Что такое игры – Игра — Википедия

игра — это… Что такое игра?

— форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение к-рым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. И. называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений (см. фрейдизм). Теорию И., исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д.
Б. Эльконин определяет И. как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью И. является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект И.

psychology.academic.ru

Консультация на тему: Что такое игра для дошкольника?

Что такое игра для дошкольника?

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.                  

Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Каков ребенок в игре, таков он будет и в труде. Здесь начинается процесс самовоспитания.
        Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей — не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать, выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых, в мире их целей и проблем.

Чему учит игра:

  • — учатся уважать правила и процедуры;
  • — учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;
  • — становятся более терпимыми;
  • — привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;
  • — получают представления о том, насколько важно быть честным и корректным.
  • Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:
  • — улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;
  • — развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;
  • — научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;
  • — легко и непринужденно общаться с другими;
  • — научиться правильно распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.

Роль взрослого в детской игре

 Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре.

Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка — помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

  • Заводила и тренер

В этой роли ваша задача — предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло.

  Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты.

 Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Главное — знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей.

Игра – фактор воспитания.

План.

  1. Что такое игра для дошкольника и младшего школьника.
    2. Какие бывают игры.
    3. Позиция взрослых в игре ребенка.

    Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. П.Ф.Лесгафт говорил о том, что игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

    А.С.Макаренко считал, что игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа. Он говорил, каков ребенок в игре, таков он будет и в труде.

    Игра – потребность растущего организма, его мышечных и интеллектуальных усилий. Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Здесь начинается процесс самовоспитания.

    Игры бывают с готовыми правилами (строительные, конструктивные, познавательные), дидактические, ритмичные, хоровые, игры – упражнения, занятия, тренировочные. Игры – шутки, забавы, подвижные, спортивные, игры без правил, которые придумывает сам ребенок, ролевые игры.

Дорогие родители!

 

Игра для вашего ребёнка — это эффективный метод развития интеллекта и   характера. Лучшее средство развития эмоций.

В игре осуществляется профилактика психических расстройств и отклонений в поведении.

 Удачи Вам и   творчества в совместных играх с детьми!

                                                       

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ и ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ.

 

Подвижные игры .

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

(Ну… конечно, если очень захочется…)

 

Оздоровительный эффект русских народных игр.

 Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,

 преодолевает страх неожиданного воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.

 

Игра «Прятки» способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.

 

Игра «Жмурки» способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.

 

   Разминка.

Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)

 

Подвижные игры.

Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки».

 

Прощание.

Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см. «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие на миролюбивой, благотворной ноте.

 

Пояснение: прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм — организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.

 

 

Семейное рисование.

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

( Ну… конечно, если очень захочется…)

 

Значение семейного рисования.

 Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.

 

Разминка.

 Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.

 

Семейное рисование.

 

 Упражнение 1. «Диалог красками».

Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.

 

Упражнение 2. Семейная картина.

Все члены семьи на одном большом листе рисуют по — желанию любые предметы или сюжеты . Затем психолог предлагает объединить всё нарисованное одной общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у, рисующих, сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.

 

Упражнение 3. Оберег.

 

 Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками.

Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). Психолог не участвует в упражнении. После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.

 

Пояснение: после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.  

 

 

Семейная сказкотерапия.

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

 

Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.

В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.

 

Занятие 1. Читаем вслух.

Пояснение: читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально. 

 

Занятие 2. Сочиняем сказку с оптимистичным концом.

В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.

!

 

Пояснение: в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и  

 мысленно прийти к оптимистичному завершению сказки.

 

  

Как играть с детьми

Рейтинг: / 1

ХудшаяЛучшая

    как играть с детьми Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей — не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

    Почему дети с таким удовольствием играют друг с другом

    Замученным заботами взрослым жизнь детей представляется идиллической. Но при этом мы забываем, что любой ребенок должен постоянно выполнять разные обязанности, преодолевать всевозможные трудности и избегать опасностей. Дети должны подчиняться взрослым, часто не понимая почему, и, как правило, без права голоса в принятии решения. Они должны переносить сильные психологические и физические нагрузки, которые становятся все больше по мере их взросления. Каждый день приносит новые проблемы, и дети вовсе не всегда уверены в том, что достаточно хорошо выполняют задания, соответствуют своим и чужим требованиям, правильно строят отношения с родителями, братьями, сестрами и друзьями. При всем этом им не ясно, будут ли учитываться их собственные интересы.

    Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать: выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

    С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых, в мире их целей и проблем.

