Психолого медико педагогический консилиум в школе – Учебно-методический материал: Психолого-медико-педагогический консилиум | Социальная сеть работников образования

Учебно-методический материал: Психолого-медико-педагогический консилиум | Социальная сеть работников образования

ГБОУ Республики Марий Эл

«Козьмодемьянская школа-интернат»

«Согласовано»

«____»____________2018г.

Заместитель директора по УР

____________Матвеева О.В.

«Утверждено»

 «____»___________ 2018г.

И.о.директора школы-интерната

___________Новосёлов А.Г.

План работы

психолого-медико-педагогического консилиума

на 2018-2019г.г.

СОСТАВ КОНСИЛИУМА:

  1. Матвеева О.В.- заместитель директора по УР
  2. Искибаева Л.А.-заместитель директора по ВР
  3. Денисова В.А.-педагог-психолог
  4. Ерофеева Е.А.-учитель-логопед
  5. Шаланова А.А.-социальный педагог

Психолого-медико-педагогический консилиум является коллегиальным органом, который осуществляет взаимодействие специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

Цель ПМПк:

1.Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности: памяти, внимания, работоспособности, развития речи обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2. Своевременное оказание помощи учителям и воспитателям в обеспечении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся и в выборе эффективных методических приёмов, изучение личности школьника.

Задачи ПМПк:

1. выявление и ранняя (с 1-х дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика;

2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

3. выявление резервных возможностей развития;

4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся возможностей;

5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Консилиум позволяет:

Педагогу-психологу, логопеду  передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с воспитанником или коллективом.

Учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения воспитанников.

Педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности.

Объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников.

Наметить программу индивидуального развития учащегося, класса.

План работы психолого-медико-педагогического консилиума

Запланированное мероприятие

Сроки

выполнения

Ответственные

1.

Утверждение списков обучающихся надомного обучения на основании  медицинских заключений          

4 неделя августа –

 1 неделя сентября

Председатель ПМПк

2.

Заседание ПМП консилиума:

«Согласование плана взаимодействия. Утверждение плана работы»

август

Председатель ПМПк

педагог-психолог,

социальный педагог

учитель – логопед

3.

Изучение медицинских карт обучающихся. Определение  групп здоровья учащихся.

Определение детей «группы риска»

сентябрь

Председатель ПМПк

медицинский работник,

педагог-психолог,

социальный педагог

классные руководители

4.

 Диагностическое обследование первоклассников

 « Адаптационный период и готовность к обучению в школе».

 Родительские собрания: «Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе»        

сентябрь(1 класс)

октябрь(1 класс по результатам диагностики)

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог,

медицинский работник

учитель – логопед

5.

Выступление на родительских собраниях: «Особенности адаптационного периода у пятиклассников»        

октябрь

педагог-психолог        

6.

Анализ материалов тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников. Обсуждение материалов диагностического наблюдения причин школьной дезадаптации обучающихся 1-х классов.        

октябрь

        

педагог-психолог,

 классный руководитель        

8.

Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения»

1 четверть

4 неделя

 октября

Председатель ПМПк

9.

Мониторинг показателей развития психических процессов обучающихся 1-4-х классов.

ноябрь

педагог-психолог        

11.

Консультация для педагогов «Совместная работа учителя- логопеда   и педагогов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у учащихся»                

ноябрь

Учитель –логопед

12.

Заседание ПМП консилиума: «Взаимодействие специалистов школы  по решению  вопросов адаптации воспитанников школы.  Итоги работы школьного  ПМПк за 1-е полугодие».        

декабрь

Председатель ПМПк

Члены консилиума

14.

Групповые, индивидуальные занятия по коррекции и развитию психических процессов.        

в течение года

педагог-психолог

19.

Тест школьной тревожности 9 класс        

март

педагог-психолог

21

Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения»

апрель

Председатель ПМПк,

члены консилиума

22.

Диагностика  для 4 класса «Готовность к обучению в 5классе»

апрель

педагог-психолог

23

Итоги контроля по адаптации учащихся 1,5 классов

апрель

Классные руководители

педагог-психолог

24.

