Что отвечает за память: Три основные части головного мозга

Содержание

Валерий Шульговский. Вместилище памяти | Большие Идеи

Валерий Шульговский. Вместилище памяти | Большие Идеи Личные качества и навыки
Анна Натитник

Профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой Высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ, руководитель лаборатории системного анализа деятельности мозга, член Российского общества физиологов, фармакологов и биохимиков Валерий Викторович Шульговский рассказывает о разных видах памяти, мнемонических приемах, обучении и забывании.

Как изучают память?

В основном экспериментально и с помощью сложной техники, например всякого рода томографов, исследующих деятельность мозга. А началось все с аутоэксперимента, который в середине XIX века придумал и провел немецкий психолог Герман Эббингауз. Он составлял трехбуквенные слова — бессмысленные, чтобы они не вызывали ассоциаций, — и заучивал их блоками по 40 штук. В результате он открыл два феномена. Первый — «памятный след» быстро затухает: через час Эббингауз мог воспроизвести только две трети буквосочетаний, через два — меньше 40%, через месяц — 10—20%. Это так называемая кривая забывания. Второй феномен — эффект конца: из 40 заученных слов десяток последних запоминается до 100%, остальные — на уровне кривой забывания. Первые слова также остаются в памяти дольше, но не намного. Выяснилось также, что если сразу после запоминания слова человек решает арифметические задачки, то эффект конца не проявляется.

Чем это объясняется?

Объяснение этому сформулировали в середине ХХ века. Тогда в США провели эксперимент: на открытой площадке размером примерно метр на метр, над которой повесили яркую лампу, сделали укрытие в виде норки. Когда на площадку выпускали крысу, она находила норку и пряталась в ней.

Чем больше раз это проделывали, тем быстрее крыса находила убежище — то есть она обучалась. Затем крысе на ушки вешали электроды и пропускали через них ток. Одного импульса было достаточно, чтобы крыса забыла все, чему научилась. Но если то же самое проделывали через 40—60 минут после обучения, память не стиралась. Этот и другие эксперименты позволили ученым сделать вывод о том, что память неоднородна: есть кратковременная и есть долговременная память. В кратковременной материал хранится за счет динамических процессов, хотя и неизвестно, каких именно: электрических или биохимических (и электрошок, и блокирование синтеза белка нарушают эти процессы). По данным современных исследователей, информация в кратковременной памяти хранится примерно 12 секунд. Если в это время вас что-то отвлекает (например, вы переключаетесь на решение арифметической задачи), то информация сильно страдает — она как бы вытесняется, перекрывается другими, вновь поступившими данными.

Как связаны между собой кратковременная и долговременная память? Информация попадает сначала в кратковременную, а потом переходит в долговременную?

Не совсем так. Ученые выяснили, что кратковременной предшествует еще один вид памяти — очень короткий. Он получил название сенсорного регистра — воспринимаемая зрением и слухом информация хранится там в неклассифицированном виде, то есть мы еще не знаем, какого она типа: цифры, слова, лица, пейзажи или что-нибудь еще. Как показали эксперименты, зрительная память затухает в сенсорном регистре примерно за 250 миллисекунд, слуховая — примерно за 4 секунды. Этот эффект использовали братья Люмьеры, которые поняли: если картинки показывать с интервалом 200—250 миллисекунд, они не накладываются друг на друга, а ложатся рядом и создают эффект движения. А для эхоической, или слуховой, информации это как раз то время, которое необходимо, чтобы удерживать в памяти начало фразы, дожидаясь ее конца. На «выходе» из сенсорного регистра информация опознается, то есть проходит категоризацию, и поступает в следующий отсек — в кратковременную память, а оттуда уже — в долговременную. Сколько времени она находится в долговременной памяти, неизвестно, но ясно, что очень долго.

Известно также, что хранится она в виде ассоциативных полей. Пример такой памяти дан в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»: его герои долго мучились потому, что фамилия Овсов находилась на периферии семантического поля.

Как происходит обучение и, соответственно, запоминание?

