Чем характеризуется подростковый возраст: Подростковый возраст: основные особенности, кратко

Содержание

Подростковый возраст: основные особенности, кратко

 

Подростковый возраст (англ. teenage period,adolescence)— период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Синоним — отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные),критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма.

Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что Подростковый возраст является периодом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович,И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.

Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин).Согласно другой точке зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже).Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др.

сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании подросткового возраста), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает.

Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности, личностной
автономии
. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения.(А. М. Прихожан.)

На ту же тему:

  • Подростковый возраст — презентация.
  • Подростковые тесты, тесты для подростков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

21. Окт.2022

Например, «детство» характеризуется тем, что ребёнок активно познает окружающий мир: проявляет познавательную активность и любознательность, а также приобретает запас определённых знаний и фантазий, которые дают ему возможность выстроить собственную модель беззаботного и такого понятного, на первый взгляд, мира. Период «детства» хорош по-своему, имеет свои особенности и сложности. Не исключение и другие возрастные периоды в жизни человека.

Подростковый возраст – это переходный период из детства во взрослую жизнь, период активного формирования личности, становления собственного «Я». В этом возрасте меняется направленность личности, ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы, а оценки со стороны друзей имеют большее значение, чем оценки в школе и мнение взрослых. Образ своего физического «Я» имеет наибольшую важность, недостатки внешности могут приводить к страху плохого мнения со стороны окружающих, а замечания и шутки со стороны сверстников – к чувству неполноценности и сниженной самооценке.

Недостаточность опыта ведения взрослой жизни и плохого понимания устройства мира приводят к стремлению жить по своим идеалам. В связи с этим могут возникать частые разногласия и конфликты со взрослыми, которые усугубляются упрямством, обидчивостью и эмоциональной незрелостью подростков. Помимо этого, подростки сталкиваются с проблемами самоопределения и выработкой планов на будущее, а недостаточное самопознание и внутренние конфликты не дают чувство уверенности в своём выборе.

Подростковый период обозначает новые незнакомые ранее проблемы, стрессовые ситуации, сложности в адаптации. Одна из важностей подросткового периода заключается в том, что подросток в процессе преодоления этих трудностей накапливает опыт, который в будущем сможет использовать во взрослой жизни. Если подросток не сталкивается с трудностями, не имеет опыт решения проблем и выхода из стрессовых ситуаций, то ему придётся этому учиться во взрослой жизни. Таким образом, подростковый возраст является важным и очень ответственным периодом, так как он определяет дальнейшую жизнь человека.

Самое сложное в воспитании подростка – сохранить доверительные и открытые отношения между ребенком и родителями. Существует ряд важнейших рекомендаций, которые позволят сформировать положительные, доверительные детско-родительские отношения:
— Первая и самая главная рекомендация родителям – будьте другом своему подростку, общайтесь с ним на равных, признавайте его значимость!
— Не стоит занимать роль «учителя» и проводить нравоучения, этим вы будете провоцировать протестную реакцию.
— Старайтесь оказывать поддержку в любой ситуации, не нужно давать оценочных суждений, лучше подойдёт фраза «я бы поступил по-другому».

— Относитесь внимательно прислушивайтесь к переживаниям подростка, не надо обесценивать его проблемы, иначе в следующий раз он не обратится за вашей помощью и поддержкой.
— Делитесь личным опытом и своими подростковыми проблемами.
— Одобряйте любые положительные начиная своего подростка.
— Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания, этим вы разрушаете его самоуважение.
— Показывайте личный пример, следуйте тем же принципам, которым учите своих детей.

Эти простые рекомендации помогут вам в воспитании вашего подростка. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание!

Рустам Гареев, медицинский психолог
БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница»

Развитие подростков

Что такое подростковый возраст?

Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Дети, вступающие в подростковый возраст, претерпевают множество изменений в своем теле и мозге. К ним относятся физические, интеллектуальные, психологические и социальные проблемы, а также развитие собственного морального компаса. Изменения происходят быстро и часто с разной скоростью. Это может быть захватывающим, но сложным периодом в жизни подростка. Подростковый возраст — это время, когда ваш ребенок становится более независимым и начинает исследовать свою личность.

