Что такое гнозис – Гнозис — это… Что такое Гнозис?

Гнозис — это… Что такое Гнозис?

Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание»[1]) — высшее[1], эзотерическое[1], откровенное[2], мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века.

В классической древнегреческой философии гнозис употребляется в техническом значении, обозначая знание, исследование, не имея мистических и эзотерических коннотаций[3][2]. Характер откровенного, мистического знания гнозис приобретает в эллинистической и раннехристианской традиции под влиянием иудейских[4] и восточных оккультных учений. В таком качестве гнозис становится центральным понятием гностицизма (учения Валентина, Василида, Маркиона и др.) где выступает в качестве оккультного знания о бесконечном, божественном и вечном во всем и вовне всего, в котором раскрываются высшие способности духа, преодолеваются ограничения материального мира и происходит самоутверждение в мире запредельном

[5]. Одновременно с мистическим характером, гнозис был знанием эзотерическим, передававшимся последователям гностических учений в тайне от непосвященных.

В раннем христианстве гнозис становится предметом критики со стороны Отцов Церкви. Так, отрицая эзотерический характер знания о Боге и отстаивая кафоличность христианской церкви, Ириней настаивал на несокрытости Божьего промысла[6]. Вместе с тем в трудах Климента Александрийского и Оригена предпринимается попытка обоснования христианского гнозиса в противовес гнозису «языческому»[7].

В Новое время гнозис был составной частью ряда оккультных учений. В XX веке приобрел широкую популярность в рамках новых религиозных, духовных и мистических движений.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 γνῶσις / Henry George Liddell. Robert Scott. A Greek-English Lexicon. revised and augmented throughout by. Sir Henry Stuart Jones. with the assistance of. Roderick McKenzie. Oxford. Clarendon Press. 1940.
  2. 1 2 Афонасин Е. В. Гносис  (рус.). Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 6 октября 2011.
  3. Cooper and Hutchinson. «Introduction to Politikos.» Cooper, John M. & Hutchinson, D. S. (Eds.) (1997). Plato: Complete Works, Hackett Publishing Co., Inc. ISBN 0-87220-349-2.
  4. Ithamar Gruenwald. Аспекты иудейско-гностического противостояния=Aspects of the Jewish-Gnostic Controversy. Пер. Дм. Алексеева // Bentley Layton (ed.) The Rediscovery of Gnosticism. Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale, New Haven, Connecticut, March 28 — 31, 1978. Vol.2. Sethian Gnosticism. Leiden: Brill, 1981.
  5. Гнозис / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  6. Мейендорф И. Ф. Введение в святоотеческое богословие
  7. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. История церкви в период до Константина Великого. — СПБ. — 1910.

Литература

  • Вяч. Вс. Иванов. Россия и гнозис // 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Амстердам: «Ин де Пеликаан», 1993, с. 12-21.
  • Гнозис / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  • Можейко М. А. Гнозис / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г.

Ссылки

Есть более полная статья

dic.academic.ru

Гнозис и праксис — что это? Нарушение гнозиса. Гнозис

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с такими интересными понятиями, как «гнозис» и «праксис». Что это такое, какие бывают виды нарушений, что считать нормой — обо всем этом мы и поговорим сегодня. Статья будет особенно полезна психологам.

Гнозис и его расстройство

«Гнозис» — это термин, который переводится с греческого языка как «узнавание». Следовательно, нарушения его являются нарушениями узнавания, которое осуществляется по чувственным восприятиям. Ориентировка человека в окружающем мире непосредственно связана с определением пространственной соотнесенности, величины, формы предметов, а также с пониманием значения, заключенного в названии каждого из них. Запас сведений о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти. Если высшие гностические механизмы поражены, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако интерпретация их, сверка полученных данных с хранящимися в памяти образами нарушаются, что приводит к агнозии, при которой расстраивается гнозис. Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но при этом ощущение их «знакоместа» теряется. В результате окружающий мир, который ранее был знаком человеку в деталях, делается чуждым, лишенным значения, непонятным.

