Что такое патопсихология: Патопсихология — предмет, задачи, методы

Содержание

Патопсихология — предмет, задачи, методы

патопсихология фотоПатопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Патопсихология – задачи, причины, предмет, методы

Психологи уже давно сошлись во мнении, что физические болезни сказываются на психическом состоянии человека. На этой основе развилась отдельная отрасль – патопсихология. Именно она ставит задачей изучить различные психические изменения вследствие заболеваний, применяя при этом различные методы. Предметом становится человек в целом, а не только отдельная его часть.

Человека нельзя рассматривать как только физическое тело или как только невидимую душу. Однако многие люди разделяют человека, бросаясь в крайности. Религия и наука – два противостоящих лагеря, возникшие на основе разделения человека на две части. Однако эти два направления не должны быть разделены, а наоборот, их следует объединять, поскольку человек – это и душа, и тело.

Патопсихология занимается изучением того, как психические и соматические заболевания сказываются на психическом здоровье человека. Болезни бывают разные. Если они длятся несколько дней, то могут не сказаться на психическом состоянии здоровья. Однако если речь идет о хронических заболеваниях, тогда психика человека непременно изменяется.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет данную тему актуальной по той причине, что болезни не делят людей на бедных и богатых, умных и глупых, достойных и недостойных. Заболеть может кто угодно. Порой человек уже рождается психически больным, что, по мнению многих людей, уже является несправедливым. Болезни затрагивают всех, независимо от пола, возраста и национальности. А значит, патопсихология имеет место быть и развиваться, чтобы изучать, как меняется человек под влиянием собственных болезней.

Что такое патопсихология?

Достаточно большой вклад патопсихология вносит в практическую деятельность психологов и психиатров. Под патопсихологией понимается наука, которая путем применения различных методик и диагностических тестов позволяет определить направленности развития отклонений в психике человека.

За основу берется норма – как психика развивается при всех благоприятных условиях? Все остальное считается отклонением, у которого есть причины для своего возникновения. Если специалист разбирается в причинах, которые приводят к тем или иным отклонениям в психической деятельности, тогда он может помочь человеку.

Патопсихология берет за основу научные данные, а не догадки и теории. Она базируется на том, что диагностически выявлено и подтверждено. Также она дает четкие рекомендации по тому, какими методами лечения можно устранять патологические изменения.

Патопсихологию приравнивают к нейропсихологии, которая развилась в стенах психиатрических больниц. Она включается в себя психопатологические учения, когда необходимо ставить четкие диагнозы и назначать медицинское лечение. Также она включает дефектологию и олигофренопсихологию.

Патопсихология лишь недавно стала отдельной отраслью, которая позволила сформироваться судебной патопсихологии. Так, работники судебных дел могут выявлять психические отклонения и обосновывать их. На основе имеющихся знаний можно предполагать и предвидеть поведение преступников, что очень помогает в расследовании преступлений и поиске авторов их совершивших.

Отдельно патопсихология заслуживает внимание у обычных психологов, которые работают с вполне здоровыми и адекватными людьми. Здесь не приходится проводить диагностику, назначать лечение и длительное время избавлять человека от различных симптомов. Однако даже здоровый человек подвергается постоянному изменению своей личности вследствие различных болезней, особенно хронического характера.

Хоть и трудно вредные привычки или вредные условия жизни назвать болезнью, однако даже это сказывается на формировании личности. Если не брать клинические проявления отклонений, то в жизни здорового человека патологическими являются некоторые качества характера и поведение. К примеру, неспособность человека контролировать собственные эмоции тоже является патологическим. Почему человек не всегда может объяснить причины своего поведения – это тоже патология.

В практической деятельности психолога имеется множество случаев, когда человек обращается за помощью при наличии различных проблем психического характера. Все они формируются под влиянием:

  1. Родительского воспитания.
  2. Влияния школы, СМИ и общественного мнения.
  3. Различных заболеваний длительного или хронического характера.
  4. Внешних недостатков, которые таковыми считаются лишь в том обществе, в котором живет человек.

Болезнью можно назвать не только физическое нездоровье или психические отклонения, но и ту нездоровую обстановку, в которой человек постоянно находится, из-за чего его характер становится таким, чтобы идеально вписываться в имеющиеся условия.

