Чем характеризуется подростковый возраст – —

Содержание

2. Общая характеристика подросткового возраста

2.1 Основные психологические особенности подростков

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительным и т.д.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста — это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоциональном — чувствительные изменения.

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [4].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [3].

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [3].

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту — это большое значение, которое подростки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых — учеба, спорт, какие-то любительские занятия — может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т.д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Таким образом, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

studfile.net

3. Специфические особенности подросткового возраста

Характеристика и особенности подросткового возраста Подростковый возраст и его особенности.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства». Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство соб ственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.1

В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении. Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

4. Формы проявления подросткового кризиса «Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст — это тот период в жизни ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития. Для того чтобы лучше понимать взрослеющего ребенка, необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса. Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления. психологические основы кризиса подросткового возраста: Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: 1. «Кризис независимости». Основные проявления. • Негативизм • Упрямство • Грубость • Бунтарство • Стремление во всем поступать по-своему • Противостояние авторитетам и иконоборчество • Ревностное отношение к личному пространству 2. «Кризис зависимости». Основные проявления: • Чрезмерное послушание • Возврат к детским интересам и формам поведения • Зависимость от взрослых • Несамостоятельность • Инфантильность в суждениях и поступках • Подчинение мнению большинства • Стремление быть «как все» «Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность. Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики. Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

• Повышенный интерес к собственной внешности. • Стремление к независимости и свободе. • Группирование со сверстниками. • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов. • Потребность в уединении. • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение. • Резкость и безапелляционность суждений. • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

5. Актуальные проблемы молодежи на современном этапе. ПЯТЬ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ Молодой человек стоит перед проблемой — стать самостоятельным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит множество проблем, которые необходимо решить. 1. Где жить? Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье — это отдельная квартира, которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько проблем. Во-первых, молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Молодежь является отдельным классом общества, который только начинает жить и пользуется ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку или молодой семье отдельная квартира или нет. А выбор и решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. В России нет среднего класса, поэтому в большинстве случаев они не могут помочь решить квартирный вопрос своих детей. А для таких решений у молодых людей просто нет денег. К сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать на государственную помощь. Ипотека 1 в России практически не развита. 2. Где учиться? Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование. Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей в частности, порождают коррупцию. Зачастую вступительные экзамены являются соревнованием кошельков. Единственное, что может сделать молодой человек, чтобы иметь возможность бесплатно учиться в ВУЗе — стать талантом. Тогда он сможет блестяще сдать вступительные экзамены. В противном случае нужно быть готовым платить за свое обучение. Почти всегда это делают родители. 3. Где отдыхать? Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Это вопрос очень важный. Как правило, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает. Важно, чтобы молодой человек в это время действительно чем-то занимался, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства. «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим преступлениям. Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры.

4. На что жить? Найти работу, которая станет источником основного дохода — это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в других городах России, ситуация намного хуже. Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую работу сможет получить в будущем. И для него очень важно понимать, что он будет получать опыт и практические знания, которые сделают из него более дорогого, более востребованного рынком специалиста. С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая соответствует его уровню жизни. В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности – это забота государства. В больших городах есть, где работать и молодежь работает. Но есть целые регионы, где нечего делать. И тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства. 5. К чему стремиться?

Молодежь сегодня не имеет тех четких в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. У наших отцов и матерей было то чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания. Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. Картина мира, которая сейчас есть у молодых людей, которая создавалась в течение десятилетия, говорит им о бессилии и предрешённости. Что есть богатые и властные дядьки, которые все решают: кто, куда и зачем. Такая картина мира провоцирует молодое поколение. Одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства. Другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами. И похоже, что никто из современных политиков не думает, что у России через 10 лет будет лицо современной молодежи.

studfile.net

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Психические особенности подросткового возраста.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

studfile.net

Сообщение на тему: «Подростковый возраст. Психологические особенности»

Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста. 

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой? 

Вот его проявления: 

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности

  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров


Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. 

