Бихевиоризм в психологии это кратко и понятно: Бихевиоризм в психологии: что это, представители, и как применить в жизни

2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка (1874 – 1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что «награды» оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем «наказания». Учение И.П.Павлова (1849 – 1936) об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 20-х гг) и теория сочетательного рефлекса В.

М.Бехтерева (1857 – 1927) так же оказали значительное влияние на формирование “психологии без сознания”. Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон (1878 – 1938), который в 1913г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S—R). То, что психологи прежде называли «сознанием» так же является поведением, только внутренним и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук). В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, то есть выработка полезных сочетаний стимулов и реакций может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути.
В историю вошло экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в данном эксперименте стал сын одной из сотрудниц Уотсона – маленький Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве.

Последователи Уотсона значительно смягчили безапелляционный характер его концепции. Например, Э.Газри (1886 – 1959) ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б.Скиннер (1904 – 1990) разделил классический (пассивный) рефлекс И.П.Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека – восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

В начале 30-х гг. прошлого века появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э.Толмен (1886 – 1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний), прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций, наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. Толмен так же ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо – налево – налево – направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А.Бандуры (род.1925) и Д.Роттера (род.1916).

Что такое поведенческая психология? — iMotions

Определение поведенческой психологии довольно простое: это изучение того, как наше поведение соотносится с нашим разумом — оно рассматривает наше поведение через призму психологии и устанавливает связь между ними.

Понимание того, почему мы действуем определенным образом, всегда было центральной задачей для психологов, которые пытались заглянуть в разум и мозг, чтобы раскрыть то, что скрывается за ними. В то время как современные исследования часто используют методы нейровизуализации для поиска данных, демонстрирующих связь между мозгом и действиями, поведенческая психология берет свое начало еще до того, как такие методы стали обычным явлением.

Но как все это сложилось и как на самом деле выглядит теория?

Истоки поведенческой психологии

Кто основал поведенческую психологию? Истоки поведенческой психологии восходят к Джону Б. Уотсону в 1913 году, который предложил психологам сосредоточиться на наблюдаемом поведении людей, а не на невидимой внутренней работе их разума (эта теория восходит к Фрейду).

Позже Б. Ф. Скиннер развил эту теорию и представил доказательства в ее пользу, став в процессе этого одним из самых важных психологов 20-го века. Он предположил, что все человеческое поведение определяется окружающей средой, что нас можно заставить действовать определенным образом в зависимости от предшествующих последствий предыдущих действий.

Джон Б. Уотсон

Б. Ф. Скиннер, по сути, предположил, что положительные последствия предыдущих действий приведут к тому, что человек будет выполнять больше этих действий, а отрицательные последствия приведут к тому, что человек завершит эти действия меньше.

Он знаменито заявил: «Дайте мне ребенка, и я превращу его во что угодно» — перефразируя свою веру в силу влияния окружающей среды на то, кем мы становимся. Бихевиоризм, по сути, был аргументом исключительно в пользу воспитания в споре о природе и воспитании.

Бихевиоризм в общих чертах

Бихевиоризм исторически состоит из двух центральных компонентов : оперантного и классического обусловленного.

Оперантное обусловливание, на котором основана большая часть современного бихевиоризма, определяется как формирование будущих действий на основе прошлых вознаграждений или наказаний и в значительной степени является контекстом, в который поведенческая психология помещает поведение.

Хотя это довольно простая концепция, существует больше к этому, чем кажется на первый взгляд. Например, положительное наказание относится к добавлению негативных последствий к поведению (например, ребенок должен убрать свою комнату за беспорядок), в то время как отрицательное наказание относится к устранению последствий в ответ на поведение (например, ребенок не получает любые карманные деньги за беспорядок в их комнате).

Существует также негативное подкрепление и положительное подкрепление. Последнее, положительное подкрепление , — это то, что мы традиционно считаем наградой — в результате действия получается что-то положительное. Отрицательное подкрепление относится к отвращению чего-то негативного посредством действий (например, нанесение солнцезащитного крема, чтобы не обжечься).

Отрицательное подкрепление можно разделить на побег и активное избегание . Бегство относится к действиям, направленным на то, чтобы уйти от негативного стимула, в то время как активное избегание предотвращает столкновение с таким стимулом.

