Быт русских крестьян: Русский крестьянский быт — Щи.ру
Быт крестьян — Как написать историю своей семьи?
Содержание
- Дом
- Внутреннее убранство дома
- Двор
- Пища
- Работа крестьян
- Одежда
- Праздники
Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.
Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)
ДомЦентром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.
В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
ДворВо дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.
Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.
В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.
Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
Работа крестьянОсновное занятие, быт крестьян – это земледелие
. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.
Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.
Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.
Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.
В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.
Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.
ОдеждаОсновной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.
ПраздникиКрестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.
Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)
Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.
Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.
Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Рекруты в России
Как раскрасить старое черно-белое фото
Как выбрать имя ребенку
Как установить судьбу участника Великой отечественной войны
Быт и культура русского крестьянства
Áudio tour
- 2 avaliações
- Gratuito
EnglishРусский
Compartilhar
Ouvir o áudio
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Данный раздел экспозиции Музея знакомит посетителя с жизнью и культурой, пожалуй, самого крупного (более трех четвертей населения) сословия Российской империи – крестьянства. Мало кто из русских крестьян оставил записи или воспоминания о своей жизни и мире, их окружавшем. Но материальное и духовное наследие этих немногословных и трудолюбивых людей впечатляет – это необъятные просторы России, освоенные хлебопашцами, ансамбли деревянных церквей Русского Севера, произведения резьбы, росписи и вышивки, былины и сказки, духовные стихи и многое другое…
Именно благодаря крестьянству русская национальная культура обладает неповторимым и ярким обликом, делающим ее неотъемлемой частью достояния всего человечества.
Tocar áudiopasseio
Paradas do passeio
Fornecido por Картинная галерея Ильи Глазунова–один из ведущих музеев Москвы, расположенный в историческом центре города, был открыт 31 августа 2004 г. Ver todos os guias
Análises
Minha avaliação deste passeio
A minimum rating of 1 star is required.
Seu nome
Please fill in your name.
Comentário (opcional)
Leave this field blank
Open in app
Бедность и жестокость среди русских крестьян в конце 19 века
Бедность и жестокость среди русских крестьян в конце 19 века
Деревенская жизнь в позднецарской России представляет собой этнографический отчет о русских крестьянах около 1900 года. Автор, Ольга Семенова Тян-Шанская (сокращенно «Семенова»), провела четыре года, изучая сельские народ через длительное непосредственное наблюдение и контакт с ним.
Ольга Семёнова Тян-ШанскаяМеня заинтересовала эта тема как часть изучения, конкретно, качества жизни людей в разных местах и в разное время и на разных стадиях развития. Хотя в конце XIX века материальный прогресс шел быстрыми темпами, большая часть этого прогресса еще не достигла Рязанской губернии, где Семенова в основном училась. Какая там была жизнь?
Короче говоря, я ожидал бедности, которую я нашел. Я не ожидал также найти тревожную степень жестокости и оскорблений.
Во-первых, позвольте мне поделиться некоторыми отрывками из книги, которые я выделил, примерно сгруппировав их по темам. В конце я расскажу, как это интерпретировать и что с этим делать.
В последующих кавычках скобки указывают на вставки, сделанные редактором тома Дэвидом Рэнселом, а не мной. Все фотографии взяты из издания Kindle (и предположительно не защищены авторскими правами).
Бедность
Кирпичный каменный дом, предположительно в селе Мураевня.Вот типичный крестьянский рацион:
Обед состоит из щей, каши ( каша ) или, опять же, картошки и хлеба. В супе, конечно, нет мяса, только капуста, но изредка добавляется сметана. Картофель смешивают с квасом и луком. Кашу — обычно просо — едят либо с молоком, в так называемой жидкой форме ( кулеш ), либо в более густой форме, приготовленной с конопляным маслом. После обеда крестьяне отдыхают и возвращаются в поля. Они берут с собой немного хлеба на полдник где-то между тремя и пятью часами. С заходом солнца крестьяне расходятся по домам и около девяти часов вечера едят свой подогретый ужин с возможным добавлением обезжиренного молока.
Вы получаете лучшее представление об уровне жизни от продуктов, которые они считают особым лакомством:
К продуктам, которые можно встретить на крестьянском столе только во время годового праздника, либо во время свадебного или крестильного обеда, относятся блины ( блины ), мясо (телятина, предназначенная для праздников — убойна ), картофельные оладьи ( драчена ), булочки ( пышки ), саламата (разновидность тонкой каши), калинник (разновидность лепешки), оладьи ( оладьи ), щи с солониной ( солонина ).
Это, конечно, в хорошие времена. В плохие времена:
Во время голода крестьянская еда состоит из черствого хлеба, смоченного в воде и перемешанного с лебедой. Мужчины прилагают дополнительные усилия, чтобы найти любую работу, а иногда вся семья уходит попрошайничать. Как только тает снег, голодные дети собирают в пищу коренья и травы, такие как щавель и клевер. Крестьяне также варят суп из сныти ( Aegopodium podagraria ).