Гнозис — это то, что следует представлять себе не просто как распознавание, сопоставление образа. Это процесс его непрерывного уточнения, обновления, конкретизации. Образ хранится в матрице памяти. Обновление его происходит из-за повторного сопоставления с полученной информацией.

Выраженность агнозии

Полная дезориентировка наблюдается при тотальной агнозии. Такое нарушение, однако, встречается редко. Намного чаще расстройство гнозиса происходит лишь в отдельной анализаторной системе. При этом выраженность агнозии может быть разной. Это зависит от того, какова степень поражения.

Зрительные агнозии

зрительный гнозис

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

Слуховые агнозии

гнозис и праксис что это

Они возникают тогда, когда височная доля поражена в районе извилины Гешля. Человек при этом не может узнать звуки, знакомые ему ранее: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и др. Слуховой гнозис в этом случае нарушен. Амузия наблюдается тогда, когда больной не способен определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии. При некоторых ее видах больной не может определить и их частоту.

Сенситивные агнозии

гнозис это

Бывают и сенситивные агнозии, которые возникают в результате нарушения узнавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти расстройства появляются в случае поражения теменной области. К ним относится, например, расстройство схемы тела, или астереогноз. В некоторых случаях человек не просто не способен определить на ощупь некоторый предмет, но и составить представление о его форме, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к сенситивным агнозиям. При ней человек не осознает своего дефекта, к примеру, паралича. К сенситивной агнозии можно отнести фантомные нарушения.

Обонятельные и вкусовые агнозии

нарушение гнозиса

Они наблюдаются редко. Узнавание запахов, кроме того, очень индивидуально. Оно связано в большой степени с личным опытом каждого человека.

Особенности обследования

Необходимо учесть, что обследование детей имеет свои особенности. В этом случае далеко не всегда можно констатировать нарушение гнозиса. Маленький ребенок, к примеру, может просто еще не уметь правильно определять части своего тела. Это же необходимо учитывать и тогда, когда проводится исследование гнозиса лиц, страдающих слабоумием. В этих и подобных случаях, конечно, нельзя вести речь о расстройстве схемы тела.

Праксис

Вы уже знаете, что гнозис — это узнавание. А что же такое праксис? Это целенаправленное действие. Каждый из нас в процессе жизни усваивает множество специальных двигательных актов. При этом многие из них автоматизируются, поскольку участие в их формировании принимают высшие корковые механизмы. Такие навыки становятся через некоторое время неотъемлемой способностью человека, подобно простым движениям.

Когда появляются апраксии

предметный гнозис

Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения. Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область). Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.

Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева. В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.

В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Виды апраксии

Если рассматривать апраксию с точки зрения клинических проявлений, можно выделить следующие ее основные виды: конструктивную, идеаторную и моторную. Вкратце остановимся на каждой из них.

Моторная апраксия

исследование гнозиса

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

Идеаторная апраксия

В случае этого расстройства больной не способен выполнять заданные действия с воображаемыми или реальными предметами. К примеру, он не может показать, как размешивают в стакане сахар или причесываются. Однако в то же время сохраняются действия по подражанию. В отдельных случаях человек может, не задумываясь, автоматически выполнять те или иные действия. Он способен, например, автоматически застегнуть пуговицу, но не может это осуществить целенаправленно.

Конструктивная апраксия

зрительно пространственный гнозис

Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.

Особенности обследования

Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.

Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.

fb.ru

это что такое? :: SYL.ru

Впервые с терминами гнозис и праксис человек сталкивается, в зависимости от сложившейся ситуации, либо в институте, либо в приватной беседе с логопедом или психологом детского сада или школы, возможно, в поликлинике на приёме у врача.

Естественно, что незнакомые слова, произносимые собеседником, всегда настораживают и вызывают неприятные ощущения. Зачастую неправильная интерпретация некоторых терминов может стоить очень дорого, а понимание этого, обычно, приходит слишком поздно. Что же скрывается за столь замысловатыми выражениями, как пространственный гнозис и праксис? Рассмотрим далее.