 

Самым интересным потом становится то, что человек в других условиях не может проживать. Так, если человеку предоставить утопические условия существования, он не сможет в них хорошо себя чувствовать. Как говорится, свинья всегда будет искать грязь, а волк будет всегда смотреть в лес, как бы хорошо его не кормили. Человек настолько крепко привыкает к тем неблагоприятным условиям, в которых живет, что потом не может нормально себя чувствовать, если ему предоставляется здоровая обстановка.

Больной уже привык быть больным, и иначе он уже не может жить, как только продолжать оставаться больным!

перейти наверх

Психологическая диагностика

В практике патопсихологической диагностики применяются различные методы, чтобы подтвердить или точно установить те или иные явления. Искусственно создаются условия, в которые помещают человека, чтобы наблюдать за его действиями. Вычленяются отдельные акты, которые интересны наблюдателям для фиксации и подтверждения или опровержения теории.

Испытуемому в особых условиях ставится задачка, что он должен сделать, достичь или обдумать. Затем фиксируются, какие действия были предприняты. Если были совершены ошибки, то какого рода и почему.

Патопсихология относится к психологической науке, нежели к медицинской. Однако она использует научные медицинские данные для описания и формирования развернутой картины того, что происходит с человеком при выявлении тех или иных заболеваний.

Хоть патопсихология и психопатология являются близкими науками, их все же не стоит путать. Проблемы и задачи у обеих отраслей стоят разные:

  1. Психиатр занимается выявлением диагноза и назначением медицинского лечения для устранения проблемы.
  2. Патопсихолог занимается выявлением отклонений в психической деятельности, мышлении, трудоспособности, сохраненных функций и проводит психокоррекционную работу по восстановлению.

Также клиентами патопсихолога становятся дети и подростки при различных психических нарушениях:

  • Проведение судебно-клинической или воинской диагностики подростка при умственной отсталости.
  • Дифференциация детского аутизма и шизофрении.
  • Недобровольная госпитализация подростка с нарушениями поведения.
  • Выявление здоровой психики при наличии уже ранее поставленного диагноза, то есть опровержение или постановка нового диагноза по прошествии времени.

Немаловажным объектом в изучении патопсихолога являются эмоции и воля. Данная сфера также влияет на формирование личности, хотя сами люди могут это отрицать. Так, патопсихолог изучает, насколько сильно человек подвергается воздействию собственных эмоций, а также насколько сильно проявляется его воля в конкретных ситуациях.

Эмоции и воля значительно сказываются на любом человеке. Не обязательно быть больными, чтобы стать объектами патопсихологов. Дело в том, что все чаще развиваются различные психические отклонения в характере или поведении здорового человека по причине сильных переживаний и отсутствия волевых усилий. Здесь, как пример, можно рассмотреть ПТСР, который случается не только в военной обстановке или после катастроф, но и в ситуации семейного насилия или сексуального издевательства. А ведь данные факторы часто встречаются в обычных семьях психически здоровых людей.

Человек меняется под влиянием собственных эмоций, которые его подчиняют себе, а также отсутствия волевых усилий, когда человек полностью отказывается от контроля за ситуацией и собственными поступками. Подверженность влиянию собственных эмоций – одна из главных проблем современного общества. Вот почему актуальной становится тема того, как человеку контролировать собственные эмоции.

Хотя сами патопсихологи дадут ответ на данный вопрос. Они предлагают не контролировать свои эмоции, а управлять собой. Эмоции невозможно контролировать, поскольку они сами по себе возникают и проходят тогда, когда захотят. А вот управлять собой вполне возможно. Человеку предлагается обращать внимание на то, какие решения он принимает в том или ином эмоциональном состоянии и какие поступки совершает в данном конкретном случае.

Эмоции не следует контролировать. Их можно утихомирить лишь тем, что человек начнет сам себя успокаивать. Таким образом, даже в данном случае индивид управляет собой, а не эмоциями. Патопсихологи дают совет: отмечать, какие эмоции возникают в тот или иной момент, после чего решать, использовать их в качестве дополнительной энергии, стимулирующей энергию для совершения желаемых действий, или нет.

Отдельное внимание в качестве задачи патопсихологи акцентируют на тех изменениях, которые происходят с человеком после терапии, проведенной над ним. Ведь важно не столько то, каким человек пришел, а то, насколько эффективными оказались коррекционные методы, которые были направлены на устранение его патологического состояния.