Еще одним признаком бедности является сжигание твердого топлива в доме. Вот визуализация проблем, которые вызывают:
Печи с дымоходом называются «белыми», а печи без дымохода — «черными». При топке «черной» печи дверь из главного помещения в прихожую оставляют открытой, чтобы дым вытягивался до уровня двери, а выше этого уровня образовывал сине-белое покрывало, сквозь которое ничего не видно. Верх двери не выше невысокого человека, так что, чтобы войти в дом, приходится наклоняться (сам потолок высотой всего 5 футов 10 дюймов). Здоровому человеку трудно встать, когда топят печь, потому что его глаза будут в едком облаке дыма. Даже сидя на скамейке, чувствуется едкий дым в глазах.
Жить дровами и углем нехорошо; этим крестьянам часто приходилось жечь солому или того хуже:
Крестьяне ночью приносят солому для сна, а утром скармливают эту солому в печку. Ежедневное использование свежей соломы обеспечивает достаточно гигиеничную подстилку для крестьян. Но это так только в годы обильного урожая. В неурожайный год вся солома, которая у них есть, отдается скоту; иногда приходится сносить даже соломенные крыши, чтобы спасти животных от голодной смерти.
Нехватка соломы вынуждает крестьян использовать свою одежду в качестве подстилки и отапливать дом сухим навозом или сорняками, такими как лопух, чертополох и крапива. Соответственно, в такой год увеличивается и количество болезней. Одной из причин является отсутствие свежего постельного белья. Плохое топливо также сильно вредит глазам. В засушливые 1891–1892 годы около десяти человек в двух наших деревушках (в каждой было около пятнадцати дворов) временно или навсегда потеряли зрение из-за печного дыма. Дым от сжигания высохшего навоза и сорняков, найденных на обочинах дорог и в оврагах, был настолько едким, что у пострадавших (в основном стариков и детей) развилась катаракта. Все они были госпитализированы в районную больницу города, но троим зрение так и не вернулось.
К сожалению, крестьяне также не знали элементарной гигиены — в царское время микробная теория еще не дошла от Института Пастера до русского крестьянства:
Если мышь упадет в кадку с солеными огурцами, квашеной капустой или маринованными яблоками, хозяйка почти всегда вызовет священника для совершения ритуала очищения. Мышь вынимается из кадки, и священник продолжает читать над кадкой молитву, трижды проводит над ней крест, а затем откусывает огурец или яблоко или пробует квашеную капусту. После этого содержимое ванны снова считается чистым.
И сочетание этого невежества с бедностью привело к катастрофам со здоровьем:
В сезон работ крестьяне часто простужаются и теряют голос («Вся грудь заложена», — сообщают они), потому что пьют холодную воду, когда перегреваются. Раскрасневшиеся от жары и, как говорят крестьяне, «объятые жаждой», они, кажется, не могут напиться и берут воду из любого доступного источника. Пьют из придорожной канавы, из грязной лужи, из болота, везде, где найдут воду, чтобы утолить жажду. Среди крестьян распространены ленточные и аскариды. Осенью вода в реке буквально отравлена коноплей, которая вымачивается там до первых заморозков. Известны случаи отравления этой водой.
Мораль
Крестьянин, делающий обручи для бочек, Рязанская губерния Рязанский музейСеменова крайне недовольна трудовой этикой русских крестьян:
… крестьяне не думают о сбережениях на будущее. Если крестьянин имеет хороший урожай, который продержит его до следующего года, он будет сидеть дома и бездельничать, и его нельзя заманить на дополнительную работу ни за какие деньги. Крестьяне нанимаются в батраки только тогда, когда к этому их толкает крайняя нужда, когда у них, так сказать, приставлен нож к горлу. [Тогда они будут выполнять] самую тяжелую работу, какую только можно вообразить.
Удивительно неуважение крестьян к тяжелому труду. «Ему? Он копается в поле, как жук, с утра до ночи!» Они часто говорят это с презрением.
Она тоже увидела обиду и зависть:
Крестьяне побогаче недовольны отношением своих бедных соседей. «Они постоянно нас ненавидят и завидуют, говоря что-то вроде: «Почему ты думаешь, что ты намного лучше? Подождите, вы будете такими же бедными, как и мы». Если вы посадите яблоню, они обижаются, говоря: «Вот эта большая шишка садит сад! Мы голодаем, а он сад садит, да еще и забором его обносите!» И им ничего не стоит сломать забор и выкорчевать дерево. Если дерево выживет и принесет плоды, они считают своим долгом совершить набег на него. «Вот сколько в них ненависти! И если с тобой случится какое-нибудь несчастье, они обязательно прикончат тебя».
В соответствии с русским стереотипом крестьяне много пили:
На свадьбах выпивается огромное количество алкоголя. Я сам был на свадьбах, на которых девяти- и десятилетних девочек заставляли пить, чтобы они танцевали для всеобщего развлечения.
