Бихевиоризм это наука о: 23) Бихевиоризм как наука о поведении.

23) Бихевиоризм как наука о поведении.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Методы: Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Развитие: Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология (наука, изучающая познавательные процессы человеческого сознания), поведенческая терапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия.

Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

Уотсон: поведение – это система реакция. ( Реакция – новое понятие, введенное бихевиоризмом).

24) Типы реакций по Уотсону:

1) врожденные – поведенческие акты, наблюдаемые у новорожденных детей: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и т.д.

2) приобретенные

Врожденные р-ции Уотсон описал без труда, т.к. достаточно понаблюдать за поведением новорожденных. Описание законов приобретением врожденных реакций шло труднее. Он обратился к работам Павлова и Бехтерева, где описаны механизмы возникновения условных рефлексов. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов как естественнонаучную базу своей теории: все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

25) Инструментальное или оперантное обусловливание в бихевеоризме.

Другое достижение бихевиоризма – изучение особого типа условных реакций – инструментальных или определенных. Инструментальное или оперантное обусловливание – если подкреплять действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.

Бихевиористы: классическое (т.е. павловское) и оперантное обусловливание – универсальный механизм научения, общий для животного и человека. Процесс научения, представлялся как автоматический, не требующий активности человека. Достаточно использовать 1 подкрепление, что бы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний человека.

С помощью S и подкрепления можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им. Поведение жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Таким образом, игнорировалось существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла. Позже это поняли и бихевиористы. С конца 60-ы гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, вернулись к изучению сознания – высшей формы психического отражения объективной действительности.

Бихевиоризм как наука о поведении

              Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

              В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S-I-R.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Б. Ф. СКИННЕРА

 

              Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

              Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

              Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения. Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают некоторые из основных положений научающе-бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей.

              «Бихевиоризм — это средство, дающее возможным применить экспериментальный подход к изучению человеческого поведения… Многие аспекты теории бихевиоризма, вероятно, требуют дальнейшего исследования, но сомневаться в правильности данной теории не стоит. Я абсолютно уверен, что в конце концов она восторжествует» (Скиннер). Скиннер говорил о себе: «Я задавал больше вопросов самому организму, а не тем, кто изучал организм». Результатом такого подхода было то, что Скиннер делал упор на тщательные лабораторные эксперименты и сбор подлежащих измерению данных о поведении. Если брать в расчет богатство человеческой личности, то такой подход может показаться чересчур ограниченным; и все же он является тем самым фундаментом, на котором прочно покоятся все теории Скиннера.

              Мысль о том, что изучение животных может пролить свет на человеческое поведение, была косвенным результатом исследований Дарвина и последующего развития эволюционной теории. Многие психологи, включая Скиннера, предполагали, что люди по своей сути не отличаются от животных. Несмотря на то, что такой взгляд воспринимается как крайность и находит среди ученых все меньшую поддержку, именно его взял Скиннер за основу своих исследований. Первые работы по изучению поведения животных были направлены на выяснение их мыслительных способностей. В сущности, это были попытки возвести животных в статус думающих созданий. Идея о том, что животные обладают индивидуальностью, всегда присутствовала в любом фольклоре.

              Бихевиористы утверждают, что мы гораздо больше похожи на животных, чем нам бы того хотелось и чем мы готовы признавать. Исследования двух известных психологов, Ллойда Моргана и Эдуарда Торндайка, не подтвердили, однако, наличие у животных высших мыслительных процессов. Морган предложил критерий экономности, гласящий, что при существовании двух объяснений, ученому всегда следует выбрать более простое. Исследования Торндайка показали, что, «хотя животные, вероятно, и обладают мышлением, все же их поведение можно объяснить просто как результат непознавательных процессов» (Скиннер, 1964). Следовательно, акценты смещаются. Кроме того, исследователи стали говорить о том, что поведение человека можно истолковывать с точки зрения критерия экономности, игнорируя такое мало поддающееся объяснению явление, как сознание.

              Как радикальный бихевиорист, Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

«В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций… [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом».

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека — только терять время.