Классическое обусловливание определяется как ассоциация условного раздражителя (например, пищи) с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный стимул в конечном итоге становится условным раздражителем (т. Е. Звонок становится вознаграждением благодаря ассоциации с едой даже в отсутствие еды). Исследования Павлова сыграли ключевую роль в формировании бихевиористского мышления.

Современная поведенческая психология

Бихевиоризм стал одной из ведущих психологических теорий 20-го века, и его принципы до сих пор лежат в основе многих современных исследований человеческого поведения. Хотя радикальный подход Б. Ф. Скиннера в конечном итоге оказался более тонким — с появлением таких областей, как когнитивная психология (которую мы обсуждаем здесь в блоге), — он вдохновил на новые способы изучения человеческого поведения.

Современная поведенческая психология, или бихевиоризм, продолжает исследовать, как наше поведение может формироваться подкреплением и наказанием. Например, новые эксперименты по отслеживанию взгляда могут развить понимание того, как мы учимся с помощью положительной и отрицательной обратной связи.

Айтрекеры смогли выявить, как даже такие процессы, как небольшие движения наших глаз, могут управляться положительным и отрицательным подкреплением [1, 2]. Это имеет значение для исследований по широкому кругу тем, от фундаментальных исследований обучения до практики вождения.

В других исследованиях изучалось, как наше поисковое поведение управляется потенциальными подкрепляющими переменными в нашем окружении — другими словами, мы смотрим туда, где ожидаем найти что-то хорошее [3].

Исследования также изучали, как на нашу электродермальную (EDA/GSR) активность и частоту сердечных сокращений может влиять выигрыш или проигрыш в контексте азартных игр [4], показывая, как могут быть физиологические реакции как на отрицательные, так и на положительные стимулы (наказание и вознаграждение). захвачен.

Это может позволить исследователям более систематически понять азартные игры. Используя структуру поведенческой психологии, исследователи могут затем делать дальнейшие прогнозы, которые позволят им предложить потенциальные пути лечения или сдерживания [5].

В другом исследовании изучалось, как активность GSR может помочь в понимании фобических реакций в терапевтическом контексте [6], что может помочь в понимании того, что работает и что не работает в рамках терапевтического лечения.

Все вышеперечисленные исследования показали, как биосенсоры могут собирать данные, помогающие понять поведение человека в контексте поведенческой психологии.

Современная поведенческая психология может сегодня использовать методы исследования человеческого поведения для дальнейшего изучения связи между мозгом и поведением. Чтобы узнать больше о поведенческой психологии и о том, как исследователи лучше понимают процессы, которые определяют наше поведение, загрузите наше бесплатное руководство по человеческому поведению ниже.

Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человека

Для начинающих и продолжающих

  • Доступное и исчерпывающее пошаговое руководство
  • Ценное исследование человеческого поведения
  • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

Ссылки

[1] Земля МФ. Движения глаз и контроль действий в повседневной жизни. Progress Retin Eye Res . 2006; 25: 296–324. doi: 10.1016/j.preteyeres.2006.01.002.

[2] Лэнд, М., Фурно, С. (1997). База знаний глазодвигательной системы. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences , 352, 1231–1239.

[3] Sprague, N. Ballard, D. (2003). Движения глаз для максимизации вознаграждения. Достижения в системах обработки нейронной информации  16. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

[4] Лоле Л., Гонсалвес С.Дж., Блащински А., Кларк А.Р. Электродермальная активность достоверно улавливает физиологические различия между выигрышами и проигрышами при игре на электронных автоматах. Психофизиология . 2012;49(2):154–163. doi: 10.1111/j.1469-8986.2011.01290.x.

[5] Ито, Дж. Р., Донован, Д. М., и Холл, Дж. Дж. (1988). Профилактика рецидивов при последующем уходе за алкоголем: влияние на исход употребления алкоголя, процесс изменения и посещаемость после лечения. British Journal of Addiction , 83, 171–181

[6] Оман, А., Фредриксон, М., Хугдал, К., и Риммо, П. А. (1976). Предпосылка эквипотенциальности в классическом обусловливании человека: условные электродермальные реакции на потенциально фобические раздражители. Journal of Experimental Psychology: General , 103, 313-337.[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]

Бихевиоризм работает, потому что это ложь

Бихевиоризм работает, потому что это ложь — Econlib

ECONLOG POST

7 декабря 2010 г.

