Бихевиоризм как направление в психологии: 7 главных принципов, плюсы и минусы
Бихевиорализм | Понятия и категории
БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в., игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 15.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии конца 19 — 20 веков, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных.
Tags:
Философия
БИХЕВИОРИЗМ. Одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX – начала XX века, наука о поведении.
Tags:
Психология
Идеология
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, амер. behavior — поведение) — ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли 20 века, изучающее поведение в различных его аспектах. Изначально бихевиоризм отвергал психофизиологический параллелизм в изучении высшей нервной деятельности животных, а также человека. Опираясь на экспериментальные труды Э. Торндайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и другие, посвященные выработке условных рефлексов, основатель этого течения Дж. Б.
Tags:
Психология
ЗАКОНЫ БИХЕВИОРИЗМА — теоретические основы бихевиоризма, сформулированные в начале XX века Э. Торндайком. Важнейшие из них — закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др.; закон упражнения: при прочих равных условиях реакция на ситуацию пропорционально связана с частотой повторения воздействия данного стимула на организм и его силой; закон готовности: упражнения (повторяющиеся целенаправленные действия) изменяют готовность организма к проведению обеспечивающих их нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызвать данную реакцию…
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихеворизм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы. Бихевиоризм существует поныне, хотя сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией находится на втором плане.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками возникновения бихевиоризма явились: требования практики, которым не могла удовлетворить господствующая тогда интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских учёных (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (BEHAVIORISME). От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм — второе название поведенческой психологии (Поведение).
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 66.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour — поведение) — одно из распространенных в современной западной психологии направлений. Философская основа бихевиоризма — прагматизм и позитивизм. Бихевиоризм основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878—1958) (Чикагский университет). Экспериментальной основой бихевиоризма у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндайком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Лешли (1890—1958), А. Вейс (1879—1931) и др. Бихевиоризм продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей которого считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Все познание бихевиоризм сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необйхевиористических теорий. Их основными представителями являются К. Халл (1884—1952), Э. Толмен (1886—1959), Э. Газри (1886—1959) и Б. Скиннер (р. 1904). Необихевиористы, за исключением Толмена, заимствовав из учения И. П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, заменили материалистические основы павловского учения операционализмом и логическим позитивизмом. Современный бихевиоризм видоизменил формулу «стимул — реакция», включив между двумя ее членами т.
наз. «промежуточные переменные» (навык, потенциал возбуждения и торможения, потребность и т. п.). Однако это не меняет механистической сути бихевиоризма. Критика бихевиоризма содержится в статье Павлова «Ответ физиолога психологам» (1932).Tags:
Психология
БИХЕВИОРАЛИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — позитивистский подход к изучению политики и международных отношений, представляющий собой попытку применения методов естественных наук и психологии к политическому анализу. Б. в течение нескольких десятилетий после второй мировой войны был господствующей теорией в американской политологии, возникшей под влиянием социологии политики. Б. основное внимание уделяет изучению политического поведения личности (мотивов голосования, электорального поведения и пр.).
Tags:
Политика
2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
Дж. Уотсон – основоположник.
Предмет психологии не психика, а поведение.
При этом поведение – это совокупность из внешненаблюдаемых, эффекторных, преимущественно двигательных реакций.Сознание и психика – фиктивные понятия.
1. В возникновении бихевиоризма значительную роль сыграли изменения в сравнительной психологии (возникло стремление изучать поведение животных в естественных или искусственно созданных ситуациях).
2. Работы Торндайка (эксперименты с кошками). Интеллект животных – закрепление того движения, которое приводило к освобождению. Новая для кошки ситуация. Интеллект животных – нецеленаправленные импульсивные пробы и ошибки. Все поведение формируется по типу проб и ошибок, они приводят к определенным действиям, которые закрепляются при повторении и в поведении животного формируется навык.
Полученные закономерности приобретения индивидуального опыта на животных Торндайк переносит на процесс научения у человека и определяет поведение (поведение – результат научения).
Законы научения:
1. Закон упражнения (чем больше)
2. Закон эффекта (роль награды и наказания)
3. Закон готовности – готовность физиологического субстрата к выполнению определенных действий.
Закон упражнения должен войти в закон эффекта.
Наказание – тормозит внешние действия, но не ведет к угасанию.
Частные правила научения:
1. Выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации обучения.
2. Более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались, нежели в обратном.