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явления. Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины. Хотя он и не был первым психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения (Уотсон пропагандировал отказ от менталистических концепций в 20-е годы), его формулировка отличалась тем, что он доводил идею до ее логического конца. По Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах; то есть имеет ту же цель — предсказать и проконтролировать изучаемое явление (открытое поведение в данном случае).

Далее Скиннер утверждал, что так как наука развивается от простого к сложному, логично изучить существа, находящиеся на более низкой ступени развития, прежде чем изучать самого человека — это позволит психологу легче раскрывать основные процессы и принципы поведения. Еще одним преимуществом является то, что в этом случае исследователь сможет осуществлять более точный контроль над параметрами окружения, в котором находится животное, и собирать данные в течение более длительного периода времени. Конечно, проблема в том, сколько данных, полученных при изучении одного вида (например, крыс), действительно применимо к другим видам (например, к человеку). Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по программированию является прямым результатом работы Скиннера с животными в лаборатории.

От других исследователей Скиннера также отличало и то, что он придавал особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их изучение необходимо, так как все организмы развиваются по одним и тем же законам. Таким образом, поведение отдельных крыс, голубей или людей может быть различным, а основные принципы поведения не меняются. Скиннер полагал, что, изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.

Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует традиционных статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то, говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно подытожить его заявлением, в котором он цитирует Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности».

Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Практической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким образом, психологи могут работать в рамках естественной науки и, тем не менее, открывать законы, относящиеся к поведению отдельных организмов.

 

Респондентное и оперантное поведение

 

Выявление тех факторов, которые меняют поведение или оставляют его неизменным, — один из основных вкладов, сделанных Скиннером в развитие бихевиоризма. «В науке нет места понятию личности как первоосновы или инициатора действия» (Скиннер).

При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Организм автоматически реагирует на определенные возбудители. Колено судорожно дергается, когда бьют по коленному сухожилию; при повышении внешней температуры тело начинает потеть; зрачок сужается при ярком свете. Точно так же, как и у собаки Павлова, наше слюноотделение может быть вызвано входом в ресторан или звуком обеденного гонга. В каждом из этих примеров взаимоотношение между стимулом и реакцией невольное и спонтанное, это происходит всегда. Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Респондентное поведение может быть достаточно просто изучено и продемонстрировано. Рекламодатели, связывающие привлекательного человека на экране или на плакате с определенным товаром, пытаются всего-навсего сформировать у зрителя ассоциацию и вызвать четко запланированную реакцию. Они рассчитывают, что в результате подобного сопоставления потребители будут позитивнее реагировать на этот товар.

Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского, или классического обусловливания. Он также называл его обусловливание типа С, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени — это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его. Подобным же образом, если вы паркуете свою машину в том месте, где есть надпись «Только для президента» и в результате на ветровом стекле машины находите штрафной талон, вы, несомненно, скоро прекратите парковаться там.

Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скиннер придумал на первый взгляд простую процедуру, названную свободным оперантным методом. Полуголодную крысу поместили в пустую «свободно-оперантную камеру» (известную как «ящик Скиннера»), где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой ситуации. Это делается при помощи метода, называющегося научение через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации. В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.

Бихевиоризм — Лаборатория решений

Бихевиоризм

Теория и практика

TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Неудивительно, что когда у вас в руках миска с собачьим кормом, ваша собака становится лучшей выставочной собакой на земле, с легкостью выполняя все трюки, которым она научилась. Иногда вы можете даже обнаружить, что ваша собака просматривает список трюков, прежде чем вы скажете ей, какой из них делать. Однако, когда у вас в руках нет собачьего корма, ваша собака, скорее всего, совершенно не заинтересована в выступлении. Такое поведение можно объяснить бихевиоризмом, иногда называемым поведенческой психологией.

Бихевиоризм — теория обучения; он основан на идее, что наше поведение усваивается в результате взаимодействия с внешней средой. Взаимодействие с нашей внешней средой может включать взаимодействие с определенным человеком, определенным объектом или с определенным окружением.

Нашему поведению обучаются в процессе, называемом обусловливанием. Кондиционирование — это процесс обучения, который может привести к привычкам и является результатом нашего обучения реагировать определенным образом в различных ситуациях. 1  Бихевиоризм представляет два основных типа обусловливания:

  • Классическое обусловливание: когда собака учится волноваться, когда мы идем к мешку с собачьим кормом, потому что собака усвоила, что это будет означать, что она будет есть сразу.
  • Оперантное обусловливание: когда дрессировщик успешно обучает собаку сидеть по команде с помощью стимулов , таких как угощение каждый раз, когда они делают это правильно.

