тщательно записывали, кивали, смотрели ему в глаза и принимали заинтересованные позы. Когда же преподаватель шел к двери, аудитория расслаблялась, выказывала отсутствие внимания и интереса. Начинались посторонние разговоры. Через несколько лекций хождение преподавателя прекратилось и он удерживался в течении всей лекции в определенном углу у окна.
Проблемное поведение людей может быть увидено с этой позиции, как результат неэффективной системы подкреплений со стороны значимых людей. Например, социальный страх человека, который все время боится «поступить неправильно», может быть обусловлен тем, что его неоднократно наказывали родители, которым невозможно было угодить.
Близкие люди постоянно пытаются воздействовать друг на друга, применяя поощрения и наказания. Почему же они часто не достигают желаемого результата?
Можно выделить несколько условий эффективного формирования чужого поведения:
1) Система подкреплений не должна быть противоречивой. Например, ребенок капризничает и требует конфету. Мама раздражается и, как правило, не дает. Однако, иногда она сдается и уступает, подкрепляя тем самым его капризы. Ребенок получает сигнал, что если хныкать достаточно долго, то мама может уступить.
2) Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта. Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.
3) Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс. Если вы учитесь играть в теннис и пытаетесь выработать определенный удар, то вовремя сказанное слово тренера очень сильно влияет на освоение навыка. Другой пример: родители, наказывая за плохую учебу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четверка. Родители решают, что пока не будет стойких четверок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.
4) Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями.
Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не дает человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Она не учит заключенных более социально-приемлемым способам поведения, скорее она учит обратному.
Наказание также плохо действует, если оно сильно отстоит по времени от совершенного действия. У субъекта может не образоваться связи между наказанием и своими прошлыми действиями. При отсроченном наказании у животных этой связи не образуется никогда. Еще одним минусом наказания является то, что оно поощряет самого наказывающего, вызывая желание усиливать наказание все больше и больше, несмотря на очевидную его неэффективность. Наказывающий субъект часто решает при этом не проблему обучения наказываемого, а демонстрирует свою власть и доминирующее положение.
Наказание более эффективно, если оно используется редко, не является жестоким, происходит сразу после проблемного поведения и тут же прекращается, если начинаются улучшения этого поведения.
При работе с маленькими детьми, имеющими «взрывной» характер, поведенческие консультанты часто предлагают процедуру «Тайм-аута». В случае агрессивного поведения, тайм-аут предполагает удаление на несколько минут ребенка из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты.
Идеи Скиннера проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми, психотерапии и консультировании. Если рассматривать психотерапию как обучение новым реакциям, то становится понятным влияние позитивных подкреплений со стороны психотерапевта.
Поведенческие терапевты помогают своим клиентам обучиться новым, более эффективным моделям поведения. Важным элементом обучения социальным навыкам является тренинг уверенного поведения. Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроля над собственной жизнью, способствует росту самоуважения. Обычно выделяют неуверенное, уверенное и агрессивной поведение. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других людей путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого. Уверенное поведение состоит в способности отстаивать свои права, не унижая других, и вызывает уважение окружающих.
Пример тренинга уверенности.
Клиентка (18 лет, студентка вуза): Мне очень трудно отказывать другим людям. Я думаю, что мои друзья часто меня используют и злоупотребляют моим терпением. Вчера, например, подруга 40 минут жаловалась мне по телефону, в то время как мне надо было уходить по делам. Я уже по третьему разу выслушала, что она оденет в среду и как она поругалась с очередным своим приятелем, а она все не умолкала и не умолкала.
Терапевт: Вам было трудно ее прервать.
К: Да. Мне было неудобно, ведь она моя подруга.
Т: Что вы почувствовали после разговора?
К: Я была совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у меня сильно болела голова.
Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой?
К: Ну, я бы не хотела бы ее обидеть… Но так больше нельзя.
Т: Вы бы хотели быть твердой, но не жестокой с ней?
К: Да.
Т: Помните на прошлой нашей встрече мы говорили с вами о неуверенном, уверенном и агрессивных вариантах поведения. Давайте предположим, какова была бы ваша реакция, если бы вы действовали одним из этих способов.
К: Ну, неуверенно, это то как я себя веду сейчас. Мямлю, запинаюсь.
Т: Ну пожалуйста дорогая…, не могла бы ты…, мне очень жаль…, так неловко, что я должна идти… прости меня…
К: Да, я так и говорю (смех).
