Целомудренный человек это: ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?

Целомудрие и чистота отношений

Целомудрие – образ жизни человека, стремящийся к внутренней и внешней чистоте, нравственности, хранящий честь, достоинство, не причиняющий вред себе и другим, не вступающий в интимные отношения вне брака. Девственность- чистота, честь, касающаяся не только девушек, но и юношей.

Целомудрие, девственность —  не пережитки прошлого, а важный фактор национальной безопасности.

Эта тема не простая, деликатная. Рассматривать ее нужно в четырех плоскостях: исторической, научной, этичной и богословской.

Сейчас особенно остро стоит проблема нравственного воспитания молодежи. В подростковой среде стало модным сквернословие, курение и полная свобода нравов. Юноши и девушки считают все эти элементы проявлением самостоятельности, взрослости и крутизны. Соответствует ли это действительности? Что это за «ценности» ? Как проникли в нашу славянскую среду и что несут молодым и морально неокрепшим людям? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

О силе народа можно судить по двум признакам: по уважению к старшим и непорочности дев. Существуют факты из истории Второй Мировой войны, где повествуется, что Гитлер получил донесение-информацию о медицинской статистике советских женщин – военнопленных. Данные врачей ошеломили фашистов. Почти 90% (!) русских незамужних женщин в возрасте до 21 года были девственницами. Вывод был весьма неординарный. Фюрера предостерегали о трудностях, которые могут возникнуть при завоевании СССР, аргументируя, что высокая нравственность делает народ непобедимым. Гитлеру и его соратникам, были прекрасно известны утверждения древних трактатов о непобедимости того государства, где много девственниц. В них утверждалось, что непорочные девы и жены целомудренные таят в себе тонкую мистическую силу, энергия которой несет могущество государству и дает силу, волю и целеустремлённость его жителям. Гитлер планировал на завоевание России около 2 месяцев, но оказалось, что у русских имелся свой ответ захватчикам. Народ встал на защиту Отечества, где люди не щадили не себя, ни детей. Гитлер не мог понять, какая сила дает, так стойко сопротивляться целой страной, в которой даже дети бросались под танки с гранатами и криком: «За Родину!».  Эрик Кох, ставленник Гитлера на Украине дал весьма интересный совет на   это донесение: «Научите их женщин пить, и с этой проблемой будет покончено!»

Теперь обратимся к статистике наших дней. При проведении анкетирования девушек   данные впечатляют: свыше 40% девушек, уже к 15 годам потеряли девственность. Такой ранний «дебют» приведет к снижению детородных функций и росту числа заболеваний, гинекологических и онкологических.

Разве это не повод серьезно задуматься и вспомнить слова палача Коха: «Научите их женщин пить, и с этой проблемой будет покончено!»

Напрашивается вывод: не силы ли зла решили погубить нашу страну не огнем и мечом, а растлением и развращением молодежи, желая отнять у нее самое прекрасное, что дал человеку Господь, — невинность детства и чистоту юности.

Ослабление нравов до уровня, на котором нагулявшиеся до замужества девушки плодят впоследствии наркоманов, извращенцев, инвалидов психических больных, грозит любым народам не только полной деградацией, но и, согласно Законам Природы, полным самоуничтожением. И этот процесс уже запущен. Примеры этому   массовые расстрелы неповинных людей, бойни, взрывы в людных местах. Есть, о чем задуматься, ведь все эти поступки совершают люди с больной психикой. И  не удивительно. Ведь что происходит в обществе сейчас?  Разгул преступности, вседозволенность. Неблагоприятная наследственность отдельных личностей стремительно увеличивает вышеперечисленные черты.  Одна из причин этого явления – игнорирование молодежью в течение многих лет духовно-нравственных законов. На лидирующие в жизни места вышли те, кто имеют негативную наследственность. Перевес общества идет в негативную сторону.

 Итальянский ученый XIX века, врач психиатр Чезаре Ломброзо, проводя исследование родословных «книг» многих известных и простых людей, выдвинул гипотезу: положительные характеристики родителей (особенно интеллектуальные и духовные) передаются по наследству в гораздо меньшей степени, чем отрицательные. Более того, последние передаются, включая болезни, в прогрессирующих формах.

Мы получаем то, что заслужили, наступил духовно-нравственный кризис, переходящий в самоуничтожение человечества.