Вклад Торндайка: показал, что само поведение может стать объектом психологического исследования. Внес вклад в становление объективного метода изучения психики, сформулировал закон эффекта и тем самым первый поставил проблему мотивации поведения.
Метод проб и ошибок после работ Торндайка широко распространился в бихевиоризме.
Т.о. Торндайк подготовил в естественно-научном плане появление бихевиоризма, его работы соответствовали требованиям и идеям того времени (объектом исследования должны стать действия, поведение).
Дж. Уотсон
Предмет психологии: поведение живого существа, адаптирующееся к окружающей среде как физической, так и социальной.
Цель психологического исследования: открытие средства контролировать поведение и направлять его в нужную сторону.
Дать каждому психическому явлению определение в терминах поведения.
Две формы поведения: внешнее и внутреннее.
Основной единицей этих форм является связь: стимул – реакция.
Внутренние реакции более слабые, нельзя наблюдать из вне.
Функция мозга: переброс нервных импульсов с рецепторных на эффекторные пути.
Возражал против детерминации поведения внутренних состояний организма. Поведение зависит только от внешних стимулов. Внешние стимулы являются основным детерминирующим фаткором поведения.
Ставит в психологии проблему научения и рассматривает ее как приобретение индивидуального опыта в процессе жизни.
Опровергал понятия награды и наказания, т.к. они содержат апелляции к психическим явлениям.
Основным условием приобретения каких-либо форм поведения является частая слитность стимула и реакции.
На дальнейшее развитие бихевиоризма оказало влияние учение Павлова. Сложилось направление «Теория обуславливания» — Скиннер
(Халл, Спенс, Газри – теории разные, но одно объединяет: единицей поведения является условный рефлекс).
Скиннер: продолжает традиции классического бихевиоризма и создает теории оперантного поведения. Дополняет теорию бихевиоризма понятием подкрепления.
Любое поведение человека формируется в том случае, если вызываемые реакции подкрепляются.
Специальный аппарат «Ящик Скиннера» (проблемные ситуации). Законы формирования и функционирования поведения представляют собой законы двигательных условных рефлексов.
Двигательные рефлексы, которые осуществляют воздействие на окружающую среду, Скиннер называет оперантным поведением. К оперантной сфере относит все формы психической деятельности человека.
Оперантной он считает социальную деятельность людей, общение людей друг с другом, в результате которого изменение поведения одного человека становится подкреплением действий другого.
Скиннер, рассматривая психическую деятельность, попытался создать метод обучения и приобретения знаний «программированное обучение».
Бихевиоризм середины двадцатого века | в Главе 01: Психология и наука
Бихевиоризм середины двадцатого века
Поведенческие психологи в середине века (1930–1950-е годы) надеялись найти мощные законы, которые сделают для психологии то же, что E=MC 2 сделал для физики. Они надеялись, что психология сможет объяснить и контролировать любое человеческое поведение, как и обещал Уотсон.
Чтобы последовать примеру физики (и оставить позади проблемы интроспекции), бихевиористы считали очень важным изучать только измеримые вещи.
Бихевиористы полагали, что, подобно физикам, они найдут математические законы, которые можно проверить в лаборатории и которые имеют силу во внешнем мире. Критики говорили, что бихевиористы страдали от зависти к физике , что является шутливой отсылкой к теории Фрейда.
Каким образом поведенческие психологи пытались подражать физикам?
Я наблюдал, как эта строгость применялась в 1974 году на первом курсе магистратуры. Профессор попросил, чтобы студенты в классе обращались только к поведению: тому, что исследователь может измерить напрямую .
Это был (он указал) курс по поведению животных . В этом классе, говорим ли мы о животных или о людях, мы должны ссылаться только на поведение. Мы не должны использовать такие слова, как «разум», «думать», «чувствовать» или что-то еще, что не относится к наблюдаемому поведению .
Ученик в моем классе оговорился и сослался на крысу, «решившую» что-то сделать. Профессор перебил: «Крыса ЧТО?» Студент выглядел пораженным и перефразировал свое заявление. «Крыса приняла решение…», но ее снова прервал профессор, который крикнул: «ЧТО?»
Студент замолчал. Профессор снова объяснил: это был класс по поведенческому анализу поведения животных, поэтому мы должны говорить только о поведении, а не о мыслях, решениях или другой предполагаемой умственной деятельности. Он пытался заставить нас вести себя как традиционные поведенческие психологи, пока мы были в его классе.
Как некоторые профессора поощряли студентов вести себя как бихевиористы в классе?