гнозис это

Гнозис и праксис: что это такое

Слово «гнозис» (gnosis) – греческого происхождения, переводится как познание или узнавание. Термином обозначили способность человека к познанию, постижению символического значения явлений, узнаванию окружающих предметов при помощи чувственного (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус) восприятия.

Термин праксис (praxis) – также греческого происхождения и дословно переводится как действие. Следует заметить, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Всем известно, что человеку от рождения дана только возможность формирования и развития пяти основных групп анализаторов восприятия. От того, насколько благополучно они формируются и развиваются в раннем детстве, зависит многое, если не всё, во взрослой жизни человека. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус – формируются и развиваются с огромной скоростью именно в первые пять лет жизни человека. Поэтому 50% всей информации, которую человек усваивает на протяжении всей жизни, приходится на возраст от нуля до трёх лет; ещё 30% — усваиваются ребёнком от трёх до пяти лет. Учитывая этот факт, сложно переоценить значение своевременного формирования восприятия (гнозиса) и развития целенаправленных движений (праксиса).

Примерно от рождения до одного-двух месяцев (в этот промежуток времени вписывается нормальное развитие анализаторов) у ребёнка формируются и развиваются слух, вкусовые предпочтения, обоняние, осязание, а также зрение. При нормальном формировании и развитии гнозиса первые успехи не заставляют себя долго ждать при условии целенаправленной работы взрослого с младенцем. На самом деле, если бы молодые мамы до конца осознавали важность развивающей работы с малышом и добросовестно и методично знакомили своё чадо с окружающим миром, большей части детсадовских и школьных проблем можно было бы избежать. В норме к четырём годам ребёнок становится «самостоятельным» и с удовольствием транслирует умения и навыки, которым его обучили взрослые. Если дети в пять лет не умеют завязывать шнурки, одеваться, умываться, застёгивать пуговицы, то виноваты в этом на 90% родители, не научившие выполнять данные действия. Но бывает и так, что гнозис запаздывает с формированием и развитием, или наоборот появилась тенденция распада уже сложившихся функций, и в этом случае можно услышать слова агнозия и апраксия. Агнозия бывает разных форм и определяется, соответственно, разными методами. Некоторые методы исследования гнозиса будут приведены ниже.

Агнозия и её виды

Греческая приставка – а – обозначает отсутствие, нарушение, распад. В данном случае агнозия – отсутствие возможности узнавания при сохранности анализаторов ощущений и интеллекта. Для того чтобы разобраться в вопросе без запоминания «головокружительных» терминов, достаточно перейти на образное сравнение. В данном случае подыскивается образ для мозга и нервной системы человека. Итак: мозг – это сервер, к которому подключены линии передач (это нервная система). Следовательно, пользователи – внешние раздражители, которые тем или иным способом воздействуют на сервер. Как правило, при всех агнозиях линии передач (проводящие пути нервной системы) в порядке, а вот сервер начинает работать «нестандартно».

Нарушения

Зрительный гнозис – это узнавание формы, величины, цвета, пространственных отношений и смысловой нагрузки предметов. Касаемо сервера – это возможность обрабатывать и правильно воспроизводить, отправлять на хранение, извлекать из архива данных нужные пользователю картинки (заданных размеров, разрешений, кодировки). В случае со зрительной агнозией в работе сервера начинаются ошибки:

1. Предметная агнозия (нарушение узнавания обиходных предметов) – сервер не может по запросу пользователя предъявить нужную картинку, вместо этого на экране появляются составные части этого изображения в невероятных комбинациях. Люди, страдающие предметной агнозией, могут назвать части предмета, его признаки, но не назовут его своим «именем». Диагностика данной агнозии проводится при помощи зашумленных изображений хорошо знакомых предметов.

