Техника общения это – 51. Техника и приемы общения. Психология

Техники общения в психологии

Что такое техники общения

Определение 1

Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.

В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.

Функции эффективного общения:

  • способствует достижению взаимопонимания между людьми;
  • направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
  • способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.

Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.

Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.

Виды общения

Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.

В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного

spravochnick.ru

1.4 Техника и приемы общения

Техника общения — это способ преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движения и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза так же служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона так же оказывает определенное впечатление на партнера. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установления неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

В процессе общения применяются виды техники и приемы разговора основанные на использовании так называемой обратной связи. Под не й в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытный собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с разностью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличается от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным. Совершенствуется и обратная связь.

studfiles.net

2. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Общения – это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

3. Техника и приемы общения

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

studfiles.net

Эффективная коммуникация: техники, приемы, работающие методы

Желанным собеседником будет тот из нас, кто находит собственный интерес в общении, а не действует только ради выгоды. Неподдельный интерес притянет другого человека, поможет установить гармоничные отношения и не даст развиться конфликту.

Эффективность обратной связи в общении

Всегда следите за реакцией собеседника на ваш рассказ. Как бы вы ни были увлечены тем, что вы говорите, в каком бы восторге ни были от описываемой ситуации, только то, как реагирует он, важно в процессе вашей коммуникации. Круг наших интересов не всегда находит точки соприкосновения с увлечениями других людей – это нормально. Важно вовремя это заметить и избежать продолжения разговора в неудобном для собеседника ключе.

Всегда есть возможность задать прямой вопрос: “Вам интересно?”, но гарантий относительно правдивости ответа тут нет – ваш собеседник может быть слишком вежлив и побоится вас обидеть ответом. Следите за его малозаметной мимикой и языком тела, они скажут куда ярче слов. Если собеседник отводит глаза, ему, скорее всего, неприятно либо он обманывает.

Задавайте наводящие вопросы, но не для подтверждения сказанного вами, а для того, чтобы узнать реальное мнение своего собеседника.

Используйте любопытство как прием общения

Для построения эффективной коммуникации очень важно контролировать собственное настроение. Маловероятно, что интересным будет тот собеседник, лицемерие и наигранность которого лежат на поверхности. Не притворяйтесь!

Но как избежать притворства и заставить себя испытывать добрые чувства к человеку, который малоинтересен и подсознательно опасен? Чтобы не идти на поводу у собственного настроения, постарайтесь не отыскивать в нем недостатки, ищите то, что привлекает вас. В каждом человеке обязательно есть что-то интересное, а не только выгодное. Любой диалог пройдет успешнее, если собеседники искренне интересны друг другу. Не обязательно искать интерес в сфере вашей беседы, возможно, вас привлечет в нем умение играть на скрипке, а он заинтересуется вашей страстью к путешествиям. Любопытсвуйте, стремитесь узнать партнера, найти что-то общее во взглядах и мнениях. Культивируйте в себе интерес к другим людям, и получите его же в ответ.

Отодвинуть себя на второй план – тоже техника коммуникации

Отстранитесь от желания говорить только о своих проблемах, проявляйте интерес и к проблемам собеседника. Не загоняйте себя в глухой угол, зацикливаясь на историях собственной жизни. Чтобы узнать побольше нового об интересующем человеке или теме, дайте понять, что искренне интересуетесь рассказом, поддержите разговор. Хотите наладить отношения и добиться уважения разных людей? Ищите разные подходы к ним, работайте над собой, своим умением слушать и интересно преподносить информацию. Кстати, отговорка “Я с детства не умею общаться с людьми” – это только отговорка. Всё вполне возможно, если работать над собой, изучать разные техники общения и использовать приемы коммуникации на практике.

piter-trening.ru

Глава 2. Техники эффективного общения

Введение

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

 

Глава 1. Эффективное общение

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Эффективное общение:

· способствует взаимопониманию;

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

· коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

· интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

· перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

 

Основные правила эффективного общения:

· Концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.

· Уточнение, правильно ли поняли общее содержание принимаемой информации, и ее детали.

· Сообщение другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать, подводите итог, и не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.