Лучший повод для молодежи впервые напиться – это ежегодный фестиваль, который в этом регионе проходит в связи с Днем Святого Михаила. В этот праздник все в приходе напиваются. В хороший год праздник длится неделю, но даже при плохом урожае люди умудряются загулять на три дня.
Весной много несчастных случаев [в результате пьянства]. Некоторые люди тонут в заполненных водой оврагах. Другие раздавлены падающими вагонами; на пьяного мужика телега опрокинется, и конец ему.
Другим поводом для всеобщего пьянства являются сезонные полевые работы у помещика (обычно покос и вывоз продуктов в город), который за плату угощает крестьян угощением. В этих случаях вспыхивают ужасные бои, в результате которых можно покалечить или даже убить косой.
После [церковной] службы воздержанные мужики идут домой, а другие направляются в кабак, где все напиваются. Более трезвые крестьяне обедают дома, отдыхают, а потом «просто сидят» до вечера, разговаривая о своих делах и обсуждая урожай и связанные с ним темы. Но и в родном селе есть возможность выпить, и маловероятно, что крестьянин пропустит воскресенье без выпивки. Вечером женщины получают представление о количестве выпитого их мужьями алкоголя по силе получаемых побоев.
Верный стереотипу:
Кулачный бой и ругань изучаются довольно рано. Как только Иван начал ходить, он начал драться с другими детьми. На самом деле его поощряли к этому, особенно если он мог превзойти другого маленького ребенка. Иван выучил ругательства у своих старших братьев и сестер еще до того, как смог составить целое предложение. Он начал называть свою мать стервой всякий раз, когда она ему в чем-то отказывала, к большому удовольствию всей семьи, даже самой матери. В таких случаях они даже подбадривали его.
(«Иван» здесь составная фигура типичного русского крестьянского ребенка.)
Воровство было обычным:
Когда в группу молодых пастухов входят несколько мальчиков постарше, скажем, в возрасте шестнадцати или семнадцати лет, они приказывают младшим воровать спиртное из дома, когда их родителей нет дома. Затем добыча делится на всех, нередко включая мальчиков от десяти до двенадцати лет.
Воровство между супругами не редкость. Это может быть муж, который крадет деньги из сундука жены для какой-то своей «нужды» или просто для того, чтобы развлечься в таверне. Или жена могла взять у мужа немного муки или зерна и расплатиться ими за мыло или атласную ткань в магазине. Когда муж пьян, его жена вытаскивает бумажник из его сапога. Дети тоже воруют у матерей яйца или что-нибудь подходящее. Жены воруют шерсть у своих мужей.
В одном случае Семенова наняла крестьянку готовить еду и дала ей муки для выпечки хлеба. Женщина использовала часть муки, чтобы испечь пироги для себя и своего мужа. Об этом Семенова говорила с другой прислугой, Катериной:
Катерина: «Это не воровство! Просто испекла и съела. Она не уносила пирожные к себе в комнату и не прятала их в кладовке».
I: «Но она взяла муку, и от этого у работниц стало меньше хлеба. Какая разница, украла она его и унесла домой или съела прямо здесь? Это все равно грабеж».
Катерина: «А вот лепешки ела тут же, в твоем доме, вместе с мужем; это не грабеж. Если бы она украла муку из запертого шкафа или сохранила ее на будущее, это, наверное, было бы грехом».
Как бы я ни пытался объяснить Катерине, что самовольное присвоение чужого имущества, потребляемого сразу или сохраняемого впрок, все равно является кражей, она не соглашалась со мной.
Семенова отмечает, что «тот самый староста», который сдал вора муки, «когда он охраняет помещичьи яблони от набегов нанятых на время в пастухи мальчишек, каждый раз набивает карманы яблоками. ”
Жестокость
Крестьянские девушки из села Култуки Касимовского уезда Рязанской губернии. Рязанский музейПредупреждение: с этого момента этот пост может быть трудно читать.
Крестьяне вообще не считались с животными:
Кошки и собаки также менее полезны, чем другие животные, и крестьяне будут мучить их просто ради забавы, просто чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Маленькие дети любят бросать кошек и щенков, когда они могут их поймать, в воду, чтобы посмотреть, умеют ли они плавать. Когда я спрашиваю: «Тебе их не жалко?» дети отвечают: «Чего жалеть? Это не люди, просто собаки».
Не могу сказать, что крестьяне особенно хорошо относятся к своему скоту. Лошадей постоянно бьют. Но крестьянин очень огорчается, если лошадь умирает, потому что это большие финансовые потери. Точно так же женщина реагирует на потерю коровы.
Хуже того, они также жестоко обращались со своими детьми:
Наказание за хулиганство заключалось в побоях со стороны родителей. Били Ивана за то, что он кричал, обливался грязью или воровал кусок еды. Они не били его за драку, ложь или нецензурную брань.
Мы также продолжаем наблюдать случаи порки сыновей за оскорбление родителей. Этих непослушных детей (которым может быть до двадцати лет) без суда доставляют в городскую администрацию для наказания. По жалобе родителей начальник поселка вызывает сына и передает его охраннику для порки. Преступника раздевают до пояса, кладут на пол в городской конторе и избивают ивовыми прутьями. Вход на зрелище открыт для всех жителей поселка.