гнозис и праксис что это

2. Агнозия на лица (нарушение узнавания лиц знакомых людей, даже близких родственников) – по запросу пользователя «портрет Мусоргского», например, сервер выдаст все портреты, которые есть в архиве. Пейзажей, натюрмортов в подборке не будет, но портрет с характерными чертами именно этого композитора система выбрать не сможет. Диагностика данного вида агнозии проста – предоставление больному портретов хорошо знакомых людей. Зачастую появление этого вида агнозии является началом болезни Альцгеймера.

3. Цветовая агнозия (при сохранном цветоощущении определение цвета определённого предмета нарушается) – по запросу пользователя «оранжевый цвет», сервер выдаст правильный ответ. Но вот по запросу «цвет морковки» или «цвет неба» — выдаст ошибку или набор картинок, связанных словом «цвет». Во время диагностики просят назвать цвет знакомых предметов.

4. Буквенная и цифровая агнозия (при правильном копировании знаков их значение «название» не воспроизводится) – при попытке воспользоваться функцией сервера «переводчик» или «калькулятор» можно столкнуться со следующей проблемой: вместо перевода увидеть все слова, которые содержат данные буквы, а вместо решения примера – все числа с введёнными цифрами. Диагностика заключается в предоставлении испытуемому букв и цифр разных шрифтов и в разной пространственной ориентации.

исследование гнозиса

5. Оптико-пространственная агнозия (нарушается способность ориентироваться в трёхмерном пространстве) — пользователь на запрос «куб» получает неправильные многоугольники, квадраты, а по запросу «стол» — обыкновенный прямоугольник или круг. Диагностика заключается в рисовании испытуемым объёмных предметов куба, стола, стула, дома и рисовании стрелок на циферблате для обозначения определённого времени суток. Следует заметить, что этот вид агнозии можно считать самым распространённым среди детей, в силу того, что возникает он в связи с недостаточным развитием вестибулярных и кинетических анализаторов. А если говорить проще, то репертуар движений детей очень скуден, что неблагоприятно влияет на развитие пространственного гнозиса, однако такой фактор, как разнообразие передвижений ребёнка, подконтролен взрослым как никакой другой.

6. Симультанная агнозия (сложные составные предметы больной описывает как набор простых) – в данном случае при запросе изображения «велосипед» сервер выдаст набор следующих картинок: 2 колеса, палка, руль, 2 педали и т.д., но велосипеда среди них не будет. Это нарушение по-другому называют синдромом Баллинта, и указывает оно на поражение теменно-затылочных областей мозга, что, естественно никоим образом не коррегируется при помощи педагогических мер. В данном случае нужна помощь специалистов. Диагностируется при помощи рисования пациентом очков или велосипеда.

пространственный гнозис

В целом все виды зрительной агнозии локализуются в затылочной области мозга.

Расстройства звукового восприятия

Слуховой гнозис – это возможность различать весть спектр существующих шумов, звуков, мелодий.

1. Слуховая агнозия (нарушение узнавания бытовых шумов) – при запросе к серверу «пение кукушки» пользователь получит все файлы с маркером пения, а возможно даже и с различного рода шумами, но не с кукушкой. Диагностируется при помощи предъявления испытуемому различных шумов (связка ключей, колокольчик, стук двери и т.д.).

2. Амузия (нарушение узнавания знакомых мелодий) – ошибки сервера в данном варианте будут не намного отличаться от предыдущих вариантов, только в данном случае поиск будет ограничен мелодиями. Диагностируется при помощи предъявления больному известной мелодии с последующим узнаванием или не узнаванием, а также просьбой сравнить две отличные мелодии (при амузии данное сравнение невозможно, оба варианта воспринимаются как одинаковые).

3. Аритмия и нарушение восприятия интонации речи (теряются ритмическая и интонационная окрашенность, что приводит зачастую к искажению воспринимаемой информации) – в данном случае пользователь, пытаясь воспользоваться функцией перевода устной речи в письменную, столкнется с текстом, в котором буквы будут расположены в произвольном порядке, длинные слова могут быть поделены на несколько коротких и т. п. Диагностируется при помощи повторения за исследователем предъявляемых ритмов и воспроизведении ритмов по словесной инструкции.