Сегодня происходит алкоголизация нашего народа. Молодежи нужно взять на вооружение факты последствий интимной связи в подвыпившем состоянии. Оказывается, даже принятая для храбрости рюмка алкоголя может стать роковой для будущих детей. Последствия могут быть одинаковы: ночь со слегка подвыпившим одноклассником или с завсегдатаем алкогольных заведений. Если существует вероятность того, что первая связь в подвыпившем состоянии может случайно пощадить первое поколение детей, то с большей вероятностью может проявиться у внуков. От таких развлечений могут развиться различные заболевания: эпилепсия, психические заболевания. Что касается алкоголя, то Ломброзо приводит характерный пример: «…от одного пьяницы Макса Юке произошли в течение семидесяти пяти лет двести человек воров и убийц, двести восемьдесят несчастных, страдавших слепотой, идиотизмом, чахоткой, девяносто проституток и триста детей, преждевременно умерших. ..».

Червоточинка передается по наследству, рано или поздно обрывая такой развратный род. Ломброзо приводит еще несколько примеров полного исчезновения знатных семейств за два века. Так, из 487 семейств, причисленных к Бернской буржуазии, осталось только 168. Исчезновению подверглись преимущественно те фамилии, члены которых женились на знатных наследницах, которые не утруждали себя соблюдением норм чистоты и морали. И таких примеров, подтверждающих связь разных форм распущенности с рождением неполноценного потомства, огромное множество. Поэтому можно с уверенностью сказать, что восстановление здоровья любой нации-  это восстановление нравственных норм.

Как влияет на здоровье поколений нравственная чистота молодежи?

Наши предки не знали научного ответа на этот вопрос, но у них были примеры рождения от гулящей девушки плохого потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

Связь непорочности со здоровьем будущего потомства объяснили генетики, недавно открывшие закономерность о решающем влиянии на потомство женщины ее первого в жизни мужчины. Он, а не будущий отец ребенка закладывает генофонд, вне зависимости от того, когда и от кого она родит детей. Он, нарушив девственность, становится как бы генным отцом будущих детей женщины. Этот феномен отмечала в XYllll веке наука телегония. Однозначного мнения на это утверждение наука до сих пор не дала. Есть сторонники этой теории, а есть и противники. Но случаи рождения детей – мулатов у двоих белых родителей иногда все, же встречаются.

Должны ли девушки знать об этом, начиная интимную жизнь? Бесспорно. К сожалению, большинство женщин всех возрастов не знают об этом наследственном таинстве. В итоге, их первый мужчина, по сути, бывает случайным партнером. Его моральные и физиологические качества бывают весьма далеки от идеала, что в будущем отражается на здоровье потомства.

Напомню! О чистоте и нравственности должны задуматься не только девушки. Парней этот вопрос должен тоже волновать.

В любом случае, если молодые люди решились на связь, то они должны осознавать, что у такой связи может быть продолжение, в виде зачатия ребенка. Хорошо если дело заканчивается свадьбой, и все живут долго и счастливо. Но если такое событие не входит в ближайшие планы, что делать и какие последствия ждут всех троих. Я не оговорилась, именно три живых души, три человека становятся участниками драмы. Отсюда испорченные жизни, несчастные родители и ни в чем не повинный малыш. И слова «мы не думали, что так все будет» не помогут. Если вы думаете, что достаточно взрослые чтобы иметь интимную связь, то и спрос с вас как со взрослых, умеющих брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки.  

Потеря девственности в подростковом возрасте – очень серьезное решение, определяющее дальнейшую судьбу, так как оно нарушает естественный процесс личностного и физиологического развития. Через непродолжительное время после потери девственности в жизни происходят весьма заметные изменения – во внешности, фигуре, меняется лицо. Физиологические процессы запущены, и их не остановить. Процесс старения организма идет примерно втрое быстрее.   Разумеется, такое происходит, если «плод сорван до срока».

Данные медицины неопровержимо свидетельствуют о том, что сохранение девушками целомудрия это одна из самых надежных гарантий женского здоровья. То есть, морально-этические принципы, укоренившиеся в веках, не случайны. Они прошли проверку временем и доказали свою эффективность. Психиатр Мириам Гроссман пишет, что для развития рака шейки матки необходимым условием является наличие папилломавируса человека. Почему же девушки и молодые женщины особенно восприимчивы к этому вирусу? Все из‑за шейки матки, она еще недостаточно развита… Сформировавшаяся шейка матки… покрыта многочисленными слоями клеток, поэтому она трудно инфицируется. А вот недостаточно развитая шейка матки (у подростка или юной девушки), толщиной всего в одну клетку. С возрастом она ужимается, сокращается, а после родов полностью исчезает». Но пока это не произошло, для ВПЧ, хламидии и ИППП (инфекции, передающейся половым путем) это идеальное место для атаки… Поэтому так много девушек инфицировано ВПЧ, а также другими ИППП.

