Что помогает развитию и проявлению эмоционального интеллекта: Что помогает развитию и проявлению эмоционального интеллекта. Способы развития эмоционального интеллекта

Содержание

Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех.

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребенка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.

«Похоже, тебе сейчас очень весело»

«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»

«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»

«Я вижу, что ты очень растерян»

«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:

«Я так горжусь твоими увлечениями»

«Я радуюсь, когда ты радуешься»

«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»

«Я злюсь, когда меня не слушают»

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:

«Тебе весело или грустно?»

«Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.

Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
— далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
— близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)

Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

Игра с образом животных

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Игра с мячом

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда…», затем по очереди озвучивайте варианты: «…ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т. д.

Игра с пиктограммами

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

Игра «Волшебный мешочек»

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Если родитель эмоционально закрыт

Часто родители сталкиваются с собственной эмоциональной закрытостью, что, конечно, влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Взрослый не готов понимать и принимать эмоции ребенка, потому что не распознает их сам в себе. И потому готов сделать все для того, чтобы ребенок вел себя «хорошо» и спокойно – радовался потише, веселился посдержанней. В данном случае истинное значение «хорошего поведения» – удобное поведение.

Подобное спокойное поведение блокирует чувства ребенка. Ребенок понимает, что плакать, злиться, обижаться нехорошо и вытесняет такие чувства – сначала он перестает их показывать, затем и осознавать.

Блокировка таких неприятных переживаний, как обида, страх, зависть, печаль, гнев, может привести как к проблемам с коммуникацией, так и к нарушениям в психической сфере (навязчивые состояния, эмоциональные срывы, психосоматические заболевания, неожиданные страхи).

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью».

Потому, если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Это одинаково важно для гармоничного развития эмоциональной сферы как ребенка, так и самого родителя.

Сомневаетесь в вашем уровне эмоциональной открытости?

Определить его поможет простой тест. Вспомните недавнюю обыденную ситуацию и какие чувства вы при этом испытывали. К примеру, что вы чувствовали по дороге на работу?

Если ваш ответ подразумевает то, о чем вы думали (о количестве запланированных дел, что подарить коллеге на день рождения или в какой магазин зайти после работы) – вам стоит обратить внимание на развитие эмоциональной сферы.

Вы больше задумались о своих чувствах, чем о мыслях, их вызывающих («У меня было плохое настроение» вместо «Я был раздражен из-за долгого стояния в пробке»)? Чаще наблюдайте за своим эмоциональным состоянием, старайтесь распознавать испытываемые эмоции.

Вам не составило труда вспомнить эмоциональное состояние, сопровождающее вас в пути? Поздравляем, вам не стоит беспокоиться об уровне открытости эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта и вседозволенность

Родители часто задаются вопросом: как не допустить вседозволенности при развитии эмоционального интеллекта? Ведь ребенку, с одной стороны, нужно давать время на понимание и принятие свое эмоционального состояния в различных ситуациях, возможность справиться самостоятельно. А с другой – отсутствие определенного контроля за поведением может привести к вседозволенности.

Как грамотно выстроить границы дозволенного, не ограничивая при этом свободу личности ребенка, а также о соотношении понятий «чувства» и «эмоции» расскажут специалисты нашего центра «Как Здорово» в практическом видео – руководстве для родителей.

Автор: Тращенкова Светлана
Редактор: Ломакина Яна

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чей высокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Детский психолог в Москве

как его развить, и для чего это нужно


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Что такое эмоциональный интеллект? Почему развивать его нужно с ранних лет? И как продиагностировать ЭИ у ребенка? На эти вопросы отвечают кандидат психологических наук, национальный координатор международного научного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России, основатель сети центров «ЭИ дети» Елена Хлевная и руководитель методических разработок, кандидат психологических наук Татьяна Киселева.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:

  • эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
  • управлять своим поведением
  • быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи. 

У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию. 

Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.  

Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.

Когда начинать развивать ЭИ

Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию. 

Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе. 

Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.

Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении. 

Как оценить уровень ЭИ

То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом. Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.

Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию

Единственная в мире признанная научным сообществом диагностика эмоционального интеллекта — тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Она предназначена для работы с подростками от 10 лет и раскрывает умение перерабатывать информацию, полученную через эмоции, как свои, так и других людей.

Как развить ЭИ у ребенка

Называть эмоции

Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.

Обсуждать эмоциональные ситуации

Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.  

Не обесценивать переживания

Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.

Моделировать способы выражения эмоций

Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.