Убежденные сторонники бихевиоризма утверждают, что при правильной подготовке любой человек может быть обучен выполнять любую задачу в пределах своих возможностей, независимо от его личности. 1

Наказанный человек не просто менее склонен тем самым вести себя определенным образом; в лучшем случае он учится избегать наказания.


– Берхус Фредерик Скиннер в своей книге Beyond Freedom and Dignity

В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Бихевиоризм: Теория и школа мысли в психологии, которая утверждает, что все типы человеческого поведения можно изучить с помощью двух ключевых типов обусловливания: классического обусловливания и оперантного обусловливания. Термины бихевиоризм и поведенческая перспектива также могут использоваться взаимозаменяемо.

Стимул:  Все, что происходит в окружающей среде и вызывает реакцию у человека.

Классическое обусловливание:  Техника обучения, которая бессознательно сочетает определенное действие или стимул с результирующей автоматической поведенческой реакцией. Когда действие или стимул повторяется, автоматическая поведенческая реакция в конечном итоге становится связанной с действием. 1

Оперантное обусловливание:  Техника обучения, в которой используются положительные и отрицательные подкрепления в виде поощрений или наказаний, чтобы побудить человека начать или прекратить определенное поведение. Иногда его называют инструментальным обусловливанием. 1

Позитивное подкрепление:  Последствие, направленное на укрепление или поощрение определенного поведения, например вознаграждение за хорошее выполнение какого-либо действия.

История

Первые работы по бихевиоризму восходят к 1897 году, когда Иван Павлов, русский физиолог, проводил эксперименты по пищеварению собак. Знаменитые теперь эксперименты Павлова привели его к открытию того, что мы называем классической обусловленностью. 2  Все началось с того, что Павлов заметил, что у собак начинает выделяться слюна, когда им дают еду. При подаче еды лаборант также звонил в колокольчик. Со временем колокольчик стал ассоциироваться у собак с едой. В конце концов, собаки связали вид белого халата лаборанта с едой, что вызвало реакцию слюноотделения у собак еще до того, как еда была представлена. 1,3,4

Бихевиоризм не был официально представлен до 1913 года, когда американский психолог Джон Б. Уотсон представил свою публикацию  Психология с точки зрения бихевиориста . В этой статье Уотсон упомянул, что, если бы он предоставил ребенку собственную среду, в которой он мог бы расти, он смог бы научить его стать специалистом в любой профессии. Уотсон утверждал, что это может включать юриспруденцию, медицину, искусство или даже воровство. 1

Формальный вклад Уотсона был настолько влиятельным, что в последующие сорок лет бихевиоризм стал доминирующей школой мысли в психологии. Его популярность также отражала стремление укрепить психологию как измеримую науку, которую смог обеспечить фокус бихевиоризма на наблюдаемом поведении. 1

Оперантное обусловливание было введено американским психологом Беррусом Фредериком Скиннером в книге 1938 года  Поведение организмов . Скиннер вывел свою теорию, изучая крыс. Он установил коробку с рычагом, при нажатии на который шарик с едой сбрасывался на поднос. Скиннер поместил крысу в коробку и заметил, что сначала она будет бродить вокруг, прежде чем случайно нажать на перекладину. После того, как первая пищевая гранула была выпущена, Скиннер заметил, что скорость нажатия крысой на перекладину резко возросла. Исследование эксперимента Скиннера в конечном итоге привело к открытию принципа подкрепления 9. 0022 2  термин, используемый в оперантном обусловливании для описания действия, которое увеличивает вероятность определенного поведения. 2,5

К концу 1900-х годов когнитивная революция привела к снижению популярности бихевиоризма как основной школы мысли. Психологи начали обращаться к когнитивной науке для изучения человеческого поведения из-за того, что бихевиоризм не смог учесть важные психические процессы.6 Однако многие идеи бихевиоризма не были забыты и используются по сей день.

