Буллинг и моббинг в школе: Моббинг и буллинг — Московская Школа Конфликтологии

Моббинг и буллинг — Московская Школа Конфликтологии

Жертва моббинга и буллинга

Сказать, что нельзя терроризировать людей на работе — значит, ничего не сказать, а   просто  повторить банальную истину о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Одним из главных факторов, запускающих механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам: от недостатков организационной структуры предприятия, от неясных целей и стратегий, от нечетко очерченного круга служебных обязанностей, от психологического напряжения. На фоне этих проблем любая ошибка сотрудника может спровоцировать агрессию в его адрес. И хотя это может единичным случаем, однако на фоне накопившихся нерешенных проблем и всеобщего напряжения ситуация может превратиться в настоящую травлю (психологический террор): моббинг не бывает единичным фактом, это системное явление.

Психологический террор проявляется как со стороны коллектива (моббинг), так и со стороны одного человека (буллинг).

 Буллинг (от глагола bully — запугивание) — это регулярный (физический и / или психологический террор в отношении человека. «Буллинг» — этот термин используется в основном в Великобритании. Впервые для обозначения этого явления его использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. Тогда и появилось словосочетание «буллинг на рабочем месте» (workplace bullying). В других европейских странах обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий.

Например, о том, что моббинг — это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу.Моббинг (от англ. mob— толпа; mobbing— притеснять, грубить, нападать) — это психологические, коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе: от обычного подсиживания и «подставления» до прямого психологического террора. Термин «моббинг» впервые появился в 1984 и с тех пор является объектом изучения специального раздела психологии.

Моббинг связан с весьма изощренными действиями, такими как социальная изоляция, распускание слухов, намеренная несправедливость, сокрытие информации и т.

Моббинг и буллинг представляют собой формы эмоционального насилия и являются факторами сплочения группы с целью «затравить» кого-либо из работников, чтобы заставить его/ее уйти с места работы или «поставить» жертву на свое место. Моббинг может быть «горизонтальным» —  давление со стороны коллег и «вертикальным» — прессинг «сверху». В случае вертикального моббинга жертва часто сталкивается с психологически ущербной личностью и недореализованной самооценкой лидера группы или формального руководителя.

Продолжение

Диалог с семинара

Моббинг и буллинг

Признаки психологического  террора

Основные причины, которые способствуют психологическому террору в коллективе

«Козел отпущения» — исторический экскурс

Психологический террор без связи с поведением жертвы

Что необходимо сделать, чтобы не стать «козлом отпущения»  и  ограничить психологический террор

 (Из книги Цой Л. Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов)

Буллинг: травля в школе

Буллинг — это не просто новое слово, которое недавно появилось в статьях и разговорах на педагогические темы. Оно означает очень тревожное явление — травлю ребёнка в школе, которая стала обыденностью.  В учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического. Цель издевательств — подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка. Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название возникло от слова bully — хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление. Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин — моббинг (от mob — толпа).  

Также травля, начавшаяся в школе, продолжается в интернет-пространстве.  Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом.   Ребенок, вернувшийся со школы домой и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями. Его одноклассники-агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в школе, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий. Это еще больше усугубляет состояние ребенка. Неоднократно были зафиксированы случаи, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством из-за травли в интернете. Рассматривая травлю в школе, важно затрагивать эту сторону явления, поскольку социальные сети давно стали неотъемлемой частью человеческой жизни, и школьные агрессоры регулярно прибегают к кибербуллингу, чтобы усугубить боль жертвы и найти новые поводы для унижений.


Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается.

Исследования в российской школе начались значительно позже. Но они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно. Однако, психологи считают, что данные преуменьшены.  Наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Причины возникновения буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Когда начинается обсуждение причин буллинга, оно обычно скатывается в сферу «Виновата жертва или нет?», особенно когда в диалоге участвуют люди, далекие от теории психологии и педагогики.

Так вот, в большинстве случаев жертва не виновата.  Жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики.

Нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки — задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, — но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи. Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Характеристики ребенка, увеличивающие вероятность, что он станет объектом травли:

1.     Непривлекательная внешность, наличие заболеваний, одним из проявлений которого являются изменения во внешности. Травле часто подвергаются полные дети (причем «полные» — довольно размытое определение, поскольку могут травить из-за «полноты» даже детей, вес которых находится в рамках медицинской нормы, если в классе существуют различные фетфобные предрассудки, а большинство одноклассников худее объекта травли), дети, имеющие различные особенности либо заболевания кожи (к примеру, угревая сыпь, псориаз, витилиго, крупные невусы и заметные родимые пятна), дети с особенностями внешности, которые большинство людей считают непривлекательными (неправильный прикус, слишком крупный, широкий нос, лопоухость и многое другое). Также травле могут подвергаться дети с заметными шрамами, изменениями, связанными с их хроническими заболеваниями, и просто те, внешность которых слишком необычна (рыжие, с большим количеством веснушек, альбиносы). В прошлые десятилетия нередко травили детей, носящих очки, но сейчас близорукость встречается все чаще, поэтому из-за очков травят реже. В подростковом возрасте могут травить девочек, которые не пользуются косметикой, не делают стильные прически, не красят волосы.

2.     Необычное поведение. Часто травят детей, которые ведут себя не так, как остальные, высказывают взгляды, которые отличаются от взглядов остальных одноклассников, так называемые «белые вороны». Также травле подвергаются тихие, чувствительные, необщительные дети, которым сложно сдерживать эмоции. Им трудно постоять за себя, а их реакции нравятся агрессорам.

3.     Дефекты речи, походки. Заикание, проблемы с проговариванием определенных букв, картавость, проблемы с сохранением равновесия — все это так же может стать поводом для травли.

4.     Плохая физическая подготовка. Чаще всего это касается мальчиков.

5.     Низкий или, наоборот, высокий интеллект. Умные или глупые дети обычно выделяются на фоне основной части одноклассников, что и становится поводом для начала травли.

6.     Причастность к каким-либо меньшинствам. Дети с темной кожей, характерными особенностями внешности своей национальности и расы часто становятся объектом травли. Также распространена травля детей, относящихся к ЛГБТ-сообществу.

7.     Другие характеристики. В эту группу можно отнести случаи, когда дети травят тех, кого учителя сделали своими любимчиками, детей учителей, детей богатых людей, хвастающихся своими девайсами, а также тех, кто ябедничает, ведет себя грубо и неподобающе.

При этом, как правило, попытка жертвы исправить свою «неправильность», из-за которой ее, как она считает, травят, ни к чему не приводит. Полный ребенок, который сумел похудеть, с большей долей вероятности останется объектом травли. Это связано с тем, что главная причина буллинга — наличие возможности травить кого-либо. Если ребенка уже сочли удобным для травли и это не удается пресечь, он останется жертвой. И при определенных условиях абсолютно любой ребенок может стать изгоем.

Психологи  считают, что стремление травить более слабых — явление, свойственное детям и подросткам из-за особенностей возраста. В этом возрастном периоде дети стремятся быть частью общей «стаи», быть причастным к чему-либо. Если у детей нет чего-то такого, что их сплачивает, что дает им чувство, что они часть одного целого, они однажды могут понять, что чувство сплоченности, причастности можно получить, если начать совместно кого-то унижать.  Объединившиеся против кого-то дети чувствуют себя прекрасно, ощущают, что делают что-то веселое и даже хорошее.

Важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны. Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили. А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

Обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными». А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

Наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей. На уроках гонения проявляются редко ,а вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям — это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот — повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» — и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву — стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.  Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Советы родителям

Самое важное — показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

 Психолог, к. пс.н.    Загузова Т.А.

Травля и моббинг в школе: понимание причин и последствий для ваших детей

Конфликты между детьми в школе очень распространены в наше время. Начиная с первого класса, маленькие дети попадают в различные ситуации, которые могут привести к разногласиям и спорам. Бесспорно, такие формы социальных взаимодействий неизбежны и абсолютно актуальны для молодежи, находящейся на ранней стадии социального развития.