    Играя, дети:

    — учатся уважать правила и процедуры;

    — учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;

    — становятся более терпимыми;

    — привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;

    — получают представления о том, насколько важно быть честным и корректным.

    Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:

    — улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;

    — развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;

    — научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;

    — легко и непринужденно общаться с другими;

    — научиться правильно распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.

    Устраивая игры для детей, особенно важно самим хорошо знать правила и иметь при себе все необходимое для игры. Необходимо также помочь детям создать игровую атмосферу, проследить, чтобы площадка для игр была удобной и безопасной, а игра проходила правильно. Кроме того, важно представлять, что надо делать, для того чтобы исполнить роль организатора игр как можно лучше.

    Естественно, различные игры предъявляют разные требования и развивают разные способности. Поэтому чем больше дети играют в разные игры, тем это лучше для их развития.

    Роли взрослого в детской игре

    Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре. Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка — помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

    Организатор игр должен исполнять сразу три роли, подробно описанные ниже.

    Заводила и тренер

    В этой роли ваша задача — предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло. Необходимо убедиться в том, что правила игры поняты и приняты всеми ее участниками. Можно вносить новые предложения и подсказывать детям новые идеи. Например: «…А теперь мы можем поиграть в игру, в которой нужно прятаться…», «…А теперь мы можем поиграть в игру, где нужно разгадывать загадки».

    Вы предложили игру и объяснили ее правила. Теперь очень важно, чтобы игра проходила без осложнений. Например, если нужно разбить игроков на команды, то вы обязательно должны принимать участие в этом процессе: предложить подбросить монетку или рассчитаться на первый-второй.

    Арбитр

    Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты. Важно не ставить никого из участников в неловкое положение. При разрешении споров необходимо ссылаться на правила игры, а не на ваш авторитет взрослого.

    Будет хорошо, если роль судьи и ведущего возьмет на себя один из детей. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость. Особенно эффективно этот способ действует в том случае, когда ребенок по каким-то причинам игнорирует игру. Предоставляя ему роль судьи, вы включаете его в игровой процесс.

    Игрок

    Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Ваше участие в игре может стать необходимым, если требуется определенное количество игроков, а детей на одного меньше, или нужно заменить кого-то, кто не может продолжать игру. Это будет иметь огромное значение для детей и увеличит в их глазах ценность игры. Однако необходимо соблюдать правила и помнить, что вы должны поставить себя в равные условия с другими игроками.

    Главное — знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей. Кроме того, необходимо знать общие закономерности процесса игры, уметь управлять им, подстраиваться под конкретных игроков, знать, какую игру предложить в той или иной ситуации.

    Чтобы хорошо запомнить правила различных игр, мы советуем вам время от времени перечитывать эту книгу. Она поможет освежить в памяти то, во что вы сами играли в детстве, оживит вашу фантазию, так что вы сможете самостоятельно придумать множество увлекательных игр. Но кроме того, мы советуем вам заниматься этим просто для себя, чтобы не забыть «ребенка внутри вас».

    Практические указания

    Хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые помогут и детям, и вам получить удовольствие от игры.

    Подготовьте площадку для игры заранее, тщательно осмотрите ее. Активные игры всегда сопряжены с некоторой степенью риска, поэтому осмотр площадки является важнейшим моментом подготовки к игре. Попросите детей помочь вам оценить всевозможные препятствия, убрать мешающие предметы, обратите их внимание на то, где расположены ступеньки. Найдите сами или попросите детей указать различные источники опасности: осколки стекла, острые предметы и т.д. Примите во внимание, что шумные игры иногда мешают соседям, а самим играющим могут помешать собаки, мебель (если игра проводится в помещении), цветы в палисаднике (если игра проводится на улице) и пр. Постарайтесь выбрать игру с учетом всех этих обстоятельств. И не забудьте на всякий случай приготовить аптечку. Хорошую службу сослужит вам обычный свисток, если вдруг понадобится остановить игру или собрать всех детей вместе.

    Начать следует с игры, в которой детям будет легко познакомиться друг с другом и которая предполагает равную степень участия всех игроков. Правила игры должны быть несложными и легко объяснимыми. Когда дети перезнакомились, и на площадке возникла игровая атмосфера, можно перейти к играм более сложным и физически напряженным.

    Обратите внимание на степень активности группы. Игры принесут пользу и доставят удовольствие только тогда, когда все участники будут настроены на игру. Обязательно отметьте для себя, нет ли среди детей тех, кто боится соревнования, и дайте таким детям возможность войти в ритм игры постепенно, шаг за шагом.