Каковы физические изменения подросткового возраста?

Физическое развитие в подростковом возрасте включает изменения, происходящие в процессе, называемом половым созреванием. Во время полового созревания мозг вашего ребенка выделяет определенные гормоны. Гормоны заставляют тело вашего ребенка физически меняться, а его половые органы созревать.

Ваш ребенок, скорее всего, испытает скачок роста. За это время они быстро растут в росте и весе. Другие физические изменения могут включать запах тела, прыщи и увеличение волос на теле. Всплески роста обычно происходят раньше у девочек и подростков, отнесенных к женскому полу при рождении (AFAB), чем к мальчикам и подросткам, отнесенным к мужскому полу (AMAB). У большинства девочек и подростков с AFAB всплески роста наблюдаются в возрасте от 10 до 14 лет. У большинства мальчиков и подростков с AMAB всплески роста наблюдаются в возрасте от 14 до 17 лет9.0005

У девочек и подростков AFAB начинает развиваться грудь. Это может произойти в возрасте 10 лет и должно начаться к 14 годам. У них также будет первый период (менструация) — обычно примерно через два года после того, как грудь и лобковые волосы впервые станут заметными.

Мальчики и подростки AMAB увидят, как растут их пенис и яички. Они начнут испытывать эрекцию и эякуляцию. (Эрекция также может происходить нормально в период до рождения — как видно на УЗИ внутриутробно — до старости.)

Эти физические изменения случаются с каждым, но время и порядок могут варьироваться от человека к человеку. Одни подростки взрослеют рано, другие позже. Нахождение на любом конце этого спектра может вызвать дополнительный стресс от выделения среди сверстников.

Если половое созревание происходит рано (до 8 лет для девочек и подростков AFAB и до 9 лет для мальчиков и подростков AMAB) или поздно (после 14 лет для девочек и подростков AFAB и после 15 лет для мальчиков и подростков AMAB), обратитесь к своему лечащему врачу. педиатр или врач-подросток. Они могут помочь справиться с этой проблемой полового созревания. Игнорирование этих проблем может повлиять на развитие и рост костей.

Каковы когнитивные изменения в подростковом возрасте?

Развитие мозга в подростковом возрасте находится на более высоком уровне, чем в детстве. Дети способны логически мыслить только о конкретном — здесь и сейчас. Подростки выходят за эти пределы и могут думать о том, что может быть правдой, а не только о том, что они считают правдой. Они могут иметь дело с абстракциями, проверять гипотезы и видеть безграничные возможности. Тем не менее, подростки по-прежнему часто демонстрируют эгоцентричное поведение и установки.

Во время когнитивного развития в подростковом возрасте быстро растет большое количество нейронов. В теле вашего ребенка увеличивается количество способов соединения этих пучков нервов. Это позволяет более сложное, изощренное мышление.

Какая часть мозга развивается последней в подростковом возрасте?

Передняя часть мозга вашего ребенка — лобная кора — полностью развивается одной из последних частей мозга. Он не созреет до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится от 20 до 20 лет. Эта область мозга контролирует исполнительные функции, такие как планирование, расстановка приоритетов и контроль импульсов. Поскольку он развивается так поздно, у вашего подростка могут быть ошибки в суждениях. Вы можете заметить рост рискованного поведения и перепадов настроения.

Когда подросток не использует свою лобную кору и действует импульсивно, этот мыслительный процесс называется горячим познанием. Холодное познание означает использование логической части вашего мозга, а не «холодность». Родители могут помочь подростку перенаправить его с «горячего» на «холодное» познание, реагируя с сочувствием, задавая вопросы, а не поучая и возлагая на него большие надежды.

Какая психическая характеристика развивается в подростковом возрасте?