Психологи выделяют несколько типов обучения. Например, ассоциативное: если два сигнала следуют один за другим, особенно если второй из них — пища или наказание, то между ними образуется связь.

И тогда запах пищи, стук ножей и т.д. вызывают у нас определенные ассоциации. Это реактивное обучение — наше сознание в этом процессе не участвует. Таким образом человека можно обучить многому — он этого даже не заметит, а будет просто воспроизводить эффект обучения. Бывает оперантное обучение — его отрыл американский психолог Беррес Скиннер. На этом принципе построены все компьютерные игры: нажимая на клавиши, вы вызываете изменения во внешней среде. Если эти изменения положительные и они чем-то подкрепляются, то вы учитесь увеличивать вероятность попадания в положительные ситуации. Так мы учим, например, правила дорожного движения: много раз подряд отвечаем на одни и те же вопросы, выбирая правильный ответ, и в конце концов без зубрежки и особых усилий все запоминаем. Психологи называют такое обучение программированным.

Этот принцип используется в ЕГЭ, что, с точки зрения науки, не совсем правильно. Дело в том, что на таком экзамене действует память, связанная не с пониманием и логикой, а со сравнением — то есть та часть памяти, которая у всех людей очень мощно развита от рождения. Участники одного эксперимента, например, через месяц после просмотра тысячи слайдов вспоминали их, отделяя от новых шестидесяти изображений. А люди, принявшие участие в другом эксперименте, через 50 лет после окончания колледжа сопоставляли имена и клички своих соучеников с их фотографиями.

Известно, что одни люди лучше запоминают движения, другие, например, лица. С чем это связано?

С тем, что существует несколько видов долговременной памяти: есть память декларативная — на слова, образы, события, лица и т.д. — и недекларативная — на движения, физические действия. За эти виды памяти отвечают разные участки мозга. Приведу пример. В США в середине прошлого века курсант военного училища во время занятий фехтованием получил травму гиппокампа. Это привело к инвалидности: у него пропала память о текущих событиях. Он помнил свою жизнь до несчастного случая, но события и впечатления, связанные с настоящим, в его памяти не задерживались. При этом он каждый день выполнял сложные упражнения на процедурную память — писал, глядя в зеркало, «перевернутые» тексты. С каждым днем он это делал все лучше и лучше, то есть явно обучался.

Значит, за декларативную память на текущие события отвечает гиппокамп?

советуем прочитать

Семейный многогранник

Марина Птушкина

Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления

Джон Коулмен

Пять шагов, которые должен сделать гендиректор перед увольнением

Маргарита Кошман,  Ярослав Глазунов

Стойкий бизнес для жаркого климата

Эндрю Уинстон

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Почему не все понимают, что такое инновации

Владимир Коровкин

Данные нужно не собирать, а генерировать

Скотт Энтони

6 правил ведения бизнеса в условиях перманентного кризиса

Вячеслав Солопов

Законы конкурентного сотрудничества

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

| Нарушение памяти у детей

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети.  Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать  ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину,  быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового».  Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т. д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм —  улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Наши нейропсихологи гарантируют 100%результат при соблюдении всех требований.

В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата.

Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за память и развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • восприятие устной, письменной речи
  • все виды памяти
  • мышление
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление симптомов СДВГ нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие памяти, речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями памяти, чтения и письма, математики  есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, забывает, пропускает во время письма буквы. Эти тренировки помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного запоминания, чтения, письма и других видов учебной деятельности.

Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, памяти, процессов чтения и письма.

Функционирование нервной системы  — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга.

У ребенка с нарушениями, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.

Взаимодействие с ритмичной музыкой  стимулирует развитие чувства ритма, внимания, памяти, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

Нейропсихологическая  коррекция с интегрированной программой ритмотерапии сочетает в себе два важных для развития мозга аспекта: стимуляцию звуками определенных частот и стимуляцию с помощью ритма.  

Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, нарушениями памяти, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.

Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.

Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
Нейродинамическая коррекция способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта. В результате занятий задействуются дополнительные резервы мозга, что способствует повышению качества усвоения знаний и расширяет возможности ребенка во всех областях: от обучения до общения!