Каждый специалист психологической направленности должен ориентироваться не на проблемы, с которыми человек к нему пришел, а на тот результат, которого нужно достичь после всех консультаций, манипуляций, тренингов и упражнений с ним. Если результат достигается, значит, все имеющиеся знания у психолога в отношении той болезни, с которой человек к нему пришел, являются верными и помогающими. Если же проведенная терапия не помогает человеку излечиться, значит, знания являются неполными либо неправильными.  А это уже говорит о том, что ученым в области патопсихологии необходимо дальше изучать ту проблему, с которой они пока что не способны справиться.

перейти наверх

Итог

Патопсихология изучает изменения в психике человека под влиянием болезней, окружающей среды и прочих негативных факторов. Каждый индивид становится тем, что в его жизни происходит. И если специалист будет досконально разбираться в проблеме, тогда он сможет найти верное решение, как человеку вернуться к нормальному существованию, избавившись при этом от тех факторов, которые сделали его «больным».

 

патопсихология — это… Что такое патопсихология?


патопсихология

(от греч. pбthos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

патопсихология

— раздел психологии медицинской, изучающий особенности деятельности психической, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при заболеваниях психических или соматических. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания процессов психических, состояний и свойств личности в норме. В этом — основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных процессов психических, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических, приводящих к наблюдаемым симптомам.

Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных:

1) для диагностики дифференциальной расстройств психики;

2) для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы — судебной, трудовой, военной и пр.;

3) для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;

4) для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза.

Патопсихология относится к особенно интенсивно и плодотворно развиваемым областям психологии медицинской.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

патопсихология
Этимология.

Происходит от греч. pathos — страдание + psyche — душа + logos — учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pathos — страдание) — отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П. помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций путем использования рациональных приемов компенсации дефекта (см. Компенсация функций). Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. В. Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. Н. Мясищев). См. также Обучающий эксперимент. Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).

Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Синонимы:
  • патология сознания
  • пафос

Смотреть что такое «патопсихология» в других словарях:

  • патопсихология — патопсихология …   Орфографический словарь-справочник

  • ПАТОПСИХОЛОГИЯ — (от греч. pathos страдание болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией …   Большой Энциклопедический словарь

  • Патопсихология — (от греч. pathos страдание) отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях …   Психологический словарь

  • патопсихология — сущ., кол во синонимов: 1 • психология (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Патопсихология — (греч. πάθος  страдание, болезнь, греч. ψυχή  душа и греч. λογία  учение)  практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» …   Википедия

  • патопсихология — и; ж. Раздел психологии, занимающийся изучением, диагностикой и профилактикой отклонений в психике. * * * патопсихология (от греч. páthos  страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической… …   Энциклопедический словарь

  • ПАТОПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме. Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • патопсихология — (пато + психология) область психологии, изучающая расстройства психических процессов (напр., при психических болезнях) …   Большой медицинский словарь

  • Патопсихология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.          Становление П. тесно… …   Большая советская энциклопедия

  • Патопсихология — ж. Раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Патопсихология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Орлова Е.А.. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии, а также патопсихология познавательных процессов, сознания, личности, эмоционально-волевой и психомоторной сфер. Раскрывается специфика… Подробнее  Купить за 1600 грн (только Украина)
  • Патопсихология. Учебник и практикум, Орлова Е.А.. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии в том числе специфика использования психологических методов в патопсихологии, а также патопсихология познавательных процессов,… Подробнее  Купить за 1175 руб
  • Патопсихология. Учебник и практикум, Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. В. Рышлякова. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии — в том числе специфика использования психологических методов в патопсихологии, — а также патопсихология познавательных процессов,… Подробнее  Купить за 871 руб
Другие книги по запросу «патопсихология» >>

Патопсихология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Литература

  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

Патопсихология — Википедия. Что такое Патопсихология

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Литература

  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

это что такое? Методы и задачи науки :: SYL.ru

В последние годы наука психология значительно расширила свою деятельность совместно с медицинскими отраслями, основная из которых — психиатрическая. В данной статье рассмотрим методики патопсихологии, ее задачи и основы.