Люди

Иван Павлов

Русский физиолог, чье новаторское открытие классической обусловленности оказало влияние на формирование бихевиоризма. Классическое обусловливание, которое иногда называют павловским, было открыто случайно, когда Павлов изучал слюноотделение у собак. Осознав значение своего открытия, связанного с обусловливанием, Павлов провел остаток своей карьеры, изучая этот тип обучения. 7

Джон Б. Уотсон

Американский психолог, прославившийся тем, что официально представил и популяризировал бихевиоризм. Его работа в этой области была новаторской и невероятно влиятельной, сделав бихевиоризм основной школой психологии в середине 1900-х годов. Уотсон сжег значительное количество своих писем и бумаг, за исключением некоторых переизданий его академической работы, что затруднило понимание его прежних мыслей о бихевиоризме. 8

Берхус Фредерик Скиннер

Американский психолог и бихевиорист, которого обычно называют отцом оперантного обусловливания. Б. Ф. Скиннер представил эту теорию в своей книге 1938 года «Поведение организмов », которая оказала влияние на укрепление бихевиоризма как основной школы мысли в психологии. 9

Последствия

Становление бихевиоризма как господствующей школы психологии в 1950-х годах позволило исследователям сформулировать четкие прогнозы относительно человеческого поведения. Как измеримая область бихевиоризм позволил исследователям изучать наблюдаемое поведение научным путем. Благодаря этому бихевиоризм внес значительный вклад, предоставив понимание развития языка, человеческого обучения, а также морального и гендерного развития, и все это можно объяснить обусловленностью. 1

В области образования бихевиоризм и обусловливание помогли учителям лучше понять, как стимулировать обучение учащихся. Школьная система, которая вознаграждает детей за учебу, успешное выполнение тестов и приобретение новых навыков, в основном основана на бихевиоризме. Учителя используют обусловливание и повторение наблюдаемого поведения в дополнение к положительному подкреплению, чтобы помочь ученику создать ассоциацию, что определенное поведение желательно. 10  Например, учитель может хвалить и вежливо благодарить учащихся, которые поднимают руки, побуждая учащихся к такому поведению.

Споры

Критики бихевиоризма утверждают, что его одномерный подход к пониманию человеческого поведения игнорирует наши внутренние влияния. Эти внутренние влияния не обязательно поддаются наблюдению и могут включать в себя наши чувства, мысли, желания, мотивы, настроения и ожидания. 11  Зигмунд Фрейд и Карл Роджерс были всего лишь двумя известными психологами, которые открыто высказывали опасения по поводу ограниченности и негибкости бихевиоризма, возникающих из-за того, что он отвергает роль, которую личность может играть в их поведении. 12

Некоторые утверждают, что доказательства бихевиоризма у людей ошибочны; ранние доказательства в поддержку бихевиоризма были получены в исследованиях с участием животных. Применение этих результатов к людям упускает из виду сложность человеческого поведения, поскольку люди и животные различаются физиологически и когнитивно. Критики, придерживающиеся этой точки зрения, предполагают, что у людей есть важные социальные нормы и мораль, которые заставляют нас по-разному взаимодействовать с окружающей средой, заставляя нас вести себя по-разному с животными.

Карл Роджерс, сторонник гуманистической психологии (предполагающей, что у людей есть свобода воли), отверг представление о том, что людей и животных можно сравнивать. Роджерс считал, что люди уникальны и могут принимать собственные решения, которые нельзя сравнивать с решениями животных. Принципы бихевиоризма могут быть более подходящими для животных, чем для людей. 3

Пример из практики

Поведенческая терапия

Аспекты бихевиоризма до сих пор применяются в поведенческой терапии. Два распространенных типа поведенческой терапии включают прикладной анализ поведения (ABA) и когнитивно-поведенческую терапию (CBT). 13

АВА использует преимущества оперантного обусловливания, используя его для изменения проблемного поведения или поощрения предпочтительного.13 КПТ в общих чертах основана на принципах бихевиоризма, поскольку она также учитывает важный когнитивный элемент человека. Терапевты, использующие КПТ, сосредоточатся на мыслях, стоящих за поведением человека. Многие считают когнитивно-поведенческую терапию золотым стандартом в лечении таких расстройств, как тревога, гнев, злоупотребление психоактивными веществами и предотвращение рецидивов. 14