Упражнения, включённые в систему кинезиотерапии улучшают ритмичную работу всех систем организма, развивают личностный самоконтроль, межполушарное взаимодействие, способствуют наиболее полному восприятию любой информации, развитию памяти.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия, обеспечивают развитие высших психических функций.

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Программа Play Attention, интегрированная в нейропсихологическую коррекцию помогает приобрести навыки, необходимые для успешного обучения и развития, и показана детям и взрослым с проблемами, связанными с нарушением внимания и памяти.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» показывают отличные устойчивые результаты несколько специальных программ по коррекции памяти для детей от 3х до 18 лет с интеграцией различного оборудования.

Коррекционные программы:

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.


Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия

причины плохой памяти, рассеянности, забывчивости. Лечение проблем с памятью

Время от времени память подводит каждого. К примеру, сколько раз вы забывали дома нужную вещь или не могли вспомнить имя человека, с которым недавно познакомились?

Снижение памяти и других когнитивных показателей может происходить по естественным причинам и носить временный характер — например, вследствие переутомления. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма неизбежно меняется с возрастом. К сожалению, не всегда удается вовремя увидеть грань между тем, когда рассеянность или возрастное ухудшение памяти остаются в пределах нормы, а когда они перетекают в патологическое состояние. Вы не должны испытывать ощутимых трудностей в повседневных делах, качество работы и жизни не должно страдать. Когда это происходит следует обращаться к специалисту для выяснения диагноза. Даже если проблемы с памятью вызваны заболеванием при правильном лечении они могут быть обратимы.

Память является одной из самых сложных структур психики. Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки:

  • забываются не только мелочи, но и важные события;
  • невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы;
  • неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции;
  • стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи;
  • нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей;
  • слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению;
  • путается хронология событий или появляются ложные воспоминания;
  • ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым.

Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя. Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции.

Причины ухудшения памяти

Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.

Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:

  1. травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
  2. деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
  3. заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
  4. болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
  5. психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
  6. лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
  7. алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
  8. гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
  9. дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
  10. бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.

Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний. К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.

При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.

Что делать, если ухудшается память

Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему.

Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины. Из-за чего же происходит возрастное снижение памяти? Во-первых, гиппокамп, область мозга, которая участвует в формировании и восстановлении воспоминаний, снижает свое функционирование. Во-вторых, утрачивается активность гормонов и белков, которые выполняют для нейронов защитную и стимулирующую функцию. И в-третьих, происходит снижение притока крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных навыков.

Чтобы быть в тонусе, наш мозг, как и все тело, требует заботы и регулярных тренировок. Если вы уже заметили проблемы с памятью, что делать вам подскажет врач, но и вы сами можете улучшить положение при помощи советов, которые помогут адаптироваться и поддержать активность мозга. Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких.

Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список:

  • Продолжайте участвовать в повседневных делах.
  • Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки.
  • Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари.
  • Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти.
  • Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место.
  • Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе.
  • Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить.
  • Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность.
  • Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений.
  • Введите в свою жизнь умеренные физические нагрузки — они снижают риск развития деменции до 50%. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию.
  • Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они.

Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз.

К какому врачу обратиться при проблемах с памятью

Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов.

К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа.

При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики:

  • изучение анамнеза;
  • оценка соматического здоровья;
  • беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь;
  • неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка;
  • психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование;
  • лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.

Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.

В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.

При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники.

Лечение памяти

При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.

При проблемах с памятью лечение может включать в себя:

  • Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
  • Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
  • При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
  • При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
  • Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
  • Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
  • Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.

В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.

Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.

Исследования показывают, что правильное лечение памяти позволяет пациентам долгое время сдерживать прогрессирование симптомов и оставаться социально активными даже при самых тяжелых заболеваниях.

Части мозга, связанные с памятью

Цели обучения

  • Объяснить функции мозга, связанные с памятью; узнавать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка в памяти

Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства энграмма : группа нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Сначала Лешли (1950) обучал крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозгу крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.

Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотеза эквипотенциальности : если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 1950). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Например, Эрик Кандел потратил десятилетия на изучение синапсов и их роли в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).

Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора (рис. 1).

Рисунок 1 . Миндалевидное тело связано со страхом и воспоминаниями о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.

Амигдала

Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная работа миндалевидного тела заключается в регулировании эмоций, таких как страх и агрессия. Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.

Ссылка на обучение

В этом выступлении TED под названием «Мышь. Лазерный луч. Манипулируемая память», Стив Рамирес и Сюй Лю из Массачусетского технологического института рассказывают об использовании лазерных лучей для манипулирования памятью о страхе у крыс. Узнайте, почему их работа вызвала ажиотаж в СМИ после того, как она была опубликована в журнале Science .

Гиппокамп

Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти. Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.

Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео Slate, чтобы подробнее узнать о том, как работает память, а также о том, как исследователи сейчас изучают мозг Х. М..

Мозжечок и префронтальная кора

Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать неявные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность) благодаря вашему мозжечку. Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дуют в глаза. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).

Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).

Нейротрансмиттеры

По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19).96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.

Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теория возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о воспоминаниях, вызванных вспышками, и о том, почему некоторые из этих ярких воспоминаний не всегда так точны, как нам кажется.

Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии (рис. 2). Где вы были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что для тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.

Рисунок 2. Большинство людей помнят, где они были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)

Копать глубже: неточные и ложные воспоминания

Даже воспоминания-вспышки о важных событиях могут терять точность с течением времени. Например, не менее трех раз на вопрос, откуда он узнал о терактах 9/11, неточно ответил президент Джордж Буш. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:

Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я видел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ​​ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)

Вопреки тому, что заявил президент Буш, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Видеозапись первого самолета не записывалась, потому что это было обычное утро вторника, пока не врезался первый самолет.

Вы помните, где вы были, когда узнали о стрельбе в средней школе Марджори Дуглас? С кем ты был и что делал? О чем ты говорил? Вы можете связаться с теми людьми, с которыми вы были? У них такие же воспоминания, как у вас, или у них разные воспоминания?

Попробуйте

Подумай об этом

Опишите вспышку памяти о важном событии в вашей жизни.

Глоссарий

теория возбуждения: сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания

инграмма:  физический след памяти

гипотеза эквипотенциальности:  некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний

вспышка памяти:  исключительно четкое воспоминание о важном событии

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Части мозга, связанные с памятью – психология

Память

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объясните функции мозга, связанные с памятью
  • Знать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка

Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства инграммы: группы нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Во-первых, Лэшли (1950) обучали крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозгу крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.

Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотезу эквипотенциальности: если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 19).50). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Эрик Кандел, например, потратил десятилетия на изучение синапсов, базовой структуры мозга и их роли в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).

Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора ([ссылка]).

Миндалевидное тело вовлечено в страх и воспоминания о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.


Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная задача миндалевидного тела — регулировать такие эмоции, как страх и агрессия ([ссылка]). Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.

Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти ([ссылка]). Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими связанными воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.

Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.

Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность) благодаря вашему мозжечку ([ссылка]). Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дают дуновение воздуха. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).

Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).

По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19).96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.

Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теорией возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.

Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии ([ссылка]). Где вы были, когда впервые услышали о 9/11 терактов? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что среди тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.

Большинство людей помнят, где они были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)


Неточные и ложные воспоминания

Точность воспоминаний-вспышек с течением времени может снижаться, даже при очень важных событиях. Например, по крайней мере в трех случаях, когда президента Джорджа Буша спросили, откуда он узнал о терактах 11 сентября, он дал неверный ответ. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:

Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я видел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ​​ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)

Вопреки тому, что вспоминал президент Буш, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Первый самолет не был снят на видео, потому что это было обычное утро вторника в Нью-Йорке, пока не врезался первый самолет.

