Бихевиоризм в социальной психологии: Бихевиористское направление в социальной психологии.
Бихевиористское направление в социальной психологии.
Бихевиоризм – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Поведение изучалось по формуле: стимул – реакция. Реакция – это ответ на внешний стимул, посредством которого происходит адаптация индивида к окружающей среде. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования.
Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Закон эффекта выражается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.
Закон упражнения заключается в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения, лежит в основе формирования социальных привычек.
Закон готовности выявляет возможности человека посредством упражнений улучшать адаптацию на психофизиологическом уровне.
Закон ассоциативного сдвига проявляется в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Представители: Скиннер, Бандура. Основной механизм социальности: обмен подкреплениями по принципу справедливости. Образ человека: ч-это саморегулируемая система, управляемая результатами собственных действий. Группа = система взаимодействий. Общение = просто обмен стимулами, реакциями, подкреплениями между людьми. Специфические категории: научение и подкрепление. Способы помощи людям: переучивание, освобождение от патологических навыков, формирование целесообразных навыков.
Основной минус бихевиоризма в том, что большинство работ выполнены на животных, социальные психологи пытаются это преодолеть (Бандура, например, большинство исследований проводил на людях).
Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас необихевиоризм. Как известно, в нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации – агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом необихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения.
именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст», и социальная психология имеет наименее «социальный» вид.
Социальная психология. Ответы на экзамен.
Бихевиоризм — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют неосознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. В 1913 г. сложилась первая программа Б., сформулированная американским психологом Д. Уотсоном. Б., исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т.
д. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции.Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949).
Впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения
Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души».
Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.Критика:
Редукционизм – Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958).
Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова вселило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер.
Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка.
Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Бихевиоризм
От 250 руб
Контрольная работа
Бихевиоризм
От 250 руб
Курсовая работа
Бихевиоризм
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Различия между социальным обучением и бихевиоризмом
БРАЙАНТ ХАРЛАНД
27 ИЮНЯ 2018
КЛАСС
Бихевиоризм и теория социального обучения — это две психологические теории, используемые для объяснения поведения. Хотя оба они имеют дело с поведением, они фокусируются на несколько разных элементах в своих попытках объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе. Бихевиоризм и социальное обучение имеют прочную основу, поэтому нет четкого ответа на вопрос, какой из них лучше объясняет поведение.
Исследуйте эту статью
- Бихевиоризм
- Социальное обучение
- поведоцизм против социального обучения
- Применение
1 «Поведенцизм
». Поведенники являются психологической теорией, что они объясняют. . Бихевиоризм фокусируется на том, что можно наблюдать. Для бихевиористов любое поведение можно проследить до внешних раздражителей. Кроме того, бихевиористы считают, что поведение можно изменить с помощью подкрепления и наказания. Подкрепления — это стимулы, предназначенные для поощрения повторения определенного поведения; наказания – это стимулы, призванные воспрепятствовать определенному поведению. Ранние бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, разработали бихевиоризм, чтобы сместить фокус психологии на наблюдаемое и измеримое.
2 Социальное обучение
Теория социального обучения расширяет идеи, представленные бихевиоризмом. Подобно бихевиоризму, социальное обучение пытается объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе; однако социальное обучение говорит, что поведение основано на сочетании наблюдаемых стимулов и внутренних психологических процессов. Социальное обучение предлагает три требования к тому, чтобы кто-то научился поведению: удержание, воспроизведение и мотивация. Запоминание — это способность человека запоминать поведение, которое он наблюдал, а воспроизведение — это способность человека воспроизводить это поведение. Мотивация – это желание человека участвовать в таком поведении.
3 Бихевиоризм против социального обучения
Хотя теория социального обучения имеет некоторое сходство с бихевиоризмом, она добавляет к поведению элемент внутреннего мыслительного процесса, который бихевиоризм не изучает. Теоретики социального научения утверждают, что поведение сложнее, чем стимулы и реакция. Теория социального научения утверждает, что в дополнение к внешнему подкреплению бихевиоризма люди учатся посредством наблюдения и имитации поведения окружающих их людей. Влияние сверстников может привести к тому, что кто-то пойдет вместе с толпой в желании соответствовать и быть принятым, даже если наблюдаемое поведение противоречит личным ценностям.
4 Приложения
Как бихевиоризм, так и теория социального научения имеют приложения для общества и повседневной жизни. Родители, которые разрешают своим детям делать работу по дому, используют процесс модификации поведения бихевиоризма. Точно так же родители, решившие не курить в присутствии своих детей, следуют принципам теории социального научения; они не хотят, чтобы их дети наблюдали за их нездоровой привычкой, потому что их дети могут хотеть подражать тому, что они наблюдают. В более широком масштабе проактивные образовательные программы могут включать элементы как бихевиоризма, так и социального обучения. Например, кампания по сокращению употребления алкоголя несовершеннолетними может использовать бихевиористский подход, подчеркивая юридические последствия, наряду с подходом социального обучения, используя кампанию социальных норм, чтобы развеять мифы о том, что все много пьют в колледже.