Однако, когда в конфликт вовлекается большая группа детей или весь класс, масштабы психологического воздействия на ребенка увеличиваются и могут вызвать различные негативные психологические последствия для ученика в будущем. Индивидуальные или коллективные домогательства, которые, как правило, носят затяжной характер, очень тяжелы для всех, особенно для самих детей.

В чем разница между моббингом и травлей?

К сожалению, домогательства в школе – широко распространенное явление в разных странах. В чем разница между моббингом и травлей?

Моббинг — форма психологического насилия в виде массового травли человека в группе. В школьной среде это своего рода эмоциональное насилие, когда весь класс или большинство учеников подвергают остракизму другого ребенка и начинают притеснять его или ее с определенными намерениями, например, заставить его покинуть школу, набрасываясь на «новичков» или «новичков». новички».

Запугивание, с другой стороны, также является систематическим, повторяющимся преследованием со стороны учащегося или группы учащихся по отношению к другому ребенку, который слабее, менее силен и не может защитить себя. Обычно это делается в форме психологического террора, который должен напугать жертву, деморализовать, унизить, заставить подчиниться обидчикам.

Формы психологических притеснений, стоящих за травлей в школе

Текущая статистика показывает, что каждый четвертый ребенок подвергался травле в школе. ( Национальный центр образовательной статистики, 2015 г. )

Эмоциональное насилие и издевательства проявляются в различных формах:

  • Физические включают удары, толчки, толчки и т. д.
  • Поведенческая — бойкот, игнорирование личности, остракизм, интриги, шантаж, вымогательство, создание неприятностей (кража личных вещей, уничтожение школьного дневника, тетрадей). Вербальная агрессия выражается в постоянных издевательствах, приколах, оскорблениях, криках и даже ругательствах, сплетни (распространение заведомо ложных слухов с целью дегуманизации жертвы).
  • Киберзапугивание — очень популярное среди подростков явление, которое включает травлю с помощью социальных сетей или электронной почты. Это также включает в себя создание и размещение неприемлемых видеороликов в открытом доступе.

Хулиганы чрезвычайно изобретательны. Хулиганом может быть мальчик или девочка; издевательства не ограничиваются определенным полом, ростом, национальностью или личными предпочтениями. Причины буллинга также могут быть самыми разными. Поэтому любой ребенок может стать мишенью. Иногда конкретных мотивов агрессии может и вовсе не быть. Хулиганы обычно выбирают кого-то, кто отличается от других детей и не может защитить себя.

Типичные объекты психологической травли (буллинга) в детстве

Любой ребенок может стать жертвой травли или моббинга. Однако главными мишенями становятся те, кто отличается от сверстников своим физическим состоянием, успеваемостью, богатством или даже характером. Учитывая это, любой ученик относительно легко может стать жертвой в старшей школе.

Около 50% школьных хулиганов сами являются жертвами травли. Очень часто они испытывают недостаток тепла дома или даже физические наказания в собственных семьях.

Травля – это результат нездоровых условий в группе, это проблема всей группы. Если вся команда преследует одного человека, она легко может переключиться на другую жертву. Не исключено, что хулиган вскоре может стать мишенью в той же группе людей.

Издевательства часто начинаются с одного человека, который становится лидером в классе. Позже к издевательствам присоединяются наблюдатели, которые либо молча соглашаются с ситуацией, либо активно поддерживают агрессора. Иногда даже учителя могут присоединиться к процессу издевательств.

Последствия моббинга и травли в школе

Школьная травля имеет негативные последствия как для жертв, так и для агрессоров.

