Что не входит в портрет современного первоклассника – Материал на тему: Психологический портрет идеального первоклассника

Консультация (подготовительная группа): Портрет современного первоклассника

Портрет современного первоклассника

Да, безусловно, современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более, несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся:

  • несформированность произвольной деятельности,
  • отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества,
  • недостаточно развита саморегуляция поведения.

        Перечисленные  особенности развития современных первоклассников влекут за собой ряд проблем, с которыми они встречаются на начальной ступени общего образования. Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.

Психологические причины

  • у детей не достигнут уровень школьной зрелости (шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых, на момент поступления в первый класс слегка меньше)

Биологические причины

  • соматически ослабленные дети (часто болеют и пропускают занятия, быстро устают)
  •  детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии
  • леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности
  • тот или иной неврологический диагноз (задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД)

Социальные и эмоциональные причины

  • педагогическая запущенность ребенка
  • неправильно выбранная программа для обучения
  • неумение или нежелание ребенка выстаивать со сверстниками адекватные, дружеские отношения
  • личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником.

Портрет идеального первоклассника

Педагогическая готовность

  • обладает навыками чтения, письма, рисования,
  • сформирована звуковая культура речи,
  • имеет хороший словарный запас,
  • имеет общую осведомленность,
  • умеет развернуто ответить на вопрос.

Интеллектуальная готовность

  • обладает хорошей памятью,
  • развиты воображение,
  • регулирующая функция речи,
  • мышление,
  • внимание, тонкая моторика рук,
  • интеллектуальная активность.

Мотивационная готовность

  • выражает познавательные интересы,
  • стремится освоить роль школьника,
  • принимает систему требований, предъявляемых школой.

Эмоционально-волевая готовность

  • умеет управлять своим поведением,
  • сохраняет работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня,
  • обладает эмоциональной устойчивостью,
  • произвольной регуляцией внимания,
  • умеет задерживать свои импульсы,
  • умеет продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

Коммуникативная готовность

  • желает общаться со взрослыми и детьми,
  • умеет войти в детский коллектив и найти свое место в нем,
  • выполняет совместную работу,
  • поддерживает равноправные взаимоотношения со сверстниками,
  • умеет устанавливать контакт со сверстниками и с учителем.

Это идеал к которому надо стремиться. Но для этого надо приложить максимум усилий как педагогам так и родителям будущих первоклассников.

9 подсказок для родителей первоклассника.

1. Поддержите в ребенке его стремлении стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания.

nsportal.ru

Консультация (1 класс) на тему: Портрет идеального первоклассника

1.Педагогическая готовность:

•   Знает буквы.

•   Различает звуки на слух.

•   Большой запас слов.

•   Считает в пределах 20.

•   Имеет элементарный запас знаний по математике.

•   С хорошо подготовленной к письму рукой.

•   Умеет правильно держать ручку, карандаш.

•   Обладает навыком рисования карандашом.

•   Умеет обращаться со школьными принадлежностями.

•   Умеет приготовиться к уроку.

• Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).

•   Аккуратен в одежде.

•   Воспитанный.

2. Интеллектуальная готовность:

      Устойчивое внимание.

      Умеющий думать.

      Умеющий делать выводы 

      Умеющий фантазировать.

      Наблюдательный.

      Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.

      Умеет ориентироваться на листе бумаги.

3. Мотивационная готовность:

•   Настроен на обучение.

•   Готов к серьёзной работе.

•   Учится с интересом.

•   Хочет узнавать новое.

•  Любит думать.

•   Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.

•   Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни

4. Эмоционально-волевая готовность:

•   Способен управлять своим поведением.

•   Собранный.

• Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного.

•   Умеет выдерживать напряжение в работе.

•   Способен сделать усилие воли.

•   Способен поставить «надо» выше желания «хочу».

•   Способен слушать и выполнять требования учителя.

•   Исполнительный.

•   Усидчивый.

•   Умеющий настроиться на работу, когда это необходим

5. Коммуникативная готовность:

•   Не боится вступать в новый коллектив 

•   Не боится обращаться с вопросами к учителю.

•   Понимает мимику учителя.

•   Умеет слышать интонацию голоса учителя.

•  Дорожит отношением к нему учителя.

•  Общается с чувством дистанции ко взрослым 

•   Ответственный за свои поступки.

•   Соблюдающий необходимые нормы приличия.

 •  Умеет говорить свободно, не стесняясь.

•   Общительный.

•   Скромный в общении.

•   Эмоционально отзывчивый.

•   Уважающий себя 

•   Уважающий товарищей.

•   Уважающий родителей.

•   Умеющий слушать. 

•  Добрый.

•   Отзывчивый к просьбам товарищей.