Сфера изучения

Патопсихология — это одна из отраслей психологии, которая изучает закономерности, присущие психическим расстройствам, и анализирует изменения на патологическом уровне.

патопсихология это

Данные подобных исследований имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение для психологии и психопатологии. Кроме того, патопсихология — это психологическая, а не медицинская дисциплина, которая исходит из закономерностей развития норм психики, что существенно отличает ее от психопатологии.

Необходимо также различать патопсихологию и специальную психологию, которая изучает развитие особенных детей. К ним необходимо подбирать индивидуальный подход в обучении и воспитании. Чаще всего к данной категории относят детей с ограниченными физическими возможностями.

История развития науки

В мире самостоятельным ответвлением психологии патопсихология стала еще в начале двадцатого века. Одно из первых упоминаний о ней, как патологической психологии, встречается в работах Бехтерева.

Патопсихология — это также и одна из отраслей отечественной клинической психологии. В ее развитии принимал участие советский психолог Лев Семенович Выготский. Основной толчок прогресса в данной отрасли пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда большинство признанных психологов помогали раненным с поражениями мозга в военных госпиталях восстанавливать нарушенные функции психологической среды.

Также в формирование этой отрасли немалый вклад внесли Сеченов со своей популярной работой «Рефлексы головного мозга» и Лазурский. Последний, в свою очередь, разработал педагогический эксперимент, который применялся при распределении свободного времени пациента, а также его трудовой активности.

методики патопсихологии

В этот период было накоплено множество материала по психическим нарушениям, связанным с поражениями мозговой деятельности. В патопсихологических исследованиях применяются методы, которые можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.

Нестандартизированная патопсихология

Нестандартизированная патопсихология направлена на конкретизацию нарушений психики, диагноз ставится каждому пациенту индивидуально. К данной отрасли науки относятся:

  • Методика формирования искусственных понятий, которую Выготский чаще всего использовал при шизофрении и органических нарушениях головного мозга.
  • При анализе нарушений в процессе обобщения и отвлечения, последовательности суждения Гольдштейн применял способ, основанный на классификации предметов.
  • Методы, используемые при исследовании мышления — картинки с предметами, исключение предметов, понятий и их классификация.
  • Для исследования памяти используются методы корректурных проб и черно-красных цифровых таблиц.
  • Другие методы — незаконченных предложений, попарных профилей, набора слов и слогов.
основы патопсихологии

Принцип вышеуказанных методов заключается в моделировании ситуации, которая свойственна тому или иному заболеванию психики.

Стандартизированная патопсихология

В свою очередь, стандартизированные методы применяют в диагностической работе. Для этого каждому пациенту предоставляются задания, подобранные специальным способом и методом исключения, благодаря чему возможно сопоставление уровней выполнения задач пациентам.

экспериментальные методики патопсихологии

Важно знать: для качественного исследования и получения максимально точного результата многие тесты, применяемые в рассматриваемом методе, можно использовать в нестандартизированных исследованиях.

Экспериментальная патопсихология

Специалисты исследуют особенности психических состояний при помощи многих экспериментальных методик патопсихологии. Благодаря их использованию происходит воссоздание различных ситуаций, решение которых требует от субъекта определенных реакций.

Экспериментальные методики условно делятся на вербальные и невербальные способы исследования. Подобная условность обусловлена тем, что при использовании невербального метода в исследованиях неизменно затрагиваются процессы внутренней речи пациента.

экспериментальная патопсихология

В целом не существует обоснованного деления методик по направленности исследований психических функций. Данная наука характеризуется широким диапазоном, поэтому нет смысла изучать по отдельности память, мышление и концентрацию внимания.

Классификация методов

Нет оснований делить методы патопсихологии на качественные и психометрические. Первые направлены на выявление качественных закономерностей, которые присущи психической деятельности пациента и практически всегда доступны обработке статистического характера.

Психометрическим методам, напротив, не свойственен качественный анализ, в результате чего выводы от проведенных исследований могут быть ошибочными.

Факторы выбора методик

При выборе подходящей методики патопсихологии следует учитывать:

  • Цель диагностики. К примеру, при подозрении на наличие шизофрении или эпилептических приступов следует использовать различные исследовательские методики.
  • Образованность пациента. Для людей слабо образованных рекомендуется подбирать более легкие аналогии.
  • Дефекты у больного. Следует учитывать в диагностике наличие проблем со слухом или зрением.