Некоторые люди объясняли неправильное воспоминание Бушем об этом событии теориями заговора. Однако есть гораздо более мягкое объяснение: человеческая память, даже память-вспышка, может быть хрупкой. На самом деле память может быть настолько слабой, что мы можем убедить человека в том, что с ним произошло событие, даже если его не было. В исследованиях участники исследования вспомнят, что слышали слово, даже если никогда не слышали его. Например, участникам дали список из 15 слов, связанных со сном, но слова «сон» в нем не было. Участники вспомнили, что слышали слово «сон», хотя на самом деле они его не слышали (Roediger & McDermott, 2000). Исследователи, обнаружившие это, назвали теорию в честь себя и коллеги-исследователя, назвав ее парадигмой Диза-Редигера-Макдермотта.

Начиная с Карла Лэшли, исследователи и психологи искали инграмму, которая является физическим следом памяти. Лэшли не нашел инграмму, но предположил, что воспоминания распределены по всему мозгу, а не хранятся в одной конкретной области. Теперь мы знаем, что три области мозга играют важную роль в обработке и хранении различных типов воспоминаний: мозжечок, гиппокамп и миндалевидное тело. Работа мозжечка заключается в обработке процедурных воспоминаний; в гиппокампе кодируются новые воспоминания; миндалевидное тело помогает определить, какие воспоминания хранить, и играет определенную роль в определении того, где хранятся воспоминания, в зависимости от того, имеем ли мы сильную или слабую эмоциональную реакцию на событие. Сильные эмоциональные переживания могут вызвать высвобождение нейротрансмиттеров, а также гормонов, которые укрепляют память, поэтому память на эмоциональное событие обычно сильнее, чем память на неэмоциональное событие. Об этом свидетельствует так называемый феномен вспышки памяти: наша способность запоминать важные жизненные события. Однако наша память на жизненные события (автобиографическая память) не всегда точна.

Этот физический след памяти известен как ________.

  1. инграмма
  2. Эффект Лэшли
  3. Парадигма Диза-Редигера-Макдермотта
  4. эффект памяти фотовспышки

A

Исключительно ясное воспоминание о важном событии – это (an) ________.

  1. инграмма
  2. теория возбуждения
  3. память-вспышка
  4. гипотеза эквипотенциальности

С

Что может случиться с вашей системой памяти, если вы повредите гиппокамп?

Поскольку ваш гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки ваших явных воспоминаний, повреждение этой области может привести к тому, что вы не сможете обрабатывать новые декларативные (эксплицитные) воспоминания; однако даже с этой потерей вы сможете создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность).

Опишите вспышку памяти о важном событии в вашей жизни.

теория возбуждения
сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания
энграмма
физическая трассировка памяти
гипотеза эквипотенциальности
некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний
Память-вспышка
исключительно ясное воспоминание о важном событии

Какая часть мозга контролирует память?

Состоит из трех основных областей: головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга. Эти части человеческого мозга служат для создания воспоминаний, хранения воспоминаний и извлечения воспоминаний. Работая в унисон мозг позволяет человеку контролировать свои воспоминания.


Мозг гораздо сложнее, чем несколько кусочков, сшитых вместе. Ведь это орган, который построил пирамиды, расписал Сикстинскую капеллу, написал шекспировские сонеты и высадился на Луне.


В мозгу 86 миллионов нейронов, образующих густую сеть проводящих путей. Хотя мы далеки от полного понимания этого трехфунтового органа, мы можем локализовать определенные функции и аспекты в определенных областях, включая память.


Какие области мозга?


Есть три основных области головного мозга: большой мозг , мозжечок, и ствол мозга .


1. Головной мозг


Когда большинство людей изображают мозг, они смотрят на головной мозг . Морщинистый внешний вид является эволюционным следствием формирования холмов (извилин) и долин (борозд) для максимизации вычислительной мощности при ограниченном объеме.


Поскольку эта часть составляет примерно 85% от общего веса мозга, неудивительно, что у нее длинный список задач. Головной мозг контролирует высшие функции, такие как рассуждение, речь и эмоции, а также осязание, зрение и слух, а также многие другие функции.