Занимайтесь наполнением себя мировой культурой, приобретением знаний, умений и трудовых навыков; знайте, что безнравственность – это плохо, блуд – это плохо, стыдно; что в отношениях допустимы только дружба и обязательно уважение. Юноша должен уважать чистоту девушки, пытаться не нарушить ее даже словом. Важно не переступить эту грань. Потому что один неосторожный шаг – и все начнет рушиться: внутри образуется пустота, угасает какая-то искорка. Уходит трепет, он заменяется страстью, которой, как известно, свойственно исчезать со временем. Можно сказать, что любовь, которая могла бы зародиться, растаптывают

И наконец, последний аспект этой проблемы, это взгляд православный. «Не прелюбодействуй» — написано в священном писании. Ведь это считается большим грехом.

Итог всему выше сказанному: нравственно целостная и здоровая личность, для которой понятия долга, чести, ответственности — не пустой звук, может возрасти только там, где существует любовь, уважение и трепетное отношение друг к другу!

 

Фельдшер-валеолог, председатель РОБОКК                             Светлана Санцевич

 

Статья Педагогика—К вопросу о толковании понятия «целомудрие»

А. В. Овцынов протоиерей,

Н. В. Саратовцева кандидат педагогических наук, доцент,

e-mail: [email protected],

Пензенский государственный технологический университет,

г. Пенза, Россия

 

В современных условиях отсутствия жесткой цензуры и свободомыслия частым явлением в обществе стало искажение смысла общепринятых понятий. Это, в свою очередь, ведет к непониманию или недопониманию среди людей, что может затруднять реализацию намеченных целей.

Сейчас крайне важно говорить о духовно-нравственном воспитании, решать целое многообразие проблем воспитания среди молодежи. Важным для восприятия представляется понимание смысла категории «целомудрие».

Что же такое «целомудрие»? Сегодня слово «целомудрие» практически исчезло из нашей речи. Оно стало архаичным. К сожалению, целомудрие как понятие и как явление не обозначено для современного юноши и девушки. Между тем, без раскрытия области целомудренного чувства невозможно подлинно воспитывать.

Обзор современной психолого-педагогической литературы показывает сужение понимания термина «целомудрие». Зачастую оно сводится к узкому определению сохранения телесной чистоты половых отношений до брака. Так, руководитель научной школы «История религиозно-этических учений в России», религиовед и культуролог Владимир Николаевич Назаров отмечает, что современный русский язык сузил значение этого слова до «материально-телесного смысла, превратив его чуть ли ни в специальный термин из медицинского лексикона» [10, с. 266].

На искажение истинного смысла понятия «целомудрие» еще в 1923 г. указывал немецкий писатель и философ Абд-ру-шин (псевдоним Оскара Эрнста Бернхардта). По его мнению, понятие целомудрия «настолько невероятно сужено-земными людьми, что ничего не осталось от его реального значения; более того, понятие это получило ложное направление, естественным следствием чего явилось его искажение» [1].

Абсолютно уверены, что в этом вопросе следует уйти от отождествления этого понятия с девственностью. Понятие это очень многогранно. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям. «Целомудрие» человека следует рассматривать в его гармоничности и иерархичности.

Французский философ Альбер Камю писал: «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл» [28]. Слово целомудрие означает буквально здравомыслие, «целая мудрость» [24].

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, употребляется в разных значениях.

В обыденном понимании целомудрие выражает чистоту тела. У большинства людей понятие «целомудрие» ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают: а) отказ человека от сексуальных отношений вообще (например, обет безбрачия православного монашества), б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как составные категории «честь». «Целомудрие», являясь категорией морального сознания, предполагает наличие внутренней силы у человека, помогающей ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности. К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание: полное; целомудрие до брака; в период брака, но за его пределами.

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие – это целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины они имеют несколько разные стороны человеческой натуры. Так, представитель сильного пола, должен быть ответственным за жизнь семьи, государства. Женщина должна хранить семейный очаг, заботиться о детях и муже, любить их. Бесспорно привлекательна внешняя красота человека, но внутренняя – более важна.

В современном словаре русского языка С. И. Ожегова раскрываются два значения понятия целомудрия: целомудрие как строгая нравственность, чистота и целомудрие как девственность [27]. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова определяет целомудрие как добродетель, строгость в нравственном отношении [9].

В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например, безупречность; безгреховность; невинность; чистота; скромность; девственность. А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил [22].

В Википедии понятие целомудрия имеет две стороны. Это слово означает: одну из добродетелей в христианстве; черту человека, относящуюся к моральным качествам [5].

Этимологический словарь предлагает следующее объяснение этого термина: «целомудрие это полная мудрость, здравость, неповрежденность, нормальное состояние внутренней жизни человека, цельность и крепость личности» [30].