    Степень сложности игры необходимо выбирать с учетом возможностей самых слабых игроков. Если вы будете ориентироваться только на сильных, это приведет к разделению играющих внутри группы на «хороших» и «плохих» игроков, что в свою очередь, отрицательно скажется на общем настрое.

    Доверьтесь своей интуиции, которая не подведет, если вы установите постоянный контакт с каждым и будете внимательно наблюдать за игрой.

    Вмешивайтесь в игру только в том случае, если иначе нельзя. На атмосфере игры плохо сказываются чрезмерные ограничения и большое количество правил. Вы должны рассчитывать на то, что одного вашего присутствия будет достаточно для создания нормальной игровой атмосферы. Но при этом быстро и решительно вмешивайтесь, если во время игры случилось нечто непредвиденное: кто-то пострадал, сильно ухудшилась погода, возникла серьезная ссора или дети потеряли интерес к игре. Своим поведением подавайте пример соблюдения правил и уважительного отношения к другим.

    При решении большинства вопросов игроки должны полагаться не на вас, а на себя, и помнить, что нужно соблюдать правила и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Если же вы решили, что должны вмешаться в происходящее, будьте предельно мягки и не давите на игроков. Если во время игры один или несколько игроков слишком явно диктуют условия остальным, попытайтесь изменить ситуацию, предложив детям другую игру, в которой особую роль будут играть не столько личные качества, сколько взаимодействие или все игроки будут по очереди оказываться в центре внимания.

    Сделайте все от вас зависящее, чтобы ни один ребенок не стал объектом притеснения остальных, чтобы к мнению каждого прислушивались.

    Когда дети играют в игру, которая им нравится, они, как правило, интуитивно учитывают желания и возможности других игроков, поэтому не стоит навязывать игры и правила насильно – ничего хорошего из этого не выйдет.

    Дети сами весьма часто меняют правила игры, так что вы можете спокойно поступить точно так же. Иногда целесообразно изменить правила, чтобы своевременно и точно среагировать на особенности поведения конкретной группы, учитывая время, отведенное для игры, имеющиеся у вас под рукой материалы и т.д. Игра станет от этого только интересней, поэтому не бойтесь экспериментировать. Вполне возможно, что при подготовке к празднику вам и вашим детям понравится самим придумывать игры. Изобретение игр может быть очень увлекательным занятием, и чем больше игр вы знаете, тем легче вам будет создавать свои собственные.

    Запаситесь маленькими подарками-сюрпризами для детей. Вы можете положить их у всех на виду в специальную коробку. Победитель или самый смелый, вызвавшийся играть первым участник может выбрать себе подарок. Это будет признанием смелости игрока. Иногда очень полезно награждать каждого участника игры. Если вы точно не знаете, как распределить призы среди игроков, вынесите этот вопрос на обсуждение всей группы. Некоторые игры представляют для детей ценность сами по себе, без поощрений и призов.

    Детям старше 10 лет нравится чередовать игры, рассчитанные на взаимодействие, с играми-соревнованиями. Дети от 3 до 7 лет, которым еще сложно привлекать к себе внимание и выстраивать социальные связи, предпочитают кооперативные игры.

    Из книги: Фопель К. Игры для детских вечеринок/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 160с.

nsportal.ru

Игра — это… Что такое Игра?

Игра́ — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.

Игра у животных

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.
Играющий котёнок

Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.

Часто наблюдаются игры c использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.

Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге на перегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе.

Детские игры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку» ).

Педагогическое значение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

— Платон (326 − 347 до н. э.)

Игра как метод обучения
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.

Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.

Развивающие игры

Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т.п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребенку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребенка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.

Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребенка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Терапевтические игры

Концепции игры в педагогике и психологии

Большую популярность получила теория Грооса, исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни. Теория функционального удовольствия К. Бюлера рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса в качестве главной мотивации. Согласно концепции игры, разработанной Гербертом Спенсером под влиянием идей Ф. Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии

[1].

Признаки игры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.

Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
  • эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
  • деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
  • деятельность имеющая имитационный характер. «Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку».
  • деятельность обособленная от «обыденной» жизни местом действия — игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. (Й. Хёйзинга, 1992).
  • наличие минимальной игровой ситуации.

Роль игры в жизни человека

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 ноября 2011.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

См. также

Примечания

Источники

  1. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2000.