Анализ cоциально-психологического сопровождения обучающихся  школы за учебный год.

май

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Заседание ПМП консилиума: «Итоги работы  школьного ПМПк  за 2-е полугодие 2018-2019 г.» Аналитический отчет.

Внеплановые консилиумы

А)

Перевод обучающихся на индивидуальные маршруты

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Б)

Обсуждение проблемы обучения или воспитания с педагогами и родителями обучающихся

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

В)

Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

Г)

Подготовка документов на ЦПМПК

в течение года

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

nsportal.ru

Психолого медико педагогический консилиум в школе

Утверждаю:

директор МБОУ «Гора-Подольская СОШ»

__________________ Беспалов В.Г.

«_____»___________ 2015 г.

План работы

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

на 2015-2016 учебный год

Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.

Задачи:

— осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Выявление резервных возможностей развития;

— осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ПМПк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения;

— оценка динамики в развитии детей;

— обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;

— реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;

— осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Состав ПМПк:

  • Артемова И.О. – зам. директора

  • Колтунова С.П. – медсестра школы

  • Маргита Е.А. – социальный педагог

  • Домашенко И.И. – педагог-психолог

  • Новоселова В.В. – учитель нач. классов.

В обязанности членов ПМПк входит:

  • проведение индивидуального обследование ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;

  • участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;

  • контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования.

Приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения.
В обязанности председателя ПМПк входит:

  • организация заседаний;

  • ведение необходимой документации;

  • связь с членами ПМПк;

  • доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.

Работа ПМПк проходит по следующим направлениям:

— диагностическое;

— консультативное;

— психолого-медико-педагогическое сопровождение;

— просветительское;

— экспертное;

— организационно-методическое.

Ответственные

Диагностическое направление

1.

Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу обучающихся, с целью определения дальнейшей помощи.

В течение года

Члены ПМПк

ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.

Обследование детей дошкольного возраста, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

до сентября

Члены ПМПк

3.

Выявление готовности ребенка дошкольного возраста к обучению.

март-апрель

Члены ПМПк

Учащиеся

4.

Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи.

до 15 сентября

Члены ПМПк

5.

Диагностика и тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников.

до 15 сентября

Члены ПМПк

6.

Обследование эмоционально – волевой сферы обучающихся 5 классов.

сентябрь, октябрь

Члены ПМПк

7.

Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода.

октябрь

Члены ПМПк

8.

Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения.

апрель — май

Члены ПМПк

9.

Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 10, 11 классов.

февраль-март

Члены ПМПк

10.

Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников школы с целью выявления проблем в развитии и поведении.

по необходимости, по требованию

Члены ПМПк

11.

Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.

по необходимости,

по требованию

Члены ПМПк

Консультативное направление

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

1

Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования.

по итогам

диагностики

Члены ПМПк

2

Консультирование родителей по вопросам сопровождения школьников.

до 15 сентября

Члены ПМПк

3

Индивидуальные консультации по вопросам воспитания

и обучения обучающихся, воспитанников с нарушениями развития.

в течение года

Члены ПМПк

4

Консультирование по вопросам подготовки школьников с нарушением развития к школьному обучению.

в течение года

Члены ПМПк

5

Индивидуальные консультации для родителей на тему: «Трудности первоклассников, которые не посещали

детский сад».

в течение года

Члены ПМПк

6

Индивидуальные консультации с родителями по организации обучения с использованием дистанционных технологий.

в течение года

Члены ПМПк

7

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

ПЕДАГОГИ

1.

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

в течение года

Члены ПМПк

2.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации занятий с детьми, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования.

в течение года

Члены ПМПк

6.

Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии.

в течение года

Члены ПМПк

7.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

Учащиеся

1.

Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками

в течение года

Члены ПМПк

2.

Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций.

в течение года

Члены ПМПк

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

1.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума.

в течение года

Педагоги

2.

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми младшего возраста.

в течение года

педагог-психолог, социальный педагог

3.

Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса.

I полугодие

Педагог-психолог

4.

Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса.

I полугодие

Педагог-психолог

5.