Однако поведенческой терапии не всегда достаточно при сложных психических расстройствах. Поведенческая терапия может помочь справиться с некоторыми аспектами сложных состояний, таких как тяжелая депрессия, однако ее нельзя использовать отдельно. 15  Как и недостатки бихевиоризма, поведенческая терапия упускает из виду более широкую картину, не обращая внимания на последствия, которые уникальные ситуации, межличностные отношения и ненаблюдаемое поведение могут оказывать на пациента. 15

Сопутствующий контент TDL

Фантомные гудки мобильного телефона: поведенческая перспектива:  Вы когда-нибудь были уверены, что чувствуете, как ваш телефон вибрирует в кармане, или слышите мелодию звонка? Но когда вы достаете телефон, вы понимаете, что до вас никто не пытался дозвониться? Нет, твой телефон не зависал. Это может быть признаком того, насколько вы привязаны к своему устройству. В этой статье исследуется, можно ли чрезмерное использование технологий считать зависимостью.

Почему мы работаем усерднее, когда нам обещают вознаграждение?:  Стимулы могут быть мощным инструментом, побуждающим людей к определенным действиям, но они также могут иметь неприятные последствия, приводя к снижению мотивации вместо ее повышения. В этой статье исследуется влияние стимулирования на наше поведение.

Положительное подкрепление:  В этой статье The Decision Lab исследуются последствия и противоречия в отношении положительного подкрепления, ключевого инструмента оперантного обусловливания, который оказывает значительное влияние на обучение человека.

Источники

  1. Черри, К. (20 февраля 2021 г.). История и ключевые концепции поведенческой психологии . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/behavioral-psychology-4157183#a-brief-history-of-behaviorism
  2. Краткая история бихевиоризма – Введение в психологию . (н.д.). Open Text WSU — Простое книгоиздание. https://opentext.wsu.edu/psych205/chapter/6-2-a-short-history-of-learning-and-behaviorism/
  3. Маклеод, С. (2020). Бихевиористский подход . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/behaviorism.html
  4. Ван Эльзаккер, М. Б., Кэтрин Дальгрен, М., Кэролайн Дэвис, Ф., Дюбуа, С., и Шин, Л. М. (2014). От Павлова до посттравматического стрессового расстройства: угасание условного страха у грызунов, людей и тревожные расстройства. Нейробиология обучения и памяти , 113 , 3–18. https://doi.org/10.1016/j. nlm.2013.11.014
  5. Шахан, Т.А. (2010). Условное подкрепление и сила реакции. Journal of the Experimental Analysis of Behavior , 93 (2), 269–289. https://doi.org/10.1901/jeab.2010.93-269
  6. Когнитивная наука (Стэнфордская философская энциклопедия) . (н.д.). Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/cognitive-science/
  7. Маклеод, С. (2018). Исследование собак Павлова и объяснение павловского кондиционирования . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/pavlov.html#:~:text=Like%20many%20great%20scientific%20advances,classical%20conditioning)%20was%20discovered%20случайно.&text=во время%20the%201890s%2C %20Российский%20физиолог,в%20ответах%20на%20быть%20кормили
  8. Бернем, Дж. К. (1994). Джон Б. Уотсон: интервьюируемый, профессиональный деятель, символ. В JT Todd & EK Morris (Eds.), Современные взгляды на Джона Б. Уотсона и классический бихевиоризм  (стр. 65–73). Гринвуд Пресс / Издательская группа Гринвуд.
  9. Черри, К. (2020, 25 июля). Что такое подкрепление и как оно используется в психологии?  Хорошо, разум. https://www.verywellmind.com/what-is-reinforcement-2795414#:~:text=Reinforcement%20is%20a%20term%20используется,увеличивает%20или%20сила, затем%20%20ответ
  10. Бизли, Н. (2021, 21 июля). Что такое поведенческая психология? Определение и приложения . ЛучшеПомощь. https://www.betterhelp.com/advice/psychologist/what-is-behavioral-psychology-definition-and-applications/
  11. Мур, Дж. (2013). Методологический бихевиоризм с позиций радикального бихевиоризма. Поведенческий аналитик 36 (2), 197–208. https://doi.org/10.1007/bf03392306
  12. Bower, GH (2008). Эволюция когнитивного психолога: путь от простого поведения к сложным умственным действиям. Annual Review of Psychology 59 (1), 1–27. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093722
  13. Черри, К. (без даты). Как работает поведенческая терапия . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-behavioral-therapy-2795998
  14. Тома Н., Пилеки Б. и Маккей Д. (2015). Современная когнитивно-поведенческая терапия: обзор теории, истории и доказательств. Психодинамическая психиатрия , 43 (3), 423-461. https://doi.org/10.1521/pdps.2015.43.3.423
  15. Spiegler, MD (2016). Современная поведенческая терапия  (6-е изд.). Cengage Learning.