В основном во всех исследованиях любые методики применяют по сложности, начиная с самых простых тестов и заданий.

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

методы патопсихологии
  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Задачи

Выделим основные задачи патопсихологии:

  • Получение максимально детальных и достоверных данных о психическом состоянии пациента, которые необходимы для постановки диагноза.
  • Проведение исследований для психиатрической экспертизы. Данная процедура часто применяется при проведении воинской, судебной или трудовой экспертизы. Сложность заключается в заинтересованности пациента в результах, что нередко приводит к приуменьшению или преувеличению действительной выраженности заболевания. Некоторые прибегают к симуляции определенных симптомов для получения желаемого диагноза.
  • Исследование изменений психики под воздействием прописанной терапии. В случае если пациент был не единожды обследован при помощи методик одного типа, это позволяет увидеть динамичность и эффективность выбранного лечения.

В последние годы науке патопсихологии присвоено еще несколько немаловажных задач. Психолог обязан принимать участие в мероприятиях, направленных на реабилитацию больного, во время которых происходит изучение окружения пациента, его поведения в нем, трудовых установок. Основная причина такого нововведения заключается в возможности разработать список рекомендаций, которые помогут в дальнейшей реабилитации человека в социуме.

Кроме того, психолог должен максимально участвовать в системе психотерапевтических указаний.

Вопрос о направлении пациента на обследование к профессионалу в данной сфере рассматривает лечащий врач, который оформляет заявку с основными данными пациента. В ней указывается отделение, в котором тот проходит лечение, и цель, для которой необходим патопсихологический анализ, а также предварительно поставленный диагноз. При помощи этой информации патопсихологу намного проще подобрать методику обследования.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.
задачи патопсихологии

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии. Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения.

Патопсихология — Википедия. Что такое Патопсихология

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Литература

  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

Статья о патопсихологии от The Free Dictionary

— раздел психологии, который изучает принципы нарушения психической активности и личностных характеристик, сравнивая их с принципами нормального формирования и развития личности.

Создание патопсихологии было тесно связано с развитием психиатрии. В конце XIX века первые экспериментальные психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были основаны немецким психологом В.Вундта и русских психоневрологов В. М. Бехтерев и С. С. Корсаков. Первые руководства по применению методов экспериментальной психологии для изучения психически больных были опубликованы в начале 20-го века. Идеи Л. С. Выготского сыграли важную роль в развитии патопсихологии в СССР.

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для ряда общих методологических проблем психологии, таких как вопрос о взаимосвязи биологического и социального в развитии психики.Данные исследований в области патологической психологии показывают, что нарушение личности не указывает на освобождение биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменениями в человеческих мотивах и потребностях. Также было установлено, что принципы дезинтеграции психики не повторяют в обратном порядке этапы развития психики.

Результаты исследований в области патопсихологии используются в психиатрии в качестве диагностических критериев и в качестве вспомогательных средств при установлении степени интеллектуального нарушения, при проведении оценок (судебная, профессиональная и военная), а также при расчете эффективности лечения, особенно при назначении психофармакологических агенты.Они также используются при анализе нарушений умственной деятельности, связанных с опасными профессиями, и при принятии решения о том, как восстановить трудоспособность.

Патопсихология применяет экспериментальные методы, основным принципом которых является качественный анализ психических нарушений как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент позволяет актуализировать не только умственные операции, но и мотивы пациента. В педиатрической патопсихологии, особенно хорошо развитой области, были разработаны специальные методы, такие как учебный эксперимент, основанный на предложении Выготского «зоны ближайшего развития».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштейн, Н. А. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2-е изд. М., 1922.
Зейгарник, Б. В. Патология мышления. , Москва, 1962.
Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности. Вопросы экспериментальной патопсихологии. Москва, 1965. [Сборник статей.]
Коган В. М. (составитель). Принципы и методы психологического исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Москва, 1967 г.
Вопросы патопсихологии. , М., 1970.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии …. Москва, 1970.
Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника. Москва, 1970.
Психологические исследования, фас. 3: Проблемы патопсихологии. Москва, 1971.
Кэмерон Н. Психология расстройств поведения. Бостон, 1947.
Рей, А. Монография клиники психологии. Невшатель-Париж, 1952.
Левицкий А. Психология клиники в мире. Познань, 1968 г.