Научить управлять сильными эмоциями

Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:

  1. Остановись;
  2. Досчитай до 10;
  3. Выдохни;
  4. Расскажи, что ты чувствуешь.

Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.

Музыка

Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:

  • Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;
  • Роберт Шуман — «Грезы»;
  • Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;
  • Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;
  • Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.

Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:

  • Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;
  • Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;
  • Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;
  • Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;
  • Михаил Глинка — «Детская полька».
Книги
 
  • Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
  • Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;
  • Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
  • Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
  • Константин Паустовский. «Стальное колечко»;
  • Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;
  • Борис Заходер «Книги о весне»;
  • Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».
Картины

Грусть, печаль, тревога:

  • Федор Решетников «Опять двойка»;
  • Владимир Серов «Девочка с персиками»;
  • Виктор Васнецов «Аленушка»;
  • Илья Репин «Бурлаки на Волге»;
  • Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».

Радость, восторг, интерес:

  • Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;
  • Клод Моне «Завтрак на траве»;
  • Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;
  • Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;
  • Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Развитие эмоционального интеллекта: кому и зачем это нужно

Степень важности эмоционального интеллекта современные родители осознали не так давно, хотя психологи твердят нам об этом как минимум последние лет 10. Для тех, кто еще не разобрался в теме, эксперт «О!» психолог Анна Скавитина подробно рассказывает, что такое EI, кому, и главное зачем нужно его развивать.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок был умным, здоровым и счастливым. Стремясь обеспечить малышу хороший старт, многие начинают «работать над интеллектом» и заниматься «ранним развитием» практически с рождения: учат буквы, цифры, осваивают арифметические действия, понятия из астрономии, биологии, химии, надеясь, что их ребёнок будет в дальнейшем успешно учиться в школе, и как следствие, добьётся многого в жизни. IQ, коэффициент интеллекта — объективный показатель умственных способностей, который нельзя сильно изменить. Да, он предопределяет успех в школе, но далеко не всегда связан с успешностью ребёнка в жизни. Тесты IQ, как оказалось, не могут объяснить мотивацию людей и особенности их поведения. А что может? Для того, чтобы объяснить это, исследователи ввели понятие «эмоциональный интеллект» — EQ.

Эмоциональный интеллект — это умение человека понимать как собственные, так и чужие эмоции. Эта способность влияет, в том числе, на жизнь человека в семье и обществе, понимание настроения родных, близких и людей в целом, а также на возможность взаимодействовать с другими людьми. Хотя ещё древнегреческие философы говорили о том, что в человеке должны сочетаться ум, логика и эмоции.

Если IQ заложен генетически и изменить его довольно сложно, то регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект можно на протяжении всей жизни. Возможно, основной вид развития, в который мы должны вкладывать достаточно много усилий и времени — это именно развитие EQ наших детей.

В 1972 году психолог Пол Экман составил список из шести базовых эмоций, в него вошли: гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже в список были добавлены еще смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Есть много разных классификаций эмоций и их видов, но если мы научим детей разбираться хотя бы в этом небольшом спектре эмоций, то внесём очень важный вклад в их дальнейшую счастливую жизнь.

В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих:

  1. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства;

  2. Самоконтроль — возможность управлять ими;

  3. Внутренняя мотивация;

  4. Эмпатия — понимание чувств другого;

  5. Социальные навыки — возможность выразить словами или действиями своё эмпатическое понимание происходящего.

Все составляющие обеспечивают возможность находиться в ладу с собой и другими, и это — один из навыков, который развивается у человека в процессе работы с психологами. Можно ли развить EQ без регулярного участия психолога? Да, и даже нужно. Эмоциональный интеллект развивается или не развивается у ребёнка в результате постоянного взаимодействия с родителями.

С точки зрения Гоулмана есть три категории родителей, у которых не получается развить эмоциональный интеллект своих детей:

  • Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

  • Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.

  • Не вмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают ограничения в поведении своих детей.

Рассмотрим задачу на родительскую компетенцию. Закончите ситуацию словами взрослого в комментариях, которые вы считаете более подходящими к ситуации. Утро. Четырехлетняя Агата спустила ноги вниз с кровати. Говорит, что хочет спать и в детский сад не пойдёт. Папа и мама должны быть на работе вовремя. Что скажет Агате мама?

Если мама — родитель отвергающего типа, то она может сказать, что нежелание идти в детский сад является нелепым, и вообще, что такого может быть грустного, когда уходишь из дома? В саду ведь много игрушек и ребят. Затем мама может начать отвлекать Агату от грустных мыслей, подкупив ее конфетами или печеньем сейчас или после детского сада, сопровождая это красочным рассказом об интересных играх, и друзьях, которые ждут девочку в детском саду.

