Бихевиоризм что это: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Что значит бихевиоризм — Значения слов

бихевиоризм в словаре кроссвордиста

бихевиоризм
  • Одно из направлений психологии 20 в
  • Одно из направлений психологии XX в
  • Одно из направлений психологии XX в
  • Ведущее направление американской психологии 1-й половины XX века, считающее предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных ответов на воздействия внешней среды
  • Направление психологии, считающее предметом психологии не сознание, а поведение

Экономический словарь терминов

(от англ. behaviour — поведение) бихевиоризм

теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров.

Словарь медицинских терминов

бихевиоризм (англ. behaviourism, от behaviour поведение)

направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды; Б. в своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, bihevior — поведение) ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма — Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», т.е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», ввел в нее опосредствующее звено «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

Большая Советская Энциклопедия

Бихевиоризм

(от англ. behaviour ≈ поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19≈ 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма , согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции.

Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул ≈ реакция» (S ≈ R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк . Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова .

Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению ≈ «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Наивысшего развития Б., в его классической форме, достиг в 20-х гг. Основные идеи, методики исследования и термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название «бихевиоральных наук»; это название сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает непосредственного влияния идей Б. В послевоенное время традиции Б. были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в американских концепциях т. н. программированного обучения (Б. Скиннер).

Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако в советской и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т. д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Б.: его последователи ввели в схему S ≈ R т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса Б. в его классической форме (см. Необихевиоризм).

Лит.: Уотсон Д ж. Б., Бихевиоризм, в кн.: Большая советская энциклопедия, т. 6, М., 1927; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1≈2, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.

Н. Г. Алексеев.

Википедия

Бихевиоризм

Бихевиори́зм ( — поведение ) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века , радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике . Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании ), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон .

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям .

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией , которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Примеры употребления слова бихевиоризм в литературе.

Атака на бихевиоризм и, особенно, на те его стороны, которые наиболее близки психологии развития, начавшаяся в американской науке в 60-х годах, проходила по нескольким направлениям.

Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии ребенка.

Фрейдизм и бихевиоризм — это разные полюса, но они совершенно совпадают в оценке присущей индивидуумам несхожести.

Психология Бытия Подобный подход вполне уместен в психологии животных и в рамках бихевиоризма, который в значительной степени основывается на результатах работы с животными.

Преодолеть трудности переноса теории научения на социальное поведение американские ученые попытались на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа.

В американской психологии проблема имитации вот уже несколько десятилетий активно исследуется с позиций бихевиоризма и необихевиоризма.

Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, который тогда был в моде, Маслоу сосредоточил свои усилия на классических лабораторных исследованиях с собаками и обезьянами.

Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией.

Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влиянием факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития — все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психического развития и методов его исследования.

Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения — самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Мне близок экспериментаторский задор бихевиоризма и всеобнажающий, всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением человека, которое они предлагают.

Холмсом в духе прагматизма идеи буржуазной юриспруденции с добавлением концепций фрейдизма, бихевиоризма.

А много ли ты знаешь об экзистенциализме, бихевиоризме, неотомизме, прагматизме, о трудах Сартра, Адорно, Хайдеггера, Маркузе, Тойнби, Ростоу?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Бихевиоризм Уотсона — Технарь

В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности — в психологии, стал бихевиоризм. Термин «бихевиоризм» происходит от английского слова behavior, которое на русский язык переводится как «поведение».

 Бихевиоризм изучает активность, поведение индивидуума.

Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон.

Бихевиоризм — это направление в психологии, как уже было сказано выше, приобрело свое влияние в самом начале прошедшего XX в. Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными.

Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называл и «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств.

Джон Уотсон вывел следующую формулу: S — R. В данной формуле S — это стимул, а R — это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод — надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности.

Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. «Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Джона Уотсона S — R.

На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S — R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные». Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения. Была разработана новая формула S — O — R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции. Следовательно, стимул не работает в одиночку — он работает только в паре с промежуточной переменной.

Что такое бихевиоризм ?. Бихевиоризм, также известный как поведенческий… | by Umekalsoomarif

Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, представляет собой теорию обучения, основанную на идее, что любое поведение приобретается посредством обусловливания. Кондиционирование происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наши реакции на стимулы окружающей среды формируют наши действия. 1

Согласно этой школе, поведение можно изучать систематическим и наблюдаемым образом независимо от внутренних психических состояний.2 Согласно этой точке зрения, следует рассматривать только наблюдаемое поведение. — познания, эмоции и настроения слишком субъективны.