Проведение занятий с обучающимися 4–го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации.

II полугодие

Педагог-психолог

6.

Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска».

в течение года

Педагог-психолог

7.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

в течение года

Педагог-психолог

Просветительское направление

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

1.

Цикл лекций для родителей будущих первоклассников:

— организация обучения с использованием дистанционных технологий;

— особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения;

— особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения;

— причины и последствия детской агрессии;

— влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности;

— наказание и поощрение в семье;

— трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад.

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

март

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

Члены ПМПк

2.

Проблема адаптации первоклассников в школе.

по графику

Члены ПМПк

3.

Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

по графику

Члены ПМПк

ПЕДАГОГИ

1.

Осуществление преемственности между школой и детским садом в обучении детей на этапе реализации ФГОС.

октябрь

Члены ПМПк

2.

Организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. Особенности детей с ОВЗ.

по графику

Члены ПМПк

3.

Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней.

декабрь

Члены ПМПк

4.

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

октябрь

Члены ПМПк

Учащиеся

1.

Дальнейшее самоопределение выпускников 11 класса.

Выбор профессии

по графику

Члены ПМПк

Экспертное направление

1.

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.

в течение года

Члены ПМПк

2.

Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Экспертная оценка параметров развития обучающихся.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Экспертная оценка параметров развития ребенка после первичного и вторичного обследования.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной ребенку с нарушением развития.

в течение года

Члены ПМПк

6.

Участие в супервизии особых случаев из практики.

по необходимости

Члены ПМПк

7.

Составление характеристик на обучающихся, воспитанников.

в течение года

Члены ПМПк

8.

Экспертиза ИУП, индивидуальных рабочих программ учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов.

август-сентябрь

Члены ПМПк

9.

Анализ работы ПМПк за истекший учебный год.

в течение года

Члены ПМПк

Организационно-методическое направление

1.

Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов

в течение года

Члены ПМПк

2.

Составление отчетной документации за прошедший год.

в течение года

Члены ПМПк

3.

Написание характеристик на обучающихся.

в течение года

Члены ПМПк

4.

Написание протоколов ПМПк.

в течение года

Члены ПМПк

5.

Комплектование классов, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей.

август

Члены ПМПк

6.

Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам.

в течение года

Члены ПМПк

7.

Разработка коррекционно-развивающих программ.

в течение года

Члены ПМПк

8.

Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми.

в течение года

Члены ПМПк

9.

Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных школьников и их последующая реализация.

в течение года

Члены ПМПк

Темы заседаний ПМПк

Внеплановые консилиумы

Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов,

родителей (законных представителей) по мере необходимости.

Примерная тематика заседаний:

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Документы для проведения Психолого-Педагогического консилиума школы

Приложение 1.

к приказу №  48  от 01.09.2017 г.

    

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа» № 933

117546, Москва, ул. Медынская, д. 9А

факс/тел. (495) 383-32-29

Сайт: http://sch933u.mskobr.ru

E-mail: [email protected] 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 933

____________________ Муреева Н.М.

Приказ № _____ от «____» _____________2017 г.

                                       

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-педагогическом консилиуме

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

города Москвы «Школа № 933»

I. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, Письмом МО РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6, Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 933» (далее ГБОУ Школа № 933 или общеобразовательная организация).
  2. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – это совещательный, систематически действующий орган при администрации общеобразовательной организации.
  3. Основная цель ППк – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся и воспитанников. Такие решения принимаются на основе представленных учителями, педагогами-психологами диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося (воспитанника), группы учащихся дошкольного отделения (ДО) или класса.
  4. ППк имеет основной и подвижный состав. В основной состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учителя с большим опытом работы, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог. В подвижный состав консилиума входят специалисты и педагоги, не включенные в основной, но проводящие коррекционную работу и обучение тех детей, материалы динамического наблюдения которых анализируются на текущем заседании консилиума.
  5. Общее руководство деятельностью ППк осуществляет заместитель директора по  учебно-воспитательной работе.
  6. Методическое руководство деятельностью ППк осуществляется во взаимодействии с центральной  психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК). Отношения между ППк, и ЦПМПК регламентируются установленными нормативными документами.
  7. Содержание индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ разрабатывается коллегиально. Индивидуальные комплексные учебно-коррекционные программы утверждаются администрацией общеобразовательной организации для каждого ребенка при обязательном согласовании с родителями (законными представителями).
  8. Руководитель ППк отчитывается о работе консилиума в течение четверти (триместра) на совещании при директоре ГБОУ Школы № 933.
  9. Разглашение информации специалистами, учителями и администрацией общеобразовательной организации о характере проводимых консилиумом мероприятий без согласия родителей (законных представителей) обучающихся запрещается.