•  Доброжелательный.

 

nsportal.ru

Консультация на тему: Портрет первоклассника

Портрет будущего первоклассника

1. Социальное развитие 

  1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
  2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
  3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, не агрессивен, недрачлив.
  4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
  5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
  6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
  7. Не избегает общения.

2. Организация деятельности 

  1. Может планировать свою деятельность.
  2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
  3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
  4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
  5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
  6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
  7. Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие 

  1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
  2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
  3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
  4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
  5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
  6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
  7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация 

  1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
  2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
  3. Хорошо ориентируется в пространстве ,способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо.
  4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
  5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
  6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. 

  1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
  2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
  3. Различает расположение фигур над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.
  4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
  5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
  6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
  7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие 

  1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
  2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
  3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
  4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
  5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
  6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
  7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

         7. Здоровье 

  1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
  2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
  3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
  4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
  5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
  6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
  7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти 

  1. Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
  2. Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
  3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
  4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
  5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
  6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
  7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

nsportal.ru

Материал (подготовительная группа) по теме: Портрет будущего первоклассника

«Первый раз в первый класс,
или что нужно знать и уметь
будущему первокласснику»

 

     Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.

     Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа — символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.

     Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.

     Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.

     Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником — совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.

     Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.

     Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное — это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

     К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка — это мама отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика. Мы ждём ваших малышей в первый класс! Терпения вам и удачи.

nsportal.ru

Учебно-методический материал на тему: Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

МБДОУ детский сад№10

Круглый стол

«Будующий первоклассник, какой он?

Портрет первоклассника в системе ФГОС»

Провела: воспитатель Стоянова И.Н.

г. Донецк

Ростовская область

Февраль 2016 г.

Круглый стол для педагогов ДОУ

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
От обсуждения общих вопросов мы перешли к частным, а именно: как понимают многие из нас преемственность? Прежде всего, как готовность к школе, т.е. определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие ДОУ стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Участникам круглого стола было предложено практическое задание. Они должны были проанализировать кусочки «подслушанных» разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей. Все фразы были вынесены на экран в виде презентации, и, если ответ был правильным, то из трех оставалась только одна картинка с нужным «персонажем».

1 «подслушанный диалог»
— Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» — «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают. 
— А у моих в математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили.

Это «слова воспитателей», на экране остается следующая картинка.

2 «подслушанный диалог»
— Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
— Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать.

Это «слова родителей», на экране остается следующая картинка.

3 «подслушанный диалог»
— Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?

— И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены.

Это «слова учителей», на экране остается следующая картинка.

Выполняя практическое задание, участники круглого стола пришли к следующим выводам:
Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.
Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность — значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. 
Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве. По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. 
И очень часто субъекты образовательного процесса забывают, что в центре всего находится личность ребенка. Который не эстафетная палочка, передаваемая из сада в школу, и даже не сосуд, который мы должны наполнить определенными знаниями, а, скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь.

Говоря о готовности к школьному обучению, всегда нужно помнить о различных сторонах этой готовности, включающих в себя 
— Психологическую зрелость — степени развития кругозора, произвольности в общении со взрослыми и сверстниками
— Интеллектуальную готовность — это уровни развития у ребенка мышления и речи.
— Личностную зрелость – это в первую очередь мотивация обучения и сформированность волевого компонента.
— Социально — коммуникативную готовность и ее три компонента: коммуникативную, социальную и языковую компетентности.
На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». 

ФГОС ДО- это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников. Впервые на уровне нормативного документа во ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки учебной деятельности. Это — универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к школьному обучению, а, значит, и преемственность дошкольного образования и начальной школы. ДОУ 
В ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Что такое универсальные учебные действия? Есть несколько толкований.
УУД — это умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД — это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умение учиться».
Обобщая их, можно утверждать. что УУД — совокупность различных способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Для педагога важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться» путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Т.е.в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки, которые представлены 4 блоками.

А дальше участникам круглого стола было предложено практическое задание, нужно было определить к какому виду УУД относятся следующие характеристики.

1.

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений и собственный внутренний мир). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 

Имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты. 
(ЭТО ЛИЧНОСТНЫЕ)

2.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. 
Ориентируется на партнера по общению, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 
Умеет слушать собеседника, задавать вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Формулировать собственное мнение и позицию. 
(ЭТО КОММУНИКАТИВНЫЕ)

3.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).(ЭТО РЕГУЛЯТИВНЫЕ)

4.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). 
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 
Ориентируется в пространстве и времени.
Применяет правила и при помощи взрослого может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач;
Узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности, осуществляя классификацию и сериацию на конкретном предметном материале. 
(ЭТО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ)

                               Таким образом. получается следующий

        «Портрет выпускника ДОУ, готового к обучению в школе»

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
Любознательный, активный (личностные результаты). 
Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). 
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты). 
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты). 
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты).
Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

Далее участники семинара попытались сформулировать

             ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УУД

Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
Включать детей в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.
Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ.
Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию и др.
Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь.
Развивать творческие способности и навыки самоконтроля.
Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.
И всегда помнить, что
Дошкольнику требуется личный контакт с ним;
Атмосфера успеха;
Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
Доброжелательное и уважительное отношение к его личности. 
Поощрение и похвала.
Принятие его таким, какой он есть;
Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка. 