Становится ли бихевиоризм псевдонаукой?: Власть против научной рациональности в затмении символических экономик с помощью биологической психиатрии при лечении шизофрении

Становится ли бихевиоризм псевдонаукой? Экономика биологической психиатрии при лечении шизофрении

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Джером С. Уэйкфилд 1  

Поведение и социальные проблемы том 15 , страницы 202–221 (2006 г.)Процитировать эту статью

  • 402 доступа

  • 8 цитирований

  • Сведения о показателях

Аннотация

Вятт, Мидкифф и Вонг утверждают, что сила биологической психиатрии, а не ее научные достоинства, объясняют закат символической экономики биологическими методами лечения шизофрении. Однако эта критика биологической психиатрии, хотя и верна отчасти, игнорирует компенсирующие сильные стороны и достижения, а также правдоподобные аргументы в пользу того, что шизофрения является частично биологической; поведенческая теория не предлагает убедительного альтернативного объяснения этиологии. Более того, исследования экономики токенов не смогли установить обобщаемость изменений в пост-вардных средах. Даже у Пола и Ленца (1977) окончательное исследование лечения шизофрении экономикой токенов не смогло показать генерализации изменений в общественной жизни и фактически из-за непреднамеренного «естественного эксперимента» выявило нестабильность поведенческих изменений даже после многих лет лечения. Чтобы сохранить свою систему взглядов, бихевиористы рискуют превратить бихевиоризм в лженауку, защищаемую специальными гипотезами.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Эйллон Т. и Хотон Э. (1964). Модификация симптоматического вербального поведения психических больных. Поведенческие исследования и терапия, 2, 87–97. https://doi.org/10.1016/0005-7967(64) -4

    Статья Google Scholar

  • Эйллон Т. и Азрин Н. Х. (1968). Экономика жетонов: мотивационная система для терапии и реабилитации. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

    Google Scholar

  • Бейкер Р., Холл Дж. Н., Хатчинсон К., Бридж Г. (1977). Изменения симптомов у пациентов с хронической шизофренией на символической экономике: контролируемый эксперимент. Британский журнал психиатрии, 131, 381–393. https://doi.org/10.1192/bjp.131.4.381

    Статья Google Scholar

  • Дикерсон, Ф. Б., Тенхула, В. Н., и Грин-Паден, Л. Д. (2005). Исследования шизофрении, 75, 405–416. https://doi.org/10.1016/j.schres.2004.08.026

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Глинн, С. М. (1990). Подходы к экономике токенов для психиатрических пациентов: прогресс и подводные камни за 25 лет. Модификация поведения, 14, 383–407. 10.1177/01454455

    4002

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Глинн, С. М., Мардер, С. Р., Либерман, Р. П., Блэр, К., Виршинг, К. В., Виршинг, Д. А., Росс, Д., и Минц, Дж. (2002). Дополнение обучения навыкам в клинике сеансами поддержки сообщества на основе рук: влияние на социальную адаптацию пациентов с шизофренией. Американский журнал психиатрии, 159, 829–837. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.159.5.829

    Статья пабмед Google Scholar

  • Каздин А.Е. (1982). Экономика токенов: десятилетие спустя. Журнал прикладного анализа поведения, 15, 431–445. https://doi.org/10.1901/jaba.1982.15-431

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Каздин А. Е. (1983). Неспособность людей реагировать на экономику токенов. В Э. Б. Фоа и П. Эммелькамп (ред.), Неудачи в поведенческой терапии (стр. 335–354). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Каздин А.Е. и Бутзин Р.Р. (1972). Экономика токенов: оценочный обзор. Журнал прикладного анализа поведения, 5, 343–372. https://doi.org/10.1901/jaba.1972.5-343

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Келлер, М. К., и Миллер, Г. (в печати). Разрешение парадокса распространенных, вредных, наследственных психических расстройств: какие эволюционные генетические модели работают лучше всего? Чтобы появиться в Behavioral and Brain Sciences.