Список литературы
- 1 Калифорнийский государственный университет: Теория социального обучения Джулиана Б. Роттер
- 2 Стэндфорд Университет: поведения
- 3 Бостонский университет: теория социальных норм
Связанные статьи
и социальное обучение — chouyedpr2111
|
Теоретики:
Бандура, Альбер t (1925-) Работа Бандуры оказала влияние на образовательные и клинические учреждения. В частности, его книга «Социальные основы мысли и действия» (1985), которая обеспечивает теоретическую основу для социальной когнитивной теории, использовалась многими исследователями для объяснения триадных отношений между окружающей средой, поведением и психологическими процессами. Его исследования также внесли значительный вклад в психологию личности, когнитивную психологию и психотерапию.
Павлов Иван (1849–1936) Первоначально Павлов в первую очередь интересовался теологическими исследованиями. После того, как он наткнулся на работу Чарльза Дарвина, он переключил свой интерес с теологических исследований на исследования в области естественных наук. Его первые эмпирические научные исследования были посвящены пищеварительной и кровеносной системам собак, и он продолжил эту работу в Институте экспериментальной медицины, директором которого он был 45 лет. Павлов был номинирован на Нобелевскую премию по физиологии и медицине четыре года подряд, но так и не выиграл. Однако он был удостоен Нобелевской премии. Хотя он открыто не одобрял Советский Союз, он получил значительную поддержку от этого правительства для своих исследований.
Роттер, Джулиан (1916– ) Его теория социального научения основана на эмпирическом законе эффекта, который гласит, что люди стремятся найти положительное подкрепление, чтобы избежать нежелательных результатов. Теория локуса контроля Роттера подчеркивает контроль, который люди имеют над ситуациями, происходящими в их среде.
Скиннер, Б. Ф. . (1904-1990) был американским психологом, который внес значительный вклад в процедуры формирования поведения в академическом и социальном контекстах. Его эксперименты с крысами и голубями привели к его теории подкрепления как важного фактора изменения поведения животных, включая людей. Теории оперантного обусловливания, согласно которым поведение можно предсказать и управлять им с помощью ряда внешних вознаграждений, были одновременно широко признаны и противоречивы. Работа Скиннера повлияла на образовательные и социальные сообщества с точки зрения стратегий, которые можно использовать для регулирования поведения.
Бихевиоризм:
Концепция классической обусловленности была разработана в 1904 году русским физиологом по имени Иваном Павловым . Классическое обусловливание в первую очередь фокусируется на способности использовать стимулы для создания непроизвольных реакций, таких как моргание и слюноотделение. Павлов продемонстрировал принципы классического обусловливания в эксперименте, в котором собаки, у которых обычно выделяется слюна при виде еды, научились выделять слюну при звуке колокольчика. Эксперимент включал три этапа: (а) этап предварительного кондиционирования; (2) фаза кондиционирования; и (3) фаза посткондиционирования.
Как мы интерпретируем вещи, действуем и реагируем на определенные вещи. Что также называют стимулом и реакцией. существует два типа бихевиористского обучения: c классическое обусловливание и оперантное обусловливание . Классическое обусловливание было разработано русским человеком по имени Иван Павлов. Он провел эксперимент с собаками, у которых выделялась слюна при виде еды. Он хотел поэкспериментировать, если добавить к этому звук, у них будет выделяться слюна от шума, а не от вида еды. Это включало три разных этапа. Фаза прекондиционирования, фаза кондиционирования и фаза посткондиционирования.
Теория социального обучения:
Перспектива социального обучения предполагает взаимодействие между людьми и другими людьми. Эта точка зрения предполагает, что значительная часть человеческого обучения происходит, когда люди наблюдают за действиями, происходящими в окружающей среде. Люди получают знания о правилах, навыках и отношениях, которые подходят для различных контекстов, посредством наблюдения. В рамках перспективы социального обучения есть два основных теоретика: Джулиан Роттер и Альберт Бандура.
Как вы можете использовать бихевиоризм в своей карьере?
В моей карьере администратора здравоохранения, в отличие от теории Павлова, я не буду намеренно обращаться со своими коллегами, как с домашними животными. Я рассмотрю каждое поведение, их действия и их ответы. В бихевиоризме субъекту дается тип подкрепления (положительный или отрицательный), чтобы стимулировать изменение поведения. Конечно, если кто-то сделает что-то не так, он получит последствия, а если сделает хорошо, то получит положительное подкрепление.