Эмпатия у детей – Правильное развитие эмпатии у детей

Содержание

Правильное развитие эмпатии у детей

Значение слова «эмпатия» очень обширно. Некоторые взрослые не знают, как проявляется эмпатия. Они считают, что это обозначение только сострадания или доброты. Но это ещё и осознанное сопереживание состоянию другого человека.

Эмпаты отличаются позитивностью, умением слушать, отсутствием склонности к осуждению других, они легко заводят дружеские отношения.

У работников учебных заведений, детских садов и школ нет задачи воспитывать в детях доброту и заботу к ближнему. Развитие эмпатии у ребёнка – ответственность родителей.

Каждый день мы контактируем с большим количеством людей: это могут быть консультанты в магазинах, водители маршруток, коллеги по работе, ближайшие родственники – со всеми мы вступаем в коммуникацию, и от её качества зависит наше настроение, а, следовательно, и наша жизнь.

Люди, которые умеют чувствовать внутреннее состояние собеседника, легко настраиваются на его волну, приспосабливаются к ситуации и ведут себя правильно. При необходимости и желании взрослый человек может научиться искусству эмпатии, однако в детском возрасте это качество усваивается проще.  

Почему нужно развивать эмпатию у ребёнка?

Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Учёные изучили уровень эмпатии у детей и пришли к выводу, что успешные школьники с лидерскими качествами обладают высоким уровнем эмпатии.

Отличительные черты эмпатов – внимательность и понимание ситуации, умение избегать конфликтов. Это помогает детям быть успешными дома и в школе, добиваться хороших результатов в учёбе, легко общаться со сверстниками и строить стабильные отношения во взрослой жизни.  

Родители должны сформировать у ребёнка эмпатию, потому что она дает множество преимуществ:

  • позитивное отношение к жизни;
  • отсутствие склонности к осуждению других;
  • повышенная внимательность к людям и со стороны людей;
  • умение слышать и слушать;
  • отличные коммуникационные навыки;
  • близкий контакт со сверстниками;
  • формирование эмоционального интеллекта;
  • ориентированность во взрослую жизнь.

Духовное и интеллектуальное начало ребёнка развивается благодаря эмпатии, она способствует тому, что малыш положительно приспосабливается к обществу.

Эмпатию важно развивать, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с которыми мы непосредственно контактируем: члены семьи, коллеги, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, кондуктор в автобусе и просто знакомые. Чем легче малыш дошкольного возраста будет чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем проще ему будет жить.

Эмпатия в разных возрастах

Особенности эмпатии у каждого ребёнка в каждом возрасте разные.

У детей младшего возраста (от рождения до 4 лет) начинается анализ своего настроения. Они пытаются понять, что чувствуют. Поэтому на начальном уровне он может понимать и предвидеть эмоции других. Младенец громко заплачет, если услышит плач другого. Как говорят специалисты, он «эмоционально заразится». После того, как крошка начал говорить и осваивать окружающий мир, можно предположить, что у него сформировалась некая интуиция на чувства других. Он понимает, когда родители радуются или огорчаются.

У детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет) активно проявляется эмпатия к людям, которые его окружают. Даже если малыш не знает, как правильно утешить товарища, которому стыдно, или как правильно отреагировать на его счастливое событие, он все равно будет сопереживать ему.

Дети младшего школьного возраста (7-9 лет) могут не просто понять и оценить душевное состояние друга или родителей, но и поддержать, утешить словом, помочь советом. Они с пониманием относятся к людям, которые им дороги.

Японцы считают, что детей можно воспитать только до трёх лет, а дальше лишь скорректировать их поведение. Для них 10 лет – это уже ранний подростковый возраст. Поэтому они уверены, что до этого времени нужно развить у малыша эмпатию, иначе он вырастет эгоистом.

Формируем эмпатию у детей

Родители задаются вопросом, как развить эмпатию у ребёнка. Эмпатия у детей развивается через игру и чтение сказок. Спросите у ребёнка, что чувствовал волк, когда сидел у проруби и ловил хвостом рыбку, что думала при этом лиса? Какие качества характера отличают доктора Айболита и его сестру? Делитесь с ребёнком своими эмоциями, рассказывайте, как вы счастливы в предвкушении предстоящего отпуска или почему взгрустнулось в ненастный день.  