Если мама принадлежит к неодобряющему типу, то она может отругать Агату за несговорчивость, сказать, что уже устала от ее постоянного нытья и капризов, пригрозить «дать ремня» и лишить игрушек.

Если мама не вмешивающегося типа, то она может сказать, что понимает, что Агата хочет спать, не хочет уходить из дома и сердится, может посочувствовать Агате, сказать, она сама тоже никуда не хочет уходить, но что делать дальше, мама не знает. Если у неё нет возможности оставить Агату дома, но она не хочет ругать, шлепать или подкупать, она может пойти на сделку: давай сейчас посмотрим один мультик или поиграем вместе 10 минут, но после этого мы выйдем из дома без слез. Потом ещё один мультик и ещё 10 минут, и ещё, и ещё…

Сложности у этих родителей с детьми часто бывают потому, что у них самих тоже есть трудности с EQ, которое важно развивать на протяжении всей жизни.

Родители с развитыми социальными навыками и эмоциональным интеллектом:

  • понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

  • считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

  • сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

  • помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

  • вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Если мама заботится о EQ ребёнка, то она вначале опишет чувства Агаты, ее желание поспать, побыть дома с мамой, поиграть, ее злость и грусть, посочувствует дочери, скажет, что ей тоже грустно, что сегодня рабочий день и всем надо идти на работу, в школу и в детский сад, выслушает Агату и ее чувства, придумает сама или вместе с ребёнком быстрый способ собраться, если уже ничего не поделаешь. Например, предложит поиграть в «Кто быстрее» или проверить, успеют ли мама с дочкой собраться, пока песок в песочных часах не закончится. Вот, какие еще возможны варианты: «Давай покажем кукле, что нужно надеть в первую очередь, если идёшь в детский сад!», или: «Давай посмотрим на картинки, которые мы вчера нарисовали: что там нужно сделать первым? Сделали? Ставим рядом крестик!».

Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к проявлению насилию и в целом более позитивно настроены. Когда начинает проявляться польза от эмоционального типа воспитания? Практически сразу. Дети, к которым обратились родители с учетом их эмоций и предложили конструктивные способы принятия ситуации, влияния на неё или придумали их вместе с детьми, сразу чувствуют себя понятыми и принятыми.

Один из сторонников эмоционального воспитания Гинотт, в отличие от многих родителей и педагогов считает, что сердиться на детей можно и нужно. Потому что родители — живые люди и тоже испытывают эмоции, которые никуда не получается спрятать, но их выражение можно контролировать. Он считает, что родители должны честно признавать и конструктивно выражать свой гнев при условии, что он направлен на конкретную проблему, а не на черты личности или характер ребенка. При разумном использовании и назывании родительский гнев может стать частью эффективного поддержания дисциплины. Ни крик, ни угрозы, а указание, что «я разгневан твоим поведением», может помочь в изменении происходящего. Я иногда говорю: «Это уже слишком, мама превращается в огнедышащего дракона!».

Идеи Гинотта об эмоциональном воспитании оказали значительное влияние на многих педагогов. Вы можете найти несколько книг-практических пособий для родителей на русском языке его учениц Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Свободные родители — свободные дети», «Братья и сестры: как помочь вашим детям жить дружно», «Как говорить, чтобы дети слушали, и «Как слушать, чтобы дети говорили» и «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Эти книги — бесценные помощники для родителей в самостоятельном обучении навыкам эмоционального воспитания.

Маленьким детям 3−6 лет уже нужны серьезные социальные навыки и довольно развитое умение договариваться, когда они хотят поиграть все вместе, но каждый из них предлагает разную игру. Они должны найти творческий компромисс. Для этого нужны способности слышать друг друга, сопереживать другому и умение совместно решать проблему.

В начальной школе принятие сверстниками часто зависит от способности ребенка быть «крутым», эмоционально невозмутимым, но для этого важно не отсутствие эмоций, а умение наблюдать и улавливать социальные сигналы, позволяющие включиться в компанию, не привлекая к себе излишнего внимания. Психологи обнаружили, что у детей, чьи родители с раннего детства практиковали эмоциональное воспитание, этот социальный навык был хорошо развит, что помогало им находить общий язык и дружить со сверстниками.

Как это работает? Ребёнок быстро «считывает», что с ним происходит и его эмоции не успевают набрать градус, ребенок понимает, что с этим можно сделать. Дети испытывают уверенность, что родители их поймут, сопереживают им, интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не нужно капризничать только для того, чтобы привлечь своих родителей.