Был даже случай изнасилования ребенка:
Летом был случай, когда двадцатилетний охранник яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку. Мать девушки, правда очень бедная женщина, согласилась простить обидчика за три рубля.
Не знаю, что шокирует больше: то, что обидчик отделался штрафом, или то, что прощать его было решением матери.
Женщины
Группа крестьянских женщин Библиотека КонгрессаВ целом, с женщинами на всех этапах жизни обращались очень плохо — начиная с рождения:
Но когда родилась девочка, бабушка и дедушка перестали о ней думать, как только она крестилась. Они даже не выразили сожаления по поводу ее смерти. Молодой отец тоже не испытывал особого сожаления по этому поводу.
Если первый ребенок – девочка, в семье в основном чувствуется разочарование. Одна из женщин может заметить: «Ну, по крайней мере, она может быть нянькой». На следующий день никто не думает о девочке.
Вот, например, что происходит на «выставке невесты», которая проходит через одну-две недели после предложения руки и сердца:
Теперь невеста стоит перед женихом. Головной платок повязан так, что лицо затенено. Семья жениха внимательно осматривает невесту. — Может быть, она хромая? они могут спросить. Затем ее сестра или невестка заставляет ее пройтись по комнате. Задаются и другие вопросы, например, о том, может ли она быть глухой. Тогда ее будущие свекровь подходят к невесте и спрашивают: «Почему она так завернута, что мы не можем видеть ее глаза; может быть, она слепа на один глаз? Сестра невесты открывает лицо для осмотра. Если невеста бледна, семья жениха захочет узнать причину, спросив, не больна ли она.
Если вы думаете, что это не предвещает ничего хорошего для брака, невеста и ее семья согласятся с вами: позже, дома, невеста «бьется головой о скамью, выкрикивая причитания или, как это известный здесь «крик». К ней присоединяются мать и сестра:
Мой отец, мой кормилец,
Моя милая мать,
Меня выдали, бедного и несчастного,
И выдав меня, запили водкой
И подгоревшей хлебной коркой.
Чем мне обернется переезд к чужим,
К новым отцу и матери.
Мне придется угождать этим незнакомцам,
Быть всем им угодным и послушным.
Брак начался не очень удачно. После свадьбы:
Утром молодоженов будят шафер и крестная. Крестная приказывает молодой жене подмести полы. Медные монеты были заранее разбросаны по полу, и жене сказали отдать свекрови все монеты, которые она найдет. Делается это для того, чтобы узнать, не воровка ли молодая жена, а также чтобы посмотреть, насколько хорошо она подметает пол.
Женщины также плохо поддерживаются во время беременности:
Во время беременности женщина продолжает нести все свои обычные обязанности, как по хозяйству, так и в поле, включая связывание снопов, прополку, обмолот, сбор конопли, посадку и копку картофеля, вплоть до наступления беременности. труд. Женщины часто рожают, выполняя домашнюю работу, например, замешивая хлеб, или даже когда они работают в поле; другие делают это в ухабистой повозке, спеша домой после первых мук приближающихся родов.
Младенцы
Молодая мать держит своего спеленутого новорожденного в Сапожском уезде Рязанской губернии. Рязанский музейНо самым шокирующим для меня — опять же, это будет трудно прочитать — было обращение с младенцами:
Матери, заботящиеся о чистоте, кладут в колыбель солому и меняют ее каждый день или два. Но чаще младенца кладут в грязную колыбель, застеленную грязной старой материнской юбкой: «Он так же может лежать на юбке, не лучше, чем кто-либо другой. Другие, казалось, не умерли; они выжили».
До тех пор, пока Иван не сделает своих первых шагов, за ним присматривает сестра, девочка лет девяти-десяти. Она с трудом носит его и часто роняет, восклицая: «Ой, боже мой! Как я его отпустил?» Иногда Иван кувыркается вниз головой с пригорка. Когда он плачет, его няня свободной рукой бьет его по лицу или по голове, говоря: «Молчи, сукин сын».
Матери иногда пели жестокие колыбельные, например:
Тише, тише, тише, детка,
Я дам тебе шлепки,
Двадцать пять штук,
Чтобы ты лучше и крепче спал.
Тише, тише, тише, детка.
В конце деревни живет мужчина.
Он не беден и не богат,
У него много детей,
Они сидят на скамейке
И едят солому.
Я заставлю тебя страдать еще больше.
Я не дам тебе есть.
Я не буду застилать тебе постель.
А некоторые были еще хуже этих; сноска, добавленная редактором, гласит:
Русская фольклористка обнаружила, что около 8 процентов ее коллекции из тысяч колыбельных были песнями, желающими смерти младенцам, предположительно слабым младенцам, подобным упомянутым здесь, чье выживание было сомнительным и которые, возможно, страдали от боли.