Умственные характеристики, развивающиеся в подростковом возрасте, включают улучшение:

  • Абстрактное мышление.
  • Навыки рассуждения.
  • Импульсное управление.
  • Творчество.
  • Способность решать проблемы.
  • Навыки принятия решений.

Каковы эмоциональные изменения подросткового возраста?

В подростковом возрасте ваш ребенок начнет наблюдать, измерять и управлять своими эмоциями. Это означает, что они начнут лучше осознавать свои собственные чувства и чувства других. Процесс эмоционального развития даст вашему ребенку возможность развить свои навыки и раскрыть свои уникальные качества. По мере того, как они становятся более независимыми, некоторые подростки приветствуют эти новые вызовы. Другим может потребоваться дополнительная поддержка, чтобы укрепить уверенность в себе.

Как формируется самооценка в подростковом возрасте?

Физические, гормональные и эмоциональные изменения, с которыми сталкивается ваш ребенок в подростковом возрасте, могут повлиять на его самооценку. Подростки, которые развиваются рано или поздно по сравнению со своими сверстниками, могут стесняться своего тела. Приспособление становится все более важным для их самооценки. Самооценка может быть сложной. Некоторые подростки могут иметь высокую самооценку в семье, но низкую самооценку в кругу сверстников.

Вместо «родителя-вертолета», который налетает и спасает положение, или «родителя-снегоочистителя», который убирает все проблемы с пути своего ребенка, подростки больше всего выигрывают от родителя-«маяка». Такой родитель держит своего ребенка в рамках, когда речь идет о безопасности или этике, позволяя ему исследовать свои собственные способности принимать решения. Роль заботливых взрослых, которые служат маяком, может изменить жизнь подростков.

Несмотря на то, что подростковый период является сложным, важно, чтобы ваш ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, и обрел чувство способностей. Они могут развить свою самооценку с помощью:

  • Делая ошибки.
  • Учиться на своих ошибках.
  • Взять на себя ответственность за свои действия.

В это время подростки также развиваются в социальном плане. Важнейшей задачей социального развития в подростковом возрасте является поиск идентичности. Часто это путешествие длиною в жизнь, которое начинается в подростковом возрасте. Наряду с поиском идентичности идет борьба за независимость. Ваш ребенок может:

  • Развивайте интерес к их сексуальности и романтическим отношениям.
  • Меньше обращайся к себе в разгар испытаний.
  • Проявите больше независимости от вас.
  • Проводите меньше времени с вами и больше со своими друзьями.
  • Чувство беспокойства, грусти или депрессии, что может привести к проблемам в школе или рискованному поведению.
Что такое развитие личности в подростковом возрасте?

Развитие личности происходит, когда ваш ребенок обнаруживает сильное чувство себя и личности, а также связь с другими. Позитивная самоидентификация важна, потому что она формирует у вашего ребенка восприятие принадлежности на протяжении всей его жизни.

Положительная самоидентификация также связана с более высокой самооценкой. Вы можете помочь укрепить положительную самоидентификацию вашего ребенка, если:

  • Поощряя его усилия.
  • Восхваление их правильного выбора.
  • Вдохновляющая настойчивость.

Социальные сети могут негативно повлиять на здоровье и развитие вашего ребенка. Подростки сообщают о киберзапугивании и просмотре неприемлемого контента в Интернете. Кроме того, общение в Интернете — это не то же самое, что личное общение. Подростки упускают ключевые выражения лица и язык тела, которые они видят только тогда, когда общаются с человеком лицом к лицу. Подростки также могут плохо себя чувствовать, сравнивая себя с другими людьми, которых они видят в Интернете. Все эти факторы могут привести к снижению самооценки, депрессии и тревоге.

Каковы нравственные изменения подросткового возраста?

В подростковом возрасте ваш ребенок может начать думать о мире более глубоко и абстрактно. Это помогает сформировать то, как ваш ребенок видит мир и как он хочет взаимодействовать с ним. Ваш ребенок также начнет развивать мораль и ценности, которых он будет придерживаться на протяжении всей своей жизни.