В воспитательном укладе русской культурной традиции целомудрие рассматривается как «целостность человека в нравственной высоте и духовном совершенстве» [2, с. 46]. Сохранение до брака девичьей чести и юношеской целомудренной чистоты, а в браке – супружеской верности понимается как «генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род», как «основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства» [3, с. 165].

Таким образом, целомудрие – это сохранение неразрывной связи части нашей жизни с цельным, здоровым.

Один из представителей русской философской мысли В. В. Розанов (1856–1919) трактовал целомудрие как черту пола, особенность сердца, а не качество ума и характера, как уважение человека к своему телу, бережное отношение к нему. Василий Васильевич считал целомудрие необходимой чертой брака [16].

Русский религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), разъясняя рассматриваемое понятие, писал: «Для человека как животного совершенно естественно неограниченное удовлетворение своей половой потребности посредством известного физического действия, но человек как существо нравственное находит это действие противным своей высшей природе и стыдится его» [23]. В. С. Соловьев признает под целомудрием приоритет нравственного над физическим.

Целомудренный человек отличается особым внутренним устроением, где силы души в иерархическом порядке подчинены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом устроении принадлежит духовности «как основе человеческого существа», – пишет русский религиозный философ Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) [10, с. 150].

В Библии и святоотеческой литературе целомудрие называется одним из столпов духовной жизни.

Начиная с первых веков распространения христианской веры целомудрие признавалось общехристианской добродетелью. «Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех» [8, с. 30]. Таким образом, целомудрие – это черта как брака, так и девства.

В Православной Церкви в Великий пост читается молитва Ефрема Сирина: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми…».

В переводе с церковно-славянского «целомудрие» означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование, непорочность, девственность. В церковно-славянском и древнерусском языках слово «цел» значило «здоровый», «нравственно цельный», «благоразумный и добросердечный» [29].

Обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит богосотворенность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше физическое, телесное существо – создание Божие. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,19). Человеческое тело устроено таким образом, что является оболочкой для души. Душа определяет нравственное или безнравственное поведение человека. Посредством души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому под целомудрием подразумевается чистота от плотской греховной скверны, состояние невинности, здравый смысл, здравый ум.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что  «обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни» [15]. По его мнению, целомудрие – это мера стыда. Чем больше стыда в человеке, тем человек – целомудреннее.

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостолу Петру приписываются замечательные слова о том, что украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них доброе сердце, они покладисты и терпимы [26].

Апостол Павел рекомендовал думать о себе целомудренно и скромно, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми верой, данной Богом каждому человеку [26].

Богослов IV в., преподобный Ефрем Сирин в своей молитве призывал Господа отвести от него праздность, уныние, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога: приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения [12].

Он отмечал, что «истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями». «В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма». Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота – ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота – родоначальница любви… [12].

Учитель церкви IV в., Святой Амвросий Медиоланский выделял три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Каждое из них одинаково ценно. По его мнению, стыдливость –  неизменная спутница целомудрия. Он считал стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты. Святой Амвросий подчёркивает, что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности [26].

По мнению проповедника XIX в. Святителя Игнатия Брянчанинова, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. К целомудрию он причисляет молчание, помощь больным и калекам [26]. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога» [4].

Священник Павел Флоренский считал, что «по своему происхождению и значению греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповреждённость, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» [6].

Целомудрие можно назвать высшей формой нравственности. В творениях преподобного Иоанна Лествичника оно определяется как всеобъемлющее название всех добродетелей [14]. Другими словами, целомудрие представляет собой совокупность всех нравственных категорий, подразумевает умение управлять своими мыслями, словами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие писал о нем как о способности «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» [11, с. 217].

Целомудрие требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним попранием эгоизма, самоугодия», – добавляет епископ Феофан [7]. В этом смысле целомудрие синонимично термину «совершенство».

Святые Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец («предел и крайняя степень совершенной чистоты») [14]. У Иоанна Кассиана их шесть, причем высшая степень – это отсутствие нечистоты как в бодрственном состоянии, так и во сне [13].

Творения святителя Иоанна Златоуста («Пять слов об Анне»; «К верующему отцу»; «Целуйте Прискиллу и Акиллу»; «Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова», «Беседах на послание к Титу, Тимофею, Коринфянам, к Фессалоникийцам» и т.д.) – вершина святоотеческой педагогики по вопросу целомудрия.

В IV–V вв., когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состояние общества находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением законов человеческой природы, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой. Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианство от пагубного влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в своих беседах, посланиях, сочинениях выступает с проповедью целомудрия.

Иоанн Златоуст пишет: «Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей. Следовательно, и любостяжательный – не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) – к богатству; даже последний невоздержание первого» [18]. «Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях». В этом значении целомудрие есть «здравие ума и души» (из Беседы 4-й на послание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом – есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении [20].

