Что такое патопсихология – Патопсихология — Википедия

Патопсихология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок.

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии

[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние[править | править код]

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»

[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки

[6].

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.
  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

Сексуальность человека

Сексуальное поведение

ru.wikipedia.org

Патопсихология — предмет, задачи, методы

Патопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

psihomed.com

патопсихология — это… Что такое патопсихология?


патопсихология

(от греч. pбthos — страдание, болезнь) — раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

патопсихология

— раздел психологии медицинской, изучающий особенности деятельности психической, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при заболеваниях психических или соматических. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания процессов психических, состояний и свойств личности в норме. В этом — основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных процессов психических, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических, приводящих к наблюдаемым симптомам.

Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных:

1) для диагностики дифференциальной расстройств психики;

2) для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы — судебной, трудовой, военной и пр.;

3) для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;

4) для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза.

Патопсихология относится к особенно интенсивно и плодотворно развиваемым областям психологии медицинской.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

патопсихология
Этимология.

Происходит от греч. pathos — страдание + psyche — душа + logos — учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

(от греч. pathos — страдание) — отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П. помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций путем использования рациональных приемов компенсации дефекта (см. Компенсация функций). Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. В. Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. Н. Мясищев). См. также Обучающий эксперимент. Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).

Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Синонимы:
  • патология сознания
  • пафос

Смотреть что такое «патопсихология» в других словарях:

  • патопсихология — патопсихология …   Орфографический словарь-справочник

  • ПАТОПСИХОЛОГИЯ — (от греч. pathos страдание болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией …   Большой Энциклопедический словарь

  • Патопсихология — (от греч. pathos страдание) отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях …   Психологический словарь

  • патопсихология — сущ., кол во синонимов: 1 • психология (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Патопсихология — (греч. πάθος  страдание, болезнь, греч. ψυχή  душа и греч. λογία  учение)  практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» …   Википедия

  • патопсихология — и; ж. Раздел психологии, занимающийся изучением, диагностикой и профилактикой отклонений в психике. * * * патопсихология (от греч. páthos  страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической… …   Энциклопедический словарь

  • ПАТОПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме. Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • патопсихология — (пато + психология) область психологии, изучающая расстройства психических процессов (напр., при психических болезнях) …   Большой медицинский словарь

  • Патопсихология —         отрасль психологии (См. Психология), изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.          Становление П. тесно… …   Большая советская энциклопедия

  • Патопсихология — ж. Раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности человека при патологическом состоянии мозга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Патопсихология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Орлова Е.А.. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии, а также патопсихология познавательных процессов, сознания, личности, эмоционально-волевой и психомоторной сфер. Раскрывается специфика… Подробнее  Купить за 1600 грн (только Украина)
  • Патопсихология. Учебник и практикум, Орлова Е.А.. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии в том числе специфика использования психологических методов в патопсихологии, а также патопсихология познавательных процессов,… Подробнее  Купить за 1175 руб
  • Патопсихология. Учебник и практикум, Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. В. Рышлякова. В учебнике рассматриваются общие вопросы патопсихологии — в том числе специфика использования психологических методов в патопсихологии, — а также патопсихология познавательных процессов,… Подробнее  Купить за 871 руб
Другие книги по запросу «патопсихология» >>

psychology.academic.ru

Патопсихология — Психологос

Блюма Вульфовна Зейгарник, 1921 г.

Фильм «Университет практической психологии»

Основы патопсихологии в работе практического психолога
скачать видео

Патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях) и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихологию, можно по праву считать отечественной отраслью клинической психологии, у колыбели которой стояли Л.С.Выготский, ученицы К.Левина Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн.

В годы Великой Отечественной войны все крупные психологи, в том числе целый ряд известнейших ученых — А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Б.Г.Ананьев и другие — пошли работать в военные госпитали: они помогали раненым с поражением головного мозга восстанавливать нарушенные психические функции. Это дало толчок развитию клинической психологии, потому что был накоплен обширнейший материал по нарушениям психических функций, связанных с локальными поражениями мозга.

Своего бурного развития патопсихология достигает к 70-м гг. XX столетия. Именно в эти годы увидели свет основные труды отечественных патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые отечественные практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 80-х гг. XX столетия.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль – судебная патопсихология.

Патопсихологический эксперимент

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т.п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования – особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол – душа эксперимента» (Рубинштейн С.Я., 1970).

www.psychologos.ru

Патопсихология — это… Что такое Патопсихология?

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология очень тесно связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние

Патопсихологию, как и нейропсихологию, можно по праву считать отечественной отраслью клинической психологии, у колыбели которой стояли Л. С. Выготский, ученики К.Левина Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. Начало своего развития патопсихология получила в 30-е гг. XX столетия, в годы Великой отечественной войны (1941—1945) и послевоенные годы, когда она оказалась востребованной, как и нейропсихология, для восстановления психических функций у пациентов с военной травмой.