гнозис это

Нарушения тактильного гнозиса

Тактильный гнозис – это узнавание предмета по фактуре при ощупывании и прикосновении к нему.

1. Тактильная агнозия (нарушение тактильного, температурного и др. компонентов гнозиса) – в данном случае сервер будет игнорировать всё форматирование текста, набранного пользователем: мягкие переносы сохранятся в виде пробела, заглавные буквы станут надстрочным шрифтом, знаки препинания отобразятся при помощи звёздочек, скобочек, кавычек. Диагностируется по предъявлению испытуемому поверхностей разной фактуры (твёрдый, мягкий, колкий, шероховатый).

2. Астереогноз (нарушение узнавания предметов с закрытыми глазами) – сервер, получив программу на языке бейсик с прописанным движением по прямоугольнику, начинает «гонять» черепашку по кругу! Зрелище ещё то, но астереогноз доставляет больному не меньше проблем. Диагностируется также ощупыванием испытуемым предметов.

Нарушения обоняния и вкусового восприятия

Обонятельная и вкусовая агнозии (нарушение узнавания обонятельных и вкусовых ощущений) – при таком нарушении все запросы пользователя будут произвольно заменяться, например запрос «последние новости» может выдать информацию о девятнадцатом веке, а запрос «как быстро охладить горячую воду до комнатной температуры» переведёт на сайты нагревательных приборов. Диагностика проходит при помощи определения предлагаемых образцов по запаху и вкусу.

Соматоагнозия

 гнозис это

Внутреннего пространства гнозис – это распознавание окружающего мира относительно своей внутренней системы координат. Нарушение этой системы координат и называется соматоагнозией. Такое случается если сервер по непонятным пользователю причинам пытается открыть файлы с избражениями при помощи текстовых редакторов, а текстовые файлы при помощи программы проигрывателя DVD и т. д. Существует три вида соматоагнозий.

1. Аутопогнозия (нарушения ощущения строения тела) – пользователь знает, что на сервере есть только один диск C, но сервер «уверяет», что их как минимум три! Больные обычно тоже утверждают, что имеют две головы, три руки или наоборот не ощущают некоторых частей тела.

2. Фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев рук).

3. Анозогнозия (отрицание ощущения болезни, патологических процессов в организме). Все три формы диагностируются при помощи беседы с обследуемым, во время которой звучат просьбы показать определённые части тела, пальцы.

зрительный гнозис

Что делать

Из всего вышеперечисленного понятно, что сервер с такими ошибками программ нуждается в перепрограммировании. И пользователь, столкнувшись с такими явлениями, либо обратится в отдел техподдержки, либо найдёт специалистов по ремонту компьютерной техники. А какими должны быть действия людей, заметивших похожие проявления заболевания у себя или близких родственников?

Прежде всего следует помнить, что практически все агнозии являются следствием органического поражения определённых зон мозга, следовательно, заговорами и молитвами вылечить и устранить данные явления невозможно. Всё что требуется – это вовремя обратиться к специалистам.

Что касается проявления агнозии в детском возрасте, то родители должны четко понимать, к каким последствия может привести в данной ситуации бездействие: обычно несформированность и недоразвитость гнозиса ведет к отставанию в развитии и мышления, и памяти, и эмоций, и социальной адаптации. Девиз «Всё нужно делать вовремя» особенно актуален в детском возрасте. Агнозия поддаётся коррекции, и этот факт нельзя игнорировать.

www.syl.ru

Гнозис Понятие гнозиса и его виды

13

Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности.

Появление гнозиса в человеческой психике на определенном эта­пе антропогенеза, т.е. в истории развития человечества, обуслов­лено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассо­циативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга. Со вре­менем они стали передавать информацию друг другу.