Ваш ребенок может начать понимать, что не каждое решение является черным или белым. У них разовьется эмпатия, когда они начнут понимать, почему люди делают выбор, отличный от их собственного. Они также начнут глубже понимать, почему в мире существуют правила. Они начнут формировать собственное мнение о том, что правильно и что неправильно. Они также могут проводить время, думая о своих религиозных убеждениях и духовности. Поощряйте эти разговоры с ребенком всякий раз, когда у вас есть возможность. Практикуйте искусство слушать и учиться, пока ваш ребенок учится думать над проблемами и ситуациями.

Может ли СДВГ развиться в подростковом возрасте?

Медицинские работники обычно диагностируют синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) в детстве. Но некоторым людям не ставят диагноз до подросткового или даже взрослого возраста. Подростки с невыявленным СДВГ могут еще больше бороться с симптомами СДВГ по мере того, как они достигают подросткового возраста. Другие подростки имеют нераспознанные расстройства обучения или способы обработки, которые отличаются от нормы. Плохие оценки — это красный флаг для разоблаченного СДВГ, расстройств обучения или признаков стресса, включая депрессию.

Как родители могут способствовать здоровому развитию подростков?

Подростковый возраст может быть периодом испытаний как для вас, так и для вашего ребенка. Но ваш дом не должен становиться полем битвы, если вы прилагаете особые усилия, чтобы понять друг друга. Следующие рекомендации могут помочь родителям:

  • Уделите своему ребенку все свое внимание, когда он хочет поговорить. Не читайте, не проверяйте электронную почту, не смотрите телевизор и не занимайтесь другими делами.
  • Слушайте спокойно и сосредоточьтесь на том, чтобы услышать и понять точку зрения вашего ребенка. Отразите то, что вы услышали.
  • Говорите с ребенком так же вежливо и приятно, как с незнакомцем. Ваш тон голоса может установить настроение разговора.
  • Понимайте чувства вашего ребенка, даже если вы не всегда одобряете его поведение. Старайтесь не осуждать. Держите дверь открытой по любому вопросу. Будьте «открытым/доступным» родителем.
  • Не унижайте своего ребенка. Не смейтесь над тем, что может показаться вам наивным или глупым вопросом и утверждением.
  • Поощряйте ребенка «проверять» новые идеи в разговоре. Не осуждайте их идеи и мнения. Вместо этого выслушайте, а затем выскажите свое мнение как можно более прямо и честно. Любовь и взаимоуважение могут сосуществовать с разными точками зрения.
  • Помогите ребенку обрести уверенность в себе. Поощряйте их участие в мероприятиях по их выбору (не по вашему).
  • Старайтесь часто и уместно хвалить своего ребенка. Слишком часто мы принимаем хорошее как должное и сосредотачиваемся на плохом. Ваш ребенок должен знать, что вы его цените.
  • Поймайте их, делая что-то правильно, и поощряйте их делать это чаще.
  • Поощряйте вашего ребенка участвовать в принятии семейных решений и решать семейные проблемы вместе с вами. Поймите, что ваш ребенок должен бросить вызов вашему мнению и тому, как вы делаете что-то. Именно так они достигают отделения от вас, необходимого для их собственной взрослой идентичности.

Чем могут заниматься подростки в это время?

  • Не смотрите на родителей как на врага. Скорее всего, они любят вас и думают о ваших интересах, даже если вы не согласны с тем, как они это демонстрируют.
  • Постарайтесь понять, что ваши родители — люди со своими страхами, потребностями и чувствами.
  • Непредвзято слушайте своих родителей. Попробуйте посмотреть на ситуацию с их точки зрения.
  • Поделитесь своими чувствами с родителями, чтобы они могли лучше вас понять.
  • Выполняйте свои обязанности дома и в школе. Таким образом, ваши родители будут более склонны предоставить вам ту независимость, которую вы хотите и в которой нуждаетесь.
  • Подкрепите свою критику в адрес семьи, школы и правительства предложениями по практическим улучшениям.
  • Будьте так же вежливы и внимательны к своим родителям, как вы были бы к родителям своих друзей.