II. Принципы деятельности ППк

nsportal.ru

Организация деятельности школьного ПМПк | Социальная сеть работников образования

06.02.2018г

Организация деятельности ПМП консилиума в МБОУ «Новотроицкая СШ».

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Новотроицкая СШ». ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели  мы ставим  следующие задаич:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

 Наш консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: директор школы он же педагог-психолог; учитель – логопед он же председатель ПМПк; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят воспитатель ДОУ учителя-предметники, классные руководители. Состав может  варьироватся в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

 плановые консилиумы проводятся один раз в четверть.

 Внеплановые консилиумы собираются по запросу (специалисты, педагоги или воспитатели).

В задачи внепланового консилиума входят:

принятие каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

изменение направления коррекционно развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае неэффективности;

изменение образовательного маршрута.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО  ОБСУЖДЕНИЯ ?

Педагог-психолог приносит на консилиум:

— результаты наблюдений;

-результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

— результаты обследования самих школьников.

Обобщенные данные о ребенке

Описание психологических особенностей
— обучения;
— поведения;
— самочувствия школьника.

Обнаруженные нарушения или отклонения от
— возрастной;
— психической;
— социальной нормы.

Описаны конкретные проявления этих нарушений:умственное снижение по отношению к возрастной норме;психологические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях. Указаны причины существующих нарушений.Перечислены адекватные формы помощи данному школьнику.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;

— педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников  в целом

Классный руководитель фиксирует:(ведёт  «Дневник наблюдения)трудности, которые испытывает ученик в различных  педагогических  ситуациях;особенности  индивидуальных  черт  его обучения;особенности обучения;- самочувствие , настроение.

Показатели для характеристики

Качественные характеристики учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности.

Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Учитель-логопед:отражаетособенности речевого развития ребенка;возможности его коррекции и прогноз.

Учитель-дефектолог:предоставляет информацию о сформированности у учащихся учебных навыков по русскому языку и математике, возможностях их развития

 мед.сестра предоставляет:

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2.      Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3.      Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Социальный педагог  

берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом:

Регламент проведения внепланового заседания ПМПк

Запрос на проведение внепланового заседания ПМПк подаётся не позднее, чем за 14 дней до заседания.

2. Документы (характеристики, заключения специалистов, работы учащегося) предоставляются секретарю ПМПк не позднее, чем за 3 дня до заседания.

3. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов, сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума;

решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей. 4. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение заседания ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

5. ПМПк проводится не позднее 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

6. В период с момента поступления запроса и до заседания ПМПк каждый его специалист проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время обследования с учетом его реальной возрастной и психофизической нагрузки.

.Я расскажу  более подробно ход консилиума на примере  конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника — начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Обмен информацией служит основой для принятия коллегиального решения.

2 этап. Разработка стратегии помощи конкретному ученику

Участники консилиума отвечают на вопросы:

какого рода помощь требуется школьнику?

какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

3 этап.

 Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа — протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

В заключение

Психолого-медико-педагогический консилиум является структурой диагностико-консультативного типа, деятельность которого направлена на определение путей решения проблем, связанных со своевременным выявлением и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и здоровье, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстроиством

nsportal.ru

Психолого-медико-педагогический консилиум в начальной школе

Заседание школьного ПМПКк

Дата: 30.10.2018

Особенности детей с ЗПР
Работа школьного консилиума
(ПМПКк)

Докладчик: Казанцева Светлана Владимировна

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма, целью которой является разработка и планирование единой программы (стратегии) индивидуального сопровождения ребёнка в процессе воспитания и обучен6ия, а также адекватного распределения обязанностей и ответственности за её выполнение между участниками консилиума.