2. Мозжечок


Аккуратно спрятанный мозжечок составляет всего 10% массы мозга. Тем не менее, это неотъемлемая часть управления двигателем, а также поддержания баланса и осанки. Без этого «маленького мозга» вы не смогли бы выполнять практически все физические движения.


3. Ствол головного мозга


Ствол головного мозга соединяет головной мозг и мозжечок со спинным мозгом, таким образом передавая их сообщения и инструкции по всему телу. Выступая в качестве коммуникационного узла, ствол мозга также контролирует такие автоматические функции, как дыхание, температуру, пищеварение, глотание и циклы сна.



Как делится мозг?


Углубляясь в головной мозг , мы обнаруживаем, что этот орган можно далее разделить на более мелкие составляющие.


1. Левое и правое полушария


Головной мозг разделен на две половины (полушария), в просторечии называемые левой и правой сторонами мозга. Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое полушарие контролирует левую сторону тела. Это объясняет, почему жертвы правополушарного инсульта испытывают паралич или нарушение чувствительности левой стороны тела.


Левому полушарию приписывают логику, анализ, мышление, язык и числовые навыки. И наоборот, правое полушарие отвечает за творчество, воображение, интуицию и пространственное восприятие.


Поскольку две стороны постоянно общаются через мозолистое тело , совокупность нервных волокон между двумя половинками, вы можете задействовать оба полушария одновременно, что необходимо для бесчисленных когнитивных способностей и произвольных движений.


2. Доли головного мозга


Головной мозг почти симметричен, лишь с небольшой морфологической несогласованностью. В результате каждое полушарие содержит четыре доли: лобная , теменная , затылочная и височная .


Лобная доля : контролирует исполнительные функции, когнитивные способности, такие как решение проблем, планирование и принятие решений, а также личность


Теменная доля : обрабатывает сенсорную информацию (температура, осязание, вкус), обеспечивая при этом зрительно-пространственную обработку (отслеживание объектов и предотвращение столкновений)


Затылочная доля : в основном отвечает за зрительное восприятие

90 Височная доля : обеспечивает слуховую обработку (звук, речь, музыку), играя жизненно важную роль в памяти и языковых навыках


Представьте, что ваш мозг похож на подводную лодку. Лобную долю можно уподобить капитану, ведущему судно и все координирующему. Теменная доля — это оператор сонара, обрабатывающий то, как подводная лодка взаимодействует со стимулами и окружающей средой. Поскольку затылочная доля отвечает за зрение, мы можем думать о ней как о перископе. Наконец, височную долю можно сравнить с радистом, контролирующим связь и посылающим сообщения.


Как и в случае с настоящим экипажем подводной лодки, где каждый член должен разнообразить свой набор навыков и развить сильную командную работу, доли мозга разделяют определенные обязанности и выполняют , а не функции в одиночку. Например, язык интерпретируется в височной доле, но формируется в лобной доле.


Как работает память?


Память – очень сложный процесс, который состоит из трех этапов:

  • Кодирование : оценка важности информации и принятие решения о том, стоит ли ее хранить
  • Хранение : сохранение информации в таком состоянии, чтобы она была доступна по мере необходимости как запоминание


Ваш мозг постоянно оценивает актуальность и значимость информации. Когда вы сознательно пытаетесь запомнить информацию, вы задействуете свою кратковременную память 9.0030 . Если есть ценность в хранении информации в течение более длительного времени, ваш разум будет работать над передачей информации в долговременную память .


1. Кратковременная память


Кратковременная память (СТМ) принадлежит префронтальной коре (самая передняя часть лобной доли). Это наша способность к небольшой выборке информации за короткое время.


В своей знаменитой статье под названием Магическое число семь, плюс-минус два 900:30 психолог Джордж Миллер предлагает, чтобы мы удерживали от 5 до 9 элементов в нашей СТМ. Общепризнано, что продолжительность STM составляет от 20 до 30 секунд.