Иоанн Златоуст большое внимание акцентирует на целомудрии как чистоте, характеризуя его как «чистое и нерастленное тело» [25].

Таким образом, Иоанн Златоуст разделял два значения целомудрия: как совершенство, святость, свободу от любого порока, приоритет духовного над чувственным, целостность, здравый ум, неповрежденность души, единство, духовную устроенность внутреннего человека, и как чистоту, то есть добродетель, противоположную разврату. Святитель рассмотрел «целомудрие» с трех позиций: первое: «чистое и нерастленное тело», второе – нравственная добродетель, третье – духовное совершенство.

Анализ разных изречений, взглядов, суждений по вопросу целомудрия позволяет выделить широкий и узкий смысл термина «целомудрия». Целомудрие в христианстве не ограничивается только физической чистотой, но подразумевает духовно-нравственный рост человека.

Как видно из приведенных высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Таким образом, понятие «целомудрие» в широком и узком смысле, каким видели его Отцы Церкви полнее, чем светская трактовка. У Святых Отцов, это или полное совершенство (в широком значении), либо сохранение в чистоте ума, сердца, тела (в узком).

На основе вышеизложенного можно сказать, что различные позиции, с которых рассматривается целомудрие в конечном итоге, фокусируются на христианском понимании о душевно-телесной природе человека, на приоритете потребностей души над потребностями тела.

Библиографический список

1.             Абд-ру-шин. В Свете Истины. Послание Грааля. [Электронный ресурс] URL:  / http://vsvete.narod.ru (дата обращения: 30.07.2018).

2.             Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб. : СПбАППО, 2007. – 171 с.

3.              Берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – СПб. : СПбАППО, 2004. – 187 с.

4.             В помощь кающимся / под ред. Игнатия Бранчанинова. – Сретенский монастырь, 1999. – 13 с.

5.             Википедия. [Электронный ресурс] URL:    https://ru.wikipedia.org/wiki/Целомудрие (дата обращения: 30.07.2018).

6.             Владова Ю. Целомудрие и нравственность. [Электронный ресурс] URL:  http://mirkultura.ru/tselomudrie-i-nravstvennost-yuliya-vladova/ (дата обращения: 02.08.2018).

7.             Еп. Феофан Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. [Электронный ресурс] URL:    http://www.odinblago.ru/feofan_pastirsk_pavla/(дата обращения: 30.07.2018).

8.             Зеньковский В. В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М. : Изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993.

9.             Значение слова целомудрие в словаре Ушакова. [Электронный ресурс] URL:   http://diclist.ru/slovar/ushakova/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

10.         Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. – Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1993. – 332 с.

11.         Прот. Сергий Четвериков. Описание жизни блаженной памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия. – Репр. изд. – М. :Паломник, 1998. – 415 с.

12.         Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sirin_tom1(дата обращения: 30.07.2018).

13.         Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Семь собеседований отцов, живших в Египетской пустыне Фиваиде. [Электронный ресурс] URL:     http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kass/7_sob_f/txt02.html (дата обращения: 30.07.2018).

14.         Прп. Отца Аввы Иоанна Лествица. [Электронный ресурс] URL:     http://www.xpa-spb.ru/libr/_Ioann-Lestvichnik/lestvica.html (дата обращения: 30.07.2018).

15.         Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 48// Слова. Вып.1. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/simeon_t1(дата обращения: 30.07.2018).

16.          Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного // Из восточных мотивов. Собрание сочинений под общей редакцией А. Н. Николюкина. – М. : Республика, 1995. – 462 с.

17.         Свт. Иоанн Златоуст. Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/4_2/ds3 (дата обращения: 30.07.2018).

18.         Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к Титу. Творения. – Т. 11. [Электронный ресурс] URL: https://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68224-tolkovaniya-na-1-i-2-fes-1-i-2-tim-tit-i-fil/ (дата обращения: 30.07.2018).

19.         Свт. Иоанн Златоуст. О посте и целомудрии. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/4/ (дата обращения: 30.07.2018).

20.         Свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на книгу Бытия. [Электронный ресурс] URL: http://www. odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/4_2/(дата обращения: 30.07.2018).

21.         Свт. Иоанн Златоуст. О молитве.  [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/2/ (дата обращения: 30.07.2018).

22.         Словарь синонимов. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/194218/целомудренный (дата обращения: 30.07.2018).

23.         Соловьев В. С. Смысл любви. [Электронный ресурс] URL: https://anchiktigra.livejournal.com/1986504.html (дата обращения: 30.07.2018).

24.         Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Советская энциклопедия, 1935–1940.

25.         Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого. [Электронный ресурс] URL: https://www.studsell.com/view/192311/190000. (дата обращения: 30.07.2018).

