Цель работы педагога психолога – Цели и задачи деятельности педагога

Содержание

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;

  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;

  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Похожие статьи:

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Цели и задачи деятельности педагога-психолога в О.У.

Основной целью психологической службы является создание, совместно с педагогическим коллективом школы, условий: для охраны и развития психологического (т.е. психического, физического и социального) здоровья учащихся; благоприятной социальной ситуации развития возрастных и индивидуальных особенностей школьников на всех этапах их личностного становления, «самосозидания Человека».

Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает решение следующих задач:

  • выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников в школе;

  • диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;

  • осуществлять диагностико-развивающую работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

  • разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;

  • держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

  • выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями;

  • консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;

  • проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

  • вести профориентационную работу;

  • развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

  • Проблемы психологической помощи детям, подросткам, родителям и педагогам в ходе психологической поддержки осуществляются по основным направлениям деятельности Службы:

    infourok.ru

    1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.

    Основная
    цель деятельности социально –
    психологической службы
     образовательного
    учреждения (далее Службы)
    — обеспечивать сохранение, укрепление
    здоровья детей и профилактику нарушений
    психического здоровья обучающихся,
    содействовать развитию личности детей
    и молодежи в процессе их воспитания,
    образования и социализации.

    Осуществляя
    заданную цель, Служба оказывает содействие
    формированию развивающего образа жизни
    обучающихся, становлению их индивидуальности,
    развитию творческих способностей,
    созданию позитивной мотивации к обучению
    и познанию в целом. Кроме того, специалисты
    Службы должны определять социально –
    психологические причины нарушений
    личностного и социального функционирования
    и развития, а также осуществлять
    профилактику условий возникновения
    подобных нарушений.

    Задачи социально
    – психологической службы:

    1.
    Создание психолого–педагогических
    условий для полноценного психического,
    психофизического и личностного развития
    детей на всех этапах их школьного
    детства.

    2.
    Содействие администрации и педагогическому
    коллективу школы в создании социальной
    ситуации развития, соответствующей
    индивидуальности учащихся и обеспечивающей
    психологические условия для охраны
    здоровья и развития учащихся.

    3.
    Содействие в приобретении учащимися
    психологических знаний, умений и навыков,
    необходимых для получения профессии,
    развития карьеры, достижения успеха в
    жизни.

    4.
    Оказание учащимся помощи в определении
    своих возможностей, исходя из знания
    своих способностей, склонностей,
    интересов, состояния здоровья.

    5.
    Содействие педагогам и родителям в
    воспитании учащихся в формировании у
    них деятельности и поведения на основе
    принципов взаимопомощи, толерантности,
    милосердия, ответственности и уверенности
    в себе, способности к активному социальному
    взаимодействию без ущемления прав и
    свобод другой личности.

    6.
    Предупреждение возникновения проблем
    развития у ребенка и помощь ребенку в
    решении актуальных задач его
    самоактуализации, обучения, социализации:
    учебные трудности, проблемы с выбором
    образовательного и профессионального
    маршрута, нарушения эмоционально-волевой
    сферы, проблемы взаимоотношений со
    сверстниками, учителями, родителями и
    т.п.

    7.
    Психологическое обеспечение эффективности
    усвоения учащимися образовательных
    программ и психолого–педагогическая
    поддержка вариативных форм школьного
    обучения и досуга.

    Нужно
    учесть, что эти задачи несколько
    различаются по своим приоритетам на
    разных ступенях образования [1]:

    Дошкольное
    образование:


    Содействие всестороннему развитию
    ребенка;


    Ранняя диагностика и коррекция нарушений
    и развитии;


    Обеспечение готовности к школе.

    Начальная
    школа:


    Определение готовности к обучению в
    школе;


    Обеспечение адаптации к школе;


    Развитие познавательной и учебной
    мотивации;


    Развитие самостоятельности и
    самореализации;


    Поддержка в формировании желания и
    «умения учиться».


    Развитие творческих способностей.

    Основная
    школа:


    Сопровождение перехода в основную
    школу, адаптация к новым условиям
    обучения.


    Поддержка в решении задач личностного
    и ценностно-смыслового самоопределения
    и самообразования.