Память STM постоянно используется в течение всего дня. Примеры:

  • Запоминание последовательности чисел, например кода или номера телефона
  • Отслеживание прогресса при выполнении набора инструкций
  • Во время чтения запоминание предыдущего предложения для лучшего понимания следующего
  • Отслеживание тем, затронутых в разговоре
  • Перенос числа в математических вычислениях


Эти крупицы информации забываются, когда они больше не нужны. Благодаря как сознательным, так и бессознательным усилиям информация может быть передана в долговременную память, где она будет храниться неопределенное время.


Кратковременную память можно улучшить, тренируя навыки запоминания и визуализации, а также внося благоприятные изменения в рацион, например, продукты, богатые омега-3. Используйте приложение memoryOS, чтобы получить дополнительные рекомендации по улучшению памяти и использовать всю мощь своего мозга!


2. Долговременная память


Долговременная память (ДП) происходит в гиппокампе (область височной доли). Это наша способность хранить большой объем информации в течение длительного времени.


Когда информация признана значимой, она будет помещена в долговременную память. Неотразимые события, провоцирующие эмоциональные реакции, будь то радостные или травматические, с большой вероятностью закончатся в LTM.


LTM используется по мере необходимости, часто вызывая внешние раздражители или поведенческие сигналы. Примеры включают:

  • Запоминание опыта и событий
  • Сохранение навыков с предыдущей работы
  • Интуитивное запоминание того, как ездить на велосипеде
  • Припоминание фактов и цифр на экзамене
  • Запоминание публичной речи
8 Способность LTM неизвестен как с точки зрения количества хранимых элементов, так и продолжительности хранения. Ваш самый ценный опыт, эмоциональные связи и самоощущение хранятся в LTM 9.0011


3. Рабочая память


Некоторые эксперты считают рабочую память синонимом кратковременной памяти, в то время как другие утверждают, что это два разных режима работы. Различие, которое проводят многие психологи, заключается в том, что кратковременная память предназначена только для хранения, тогда как рабочая память предназначена для хранения и
манипулирования информацией.


В этом смысле рабочая память используется для обозначения всей теоретической основы структур и процессов временной памяти, частью которой является STM.



Где в мозгу хранятся воспоминания?


Нейробиологам было бы очень удобно, если бы все наши воспоминания хранились в одной области мозга, но это не так. Разные регионы являются домом для разных типов памяти. Например, существует два типа долговременной памяти: эксплицитная (декларативная, сознательная) и имплицитная (недекларативная, бессознательная). Первый требует гиппокамп , неокортекс и миндалевидное тело , в то время как последний опирается на мозжечок и базальные ганглии .


1. Эксплицитная память


Информация, хранящаяся в вашей явной памяти, требует сознательных усилий для вызова. Эпизодическая (прошлые события) и семантическая (концепции, общие знания) память являются эксплицитными, что означает, что вы можете получить к ним свободный доступ. Три области мозга координируются, чтобы возникала явная память.


Гиппокамп : происходит от греческого hippos (лошадь) и кампос (морское чудовище), гиппокамп был назван так, что эта структура, как считалось, напоминала морского конька. Прочно встроенный в височную долю, гиппокамп играет жизненно важную роль в явной памяти.


Во время лоботомии в 1953 году Генри Молисону удалили гиппокамп, чтобы вылечить тяжелую форму эпилепсии. Примечательно, что операция излечила его от эпилепсии, но привела к полной неспособности пациента формировать новые воспоминания, и он мог полагаться только на опыт, полученный до операции.


В 1985 году известный музыковед Клайв Уиринг заразился вирусом простого герпеса, который обычно вызывал герпес. В редких случаях поражает спинной или головной мозг. Для Виринга повреждение произошло в гиппокампе, что привело к худшему из известных случаев амнезии. Он проводит свой день в 20-30-секундных циклах неврологической перезагрузки. У него полная неспособность кодировать новые воспоминания.


Эти тематические исследования показывают, что гиппокамп имеет решающее значение для эксплицитной функции памяти, хотя он и , а не единственная область для хранения памяти — Молисон все еще мог вспоминать прошлое, в то время как Виринг все еще мог выполнять неявное моторное обучение, которое, как мы теперь знаем, происходит в базальных ганглиях и мозжечке . Такие истории ясно показывают, что формирование долговременных воспоминаний невозможно без гиппокампа.


