Анохин петр кузьмич вклад в науку: P. K. Anokhin is the founder of theory of functional systems (to 120th birthday anniversary of academician Pyotr Kuzmich Anokhin) — Lapkin

Содержание

краткая биография, вклад в науку

Крупнейший ученый-физиолог XX века Петр Кузьмич Анохин — академик, основатель знаменитой научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставших предвестником кибернетики – прошел путь, типичный для советского ученого. Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, принеся советской науке приоритет во многих отраслях нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодической травле за свое нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Овраге»

Он вспоминал, что отец и мать были неграмотными и подписывались двумя крестиками. Это было обычным явлением среди обитателей Оврага – самой пролетарской части Царицына. Здесь, в семье железнодорожного рабочего и родился будущий академик Анохин. Дата рождения его – 27 января 1898 года. Отец — Кузьма Владимирович – суровый и молчаливый человек — был выходцем из донских казаков. От матери – Аграфены Прокофьевны, родом из Пензенской губернии – ему достался живой и общительный характер, и главной чертой мальчика стала любознательность и стремление к знаниям.


Краткая биография Ильи Ильича Мечникова: история жизни,…

Илья Ильич Мечников, биография (история жизни) которого весьма интересна, — русский эмбриолог,…

До революции он получает среднее образование – оканчивает реальное училище (1914) и поступает в землемерно-агрономическое училище в городе Новочеркасске. Вскоре он обозначает для себя интерес к биологической науке, к знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой на эту тему, общаться с преподавателями естествознания, которые могли хотя бы дать направление для его образовательских устремлений.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение делало для Анохина естественным участие в революционных событиях 1917 года, а затем в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918-го года Царицын оказался под угрозой, и юноша участвовал в его обороне — был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году он активно работает в коммунистической пропаганде – становится комиссаром по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа – «Красный Дон».


Психоневрологический институт Бехтерева

Институт Бехтерева представляет собой медицинское учреждение, которое уже на протяжении многих лет…

Здесь проявляется серьезный писательский талант, которым всегда отличался впоследствии академик Анохин. Пётр Кузьмич пишет большинство передовиц и массу статей для газеты. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с юным автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин рассказал наркому о своем желании учиться и о своем интересе к устройству человеческого мозга, который он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Школа Бехтерева

Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому – Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственный институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает на учебу в это учебное заведение. Как писал потом Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное – навсегда привязал к глобальной, общечеловеческой научной проблеме – к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса привлек к настоящей исследовательской работе.


Академик Скрябин — человек с большой буквы

Часто ли встречается такое, чтобы в одной семье выросла целая династия, члены которой удостоились…

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия – главное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в ней слишком много неконкретного и недосказанного, того, что выражается лишь в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки экспериментов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступает в 1922 году Анохин. Академик Павлов привлекает молодого ученого к экспериментам по вопросам внутреннего торможения – самого узкого места своей теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутинности в науке, не допускать в работе однобокого взгляда, избегать слепого следования одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся гармоничной теории – так учил своих сотрудников великий физиолог. Поэтому, когда в 1924 году появилась статья «О диалектическом материализме и проблемах психического», в которой некоторые сотрудники павловской лаборатории усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, академик сам встал на защиту молодого ученого.

По рекомендации Павлова Анохин сначала становится преподавателем кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был образован Горьковский медицинский институт, где на кафедре физиологии и начинает свою самостоятельную научную и педагогическую деятельность Анохин. Академик, биография которого была долгое время связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского мединститута, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин.

В 1935 году его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования совместно с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих работ сыграли важную роль во время работы Анохина над проблемами военных травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки утверждают, что удаление Анохина из столицы на периферию – в тогдашний Нижний Новгород, было произведено по инициативе Павлова, чтобы спасти его от неизбежного преследования за слишком независимые идеи и поступки. Так многих идейных борцов шокировало решение Анохина перестать платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он посчитал, что общественная работа может помешать ему в научных занятиях.

Свою верность основополагающим положениям павловской теории провозглашали и Анохин-студент, и Анохин-академик. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, кто в разряд непреложных истин по неразумению занес идеи, высказанные Павловым в качестве лишь предположений или возможных допущений, не влияющих на содержание и истинность основных постулатов теории.