Ну и в конце участникам  круглого стола было предложено задание на проверку собственных знаний

                                  «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

1.Преемственность по ФГОС – это…

2. ДОУ формирует… 
— универсальные учебные действия 
— предпосылки универсальных учебных действий
— учебную деятельность?

3. Какие 4 блока УУД ВЫ знает…

4. К какому блоку УУД относятся следующие качества?
1. Эмоционально отзывчивый
2. Умение выделять существенные признаки объектов
3. Способный удерживать внимание при чтении взрослого 
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
5. Умеющий соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 
7. Умеющий адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
8. Ориентация на партнера по общению

5. Возможно ли похвалить ребенка за неправильный ответ? Кто должен исправить ответ?

И в заключении — рефлексия. 
Так как на нашей встрече  много говорилось об УУД, то было предложено расшифровать эту аббревиатуру свои способом. 
Вот что примерно получилось.

Думаю, что те, кто участвовал в нашем круглом столе, обязательно почерпнут для себя что-то полезное, и попытаются осознать, что дошкольное образование теперь — часть непрерывного образования. А непрерывное образование — целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

nsportal.ru

индивидуально-личностное развитие ребенка в образовательном процессе


Авторы:


Курова Светлана Геннадьевна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов

Снегова Яна Борисовна, ГОУ СОШ №16, зам. директора по ВР

Фатыхова Татьяна Ивановна, ГОУ СОШ №16, учитель начальных классов


 


Кто он такой, наш первоклассник,


Наш милый маленький герой?


Он непоседа и проказник?


Или застенчиво-смешной?


Как этот мир его встречает?


Чем восхищает? Чем пугает?


Семь лет он знания копил


И жадно познавал сей мир!


А в нём игрушки из Китая


И телик без конца и края,


Противный на обед бульон,


Ах, да! Мобильный телефон!


Ещё детсад, где воспитатель


От нищеты частенько стонет.


Он не творец и не мечтатель,


И грустно курит на балконе!


А в выходные есть компьютер


И драки суперские очень,


Порой не очень трезвый отчим


И звёзды в небе синей ночью.


У мамы фитнес и работа,


По дому разные заботы:


С подругой обсуждают садик


И всяких разных глупых дядек.


Грипп и ангины стали частыми,


И бабушка даёт лекарство.


Любим он с головы до ног,


Но почему-то одинок!


И в доме ссоры. Нет ответа,


Зачем без денег счастья нету?


Он очень мал, но знает точно:


Нужны всем деньги очень-очень!


Звенит звонок! Портфель, букет,


В столовой комплексный обед,


И каждый день учитель строгий


Грозит указкой на уроке.


Кривые палочки в тетради,


Иль обозвал соседку Надю,


Забыл учебник и тетрадь? –


За всё придётся отвечать!


Нельзя шуметь, кричать, резвиться!


Дитё обязано учиться:


Всё понимать и не мешать,


И за поступки отвечать!


Быть любопытным, прозорливым,


Примерным, умным и счастливым,


На физкультуре бегать кросс…


Но тут у отрока НЕВРОЗ!


И от волнения и натуги


«Мигает» глаз, «чужие» руки,


До школы стал неблизким путь,


И даже в десять не уснуть.


И в голове волнений много,


И до двенадцати тревога!


От суеты спасенья нет.


Итог – плохой иммунитет,


Недомогание, смятение,


В своих умениях сомнение!


А за окошком листопад,


И душной комнаты квадрат!


Кто он такой, наш первоклассник?


Он разный, только не напрасно


Он носит имя человека,


А на плечах НАЧАЛО ВЕКА!