Литература

Психология

  • Даниил Эльконин. Психология игры (1978)
  • Бруннер Дж. Хрестоматия по игре. М., 1976
  • Игра со всех сторон (Книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. 432 стр. ISBN 5-98392-001-4

Зоопсихология

  • Фабри К. Э. Игра у животных. — Москва, 1985.

Философия

  • Йохан Хейзинга. Homo Ludens (Человек Играющий) (1939)
  • Хуго Ранер. «Играющий человек» (1949)
  • Роже Кайуа. Игры и люди (1958)
  • Ойген Финк. Игра как символ мира (1960)
  • Эрик Бёрн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (1964)
  • Костас Акселос. Мир как игра (Axelos K. Le jeu du monde. Paris: Editions de Minuit, 1969)
  • Брайан Саттон-Смит. Исследование игры (1971)
  • Дональд Винникотт. Игра и реальность (1971)
  • Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  • Ретюнских Л. Т. Философия игры. М., 2002.-256 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Значение слова ИГРА. Что такое ИГРА?

ИГРА́, -ы́, мн. и́гры, игр, ж.

1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). || Деятельность, занятия детей. Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю —. Игра прекратилась, мы все, головами вместе, припали к земле — смотреть эту редкость. Л. Толстой, Детство. На дороге стоит пестрая собака и визгливо лает вдаль. Это — Кутка, мой преданный друг в играх. Гладков, Повесть о детстве.

2. Занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т. п. Спортивные игры. Военная игра. Нарушить правила игры.Толпа гостей теснилась шумно Вокруг зеленого стола; Игра уж дельная была, И банк притом благоразумный. Лермонтов, Тамбовская казначейша. Кроме чтения газеты, разговоров и драк, развлечением служила еще игра в карты. М. Горький, Бывшие люди. || Набор предметов, предназначенных для подобных занятий. Настольные игры.

3. Свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа. Чичиков налил стакан [квасу] из первого графина — точный липец, который он некогда пивал в Польше, игра как у шампанского, а газ так и шибанул — в нос. Гоголь, Мертвые души.

4. Быстрая смена пятен света, красок и т п. Пятна света и тени побежали, проворно скользя, по их одежде — и оба они улыбались и тревожной их игре, и веселым ударам ветра, и свежему блистанью листьев. Тургенев, Новь. Фома смотрел на игру солнечных лучей, следил, как трепетно они переливались по гладкой равнине вод. М. Горький, Фома Гордеев. || Блеск, переливы (драгоценных камней). Игра бриллиантов. □ — Как ты [Алмаз], со всей своей игрой, — Сказал Огонь, — ничтожен предо мной! И. Крылов, Пожар и Алмаз. || Выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т п.). [Волынцев] чертами лица очень походил на сестру; но в выражении их было меньше игры и жизни. Тургенев, Рудин. [Елизавета Сергеевна] следила за игрой его лица, и, должно быть, ей нравилось видеть действие своих слов на нем, в глазах ее сверкало удовольствие. М. Горький, Варенька Олесова.

5. Исполнение музыкального произведения. Виртуозная игра. Игра на скрипке.Как часто, увлечен унылых струн игрою, Я сердцем следовал, Овидий, за тобою. Пушкин, К Овидию.

6. Исполнение сценической роли. Игра [Яковлева] в роли Отелло всего более понравилась московской публике. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин. [Светловидов:] Когда был молодым актером —, помню, полюбила одна меня за мою игру. Чехов, Лебединая песня.

7. Преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель; интриги, тайные замыслы. — Вы словно подозреваете с моей стороны игру. Чехов, Несчастье. Только здесь, на европейском берегу, Петр понял, что значит политическая игра. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Игра воображения — пустая фантазия, выдумка.
Игра природы — исключительное, редкое явление, отклонение от обычных норм.
Игра слов — остроумная шутка, основанная на употреблении одного слова вместо другого или на подмене одного значения другим значением того же слова; каламбур.
Игра случая (или судьбы) — непредвиденная случайность, неожиданный поворот в жизни.
Биржевая игра — спекуляция ценными бумагами.
Олимпийские игры см. олимпийский.
Игра не стоит свеч — о невыгодном деле, не оправдывающем затраченных усилий, средств.
Делать веселую (или хорошую) мину при плохой игре см. мина2.
Играть (или вести) большую игру — предпринимать действия, которые могут повлечь за собой серьезные последствия.
Раскрыть чью игру см. раскрыть.

kartaslov.ru

Игры — это… Что такое Игры?