Т: Хорошо, каким бы был агрессивный ответ?
К:(громко) Да пошла ты к черту со своими проблемами, мне не до тебя!
Т: Какая экспрессия. Ну, а уверенный вариант?
К: Знаешь Лена, мне надо срочно идти. Давай созвонимся позже. Все. Целую, пока.
Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном.
К: Да, мне самой это понравилось.
Процесс терапии и позиция терапевта.
В бихевиоральной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы, что свойственно, например, психоанализу. Нужно изменять и модифицировать конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Поэтому, в поведенческой терапии четко определяется желаемая для клиента цель в терминах поведения. Обращаясь к примеру в предыдущем разделе мы видим, что терапевт делает это следующим образом:
Т: Давайте решим, как бы вы хотели вести себя с этой подругой?
В начале терапии всегда проводится так называемая функциональная диагностика проблемного поведения. Определяется, что предшествовало проблемному поведению, как выглядит оно само и каковы его последствия.
Снова обращаясь к нашему примеру:
Предыстория (стимул): Подруга занимает разговором по телефону в течении 40 минут. При этом клиентке давно пора уходить из дома.
Поведение (реакция): Клиентка внимательно слушает, злясь на подругу все больше и больше. Однако, разговор по собственной инициативе не прерывает.
Последствия: Клиентка совершенно измотана, опоздала на лекцию и целый вечер у нее сильно болела голова.
Подобная функциональная диагностика проводится посредством расспросов терапевта или путем специальных самонаблюдений клиентом дома. В поведенческой терапии клиента часто просят вести специальные дневники наблюдения за своим поведением и регистраций изменений в лучшую сторону. (Смотри, например, дневник наблюдений за осваиванием метода релаксации).
Действуя в Скиннеровских традициях, терапевт подкрепляет каждый шаг сторону улучшения:
Т: У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном.
В поведенческой терапии довольно часто используется метод репетиции поведения. Проблемные ситуации могут разыгрываться в терапевтическом кабинете с разбором различных вариантов поведения. Длительность поведенческой терапии зависит от выраженности затруднений клиента и может исчисляться десятками сессий, но никогда не длится годами, как в классическом психоанализе. Дальнейшее развитие бихевиорального подхода в терапии связано с усилением внимания к познавательным функциям человека и, так называемым, когнитивным формам обучения (обучение через наблюдение, путем рассуждений и т.д.).
Тренинг: Прогрессирующая мышечная релаксация.
Основы тренинга релаксации были разработаны Эдмундом Джекобсоном в 1929г. Процедуры мышечной релаксации могут использоваться сами по себе или же быть частью более сложных процедур, например систематической десенсибилизации Вольпе, благодаря которому стали весьма популярны. В отличие от аутогенной тренировки Шульца метод прогрессивной мышечной релаксации не ставит перед собой задач самовоспитания, однако, являясь более простым и экономным методом, позволяет сразу же ощутить эффект расслабления. Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как психогенная головная боль, бессонница, общее ощущение напряженности и тревоги.
При использовании прогрессирующей мышечной релаксации с каждой группой мышц проводится цикл «напряжение-расслабление».
Процедура: Сядьте в кресло, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Два или три раза глубоко вздохните и выдохните. Почувствуйте, как воздух проходит в легкие до диафрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку (для левшей — левую), крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает и его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак. Через 5-10 секунд снова расслабьте. Почувствуйте расслабленность и тепло. Сосредотачивайтесь только на тех группах мышц, с которыми вы работаете в данный момент, старайтесь не напрягать в это время остальные мышцы.
Проведите циклы «напряжение-расслабление» с другими группами мышц в следующей последовательности:
Правая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки.
Правый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки.
Левая рука, сжав кулак и напрягая мышцы нижней части руки.
Левый бицепс, согнув руку в локте и напрягая мышцы верхней части руки.
Лоб, поднимая брови как можно выше.
Глаза и нос, крепко зажмурив глаза и нахмурив нос.
Челюсти, сжав зубы и растянув уголки рта.
Шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь.
Грудь и плечи, сведя лопатки вместе и сделав глубокий вдох.
Живот, втягивая его к позвоночнику.
Правое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом.
Правую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка.
Правую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь.
Левое бедро, вытягивая ногу и поднимая ее на несколько сантиметров над полом.