Действительно, похоже, смерть ребенка не всегда считалась трагедией:
[Смерть младенца в бедной семье, которая не могла содержать другого ребенка, видимо, расценивалась как благо, как записала Семенова в одной из своих неопубликованных полевых записок.] Когда в бедной семье умирает ребенок, люди говорят: «Слава богу, Господь одумался!»
И детская смертность была высокой. Некоторые смерти были результатом бедности и отсутствия гигиены:
Наиболее высока детская смертность летом во время поста св. . Диарея является основной причиной детской смертности. Что касается смертности, то в большинстве домов умирает более половины всех детей. Большинство женщин рожают от восьми до десяти или двенадцати детей, из которых выживают только трое или четверо.
Некоторые были вызваны удушением в постели, которое, как утверждалось, было случайным, но случалось так часто, что многие наблюдатели полагали, что это преднамеренное детоубийство:
Более того, молодые мамы очень часто случайно задушат своих детей во сне. Мать иногда кладет младенца между собой и мужем, чтобы дать ему грудь, засыпает, переворачивается на нем и душит его. Добрая половина женщин перекладывала таким образом хотя бы одного ребенка — чаще всего они это делают в молодые годы, когда крепко спят. За наложение на ребенка священник налагает епитимию.
(Покаяние!)
А в случае с внебрачными детьми отпадает даже предлог несчастного случая:
Случаи детоубийства внебрачных младенцев вовсе не редки. Замужняя или незамужняя женщина рожает одна где-нибудь в сарае, душит младенца и сбрасывает его в реку (с камнем на шее), или оставляет в конопляных зарослях, или закапывает либо во дворе, либо где-нибудь в свинарник.
Родители молодой женщины, забеременевшей вне брака, выдали ее замуж, чтобы скрыть свой грех. Когда женщина родила, семья ее мужа [с которым она тогда жила] восстала против ребенка. Хотя ее муж был миролюбивым, простодушным парнем, не упрекавшим жену в ее юношеской нескромности, его семья была неумолима и в конце концов потребовала, чтобы она «избавилась от маленького ублюдка». Это требование было настолько настойчивым, бедную женщину постоянно избивали и преследовали ее родственники, что она уступила. Она наполнила тряпку-пустышку младенца серой, соскобленной со спичек, положила ее в рот ребенку, и он вскоре умер. Мать предстала перед судом, но была оправдана.
Не все младенцы подлежат убийству, но внебрачные, скорее всего. Слабого младенца, который является обузой для матери, не убивают, хотя его родители будут роптать на его существование и постоянно выражать желание его смерти.
Пожилые женщины очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконнорожденного «щенка», которого они считают неприятностью и обузой. Молодые женщины мучаются от такого решения и заставляют себя убивать своих младенцев только тогда, когда стыд или страх заставляют их терять рассудок или когда они больше не могут терпеть свои страдания и страдания своих детей. Мужчины, из того, что я мог наблюдать, зачастую просто не знают о таких убийствах, даже когда они происходят в их собственных семьях, или, если и разбираются, что происходит, то смотрят в другую сторону.
Редактор добавляет:
Наблюдения Семеновой тревожат современных читателей, но нет оснований сомневаться в их точности. Мои собственные недавние исследования по этому вопросу показывают, что во многих частях России дети, нежелательные из-за незаконнорожденности, физического уродства или явной слабости, встречали свою смерть либо быстро в результате детоубийства, описанного Семеновой, либо медленнее из-за пониженного уровня уход и кормление.
Что со всем этим делать?
Во-первых, отметим, что эта книга не совсем работа Семеновой или даже ее сотрудника К. В. Николаевского. Она оставила работу незавершенной, когда умерла, и ее записи были объединены в связную форму редактором Рэнселом.
Во-вторых, Семенова была не совсем нейтральным наблюдателем. Как говорит Рансел во введении:
Она ясно чувствовала инаковость крестьянского мира и считала крестьян принципиально отличными от образованных, урбанизированных русских. … Ее позиция была прогрессивной, прозападной представительницей русской интеллигенции. Она хотела, чтобы крестьяне разделяли ее уважение к частной собственности, ее ценности бережливости и трудолюбия, и она считала, что без этих ценностей они не смогут стать просвещенными и продуктивными гражданами современного общества. … Подводя итог, несмотря на то, что Семенова дает удивительно подробные и яркие изображения крестьянского поведения, она мало старается войти в крестьянскую культурную рамку. Она остается снаружи и полностью уверена в своем превосходстве над крестьянами.
Кроме того, у нее был план или, по крайней мере, конкретная культурная цель. Рансель цитирует письмо своего сотрудника Николаевского от 1906 года: «Политический и социальный климат того времени (как и сегодня) был таков, что все ожидали, что только крестьянин сможет установить новый порядок в России, и темпы этого изменения также всецело зависело от крестьянства». Рэнсел говорит: «Очевидно, что центральная цель ее исследования состоит в том, чтобы противостоять наивным взглядам на крестьян как на естественно склонных к сотрудничеству, общинных существ, которые заложат основу для нового порядка социального мира и гармонии».
