Бихевиоризм что это такое: Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить необихевиористы

.

< Бессознательное

Булимия (нервная) >

Популярные термины

    Бихевиоризм

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • 8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор
    • «Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • «Где взять силы, чтобы пережить измену мужа и сохранить семью?»
    • Исследователи выяснили, какие качества характера разрушают личную жизнь
    • Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага
    • Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог

    Сегодня читают

    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • «Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Бихевиоризм | Психологическая энциклопедия 1vc0

    Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений американской прагматической психологии, рассматривающее психику лишь как совокупность поведенческих проявлений, реакций на внешние воздействия — стимулы. Бихевиоризм возник в 1913 г. благодаря декларациям Д. Уотсона (1878 — 1958 гг.), изложенным в его статье «Психология с точки зрения бихевиориста». Использовав учение Павлова и исследование поведения животных, осуществленное Э. Торндайком, бихевиористы полагали, что законы научения, приобретения опыта у человека и животных одни и те же. Исключив сознание из сферы своих интересов, бихевиористы интересовались только закономерностями выработки поведенческих навыков.

    В 20-х гг. бихевиоризм распался на ряд направлений, а в 30-х гг. возник необихевиоризм (Толмен, Халл). Он подправил первоначальный бихевиоризм, признав промежуточное звено между стимулом и реакцией — введя понятие «промежуточные переменные», к которым были отнесены мотивы, цели и другие «внутренние» компоненты поведения.

    Методики исследования формирования навыков, разработанные в бихевиоризме, широко используются в поведенческой психологии.

    • выявить и описать типы реакций. Дж. Уотсон выделяет, прежде всего, врождённые и приобретённые типы. Концепция условных рефлексов принимается в качестве естественнонаучной базы психологической теории.
    • исследовать процесс их образования. Схема образования условного рефлекса: безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным, безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.
    • изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения. Сложные реакции образуются путём комплексов простых реакций. В итоге ставилась задача прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем её стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

    Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций как непосредственно наблюдаемых. Реакция – это изменение в организме, которое может быть зафиксировано объективными методами.

    Реакции следовало изучать в их связи с изменением стимулов. Стимулы могли возникать как в самом организме, так и во внешней среде. Конечная цель – в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.

    Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, а затем устанавливали закономерности реакций в ответ на воздействие окружающей среды и переносили это на человека.

    Манипулируя внешними стимулами, можно создавать у человека разные поведенческие механизмы. Бихевиористы выдвигают формулу, которой, согласно их теории, подчинено всё поведение человека:

    S → R

    Бихевиористы верно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулами, но и внутренними явлениями. Можно было подойти к изучению психики человека, изучая психику животных, но необходимо было учитывать и принципиальные различия между ними. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R.

    Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно.

    На Уотсона оказала большое влияние концепция рефлекса, достигшая своего расцвета в работах Сеченова, Павлова, Шеррингтона, Бехтерева. Формирование человеческого поведения от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных речевых реакций взрослого Уотсон объяснял Павловскими условными рефлексами.

    Знание бихевиористической методологии важно для изучения проблем агрессии. В США большинство ученых, изучающих проблемы агрессии – бихевиористы. Агрессивность – приобретенная форма поведения, определяющаяся тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.

    Бихевиористы в целом придерживаются принципа: объект научного наблюдения – действие, а не действующий человек. Поэтому они не придают серьёзного значения открытиям З. Фрейда, что поведение человека могут определять сила бессознательного. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от действующей личности.

    Появление бихевиоризма привело психологию к развитию дальнейших взглядов на организацию психики. Бихевиористы обогатили науку объективными методами и фактами. В 30-е годы XX столетия стало ясно, что невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношений человека с ней. Идеи бихевиоризма потерпели крах, так как оказалось, что психические явления и поведение не определяются только физиологическими процессами.

    Необихевиоризм. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предлагали ввести в рассуждения ещё одну инстанцию, обозначаемую понятием «промежуточной переменной». Это ответ организма, который не является в строгом смысле реакцией, так как его нельзя конкретно зафиксировать, но он определяет собственно реакцию. Эта промежуточная переменная – опыт человека.