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. 

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.


Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.


Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.


Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.


Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.


Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.


Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведьвнешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. 

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Внутренне происходит следующее.


У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.


Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. 

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа. 

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. 

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. 

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.


У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

infourok.ru

ВОПРОС ╣ 20 Особенности психического развития подростка

4

Вопрос № 20

Особенности психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм — следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

studfile.net

Подростковый возраст: психология, особенности, характеристика

Содержание статьи:

  1. Время взросления
  2. Причины неустойчивости поведения
  3. Половое развитие мальчиков и девочек
  4. Психологические особенности
  5. Общение со сверстниками
  6. Развитие личности

Время взросления

Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.

У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо.

Причины неустойчивости поведения

Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет.

В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение.  Предъявляются повышенные требования к своей внешности.

Половое развитие мальчиков и девочек

Психологическая характеристика подросткового возраста обусловлена ускоренными темпами полового развития. Это проявляется и во внешности подростков. И у девочек, и у мальчиков появляются вторичные половые признаки. У них меняется тембр голоса, у мальчиков это изменение более заметно. У девочек появляются менструации и налаживается менструальный цикл. У мальчиков увеличивается рост и вес.

Подростки уделяют повышенное внимание своей «взрослости». Они начинают подражать старшим, причем не только их положительным чертам и привычкам, но и отрицательным.

Внешние признаки подросткового возраста у девочек проявляются ярче. Они начинают тянуться к более старшим мальчикам и к молодым людям. Мальчики для подтверждения своей состоятельности во взрослой жизни копируют поведение мужчин. В этом возрасте чаще всего происходит приобщение к алкоголю, к никотину и к наркотикам.

Психологические особенности

Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем:

  • • С одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком.
  • • Из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел.
  • • Внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.
  • • Желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих.
  • • Независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

  • • эмоциональной неустойчивостью;
  • • резкими перепадами настроения;
  • • повышенным самолюбием;
  • • резкостью суждений;
  • • застенчивостью и неуверенностью в своих силах.

Общение со сверстниками

Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. Для них характерно желание слиться со значимым кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества.

Комфорт в кругу своей группы, слияние с друзьями по взглядам, привычкам, поведению дает подростку чувство эмоциональной безопасности. Иногда слепое подчинение правилам компании, которую предпочитает подросток, может привести к самым неблагоприятным последствиям.

Подростки часто мечтают о единственном, самом верном друге. В то же время они могут менять друзей, ссориться и находить новых знакомых, которые быстро становятся идеалом и кумиром.

Развитие личности

Возрастные особенности подросткового возраста ведут к развитию того или иного типа человеческой личности. Постепенно от слепого копирования оценок взрослых подростки переходят к анализу и оцениванию поступков и действий других людей. Они учатся оценивать и себя. Основным инструментом обучения самооценке является сравнение своих поступков и своей личности с другими людьми.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – реакция эмансипации. Взросление невозможно без принятия ответственности за свои поступки. Подростки стараются высвободиться из-под влияния взрослых, поступать и действовать самостоятельно. Иногда это стремление чрезмерно и выражается через крайние формы. Подростки конфликтуют с родителями, уходят из дома, пытаются отгородиться от своей семьи.

Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он хочет принести пользу обществу, занимать активную жизненную позицию. Однако реализовать себя, осуществлять серьезную деятельность подросток еще не может. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Особенности подросткового возраста психология признает одним из самых сложных периодов развития личности. Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам. Попустительство, равнодушие, недостаток требовательности родителей не менее вредно для детей в подростковом возрасте. Это приведет к возникновению новых проблем и углублению существующих.

love-mother.ru

Подростковый и юношеский возраст. Психологические особенности юношеского возраста :: SYL.ru

В своем развитии человек последовательно проходит различные возрастные периоды. Они являются определенными этапами жизни, каждый из которых выражается только ему присущими особенностями личности и психологическими функциями. У человека последовательно формируется интеллект, развивается логическая память, усиливается произвольное внимание, возникают высшие эмоции. Все это находит свое отображение не только во внешнем облике молодых людей, но и в их поведении.