.

Что такое психопатология? (с картинками)

Психопатология — это интересный термин, который часто неточно определяется как изучение психопатов. Хотя этот термин может включать изучение и описание проявления психических заболеваний у некоторых психопатических или социопатических людей, он ни в коем случае не ограничивается этим. Это изучение того, что называют психическими заболеваниями или расстройствами, и это также то, что возникает, когда эти расстройства появляются у человека.Например, человек с определенными характеристиками, такими как маниакальные и депрессивные состояния, может иметь психопатологию (группу симптомов), указывающую на биполярное расстройство, или могут быть предложены другие психопатологии с добавлением других симптомов.

Psychopathology is the study of mental illnesses and disorders, like multiple personality disorder. Психопатология — это изучение психических заболеваний и расстройств, таких как множественные расстройства личности.

Описание психических заболеваний обычно можно найти в таких местах, как Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). Благодаря изучению этой книги и клинической практике многие специалисты в области психического здоровья могут диагностировать определенные психические заболевания по описанию.Это описание является частью психопатологии, так как интенсивное изучение болезней психического здоровья имеет тенденцию приводить к возможности описать общие характеристики каждого заболевания. Специалисты по психическому здоровью, которые могут диагностировать, не начинают с нуля, а вместо этого получают результаты симптомов. Они знают, что искать, благодаря предыдущим исследованиям и выводам других специалистов, так же как большинство врачей диагностируют определенные заболевания на основании результатов других.

A mental health patient may exhibit a group of symptoms that indicates bipolar disorder. Пациент с психическим здоровьем может проявлять группу симптомов, которые указывают на биполярное расстройство.

Наличие болезни, влияющей на психические процессы, не обязательно означает, что болезнь возникает в уме. Продолжение исследований различных форм заболеваний, которые проявляются психическими симптомами, позволяет предположить продолжение работы психопатолога.Все чаще оценка различных функций организма может указывать на причины психических заболеваний, которые возникают в других местах анатомически и могут нуждаться в других методах лечения, чем те, которые специально предназначены для нейротрансмиттеров.

A person who has manic states may have a psychopathology indicative of bipolar disorder. Человек с маниакальными состояниями может иметь психопатологию, указывающую на биполярное расстройство.

Другой способ, которым этот термин используется в качестве описания психических расстройств, создает общий язык для практикующих психиатров, которые могут разделить заботу о пациентах. Тем не менее, ни один практикующий не может поставить диагноз, если симптомы не проявляются.То, как проявляются симптомы, может быть различным у каждого психического расстройства, и иногда психопатология сразу становится очевидной, в то время как в других случаях поначалу их трудно наблюдать. Имея доступ к диагностическим руководствам и обладая значительным опытом, некоторые врачи могут лучше поставить диагноз, чем другие. Неправильный диагноз не редкость, так как ряд психических состояний имеют сходные психопатологические признаки.

В каком-то смысле большинство практикующих психиатров имеют определенный уровень регулярного контакта с психопатологией.Они могут изучать его на жизнь или наблюдать за его появлением у пациентов и ожидать его диагностики. Основная критика этой области исцеления, как правило, заключается в том, когда люди изучают или рассматривают ее как жесткую вещь. Многочисленные объемы DSM добавили новые условия, добавили дополнительные симптомы для диагностики, предложили различные способы лечения и повысили или понизили степень тяжести, при которой наблюдаются определенные патологии. Как и в случае с любой другой медициной, продолжающиеся исследования в области психопатологии постоянно дают новую информацию и идеи, предлагая более гибкий подход к предмету.

Psychopathology may include the study of people in a depressed state. Психопатология может включать изучение людей в депрессивном состоянии. ,
Патопсихология это что? Экспериментальные методы патопсихологии

Патопсихология — одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные в ходе исследования в рамках данной дисциплины, имеют большое теоретическое и практическое значение. Остановимся более подробно на основах патопсихологии.