· Добивайться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходить к новым сообщениям.

· Поддерживаь атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять эмпатию к собеседнику.

· Использование невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

· Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

 

 

Глава 2. Техники эффективного общения

Для успешного общения используют так называемые «техники общения», которые обеспечивают положительный результат в процессе коммуникативной деятельности.

На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т.д.).

Стоит отметить, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Однако указанные нами характеристики общения являются необходимыми, но в целом недостаточным условием эффективности 2 конкретных приемов общения между вами и интересующим вас лицом.Следует отметить, что приемы, эффективные для нерегламентированного свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника общения нужна для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положения, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самосовершенствование и обучение.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

1.2. Техники в деловом общении

Умелое использование техник в деловом общении способствует продуктивному общению, основой которого является взаимодействие, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимоуважение.

Наиболее эффективной техникой формирования первичной позитивной установки, раскрытия личностного потенциала является техника самопрезентации. Самопрезентация – это технологичная подача лучших личностно-деловых качеств с целью сформировать положительные эмоции и в итоге создать в сознании людей то представление о себе, в котором вы заинтересованы. Каждому человеку, особенно руководителю, небезразлично, какое впечатление он производит на других людей, какой результат в общении даст его самопредъявление, как восприятие его образа скажется на его карьере. От владения техникой самопрезентации зависит и авторитет руководителя.

Авторитет руководителя (морально-психологическое влияние, которое он оказывает на людей; то доверие, которым он пользуется среди них; осознанное признание подчиненными ценности личностно-деловых качеств руководителя и проявлением к нему своего доверия) и его влияние на подчиненных зависит не только от профессионализма, компетентности, но и от того, какие эмоции он вызывает у людей, попадают ли подчиненные под власть обаяния руководителя.

Авторитет зависит и от умения пользоваться словом. Сегодня руководители все чаще принимают участие в публичных словесных дуэлях, например, в телепередачах: «Времена», «Свобода слова», «К барьеру» и др. Наибольшие симпатии вызывает человек, соблюдающий культуру спора – логику изложения, силу аргументации, выразительность речи, юмор и культуру речи – ясность, достоинство. Никакими эмоциями не оправдано публичное унижение и оскорбление личного достоинства оппонента. Античные мыслители считали, что есть опровержения, имеющие в виду предмет спора, и опровержения, имеющие в виду оппонента. «Кружево» аргументов и словесные ухищрения должны касаться только предмета спора с соблюдением этической аргументации.

Руководителю необходимо владеть техникой самопрезентации для гармоничного развития отношений, формирования позитивного восприятия, конструктивного общения.

Немаловажное значение имеет владение техникой ориентации на личность подчиненного, партнера по общению. Важно уметь показать, что собеседник, подчиненный – это всегда личность, значимая для вас и для организации. Не только межличностное общение, но и групповое (дискуссия, совещание и т.д.) проходят, как правило, в форме диалога, наиболее эффективной и приоритетной форме коммуникации. Диалог предполагает, что каждый из участников имеет право на собственную точку зрения, собственные позиции, признание значимости личности, желание понять друг друга, желание взаимодействовать. Недостаточно построить мост, чтобы перейти на другую сторону, необходимо желание вступить на этот мост. Результативность диалога во многом зависит от коммуникативной компетентности участников.

Техника восприятия развивает умение правильно ориентироваться в собеседниках: владеть приемом идентификации (от лат. – отождествление, уподобление) – уподобление себя другому – умение поставить себя на его место, чтобы понять внутреннее состояние партнера по общению; отождествлять себя с кем-то, т.е. строить свое поведение так, как строит его ваш собеседник; уметь выбирать модель поведения в зависимости от конкретной ситуации общения.

Выбор модели поведения, характера речи зависит и от социально-психологической особенности человека:

а) он будет воспринимать исходящую от нас информацию через призму своего опыта, убеждений и предубеждений, симпатий и антипатий, особенностей эмоционального состояния. Особенно необходимо учитывать уровень восприятия и возможную реакцию собеседника при изложении критической информации;

б) от его психической организации. Экстраверты расположены к общению, взаимодействию, социальной активности. Им импонируют энергичность, направленность на партнера. В его представлении собственное «Я» и «Я» другого человека сходны, и он ждет к себе такого же отношения, которое демонстрирует сам. Интроверты не расположены к общению, закрыты, не склонны делиться эмоциями. В общении они предпочитают учтивость, медленный темпо-ритм речи, внимательное слушание.