Своего бурного развития патопсихология достигает к 70-м гг. XX столетия. Именно в эти годы увидели свет основные труды отечественных патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые отечественные практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 80-х гг. XX столетия.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологический эксперимент

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].

См. также

Психическое расстройство

Примечания

  1. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
  3. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7
  6. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Литература

  1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  2. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7
  3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, «Медицина», 1976. — С. 326.
  4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — Из-во МГУ, 1986. — С. 287.
  5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
  7. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — С. 192.
  8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.
  9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — С. 448.
  10. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

dic.academic.ru

Патопсихология – задачи, причины, предмет, методы

Психологи уже давно сошлись во мнении, что физические болезни сказываются на психическом состоянии человека. На этой основе развилась отдельная отрасль – патопсихология. Именно она ставит задачей изучить различные психические изменения вследствие заболеваний, применяя при этом различные методы. Предметом становится человек в целом, а не только отдельная его часть.

Человека нельзя рассматривать как только физическое тело или как только невидимую душу. Однако многие люди разделяют человека, бросаясь в крайности. Религия и наука – два противостоящих лагеря, возникшие на основе разделения человека на две части. Однако эти два направления не должны быть разделены, а наоборот, их следует объединять, поскольку человек – это и душа, и тело.

Патопсихология занимается изучением того, как психические и соматические заболевания сказываются на психическом здоровье человека. Болезни бывают разные. Если они длятся несколько дней, то могут не сказаться на психическом состоянии здоровья. Однако если речь идет о хронических заболеваниях, тогда психика человека непременно изменяется.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет данную тему актуальной по той причине, что болезни не делят людей на бедных и богатых, умных и глупых, достойных и недостойных. Заболеть может кто угодно. Порой человек уже рождается психически больным, что, по мнению многих людей, уже является несправедливым. Болезни затрагивают всех, независимо от пола, возраста и национальности. А значит, патопсихология имеет место быть и развиваться, чтобы изучать, как меняется человек под влиянием собственных болезней.

Что такое патопсихология?

Достаточно большой вклад патопсихология вносит в практическую деятельность психологов и психиатров. Под патопсихологией понимается наука, которая путем применения различных методик и диагностических тестов позволяет определить направленности развития отклонений в психике человека.

За основу берется норма – как психика развивается при всех благоприятных условиях? Все остальное считается отклонением, у которого есть причины для своего возникновения. Если специалист разбирается в причинах, которые приводят к тем или иным отклонениям в психической деятельности, тогда он может помочь человеку.

Патопсихология берет за основу научные данные, а не догадки и теории. Она базируется на том, что диагностически выявлено и подтверждено. Также она дает четкие рекомендации по тому, какими методами лечения можно устранять патологические изменения.

Патопсихологию приравнивают к нейропсихологии, которая развилась в стенах психиатрических больниц. Она включается в себя психопатологические учения, когда необходимо ставить четкие диагнозы и назначать медицинское лечение. Также она включает дефектологию и олигофренопсихологию.

Патопсихология лишь недавно стала отдельной отраслью, которая позволила сформироваться судебной патопсихологии. Так, работники судебных дел могут выявлять психические отклонения и обосновывать их. На основе имеющихся знаний можно предполагать и предвидеть поведение преступников, что очень помогает в расследовании преступлений и поиске авторов их совершивших.

Отдельно патопсихология заслуживает внимание у обычных психологов, которые работают с вполне здоровыми и адекватными людьми. Здесь не приходится проводить диагностику, назначать лечение и длительное время избавлять человека от различных симптомов. Однако даже здоровый человек подвергается постоянному изменению своей личности вследствие различных болезней, особенно хронического характера.

Хоть и трудно вредные привычки или вредные условия жизни назвать болезнью, однако даже это сказывается на формировании личности. Если не брать клинические проявления отклонений, то в жизни здорового человека патологическими являются некоторые качества характера и поведение. К примеру, неспособность человека контролировать собственные эмоции тоже является патологическим. Почему человек не всегда может объяснить причины своего поведения – это тоже патология.

В практической деятельности психолога имеется множество случаев, когда человек обращается за помощью при наличии различных проблем психического характера. Все они формируются под влиянием:

  1. Родительского воспитания.
  2. Влияния школы, СМИ и общественного мнения.
  3. Различных заболеваний длительного или хронического характера.
  4. Внешних недостатков, которые таковыми считаются лишь в том обществе, в котором живет человек.

Болезнью можно назвать не только физическое нездоровье или психические отклонения, но и ту нездоровую обстановку, в которой человек постоянно находится, из-за чего его характер становится таким, чтобы идеально вписываться в имеющиеся условия.

 

Самым интересным потом становится то, что человек в других условиях не может проживать. Так, если человеку предоставить утопические условия существования, он не сможет в них хорошо себя чувствовать. Как говорится, свинья всегда будет искать грязь, а волк будет всегда смотреть в лес, как бы хорошо его не кормили. Человек настолько крепко привыкает к тем неблагоприятным условиям, в которых живет, что потом не может нормально себя чувствовать, если ему предоставляется здоровая обстановка.