26.         Целомудрие в православии и в миру: определения в википедии. [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/tselomudrie-v-pravoslavii-i-v-miru-opredelenie-v-vikipedii. html(дата обращения: 30.07.2018).

27.         Целомудрие в словаре Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://diclist.ru/slovar/ozhegova/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

28.         Целомудрие. Афоризмы о целомудрии. [Электронный ресурс] URL: http://libreria.ru/aphorismes/topics/1037/1/(дата обращения: 30.07.2018).

29.         Церковно-славянский словарь https://azbyka.ru/spravochniki/slovar.php?letter=TS. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 30.07.2018).

Этимология слова целомудрие. [Электронный ресурс] URL: http://diclist.ru/slovar/fasmera/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

Целомудрие | Католики Ответы

Целомудрие. —В этой статье целомудрие рассматривается как добродетель; его рассмотрение как евангельского совета можно найти в статьях о безбрачии духовенства, воздержании и девственности. Как обет, целомудрие обсуждается в статье Клятвы.

КАК ДОБРОДЕТЕЛЬСТВО.— Целомудрие есть добродетель, которая исключает или смягчает потакание сексуальному аппетиту. Это форма добродетели воздержания, которая, согласно правильному разуму, контролирует желание и использование тех вещей, которые доставляют величайшие чувственные удовольствия. Источниками такого наслаждения являются пища и питье, посредством которых сохраняется жизнь индивидуума, и союз полов, посредством которого обеспечивается постоянство вида. Поэтому целомудрие связано с воздержанием и трезвостью; ибо, как этими последними правильно регулируются удовольствия функций питания, так целомудрием должным образом ограничивается детородный аппетит. Целомудрие, понимаемое как запрещающее все плотские удовольствия, обычно считается тем же самым, что и воздержание, хотя между этими двумя понятиями Аристотель, как указано в статье о ВОЗДЕРЖИВАНИИ, проводил заметное различие. С целомудрием часто смешивают скромность, хотя последняя, ​​собственно, является лишь особым обстоятельством целомудрия или, лучше сказать, его дополнением. Ибо скромность есть качество деликатной сдержанности и принуждения по отношению ко всем поступкам, порождающим стыд, и потому является аванпостом и охраной целомудрия. Едва ли нужно замечать, что обсуждаемая добродетель может быть чисто природной. Таким образом, его мотивом была бы естественная порядочность, наблюдаемая в контроле над сексуальным аппетитом в соответствии с нормой разума. Такой мотив проистекает из достоинства человеческой природы, которая без этого рационального влияния низводится до уровня животных. Но именно как сверхъестественную добродетель мы должны рассматривать целомудрие. При таком рассмотрении его мотивы раскрываются в свете веры. В частности, это слова и пример Иисуса Христа и благоговение перед человеческим телом как храмом Святого Духа, включенным в это мистическое тело, главой которого является Христос, принимающим Святую Евхаристию и наконец, как суждено разделить с душой жизнь вечной славы. В соответствии с тем, что целомудрие исключает все добровольные плотские удовольствия или допускает это удовлетворение только в установленных пределах, оно известно как абсолютное или относительное. Первое предписано неженатым, второе возложено на тех, кто находится в браке. Потворство половым влечениям запрещено всем вне законного брака, а умышленное влечение к нему у неженатых, как и умышленное влечение ко всему противозаконному, запрещено. Более того, интенсивность сексуальной страсти такова, что это побуждение опасно способно увлечь действующую волю. Следовательно, когда это умышленно, это является серьезным преступлением по самой своей природе. Следует также заметить, что это побуждение конституируется не только действенным желанием, но и всякой произвольной нечистой мыслью. Кроме уже данной классификации, есть и другая, согласно которой целомудрие различается как совершенное или несовершенное. Первая из упомянутых является добродетелью тех, кто, чтобы более безоговорочно посвятить себя Богу и своим духовным интересам, решает постоянно воздерживаться даже от законных удовольствий супружеского состояния. Когда это решение принимает тот, кто никогда не знал удовольствия, дозволенного в браке, совершенное целомудрие становится девственностью. Из-за этих двух элементов — высокой цели и абсолютной неопытности — только что упомянутых, девственное целомудрие приобретает характер особой добродетели, отличной от той, которая означает воздержание только от недозволенных плотских удовольствий. Нет необходимости и в том, чтобы решимость, подразумеваемая в девственности, подкреплялась обетом, хотя в обычном и наиболее совершенном виде девственное целомудрие, как предполагает св. Фома вслед за св. Августином, предполагает обет. (Summa Theol., II-II, Q. clii, a. 3, ad 4.) Особая добродетель, которую мы здесь рассматриваем, включает в себя физическую неприкосновенность. Однако, хотя Церковь требует этой непорочности от тех, кто носит чадру посвященных дев, это лишь случайное качество и может быть утрачено без ущерба для той высшей духовной непорочности, в которой формально пребывает добродетель девственности. Последняя целостность необходима, и ее одной достаточно, чтобы завоевать ореол, который, как говорят, ожидает девственниц как особую небесную награду (Св. Фома, Дополнение, Q. XCVI, A. 5). Несовершенное целомудрие есть состояние тех, которые еще не вступили в брак, не отказавшись, однако, от намерения сделать это, также тех, кто связан узами законного брака, и, наконец, тех, кто пережил свой срок. супружеские партнеры. Однако в случае с последними можно принять решение, которое, очевидно, приведет к тому, что практикуется целомудрие, которое мы определили как совершенный вид.