Разгром советской физиологии

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии – совместном собрании Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, происходившем летом 1950 года. На ней, вслед за генетикой, была подвергнута чистке советская физиология. Нескольких ведущих ученых, уважаемых во всем научном мире, подвергли жестокой травле за «отклонения от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазными идеалистскими направлениями физиологической науки. Остракизму подверглись самые близкие и верные ученики Павлова – Л.Орбели, А. Сперанский, И. Бериташвили, Л.Штерн. Жесткой критике подверглись и взгляды, которые высказывал академик Анохин. Пётр Кузьмич, биография которого была связана с созданным им в 1944 году Институтом физиологии при АМН СССР, был отстранен от руководства и до 1953 года — до смерти Сталина — работал профессором кафедры физиологии мединститута в Рязани.

Главный научный вклад

Теория функциональных систем – закономерный результат развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Она заключается в описании процессов жизнедеятельности организма за счет существования в нем особых частных объединений и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называют саморегулирующимися, поскольку происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем становится поведенческий акт, для оценки которого существуют обратная афферентация — обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о методах получения, передачи, хранения и преобразования информации – кибернетики. Отец этой науки — Норберт Винер — высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фото, сделанное во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стало символом тесной взаимосвязи двух наук.

Биологические теории эмоций, теории бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения – этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий и т.д.

П.К. Анохин окончил жизненный путь 5 марта 1974 года, оставив добрую славу о своих человеческих качествах и огромное научное наследие.

краткая биография, вклад в науку

Анохин Петр Кузьмич – известный советский физиолог и академик. Участник Гражданской войны. Обрёл известность благодаря созданию теории функциональных систем. В этой статье вам будет представлена его краткая биография.

Учёба

Анохин Петр Кузьмич появился на свет в городе Царицыне в 1898 году. В 1913-м мальчик окончил начальное высшее училище. В связи с тяжёлой ситуацией в семье Петру пришлось пойти работать на железную работу конторщиком. Потом он сдал экзамены и получил профессию «почтово-телеграфный чиновник».

Судьбоносная встреча

В первые годы нового строя Анохин Петр Кузьмич работал главным редактором и комиссаром по печати в Новочеркасском издании «Красный Дон». В те времена он случайно встретился с известным революционером Луначарским. Последний объезжал с агитпоездом войска на Южном фронте. Луначарский и Анохин долго беседовали на тему человеческого мозга и его изучения для «понимания материальных механизмов человеческой души». Эта встреча предопределила дальнейшую судьбу героя нашей статьи.


Маша Анохина: эффектная блондинка

Маша Анохина — модель, ведущая, блогер и невероятно красивая девушка. Эффектная внешность,…

Высшее образование

Осенью 1921 года Анохин Петр Кузьмич отправился в Петроград и поступил в ГИМЗ, который возглавлял Бехтерев. Уже на первом курсе молодой человек провёл под его руководством научную работу под названием «Влияние минорных и мажорных колебаний звуков на торможение и возбуждение коры головного мозга». Через год он прослушал несколько лекций Павлова и устроился в его лабораторию.

После окончания ГИМЗа Петра взяли на работу старшим ассистентом на кафедру физиологии в Ленинградский зоотехнический институт. Также Анохин продолжал трудиться в лаборатории Павлова. Он провёл ряд экспериментов по влиянию ацетилхолина на секреторную и сосудистую функции слюнной железы, а также изучал кровообращение головного мозга.


Академик Павлов: краткая биография, научные труды

Иван Петрович Павлов – лауреат Нобелевской премии и признанный во всём мире научный авторитет….

Новая должность

В 1930 году Петр Кузьмич Анохин, биография и интересные факты о котором есть в любом учебнике по физиологии, получил должность профессора в Нижегородском университете (медицинский факультет). Отчасти этому поспособствовала рекомендация Павлова. В скором времени факультет был выделен из состава университета, и на его базе создали отдельный медицинский вуз. Параллельно Петр Кузьмич руководил кафедрой физиологии в Нижегородском институте.

В тот период Анохин ввёл новые способы изучения условных рефлексов. Это двигательно-секреторный, а также оригинальный метод с использованием внезапной подмены безусловного подкрепления. Последний позволил Петру Кузьмичу прийти к важному выводу о формировании в ЦНС специального аппарата. В нём уже присутствовали параметры будущего подкрепления. В 1955 году данный аппарат назвали «акцептором результата действия».

Санкционирующая афферентация

Именно этот термин ввёл в 1935 году в научный обиход Анохин Петр Кузьмич. Теория функциональных систем, а точнее её первое определение, было дано им примерно в тот же период времени. Сформулированная концепция повлияла на всю его дальнейшую научно-исследовательскую деятельность. Анохин понял, что системный подход – это самый прогрессивный способ решения различных физиологических проблем.