Постепенно дети становятся учатся успокаивать себя сами. Они могут говорить себе что-то вроде: «Пустяки — дело житейское, как говорил Карлсон». И в результате оставаться спокойными даже в состоянии стресса, например, в классе на контрольной, что, уменьшает вероятность плохого поведения. Родители, не осуждающие своих детей за проявление эмоций, имеют меньше поводов для конфликтов. Они понимают, что ругать детей за плач, из-за разочарования или за выражение гнева — бессмысленно. Но родители могут установить определенные границы и ясно и последовательно объяснить, какое поведение в семье и обществе является приемлемым, а какое — нет. Когда дети знают границы и правила, вероятность проблем с поведением тоже снижается.

В результате такого типа воспитания между родителями и детьми усиливаются тёплые отношения, и дети становятся более чувствительными к просьбам своих родителей. Потому что родители — это союзники, им доверяешь и хочешь их радовать. Наверное, о таких отношениях с родителями мечтает каждый ребёнок, даже давно уже выросший.

Фото: Jet Cat Studio, ESB Professional, George Rudy, Goran Bogicevic/Shutterstock.com

психологияразвитиевоспитаниеполезные советыАнна Скавитина

Эмоциональный интеллект в лидерстве — от MindTools.com

Обучение тому, как быть более осведомленным

© iStockphoto
Cisquete

Поднимает ли ваш эмоциональный интеллект вашу команду на новые высоты?

Когда вы думаете об «идеальном лидере», что приходит вам на ум?

Вы можете представить себе человека, который никогда не позволяет своему гневу выйти из-под контроля, независимо от того, с какими проблемами он сталкивается. Или вы можете подумать о ком-то, кто пользуется полным доверием своих сотрудников, прислушивается к своей команде, с кем легко общаться и всегда принимает взвешенные и обоснованные решения.

Это качества человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

В этой статье мы рассмотрим, почему эмоциональный интеллект так важен для лидеров, и как вы, как лидер, можете его улучшить.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект или ЭИ — это способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих вас людей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что они чувствуют, что означают их эмоции и как эти эмоции могут повлиять на других людей.

Эмоциональный интеллект лидера необходим для успеха. В конце концов, у кого больше шансов на успех — у лидера, который кричит на свою команду, когда он в стрессе, или у лидера, который сохраняет контроль и спокойно оценивает ситуацию?

По словам Дэниела Гоулмана, американского психолога, который способствовал популяризации эмоционального интеллекта, в нем есть пять ключевых элементов:

  1. Самосознание.
  2. Саморегулирование.
  3. Мотивация.
  4. Эмпатия.
  5. Социальные навыки.

Чем больше вы, как лидер, управляете каждой из этих областей, тем выше ваш эмоциональный интеллект.

Итак, давайте рассмотрим каждый элемент более подробно и рассмотрим, как вы можете расти как лидер.

Эмоциональный интеллект в лидерстве

1. Самосознание

Если вы обладаете самосознанием, вы всегда знаете, что чувствуете, и знаете, как ваши эмоции и действия могут повлиять на окружающих вас людей. Осознавать себя, когда вы занимаете руководящую должность, также означает иметь четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, а также вести себя скромно.

Итак, что вы можете сделать, чтобы улучшить свое самосознание?

  • Ведите дневник. . Журналы помогут вам улучшить самосознание. Если вы тратите всего несколько минут каждый день на запись своих мыслей, это может поднять вас на более высокий уровень самосознания.
  • Притормозите — Когда вы испытываете гнев или другие сильные эмоции, притормозите, чтобы понять, почему. Помните, какой бы ни была ситуация, вы всегда можете выбрать, как на нее реагировать.
    (Наша статья об управлении эмоциями на работе поможет вам понять, о чем говорят ваши эмоции.)

2. Саморегуляция

Лидеры, которые эффективно регулируют себя, редко словесно нападают на других, принимают поспешные или эмоциональные решения, стереотипизируют людей или идут на компромисс с их ценностями. Саморегуляция заключается в том, чтобы оставаться под контролем.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Получайте новые профессиональные навыки каждую неделю, а также получайте наши последние предложения и бесплатную загружаемую рабочую тетрадь по плану личного развития.

Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

Этот элемент эмоционального интеллекта, по словам Гоулмана, также охватывает гибкость лидера и приверженность личной ответственности.

Итак, как вы можете улучшить свою способность к саморегуляции?