ПРАКТИКА ЦЕЛОДУХА. — Чтобы указать на несостоятельность аргументов, выдвинутых Макленноном, Лаббоком, Морганом, Спенсером и другими, относительно первоначального состояния половой распущенности среди человечества, более непосредственно относится к естественной истории брака. Вестермарк в своей «Истории человеческого брака» (Лондон, 1891 г.) ясно показал, что многие из представлений о людях, ведущих распутную жизнь, ложны и что это низкое положение нельзя рассматривать как характерное для дикарей, тем более принимать как свидетельство изначальной распущенности («История человеческих браков», 61 кв. м). По мнению этого автора, «число нецивилизованных народов, у которых целомудрие, по крайней мере в отношении женщин, чтится и, как правило, культивируется, весьма значительно» (цит. соч., 66). Нельзя упускать из виду факт, о котором путешественники неизменно свидетельствуют, — пагубное воздействие, как правило, на дикарей соприкосновения с теми, кто приходит к ним из более высокой цивилизации. По словам доктора Нансена, «женщины-эскимоски из более крупных колоний более свободны в своих привычках, чем женщины из небольших отдаленных поселений, где нет европейцев» (Нансен, Первое пересечение Гренландии, II, 329).). О племенах равнин Аделаиды в Южной Австралии м-р Эдвард Стефенс говорит: «Те, кто говорит о туземцах как о естественно деградировавшей расе, либо не опираются на опыт, либо судят о них по тому, какими они стали, когда злоупотребление опьяняющие вещества и контакты с самыми нечестивыми представителями белой расы начали свою смертоносную работу. Я видел туземцев и много был с ними до того, как стало известно об этих ужасных аморальных поступках, и я бесстрашно говорю, что почти всем своим злом они были обязаны аморальности белого человека и пьянству белого человека» (Стивенс, «Аборигены Австралии», в Jour. Roy, Soc. N. S. Wales, XXIII, 480). О первобытных тюрко-татарах профессор Вамбрей замечает: «Разница в безнравственности, существующая между тюрками, пораженными чужеземной цивилизацией, и родственными племенами, населяющими степи, становится очень заметной для каждого, кто живет среди туркмен и каракалпаков, будь то в Африке или Азии некоторые пороки привносятся только так называемыми носителями культуры» (Vambrey, Die примитивная Cultur des Turks tartarischen Volkes, 72). Свидетельства об одном и том же можно было бы умножать до бесконечности.

ЦЕЛОЧЕСТВО У ЕВРЕЕВ. Некоторые из Моисеевых таинств, должно быть, сильно действовали среди древних евреев, чтобы предотвратить грехи против целомудрия. Законодательство Второзаконие, XXII, 20-21, согласно которому невеста, которая обманула своего мужа, заставив его думать, что она девственница, была забита камнями до смерти у дверей своего отца, должна была в данных обстоятельствах сильно удерживать молодых женщин от всех нечистых действий. Действие закона тоже, Второзаконие, XXII, 28-29, должно быть, было благотворным. Согласно этому постановлению, если мужчина согрешил с девственницей, «он должен дать отцу девицы пятьдесят сиклей серебра и взять ее в жены, потому что он унизил ее. Он не может оставить ее во все дни своей жизни. Моисеев закон против проституции еврейских женщин был суров, тем не менее через чужеземок это зло распространилось в Израиле. Следует заметить, что евреи всегда были склонны впадать в половые грехи своих соседей-язычников, и неизбежным результатом полигамии было отсутствие признанного обязательства воздержания у мужа, аналогичного тому, которое возлагалось на жену.