Заведите привычку все ситуации, особенно конфликтные, разбирать с ребёнком на уровне эмоций: «Ты поругался с Петей, расскажи, что ты при этом чувствовал? Обиду, ненависть, негодование? Как ты думаешь, что чувствовал Петя?» Во время прогулки по походке и выражению лица угадывайте настроение проходящих людей. Подключайте фантазию, и вы увидите, насколько это занятие увлекательно.

По мнению психологов, развитие эмоционального интеллекта невозможно без эмпатии. С помощью эмоционального интеллекта мы понимаем и можем объяснить собственные эмоции и переживания, а также понимать чувства окружающих.

Высокоразвитый эмоциональный интеллект позволяет нам лучше понимать себя и других, быть надёжными друзьями, хорошими слушателями и наставниками.

Развитие эмпатии с помощью животных

Домашние животные помогают развитию эмпатии у детей. Обращайте внимание, как малыш общается с питомцем. Если это агрессивное поведение, объясняйте, что так делать нельзя, ласковое общение поощряйте.

Дети относятся к домашним животным, как к членам семьи, проявляя заботу о них. У малышей воспитывается чувство ответственности и внимания к ближнему, одним словом, высокий эмоциональный интеллект. Эмпатия дошкольников особенно чётко проявляется через заботу о питомце.

Если же ребёнок жесток с животными, то предложите ему игру. Пусть он представит себя каким-нибудь зверем и попробует почувствовать, что бы с ним было, если бы с ним плохо обращались. Например: «Паша, представь, что ты кот. У тебя есть красивый и пушистый хвост, который очень тебе нравится. А тут подходит негодный мальчишка и тянет тебя за хвост. Что ты чувствуешь? Тебе, наверное, больно? Неприятно? Ты хочешь, чтобы мальчик отпустил тебя?»

Психологи утверждают, что эмпатия – очень нужное качество. Если развивать его с ранних лет, то в дальнейшем оно может перерасти в сверхспособность – считывание эмоциональной информации, что позволяет перейти на абсолютно другой уровень общения.

amakids.ru

Что такое детская эмпатия

Часто апелляции к эмпатии (а точнее, упреки в «неэмпатичности») возникают в неожиданных местах – на детской площадке в момент детской ссоры, или когда малыш в истерике ведёт себя агрессивно, или когда толкает маму или бабушку под руку, чтобы привлечь их внимание к себе. То есть в тех ситуациях, когда малыш что-то делает, не просчитав последствия своих действий (имеются в виду негативные последствия для других людей). Иногда в неэмпатичности упрекают ребенка, который не хочет поступиться своими интересами ради блага другого человека.

Эмпатия буквально означает «сочувствование»: мы как бы присоединяемся к чужому переживанию и понимаем, что ощущает другой. В ней может совсем не быть предугадывания или предвосхищения, особенно если речь идет о маленьких детях.

Эмпатия – это способность сопереживать, разделять чувства другого человека, не теряя при этом контакт с самим собой. Хотя в литературе встречаются полярные трактовки от полного погружения в эмоции другого человека до логического отстраненного понимания чужих чувств. Поскольку эмпатия – процесс эмоциональный и чувственный, то её развитие начинается в раннем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст очень плотно насыщен переживаниями, и именно в этот период закладывается база для развития эмоциональной компетентности.

Психолог Лиана Натрошвили говорит, что формирование эмпатии зависит как от врожденных факторов, обусловленных строением мозга ребенка, так и от средовых – то есть от того, как удовлетворяются потребности ребенка, насколько он вовлечён в общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

«Считается, что за эмпатию и сопереживание у человека отвечают зеркальные нейроны. Система зеркальных нейронов позволяет через совокупность наблюдаемых состояний и признаков отобразить ощущения другого человека. Особенно явно это происходит при сильных впечатлениях – когда кого-то бьют у нас на глазах, когда кому-то становится нехорошо, – рассказывает Натрошвили. – Эмпатийные предпосылки в работе головного мозга регистрируются у детей начиная с года. На втором году жизни мы видим примитивную форму эмпатии – имитацию. Ребёнок активно подражает родителям. Поднимаясь далее по уровням, мы переходим к таким более сложным эмпатическим проявлениям, как способность поставить себя на место другого в пространстве и в эмоциях. Далее эмпатия становится более логичной, ее подкрепляет мышление».