Будучи жертвой, ребенок получает ряд психических травм, которые неизбежно влияют на его дальнейшую жизнь:

Психические расстройства. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, который требует специального лечения у психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, подвержен депрессии и отклонениям в поведении. Трудности с установлением отношений. Жертвы буллинга в детстве часто становятся жертвами моббинга на рабочем месте. Мировая статистика свидетельствует о том, что большинство взрослых, подвергшихся насилию в детстве, как правило, остаются одинокими в жизни, менее успешны в карьере и испытывают трудности в повседневном общении. Болезни. Распространенными результатами буллинга являются физические недомогания и болезни: анорексия и булимия у девушек, неврозы, нарушения сна, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Несмотря на то, что агрессор меньше страдает от издевательств, чем жертва, это все равно имеет последствия для его жизни:

Плохое будущее.

Примитивное асоциальное поведение редко приводит к успешной социальной адаптации: им свойственны трудности в общении с окружающими, конфликтность, общий низкий социальный статус. Проблемы с отношениями. Дети, которые были хулиганами, имея высокий социальный статус, становятся диктаторами в семье и на работе. Даже если они добиваются высоких результатов в карьере, отсутствие друзей и трудности в общении приводят к психологическим проблемам. Террор в семье. Другие люди, как правило, чувствуют себя некомфортно рядом с бывшими хулиганами, даже если им удается вести успешную жизнь. Проблемы с общением могут преследовать их и в их собственных семьях. Они не умеют строить теплые отношения, построенные на доверии, и с детьми, и с близкими людьми. Очень часто они просто копируют поведение своих родителей.

Буллинг и моббинг в школе – негативное социальное явление, которое может негативно сказаться на будущем как жертвы, так и агрессора. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не были наблюдателями, не ждали, что дети сами решат свой конфликт, а сразу вмешивались и информировали учителей, родителей и детей о характере буллинга, осуждая любые формы домогательств.

Скандинавский способ прекратить травлю

Загрузка

Семейное древо | Психология

(Изображение предоставлено Getty Images)

Дэвид Робсон, 14 марта 2022 г.

Запугивание может сделать жизнь детей невыносимой и вызвать пожизненные проблемы со здоровьем, но ученые открывают эффективные способы борьбы с этим.

L

Леди Гага, Шон Мендес, Блейк Лайвли, Карен Элсон, Эминем, Кейт Миддлтон и Майк Николс — это лишь несколько человек, которые рассказали о том, как они стали жертвами издевательств в школе, и о боли, которую они причиняют. вызвало их в детстве и в дальнейшей жизни.

Моими собственными врагами были пара Дэниэлов из сельского Йоркшира. У них была привычка передразнивать и издеваться над всем, что я говорил, так что я едва осмеливался говорить в классе.

Любой, кто стал жертвой в детстве, поймет чувство стыда, которое может вызвать такой опыт. И последствия на этом не заканчиваются. Недавние исследования показывают, что последствия детских издевательств могут сохраняться десятилетиями с долгосрочными изменениями, которые могут подвергнуть нас большему риску психических и физических заболеваний.

Такие результаты приводят к тому, что все большее число специалистов в области образования меняют свое отношение к издевательствам – от неизбежного элемента взросления к нарушению прав человека детей.

«Раньше люди думали, что издевательства — это нормальное поведение, а в некоторых случаях даже хорошо, потому что они закаляют характер», — объясняет Луиза Арсено, профессор психологии развития в Королевском колледже Лондона в Великобритании.

. «[Исследователям] потребовалось много времени, чтобы начать рассматривать агрессивное поведение как нечто, что может быть действительно вредным».

Из-за этого изменения взглядов многие исследователи в настоящее время тестируют различные схемы борьбы с издевательствами — с некоторыми новыми интересными стратегиями для создания более доброй школьной среды.

Воспаленный разум, воспаленное тело

Нет никаких сомнений в том, что запугивание представляет собой серьезный риск для психического здоровья детей в краткосрочной перспективе, причем наиболее заметными последствиями являются повышенная тревожность, депрессия и параноидальное мышление. Хотя некоторые из этих симптомов могут естественным образом исчезнуть после прекращения издевательств, многие жертвы продолжают страдать от повышенного риска психических заболеваний.