Записка из клиники Кливленда

Подростковый возраст — это захватывающее, но напряженное время, когда ваш ребенок переходит во взрослую жизнь. За это время происходит много изменений, и это не всегда гладко. Изменения происходят быстро и часто с разной скоростью. От физического развития до эмоциональных изменений, будьте готовы поддержать своего ребенка, когда он начнет открывать для себя, кто он и каково его место в мире.

Подростковый возраст: значение, стадия и характеристики

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

Когда вам было восемь лет, вы могли ответить «динозавр!» Или «профессиональный гонщик на картинге!» Однако к подростковому возрасту ответ может начать меняться по мере того, как вы узнаете больше о себе и своих интересах.

  • Каково определение подросткового возраста?
  • Мы рассмотрим особенности подросткового возраста.
  • Что такое подростковый возраст в психологии?
  • Что такое подростковое развитие?
  • Мы рассмотрим, что на самом деле происходит во время подросткового возраста.

Подростковый возраст Определение

Подростковый возраст является одним из наиболее активных периодов нашего социального, физического и когнитивного роста. Он начинается примерно в 90 155 годах в возрасте 10 лет и продолжается до начала двадцатых годов. Годы средней школы, старшей школы и колледжа приходятся на подростковый возраст, и многие события этого времени будут определять развитие нашей взрослой жизни. В подростковом возрасте мы начинаем открывать для себя что-то новое.

Характеристики подросткового возраста

Многие характеристики подросткового возраста уникальны по сравнению с другими этапами жизни. По сравнению с детством, принятие решений улучшает и начинается поиск себя . Подростки также становятся более осведомленными о своей внешности , чем в детстве. Дети часто не замечают мороженого на лице или юбки, заправленной в штаны, и обычно им все равно. К подростковому возрасту мы начинаем лучше осознавать эти вещи, что заставляет нас начать формировать застенчивые или неуверенные чувства.

Биологический рост также резко возрастает в подростковом возрасте. В некоторых культурах он называется временем, когда человек становится «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной», поскольку он знаменует собой развитие нашей репродуктивной системы. Будучи еще ребенком, подростки обретают способность воспроизводить ребенка. Это одно из самых радикальных физических изменений, которое может испытать человек, и все это происходит в подростковом возрасте.

Рис. 1 Подростковая пара, Freepik.com

Многие из нас начинают испытывать сексуальное влечение еще в подростковом возрасте. Мы можем обнаружить, что у нас развиваются чувства к человеку, которые кажутся новыми и захватывающими, но также могут быть пугающими и сбивающими с толку. Гендерная идентичность и сексуальная ориентация также начинают проявляться в подростковом возрасте.

Психология подросткового возраста

Несколько известных психологов разработали свои теории подросткового развития. Давайте посмотрим, что, по словам Эрика Эриксона, Жана Пиаже и Лоуренса Кольберга, происходит в подростковом возрасте.

Психосоциальные стадии развития Эрика Эриксона

Психосоциальные стадии развития Эрика Эриксона описывают конфликты, с которыми мы сталкиваемся на каждом из основных этапов нашей жизни. Эриксон предполагает, что в подростковом возрасте основным конфликтом является идентичность и путаница . Это время, когда мы начинаем исследовать, кто мы есть и кем мы хотим быть.

Большая часть нашей идентичности в подростковом возрасте основана на наших семьях, сверстниках и других группах, с которыми мы идентифицируем себя. В позднем подростковом возрасте конфликт близость против изоляции начинает возникать. Мы начинаем искать любовь. Не только романтические партнеры, но и близкая и интимная дружба. Общение с другими становится основным направлением.

В 3-м классе Джейсон всегда был сосредоточен на том, чтобы продемонстрировать свои способности и доказать родителям и учителям, что он может делать что-то самостоятельно. Однако теперь, когда Джейсон учится в 8-м классе, он пробует множество новых занятий, чтобы открыть для себя то, что ему может понравиться.