Есть и неспособные к эмпатии дети. По словам психолога, обычно это дети с расстройством аутичного спектра, дети с психопатией, а также некоторые из детей, у которых был ранний опыт заброшенности, запущенности или плохого обращения.

Существенное влияние на развитие эмоциональной компетентности ребёнка оказывают родители. Для того чтобы ребёнок смог стать эмпатичным, ему важно сперва начать узнавать и понимать свои эмоции. А это происходит только в контакте со значимыми взрослыми, которые отвечают на проявления малыша и помогают ему лучше узнать себя.

Дебора Макнамара в книге «Покой, игра, развитие» выделяет  пять шагов к эмоциональной зрелости ребенка:

 Выражение эмоций. Создание таких условий для ребенка, в которых он может свободно и безопасно выражать все, что происходит внутри. Это непросто, так как мы все сталкиваемся с неприятием чувств, и часто нам тяжело выносить сильные чувства наших детей.

 Называние. Способность родителей или других взрослых понять, что чувствует ребенок, и дать этому имя. Например, когда малыш кричит, мама может предположить, что он зол или обижен, и дать ребенку название для этого переживания.

 Чувствование. Когда ребенок уже в состоянии сам понять, что с ним происходит. Он уже не ждет взрослых, чтобы получить от них интерпретацию, он сам понимает, что ему грустно, тревожно или стыдно.

 Смешивание. По мере развития мозга дети начинают испытывать более сложные чувства, многокомпонентные. Если маленький ребенок может вместить только одно чувство за раз, то ребенок более зрелый может смешивать разнонаправленные импульсы.

 Рефлексия. Способность смотреть внутрь себя, понимание своих импульсов и способность подчинить их намерению.

Предупредительная вежливость – не эмпатия. Вежливость может быть вызвана эмпатией («старушке трудно стоять, жалко старушку, пусть сядет, а я постою»). Но может быть и просто результатом воспитания – старушкам уступают место чаще не потому, что сочувствуют им, а потому, что так принято. Эмпатия – это когда сочувствие идет изнутри, переживается ребенком как свое чувство или своя эмоция, а не потому, что в ребенке сформированы правила хорошего поведения.

Умение просчитывать, какие чувства вызовут результаты своего поведения, и «не делать плохо» (не толкать маму в бок, когда она пьет чай, чтобы привлечь ее внимание). «Я не хочу делать ей больно», – это может быть вызвано эмпатией, но у эмоционально зрелого осознанного человека, не у ребенка.

Отказ от своего удобства ради чужого комфорта. Такое поведение может быть оправдано в особых случаях, когда человеку нужна помощь (мать не спит у постели больного ребенка, дочь забирает к себе стареющих родителей, чтобы заботиться о них, отдавая им свою спальню, а свою постель перенося в общую комнату). Но это не может быть нормой жизни. К сожалению, очень часто требование проявить эмпатию сопровождают продавливанием личных границ человека. Принуждение ребенка к жертвам ради другого человека никакого отношения к формированию эмпатии у ребенка не имеет.

Чаще всего у малышей эмпатия проявляется в «заражении эмоциями» (один плачет — и другим надо, все смеются — и мне надо) и в жалости.

Важно, чтобы ребёнок проявлял сочувствие по собственному побуждению, а не из страха или научения, что так правильно. Мы часто просим детей извиняться или сочувствовать другим («пожалей киску», «смотри как ляле больно»), но если ребенок еще не способен сопереживать, это может сместить его фокус контроля вовне, и в дальнейшем он будет опираться не на собственные чувства и оценки, а на внешние.

chips-journal.ru

Воспитание эмпатии у детей. Почему это важно?

Как воспитание эмпатии влияет на формирование и развитие вашего ребенка? Почему эмпатию лучше развивать в раннем возрасте?

Читайте прямо сейчас!

1. Что дает воспитание эмпатии у детей?
2. Научные исследования уровня эмпатии у детей!
3. Почему так важно развивать эмпатию?
4. Как учить детей эмпатии?
5. Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?
6. Развитие эмпатии с помощью животных!
7. Если ребенок жестоко обращается с животными?

Что дает воспитание эмпатии у детей?