  • Игры — получить на Академике актуальный промокод на скидку Conte или выгодно игры купить с дисконтом на распродаже в Conte

  • ИГРЫ — ИГРЫ, понятие, кажущееся на первый взгляд довольно простым, но с трудом поддающееся строго научному определению. По теории Шиллера Спенсера И. детей реализация избытка энергии: в молодом растущем организме имеется нек рый избыток сил, остающийся… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Игры — Игры: 1. Общественные: А) у греков. В) У римлян (Ludi). Подобногреческим агонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римскогогосударства, их число все увеличивалось, а… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Игры — Игры, которые мы заслужили «Игры, которые мы заслужили»  статья спортивного телекомментатора Василия Уткина в газете «Советский спорт». В статье говорилось, что матч 25 тура чемпионата России по футболу 2006 года между командами «Ростов» и… …   Википедия

  • игры — игры. 4. То же, что косточка в 3 знач. 5. Порода, происхождение (разг. ирон.). Дворянская кость. Белая кость. (дворянская). Слоновая кость 1) бивни слона, как материал для разных изделий; 2) сорт черной краски из этого материала (живоп.). До… …   Толковый словарь Ушакова

  • игры — См …   Словарь синонимов

  • ИГРЫ — (игрища), народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления разного рода, для потехи (В. Даль). У русского народа существовал целый ряд игр, носивших спортивный характер состязания на лошадях, кулачный бой,… …   Русская история

  • Игры — I. Общественные А) у греков (см. Агоны). В) У римлян (Ludi). Подобно греческим огонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число все увеличивалось, а …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИГРЫ — Когда распалась ленинградская группа Странные игры , то из ее лона на свет появились две группы Авиа и Игры . Отцами основателями Игр были два музыканта, начавшие свою карьеру еще в середине 70 х. Братья Виктор и Григорий Сологубы. В то время… …   Русский рок. Малая энциклопедия

  • Игры — I мн. разг. Олимпийские игры. II мн. разг. Всемирные юношеские игры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ИГРЫ —    • Ludi.     I. Общественные.          a) У греков (α̉γώνες), см. Olympia, Олимпия; Pythia, Пифия; Nemea, Немея; Isthmia, Истмии.          b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные И., по своей главной цели благодарственные… …   Реальный словарь классических древностей

  • dic.academic.ru

    Игра — это… Что такое Игра?

            вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории (См. Игр теория) И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).

             Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).

             Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «…человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского (См. Веселовский)). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.

             Ю. М. Лотман.

             В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

             В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, Игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.          Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54—64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; Bühler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские.

             И. Б. Даунис.

    dic.academic.ru

    ИГРА — это… Что такое ИГРА?

  • Игра — получить на Академике рабочий купон на скидку БУКА или выгодно игра купить с бесплатной доставкой на распродаже в БУКА

  • ИГРА — один из важнейших феноменов человеческого существования. Обычно И. противопоставляют труду, в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходимое восполнение монотонной односторонней деятельности. Считается, что только… …   Философская энциклопедия

  • игра —  ИГРА    , ы, ж.    1. Карточная игра.    ◘ В кабинете хозяина кипела чертовская игра: на двух больших круглых столах играли в банк. С.П.Жихарев. Записки современника. Дневник студента, 1805 1806.    ◘ Была игра, ну, уж могу сказать, была игра! …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • ИГРА —         вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… …   Энциклопедия культурологии

  • ИГРА — ИГРА, игры, мн. игры, жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИГРА — в дыр дыр. Жарг. спорт. Шутл. Тренировочная игра футболистов на маленькой площадке. Максимов, 124. Игра в одни ворота. Разг. Столкновение, спор, в котором одна из сторон явно сильнее и поэтому побеждает. БМС 1998, 227. /em> Из речи спортсменов.… …   Большой словарь русских поговорок

  • игра — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? игры, чему? игре, (вижу) что? игру, чем? игрой, о чём? об игре; мн. что? игры, (нет) чего? игр, чему? играм, (вижу) что? игры, чем? играми, о чём? об играх 1. Игра это ряд действий, при которых …   Толковый словарь Дмитриева

  • ИГРА — ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… …   Энциклопедический словарь

  • игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИГРА — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… …   История Философии: Энциклопедия

  • игра — Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср …   Словарь синонимов

  • игра — играть, диал. грать; укр. гра, iгра, грати, блр. граць, ст. слав. игрь παίγνιον (Супр., Еuсh. Sin.), играти παίζειν (Супр.), болг. игра, играя играю , сербохорв. ѝгра пляска, игра , ѝграти, и̏гра̑м плясать, играть , словен. igrа игра , igrati,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • dic.academic.ru