Несколькими годами ранее Уотсон утверждал, что бихевиоризм предоставил инструменты, необходимые для формирования человеческого поведения в любом направлении (например, создание гениев или преступников из любого ребенка). К 19После 40 лет бихевиористы знали, что Уотсон слишком много наобещал.
Уотсон использовал законы обучения Павлова, называемые классическим обусловливанием см. (глава 05, часть первая), а также несколько других принципов, таких как обучение методом проб и ошибок. Казалось, этого недостаточно, чтобы объяснить все человеческое поведение.
К середине двадцатого века появилась еще одна система поведенческого анализа. Он обещал более мощные инструменты. Это был подход Б. Ф. Скиннера.
Бихевиористы 1950-х годов надеялись на 9 СкиннераТеория 0013 оперантного обусловливания выполнит обещания поведенческой психологии. Во второй половине 20-го века Б. Ф. Скиннер был наиболее цитируемым (ссылаемым) исследователем в психологической литературе. Мы обсудим его теорию в главе 5 части третьей.
Скиннер «разрекламировал» свою теорию так же, как Уотсон продвигал бихевиоризм, утверждая, что он может влиять на любое поведение. Например, Скиннер написал утопический роман Walden Two , опубликованный в 1948 году. Он был о воображаемом обществе, управляемом с использованием принципов оперантного обусловливания, подчеркивая подкрепление желаемого поведения.
К 1950-м годам почти все американские, британские и южноафриканские психологи-экспериментаторы были бихевиористами. В Америке Кларк Халл использовал бихевиоризм, чтобы попытаться объяснить поведение всех животных. Теория мотивации Халла обсуждается в начале главы 9 (Мотивация).
Халл установил стереотип психолога-экспериментатора как фигуру в лабораторном халате, бегущую крыс по лабиринту. Прошли десятилетия, были проведены тысячи экспериментов с использованием поведенческих принципов для изучения обучения животных и человека.
К 1970-м годам бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии более 50 лет. Стало ясно, что значительных успехов в понимании и формировании человеческого поведения, обещанных Уотсоном, Скиннером и Халлом, не происходит.
Это не значит, что поведенческая психология бесполезна. Отнюдь не. Методы, разработанные бихевиористами, остаются одними из самых полезных в психологии для изменения поведения как нелюдей, так и людей.
Например, если вы ведете собаку на урок послушания, почти все, что вы изучаете, является формой оперантного обусловливания, подход Скиннера. Этот набор методов стал широко известен как модификация поведения .
Поведенческие техники никогда не давали бихевиористам той предельной степени контроля над человеческим поведением, которую предсказывали Уотсон и Скиннер. Однако риторика некоторых бихевиористов продолжала носить хвастливый характер. Они провозгласили «силу» и «контроль», обеспечиваемые техниками кондиционирования.
Профессор Джеймс В. Макконнелл не возражал против раскрутки модификаций поведения. Я прошел его курс по модификации поведения в Мичиганском университете в 1919 году.71. Годом ранее МакКоннелл прославился статьей в Psychology Today под названием «Заключенным можно промыть мозги прямо сейчас!» (МакКоннелл, 1970).
Если люди действительно читали статью, они обнаруживали, что МакКоннелл предлагает что-то разумное: заключенные не должны просто храниться в тюрьмах. Их следует научить учиться и следовать правилам общества, используя положительное подкрепление.
В середине 1970-х была опробована версия этого подхода. Действие происходило в исправительном учреждении строгого режима в Мэриленде, учреждении Патаксент 9.0003
Тюрьма была разделена на четыре зоны (яруса), и заключенным давали больше привилегий, если они вели себя прилично. Это и было описанное Макконнеллом «промывание мозгов»: мягкое, но постоянное положительное подкрепление социально желательного поведения.
Как описано в главе 14, этот метод работал хорошо. Заключенные научились вести себя лучше, чтобы заработать дополнительные привилегии. Это исследование является одним из немногих успешных примеров реабилитации в тюрьмах в литературе.
Однако, следуя примеру известных бихевиористов, таких как Уотсон, Скиннер и Халл, Макконнелл преувеличил силу бихевиоризма. Он заставил методы звучать настолько мощно, что они стали зловещими, особенно с его заголовком «Заключенным теперь можно промыть мозги!»
Люди, далекие от психологии, начали верить в шумиху о силе бихевиоризма. Они испугались этого и начали смешивать поведенческое обусловливание со зловещими методами, такими как пытки.