Все вышесказанное, по моей оценке, состоит в том, что конкретные инциденты и, по крайней мере, обобщения первого уровня верны, даже если их приходится интерпретировать с точки зрения Семеновой «прогрессивный, вестернизирующий».
Вопрос для меня в том, насколько эти наблюдения применимы к крестьянской жизни в других местах и в другое время. Я не решаюсь обобщать, так как это первая книга по этнографии, которую я прочитал в контексте этого проекта, но для меня она вызывает вопросы. Жестокость по отношению к животным и детям, почти рабское положение женщин – это норма? Если бы русские крестьяне были более жестокими, чем в среднем, разве они далеко хуже среднего? Если такая жестокость распространена, присуща ли она бедности, в том числе низшим уровням образования, которые обязательно сопровождают бедность? И если да, то приводит ли только увеличение богатства и образования к более гуманному обществу, или переход к более равным правам и статусу также требовал изменения морали и других представлений, которые не являются естественным или неотъемлемым следствием материального прогресса?
Основная причина, по которой это важно, заключается в том, что равные права и гуманное обращение являются частью человеческого благополучия, и поэтому то, как эти вещи были достигнуты, является частью истории прогресса. Но второстепенная причина, по которой меня это интересует, заключается в том, что одна критика современности утверждает, что сегодня мы более «отсоединены» от наших семей и наших сообществ. В частности, в случае с русскими крестьянками их «связь» с мужьями, которые их били, родственниками, которые презирали и унижали их, и общиной, которая не предлагала никакой поддержки, не обогащала, а разоряла. Бегство от этих «связей», обеспечиваемых богатством, образованием, возможностями трудоустройства и миграции, было бы благом.
Комментарий: LessWrong, Reddit
Советский крестьянин — Атлантика
Сохраненные истории
в мире сегодня
ХОТЯ около 20 миллионов советских граждан переехали из деревни в город между 1929 и 1939 гг. программы быстрой индустриализации, Россия по-прежнему остается преимущественно аграрной страной. Только около одной трети из 200 миллионов человек проживает в городах. Более половины живет за счет сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства. При этом большинство горожан имеют тесные связи с крестьянской жизнью. Очень большая часть из них сами работали крестьянами; многие до сих пор возвращаются в деревни, чтобы помочь с урожаем; многие возделывают огороды и разводят домашнюю птицу и скот в свободное время.
Крестьянская жизнь известна своей консервативностью в России, как и везде. Полагаясь на природу, крестьянин привык к медленному ритму как мысли, так и действия. Он также умственно и физически менее подвержен давлению со стороны правительства, чем его городской брат. Только путем того, что сам Сталин называл «второй революцией», «революцией сверху», большевистскому режиму удалось искоренить традиции русского крестьянства и создать новую форму сельскохозяйственной экономики: колхоз.
В период с 1929 по 1932 год около 20 миллионов мелких крестьянских владений были объединены в около 240 000 колхозов. Миллионы сопротивлявшихся коллективизации были отправлены в трудовые лагеря, сосланы в отдаленные районы или иным образом «ликвидированы». Миллионы, вступившие наконец в колхозы, сначала зарезали своих лошадей и другой скот.
Теоретически новые колхозы были добровольными ассоциациями фермеров, которые объединили свои ресурсы для создания крупного кооперативного предприятия; на самом деле они были образованы принуждением, главным образом со стороны коммунистической партии, вопреки огромному сопротивлению крестьянского населения. Результатом стали насилие, незаконный забой лошадей и другого скота, незаконная утилизация урожая, взяточничество, отходы, отказ от работы — и голод. В 1944 Сталин сказал Черчиллю, что страдания периода коллективизации превзошли даже страдания Второй мировой войны.
Крестьянское «нет» не заставило Советское государство отказаться от программы коллективизации, но заставило его внести важные изменения в первоначальные цели этой программы. Первоначальная идея коллективизации заключалась в окончательном превращении крестьянства в сельский пролетариат, работающий за заработную плату на гигантских государственных «фабриках в полях». К 1935 году эта идея была в значительной степени израсходована, хотя некоторые так называемые совхозы, в которых крестьяне работали за заработную плату, были организованы и продолжают существовать.
Основными концессиями, завоеванными 97% крестьян в «колхозах», были: во-первых, право оставить себе то, что осталось после тяжелых казенных поборов; во-вторых, право каждого крестьянского двора иметь свой приусадебный участок, свою корову и других животных.
Эти уступки не лишили правительство того, что, с его точки зрения, является, пожалуй, главным благом коллективизации: возможности собирать с ферм то, что оно хочет, для доставки в города. Далее, государство контролирует колхозы через около 7000 машинно-тракторных станций, которые снабжают как машинами, так и операторами и сделали советское сельское хозяйство почти столь же высокомеханизированным, как и сельское хозяйство Соединенных Штатов. МТС очень дорого берет за свои услуги, не деньгами, а натурой.