 


Мы не случайно начали разговор о сегодняшнем первокласснике этим стихотворением. Не исключено, что многим скептикам оно может показаться шуточным, но это не так, К сожалению, именно такие первоклассники в большей степени приходят сегодня в среднюю общеобразовательную школу – мальчишки и девчонки 7-8 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей. Их родителям менее тридцати, это дети девяностых, впитавшие житейскую нестабильность, озлобленность, отсутствие идеалов, безверие на фоне растущего научно-технического прогресса, который принёс комфорт, но разрушил что-то очень важное и бесконечно близкое нашему народу. Стремление к материальному благополучию родителей понятно, жизнь стоит дорого. Но за этим стремлением такие понятия как добросердечность, бескорыстность, добропорядочность, открытость, милосердие, великодушие, духовность, любовь к ближнему; всё то, что мы пытаемся привить ребёнку в начальной школе; зачастую, оказываются просто красивыми словами. Дома, на улице, по телевизору, в интернете ребёнок черпает информацию, которая, возможно, окажется более полезной для него в будущей взрослой жизни.


Сегодня в День учителя ребята желают учителю много денег, хороший автомобиль, большую квартиру. Никто не говорит, что это плохо, мы не ханжи. Но лет бы 20 назад педагог обиделся, а сегодня это норма. Бурная антиреклама учительской порядочности, даже в Год учителя, накладывает свой отпечаток на отношение к педагогу новоиспечённых родителей. Учитель сегодня – гувернёр. Он выполняет заказ родителей, поэтому с ним надо держать ухо востро. А если педагог требует, возмущается, то на него и пожаловаться можно, причём анонимно. К сожалению, молодые мамы забывают о своих прямых обязанностях. Ребята приходят в школу без тетрадей и учебников. Зевают на уроках не от скуки, а от недосыпания. Большинство первоклассников имеют ту или иную разновидность невроза. Порой из 25 малышей более половины не посещали театр, музеи, но были в Греции и Турции. У каждого первоклассника есть мобильный телефон (это удобно), но родители могут позвонить ребёнку во время урока или прислать CMC. Обширная классная библиотека не увлекает, интересней «тетрис» (мини-компьютер). Вещь не дешёвая, забрать – не забрать, учитель ещё подумает. После «тетриса» не до математики. Это всё, конечно, крайности. Безусловно, мудрый и грамотный педагог найдёт способ привить малышам любовь к литературе и театру, убедит мам не звонить ребёнку во время уроков. Но сегодня мы говорим о первокласснике, который приходит в школу и приносит мир, в котором он воспитывался семь лет. Ценности этого мира не всегда совпадают с теми, что несут детям герои старых добрых сказок, где добро всегда побеждает зло, а бедный Иванушка в финале становится богачом, потому что он честный, добрый и смелый.


Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, ребёнок приходит в школу не за знаниями. У него нет осознанного желания стать образованным человеком. Такие мысли высказывают родители. Для ребёнка привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: портфель, красивые тетради и карандаши, школьная форма, новые друзья. В этих моментах проявляется основа желания изменить своё место в обществе.


Сегодняшний первоклассник, пришедший в школу из современного мира, ориентированного на материальные ценности, погружается в совершенно новый мир – мир с духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы. Есть такие, которые не знают, кому верить: родителям или педагогу. Они замыкаются в себе, находясь в растерянности перед выбором идеала для подражания. У ребёнка возникают вопросы: «Как взаимодействовать, сотрудничать с окружающим миром?

ext.spb.ru

Консультация (1 класс) на тему: Портрет первоклассника, который не готов к школьному обучению

Портрет первоклассника, который

не готов к школьному обучению

  • Импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»).
  • Чрезмерная игривость, непоседливость.
  • Нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса.
  • Неумение общаться со сверстниками.
  • Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше).
  • Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие.
  • Плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями).
  • Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность.
  • Недостаточное развитие произвольной памяти.
  • Задержка речевого развития.

 

       «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер)

              Портрет первоклассника 

 Педагогическая готовность:

— имеет большой запас слов:

-имеет элементарный запас знаний по предметам;

-умеет правильно держать ручку, карандаш;

— обладает элементарными навыкам самообслуживания.

Интеллектуальная готовность:

— умеет думать и делать выводы;

-хорошо развита речь.

Мотивационная готовность:

-настроен на обучение;

-готов к серьезной работе;

-учится с интересом;

— хочет узнавать новое;

-любит думать;

-аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.

4.Эмоционально-волевая готовность:

-способен управлять своим поведением;

-собранный;

-умеет выдерживать напряжение в работе;

-способен поставить «надо» выше желания «хочу»;

-способен слушать и выполнять требования учителя;

— исполнительный;

-усидчивый;

-умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

5.Коммуникативная готовность:

-не боится вступать в новый коллектив;

-не боится обращаться с вопросами к учителю;

-понимает мимику учителя; умеет слышать интонацию голоса учителя;

-чувствует дистанцию со взрослыми;

— ответственный за свои поступки;

-общительный;

— эмоционально отзывчивый;

-уважающий себя; уважающий товарищей; уважающий родителей;

-умеющий слушать и слышать.

        

nsportal.ru