  • Либерман, Р. П., Тейген, Дж., Паттерсон, Р., и Бейкер, В. (1973). Редукция бредовой речи у хронических параноидальных шизофреников. Журнал прикладного анализа поведения, 6, 57–64. https://doi.org/10.1901/jaba. 1973.6-57

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Либерман, Р. П. (1980). Обзор психологического лечения Пола и Ленца для журнала прикладного анализа поведения, 13, 367–371.

    ПабМед Google Scholar

  • Нельсон, Г.Л., и Коне, Д.Д. Многократный базовый анализ экономики в качестве символа для психиатрических стационарных пациентов. (1979). Журнал прикладного анализа поведения, 12, 255–271. https://doi.org/10.1901/jaba.1979.12-255

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Паттерсон Р.Л. и Тейген Дж.Р. (1973) Обусловливание и постбольничная генерализация небредовых реакций у хронических психотических пациентов. Журнал прикладного анализа поведения, 6, 65–70. https://doi.org/10.1901/jaba.1973.6-65

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Пол Г.

    Л. и Ленц Р.Дж. (1977). Психосоциальное лечение хронических психически больных: Mileu против программ социального обучения. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Стоукс, Т. Ф., и Баер, Д. М. (1977). Неявная технология обобщения. Журнал прикладного анализа поведения, 10, 349–367. https://doi.org/10.1901/jaba.1977.10-349

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Уэйкфилд, Дж. К. (1992). Концепция психического расстройства: на границе между биологическими фактами и социальными ценностями. Американский психолог, 47, 373–388. https://doi.org/10.1037/0003-066X.47.3.373

    Статья пабмед Google Scholar

  • Уэйкфилд, Дж. К. (1998). Теоретически нейтральная нозология DSM является научно прогрессивной: ответ Фоллетту и Хаутсу. Журнал консалтинга и клинической психологии, 66, 846–852. https://doi.org/10.1037/0022-006X.66.5.846

    Статья пабмед Google Scholar

  • Уэйкфилд, Дж. К. (1999a). Эволюционный и прототипный анализ концепции беспорядка. Журнал ненормальной психологии, 108, 374–399. https://doi.org/10.1037/0021-843X.108.3.374

    Артикул Google Scholar

  • Уэйкфилд, Дж. К. (1999b). Концепция психического расстройства как основа нейтральной нозологии теории DSM: ответ Фоллетту и Хаутсу, часть 2. Исследование поведения и терапия, 37, 1001–1027. https://doi.org/10.1016/S0005-7967(98)00193-4

    Статья Google Scholar

  • Wincze, J.P., Leitenberg, H. и Agras, H.S. (1972). Влияние символического подкрепления и обратной связи на бредовое вербальное поведение хронических параноидальных шизофреников. Журнал прикладного анализа поведения, 5, 247–262. https://doi.org/10.1901/jaba.1972. 5-247

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Уайлдер, Д. А., Масуда, А., О’Коннор, К., и Бахам, М. (2001). Краткий функциональный анализ и лечение причудливых вокализаций у взрослого больного шизофренией. Журнал прикладного анализа поведения, 34, 65–68. https://doi.org/10.1901/jaba.2001.34-65

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Винклер Р. К. (1970). Ведение хронических психиатрических больных с помощью символической системы подкрепления. Журнал прикладного анализа поведения, 3, 47–55. https://doi.org/10.1901/jaba.1970.3-47

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Вонг, С. Э., Терранова, М. Д., Боуэн, Л., Сарате, Роберто, Массель, Х. К., и Либерман, Р. П. (1987). Обеспечение самостоятельной рекреационной деятельности для уменьшения стереотипных вокализаций у больных хронической шизофренией.