Воспитание эмпатии¹ у ребенка — это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Почему? Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.

Люди с развитой эмпатией:

  • более позитивны,
  • не склонны осуждать других,
  • более внимательны к людям,
  • умеют слушать,
  • прекрасно налаживают связи и строят отношения.

Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей задача родителей и близких родственников.

Научные исследования уровня эмпатии у детей!

Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего!

Подробнее об уровнях эмпатии вы можете узнать здесь >>>

Эмпаты успешны в школе и дома, они внимательные, понимающие, отлично ориентируются в ситуации и умеют избегать конфликтов!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами — то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания.

Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку:

  • отличные результаты в школе,
  • поможет в общении со сверстниками,
  • станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!

Почему так важно развивать эмпатию?

Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.

И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.

Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат — во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов.

Навыки эмпатии могут улучшить ваши отношения с ребенком и помочь ему ориентироваться в отношениях с окружающими!

Как учить детей эмпатии?

Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.

Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях — о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.

Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта.

Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию!

Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?

Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.

Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.

Развитие эмпатии с помощью животных!

Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии.

Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.

Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.

Согласно исследованиям, дети, которые живут вместе с животными, более чуткие и внимательные, у них высокий уровень эмоционального интеллекта, отличные навыки общения с людьми и правильные социальные ценности.

Если ребенок жестоко обращается с животными?

Можно предложить ему игру. Пусть он представит себя каким-то животным и подумает, что он мог бы почувствовать, если бы с ним плохо обращались.

Научите ребенка проявлять доброту и заботу по отношению к животному, поощряйте его в стремлении ухаживать за ним.

Если ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, то важно объяснить ему, что у животного тоже есть чувства, оно также чувствует обиду и боль.

И помните!

В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.

К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит вашему ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности.

 


Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии (Википедия).

 

omkling.com

Развитие эмпатии у детей — Психология жизни

В развитии способности к сопереживанию и эмпатии можно выделить три необходимых условия:

  • Получение собственного положительного опыта
  • Осознание собственных эмоций и чувств
  • Осознание того, что предположительно чувствует другой человек

Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.

Эмпатия — это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность. Первые проявления эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей.


Ребенок в возрасте двух — трех лет уже познает эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие эмпатии продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте дети умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место. Так ребенок получает собственный положительный опыт необходимый ему для развития эмпатии.

 

Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания. Что такое эмоциональный интеллект человека?

И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к эмпатии. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек.

На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.

Судить о развитии эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической атмосферы, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности. Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях.

 

Почему? Потому что сострадание и сочувствие — это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами. Как правильно мечтать?

Способы развития эмпатии у детей

Лучший опыт передается посредством игр. Прочтите с ребенком насыщенную эмоциями сказку, а потом обсудите с ним каждого героя, опишите их черты характера, сделайте вывод, найдите смысл сказки. Развитие творческих способностей ребёнка

Пофантазируйте с ребёнком.
Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, что бы они могли поведать? Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или нет? Как ты думаешь, что почувствовала мама козлят? Сказкотерапия для детей

Через такие игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека. Пусть ребенок придумает сказку от имени слона или жирафа, которые живут в зоопарке. Поговорите с ребенком о том, что чувствует листочек, когда его срывают с дерева?

Развитие эмпатии у подростков

Семья – это фундамент духовного развития ребенка. Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.  Семейный Кодекс или правила создания благоприятной атмосферы в семье

Обладать эмпатией — значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

psylive.com.ua

Что такое эмпатия. Как развить эмпатию и научить ей своих детей

Эмпатия — это сопереживание чужим эмоциям. Говоря простыми словами, эмпатия — способность сочувствовать окружающим, представлять себя на чужом месте.

В отличие от сострадания, эмпатия — это умение не только грустить, но и радоваться вместе с другими, «примерять на себя» иные чувства.

Развитая эмпатия не означает, что человек все принимает близко к сердцу. Это именно сознательная способность представлять, что чувствуют люди вокруг.

Пример эмпатии: По выражению лица и словам друга вы понимаете, что он разозлен. Сами вы не злитесь, но хорошо представляете, как он недоволен.