Советский крестьянин продолжает платить высокую цену бедностью и строгостью за индустриализацию России. Тем не менее, он сохранил свою идентичность и свой индивидуализм в удивительной степени.
Сдельная оплата в колхозе
Крестьянину-единоличнику в советском колхозе выплачивается не заработная плата, строго говоря, а доля в прибыли коллектива, причем его доля исчисляется исходя из того, что он произвел. Акции измеряются в пересчете на так называемые трудодни. По закону 1948 существует девять различных ставок рабочего дня: от половины рабочего дня для наименее квалифицированной работы до двух с половиной рабочих дней для наиболее квалифицированной и наиболее трудной работы. Рабочий, прополощивший акр лука, может получить половину рабочего дня, а рабочий, убирающий два акра хлопка, может получить два с половиной трудодня.
Трудодень составляет лишь процентную долю от общего дохода колхоза. В конце финансового года каждый коллектив делит свой общий чистый продукт (после налогов и резервов) на общее количество рабочих дней, заработанных его членами.
Чем больше продукт, тем больше стоимость рабочего дня — и тем богаче крестьяне данного колхоза. Неравенства в чистом доходе различных колхозов могут быть значительными, хотя они несколько уменьшаются за счет налогообложения, которое основано на потенциальном производстве, определяемом по общей площади пахотных земель. В советской литературе с гордостью упоминаются «колхозы-миллионеры».
Премии и другие стимулы
Как и на заводе, сдельная оплата является частью более широкой системы стимулов. Ордена, медали, звания и премии выдаются крестьянам, превышающим показатели, установленные за производство различных культур, за разведение крупного рогатого скота, за дойку и другие работы. Крестьяне работают главным образом в бригадах, состоящих обычно из 30—60 человек, причем каждая бригада обрабатывает определенную площадь в течение одного или нескольких сезонов. Премии, состоящие из процента от сверхплановой продукции, выплачиваются отдельным бригадам и отдельным отрядам внутри бригады.
Чувство «социалистического соревнования» поощряется специальными наградами за установление рекордов. «Ударников» и «образцов» ездят в Москву, публикуют в газетах, приветствуют на митингах. Наиболее перспективным и трудолюбивым предоставляется возможность выучиться на агрономов, учителей, инженеров, врачей.
Равноправие крестьянок, составляющих теперь значительное большинство рабочего крестьянского населения и положение которых до революции было заведомо неполноценным, в целом охраняется. Им не нужно отдавать свою зарплату своим мужьям. Они могут подняться до руководящих должностей, хотя председателями колхозов являются относительно немногие. Однако они, вероятно, составляют 70 процентов всех командиров отделений.
Как и на фабрике, вознаграждение за успех соответствует наказанию за неудачу. За дисциплинарные проступки, такие как неявка на работу без уважительной причины или отказ от выполнения приказов, крестьяне могут быть предупреждены, выговор, выговор на общем собрании колхоза; их имена могут быть записаны на доске; они могут быть оштрафованы на срок до пяти рабочих дней, понижены в должности, отстранены от должности или даже исключены.
Держать колхозников в узде
В отличие от промышленного предприятия, которым и в теории, и на практике руководит руководитель (правда, под государственным и партийным контролем), и так называемого совхоза, колхозом теоретически — но не на практике — управляет общее членское собрание. Нелегко понять, почему поддерживается вымысел о том, что общее собрание избирает и контролирует председателя колхоза, когда — на что периодически жалуется советская пресса и даже советские законодательные органы — председатель прислан извне и обладает всей полнотой власти. над коллективом.
Очень большая текучка председателей. Также существует очень сложная система контроля за конкретным колхозом: его нормы производства устанавливаются Министерством сельского хозяйства; его методы работы в значительной степени контролируются МТС; его поставки государству и его общая деятельность контролируются местными и районными органами власти. За каждым из этих государственных и хозяйственных органов стоят, конечно, партийные органы, и в то же время партия имеет свою сельскохозяйственную организацию. Были официальные жалобы на то, что партийные органы пытались вытеснить местные органы Министерства сельского хозяйства.
Колхозы находятся под почти непрерывным огнем за так называемый бюрократизм. Положение от сентября 1946 г. осуждало «необоснованное увеличение руководящего и обслуживающего персонала в колхозах и чрезмерно большую растрату трудодней и денег на административные расходы. . . . Жулики и тунеядцы часто прячутся на бесполезных, искусственно придуманных работах».
Точно так же были жалобы на привычку крестьян недооценивать свою продукцию, чтобы уклониться от государственных сборов. «В Башкирской АССР, — заявил один писатель в 1946, «государственные нормы добычи не выполнены. Приведенное объяснение — нехватка топлива, что не соответствует действительности. Это не из-за нехватки топлива, а из-за антиправительственных настроений, существующих в регионе».
Трудности административного и политического контроля усугубляются малочисленностью колхозов. В 1949 г. насчитывалось около 2,53 000 человек, в среднем около 7,5 семей и около 1200 акров обрабатываемой земли. Только в одном из трех-четырех колхозов была партийная организация. В течение 1950, в результате административного слияния более мелких коллективов общая численность сократилась до 123 000, а к 1952 г. — примерно до 97 000.