    S – O → R

    Необихевиористы стали обсуждать проблемы цели, образа. Последователи бихевиоризма:

    • Э. Толмен (предложил промежуточную переменную), экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, быстрее учатся проходить по нему, чем те, у которых не было опыта. Этот опыт он назвал «когнитивными картами».
    • Б. Скиннер. Предположил, что поведение может не определяться стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободу поведения, но в рамках его подхода и обсуждается программа саморегулирования человека. Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия определяют поведение субъекта.

    Pavlov’s Dogs Study and Pavlovian Conditioning Explained

    By

    Saul Mcleod, PhD

    Updated on

    Updated on

    Saul Маклеод, доктор философии

    Педагог, исследователь

    Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Университет Манчестера

    Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. .


    Узнайте о нашем редакционном процессе

    , рассмотрено

    Olivia Guy-Evans

    Olivia Guy-Evans

    Ассоциированный редактор для простого психологии

    BSC (Hons), Psychology, Psychology

    Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


    Узнайте о нашем редакционном процессе

     

    Как и многие великие научные достижения, павловское обусловливание (также известное как классическое обусловливание) было открыто случайно. Иван Петрович Павлов (1849–1936) был физиологом, а не психологом.

    В 1890-х годах Павлов исследовал слюноотделение у собак в ответ на кормление. Он вставил маленькую пробирку в щеку каждой собаки, чтобы измерить слюну, когда собак кормили (порошком из мяса).

    Павлов предсказал, что у собак будет выделяться слюна в ответ на еду, поставленную перед ними, но он заметил, что у его собак будет выделяться слюна всякий раз, когда они слышат шаги его помощника, который приносит им еду.

    Когда Павлов обнаружил, что любой объект или событие, которое собаки научились ассоциировать с едой (например, лаборант), вызывает такую ​​же реакцию, он понял, что сделал важное научное открытие.

    Соответственно, он посвятил остаток своей карьеры изучению этого типа обучения.

    Павловское обучение

    Павлов (1902) исходил из того, что есть некоторые вещи, которым собаке не нужно учиться. Например, собаки не учатся выделять слюну всякий раз, когда видят еду. Этот рефлекс «зашит» в собаку.

    С точки зрения бихевиористов, пища является безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным ответом. (т. е. связь стимул-реакция, не требующая обучения).

    Безусловный стимул (пища) > безусловная реакция (слюна)

    В своем эксперименте Павлов использовал метроном в качестве нейтрального стимула. Метроном сам по себе не вызывал у собак никакой реакции.

    Нейтральный стимул (метроном) > Нет условной реакции

    Затем Павлов приступил к процедуре кондиционирования, при которой тикающий метроном был введен непосредственно перед тем, как он дал еду своим собакам. После ряда повторений (испытаний) этой процедуры он представил метроном сам по себе.

    Как и следовало ожидать, звук метронома сам по себе теперь вызывал увеличение слюноотделения.

    Условный стимул (метроном) > условный ответ (слюноотделение)

    Таким образом, собака усвоила связь между метрономом и едой и научилась новому поведению.

    Поскольку эта реакция была усвоена (или обусловлена), она называется условной реакцией (также известной как павловская реакция). Нейтральный раздражитель стал условным раздражителем.

    Павлов обнаружил, что для возникновения ассоциации два стимула должны быть предъявлены близко друг к другу во времени (например, звонок).

    Он назвал это законом временной смежности. Если время между условным раздражителем (звонок) и безусловным раздражителем (еда) слишком велико, то научение не происходит.

    Павлов и его исследования классической обусловленности стали известны с момента его ранней работы между 1890-1930 годами. Классическое обусловливание является «классическим» в том смысле, что это первое систематическое исследование основных законов обучения/обусловливания.

    Резюме

    Подводя итог, можно сказать, что классическое обусловливание (позже разработанное Уотсоном, 1913 г.) включает в себя обучение связывать безусловный раздражитель, который уже вызывает определенную реакцию (т. е. рефлекс), с новым (условным) раздражителем, так что новый стимул вызывает одинаковую реакцию.

    Павлов придумал несколько недружественных технических терминов для описания этого процесса. Безусловный раздражитель (или UCS) — это объект или событие, которое изначально вызывает рефлекторную/естественную реакцию.

    Реакция на это называется безусловной реакцией (или UCR). Нейтральный стимул (НС) — это новый стимул, не вызывающий реакции.

    Как только нейтральный раздражитель ассоциируется с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем (УС). Условная реакция (УР) – это реакция на условный раздражитель.