Запугивание может не только причинить детям кратковременные страдания, но и иметь долгосрочные последствия для их здоровья (Фото: Getty Images)0003

Согласно недавней статье в Harvard Review of Psychiatry, женщина, над которой в детстве издевались, в 27 раз чаще страдает паническим расстройством в молодости. Среди мужчин издевательства в детстве привели к 18-кратному увеличению суицидальных мыслей и действий. «Есть все эти ассоциации, которые устойчивы и воспроизводятся в разных образцах», — говорит Арсено.

Запугивание также будет иметь длительные последствия для социальной жизни людей: многим жертвам будет труднее заводить друзей в более позднем возрасте, и они с меньшей вероятностью будут жить с постоянным партнером. Одна из возможностей заключается в том, что они изо всех сил пытаются доверять окружающим их людям. «Дети, над которыми издевались, могут более угрожающе интерпретировать социальные отношения», — говорит Арсено. Наконец, есть академические и экономические затраты. Запугивание ухудшает оценки людей, что, в свою очередь, снижает их перспективы трудоустройства, а это означает, что они с большей вероятностью столкнутся с финансовой нестабильностью и безработицей в юношеском и среднем возрасте.

Исследования Арсено показывают, что возникающий в результате стресс может сказываться на организме в течение десятилетий после события. Анализируя данные 50-летнего лонгитюдного исследования, она обнаружила, что частые издевательства в возрасте от семи до 11 лет были связаны с заметно более высоким уровнем воспаления в возрасте 45 лет. Важно отметить, что эта связь сохранялась даже после того, как она контролировала множество другие факторы, включая их диету, физическую активность и курение. Это важно, поскольку повышенное воспаление может нарушить иммунную систему и способствует износу наших органов, что приводит к таким заболеваниям, как диабет и сердечно-сосудистые заболевания.

Защитные сетки

В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что попытки искоренить травлю являются не только моральным долгом для облегчения непосредственных страданий детей; они могут принести долгосрочную пользу для здоровья населения.

Издевательства происходят не только в школе, поэтому родители и опекуны должны знать о признаках (Фото: Getty Images) более широкая проблема травли. Учителя наказывали бы определенное поведение, если бы за ним наблюдали. Но обязанность сообщить о проблеме лежала на студенте, а это значит, что многие случаи были проигнорированы. Некоторые учителя молчаливо поддерживали издевательства, закрывая глаза на очевидные проблемы, в то время как другие — редкое, но токсичное меньшинство — активно поддерживали хулиганов.

Определенные виды издевательств также могут быть допущены, поскольку они отражают более широкие социальные предрассудки. Например, значительная часть детей матерей-лесбиянок в лонгитюдном исследовании сообщала о том, что их дразнили или издевались из-за их семейного типа, хотя поддержка родителей смягчала это воздействие. ЛГБТК-молодежь также чаще подвергается издевательствам и другой агрессии в школе. Однако в прошлом школы, как правило, игнорировали гомофобные издевательства.

К счастью, продолжающиеся исследования теперь могут предоставить некоторые проверенные стратегии борьбы с травлей, которые, как известно, помогают.

Программа Olweus по предотвращению издевательств является одной из наиболее широко протестированных схем. Он был разработан покойным шведско-норвежским психологом Дэном Олвеусом, который возглавил большую часть ранних академических исследований виктимизации детей. Программа основана на идее о том, что отдельные случаи издевательств часто являются продуктом более широкой культуры, терпимой к виктимизации. В результате он пытается решить всю школьную экосистему, чтобы плохое поведение больше не могло процветать.

Как и многие вмешательства, программа Olweus начинается с признания проблемы. По этой причине школы должны организовать опрос, чтобы расспросить учащихся об их опыте. «Знание того, что происходит в вашем здании, действительно важно и может помочь вам в предотвращении издевательств», — говорит Сьюзен Лимбер, профессор психологии развития в Университете Клемсона в Южной Каролине.