Порой говорят о «высокой эмпатии» и «низкой эмпатии», свойственной разным людям. Человека с развитой способностью к эмпатии называют эмпатом. Эмпат легко распознает чужие эмоции и разделяет их. А вот абсолютная неспособность к эмпатии — один из признаков психического расстройства. Например, абсолютно не способны к сопереживанию могут быть психопаты и социопаты.

Механизм эмпатии. Зеркальные нейроны

За эмпатию в мозге отвечают так называемые зеркальные нейроны, объясняют ученые. Это особые клетки коры больших полушарий, которые открыл итальянский нейрофизиолог Джакомо Риццолатти.

Зеркальные клетки работают не только когда мы совершаем определенное действие, но и когда видим, как его совершают другие. Таким образом человек может понять чужое поведение или чувства, «отразив» их у себя в голове. Глядя, как рабочий забивает гвозди молотком, вы представляете, какое усилие он прикладывает. А видя, как приятель скривился от отвращения, понимаете, насколько ему не понравился вкус еды.

Работа зеркальных нейронов обезьяны: детеныш показывает язык после того, как ему показал язык исследователь. Фото: Evolution of Neonatal Imitation. Gross L, PLoS Biology Vol. 4/9/2006

Проблемы с зеркальными нейронами затрудняют понимание окружающих. Именно нарушением работы этих клеток объясняют неумение аутистов правильно считывать и понимать чужие эмоции.

Тест на эмпатию. Как определить свой уровень сопереживания?

Эмпатия свойственна людям в разной мере. По данным психологов, около 3% населения обладают очень развитой эмпатией, еще 3% — очень слабой способностью к сопереживанию.

Уровень эмпатии измеряют с помощью специальных тестов. Наиболее современным считается опросник, разработанный в 2004 году Саймоном Бароном-Коэном и Салли Уилрайт. При желании вы можете пройти адаптированный Владимиром Косоноговым русский вариант теста — «Уровень сопереживания».

Развитие эмпатии у детей

Наличие зеркальных нейронов не значит, что эмпатии не нужно учиться. Наоборот, заниматься этим следует с младенчества, объяснила психолог Татьяна Карягина «Постнауке».

Когда малыш плачет или смеется, хорошая мать «зеркалит» его состояние — подражает его мимике, звукам. Она называет состояние ребенка и объясняет, что это такое: «Ой, ты испугался, что мама ушла». И, конечно же, утешает: «Мама вернулась, мама всегда будет возвращаться, мама с тобой». Тут важны не столько слова, сколько интонация, жесты, прикосновения. С их помощью мать дает ребенку первые уроки эмпатии, сочувствия людям.

Когда ребенок подрастает, важно разговаривать с ним о чувствах. Например, при чтении книг и просмотре мультиков обсуждать, что делают и чувствуют персонажи.

Ребенок должен проживать собственные чувства — поэтому родителям не стоит подавлять или запрещать «плохие» эмоции. Если говорить, что «плакс никто не любит» или «нельзя злиться на бабушку», ребенок не научится понимать себя и других, объясняет Татьяна Карягина.

Эмпатия — одна из составляющих эмоционального интеллекта, то есть способности распознавать свои и чужие чувства, управлять ими.

Depositphotos

Развитие эмпатии у взрослых

Развитая способность к эмпатии помогает и в отношениях с людьми, и в карьере. Особенно умение сопереживать важно для тех, кто работает с людьми — для учителей, воспитателей, врачей, руководителей, психологов и т.п.

Развивать свой эмоциональный интеллект можно и нужно всю жизнь. Вот некоторые базовые навыки, на которые специалисты советуют обратить внимание, если вы хотите повысить уровень эмпатии:

Умение распознавать и называть эмоции. Важно следить за своим эмоциональным состоянием и фиксировать его — например, записывать в дневник. Назовите свое чувство и попробуйте объяснить, почему или в каких обстоятельствах вы его испытываете. Например: «Я чувствую радость и умиротворение, когда мы всей семьей собираемся за столом».

Развивайте словарный запас, связанный с эмоциями. Злоба, досада, печаль, воодушевление, нежность, благодарность — все это разные чувства. Чем тоньше вы будете ощущать нюансы, тем лучше станете понимать себя и других.

Умение представлять себе чужие эмоции. Полезное упражнение — пытаться примерить на себя эмоции другого человека или вымышленного персонажа. Для этого можно анализировать увиденные фильмы и прочитанные книги, составлять диалоги между придуманными героями.