На школьном консилиуме присутствуют специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги начальных классов, социальный педагог и медицинский работник.

Они имеют возможность всесторонне рассмотреть причины проявления школьных трудностей, основываясь на данные диагностического обследования, и с различных точек зрения выделить те основные нарушения развития речевых и неречевых психических процессов, коррекционное воздействие на которые позволит построить наиболее эффективную коррекционно-развивающую работу.

Подобрать методы психокоррекционного воздействия для каждого конкретного ученика, непосредственно дидактические игры и упражнения соответствующие целям коррекции и развития, возрастным и личностным особенностям ребенка.

Цель консилиума

Оказание своевременной специализированной помощи обучающимся путём осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе

Направления коррекционной работы с обучающимися ЗПР

Разработка методических и дидактических средств, выбор оптимального содержания и

Организационных форм

Педагогическое сопровождение

Психологи

-ранняя диагностика отклонений в

развитии и анализ причин трудностей;

Психологическое сопровождение,

Комплексная коррекция и реабилитация

Логопед

Диагностика нарушений устной и

письменной речи

Система коррекционно –логопедических занятий по

Коррекции недостатков устной

и письменной форм речи

Социальный педагог

Диагностика условий жизни и

Воспитания ребёнка в семье

Социальная защита ребёнка в случае

Неблагоприятных условий жизни,

Осуществление контроля за

Условиями проживания и воспитания в семье

Механизм реализации работы психолого-медико-педагогического консилиума представлен системой комплексного сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательной деятельности (Рис. 1.):

Понятия которые необходимы нам в работе с обучающимися с ЗПР:

Задержка психического развития – (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения.

При дисграфии дети допускают простые ошибки при письме, которые являются исключительно следствием нефатальных проблем речевого аппарата.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы. Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.

В нашей школе создана АООП НОО (Вариант 7.2.)

Учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предусматривает пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Ребенку необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В коррекционно-развивающую область учебного плана нужно включить обязательные коррекционные курсы: «Ритмика» и «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Учитель ведёт Мониторинг индивидуальной коррекционно-развивающей работы, который включает: мониторинг предметных результатов, мониторинг метапредметных результатов).

Учитель — логопед ведёт речевые карты обучающихся;

Педагог-психолог проводит психокоррекционные занятия по развитию памяти, внимания и мышления. Все стартовая диагностика была проведена в 1 четверти, результаты были проанализированы на консилиуме, а также будут отражены в отчётах за 1 четверть. Следующее заседание консилиума во 2 четверти, одна из задач консилиума проследить динамику развития индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР.

infourok.ru

особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Что это такое

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

psychologist.tips

Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Основные направления деятельности школьного ПМПк. Деятельность специалистов сопровождения.

Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Основные направления деятельности школьного ПМПк.

Деятельность специалистов сопровождения.

Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.

В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.

Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.

В задачи консилиума входят:

— организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;

— выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

— выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;

-выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;

— обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;

-разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

— профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.

Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума.

Основные направления деятельности школьного ПМПк:

-выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с обучающимися;

-формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;

— комплексное воздействие на личность ребёнка;

— консультативная помощь семье в вопросах коррекционно — развивающего обучения и воспитания.

В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).

ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.

В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:

Деятельность специалистов сопровождения

Участник сопровождения

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках ПМПк

Деятельность по реализации решений ПМПк

Врач

Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Психолог

Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк.

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП.

Логопед

Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития.

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.

Классный руководитель

Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников)

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса.

Педагог- предметник

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки

Не участвует

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения.

Заместитель директора

Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов

Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации.

Школьная администрация

Организационная помощь в проведении диагностической работы

Не участвуют

Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.

Родители школьников (или лица, их замещающие)

Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму

Не участвуют

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика.

multiurok.ru