Экономическая философия

Категории: Экономическая философия

Брайан Каплан, 7 декабря 2010 г.

ДОЛЯ
ПОЧТ:

«Бихевиоризм» описывает ряд позиций, но все они утверждают, что мы должны сосредоточиться на «наблюдаемом поведении», а не просто на психических состояниях. (Подробнее см. здесь, здесь, здесь и здесь). Хотя эта позиция противоречит здравому смыслу, похоже, она работает: один из самых простых способов изменить поведение животного или человека — это вознаграждать желаемое поведение и наказывать нежелательное. Вам не нужен длительный обмен идеями; просто разверните свои кнуты и пряники и наблюдайте, как они творят чудеса. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок спал всю ночь, дайте ему немного поплакать. Как только вы перестанете обращать внимание на детей, которые не спят, проблема обычно решается сама собой.

Если вы обратите внимание, вы заметите критический акт махания рукой. Откуда вы знаете, что «внимание» — это награда, а не наказание? Действительно, откуда вы знаете, что пряник — награда, а кнут — наказание? Если вы пытаетесь мотивировать плотоядного мазохиста, вам следует использовать кнут, когда он вам нравится, и пряник, когда ему это не нравится. Менее очевидно, но столь же критично то, что бихевиорист обычно пытается навязать подкрепление вскоре после желаемого/оскорбительного поведения. Но не всегда. Если он имеет дело с крысой или малышом, он захочет немедленных последствий. Если он имеет дело с банкиром, то может уверенно наказать за плохое поведение денежным штрафом через год после инцидента.

Урок состоит в том, что даже самый стойкий бихевиорист делает неявные предположения о психическом состоянии субъекта. Он делает предположения об их предпочтениях и эмоциях, например: животные любят еду, дети любят внимание, взрослые любят деньги, и большинство существ не плотоядные мазохисты. Он делает предположения об их убеждениях, например: крысы и малыши не будут думать, что X является наказанием за Y, если только X не произойдет вскоре после Y, но банкиры могут видеть более тонкие связи. Бихевиоризм работает, потому что (а) животные и люди у есть предпочтения, эмоции, убеждения и т. д., и (б) здравый смысл дает нам много информации о том, каковы обычно эти предпочтения, эмоции, убеждения и т. д. Короче говоря, бихевиоризм работает, потому что он ложен: мы уже достаточно знаем о мыслях и чувствах, чтобы разрабатывать награды и наказания, которые животные и люди понимают и о которых заботятся.

П.С. Я бы хотел, чтобы этот пункт был для меня оригинальным, но это не так. Я впервые услышал это в старшей школе, когда читал Лексикон Айн Рэнд . Удивительно успешный рэндианский психолог Эдвин Локк элегантно объясняет это:0003

Бихевиоризм Заменяет разум определенными сущностями в окружающей среде
, называемыми «подкрепляющими». «Подкрепление», говорят бихевиористы, — это событие, которое следует за реакцией и делает последующие реакции того же типа более вероятными.
«Какие типы событий изменяют вероятность ответа?» мы просим.
«Подкрепляющие события», — говорят нам. «Что такое подкрепляющее событие?» мы спрашиваем.
«Тот, который изменяет вероятность ответа», — отвечают они. «Почему подкрепление
подкрепить? мы просим. «Это неуместный вопрос», — отвечают они. . . . Чтобы

понять почему «подкрепление» подкрепляет, бихевиористы должны были бы
сослаться на содержание и процессы сознания индивидуума, т. е. им пришлось бы
отказаться от бихевиоризма.

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАПИСЬ

7 декабря 2010 г.

Книги: обзоры и рекомендуемая литература

54 либертарианца рассказывают свои истории

Автор:

Арнольд Клинг

Книга «Почему свобода», составленная Марком Гутманом. 54-я глава принадлежит канадцу Винсу Миллеру, который пишет: Мой собственный опыт подсказывает, что, возможно, требуется врожденное чувство справедливости. Что заставляет некоторых людей действовать, когда они видят акт несправедливости, в то время как другие стоят сложа руки и наблюдают, казалось бы, отстраненные…

Подробнее

7 декабря 2010 г.

Рынок труда

Правильный разрез, неправильная сторона: Обама провалил платежную ведомость…

Автор:

Брайан Каплан

При совершенно гибкой заработной плате не имеет значения, говорит ли налоговое законодательство «платят работники» или «платят работодатели».