Благодаря этому одни ощущения, получая подкрепления другими, а точ­нее, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыкигностические

.

Причем над каждым анализатором над­страивался свой, специфичный для него вид гнозиса. Например, на начальном этапе знакомства, допустим, с погремушкой, ребе­нок, усвоив ее зрительный образ на основе соответствующих зри­тельных ощущении, еще не знает, что этот предмет определенным образом зазвучит (загремит), если его взять в руку и потрясти. На последующих этапах манипулирования погремушкой ребенок начинает связывать зрительный образ предмета с издаваемыми им звуками, т.е. его слуховым образом. В конце концов, услышав звук погремушки, он может отыскать ее среди других игрушек. Таким образом, зрительные и слуховые ощущения, вызываемые этой игрушкой, становятся ассоциативно связанными. В систе­ме понятий нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, имеющие отношение к погремушке, стали ин­тегрированными.

Остановимся подробнее на термине гнозис. Он обозначает

узнавание.

В истории развития философской мысли были течения гнос­тиков, которые считали, что мир познаваем, и агностиков, про­поведующих непознаваемость мира.

Принято выделять различные виды гнозиса, которые соот­ветствуют имеющимся у человека рецепторам — перифериче­ским частям анализаторов Степень значимости каждого их них различна.

Так, вкусовой и обонятельный гнозис гораздо менее важны для современного человека, чем слуховой, зрительный и тактильный. Между тем древнему человеку они были жизненно необходимы, выполняя важнейшие приспособительные функ­ции. Всем известно, что человек сам изобрел способы укрыться от непогоды, сам разузнал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя и прочее.

Для этого ему были необходимы максимально обостренные тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. С появлением

гнозиса часть ощущений стала притупляться или вовсе отмирать. Человек приобрел и продолжает приобретать знания, заменяю­щие необходимость в непосредственных ощущениях.

Для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный и слуховой гнозис.

В зрительном выделяются пред­метный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.

Зрительный гнозис

Предметный зрительный гнозис наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

Маленько­му ребенку (до 2 лет)

понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизован­ные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так час­то предлагаются маленьким детям, им не показаны.

Вначале необ­ходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д. Например, для того, чтобы отличить стол от стула, ребенок дол­жен сделать вывод о том, что у стола нет спинки, а у стула она есть, что стол, как правило, больше по размеру, чем стул. Имея игрушки — копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предме­тов.

Начиная с 2-летнего возраста, их зрительный гнозис усложня­ется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей су­ти, а следовательно, требуют более зрелого восприятия. Со време­нем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в зна­чительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечерк­нутые картинки

Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др. Такое «свободное обращение» с цветом вполне допустимо. Не следует исправлять ребенка, меняя вы­бранный им цвет на другой, более реалистичный.

Чтобы отне­сенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу.

Кроме того, индивидуаль­ное восприятие цвета может долго оставаться нестандартным и для взрослых людей, что находит свое выражение в художествен­ном творчестве. Мы часто видим на полотнах великих мастеров использование цвета не с реалистических, а с художественно-психологических позиций.

В выборе цвета детьми также движет психологический фактор. Аналогичным образом следует отно­ситься и к самим изображениям предметов. Несоблюдение про­порций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное. Взрослые не должны мешать де­тям выражать свое отношение к действительности, т.е. учить их рисовать по канонам. Роль педагога, обучающего детей рисунку, должна сводиться лишь к усилению того, что изобразил сам ре­бенок, к расстановке акцентов соответственно собственному за­мыслу ребенка.

К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спект­ра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способнос­ти к классификации явлений.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности.

Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки.

Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Если не охва­тить ее взором целиком, то сюжет, например, известной картины Федотова «Сватовство майора» и многих других картин, может быть совсем не понят или понят превратно.