Этапы развития Жана Пиаже

Теория стадий развития Жана Пиаже предполагает, что в детстве мы проходим через четыре стадии психического развития. Заключительный этап, формальное операциональное мышление , происходит на пороге подросткового возраста. В это время подростки уходят от конкретного мышления, в котором они видят вещи черно-белыми, к мышлению абстрактному. Они могут рассуждать о гипотетических ситуациях, а не только о реальных событиях или вещах.

Пятилетняя сестра Линдси плакала всю дорогу домой, потому что думала, что ее брат получил больше сока, чем она. Однако, будучи пятнадцатилетней, она знает, что ее мама налила в их чашки одинаковое количество сока, но чашка ее брата выглядела выше. Она может использовать абстрактные рассуждения, чтобы понять это.

Стадии морального мышления Лоуренса Кольберга

Лоуренс Колберг предположил, что моральное мышление развивается поэтапно. Не все подростки могут находиться на одной и той же стадии морального мышления. Некоторые могут по-прежнему действовать на стадии 3 (хороший мальчик/хорошая девочка), на которой их моральные рассуждения продиктованы одобрением других. Подростки на этом этапе выбирают быть хорошими только для того, чтобы их признали «хорошим мальчиком или хорошей девочкой». За этим этапом следует «Закон и общественный порядок», в котором подростки творят добро только потому, что так говорит закон. Решая, что правильно, а что неправильно, подростки на этом уровне морального мышления считают, что общественный закон и порядок должны поддерживаться превыше всего. Большинство людей не доходят до двух последних этапов морального мышления.

В команде дебатов Кейша утверждала, что даже если человек голодает, он не может воровать еду, потому что это противозаконно. Другие студенты утверждали, что иногда это нормально, когда речь идет о жизни или смерти.

Рис. 2 Одобрение, Freepik.com

Развитие подростков

Развитие подростков происходит с разной скоростью для всех. У некоторых мальчиков волосы на лице могут появиться уже в двенадцать лет, а у некоторых девочек грудь может развиться за одно лето в шестом классе. Подростковое развитие происходит физически, социально и когнитивно.

Физическое развитие

Физическое развитие находится в некотором затишье, пока не достигает пика в подростковом возрасте. Одной из наиболее выраженных характеристик физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, характеризующееся прежде всего созреванием органов полового размножения. У девочек половое созревание может начаться уже в 8 лет, когда у них наступает менархе .

Менархе — это первый случай менструального цикла у женщины.

Эти изменения сопровождаются увеличением веса в средней части тела, развитием груди и оволосением на лобке.

У мальчиков происходит созревание половых репродуктивных органов в спермархе .

Spermarche — первое проявление мужской эякуляции.

Сперматоз может появиться уже в возрасте 10 лет. Другие физические изменения у мальчиков в период полового созревания включают растительность на лице, скачки роста и изменения голоса.

Социальное развитие

Социальное развитие особенно важно в подростковом возрасте. Как мы уже упоминали, поиск идентичности является общей темой в этот период жизни. Подростки начинают тестировать несколько версий себя и обдумывать, кто они и кем хотят быть.

По мере того, как подростки становятся более независимыми от родителей, они начинают теснее привязываться к своим сверстникам. Они делятся более интимной информацией, и связи становятся более глубокими, чем в детстве. Некоторые отношения между родителями и детьми могут стать более натянутыми, и могут возникать более частые споры и разногласия. Но обычно эти проблемы не вызывают катастрофических проблем в отношениях.

Влияние сверстников жизненно важно для социального развития подростков, которые ищут одобрения. Это, однако, приводит к социальным конфликтам, таким как издевательства. Это может вызвать серьезные проблемы с психическим здоровьем, которые могут продолжаться и во взрослой жизни. Самооценка может быть низкой, особенно у молодых девушек, которые впервые в жизни испытывают прибавку в весе.