Левую икру, прижимая пальцы ног к верху ботинка.
Левую стопу, оперевшись на кончики пальцев и повернув стопу вовнутрь.
Завершая упражнение, сделайте два-три глубоких вдоха, почувствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда будете готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.
Для поведенческой терапии обычной практикой является систематическая работа клиентов дома, вне терапевтического кабинета. Контроль осваивания метода релаксации осуществляется с помощью специального дневника. Далее дается пример подобного дневника:
Дата (10 декабря), Время (16 часов), место (дома), длительность (15 минут)
Комментарии: Испытывал сильное напряжение после учебного дня. Мысли о разговоре с N. отвлекали и в начале мешали расслабиться. Тем не менее, после выполнения упражнений почувствовал себя значительно лучше.
Источник: Энциклопедия «Аванта», том «Человек»
psynavigator.ru
Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия
Бихевиоризм — это школа психологии, которая рассматривает поведение человека через призму результатов предшествующих воздействий окружающей его среды. Поведенческая терапия занимается открытыми и доступными для наблюдения действиями пациента и его внешнего окружения, которое, с точки зрения бихевиоризма, формирует психику человека. Основоположником данной психотерапевтической методики является Б.Ф. Скиннер, известный своей теорией оперантного научения.
Что собой представляет метод бихевиоральной психотерапии?
Бихевиоральная терапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека. В её основе лежат систематические манипуляции с внешними воздействиями, позволяющие подкреплять или подавлять определенные поведенческие формы.
При этом личность рассматривается как сумма поведенческих реакций, каждая из которых основывается на генетических особенностях и предшествующем опыте. Таким образом, в основе метода бихевиоральной психотерапии лежит оперантное обусловливание (процесс формирования и поддержания характера поведения посредством его последствий).
Особенности метода поведенческой психотерапии
При лечении бихевиоральным методом на первом месте стоят не причины и мотивы человеческих поступков, а само поведение пациента. Клиент не оценивается, как хороший или плохой, просто преодолевается его несоответствующее или проблематичное поведение. При этом натура человека рассматривается, как чистая доска для письма (“tabula rasa”), что позволяет модифицировать его действия. Однако прежде конкретно обозначается проблема, изучаются данные об истории развития и социальном окружении пациента, после чего определяются желаемые результаты и устанавливаются методы, которыми будут достигнуты поведенческие изменения.
Цель и задачи метода бихевиоральной психотерапии, используемые техники
Действия бихевиорального психотерапевта могут быть направлены на приуменьшение дисфункционального или преувеличение желаемого поведения, а также данное психотерапевтическое направление занимается выработкой стратегий, комбинирующих эти процессы.
- Для того чтобы пациент смог последовательно пережить психотравмирующие его ситуации, производится систематическая десензитизация (реальное погружение в фобическую ситуацию). При этом используется техника релаксации, преодолевающая его страх.
- Наводнение тревожными стимулами — это метод терапевтического воздействия, при котором человек по истечении времени без применения релаксационных техник убеждается в беспочвенности своих страхов.
- Репетиция поведения — это методика, при которой пациент должен имитировать поведение психотерапевта (или другого человека) в смоделированной ситуации, вызывающей у него тревогу. Таким образом, он убеждается в безопасности этого образа действий.
- Техника, использующая негативное и позитивное подкрепление, основывающаяся на том, что за хорошее (эффективное) поведение предоставляются привилегии или применяется похвала, а следствием нежелательного поведения становится “наказание” (так называемая жетонная система, распространённая в прошлом веке в западных психиатрических клиниках).
Кому помогает поведенческая психотерапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?
Бихевиоральная психотерапия весьма эффективна при:
- лечении разного рода фобий
- преодолении неуверенности в себе
- устранении панических атак
- лечении тревожных и обсессивно-компульсивных расстройств
- алкоголизме и патологических влечениях
- мигрени
- снятии гипертензии и мышечного напряжения.
medafarm.ru
Бихевиоризм, бихевиоральное направление, бихевиоральный подход
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К. Л. Халл.