Для изучения психического развития на каждом возрастном этапе существует особый раздел в психологии – возрастная психология. Эта дисциплина занимается изучением ряда проблем, среди которых:

— оптимальный выбор периода для развития определенных способностей;
— смягчение имеющихся возрастных кризисов;
— понимание педагогом того стиля общения, который он должен учесть для различных возрастных категорий своих подопечных.

Особенности подросткового этапа

Наблюдения, которые были произведены рядом психологов, позволили составить общую картину различных периодов развития личности. Их изучение поможет понять все особенности подросткового и юношеского возраста.

юношеский возрастТак, десятилетний ребенок легко воспринимает окружающую его жизнь. Он доверчив и уравновешен в общении со сверстниками и со своими родителями. Забота о собственной внешности стоит у него на втором плане. Это начало подросткового периода, длящегося до 15-летнего возраста.

Однако уже через год в организме ребенка начинается процесс полового созревания. У одиннадцатилетнего подростка меняется поведение. На фоне своей усиленной импульсивности и частой смены поведения он ссорится со сверстниками. По-другому начинают относиться подростки к родителям и педагогам. У ребенка развивается волевая сфера, авторитарность взрослых воспринимается им с явным негативом. Особенно болезненно подросток воспринимает такой стиль воспитания, который подавляет инициативу и активность. Однако и лишняя свобода ложится на него непосильным грузом.

Если родители не уважают своих детей и проявляют по отношению к ним безапелляционную требовательность, то их чада замыкаются в себе и становятся лживыми. Такое поведение взрослых приводит к формированию неуверенного в собственных силах, пассивного и забитого человека. Это, как правило, несамостоятельная, и в тоже время агрессивная личность с эгоистическими и асоциальными чертами характера. При доверительных отношениях, складывающихся между подростком и родителями, в ребенке развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, повышается эмоциональный комфорт. Такой ребенок с легкостью устанавливает хорошие отношения со всеми людьми.

период юношеского возраста

При достижении двенадцатилетнего возраста импульсивность подростка несколько сглаживается. Он начинает более позитивно смотреть на окружающий его мир. В этот период ребенок все более и более увеличивает свою автономию в семье, однако при этом усиливается влияние на его поведение сверстников. Подросток, достигший двенадцатилетнего возраста, начинает интересоваться противоположным полом и заботиться о своей внешности. В указанный период у человека происходит интенсивное развитие мышления и логической памяти. Что и определяет такие основные черты этого возраста, как терпимость, юмор и разумность.

Тринадцатилетний подросток часто обращен внутрь себя. В этом и заключена основная особенность данного возрастного периода. В 13 лет бурно развиваются сознание и самосознание. Это вызывает интерес, прежде всего, к своей личности. Именно поэтому подросток нередко замыкается, проявляя особую чувствительность к критике. Ребенок становится избирательным к дружбе и начинает интересоваться психологией. При этом возникает критическое отношение к действиям родителей. В этом возрасте продолжается гормональное становление. Перестройка организма значительно усиливается, поддерживая при этом колебания настроения.

В 14 лет завершается процесс полового созревания человека. Подросток вновь переносит свое внимание на окружающий его мир. Он общителен и энергичен, экспансивен и уверен в себе. Одновременно повышается его интерес к людям, к их внутреннему миру. При этом подросток часто сравнивает себя с другими. Особенно бурно в таком возрасте развиваются операции мышления. Ребенок приписывает им бесконечные возможности, приложив которые, он якобы сможет преобразовать окружающую действительность. Постепенно философская направленность поведения проходит, и подросток меняет свое положение абстрактного реформатора, становясь активным членом общества.