Неокортекс


Неокортекс охватывает доли головного мозга. Фактически, 76% всего объема мозга составляет неокортекс. Это слой нервной ткани, образующий внешнюю поверхность мозга. Неокортекс играет жизненно важную роль в семантической памяти человека, ваших обширных записях понятий, общих знаний и языка.


Этот важнейший компонент мозга необходим для эпизодической памяти, описания того, что произошло ранее, от детских воспоминаний до встречи на прошлой неделе. Однако считается, что передача воспоминаний из гиппокампа в другие области происходит во время сна. Если вы хотите максимизировать свои шансы на сохранение информации, хороший ночной сон не подлежит обсуждению.


Миндалина


Миндалина — это небольшая структура в височной доле, названная так потому, что она имеет форму миндаля (греч. миндалина ). Это центр эмоций, то есть он особенно хорошо связывает эмоции с воспоминаниями. Миндалевидное тело не только влияет на эмоциональную значимость воспоминаний, но и помогает формировать новых воспоминаний, особенно связанных со страхом . Уже после нескольких повторений формируются страшные воспоминания.


Это «обучение страху», вероятно, сыграло ключевую роль в выживании, подобно нашей реакции «бей или беги», которая также происходит в миндалевидном теле. Было показано, что эмоции помогают формировать длительные воспоминания, эффективно «помечая» воспоминание как важное из-за эмоционального веса.


Недавние исследования склоняются к тому, что миндалевидное тело является неотъемлемым элементом кодирования новой памяти, действующим как своего рода внутренний голос, который говорит мозгу, что стоит хранить.


2. Имплицитная память


Информация, хранящаяся в вашей имплицитной памяти , не может быть сознательно доступна, например процедурная память, способность выполнять физические действия без размышлений – часто называемая «мышечной памятью». Другим примером является прайминг, при котором воздействие одного стимула вызывает связанное с ним воспоминание. Две области мозга координируются, чтобы возникала имплицитная память.


Базальные ганглии : Участвующие в широком спектре процессов, включая формирование привычек, обучение и обработку вознаграждения, базальные ганглии представляют собой структуры, расположенные глубоко в мозгу. Что касается имплицитной памяти, то она в основном связана с процедурной памятью, в частности с двигательными навыками.


Базальные ганглии необходимы для координации движений, таких как танец, спорт или игра на музыкальном инструменте. Связь между движением мышц и этой областью мозга была доказана при изучении болезни Паркинсона, состояния, при котором базальные ганглии повреждаются, а пациент страдает физическими недостатками.


Мозжечок : Как мы узнали, мозжечок является «маленьким мозгом» под головным мозгом . Мозжечок жизненно важен для мелкой моторики, нашей способности обращаться с инструментами или пользоваться мобильным телефоном. Соответственно, нужна обработка процедурных воспоминаний, инструкций, как что-то делать.


Традиционно мозжечок связан только с двигательными навыками, но недавние исследования с использованием ПЭТ-сканирования показали измеримую активность в мозжечке, когда участники сознательно вызывали эпизодическую память. Это говорит о том, что мозжечок также важен для некоторых явных функций памяти.


Часто задаваемые вопросы


Какая часть мозга отвечает за память?


Существует пять основных областей, связанных с памятью: гиппокамп, неокортекс , миндалевидное тело , базальные ганглии и мозжечок . Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью. Оказывается, неокортекс используется для семантической памяти. Миндалевидное тело связано с эмоциональными воспоминаниями, особенно со страхами. Базальные ганглии и мозжечок играют главную роль в процедурных воспоминаниях.


Какая часть мозга отвечает за кратковременную память?


Кратковременная память в наибольшей степени зависит от префронтальной коры , однако считается, что весь процесс представляет собой динамическую взаимосвязь между несколькими областями мозга.


Какая часть мозга отвечает за долговременную память?


Информация передается из кратковременной памяти в долговременную через гиппокамп .