Умение говорить об эмоциях. Здесь работает та же формула, что и при назывании собственных чувств в дневнике: «Я чувствую…, когда…». Например: «Я чувствую себя любимой, когда ты говоришь комплименты», «Мне больно слышать, что тебя не взяли на эту работу».

Помните, что эмоции часто не противоречат друг другу. Незачем их противопоставлять («Я люблю тебя, но злюсь»), ведь они могут дополнять друг друга: «Я люблю тебя и злюсь, потому что мы не можем договориться».

Эмпатическое слушание — оно же активное слушание. Один из самых эффективных приемов наладить контакт с человеком — внимательно его слушать. Учитесь проявлять искренний интерес к людям. Задавайте открытые вопросы (не предполагающие короткого ответа вроде «да» или «нет»), которые помогут человеку передать свою мысль и эмоции. Уточняйте, правильно ли вы поняли слова и настроение собеседника: «Как я понял, тебе жутко не понравились манеры этого парня?». Проявите сочувствие: «Вижу, как тебя это огорчает. Мне ужасно неприятно, что с тобой так обошлись».

Эмпатия — то, чему не учат в школе. Именно поэтому так важно заниматься ее развитием самому и помогать своим детям.

www.anews.com

Воспитание эмпатии у детей. Почему это важно?

Как воспитание эмпатии влияет на формирование и развитие вашего ребенка? Почему эмпатию лучше развивать в раннем возрасте?

Что дает воспитание эмпатии у детей?

Воспитание эмпатии у ребенка — это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Почему? Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.

Люди с развитой эмпатией:

  • более позитивны,
  • не склонны осуждать других,
  • более внимательны к людям,
  • умеют слушать,
  • прекрасно налаживают связи и строят отношения.

Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей задача родителей и близких родственников.

Научные исследования уровня эмпатии у детей!

Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего!

Эмпаты успешны в школе и дома, они внимательные, понимающие, отлично ориентируются в ситуации и умеют избегать конфликтов!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами — то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания.

Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку:

  • отличные результаты в школе,
  • поможет в общении со сверстниками,
  • станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!

Почему так важно развивать эмпатию?

Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.

И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.

Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат — во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов.

Навыки эмпатии могут улучшить ваши отношения с ребенком и помочь ему ориентироваться в отношениях с окружающими!

Как учить детей эмпатии?

Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.

Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях — о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.

Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта.

Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию!

Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?

Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.

Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.

Развитие эмпатии с помощью животных!

Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии.

Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.

Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.

Согласно исследованиям, дети, которые живут вместе с животными, более чуткие и внимательные, у них высокий уровень эмоционального интеллекта, отличные навыки общения с людьми и правильные социальные ценности.

Если ребенок жестоко обращается с животными?

Можно предложить ему игру. Пусть он представит себя каким-то животным и подумает, что он мог бы почувствовать, если бы с ним плохо обращались.

Научите ребенка проявлять доброту и заботу по отношению к животному, поощряйте его в стремлении ухаживать за ним.

Если ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, то важно объяснить ему, что у животного тоже есть чувства, оно также чувствует обиду и боль.

И помните!

В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.

К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит вашему ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности.

nlo-mir.ru

Как научить ребенка эмпатии? 5 способов научить ребенка сочувствовать и сопереживать. Психология эмпатии детей

Эмпатия и дети. Как научить ребенка сочувствовать и сопереживать.

Cпособность чувствовать то, что чувствует другой, понимать его чувства и разделять их, свойственна из всех живых существ только людям.

Эмпатия – это одно из тех странных качеств, которого все ждут по отношению к себе, но мало кто толком понимает, как это дать другому. В мире, где все построено на индивидуализме, нам порой этого так не хватает.

Поэтому нужно учить своих детей быть неравнодушными, учить сопереживать и сострадать. Развитие эмпатии у детей – процесс, который не происходит сам собой, ему нужно помогать. 

Что же такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность понимать чьи-то чувства. Ведь преступники часто понимают своих жертв, они как раз и используют эти знания в своих целях. Маркетологи, основываясь на потребностях и психологии аудитории, успешно стимулируют продажи.