психологические особенности юношеского возраста

Основными особенностями пятнадцатилетнего возраста являются самостоятельность и максимализм. Ребенок проявляет жажду освобождения от любого внешнего контроля и стремится к полной независимости. Все это сочетается с началом этапа осознанного самовоспитания и развитием самоконтроля. Это период, когда идет построение первых серьезных жизненных планов. Однако такой возраст приносит и свои опасности. Ребенок становится ранимым и легко воспринимает вредное влияние. Порой он перестает доверять окружающим и дает неадекватную оценку себе и другим. Вследствие этого его поведение часто отклоняется от нормы. Не применяя к себе созданный идеал, подросток требует соответствия ему от других. Такому ребенку часто кажется, что люди относятся к нему отрицательно и не понимают его.

Особенности юношеского этапа

Шестнадцатилетний возраст характерен равновесием, жизнерадостностью и увеличением внутренней самостоятельности. Эти черты характера приходят на смену прошлой мятежности. Юношеский возраст – период, когда молодой человек устремлен в будущее и уравновешен. Однако это начальная стадия нового этапа. На ней проявляется психология подросткового и юношеского возраста одновременно. Молодой человек еще долго не может уйти от присущей ему ранее односторонности оценок, категоричности и нетерпимости. У него часто проявляется максимализм (завышение нереального идеала), когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни порождает пессимизм, отчаяние и подавляет деятельность. Именно поэтому юношеский возраст отличается проявлением социальной критики и негативизма. Молодой человек рассматривает общественные отношения, словно со стороны. При этом он забывает о том, что сам является продуктом критикуемого им социума.

Человек, этап становления которого – ранний юношеский возраст, нередко фиксирует внимание только на том, что не подходит под описание его идеала. Возникающее при этом абстрактное недовольство не позволяет трезво оценить имеющиеся в обществе социальные проблемы. В тот момент, когда взрослые указывают молодому человеку на необоснованность имеющегося у него мрачного понимания жизни, он противится их убеждениям. Данные проблемы юношеского возраста могут уйти только при решении той или иной трудной ситуации. При этом действия, которые были предприняты молодым человеком, и станут той предпосылкой, которая изменит негативное отношение к миру.

На отдельные этапы развития делят психологи юношеский возраст. Года от 16 до 18 лет относятся к ранней юности, а от 18 до 25 – к поздней. Но главной особенностью всего этого периода является осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости и непохожести на остальных. Это нередко приводит к появлению чувства одиночества и внутренней напряженности. Такое состояние усиливается при потребности в общении, повышая при этом его избирательность. Личность юношеского возраста открывает свой внутренний мир и испытывает необходимость в духовной близости с окружающими людьми. Именно поэтому старшеклассники создают свой образ идеального учителя, выдвигая на первый план его способность наладить эмоциональный контакт с учениками. Уровень знаний педагога при этом они ставят на второе место.

Дружеские отношения

Юношеский возраст — это период, на протяжении которого человек испытывает огромную необходимость в особой форме психотерапии, позволяющей получить поддержку и выразить все чувства, переполняющие душу. В таком возрасте именно дружба становится важнейшим фактором самоутверждения. Нередко длительное общение в юношеском возрасте по телефону взрослые считают просто бессмысленным и бессодержательным. Родителей и педагогов эти разговоры буквально выводят из себя. Однако развитие юношеского возраста невозможно без таких контактов. Разговоры поддерживают самоутверждение личности.

характеристика юношеского возраста

Психологи полагают, что возраст выбираемых юношей/девушкой друзей способен указать на потребности в общении. Так, если дружеские отношения строятся с ровесниками, то они указывают на стремление к равноправию. Наличие друзей старшего возраста свидетельствует об имеющейся потребности в руководстве и опеке. На вынужденный выбор юноши укажет общение с представителями младшего поколения. Отсутствие контактов со сверстниками и более старшими людьми будет свидетельствовать о наличии определенных трудностей, таких как застенчивость, а также несоответствие уровней возможностей и притязаний.