Опыты Павлова — это интересно

До сих пор не утихают споры о том, был ли Иван Петрович Павлов великим ученым своего времени, или…

В том же году часть сотрудников Нижегородского университета перешли в ВИЭМ, который находился в Москве. Там Петр Кузьмич организовал отдел нейрофизиологии. Некоторые его исследования осуществлялись в сотрудничестве клиникой неврологии Кроля и с кафедрой микроморфологии, возглавляемой Лаврентьевым.

В 1938 году по приглашению Бурденко физиолог Анохин Петр Кузьмич, биография которого является предметом подражания для других учёных, возглавил психоневрологический сектор Центрального нейрохирургического университета. Там учёный занимался разработкой теоретической концепции нервного рубца.

Работа в военное время

Сразу после начала войны Анохин вместе с ВИЭМ эвакуировался в Томск. Там он возглавил нейрохирургической отделение травм периферической нервной системы (ПНС). В будущем Петр Кузьмич обобщит полученный им нейрохирургический опыт в труде «Пластика нервов при травмах ПНС». Данная монография была опубликована в 1944 году.

В 1942 году Анохин вернулся в Москву и стал во главе физиологической лаборатории Института нейрохирургии. Здесь он продолжил консультировать и оперировать. Также совместно с Бурденко учёный исследовал сферу хирургического лечения военных травм НС. Результатом их деятельности стала статья о структурных особенностях боковых невром и их лечении. Сразу после этого Петра Кузьмича избрали профессором в Московский университет.

В 1944 году на базе лаборатории и отдела нейрофизиологии ВИЭМ появился новый Институт физиологии. Анохин Петр Кузьмич, книги которого не пользовались в то время особой популярностью, был назначен туда заведующим профилирующим отделом. В последующие годы учёный занимал в этом учреждении пост заместителя руководителя по научной работе, а также директора.

Критика

В 1950 году состоялась научная сессия, посвящённая проблемам учения Павлова. Критике подвергся ряд научных направлений, которые развивали его ученики: Сперанский, Бериташвили, Орбели и др. Теория функциональных систем героя этой статьи также вызвала острое неприятие.

Вот что сказал по этому поводу профессор Асратян: «Когда Бернштейн, Ефимов, Штерн и другие лица, поверхностно знающие учения Павлова, выступают с отдельными недомыслиями – это смешно. Когда опытный и знающий физиолог Бериташвили выступает с антипавловскими концепциями, не являясь его учеником и последователем – это досадно. Но когда ученик Павлова систематически пытается ревизовать его работы с позиции лженаучных идеалистических «теорий» буржуазных учёных – это просто возмутительно».

Переезд

После этой конференции Анохин Петр Кузьмич, вклад в науку которого не оценили по достоинству, был отстранён от должности в Институте физиологии. Руководство учреждения направило учёного в Рязань. Там он проработал профессором вплоть до 1952 года. На протяжении следующих трёх лет Петр Кузьмич заведовал в Москве кафедрой физиологии Центрального института.

Новые труды

В 1955 году Анохин стал профессором медицинского университета Сеченова. Петр Кузьмич активно работал на этой должности и успел сделать много нового на физиологическом поприще. Он сформулировал теорию сна и бодрствования, биологическую теорию эмоций, предложил оригинальную теорию насыщения и голода. Помимо этого Анохин придал завершённый вид своей концепции функциональной системы. Также в 1958 году учёный написал монографию о внутреннем торможении, где представил новую трактовку данного механизма.

Преподавание

Научную деятельность Петр Кузьмич совмещал с педагогической. Везде, где Анохину доводилось трудиться, он обязательно привлекал к этому процессу студентов. Все его ученики писали научную работу с определённой тематикой. Петр Кузьмич старался возбудить в них созидательный творческий дух. Своим вниманием и доброжелательным отношением физиолог мотивировал студентов к творческой деятельности. Лекции Анохина пользовались огромной популярностью, так как научная глубина сочеталась в них с живым и чётким изложением материала, образностью и выразительностью речи, а также неоспоримой обоснованностью выводов. В духе лучших традиций советской школы физиологии Анохин стремился как к ясности передачи информации, так и к демонстративности, наглядности материала. Дополнительную привлекательность лекциям профессора добавляли физиологические эксперименты на животных. Многие студенты считали его лекции импровизациями. В реальности же учёный тщательно к ним готовился.