Бихевиоризм (бихевиоральный подход) — разновидность, одно из направлений поведенческого подхода, см.→. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода см.→
Виды бихевиоризма
В бихевиоризме различают классический бихевиоризм и необихевиоризм. Классический бихевиоризм исследует только внешне наблюдаемое поведение и не делает различий между поведением человека и других животных. Необихевиоризм, кроме исследования внешне наблюдаемого поведения, признает «промежуточные переменные» — внутренние факторы организма, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. См.→
Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность
Бихевиоризм родился как протест против интроспекции. Бихевиоральное направление рассматривает человека как организм, как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Основные методы — классическое и оперантное обусловливание. А какова эффективность? См.→
Мифы о бихевиоризме
О бихевиоризме говорят, что он:
- игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
- видит в человеке только автомат и описывает человека как робота, марионетку и машину;
- не пытается учесть когнитивные процессы, не изучает намерения или цели человека;
- не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
- не отводит место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
- по необходимости является поверхностным, не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
- «дегуманизирует» человека, релятивирует его ценности и разрушает человека как человека;
- по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
- безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.
Возможно, это правда про какой-то этап в истории бихевиоризма, возможно такое можно сказать про некоторых исследователей. В целом же, это — мифы. См.→
www.psychologos.ru
Тема 6. Бихевиоральная модель психологической помощи
Поведенческое направление
1. Общая характеристика концепции
Поведенческое направление в психотерапии и консультировании ведет свое непосредственное начало от работ Дж. Вольпе и А. Лазаруса середины пятидесятых — начала шестидесятых годов двадцатого столетия, хотя корни его уходят в бихевиоризм Дж. Уотсона и Э. Торндайка, а в целом, как известно, история обусловливания поведения восходит к работам У. Бэлла (1774—1842) и И. Сеченова (1829—1905). Именно И. Сеченову принадлежит идея рефлекторной дуги с тремя компонентами (сенсорный вход, процесс передачи первичного возбуждения и эффектный выход), действие которой было положено в основу функционирования психики. После классических экспериментов И. Павлова, использовавшего сеченовскую модель, а также работ В. Бехтерева по рефлексологии появилась книга Дж. Уотсона “Поведение. Введение в сравнительную психологию” (1914). По словам М. Г. Ярошевского, она явилась первой попыткой представить психологию в терминах бихевиоризма, т.е. в трактовке психических процессов посредством наблюдаемых стимулреактивных отношений.
Дж. Уотсон, по его собственному признанию, пытался создать “объективную психологию”, свободную от интроспекционизма, от чрезмерной перегруженности философией и религией. Основная идея бихевиоризма Дж. Уотсона о том, что каждый стимул связан с определенной реакцией, стала фундаментальным правилом поведенческой психологии и бихевиорального направления в консультировании и психотерапии.
Нельзя не отметить, что данное направление уже с первых шагов было перегружено представлениями о “научности”, свойственными классическому, натуралистическому причинно-следственному научному самосознанию.
Характерно, что уже первые достижения бихевиористов в психотерапии были связаны с применением эксперимента. В 1920 г. Дж. Уотсон с ассистенткой Р. Райнер с помощью метода обусловливания сформировали эмоцию страха у одиннадцатимесячного мальчика (Альберта) по отношению к белым крысам, применяя резкий звуковой сигнал всякий раз, когда ребенок пытался дотронуться до животного (Goldstein, p. 274). Четыре года спустя этот же механизм обусловливания был применен М. Джоунс для излечения трехлетнего ребенка от боязни кроликов. Так началось развитие бихевиоральной психотерапии.
В настоящее время в бихевиоральной психотерапии сосуществуют три основные тенденции: классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И. Павлова; оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его “модификацией поведения”, а также мультимодальное программирование.
Представление о человеке. Во главе современных бихевиоральных представлений о человеке, по-видимому, находится представление о том, что человек — продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Иными словами, современные представители данного направления стремятся к преодолению механистического детерминизма ХIХ века, которым всегда сильно отдавал традиционный бихевиоризм. Следующим существенным отличием подхода является его ориентированность на реальные действия: человек трактуется как деятель, своими действиями изменяющий действительность. Не реакция, а акция, ее опосредованность ментальностью и ответственность за нее составляет третье отличие современной бихевиоральной психотерапии в ее трактовке человека. При этом строгая приверженность к модели классической науки нашла отражение в общей оценке методов бихевиоральной психотерапии его сторонниками, согласно которой важны четкие и обоснованные критерии: “Какое лечение является наиболее эффективным для данного индивида с его конкретной проблемой и при каких обстоятельствах?”. Иначе говоря, проверяемость, детерминизм, воспроизводимость и учет среды — таковы исходные представления и позиции.