Что стало происходить после 50 лет шумихи вокруг силы поведенческого обусловливания?
Однажды в 1971 году, примерно в то время, когда я проходил курс Макконнелла, я заметил несколько копий плаката, приклеенного степлером к доске объявлений в кампусе Мичиганского университета. Он объявлял о проведении форума по осуждению модификаций поведения в моем общежитии: Ист-Квад. Вот оно:
Я подумал: «Это интересно. Если я стану учителем, может быть, я когда-нибудь смогу использовать это, чтобы показать студентам, как люди неправильно понимают термин 9».0013 изменение поведения ».
Я знал, что на занятии профессора МакКоннела «Изменение поведения» он делал акцент только на положительном подкреплении и других щадящих методах оперантного обусловливания, а не на наказании или введении лекарств. , одиночное заключение с сенсорной депривацией и принудительное введение таких наркотиков, как ЛСД…»
Это было странно, но выявило возникающую проблему связей с общественностью для бихевиоризма. Термин 9Модификация поведения 0013 была испорчена крайними заявлениями о принудительном изменении поведения. Теперь люди считали изменение поведения эквивалентом пытки.
Мне стало интересно, насколько это было связано с саморекламой поведенческих психологов. Они так долго говорили о своей цели «контролировать человеческое поведение», что люди начали приравнивать модификацию поведения к любой технике , меняющей поведение, неважно, насколько радикально.
Какие термины используются сегодня вместо «модификации поведения»?
Позже я узнал, что МакКоннелл пытался выступить на этом форуме. Он намеревался исправить дезинформацию, но его закричали прежде, чем его услышали.
Другие психологи в других школах начали отказываться от термина «модификация поведения». В течение нескольких лет ученые-бихевиористы отказались от этого ярлыка в пользу альтернативной терминологии, такой как оперантное обусловливание и прикладной анализ поведения
———————
Ссылки:
МакКоннелл, СП (1970, апрель) Преступникам можно промыть мозги — сейчас. Psychology Today , стр. 14-16.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
Современный бихевиоризм | Поведенческий опрос
/ Крис Сойер, M.Ed., BCBA
Это будет более обширная статья, и в ней будут учтены некоторые из моих личных переживаний в области психологии на данный момент. Эта тема была вдохновлена несколькими сообщениями в Интернете и различными вопросами, которые стажеры и терапевты, которыми я руковожу, задавали мне, основываясь на их обучении на курсах психологии бакалавриата. Это сводится к следующему: «Разве бихевиоризм не устарел? Я думал, что он вымер в 50-х годах. Мы больше, чем машины стимул-реакция». Как вы, возможно, знаете, психология в целом пошла в другом направлении по сравнению с 1950-ми годами, и они абсолютно правы в том, что современный консенсус во всех областях выходит за рамки простых отношений подкрепления и наказания. [1,3,5]
Когнитивизм, например, родился как ответная реакция на такого рода упрощенные бихевиористские философии. С тех пор когнитивно-поведенческие теории терапии, представляющие собой комбинацию этих двух, пустили самые глубокие корни в предоставлении услуг по охране психического здоровья. Так это конец? Это степень? Не совсем. На мой взгляд, я считаю, что оба дальних конца спектра приведут к укоренившимся и нежизнеспособным теориям. Бихевиористы, которые придерживаются мировоззрения эпохи Торндайка, неизбежно упустят то полезное, что принесло последующие десятилетия, и, с той же стороны, строгие когнитивисты столкнутся с ужасными круговыми рассуждениями, ненужным дуализмом, гипотетическими конструкциями и объяснительными фикциями. Есть два очень веских случая пропуска леса за деревьями в обоих этих условиях. Один игнорирует слишком многое, другой рискует упустить из виду то, что есть, ища то, чего на самом деле может не быть. [1,5,6]
Давайте возьмем несколько слов из уст самого Б. Ф. Скиннера, одного из известных исследователей и писателей-бихевиористов:
«Когда человек подвергается мягкому наказанию при ходьбе по скользкой поверхности, он может ходить в манере мы описываем как осторожные. Тогда легко сказать, что он ходит с осторожностью или проявляет осторожность. В этом нет ничего плохого, пока мы не начнем говорить, что ходит осторожно из-за своей осторожности. … Чрезвычайная привлекательность внутренних причин и сопутствующее пренебрежение к истории окружающей среды и текущим условиям должны быть связаны не только с лингвистической практикой. Я предполагаю, что в нем есть привлекательность тайных, оккультных, отшельнических, магических тайн, которые занимали столь важное место в истории человеческой мысли. Это призыв явно необъяснимой силы в мире, который, кажется, лежит за пределами чувств и досягаемости разума» — Б. Ф. Скиннер (19).74). [2]