Последние годы

С 1969 по 1974 год Анохин Петр Кузьмич, биография которого была представлена выше, заведовал лабораторией при институте патологической и нормальной физиологии АМН СССР. В 1961-м его наградили орденом Красного Знамени. А в 1968-м вручили золотую медаль Павлова за основание нового направления нейрофизиологии, связанного с изучением функциональной организации мозга. После этого он ездил на конгрессы в США и Японию с докладами на тему памяти. Благодаря этим выступлениям его заметили в международном научном сообществе.

Скончался академик в 1974 году. Похоронен Петр Кузьмич на Новодевичьем кладбище.

Петр Кузьмич Анохин, академик: биография, вклад в науку

Крупнейший ученый-физиолог XX века Петр Кузьмич Анохин — академик, основатель известной научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставший предвестником кибернетики, — пошел путем, характерным для советского ученого. Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, выдвинувшим советскую науку в приоритет во многих разделах нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодическим травлям за нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Ущелье»

Он вспомнил, что отец и мать были неграмотными и расписались двумя крестами. Это было обычным явлением среди жителей Яра — самой пролетарской части Царицына. Здесь в семье железнодорожного рабочего родился будущий академик Анохин. Дата его рождения — 27 января 1898 года. Отец — Кузьма Владимирович — человек суровый и молчаливый — был выходцем из донских казаков. От матери — Аграфены Прокофьевны, уроженки Пензенской губернии, — ему достался бойкий и общительный характер, а главной чертой мальчика была любознательность и стремление к знаниям.

До революции получил среднее образование — окончил реальное училище (1914 г.) и поступил в землеустроительное училище в Новочеркасске. Вскоре он обозначает интерес к биологическим наукам, знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой по этому предмету, общаться с учителями естествознания, которые могли бы хотя бы дать направление его образовательным устремлениям.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение сделало естественным для Анохина участие в революционных событиях 1917 года, а затем и в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918 года Царицыну угрожала опасность, и юноша участвовал в его защите – был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году активно занимается коммунистической пропагандой — становится уполномоченным по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа — «Красный Дон».

Здесь кроется серьезный писательский талант, который впоследствии всегда отличал академик Анохин. Петр Кузьмич пишет для газеты большинство передовиц и множество статей. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с молодым автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин сообщил наркому о своем желании узнать о своем интересе к устройству человеческого мозга, которое он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Бехтеревская школа

Вскоре пришло письмо, в котором просили направить Анохина на учебу к известному ученому — Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственным институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает учиться в это учебное заведение. Как позже писал Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное — он был навсегда привязан к глобальной, общечеловеческой научной проблеме — к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса его привлекала настоящая исследовательская работа.

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия — основное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в нем слишком много неясного и недосказанного, того, что выражается только в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки опытов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступил Анохин в 1922. Академик Павлов привлекает молодого ученого к экспериментам по внутреннему торможению — узкому месту его теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутины в науке, не допускать одностороннего взгляда в работе, избегать слепо следовать одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся стройной теории — как учил своих сотрудников великий физиолог . Поэтому, когда появилась статья «О диалектическом материализме и психических проблемах» в 1924, в которой некоторые сотрудники лаборатории Павлова усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, на защиту молодого ученого встал сам академик.

По рекомендации Павлова Анохин стал сначала доцентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был основан Горьковский медицинский институт, где Анохин начинает свою самостоятельную научно-педагогическую деятельность на кафедре физиологии. Академик, биография которого долгое время была связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского медицинского института, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого стал Анохин.

В 1935 г. переведен на работу во ВНИЭМ в Москву заведующим отделом нейрофизиологии, в котором активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих исследований сыграли важную роль при работе Анохина над проблемами боевых травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки говорят о том, что вывоз Анохина из столицы на периферию — в тогдашний Нижний Новгород, был произведен по инициативе Павлова, с целью избавить его от неизбежные преследования за слишком самостоятельные идеи и действия. Столько идеологических борцов шокировало решение Анохина прекратить платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он считал, что социальная работа может помешать ему заниматься научными исследованиями.

Анохин-студент и Анохин-академик заявили о своей верности основным положениям павловской теории. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, которые в разряд непреложных истин по неразумности отнесли идеи, высказанные Павловым, как лишь предположения или возможные предположения, не влияющие на суть дела. содержание и истинность основных постулатов теории.