Нецеломудрие постгомеровских греков было печально известно. Для этого народа брак был не более чем средством снабжения государства сильными и выносливыми солдатами. Последствие этого для положения женщин было самым пагубным. Полибий сообщает нам, что иногда четыре спартанца имели одну общую жену. (Фрагм. в Scr. Vet. November Coll., ed. Mai, II, 384.) Афиняне не были так деградированы, но здесь жена была исключена из общества мужа, искавшего удовольствия в обществе гетер и наложницы. Гетераи не были социальными изгоями среди афинян. Действительно, многие из них достигли влияния королев. Хотя римляне называли излишество разврата «грецированием», они, тем не менее, звучали с большей глубиной грязной распущенности в дни после ранней республики, чем когда-либо их восточные соседи. Греки бросили гламур романтики и сантиментов по поводу своих сексуальных грехов. Но у римлян безнравственность, даже ненормальная, бродила повсюду, не скрывая своей отталкивающей природы. Мы ясно понимаем это со страниц Ювенала, Марциала и Светония. Цицерон делает публичное заявление о том, что общение с проститутками никогда не осуждалось в Риме (Pro Caelio, XV), и мы знаем, что, как правило, брак рассматривался как просто временное отношение, которое нужно было разорвать, как только оно стало надоедливым для одной из сторон. . Никогда еще женщина не опускалась до такого унижения, как в Риме. В Греции принудительное уединение жены выступало в качестве моральной защиты. Римская матрона не подвергалась таким ограничениям, и многие из представительниц высшего социального положения во времена Тиберия не колебались, чтобы их имена были внесены в список эдилов как обычных проституток, чтобы таким образом избежать наказания, которое налагал на них Юлианский закон. прелюбодеяние.

ХРИСТИАНСТВО И ПРАКТИКА ЦЕЛОМУДРИЯ. — В христианстве целомудрие практиковалось способом, неизвестным под каким-либо другим влиянием. Христианская мораль предписывает правильный порядок отношений. Следовательно, оно должно направлять и контролировать способ отношений, поддерживаемых друг с другом душой и телом. Между этими двумя существует неистребимая противоположность, плоть с ее вожделениями непрестанно борется с духом, ослепляя последний и отучая его от стремления к своей истинной жизни. Гармония и должный порядок между этими двумя должны преобладать. Но это означает превосходство и господство духа, что, в свою очередь, может означать только бичевание тела. Реальное, а также этимологическое родство между целомудрием и наказанием становится очевидным. Следовательно, целомудрие — вещь строгая и суровая. Влияние примера, а также слов нашего Спасителя (Мф., XIX, 11-12) видно в жизни многих безбрачных и девственниц, которые украсили историю христианской церкви, в то время как идея брака как знак и символ неизреченного союза Христа с Его непорочной супругой Церковь, — союза, в котором верность не менее любви взаимна, — принесла свои плоды, украсив мир образцами супружеского целомудрия.

ДЖОН У. МЕЛОДИ

Добродетель целомудрия — СЕМЬЯ И СВЯТОСТЬ ЖИЗНИ

«Чистое сердце — это свободное сердце. Свободное сердце может любить Христа безраздельной любовью в целомудрии, убежденное, что ничто и никто не отделит его от Его любовь. Чистота, целомудрие и девственность создали в Марии особую красоту, которая привлекла внимание Бога. Он показал свою великую любовь к миру, отдав ей Иисуса». — Мать Тереза ​​Калькутта 

Добродетель целомудрия

В светском мире, согласно Свободному словарю, целомудрие определяется  как состояние или качество целомудрия, особенно состояние отсутствия полового акта или воздержания от половых отношений. Согласно Катехизису Католической Церкви п. 2345: «Целомудрие — это моральная добродетель. Это также дар Божий, благодать, плод духовных усилий. Святой Дух позволяет тому, кого возродила вода Крещения, подражать чистоте Христовой», а «целомудрие означает успешную интеграцию сексуальности в личность и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном существе»[1] (нет 2337)». Другими словами, целомудрие — это гораздо больше, чем просто отказ от секса.
Согласно веб-сайту One More Soul, «целомудрие — это добродетель, которая направляет все наши сексуальные желания, эмоции и влечения к достоинству человека и истинному смыслу любви».

Согласно веб-сайту One More Soul, Целомудрие — это добродетель, к которой призван жить каждый крещеный человек, независимо от его или ее призвания. Целомудрие больше зависит от того, что вы делаете, чем от того, чего вы не делаете. Это НАМНОГО БОЛЬШЕ, чем просто оставаться «технической девственницей». Целомудрие на самом деле лежит в основе хорошего брака. Так что если целомудрие сохраняется даже после брака, то это должно быть нечто большее, чем просто сказать НЕТ сексу. Ниже приведены пункты из полной брошюры. Чтобы прочитать ее в Интернете, нажмите здесь, где вы также можете загрузить распечатанную копию этой публикации.
1. Целомудрие говорит ДА НАСТОЯЩЕЙ настоящей любви.
2. Целомудрие говорит вам ДА.