Симультанный гно­зис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому яв­ляется одним из его важных показателей.

studfile.net

6.16. Гнозис и праксис и их нарушения

Другие нарушения психической деятельности рассмотрены в соответствующих главах. В частности, нарушения речи — см. раздел 6.15.5; нарушения мышления — см. раздел 6.15.1; нарушения памяти — см. раздел 6.6.

А. Гнозис и его расстройства. Гнозис в буквальном смысле сло­ва означает «узнавание». Наша ориентировка в окружающем ми­ре связана с узнаванием формы, величины, пространственной со­отнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецеп-торный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, храня­щимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстрой­ство гнозиса — агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и ок­ружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуж­дым, непонятным, лишенным значения.

Гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис — это процесс непрерывного обнов­ления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимае­мой информацией.

Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориен­тировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой-либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочных от­делов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форма, величина), однако узнать предмет не может. Например, яблоко больной опи­сывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Если дать этот предмет больному в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда больной не узнает знакомые ли­ца. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, ро­динка и т.д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется. Эти случаи относятся к группе речевых расстройств.

При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются про­странственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механиз­мов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Однако бывают слу­чаи, когда при повторном предъявлении предмета больной гово­рит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При на­рушениях пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, дома и т.д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.

Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению.

Слуховые агнозии возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий — амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука. При не­которых видах слуховой агнозии больной не в состоянии различать частоту звуков, например ударов метронома.

Сенситивные агнозии обусловлены нарушением узнавания так­тильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной об­ласти. Сюда относятся астереогноз, расстройства схемы тела. При некоторых вариантах астереогноза больной не только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии определить форму предмета, особенность его поверхности. К сенситивным агнозиям относится также анозогнозия, при которой больной не осознает своего дефекта, например паралича. Фантомные ощуще­ния можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса.

При обследовании детей следует иметь в виду, что маленький ребенок не всегда может правильно показать части своего тела; это же относится и к больным, страдающим слабоумием. В по­добных случаях говорить о расстройстве схемы тела, конечно, не приходится.

Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются редко. Кроме того, узнавание запахов очень индивидуально, во многом связано с личным опытом человека.

Б. Праксис и его расстройства. Под праксисом понимают целе­направленное действие. Человек усваивает в процессе жизни мас­су специальных двигательных актов. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, автома­тизируются и становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Однако припоражении корко­вых механизмов, участвующих в осуществлении этих актов, воз­никают своеобразные двигательные расстройства — апраксии, при которых нет ни параличей, ни нарушений тонуса или координа­ции и даже возможны простые произвольные движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять такие, казалось бы, простые действия, как рукопожатие, застегивание пу­говиц, причесывание, зажигание спички и т.д. Апраксин возника­ет прежде всего при поражении теменно-височно-затылочной об­ласти доминантного полушария, при этом страдают обе полови­ны тела. Может возникнуть апраксия также при поражении субдоминантного правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае апраксия оп­ределяется только слева. При апраксии страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматиз­мов. Вследствие нарушения плана действия при попытках выпол­нить задание больной совершает много ненужных движений.

В отдельных случаях наблюдается парапраксия, когда выпол­няется действие, лишь отдаленно напоминающее данное задание. Иногда наблюдаются также персеверации, т.е. застревание на ка­ких-либо действиях. Например, больного просят произвести ма­нящее движение рукой. После выполнения этого задания предла­гают погрозить пальцем, но больной по-прежнему выполняет первое действие.

В некоторых случаях при апраксии обычные, бытовые дей­ствия сохраняются, но утрачиваются профессиональные навыки (например, умение пользоваться рубанком, отверткой и т.д.).

По клиническим проявлениям различают несколько видов ап­раксии: моторную, идеаторную и конструктивную.

Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и даже по подражанию. Его просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок, разлиновать бумагу при по­мощи карандаша и линейки и т.д., но больной, хотя и понимает задание, не может его выполнить, проявляя полную беспомощ­ность. Даже если показать, как это делается, больной все равно не может повторить движение. В отдельных случаях оказывается невозможным выполнение таких простых действий, как присе­дание, повороты, хлопание в ладоши. Разновидностью мотор­ной апраксии является моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия).

Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (напри­мер, показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т.д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В неко­торых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия. Например, целенаправленно он не может застегнуть пуговицу, но выполняет это действие ав­томатически.

Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различ­ные действия по подражанию и по устному приказу, но оказыва­ется не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например составить из спичек опреде­ленную фигуру, сложить пирамиду и т.д.

Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Больной не узнает предмет или у него нарушена схема тела, по­этому он не в состоянии выполнять задания или выполняет их не­уверенно и не совсем правильно.

Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка, дети младшего возраста не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т.д.

studfile.net

гнозис — это… Что такое гнозис?

  • ГНОЗИС — (от греч. gnosis знание, учение) (в нейропсихологии и невропатологии) собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т. д.). Син. гнозия.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГНОЗИС — (греч. gnosis познание, знание) центральная категория гностицизма эклектического религиозно философского течения поздней античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо философским эллинистическим фоном и …   Новейший философский словарь

  • ГНОЗИС — (греч. gnosis – знание, учение, познание) гностика, гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали… …   Философская энциклопедия

  • ГНОЗИС — «ГНОЗИС», кооперативное издательство (Москва). Фактически деятельность началась в 1989 г. совместно с издательством «Прогресс», затем самостоятельно. Специализируется на выпуске философской, историко филологической литературы. Известность… …   Энциклопедический словарь

  • Гнозис — У этого термина существуют и другие значения, см. Гнозис (значения). Гнозис (гносис) (от греч. γνώσις  «знание»[1])  высшее[1], эзотерическое[1], откровенное[2], мистическое …   Википедия

  • Гнозис —     (Греч.) Букв., знание . Специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во время первых столетий так называемого Христианства для обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное Знание, Губта… …   Религиозные термины

  • Гнозис — (от греч. gnosis знание, познание) то же, что гностика, гностицизм проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии …   Начала современного естествознания

  • гнозис — гн озис, а …   Русский орфографический словарь

  • ГНОЗИС — (Греч.) Букв., знание . Специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во время первых столетий так называемого Христианства для обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное Знание, Губта Видиа… …   Теософский словарь

  • гнозис — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • dic.academic.ru

    ГНОЗИС — это… Что такое ГНОЗИС?

  • ГНОЗИС — (греч. gnosis познание, знание) центральная категория гностицизма эклектического религиозно философского течения поздней античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо философским эллинистическим фоном и …   Новейший философский словарь

  • ГНОЗИС — (греч. gnosis – знание, учение, познание) гностика, гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали… …   Философская энциклопедия

  • ГНОЗИС — «ГНОЗИС», кооперативное издательство (Москва). Фактически деятельность началась в 1989 г. совместно с издательством «Прогресс», затем самостоятельно. Специализируется на выпуске философской, историко филологической литературы. Известность… …   Энциклопедический словарь

  • Гнозис — У этого термина существуют и другие значения, см. Гнозис (значения). Гнозис (гносис) (от греч. γνώσις  «знание»[1])  высшее[1], эзотерическое[1], откровенное[2], мистическое …   Википедия

  • гнозис — (gnosis; греч. gnosis познавание, знание) познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения …   Большой медицинский словарь

  • Гнозис —     (Греч.) Букв., знание . Специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во время первых столетий так называемого Христианства для обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное Знание, Губта… …   Религиозные термины

  • Гнозис — (от греч. gnosis знание, познание) то же, что гностика, гностицизм проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии …   Начала современного естествознания

  • гнозис — гн озис, а …   Русский орфографический словарь

  • ГНОЗИС — (Греч.) Букв., знание . Специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во время первых столетий так называемого Христианства для обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное Знание, Губта Видиа… …   Теософский словарь

  • гнозис — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • psychology.academic.ru