Разгром советской физиологии

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии — совместном заседании АН СССР и АМН СССР, состоявшемся летом 1950 года. На ней , вслед за генетикой чистилась советская физиология. Несколько видных ученых, уважаемых во всем научном мире, подверглись жестоким преследованиям за «отступления от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазно-идеалистическими течениями в физиологической науке. Были подвергнуты остракизму самые близкие и верные ученики Павлова — Л.Орбели, А.Сперанский, И.Бериташвили, Л.Штерн. Резкой критике подверглись и взгляды, высказанные академиком Анохиным. Петр Кузьмич, биография которого была связана с Институтом физиологии при АМН СССР, созданным им в 1944, был отстранен от руководства и до 1953 года — до смерти Сталина — работал профессором кафедры физиологии Рязанского медицинского института.

Основной научный вклад

Теория функциональных систем является логическим результатом развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Он заключается в описании процессов жизнедеятельности организма благодаря наличию в нем особых частных ассоциаций и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называются саморегулирующимися, так как происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем является поведенческий акт, для оценки которого существует обратная афферентация — обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о способах получения, передачи, хранения и преобразования информации — кибернетики. Отец этой науки — Норберт Винер — высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фотография, сделанная во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стала символом тесной связи двух наук.

Биологические теории эмоций, теории бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения — этими проблемами Анохин активно занимается в последние годы. Научную деятельность сочетал с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редакциях многочисленных изданий и др.

ПК. Анохин покончил с собой 5 марта 1974 года, оставив после себя хорошую репутацию за свои человеческие качества и огромное научное наследие.

биография, вклад в науку, книги / Paulturner-Mitchell.com

Анохин Петр Кузьмич — известный советский физиолог, академик. Участник Гражданской войны. Получил известность благодаря созданию теории функциональных систем. В этой статье вам будет представлена ​​его краткая биография.

Учеба

Анохин Петр Кузьмич родился в городе Царицыне в 1898 году. В 1913 году мальчик окончил начальную высшую школу. В связи с тяжелым положением в семье Петру пришлось пойти работать на железные работы конторщиком. Затем сдал экзамены и получил профессию «почтово-телеграфного служащего».

Судьбоносная встреча

В первые годы новой системы Анохин Петр Кузьмич работал главным редактором и уполномоченным по печати в новочеркасской редакции «Красный Дон». В те дни он случайно встретился со знаменитым революционером Луначарским. Последний ездил с войсками агитпоезда на Южный фронт. Луначарский и Анохин долго говорили о человеческом мозге и его изучении для «понимания материальных механизмов человеческой души». Эта встреча предопределила судьбу героя нашей статьи.

Высшее образование

Осенью 1921 года Анохин Петр Кузьмич уехал в Петроград и поступил в ГМХЗ, которым руководил Бехтерев. Уже на первом курсе юноша провел под своим руководством научную работу «Влияние малых и больших колебаний звуков на торможение и возбуждение коры головного мозга». Через год он прослушал несколько лекций Павлова и поселился в его лаборатории.

После окончания Санкт-Петербургского государственного художественного музея Петра была принята на работу старшим лаборантом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института. Также Анохин продолжал работать в лаборатории Павлова. Он провел ряд опытов по влиянию ацетилхолина на секреторную и сосудистую функции слюнной железы, а также изучал кровообращение головного мозга.

Новая должность

В 1930 году Петр Кузьмич Анохин, биография и интересные факты о котором есть в любом учебнике по физиологии, получил должность профессора Нижегородского университета (лечебный факультет). Отчасти этому способствовала рекомендация Павлова. Вскоре факультет был отделен от университета, и на его базе был создан отдельный медицинский колледж. Параллельно Петр Кузьмич возглавлял кафедру физиологии в Нижегородском институте.

В это время Анохин ввел новые способы изучения условных рефлексов. Это моторно-секреторный, а также оригинальный метод, использующий внезапную замену безусловного подкрепления. Последнее позволило Петру Кузьмичу прийти к важному выводу о формировании в центральной нервной системе особого аппарата. В нем уже присутствовали параметры будущей арматуры. В 1955 году этот аппарат получил название «акцептор результата действия».

Авторизация афферентации

Именно этот термин ввел в 1935 году в научный обиход Анохин Петр Кузьмич. Теория функциональных систем, вернее ее первое определение, была дана им примерно в тот же период времени. Сформулированная концепция повлияла на всю его дальнейшую научную и исследовательскую деятельность. Анохин понял, что системный подход является наиболее прогрессивным способом решения различных физиологических проблем.