    Краткое изложение эксперимента

    Классическое обусловливание — это обучение через ассоциации, впервые продемонстрированное Иваном Павловым.

    Павлов показал, что собак можно заставить выделять слюну при звуке колокольчика, если этот звук повторяется одновременно с кормлением.

    Сначала собакам дали корм, у них шла слюна. Пища была безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным (врожденным) ответом.

    Затем Павлов звонил в колокольчик (нейтральный раздражитель) перед тем, как дать еду.

    После нескольких пар у собак выделялось слюноотделение, когда они слышали звонок, даже если им не давали еды. Звонок стал условным раздражителем, а слюноотделение стало условной реакцией.

    Собаки научились ассоциировать звонок с едой, и звук звонка вызывал слюноотделение.

    Павлов показал, что классическое обусловливание ведет к обучению через ассоциации. Уотсон и Рейнер показали, что фобиям можно научиться с помощью классического обусловливания в эксперименте «маленький Альберт».

    Ссылки

    Павлов И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин.

    Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.

    Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Переведено и отредактировано Анрепом Г.В. (Oxford University Press, Лондон, 1927).

    Павлов, И. П. (1955). Избранные произведения . Москва: Изд-во иностранных языков.

    Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологический обзор, 20 , 158-177.

    Дополнительная литература

    • Логан, Калифорния (2002). Когда научное знание становится научным открытием: Исчезновение классической обусловленности до Павлова. Журнал истории поведенческих наук, 38 (4), 393-403.
    • Обучение и поведение PowerPoint

     

    Определение и значение бихевиоризма — Merriam-Webster

    бэ·​хав·иор·​изм bi-ˈhā-vyə-ˌri-zəm

    bē-

    : школа психологии, рассматривающая объективные данные о поведении (такие как измеренные реакции на стимулы) как единственную цель своих исследований и единственную основу своей теории без ссылки на сознательный опыт

    сравните самоанализ

    бихевиористский

    bi-ˌhā-vyə-ˈri-stik 

    bē-

    прилагательное

    Примеры предложений

    Недавние примеры в Интернете В психологии их было и остается множество: бихевиоризм , когнитивизм, фрейдизм, социальный конструктивизм и многие другие. — Нейроскептик, Discover Magazine , 19 апреля 2015 г. Программы «Сотрудник месяца» обычно приписывают психологу Б. Ф. Скиннеру и его концепции бихевиоризм . — Эмили Ле Бо Луккези, Discover Magazine , 13 февраля 2022 г. Выходя за рамки бихевиоризма , решение Шервин-Уильямс выбрать этот оттенок румянца особенно актуально для нашего текущего момента. — Рэйчел Сильва, ELLE Decor , 20 сентября 2022 г. Он основан на теориях бихевиоризма и оперантного обусловливания и известен многими в медицинском и профессиональном сообществе как золотой стандарт. — Ариана Церниус, 9 лет.0133 Фортуна , 13 мая 2022 г. Ментальные образы как тема исследования считались табу во второй половине 20-го века из-за бихевиоризма , отвергавшего самоанализ как способ понимания поведения. — Наянтара Датта, , время , 8 марта 2022 г. Концепция бихевиоризма сохраняется в традиционной системе оценивания; все, что делают ученики, вознаграждается или наказывается баллами. — Лаура Ньюберри, 9 лет.0133 Los Angeles Times , 8 ноября 2021 г. В отличие от бихевиоризма , утверждающего, что поведение животных можно объяснить с точки зрения стимулов, поощрений и наказаний, этология постулирует, что животные обладают врожденным интеллектом, а не просто запрограммированы. — Лорен Маркхэм, Harper’s Magazine , 16 марта 2021 г. Babbel — интересная платформа для изучения языков, сочетающая в себе коммуникативную дидактику, когнитивизм, бихевиоризм и конструктивизм в его уроках для более быстрого обучения, которое останется с вами. — Дэйв Джонсон, Forbes , 3 марта 2021 г. Узнать больше

    Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «бихевиоризм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

    История слов

    Первое известное использование

    1913, в значении, определенном выше

    Путешественник во времени

    Первое известное использование бихевиоризма было в 1913 году

    Посмотреть другие слова того же года

    Словарные статьи рядом с

    бихевиоризм

    расстройство поведения

    бихевиоризм

    бихевиорист

    Посмотреть другие записи поблизости

    Процитировать эту запись «Бихевиоризм.