Программа Olweus поощряет школу к установлению очень четких требований к приемлемому поведению и последствиям нарушения этих правил. «[Санкции] не должны быть сюрпризом для ребенка», — говорит Лимбер. Взрослые должны служить положительным примером для подражания, поощрять хорошее поведение и проявлять нулевую терпимость к любым формам виктимизации. Они также должны научиться распознавать места в школе, где наиболее вероятно возникновение издевательств, и регулярно контролировать их. «Каждому взрослому в школе нужна базовая подготовка по вопросам издевательств — людям, работающим в столовой, водителям автобусов, сторожу», — говорит Лимбер.

На уровне класса дети сами проводят встречи, чтобы обсудить природу травли и способы, которыми они могут помочь учащимся, ставшим жертвами плохого поведения. Целью всего этого является обеспечение того, чтобы сообщение о борьбе с издевательствами укоренилось в культуре учреждения.

Схемы борьбы с издевательствами помогают создать более благоприятную школьную среду для детей. (Фото: Getty Images) школы в Пенсильвании. Их анализ показывает, что программа привела к тому, что за два года издевательств стало на 2000 меньше. Важно отметить, что исследователи также увидели изменения в общем отношении школьников к издевательствам, включая большее сочувствие к жертвам.

Результаты Limber не единственные, кто показывает, что систематические кампании по борьбе с издевательствами могут привести к положительным изменениям. Недавний метаанализ, в котором изучались результаты 69 испытаний, пришел к выводу, что кампании по борьбе с издевательствами не только снижают виктимизацию, но и улучшают общее психическое здоровье учащихся.

Интересно, что продолжительность программ, казалось, не предсказывала их шансы на успех. «Даже несколько недель вмешательства были эффективными», — говорит Дэвид Фрагуас из Института психиатрии и психического здоровья больницы Сан-Карлос в Мадриде, который был первым автором исследования.

Однако, несмотря на убедительные доказательства, эти меры еще не включены в национальные образовательные программы большинства округов. «Мы не делаем того, что, как мы теперь знаем, эффективно», — говорит он.

Делиться — значит заботиться

Издевательства, конечно же, заканчиваются не только в школе, и Лимбер утверждает, что родители и опекуны должны следить за признаками проблемы. «Вы должны проявлять инициативу в разговоре на эту тему — не ждите, пока она всплывет», — говорит она. «Вы можете использовать это как часть разговора, чтобы проверить. Вы знаете:« Как дела у ваших друзей? У вас есть какие-то проблемы? »».

Она подчеркивает, что взрослый должен серьезно относиться к проблемам ребенка, даже если они кажутся тривиальными со стороны, и при этом сохранять ясную голову. «Внимательно слушайте и старайтесь держать свои эмоции под контролем, когда вы их слышите». Воспитатель должен избегать поспешных предложений о том, как ребенок может справиться с проблемой, поскольку иногда это может создать ощущение, что жертва каким-то образом виновата в случившемся.

Взрослые могут служить образцом для подражания, помогая создать среду, в которой дети чувствуют себя в безопасности и процветают (Фото: Getty Images)

При необходимости родитель или опекун должен начать разговор со школой, которая должна немедленно составить план, чтобы убедиться, что ребенок чувствует себя в безопасности. «Главное — сосредоточиться на этом ребенке и его опыте».

Взросление редко бывает легким: дети и подростки учатся ориентироваться в социальных отношениях, а это приносит боль и огорчение. Но, будучи взрослыми, мы можем гораздо лучше научить детей тому, что определенные виды поведения никогда не приемлемы: в этом некого винить, кроме самих хулиганов. Такие уроки могли бы оказать широкое влияние на здоровье и счастье многих будущих поколений.

* Дэвид Робсон — научный писатель и писатель из Лондона, Великобритания. Его последняя книга — Эффект ожидания: как ваше мышление может изменить вашу жизнь (Канонгейт/Генри Холт). Его номер @d_a_robson в Твиттере.

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подписавшись на нас в Twitter или Instagram.

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.