Восприятие зависит и от фактора привлекательности. Человека, который вызывает у нас чувство симпатии, мы нередко переоцениваем, наделяем качествами, которыми он может и не обладать.

Восприятие зависит также от статуса, авторитета, опыта, интеллектуальных особенностей партнера по общению.

Техника убеждения и внушения. Убеждение формирует вполне определенные установки и через них мнения, взгляды, отношения. Путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни и пр. Убеждение – это метод интеллектуального воздействия на обыденное и теоретическое сознание, это способ активизации мышления человека при освоении информации; это умение убедить в силе своих аргументов. В отличие от внушения убеждение предполагает сознательное понимание и усвоение информации. Используемые коммуникативные средства: аргументация, разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры, примеры; опора на эмоциональный настрой партнера; создание атмосферы доверия. Результат использования техники убеждающего воздействия: привлечение партнера, подчиненных на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация цели. Убеждение и внушение дополняют друг друга.

Цель суггестивного (суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание) общения: оказать внушаемое воздействие на подчиненного, собеседника для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения к чему- либо. Внушение- это эмоционально – волевое воздействие.

Внушение рассчитано на некритическое восприятие информации в силу авторитета выступающего, настроя, управления эмоциональным напряжением людей, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации, путем создания идентифицированного эмоционально-чувственного восприятия. Возникает процесс активной информационной идентификации. Этот метод позволяет формировать общую точку зрения людей, доброжелательное принятие ими информации, в которой заинтересован руководитель. Внушающая сила слова проявляется при условии его большего или меньшего совпадения с ориентациями собеседников. Внушить людям можно только то, что соответствует направлению их потребностей, интересов, убеждений. В коммуникативном общении убеждение и внушение применяются как система риторических методов.

Техника активного слушания. Важным компонентом общения является умение слушать собеседника. Активное слушание – очень тяжелый процесс, который требует и физического и психического напряжения. В процессе слушания происходит адаптация информации к уровню сознания. Слушать – это понимать другого, и важным элементом в этом процессе является эмпатия. Элемент эмпатии отражен в восточной поговорке: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они при этом чувствуют».

Активное слушание предполагает: общение «лицом к лицу», наблюдение за эмоциями собеседника, выражающимися в тональности речи, модуляции голоса, задавании уточняющих вопросов, чтобы лучше понять собеседника, умение не отвлекаться на собственные мысли, терпеть волнение собеседника.

Техника преодоления барьеров в общении предполагает соответствие словесного содержания с интонацией, мимикой, жестами; учет индивидуально-психологической особенности собеседника, эмпатии, особенности переработки и усвоения информации.

Техника обмена информацией. Для понятия и принятия информации вашим собеседником важно уметь логически правильно организовать речь; выбрать приемлемый способ ее подачи; соблюдать принцип достаточности информации; активно использовать приемы удержания внимания собеседника, владеть культурой речи и искусством аргументации, уметь говорить с партнером на «одном языке», используя понятную для него лексику. Особенности речи и речевого поведения напрямую зависят от речевой ситуации: обстановки общения, адресата (количество собеседников, ролевые отношения, коммуникативные отношения), цели общения.

Таким образом, техника – это мастерство, это универсальное средство управления собой и поведением других людей в профессиональном общении, самоактуализации личностного и профессионального «Я» руководителя различного уровня, любого специалиста

Выводы Технология – это продуманная система знаний и умений и владение которой, является важнейшим показателем профессиональной компетентности.

  1. Технология позволяет развить и совершенствовать культуру делового и межличностного общения кадров.

  2. Коммуникативная компетентность – это уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с людьми, это – профессиональная и социальная успешность.