общие характеристики

В современной научной среде, некоторые смеси различных понятий, неправильное использование определенных терминов.В связи с этим возникает естественная потребность в разделении патопсихологии и психопатологии. Последний считается отраслью медицинской науки. Он ориентирован на изучение синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются различные виды нарушений и их механизмы. Патопсихология основана на закономерностях строения и развития психики. Он исследует и сравнивает распад личностных качеств с нормальным ходом процессов.Таким образом, обе эти науки имеют сходные объекты изучения, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительной информации о состоянии пациента. В частности, его изучению подвержены его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима для диагностики. Экспериментальные методы патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одной важной задачей, являющейся дисциплиной, является проведение исследований для экспертизы (судебной, военной, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их связь с сохраненными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование влечет за собой определенные трудности. Они в первую очередь связаны с интересом пациента. В связи с этим пациент может минимизировать проявления нарушений, усилить их или даже сделать вид, что избегает ответственности или получает инвалидность.Другой проблемой, решаемой патопсихологией, является изучение изменений под влиянием терапии. В таких случаях используются одни и те же наборы приемов. При повторном исследовании с их помощью устанавливаются динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Дополнительные функции

В последние годы экспериментальная патопсихология стала использоваться для решения двух дополнительных задач. Первое связано с реабилитационными мероприятиями. В ходе своего поведения специалисты уделяют большое внимание раскрытию безопасных сторон личности и психики пациента.Кроме того, изучается социальная среда пациента, характер взаимоотношений с другими людьми, учебные и трудовые ресурсы. Задача такого исследования — разработать рекомендации, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Вторая самостоятельная функция специалистов — это их участие в психотерапевтической деятельности. Здесь, однако, следует отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно урегулирован на законодательном уровне.

Развитие науки

Как самостоятельная отрасль психопатологии начал формироваться в начале 20-го века. Наиболее четкие представления о предмете науки отражены в работах Бехтерева. По его мнению, патопсихология — это процесс изучения аномальных проявлений на начальных этапах формирования системы. В институте, организованном Бехтеревым, читались различные курсы. В то же время, сразу же была проведена четкая линия, разделяющая патопсихологию и психопатологию.

Внутренние показатели

С самого начала развитие отрасли основывалось на твердых естественнонаучных традициях. Формирование принципов и приемов осуществлялось под влиянием работ Сеченова. Он придавал особое значение связям между психологией и психиатрией. Бехтерев стал преемником Сеченова на этом пути. Он считается основателем патопсихологического отделения в психологической науке. Представители его школы разработали множество методов исследования психически больных.Даже сегодня они широко используются в дисциплине. Сформулированы основные принципы исследования:

  1. Применение комплекса методик.
  2. Проведение качественного анализа психических расстройств.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сравнение результатов изучения пациентов с информацией о здоровых людях по полу, возрасту, уровню культуры.

Детская патопсихология

До того, как работы Зейгарника появились в науке, существовало мнение, что с рядом невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка.Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретной стадией детства. Например, Кречмер подошел к мышлению от шизофренического до подросткового развития. В 1966 году на 8-м Международном конгрессе Ажурейагерра (швейцарский ученый) отстаивал взгляд на многоуровневую психическую дезинтеграцию от высших до низших форм. Такие выводы были основаны на ряде наблюдений:

  1. При некоторых заболеваниях пациенты теряют способность выполнять сложные виды деятельности.Вместе с этим они сохраняют простые навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и когнитивной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические паттерны

Данные этих исследователей касались нарушения мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, у которых были травмы головного мозга. На основании полученной информации новая точка зрения была обоснована.Он заключался в том, что на течение психического заболевания влияют биологические закономерности. Они не могут повторить прин

.
Патопсихология это что? Экспериментальные методы патопсихологии

Патопсихология — одна из специфических отраслей науки. Данные, полученные в ходе исследования в рамках данной дисциплины, имеют большое теоретическое и практическое значение. Остановимся более подробно на основах патопсихологии.