    Помощь в решении личностных проблем и
    проблем социализации.


    Формирование жизненных навыков.


    Помощь в построении конструктивных
    отношений с родителями и сверстниками.


    Профилактика девиантного поведения,
    наркозависимости.

    Старшая
    школа:


    Помощь в профильной ориентации.


    Развитие исполнительной компетенции.


    Развитие временной перспективы,
    способности к целеполаганию.


    Поддержка в решении экзистенциальных
    проблем (самопознание, поиск смысла
    жизни).


    Профилактика девиантного поведения,
    табакокурения, наркозависимости.

    studfile.net

    обязанности, должностные инструкции, планы работы, задачи, цели воспитания, анализ и итоги работы

    Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, — это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

    Профессия педагог-психолог

    Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

    Должностные обязанности педагога-психолога в школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения — обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

    Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

    • коммуникативность;
    • дружелюбие;
    • справедливость;
    • толерантность;
    • современность;
    • интеллигентность;
    • оптимистичность.

    Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

    Должностные обязанности педагога-психолога

    Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению «Педагогика и психология». Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

    Перечислим основные должностные обязанности психолога:

    • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
    • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
    • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
    • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
    • Контроль образовательного процесса.
    • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
    • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
    • Оценка эффективности работы педагогов.

    Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

    Программа педагога-психолога

    Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона «Об образовании». Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

    Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

    Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. Обязанностью педагога-психолога в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

    Психологическое просвещение

    Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

    Психологическая диагностика

    На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

    Психологическая коррекция

    После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

    Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

    Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

    • гиперактивность;
    • агрессия;
    • чрезмерная тревожность;
    • чрезмерная стеснительность;
    • наличие постоянного страха;
    • дефицит внимания;
    • плохая память;
    • трудности в усвоении материала;
    • затрудненное мышление.

    Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

    Психологическая профилактика

    Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

    Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

    • доброжелательность в общении с детьми;
    • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
    • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
    • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
    • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

    Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

    Работа психолога с родителями учащихся

    Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

    Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

    Работа психолога в начальной школе

    Начало обучения в школе — это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

    На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей — это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

    Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

    Проведение внеклассных мероприятий

    Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

    Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

    Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

    Анализ работы психолога в школе

    По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

    Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

    В заключение

    Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

    fb.ru

    Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ.

    Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:

    Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

    Психологическая профилактика  предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

    Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

    Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

    Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

    Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:

    Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.

    Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

    Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

    Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

    Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;

    Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

    Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).

    Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

    Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

    Что еще почитать?

    l-pankova.ru

    2. Психологическая служба в школе. Основные направления работы.

    Психологическая
    служба школы


    специализированное подразделение в
    системе народного образования, основной
    задачей которого является обеспечение
    условий, способствующих полноценному
    психическому и личностному развитию
    каждого ребенка, нарушение которых
    мешает своевременной реализации
    возрастных и индивидуальных возможностей
    учащихся и ведет к необходимости
    психолого-педагогической коррекции.

    Цели
    и задачи психологической службы можно
    опреде­лить в соответствии с «Положением
    о службе практиче­ской психологии в
    системе Министерства образования
    Рос­сийской Федерации ».

    Целями
    службы являются:

    • содействие
      администрации и педагогическим
      коллекти­вам образовательных
      учреждений в созда­нии социальной
      ситуации развития, соответствующей
      индивидуальности обучающихся и
      обеспечивающей психологические условия
      для охра­ны здоровья и развития
      личности;

    • содействие
      в приобретении учащимися образовательных
      учреждений психологических знаний,
      умений и навыков, необходимых для
      получе­ния профессии, развития
      карьеры, достижения успе­ха в жизни;

    • оказание
      помощи обучающимся в определении своих
      воз­можностей, исходя из способностей,
      склонностей, интересов, состояния
      здоровья;

    • содействие
      педагогическим работникам, родителям
      (законным представителям) в воспитании
      обучающих­ся, а также в формировании
      у них принципов взаимопомощи,
      толерантности, милосердия, ответственности
      и уверенности в себе, способности к
      активному социальному взаимодействию
      без ущемления прав и свобод другой
      личности.