Когнитивное развитие

К подростковому возрасту пути в головном мозге становятся более устоявшимися, чем в детстве. Нейрогенез продолжается во многих областях мозга в подростковом возрасте, в то время как сокращает , чтобы избавить мозг от неиспользуемых путей. К подростковому возрасту большинство из нас научились отложенному удовлетворению и менее импульсивны, чем в детстве. Однако лобная доля еще не полностью развита, что приводит к более импульсивному поведению по сравнению со взрослым мозгом.

Вандализм, употребление алкоголя несовершеннолетними и превышение скорости являются примерами рискованного поведения, которым могут заниматься подростки из-за недостаточно развитой лобной доли. Этот лепесток отвечает за такие функции, как импульсный контроль. Кроме того, миндалевидное тело, часть мозга, отвечающая за эмоции, почти полностью развита. Это в сочетании с недоразвитой лобной долей приводит к тому, что подростки более эмоционально подвержены влиянию при принятии решений.

Стадии подросткового возраста

Давайте посмотрим, когда эти изменения происходят на каждом из этапов подросткового возраста.

Ранний подростковый возраст (от 10 до 13 лет)

Половое созревание начинается рано в подростковом возрасте. В раннем подростковом возрасте начинают происходить телесные изменения и возрастает сексуальный интерес. Мышление по-прежнему эгоцентрично и застенчиво, и вещи можно рассматривать только как черно-белые. Ранние подростки также ценят свою конфиденциальность и независимость. Они больше не напоминают малыша, цепляющегося за ногу матери. Они начинают больше заботиться о мнении сверстников, чем о своих родителях.

Рис. 3 Ранний подростковый возраст, Freepik.com

Середина подросткового возраста (от 14 до 17 лет)

вероятно, не вырастет намного выше. В это время девочки могут набрать вес в средней части тела, и у большинства девочек менструальный цикл регулярный. У мальчиков могут впервые начать расти волосы на лице, и их голос может начать хрипеть по мере изменения голоса. Подростки в этом возрасте часто проявляют больше творчества, так как навыки абстрактного мышления и рассуждения более развиты.

Середина подросткового возраста также является временем, когда импульсивность находится на рекордно высоком уровне. В это время могут участиться ссоры с родителями, а романтические отношения могут быть эмоционально неустойчивыми. Это также время, когда мы начинаем размышлять над более экзистенциальными идеями, такими как смысл жизни и наша цель. Вы начинаете ставить цели, которые будут направлять вашу жизнь в нужном вам направлении.

Вы присоединяетесь к команде дебатов, потому что думаете, что хотите стать юристом, или вы посещаете летом баскетбольный лагерь, потому что хотите играть профессионально.

Поздний подростковый возраст (от 18 до 21 года и старше)

К позднему подростковому возрасту прогрессирует когнитивное развитие лобных долей, и импульсивное поведение начинает снижаться (хотя и не полностью). Физическое развитие резко замедлилось, и ваш рост в этот момент, вероятно, останется неизменным на всю оставшуюся жизнь. Поздний подростковый возраст можно также назвать переходом во взрослую жизнь. В этом возрасте вы можете голосовать, служить в армии и покупать лотерейный билет. Идеи становятся более рациональными, и многие из нас в этом возрасте научились откладывать удовлетворение.

Близость становится особенно важной в позднем подростковом возрасте, поскольку у большинства людей отношения становятся более эмоционально стабильными. Вы можете начать думать о том, какого спутника жизни вы хотели бы иметь, и хотите ли вы когда-нибудь создать семью. Отношения с родителями также могут стать менее напряженными, и вы можете обнаружить, что создаете «взрослые отношения» или дружбу со своими родителями.

Подростковый возраст — основные выводы

  • Подростковый возраст — один из наиболее активных периодов нашего социального, физического и когнитивного роста. Он начинается примерно в возрасте 10 лет и продолжается до двадцати с небольшим.
  • По сравнению с детством процесс принятия решений улучшается, и начинается поиск себя. Подростки начинают больше осознавать свою внешность, чем в детстве.
  • В некоторых культурах это время называется временем, когда человек становится «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной», так как это знаменует собой развитие нашей репродуктивной системы.