Ключевые выводы: бихевиоризм
Бихевиоризм — это теория, согласно которой психологию человека или животных можно объективно изучать посредством наблюдаемых действий (поведения), а не мыслей и чувств, которые невозможно наблюдать.
Влиятельные фигуры бихевиоризма включают психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера, которые связаны с классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием соответственно.
При классическом обусловливании животное или человек учатся связывать два стимула друг с другом. Этот тип обусловленности включает непроизвольные реакции, такие как биологические реакции или эмоциональные реакции.
При оперантном обусловливании животное или человек усваивают поведение, связывая его с последствиями. Это можно сделать с помощью положительного или отрицательного подкрепления или наказания.
Оперантное обусловливание все еще встречается в классах сегодня, хотя бихевиоризм больше не является доминирующим способом мышления в психологии.
История и происхождение
Бихевиоризм возник как реакция на ментализм, субъективный подход к исследованиям, используемый психологами во второй половине XIX века. В ментализме разум изучается по аналогии и путем изучения собственных мыслей и чувств — процесс, называемый самоанализом. Наблюдения менталистов считались бихевиористами слишком субъективными, поскольку они значительно различались между отдельными исследователями, что часто приводило к противоречивым и невоспроизводимым выводам.

Существует два основных типа бихевиоризма: методологический бихевиоризм, на который большое влияние оказали работы Джона Б. Уотсона, и радикальный бихевиоризм, основоположником которого стал психолог Б. Ф. Скиннер.

Методологический бихевиоризм
В 1913 году психолог Джон Б. Уотсон опубликовал статью, которую можно было бы считать манифестом раннего бихевиоризма: «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой статье Уотсон отверг менталистские методы и подробно изложил свою философию о том, какой должна быть психология: науке о поведении, которую он назвал «бихевиоризмом».

Следует отметить, что, хотя Уотсона часто называют «основателем» бихевиоризма, он никоим образом не был первым, кто критиковал интроспекцию, и не первым, кто защищал объективные методы изучения психологии. Однако после статьи Уотсона постепенно утвердился бихевиоризм. К 1920-м годам ряд интеллектуалов, в том числе такие уважаемые деятели, как философ, а позднее лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел, признали значение философии Уотсона.

Радикальный бихевиоризм
Из бихевиористов после Уотсона, пожалуй, наиболее известен Б. Ф. Скиннер. В отличие от многих других бихевиористов того времени, идеи Скиннера были сосредоточены на научных объяснениях, а не на методах.

Скиннер считал, что наблюдаемое поведение является внешним проявлением невидимых психических процессов, но что было удобнее изучать наблюдаемое поведение. Его подход к бихевиоризму заключался в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением животного и окружающей его средой.

Классическое обусловливание против оперантного обусловливания
Бихевиористы считают, что люди учатся поведению посредством обусловливания, которое связывает стимул в окружающей среде, такой как звук, с реакцией, например, с тем, что человек делает, когда слышит этот звук. Ключевые исследования в области бихевиоризма демонстрируют разницу между двумя типами обусловливания: классическим обусловливанием, которое ассоциируется с такими психологами, как Иван Павлов и Джон Б. Ватсон, и оперантным обусловливанием, связанным с Б. Ф. Скиннером.

Классическое обусловливание: собаки Павлова
Эксперимент с собаками Павлова — широко известный эксперимент с собаками, мясом и звуком колокольчика. В начале эксперимента собакам давали мясо, которое вызывало у них слюноотделение. Однако когда они услышали звонок, они этого не сделали.

На следующем этапе эксперимента собаки услышали звонок перед тем, как им принесли еду. Со временем собаки узнали, что звон колокольчика означает еду, поэтому у них начиналось выделение слюны, когда они слышали звоночек, хотя раньше они не реагировали на звоночки. Благодаря этому эксперименту собаки постепенно научились ассоциировать звуки колокольчика с едой, хотя раньше они не реагировали на колокольчики.

Эксперимент с ящиком Скиннера демонстрирует оперантное обусловливание, при котором животное или человек усваивают поведение (например, нажатие на рычаг), связывая его с последствиями (например, падение пищевой гранулы или прекращение электрического тока). Три типа подкрепления следующие: следует:

  • Положительное подкрепление: Когда добавляется что-то хорошее (например, в коробку падает пищевая гранула), чтобы научить новому поведению.
    Отрицательное подкрепление: Когда что-то плохое удаляется (например, отключается электрический ток), чтобы научить новому поведению.
    Наказание: Когда добавляется что-то плохое, чтобы научить субъекта прекратить поведение.
    Влияние на современную культуру
    Бихевиоризм все еще можно увидеть в современном классе, где оперантное обусловливание используется для подкрепления поведения. Например, учитель может вручить приз учащимся, хорошо справившимся с тестом, или наказать учащегося, который ведет себя плохо, путем заключения под стражу.
  • Хотя когда-то бихевиоризм был доминирующим направлением в психологии в середине 20-го века, с тех пор он потерял связь с когнитивной психологией, которая сравнивает разум с системой обработки информации, такой как компьютер.

Методологический бихевиоризм — Мир психолога

  1. Поведенческая психология

Что такое методологический бихевиоризм в психологии и чем он отличается от других видов бихевиоризма?


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Шериф, Музафер. «Изучение положительных и отрицательных межгрупповых отношений между экспериментально созданными группами: исследование пещеры грабителя». Университет Оклахомы.
  2. Харрис, Б. «Что случилось с Маленьким Альбертом?» Американский психолог 34:2, 1979, стр. 151-160.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Ты зациклился?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.