Самоопределение

Подростковый и юношеский возраст являются непростыми этапами в жизни каждого человека. И это связано со становлением личности. У молодого человека нарушается равновесие внутреннего мира, и это особенно ярко проявляется тогда, когда наступает юношеский возраст. В данный период возникает необходимость в самоопределении. Молодой человек встает перед выбором профессии. Это вынуждает его отказаться от многого другого в своей жизни. Самоопределение в юношеском возрасте – ответственный и весьма сложный этап, так как он связан с самоограничением. И это объясняет некоторые психологические особенности юношеского возраста. В такой период у человека возникает внутренняя напряженность.

психология подросткового и юношеского возраста

В ранней молодости люди испытывают стремление доказать всем окружающим, что они готовы ко взрослой жизни и принятию самостоятельных решений. Родители и педагоги должны своевременно и активно поддерживать такие порывы. В более поздний период сформировать независимость и жизненную смелость становится намного труднее. Психологи отмечают, что молодой человек намного быстрее начинает принимать самостоятельные решения, если на начальном этапе он делает это со взрослыми, деля с ними ответственность за свои действия.

Акселерация

В последние годы этот термин упоминается довольно часто. Что он означает? Акселерация является не чем иным, как ускорением биологического созревания. Прежде всего, она находит свое выражение в том, что средний вес детей на начальном этапе их жизни больше, чем у малышей предшествующих десятилетий. Об акселерации младенцев свидетельствуют более ранние периоды удвоения веса и прорезывания зубов. Об этом явлении говорит и окончание полового созревания подростков, которое наблюдается не в 16-17 лет, как раньше, а в 11-12. Ускоренными темпами у современной молодежи происходит и стабилизация роста. У юношей она наступает в 18-19 лет, а не в 25-26, а у девушек — в 16-17. При этом рост мальчиков в периоде 13-15 лет выше роста их сверстников предшествующего поколения на 12-14 см.

Акселерация повлияла и на некоторые особенности развития в юношеском возрасте. Так, по своему половому поведению молодые люди 16-17 лет соответствуют 19-20-летним, жившим в 60-е годы. Сталкиваясь с акселератом, который выше своих родителей на целую голову, взрослые должны помнить о том, что он по сути своей еще ребенок. И требования к нему должны быть соответствующими.

Начало трудовой деятельности

Период юношеского возраста является тем этапом, когда молодой человек приобретает специальность. Но стоит сказать, что начало трудового пути у современной молодежи приходится на более поздний период, чем у предыдущих поколений. Так, в начале прошлого века в России третья часть молодых людей работала уже к шестнадцати годам. Все остальные начинали трудовой путь с 20-летнего возраста.

Сегодня в нашей стране существует система всеобщего среднего образования. Именно поэтому 16-летний период юношеского возраста приходится на школьные годы. Тот же, кто стал студентом, получает образование лишь к 22-25 годам. Таким образом, складывается своеобразная характеристика юношеского возраста на современном этапе. Зрелость человека как индивида (физическая) не совпадает по времени с гражданской (со зрелостью личности).

Специалистами подмечено, что 40-50 лет назад самосознание человека окончательно развивалось к 17-19 годам. Сегодня оно формируется только к 23-25 годам. Учеба значительно затягивает интервал зрелости личности, что приводит некоторых молодых людей к безответственности и инфантилизму. Тот, кто поздно вступает на путь самостоятельной трудовой жизни, нередко подолгу остается иждивенцем у родителей. Обладание благами, не заработанными своими руками, притупляет честолюбие человека.

Молодые люди уверены, что родители и дальше будут обеспечивать их, и что не стоит бояться за свое будущее. Основная характеристика юношеского возраста в этом случае выражается в отсутствии целеустремленности и силы воли. И в этом нет ничего удивительного, ведь такой молодежи нет необходимости бороться за свое существование. Ей все само «идет в руки».