  • Знайте свои ценности – Есть ли у вас четкое представление о том, в чем вы абсолютно не пойдете на компромисс? Знаете ли вы, какие ценности для вас наиболее важны? Потратьте некоторое время на изучение своего «этического кодекса».
    Если вы знаете, что для вас важнее всего, вам, вероятно, не придется дважды думать, когда вы столкнетесь с моральным или этическим решением – вы сделаете правильный выбор.
  • Возьмите на себя ответственность – Если вы склонны обвинять других, когда что-то идет не так, остановитесь. Возьмите на себя обязательство признать свои ошибки и столкнуться с последствиями, какими бы они ни были. Вероятно, вы будете лучше спать по ночам и быстро завоюете уважение окружающих.
  • Старайтесь сохранять спокойствие – В следующий раз, когда вы окажетесь в сложной ситуации, внимательно следите за своими действиями. Вы снимаете стресс, крича на кого-то? Практикуйте упражнения на глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Кроме того, постарайтесь записать все негативные вещи, которые вы хотите сказать, а затем порвите их и выбросьте. Выразить эти эмоции на бумаге (и никому их не показывать!) лучше, чем говорить о них вслух своей команде. Более того, это поможет вам бросить вызов своим реакциям, чтобы убедиться, что они справедливы!

3.

Мотивация

Самомотивированные лидеры последовательно работают над достижением своих целей и предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству своей работы.

Как повысить свою мотивацию?

  • Пересмотрите, почему вы делаете свою работу – Легко забыть, что вы действительно любите в своей карьере. Итак, найдите время, чтобы вспомнить, почему вы хотели эту работу. Если вы недовольны своей ролью и изо всех сил пытаетесь вспомнить, почему вы этого хотели, попробуйте технику пяти «почему», чтобы найти корень проблемы. Начав с корня, вы часто сможете по-новому взглянуть на ситуацию.

    И убедитесь, что ваши формулировки целей свежие и энергичные. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Постановка целей».

  • Знайте свое положение – Определите, насколько вы мотивированы на лидерство. Наша оценка мотивации лидерства может помочь вам ясно увидеть, насколько вы мотивированы на своей руководящей должности. Если вам нужно повысить свою мотивацию к лидерству, он направляет вас к ресурсам, которые могут помочь.
  • Будьте полны надежд и найдите что-нибудь хорошее 900:50 — Мотивированные лидеры обычно оптимистичны, независимо от того, с какими проблемами они сталкиваются. Принятие такого мышления может потребовать практики, но оно того стоит.

    Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с проблемой или даже неудачей, постарайтесь найти хотя бы один положительный момент в этой ситуации. Это может быть что-то незначительное, например, новый контакт, или что-то с долгосрочными последствиями, например, важный усвоенный урок. Но почти всегда есть что-то положительное, если поискать.

4. Эмпатия

Для лидеров эмпатия имеет решающее значение для управления успешной командой или организацией. Лидеры с эмпатией имеют возможность поставить себя в чью-то ситуацию. Они помогают развивать людей в своей команде, бросают вызов другим, которые действуют несправедливо, дают конструктивную обратную связь и прислушиваются к тем, кто в ней нуждается.

Если вы хотите заслужить уважение и лояльность своей команды, покажите им, что вы заботитесь о них, проявляя сочувствие.

Как вы можете улучшить свою эмпатию?

  • Поставьте себя на место другого – Легко отстаивать свою точку зрения. Ведь он твой! Но найдите время, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения других людей. См. нашу статью о позициях восприятия, чтобы узнать, как это сделать.
  • Обратите внимание на язык тела – Возможно, когда вы кого-то слушаете, вы скрещиваете руки, двигаете ногами вперед-назад или прикусываете губу. Этот язык тела говорит другим, как вы на самом деле относитесь к ситуации, и сообщение, которое вы даете, не является положительным! Умение читать язык тела может быть настоящим преимуществом на руководящей должности, потому что вы сможете лучше определять, что на самом деле чувствует человек. Это дает вам возможность адекватно реагировать.
  • Ответить на чувства – Вы снова просите своего помощника работать допоздна. И хотя он соглашается, в его голосе слышно разочарование. Итак, ответьте, обратившись к его чувствам. Скажите ему, что вы цените его готовность работать сверхурочно, и что вы так же расстроены из-за того, что работаете допоздна. Если возможно, придумайте способ, чтобы будущие поздние ночи были меньшей проблемой (например, дайте ему выходной в понедельник утром).