Беспокойство ясно, что может случиться, если мы попадемся в ловушку кругового рассуждения и изобретения несуществующих причин поведения и состояний человека на основе конструкций, которые могут не существовать. Особенно, если их определение достаточно циклично, чтобы «объяснить» себя. А как насчет существующих конструкций? Что можно сказать о биологических структурах мозга? Как насчет гормонов и нейротрансмиттеров? А как насчет достижений медицины, которые продемонстрировали ощутимую пользу для психического здоровья? Исследования прошли долгий путь, и, по моему мнению, вам будет трудно найти бихевиориста (методолога, радикального или любого другого), который бы полностью игнорировал эти достижения. [1,3,6]
В связи с этим самое время представить некоторые более современные концепции и теории поведенческой психологии, прикладного анализа поведения и экспериментального анализа поведения. Они ни в коем случае не являются исчерпывающими, а скорее представляют собой некоторые идеи о том, что такое бихевиоризм сегодня и какие концепции используются на практике и в полевых условиях, помимо стимульных отношений и игнорирования организма и сосредоточения внимания на поведении. Были достигнуты огромные успехи, многие из которых находятся за пределами поп-психологического освещения. Потребовались бы целые книги, чтобы описать каждое из этих понятий во всей их полноте, поэтому я приглашаю вас исследовать их дальше, чтобы вы остались довольны. Вот несколько моих любимых, которые могут ошеломить старых бихевиористов и шокировать новых когнитивистов.
Прикладной анализ поведения (ABA): Это строго поведенческий (наблюдаемый, измеримый) подход к лечению, но он выходит далеко за рамки голубей в коробках, клюющих рычаги. Этот подход показал большой эмпирический и клинический эффект у лиц с невербальной и умственной отсталостью, а также у детей с широким спектром нарушений обучения. Не говоря уже об эффективности в лечении тревожных расстройств и некоторых расстройств личности. Сосредоточив внимание на поведенческих темах, таких как подкрепление, формирование, побуждение и мотивация/установление операций, он действительно напоминает старые поведенческие подходы с должным учетом медицинских/физиологических процессов и достижений в области психического здоровья. [1]
Рекомендуемая литература:
- Купер, Дж. О., Херон, Т. Е., и Хьюард, У. Л. (1987). Прикладной анализ поведения. Колумбус: паб Merrill. Ко
- Журнал прикладного анализа поведения
Теория реляционных фреймов (RFT): Возможно, вы слышали о «Вербальном поведении» Б. Ф. Скиннера (теоретическая основа которого до сих пор используется в практике прикладного анализа поведения) и, возможно, о резком ответе Ноама Хомского. Теория реляционных фреймов была бихевиористским ответом на это десятилетия спустя. Там, где подход Скиннера, возможно, не удовлетворил взглядам Хомского на человеческую генеративность языка, RFT рассматривает его с другой точки зрения: вербальное поведение как особый тип оперантного поведения; производное реляционное реагирование. Она устраняет пробел в когнитивных аспектах исходной теории оперантного поведения языка и опирается на растущие эмпирические данные. [4]
Рекомендуемое чтение:
- Blackledge, J. T. (2003). «Введение в теорию реляционных фреймов: основы и приложения». Поведенческий аналитик сегодня.
- Хейс, Южная Каролина (2010). Теория реляционных фреймов: постскинеровский взгляд на человеческий язык и познание. Нью-Йорк: Kluwer Acad., Plenum Publ.
Управление организационным поведением (OBM): Это растущая область, в которой теория поведения распространяется на бизнес и более широкие молярные взгляды на поведение, а также мета-случайности в больших группах людей, работающих вместе. Он использует подход прикладного поведенческого анализа ко многим проблемам, с которыми сталкивается бизнес, и функциональные альтернативы успеху, основанные на наблюдаемых результатах. [7]
Рекомендуемая литература:
- Геллер, Э. С. (2003). Управление организационным поведением и промышленная/организационная психология. Журнал управления организационным поведением.
- Журнал управления организационным поведением. (2006). Журнал управления организационным поведением
Есть вопросы? Комментарии? Оставьте их ниже!
Ссылки:
- Купер, Дж.