Читайте также: Ошибки наших мам, которые нельзя повторять, иначе они выльются в комплексы наших детей. Психология родительских ошибок

Эмпатия – это нечто большее: способность ценить и уважать достоинство и чувства другого человека, относиться к людям с пониманием, добротой.

Когда у ребенка появляется эмпатия?

Конечно, детки обычно рождаются уже с добрым сердцем, но это еще не эмпатия. Эмпатия у детей – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Задача взрослых – показать на собственном примере, как это работает.

Читайте также: Психология здорового питания: как научить ребенка правильно питаться. Руководство для родителей

Если родители относятся к малышу с уважением, интересуются его проблемами и не обесценивают их, заботятся о животных, способны выслушать и поддержать членов семьи – это формирует и у ребенка навыки сопереживания.

Ребенок не сочувствует, пока не понимает, что кому-то плохо. Именно поэтому эмпатия детей дошкольного возраста, пока они еще активно изучают этот мир и учатся понимать себя, явление довольно редкое.

В этом возрасте малыш может наступить на жучка, оторвать бабочке крылья, даже ущипнуть маму – просто потому, что пока еще не понимает, что другому существу больно, ему просто любопытно.

Понимание придет со временем, и если взрослые объясняют ребенку, что так делать не нужно, потому что другому неприятно, при этом сами проявляют эмпатию к окружающим – малыш впитает этот навык.

Читайте также: Как говорить с ребенком о сексе? Советы для родителей детей пяти разных возрастных групп

Немного об эмоциональных потребностях детей и взрослых

Эмпатия также тесно связана с эмоциями. У каждого человека есть какие-то потребности, в том числе духовные и эмоциональные.

Если «эмоциональный сосуд» ребенка наполнен добротой, заботой, вниманием и любовью родителей, они смогут поделиться этим и с другими. Невозможно поделиться тем, чего у тебя нет.

Как ни странно, очень многим взрослым сложно говорить об эмоциях вообще.

Читайте также: Как хвалить ребенка правильно? 3 стратегии похвалы по рекомендациям психологов

Они не знают, как справляться с чужими эмоциями и испытывают жуткие неудобства в ситуациях, требующих эмоционального отклика, а собственных эмоций просто боятся и не знают, что с ними делать.

Как научить ребенка сопереживать другим?

 

1. Говорите с детьми

Очень важно с детства говорить с детьми. О потребностях других, о том, какие чувства и эмоции испытывают другие люди.

Научите детей выражать свои эмоции словами («Сейчас я расстроен», «Мне обидно», «Я рассержен»), выражайте их сами. И объясните, что испытывать их нормально. И то же могут испытывать и другие люди.

2. Практикуйтесь на реальных ситуациях

Ищите ситуации, которые требуют какого-то эмоционального отклика человека и расскажите детям, что это значит для людей, что они испытывают, как себя чувствуют.

Читайте также: Как подготовить ребенка к школе, чтобы он не возненавидел учебу на всю жизнь. Советы для родителей дошкольного возраста

Например, если вы видите скорую помощь, расскажите, что эта машина везет кого-то в больницу, кому-то плохо, предположите, как чувствуют себя члены семьи больного.

Собака радуется, когда с ней играют в мячик, котенку страшно, когда он залез на дерево и не может спуститься, а еще ему больно, если его дергать за хвост. И так далее.

Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим. И конечно, показывает сами пример адекватной реакции на чужие эмоции.

3. Учите сопереживать через игру, играйте

Дети обожают играть. Почему бы не использовать это для развития морально важных качеств, в том числе эмпатии?

Читайте также: Как правильно говорить ребенку нет: 11 советов психолога. Психология отказа

Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые ситуации. Учитель, врач, мама, главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги – перевоплощаясь, дети «проживают» этот опыт, это очень важный навык для эмпатии.

Вы можете разыграть какую-то историю вместе и попросить детей остановиться на минутку и представить, как их персонаж мог бы чувствовать себя в этот момент, пофантазировать.

Это сосредоточит внимание на эмоциях, которые мог бы испытать другой человек в этой ситуации. Можно даже попробовать изобразить выражения лица, отображающее ту или иную эмоцию или чувства.

Читайте также: Сколько нужно зарабатывать, чтобы быть счастливым? Заветная сумма вас сильно удивит!

Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев – все это способствует развитию умения сопереживать и сострадать.

4. Развив

psiho-logika.com