5. Социальные навыки

Лидеры, которые преуспевают в социальных навыках эмоционального интеллекта, являются отличными коммуникаторами. Они так же открыты для плохих новостей, как и для хороших, и они умеют заставить свою команду поддерживать их и быть в восторге от новой миссии или проекта.

Лидеры с хорошими социальными навыками также хорошо справляются с изменениями и разрешают конфликты дипломатическим путем. Они редко удовлетворяются тем, что оставляют все как есть, но они не сидят сложа руки и не заставляют других делать работу: они подают пример своим собственным поведением.

Итак, как развить социальные навыки?

  • Научитесь разрешать конфликты . Руководители должны знать, как разрешать конфликты между членами своей команды, клиентами или поставщиками. Изучение навыков разрешения конфликтов жизненно важно, если вы хотите добиться успеха.
  • Улучшите свои навыки общения – Насколько хорошо вы общаетесь? Наша викторина по общению поможет вам ответить на этот вопрос и даст полезную информацию о том, что вы можете сделать для улучшения.
  • Научитесь хвалить других . Как лидер, вы можете внушать лояльность своей команде, просто воздавая похвалу, когда она заслужена. Научиться хвалить других — прекрасное искусство, но оно того стоит.
Ключевые моменты

Чтобы быть эффективными, лидеры должны хорошо понимать, как их эмоции и действия влияют на окружающих их людей. Чем лучше лидер относится к другим и работает с ними, тем успешнее он или она будет.

Уделите время работе над самосознанием, саморегуляцией, мотивацией, эмпатией и социальными навыками. Работа в этих областях поможет вам преуспеть в будущем!

Как повысить свой эмоциональный интеллект и умственную силу

КЭТРИН ХЕРСТ

Ваш уровень эмоционального интеллекта определяется тем, как вы управляете эмоциями и контролируете их.

Например, есть ли у вас здоровые способы их регулирования и обработки, можете ли вы отличить свои чувства от чувств других и используете ли вы эмоции в своих интересах для достижения своих целей.

Эмоциональный интеллект имеет непосредственное отношение к успеху вашей работы с Законом Притяжения, поскольку он развивает префронтальную кору головного мозга, улучшая способность фокусироваться, рассуждать и планировать.

Кроме того, исследования показывают, что высокий эмоциональный интеллект коррелирует с более высокой общей удовлетворенностью жизнью.

Вот десять вещей, которые вы можете начать делать сегодня, если хотите стать более эмоциональным.

1. Предлагайте эмпатию

Непредвзятые попытки понять других — важная часть эмоционального интеллекта.

Вместо того, чтобы делать поспешные выводы и делать предположения, действительно слушайте, что вам говорят, даже если вам не обязательно нравится или легко понимаете человека, который говорит.

Это улучшит и разовьет вашу способность к эмпатии, усилит способность вашего мозга интерпретировать эмоциональные сигналы и понимать различные нарративы.

2. Избегайте положения жертвы

Когда вы видите себя жертвой, вы отказываетесь от ответственности за свои жизненные обстоятельства и свои эмоции. Однако это обескураживает и мешает вам использовать свою способность использовать свои намерения для формирования и изменения мира вокруг вас.

Станьте умнее и лучше проявляйте себя, беря на себя ответственность за свою реальность, а не говоря, что другие люди или обстоятельства «заставили» вас что-то делать или чувствовать.

3. Никогда не игнорируйте свои чувства

Не все эмоции приятны, и может возникнуть соблазн подавить или заблокировать те, которые причиняют боль. Или те, которые, как вы боитесь, могут удержать вас от вашей цели Закона Притяжения.

Однако, чтобы быть эмоционально образованным, вам нужно быть достаточно смелым, чтобы встретиться со своими эмоциями лицом к лицу.

Полезное упражнение связано с возникновением сильных эмоций; вы можете делать это молча, но это заземляет и повышает самопознание.

Следующим шагом будет любопытный и сострадательный подход к выяснению того, откуда исходят эти эмоции и какой цели они служат; еще одна важная часть эмоционального интеллекта.

4. Ищите прогнозы

Один из самых сложных аспектов эмоционального интеллекта заключается в поиске ненастоящих чувств, а скорее спроецированных эмоций других.

Например, коллега может попытаться вызвать у вас чувство вины за опоздание однажды утром, потому что он чувствует себя виноватым из-за того, что так часто опаздывает. Это пример того, как кто-то проецирует на вас нелюбимую часть себя, чтобы отречься и критиковать ее. Чем больше вы будете осознавать это явление, тем меньше вероятность того, что вы будете воспринимать эмоции других людей как свои собственные.