общие характеристики

В современной научной среде, некоторые смеси различных понятий, неправильное использование определенных терминов.В связи с этим возникает естественная потребность в разделении патопсихологии и психопатологии. Последний считается отраслью медицинской науки. Он ориентирован на изучение синдромов, симптомов заболеваний психической системы. В рамках этой дисциплины изучаются различные виды нарушений и их механизмы. Патопсихология основана на закономерностях строения и развития психики. Он исследует и сравнивает распад личностных качеств с нормальным ходом процессов.Таким образом, обе эти науки имеют сходные объекты изучения, но разные предметы.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительной информации о состоянии пациента. В частности, его изучению подвержены его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима для диагностики. Экспериментальные методы патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одной важной задачей, являющейся дисциплиной, является проведение исследований для экспертизы (судебной, военной, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их связь с сохраненными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование влечет за собой определенные трудности. Они в первую очередь связаны с интересом пациента. В связи с этим пациент может минимизировать проявления нарушений, усилить их или даже сделать вид, что избегает ответственности или получает инвалидность.Другой проблемой, решаемой патопсихологией, является изучение изменений под влиянием терапии. В таких случаях используются одни и те же наборы приемов. При повторном исследовании с их помощью устанавливаются динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Дополнительные функции

В последние годы экспериментальная патопсихология стала использоваться для решения двух дополнительных задач. Первое связано с реабилитационными мероприятиями. В ходе своего поведения специалисты уделяют большое внимание раскрытию безопасных сторон личности и психики пациента.Кроме того, изучается социальная среда пациента, характер взаимоотношений с другими людьми, учебные и трудовые ресурсы. Задача такого исследования — разработать рекомендации, которые способствовали бы более быстрой реабилитации. Вторая самостоятельная функция специалистов — это их участие в психотерапевтической деятельности. Здесь, однако, стоит отметить, что вопрос участия врача в них недостаточно регулируется на законодательном уровне.

Развитие науки

Как самостоятельная отрасль психопатологии начал формироваться в начале 20-го века. Наиболее четкие представления о предмете науки отражены в работах Бехтерева. По его мнению, патопсихология — это процесс изучения аномальных проявлений на начальных этапах формирования системы. В институте, организованном Бехтеревым, читались различные курсы. В то же время, сразу же была проведена четкая линия, разделяющая патопсихологию и психопатологию.

Внутренние показатели

С самого начала развитие отрасли основывалось на твердых естественнонаучных традициях. Формирование принципов и приемов осуществлялось под влиянием работ Сеченова. Он придавал особое значение связям между психологией и психиатрией. Бехтерев стал преемником Сеченова на этом пути. Он считается основателем патопсихологического отделения в психологической науке. Представители его школы разработали множество методов исследования психически больных.Даже сегодня они широко используются в дисциплине. Сформулированы основные принципы исследования:

  1. Применение комплекса методик.
  2. Проведение качественного анализа психических расстройств.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сравнение результатов изучения пациентов с информацией о здоровых людях по полу, возрасту, уровню культуры.

Детская патопсихология

До того, как работы Зейгарника появились в науке, существовало мнение, что с рядом невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка.Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретной стадией детства. Например, Кречмер подошел к мышлению от шизофренического до подросткового развития. В 1966 году на 8-м Международном конгрессе Ажурейагерра (швейцарский ученый) отстаивал взгляд на многоуровневую психическую дезинтеграцию от высших до низших форм. Такие выводы были основаны на ряде наблюдений:

  1. При некоторых заболеваниях пациенты теряют способность выполнять сложные виды деятельности.Вместе с этим они сохраняют простые навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и когнитивной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Лурия, Зейгарник, Рубинштейн: патопсихология и биологические паттерны

Данные этих исследователей касались нарушения мышления, чтения и письма у пациентов с сосудистыми заболеваниями, болезнью Альцгеймера, у которых были травмы головного мозга. На основании полученной информации новая точка зрения была обоснована.Он заключался в том, что на течение психического заболевания влияют биологические закономерности. Они не могут повторять принципы и этапы развития. Даже когда заболевание поражает определенные отделы мозга, психика пациента не приобретает структуру ребенка на ранней стадии развития. Тот факт, что пациент не может рассуждать и мыслить на высоком уровне, указывает на потерю сложных форм познания и поведения. Но это не значит, что он возвращается на детскую сцену.

Теория Мясищева

Это также сыграло важную роль в развитии патопсихологии. Согласно теории, человеческая личность представляется как система взаимоотношений человека и окружающего его мира. Такие взаимодействия отличаются сложной структурой и выражаются в умственной деятельности. Болезнь вносит изменения и разрушает сложившуюся систему отношений. Эти нарушения, в свою очередь, могут спровоцировать болезнь. Благодаря этому противоречию Мясищев исследовал психозы.

,