Понятие личности. Следует сразу же признать, что в бихевиоральном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия применяющиеся по отношению к личности, относятся все же к поведению. Дело в том, что, по-видимому, в бихевиоральной психотерапии личность и не могла являться предметом воздействия, поскольку изначально сознание было исключено из возможного
предмета анализа, конституирующего данное научное направление. Тем не менее, исследовательскую работу, связанную с определением личности, понятия и входящих в него понятийных структур, осуществил известный представитель бихевиоральной психологии Г. Айзенк. Очевидно, под влиянием исследований Г. Олпорта, положившего в основу структуры личности устойчивые поведенческие черты (“traits”), Г. Айзенк посредством факторизации выделил группу личностных черт, поддающихся учету. Среди них: депрессивность, навязчивость, социабельность, ригидность и спонтанность.
Эти черты были названы им чертами первого порядка. Среди черт второго порядка — интроверсия, экстраверсия и невротизм. В соответствии с этим, едва ли не единственным описанием поведенческой структуры личности в бихевиоральной психотерапии, личностная типология выводится из величины коэффициентов нейротизма и экстра/интро/версии. Например, психопатия — результат высоких показателей по невротизму и экстраверсии, дистимичность — следствие высокого невротизма и средней экстраверсии. В свою очередь, данные показатели выводятся из взаимодействия между физиологическими структурами (мозговой активностью) и индивидуальными реакциями, опосредованными этими структурами.
Основные понятия. Поскольку вся бихевиоральная психотерапия непосредственно связана с научением, базисная терминология отражает основные концепции научения, как они сложились в бихевиоризме.
Обусловливание — понятие, охватывающее всю область воздействия на поведение. Различают два вида обусловливания: классическое (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов, и оперантное (скиннеровское), когда оно осуществляется путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное научение, которое происходит вне специально организованного обусловливания.
Генерализация (обобщение). Это понятие, восходящее еще к опытам И. Павлова и “закону ассоциативного сдвига” Э. Торндайка, отражает феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале 1950+х годов К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально доказали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное, в частности, семантическое обобщение, а также — визуальное.
Затухание. Понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакции, вызванной в результате обусловливания. Возвращаясь к классическому эксперименту Дж. Уотсона и Р. Райнер с одиннадцатимесячным Альбертом, можно проследить действие угасания, когда, постепенно снижая неприятный звук при приближении ребенка к животному, регистрируется и затухание вызванной реакции страха.
Контробусловливание. Понятие отражает действие обусловливания, не совместимое с первоначальным обусловливающим воздействием. Так, в упоминавшейся нами экспериментальной ситуации с трехлетним мальчиком М. Джоунс построила психотерапию на контробусловливании, ежедневно во время приема пищи ребенком помещая кролика на безопасном, но с каждым днем все сокращающемся расстоянии.
Эффект частичного подкрепления. Понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие. Именно на этом психологическом эффекте основано действие игральных автоматов.
Вызванная эмоциональная реакция. Понятие фиксирует феномен, когда предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторном предъявлении безразличного условного стимула.
Реакция избегания. Данное понятие характеризует явление исчезновения эмоции страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.
Конфликт в бихевиоральной психотерапии означает противоречия между потребностью и связанной с ней реакцией избегания. Например, реакция избегания, связанная с подавлением сексуальной потребности, вызывает фрустрацию и чувство одиночества.
Избыточное поведение (двигательное, эмоциональное или мыслительное) возникает как разновидность реакции избегания, при которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление, или их замещение посредством направленности на другой объект (“ожегшись на молоке, дуешь на воду”).
Описание консультативного и психотерапевтического процессов
Цели психологической помощи. В соответствии с общей направленностью бихевиоральной психотерапии, главная цель психологической помощи — обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели могут включать в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек и снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.
Роль психолога-консультанта. В бихевиоральной психотерапии психолог-консультант выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью, психолог-консультант должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющего для клиента важную роль в бихевиоральной психотерапии.
Требования к клиенту. Позиция психотерапевта носит четко фиксированный характер, четко определяется и роль клиента. Поощряется его активность, сознательность в постановке целей психотерапии, желание сотрудничать с психологом и импровизация с новыми формами поведения. Важнейшим моментом в психологической позиции клиента выступает выработка готовности к применению новых форм поведения.
studfile.net