5. Живи для себя

Посмотрите на свою жизнь и подумайте, живете ли вы для других людей, а не для себя.

Когда вы эмоционально интеллектуальны, вы знаете, чего хотите и в чем нуждаетесь от своей жизни, и придерживаетесь этого, независимо от того, чего хотят от вас другие люди. Конечно, вы можете уважать других и прислушиваться к их мнению, но последнее слово всегда остается за вами.

6. Следите за своими мыслями

Да, эмоции непроизвольны, но это не значит, что связанные с ними мысли должны выйти из-под контроля.

Постарайтесь сбалансировать принятие и признание своих чувств твердым обязательством не позволять этим эмоциям правило ты.

Спросите себя, что вы можете извлечь из каждого чувства, а затем сделайте что-нибудь, чтобы вернуть себе более спокойное состояние. Может помочь медитация, творческая деятельность (например, рисование) и физическая активность (например, тренировка).

7. Не распространяйте слухи

Сплетни предназначены для эмоционально поверхностных или незрелых людей. Если вы распространяете негатив, вы получите взамен еще больше негатива от Вселенной.

Вместо этого ищите глубокие разговоры о вещах, которые вы любите, и темах, которые вас вдохновляют.

8. Перевернуть негативы на позитивы

В то время как эмоционально интеллигентные люди, безусловно, испытывают такие чувства, как грусть, вина и гнев, эмоционально интеллектуально сосредотачиваться исключительно на этом негативе.

Все, что с вами происходит, является частью уникального путешествия, которое вам нужно пройти, пока вы работаете над достижением своей истинной цели, поэтому постарайтесь найти хотя бы одну положительную вещь, связанную с каждым отрицательным чувством.

Например, вы злитесь и чувствуете себя отвергнутым из-за того, что друг отменил обеденное свидание. Это хорошая причина пересмотреть вопрос о том, является ли дружба взаимными, но это также может быть хорошей возможностью провести день над своими собственными проектами.

9. Держись

Работая над развитием эмпатического компонента эмоционального интеллекта, убедитесь, что вы в то же время придерживаетесь соответствующих границ.

Быть эмоционально умным потребует от вас использования вашей энергии для полезных взаимодействий и ценных отношений.

Вам также следует сосредоточиться на том, чтобы избегать или исключать токсичные отношения из своей жизни. Помните, что забота о себе не эгоистична!

Как и многие другие элементы эмоционального интеллекта, это напрямую влияет на вашу способность проявляться. Это поможет вам наполнить свою жизнь позитивной энергией любви.

10. Стремление к росту

Наконец, перемены могут быть пугающими, но вы станете более эмоционально разумными только в том случае, если позволите себе развиваться и выходить за пределы своего нынешнего состояния.

Если вы хотите добиться заслуженного успеха и удовлетворения, вы должны принять идею о том, что ваша личность не статична. Кроме того, однажды принятая, это может стать действительно освобождающей и захватывающей идеей.

 

Нравится то, что вы прочитали?

сообщите об этом объявлении

Трудно освоить Закон Притяжения? Пройди тест сейчас!

Важность эмоционального интеллекта в лидерстве

Эмоциональный интеллект в последнее время стал одним из ключевых вопросов, когда речь заходит о лидерстве.

Одно мы знаем точно: это черта, которую можно измерить и развить. Но что это такое и как это влияет на концепцию лидерства, какой мы ее знаем сегодня?

Эмоциональный интеллект связан со способностью человека распознавать и контролировать свои собственные эмоции, используя их надлежащим образом, чтобы иметь наиболее оптимальную реакцию в зависимости от ситуации. Это также связано с осознанием и чувствительностью к эмоциям других.

Таким образом, эмоциональный интеллект является важной характеристикой для любого человека на любом уровне организации, но он особенно важен для тех, кто занимает руководящие должности. Эмоциональный интеллект лидера может оказывать огромное влияние на его отношения, на то, как он управляет своей командой, и в целом на то, как он взаимодействует с людьми на рабочем месте.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект или ЭИ — это способность распознавать, понимать и справляться со своими эмоциями и эмоциями окружающих вас людей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что они чувствуют, что означают их эмоции и как эти эмоции могут повлиять на других людей.

Эмоциональный интеллект жизненно важен для лидера. Подумайте об этом: кто с большей вероятностью преуспеет в продвижении организации вперед — лидер, который кричит на свою команду в стрессовой ситуации, или тот, кто сохраняет контроль над своими эмоциями и эмоциями других и спокойно оценивает ситуацию?