В Московской области, например, из 6000 колхозов было объединено около 1700, имеющих в среднем около 1800 десятин земли и по 2,50 трудоспособных крестьян в каждом. В одной губернии Украины 866 колхозов объединились в 342, имея в среднем по 7400 десятин каждое. Сейчас сообщается, что большинство коллективов имеют свои партийные ячейки.
Стремление к объединению коллективов сопровождалось возрождением полемики 30-х годов о «сельском пролетариате». Член Политбюро Хрущев выступал за не только административное объединение, но и физическое объединение коллективов, формирование агрогородков, в которых крестьяне жили бы в доходных домах. Постороннему, который кое-что знает о советских транспортных средствах и советском крестьянском жилище, эта идея кажется — и казалась — фантастической. Его распространяли несколько месяцев, реализовывали в нескольких местах, потом критиковали, а потом бросили как горячую картошку.
Крестьянское хозяйство выживает
Если административное слияние колхозов, по-видимому, серьезно не изменило сложившийся в середине 1930-х гг. уклад крестьянской жизни, то перевод крестьян в агрогородки лишил бы русского крестьянина одна вещь, которой он дорожит больше всего: крестьянский дом. В первые дни коллективизации советские радикалы провозгласили, что «крестьянское хозяйство как отдельная ячейка обречено».
Многовековая история России воплощена в институте советского крестьянского хозяйства. Возникнув в древности, оно пережило множество различных форм сельскохозяйственной организации. Определяемый Земельным кодексом СССР как «семейно-трудовое объединение лиц, совместно занимающихся сельским хозяйством», оно может состоять из любого числа лиц (сегодня оно редко превышает пятнадцать), связанных кровным родством или браком, или путем принятия в домашнее хозяйство, кто ведет а. совместное внутреннее хозяйство.
По советскому законодательству земля, которая может принадлежать крестьянскому двору, ограничена площадью от пяти восьмых до двух с половиной акров, в зависимости от типа колхоза. Крестьянские приусадебные земли составляют лишь около 5% всей обрабатываемой площади. Тем не менее, благодаря затратам времени и сил крестьян, приусадебные земли составляли в отдельные годы около 20% всей сельскохозяйственной продукции.
Советский закон разрешает крестьянскому двору иметь в собственности одну корову, двух телят, одну свиноматку с сосунками, десять овец и коз, неограниченное количество кур и кроликов и двадцать ульев. В кочевых и полукочевых районах также могут находиться в собственности некоторые другие животные. Несмотря на эти ограничения, крестьянские хозяйства владели до войны около 65% коров и телят в Советском Союзе и более половины свиней и овец; они дают большую долю советского мяса, овощей, фруктов, птицы, молочных продуктов и меда.
Крестьянин хотел бы как можно больше посвятить свои силы своему приусадебному участку. Чтобы обеспечить желаемые поставки, правительство приняло законы, требующие, чтобы определенное минимальное количество человеко-дней было заработано на коллективных полях, и о борьбе с незаконным посягательством домохозяйств на коллективные поля. Также крестьянские хозяйства облагаются налогом. Тем не менее доход от их участков, вероятно, остается для крестьян не менее крупным источником дохода, чем их доход от колхозов.
Крестьянин свозит продукцию своего приусадебного участка, а также натуральные выплаты за работу на колхозном поле на так называемый колхозный рынок. Здесь цены свободные — и высокие, несмотря на некоторую конкуренцию со стороны государственных продовольственных магазинов. Говорят, что в Советском Союзе насчитывается около 4500 таких местных свободных рынков — более чем на тысячу больше, чем общее количество городов и поселков. В 1939 г. они составляли более 15% всего объема торговли в рублевом выражении.
Однако крестьяне теперь страдают от недостатка предметов потребления, которые они должны покупать в казенных деревенских лавках или же втридорога на черном рынке; и это положение усугубляется упадком домашних промыслов, таких как ткачество и сапожное производство, которые играли важную роль до коллективизации.
Семейный коллектив
Члены крестьянского хозяйства связаны самыми тесными узами. Право управления, пользования и распоряжения всем домашним имуществом принадлежит членам в целом; при отсутствии единогласия решения принимаются большинством голосов взрослых членов.
Члены семьи выбирают главу семьи для управления ее делами. Полномочия главы регулируются местными традициями и обычаями. Иногда в суды попадают дела, связанные с правами крестьянского двора, как, например, право членов не требовать от главы двора продажи без их согласия хозяйственной постройки или право члена на его долю в имуществе. распущенного домохозяйства или право домохозяйства на взыскание с «материнского» колхоза убытков за незаконное изъятие приусадебного участка.
Не менее важной, чем экономическая и правовая стороны крестьянского хозяйства, является его социальная сторона как института передачи традиций крестьянского быта из поколения в поколение. Советская коллективизация сельского хозяйства наложилась на старый семейный коллективизм.