  3. Технология делового общения – это не только знание тех или иных приемов, но и умение правильно применять их на практике, в конкретной обстановке. Общение должно строиться на основе взаимоуважения, взаимодоверия, взаимодействия.

Тест. Ваш уровень общительности.

С помощью этого теста вы можете узнать, достаточно ли вы коммуникабельны, корректны в отношениях со своими коллегами, сотрудниками.

На каждый из 16 вопросов отвечайте однозначно: «да», «нет», «никогда».

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча, выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

  2. Вызывает ли смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании?

  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

  4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

  5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

  6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на вопрос)?

  7. Верите ли, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

  8. Постесняетесь напомнить знакомому, что он забыл вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

  9. В кафе или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

  12. Боитесь ли участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, живописи, культуры и никаких чужих мнений на этот счет не приемлете. Это так?

  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступать в спор?

  15. Вызывает ли у вас досаду чья – либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

  16. Охотнее ли излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка результатов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки просуммируйте и по классификатору определите, к какой категории относитесь.

30–32 очка – вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как от этого страдаете не только вы сами, но и близкие вам люди. Старайтесь быть общительней, контролируйте себя.

25–29 очков – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия. Вы знаете эту особенность вашего характера и бываете недовольны собой, поэтому в вашей власти переломить особенности характера.

19–24 очка – вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Однако с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14–18 очков – у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете спокойно свою точку зрения, в то же время не любите шумных компаний, а многословие вызывает у вас раздражение.

19–13 очков – вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по различным вопросам, охотно знакомитесь с новыми людьми, бываете в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Чего вам не хватает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании это легко исправить.

4–8 очков – вы, должно быть, «рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел, охотно принимаете участие во всех дискуссиях, охотно берете слово, по любому поводу беретесь за любое дело, хотя не всегда успешно можете довести его до конца. По этой причине коллеги и руководители относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

3 очка и менее – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения.

Контрольные вопросы.

Охарактеризуйте специфику делового общения в управленческой деятельности.

Что такое технология, техника делового общения?

Какова роль коммуникативных техник в деятельности управленца?

Что вы понимаете под коммуникативной компетентностью?

В чем заключается специфика речевых культур в общении?

Каковы основные навыки и умения эффективного взаимодействия?

studfiles.net

Техника общения. — Психолог для самого себя

Техника общения

Каждый человек в общении удовлетворяет свою индивидуальную потребность. Техника общения — это умение вызвать нужное поведение в партнере для удовлетворения своей потребности. Некоторые люди владеют этой техникой бессознательно, но в совершенстве.

Общение зависит, прежде всего, оттого, насколько нам удается вызвать у собеседника интерес и желательные переживания. На улыбку мы отвечаем улыбкой, если же попросить улыбнуться, то если это и получиться, то будет выглядеть неестественно. Искусство общения состоит именно в том, чтобы вызвать в другом естественные действия, поддерживающие общение.

Каждая наша потребность имеет специфическую технику удовлетворения. Она бывает адекватной или неадекватной, возникает бессознательно. Для того чтобы умело управлять своими потребностями необходимо анализировать свои действия и постоянно наблюдать за ними. Например, жена мужу говорит: « Ты меня не любишь и поэтому от тебя не дождешься ласкового поведения». Это насильственное доминирование. Скорее всего, ее муж обидится, и будет упорно молчать или вовсе разразиться скандал. Как ей поступить? Стать ласковой к мужу, ответ будет таким же.

Не стоит ждать, что другие люди думают также как и мы. Ими движут их собственные потребности и если потребности не совпадают, нормальных взаимоотношений не получается.

Самым основным пунктом в технике общения можно назвать умение быть самим собой. Это сложная задача, так как мы часто разыгрываем роли в общении с разными людьми. Но с течением времени наши потребности с другими не совпадают и общение прерывается. Быть самим собой в общении нам сложно оттого что мы постоянно сравниваем себя с другими, приписываем себе качества которые по нашему мнению приписывают нам другие.

Совершенствовать технику общения можно только на практике. Теория без практики не даст результатов.

Автор Мира Горанина

Поделиться в социальных сетях

you-psycholog.ru