Первоначальное определение, предложенное командой Саловея и Майера (1990), звучит так: эмоциональный интеллект (ЭИ) относится к набору способностей, используемых для идентификации, понимания, контроля и оценки эмоций себя и других. По словам Дэниела Гоулмана, американского психолога, который помог популяризировать эмоциональный интеллект, в нем есть пять ключевых элементов:

  1. самосознание;
  2. саморегулирование;
  3. мотивация;
  4. сочувствие и;
  5. социальных навыков.

Чем больше лидер управляет каждой из этих областей, тем выше его эмоциональный интеллект.

Эмоционально интеллигентный лидер

Самосознание

Самосознание означает, что вы всегда полностью осознаете свои чувства и понимаете, какое влияние ваши чувства и действия могут оказать на окружающих вас людей.

Повысьте вовлеченность сотрудников менее чем за две минуты

Начните бесплатно уже сегодня.

Бесплатная регистрация

Лидер, обладающий самосознанием, сохраняет четкое представление о своих сильных и слабых сторонах и, несмотря на свое авторитетное положение и власть, по-прежнему действует, руководствуясь смиренным мышлением.

Саморегулирование

Саморегулирование предотвращает злоупотребление вашей привилегией лидерства для нападок на других и/или формирования стереотипов, а также для принятия поспешных или причудливых решений, которые ставят под угрозу ваши ценности. Он призывает вас контролировать свои эмоции и то, как они влияют на других, а также сохранять приверженность личной ответственности.

Мотивация

Самомотивированные лидеры последовательно работают над достижением своих целей, мотивируют своих сотрудников и предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству своей работы.

У них развивается здоровая эмоциональная связь с результатами, которые они ищут от своих усилий, используя их, чтобы продвигать их вперед, не будучи навязчивыми.

Эмпатия

Эмпатия — это то, что позволяет вам ставить себя на место других людей и рассматривать их уникальные точки зрения. Это очень важно, когда речь идет об успешном руководстве командой или организацией.

Лидеры с сочувствием активно поддерживают карьерный и личностный рост членов своей команды, предлагают критику, не подавляя получателя, и запрашивают регулярную обратную связь от своих сотрудников. Такие лидеры — это то, что нужно, чтобы мотивировать сотрудников работать выше ожиданий.

Социальные навыки

Лидеры с хорошими социальными навыками отлично коммуникабельны, что очень удобно, когда нужно вовлечь команду в новый проект или задачу.

Они достаточно умны, чтобы получать как хорошие, так и плохие новости с одинаковой ясностью ума, и это делает их подчиненных достаточно уверенными в себе, чтобы информировать их обо всем.

Лидеры с хорошими социальными навыками также отлично умеют планировать, осуществлять и контролировать крупные изменения на рабочем месте, а также справедливо и быстро разрешать любые возникающие споры.

Что происходит, когда лидер эмоционально развит?

Лидеры, обладающие эмоциональным интеллектом, создают безопасную среду, в которой сотрудники чувствуют себя комфортно, идя на просчитанный риск, предлагая идеи и высказывая свое мнение. В таких безопасных условиях совместная работа является не просто целью, она вплетается в организационную культуру в целом.

Когда лидер обладает эмоциональным интеллектом, он может использовать эмоции, чтобы продвигать организацию вперед. Лидеры часто несут ответственность за осуществление любых необходимых изменений в организации, и если они знают о возможных эмоциональных реакциях других на эти изменения, они могут спланировать и подготовить наиболее оптимальные способы их осуществления.

Кроме того, эмоционально интеллигентные лидеры не принимают все на свой счет и способны продвигать планы, не беспокоясь о том, как это отразится на их эго. Личная вендетта между руководителями и сотрудниками — одно из самых распространенных препятствий для продуктивности на многих предприятиях.

Изображение: Stock Snap

Что происходит, когда лидеры не обладают эмоциональным интеллектом?

Лидерство — это естественно напряженная обязанность, ответственность за судьбы сотен или даже тысяч других людей может иметь свои последствия. Лидеры с низким эмоциональным интеллектом, как правило, теряют самообладание в стрессовых ситуациях, потому что не могут справиться со своими эмоциями, и это может проявляться в словесных атаках на других и пассивной агрессии.

Это может создать еще более напряженную обстановку, когда работники всегда ходят по яичной скорлупе, пытаясь предотвратить следующий взрыв. Это часто имеет катастрофические последствия для производительности и сплоченности команды, потому что сотрудники слишком отвлекаются на этот страх, чтобы сосредоточиться на работе и сплочении.