Больной уже привык быть больным, и иначе он уже не может жить, как только продолжать оставаться больным!

перейти наверх

Психологическая диагностика

В практике патопсихологической диагностики применяются различные методы, чтобы подтвердить или точно установить те или иные явления. Искусственно создаются условия, в которые помещают человека, чтобы наблюдать за его действиями. Вычленяются отдельные акты, которые интересны наблюдателям для фиксации и подтверждения или опровержения теории.

Испытуемому в особых условиях ставится задачка, что он должен сделать, достичь или обдумать. Затем фиксируются, какие действия были предприняты. Если были совершены ошибки, то какого рода и почему.

Патопсихология относится к психологической науке, нежели к медицинской. Однако она использует научные медицинские данные для описания и формирования развернутой картины того, что происходит с человеком при выявлении тех или иных заболеваний.

Хоть патопсихология и психопатология являются близкими науками, их все же не стоит путать. Проблемы и задачи у обеих отраслей стоят разные:

  1. Психиатр занимается выявлением диагноза и назначением медицинского лечения для устранения проблемы.
  2. Патопсихолог занимается выявлением отклонений в психической деятельности, мышлении, трудоспособности, сохраненных функций и проводит психокоррекционную работу по восстановлению.

Также клиентами патопсихолога становятся дети и подростки при различных психических нарушениях:

  • Проведение судебно-клинической или воинской диагностики подростка при умственной отсталости.
  • Дифференциация детского аутизма и шизофрении.
  • Недобровольная госпитализация подростка с нарушениями поведения.
  • Выявление здоровой психики при наличии уже ранее поставленного диагноза, то есть опровержение или постановка нового диагноза по прошествии времени.

Немаловажным объектом в изучении патопсихолога являются эмоции и воля. Данная сфера также влияет на формирование личности, хотя сами люди могут это отрицать. Так, патопсихолог изучает, насколько сильно человек подвергается воздействию собственных эмоций, а также насколько сильно проявляется его воля в конкретных ситуациях.

Эмоции и воля значительно сказываются на любом человеке. Не обязательно быть больными, чтобы стать объектами патопсихологов. Дело в том, что все чаще развиваются различные психические отклонения в характере или поведении здорового человека по причине сильных переживаний и отсутствия волевых усилий. Здесь, как пример, можно рассмотреть ПТСР, который случается не только в военной обстановке или после катастроф, но и в ситуации семейного насилия или сексуального издевательства. А ведь данные факторы часто встречаются в обычных семьях психически здоровых людей.

Человек меняется под влиянием собственных эмоций, которые его подчиняют себе, а также отсутствия волевых усилий, когда человек полностью отказывается от контроля за ситуацией и собственными поступками. Подверженность влиянию собственных эмоций – одна из главных проблем современного общества. Вот почему актуальной становится тема того, как человеку контролировать собственные эмоции.

Хотя сами патопсихологи дадут ответ на данный вопрос. Они предлагают не контролировать свои эмоции, а управлять собой. Эмоции невозможно контролировать, поскольку они сами по себе возникают и проходят тогда, когда захотят. А вот управлять собой вполне возможно. Человеку предлагается обращать внимание на то, какие решения он принимает в том или ином эмоциональном состоянии и какие поступки совершает в данном конкретном случае.

Эмоции не следует контролировать. Их можно утихомирить лишь тем, что человек начнет сам себя успокаивать. Таким образом, даже в данном случае индивид управляет собой, а не эмоциями. Патопсихологи дают совет: отмечать, какие эмоции возникают в тот или иной момент, после чего решать, использовать их в качестве дополнительной энергии, стимулирующей энергию для совершения желаемых действий, или нет.

Отдельное внимание в качестве задачи патопсихологи акцентируют на тех изменениях, которые происходят с человеком после терапии, проведенной над ним. Ведь важно не столько то, каким человек пришел, а то, насколько эффективными оказались коррекционные методы, которые были направлены на устранение его патологического состояния.

Каждый специалист психологической направленности должен ориентироваться не на проблемы, с которыми человек к нему пришел, а на тот результат, которого нужно достичь после всех консультаций, манипуляций, тренингов и упражнений с ним. Если результат достигается, значит, все имеющиеся знания у психолога в отношении той болезни, с которой человек к нему пришел, являются верными и помогающими. Если же проведенная терапия не помогает человеку излечиться, значит, знания являются неполными либо неправильными.  А это уже говорит о том, что ученым в области патопсихологии необходимо дальше изучать ту проблему, с которой они пока что не способны справиться.

перейти наверх

Итог

Патопсихология изучает изменения в психике человека под влиянием болезней, окружающей среды и прочих негативных факторов. Каждый индивид становится тем, что в его жизни происходит. И если специалист будет досконально разбираться в проблеме, тогда он сможет найти верное решение, как человеку вернуться к нормальному существованию, избавившись при этом от тех факторов, которые сделали его «больным».

 

psytheater.com

Патопсихология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Литература

  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

wikipedia.green