    Задачи
    службы:

    • психологический
      анализ социальной ситуации раз­вития
      в образовательных учреждениях, выявление
      основных проблем и определение причин
      их возник­новения, путей и средств
      их разрешения;

    • содействие
      личностному и интеллектуальному
      разви­тию обучающихся, воспитанников
      на каждом возра­стном этапе развития
      личности;

    • формирование
      у обучающихся, воспитанников способ­ности
      к самоопределению и саморазвитию;

    • содействие
      педагогическому коллективу в гармони­зации
      социально-психологического климата в
      обра­зовательных учреждениях;

    • психологическое
      обеспечение образовательных про­грамм
      с целью адаптации их содержания и
      способов освоения к интеллектуальным
      и личностным возмож­ностям и
      особенностям обучающихся, воспитанников;

    • профилактика
      и преодоление отклонений в социаль­ном
      и психологическом здоровье;

    • содействие
      распространению и внедрению в практи­ку
      образовательных учреждений достижений
      в обла­сти отечественной и зарубежной
      психологии;

     

    Основные направления работы психолога.

    Работа
    школьного психолога традиционно
    организует­ся по следующим направлениям:

    • просветительская
      работа;

    • профилактическая
      работа;

    • диагностическая
      работа;

    • консультативная
      работа.

    • коррекционно-развивающая
      работа;

    Просветительская работа психолога в школе.

    В
    педагогических коллективах, как и в
    семьях, часто случаются различные
    конфликты, в основе которых —
    психологическая глухота взрослых людей,
    неумение и нежелание прислушаться друг
    к другу, понять, простить, уступить,
    посочувствовать и пр. Поэтому практическому
    психологу очень важно повысить уровень
    психологической культуры всех тех
    людей, которые работают с детьми.

    Психологическое
    просвещение

    — это приобщение взрослых — учителей,
    родителей — и детей к психологическим
    знаниям.

    Основной
    смысл психологического просвещения
    заключается в следующем:

    • ознакомить
      учителей и родителей с основными
      закономерностями и условиями
      благоприятного психического развития
      ребенка;

    • популяризировать
      и разъяснять результаты новейших
      психологических исследований;

    • формировать
      потребность в психологических знаниях,
      желание использовать их в работе с
      ребенком или в интересах развития
      собственной личности;

    • знакомить
      учащихся с основами самопознания,
      самовоспитания;

    • достичь
      понимания необходимости практической
      психологии и работы психолога в детском
      учебно-воспитательном учреждении.

    Формы
    психологического просвещения могут
    быть самыми разными: лекции, беседы,
    семинары, выставки, подборка литературы
    и пр. При этом совсем необязательно всю
    эту работу проводить самому психологу
    — можно приглашать других специалистов.

    Однако
    содержание всех этих форм работы
    обеспечивает психолог: важно, чтобы
    лекции, беседы, семинары не проходили
    на абстрактно-теоретическом уровне, а
    имели предметом своего обсуждения
    конкретные проблемы данной школы,
    данного контингента детей, т. е. наглядно
    показывали бы, что психологические
    знания имеют непосредственное отношение
    к решению конкретных проблем обучения
    и воспитания детей.

    studfile.net

    Материал по теме: Основные направления деятельности педагога-психолога

    Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ

    Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологи ческие услуги и обеспечение информацией по психологическим про блемам.

    Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родитель ские клубы, психологическая газета.

    Психологическая профилактика— целенаправленная систе матическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

    1. по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;
    2. по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
    3. по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

    Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей  с использованием метода эксперт ных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-пси хологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о не обходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

    Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности осуществляется психологом в форме системати ческих психологических тренингов.

    Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изу чение индивидуальных особенностей личности  с целью:

    •        выявления причин возникновения проблем в обучении и разви тии;

    1. определения сильных сторон личности, ее резервных возможнос тей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
    1. раннего выявления познавательных инте ресов;
    1. определения индивидуального стиля познавательной деятельнос ти и др.

    Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

    Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им страте гии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа  на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи.

    Психологическая коррекция — систематическая целенаправ ленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфиче скую помощь этим детям.

    В условиях ДОУ педагог-психолог самостоятель но имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания.

    Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

    Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, свя занных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
    Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

    nsportal.ru