Положение молодежи

Психологические особенности юношеского возраста на современном этапе формируются и в связи с немногочисленностью детей в семье. Родители, бабушки, дедушки, а также тети и дяди прилагают все возможные усилия для того, чтобы единственное чадо было ограждено от ударов судьбы и любых ошибок. При этом взрослые решают за молодого человека практически все жизненные вопросы. Разумеется, такое воспитание приводит к иждивенчеству и несамостоятельности. Взрослые же, сталкиваясь с этими негативными качествами, начинают рассуждать о недостатках современных молодых людей, не видя в этом явлении собственной вины. Всегда стоит помнить о том, что зрелость человека наступает только в том случае, когда у него появляется ответственность и за себя, и за других. Постоянная опека взрослых вредит детям. Она не дает им возможности приобретения собственного жизненного опыта, что приводит к несамостоятельности в принятии решений.

Отношение к молодежи старшего поколения

Несмотря на возникновение новых проблем, в современном мире приходится отвечать и на старые вопросы, касающиеся юношеской психологии. Они имеют место в силу биологического взросления детей. Подростки и юноши испытывают повышенную раздражительность и возбудимость из-за изменения гормонального фона. В организме возникает дисгармония между физическим и психическим обликом, проецируемым молодым человеком на весь окружающий его мир. При половом созревании возникает желание нравиться, появляется повышенный интерес к собственной внешности. При этом обостряются проблемы слишком большого или малого роста, прически, комплекции и одежды. Именно поэтому юноши представляют внешний мир более конфликтным, чем взрослые люди, а то трепетное отношение, которые молодые люди испытывают к своей внешности и одежде, старшее поколение, уже забывшее свои чувства в этом возрасте, просто раздражает.

В связи со стремлением к самоутверждению юноша, как правило, придерживается черно-белой логики. Она, как и максимализм, а также малый житейский опыт, приводит к преувеличению индивидуальности собственных решений и рассуждений. Юноши полагают, что так, как они, никто не любил, не боролся и не страдал. Здесь и возникает конфликт с родителями, которые находятся во власти привычек и вкусов собственной молодости. Взрослые считают единственно верными только свои рассуждения и предпочтения. При этом у молодых людей отсутствует пример разумного отношения к окружающей действительности, которое основано на трезвой оценке происходящих событий. В ранг проблемы нередко возводятся вопросы о длине волос и ширине брюк, стиле песен и музыки.

юношеский возраст года

Взрослых также порой возмущает желание их повзрослевшего ребенка выглядеть как все. Иногда это требование осуществляется в ущерб материальному положению семьи и собственной привлекательности. Такие поступки молодых людей свидетельствуют о том, что чувство принадлежности к той или иной учебной или спортивной группе находится на самом высоком уровне.

Советы родителям

Нередко между детьми и людьми старшего поколения возникает психологический барьер. Его истоками становится нежелание и неумение выслушать ребенка, спешка, которую диктует современный ритм жизни, самодовольство и уверенность в непогрешимости личного жизненного опыта, а также нежелание взглянуть на возникшую проблему с точки зрения молодого человека. Такой барьер может постоянно укрепляться и со стороны детей, и со стороны их родителей. Порой взрослые начинают считать, что у их чада отсутствует какая-либо система ценностей. И это мнение, конечно же, не способствует духовному сближению.

общение в юношеском фозрастеТакая пугающая иллюзия возникает из-за того, что родители не могут перестроиться и начать воспринимать свое повзрослевшее дитя как самостоятельную личность. При отсутствии взаимопонимания в семье молодой человек начинает придавать чересчур большое значение общению со своими сверстниками. Для решения данной проблемы родители должны отказаться от мелочной опеки своего чада и начать воспринимать его как взрослого.

Мотивация

В юношеском возрасте люди живут будущим. Настоящая жизнь кажется им лишь подготовкой к взрослости. Это обстоятельство позволяет юношам легче переносить неприятности, воспринимая их недостаточно серьезно. Именно поэтому у молодежи понижено чувство ответственности за свои поступки.

Зрелость у человека наступит тогда, когда он осознает, что в жизни нет черновиков. Все, что делается, делается окончательно. Такое понимание заставляет молодого человека прилагать определенные усилия для осуществления намеченных планов.

www.syl.ru