В том же году часть сотрудников Нижегородского университета перешла в ВИЭМ, который находился в Москве. Там Петр Кузьмич организовал кафедру нейрофизиологии. Некоторые из его исследований проводились совместно с клиникой неврологии Кроля и с отделом микроморфологии, возглавляемым Лаврентьевым.

В 1938 году по приглашению Бурденко физиолог Анохин Петр Кузьмич, биография которого является предметом подражания для других ученых, возглавил психоневрологический сектор Центрального нейрохирургического университета. Там ученый занимался разработкой теоретической концепции нервного рубца.

Работа в военное время

Сразу после войны Анохин вместе с ВИЭМ был эвакуирован в Томск. Там он возглавил нейрохирургическое отделение травм периферической нервной системы (ПНС). В дальнейшем Петр Кузьмич обобщит свой нейрохирургический опыт в работе «Пластика нервов при травмах ПНС». Эта монография была опубликована в 1944.

В 1942 году Анохин вернулся в Москву и стал заведующим физиологической лабораторией Института нейрохирургии. Здесь он продолжал консультировать и оперировать. Также вместе с Бурденко ученый исследовал область хирургического лечения боевых ранений НС. Результатом их работы стала статья об особенностях строения боковых нервов и их лечении. Сразу после этого Петр Кузьмич был избран профессором Московского университета.

В 1944 г. на базе лаборатории и отдела нейрофизиологии ВИЭМ был создан новый Институт физиологии. Там начальником профильного отдела был назначен Анохин Петр Кузьмич, книги которого в то время не пользовались большой популярностью. В последующие годы ученый занимал должность заместителя руководителя по научной работе в этом учреждении, а также директора.

Критика

В 1950 г. состоялась научная сессия, посвященная проблемам учения Павлова. Критике был подвергнут ряд научных течений, которые развивали его ученики: Сперанский, Бериташвили, Орбели и др. Резкое неприятие вызвала и теория функциональных систем героя данной статьи.

Профессор Асратян сказал так: «Когда Бернштейн, Ефимов, Штерн и другие, поверхностно знающие учение Павлова, выступают с какой-то чушью — это смешно. Когда опытный и знающий физиолог Бериташвили выступает с антипавловскими концепциями , не быть его учеником и последователем — это раздражает. Но когда ученик Павлова систематически пытается пересмотреть его работу с точки зрения лженаучных идеалистических «теорий» буржуазных ученых, это просто возмутительно».0003

Переезд в

После этой конференции Анохин Петр Кузьмич, вклад которого в науку не был оценен, был снят с должности в Институте физиологии. Администрация учреждения направила ученого в Рязань. Там он проработал профессором до 1952 года. Следующие три года Петр Кузьмич заведовал кафедрой физиологии Центрального института в Москве.

Новые работы

В 1955 году Анохин стал профессором медицины Сеченовского университета. Петр Кузьмич активно работал на этой должности и успел сделать много нового в области физиологии. Он сформулировал теорию сна и бодрствования, биологическую теорию эмоций, предложил оригинальную теорию насыщения и голода. Кроме того, Анохин придал завершенную форму своей концепции функциональной системы. Также в 1958 г. ученый написал монографию о внутреннем торможении, где представил новую трактовку этого механизма.

Преподавательская деятельность

Научная деятельность Петра Кузьмича сочеталась с педагогической. Где бы Анохин ни работал, он всегда привлекал к этому процессу студентов. Все его ученики писали научные работы на определенную тему. Петр Кузьмич старался возбудить в них творческий творческий дух. Своим вниманием и доброжелательным отношением физиолог мотивировал студентов к творческой деятельности. Лекции Анохина пользовались большой популярностью, поскольку научная глубина сочеталась в них с живым и ясным изложением материала, образностью и выразительностью речи, а также неоспоримой обоснованностью выводов. В духе лучших традиций советской физиологической школы Анохин стремился как к ясности передачи информации, так и к наглядности, наглядности материала. Дополнительные физиологические лекции профессора дополнились физиологическими опытами на животных. Многие студенты считали его лекции импровизациями. На самом деле ученый тщательно к ним готовился.

Последние годы

С 1969 по 1974 год Анохин Петр Кузьмич, биография которого была представлена ​​выше, заведовал лабораторией в Институте патологической и нормальной физиологии АМН СССР. В 1961 году награжден орденом Красного Знамени. А в 1968 г. он был награжден золотой медалью Павлова за создание нового направления в нейрофизиологии, связанного с изучением функциональной организации головного мозга.