Отклоняющееся – Отклоняющееся поведение и социальные нормы

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

Видеоурок:  

Лекция:  

Отклоняющееся поведение и его типы

Социальный контроль направлен на предотвращение различных отклонений в поведении человека. Но в любом обществе есть индивиды или группы, нарушающие установленные в нём морально — этические, правовые и иные нормы. 

 

Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным в обществе социальным нормам.  

Девиантное поведение бывает негативным и позитивным. Первое противоречит социально одобряемым образцам поведения, вызывает негативную оценку окружающих и наносит кому или чему – либо ущерб (примеры: употребление наркотиков, воровство, хулиганство). А позитивное отклонение связано со значительным превосходством поведения человека от массового среднего уровня (примеры: деятельность учёных, художников, героический поступок). Среди форм негативной девиации различаются делинквентное и аддиктивное поведение. Поведение, нарушающее нормы права и законов, называется делинквентным. Любые правонарушения (проступки и преступления) являются делинквентными формами поведения и влекут юридическую ответственность. Аддиктивное поведение – это стремление уйти от реальности путём изменения своего психического сознания под воздействием алкогольных, наркотических и психотропных веществ. Другой формой аддиктивного поведения является постоянная фиксация на определённом виде деятельности с целью поддержания желаемых эмоций, к примеру, азартные или компьютерные игры, длительное прослушивание музыки. Девиация может быть индивидуальной или групповой. 

Выделяют две стадии девиации: 

  • первичная – начальное действие правонарушения, которое может быть не замеченным окружающими. Например, парковка автомобиля на запрещённом месте. Большинство окружающих смотрят на это «сквозь пальцы», а нарушитель не относит себя к девиантам.

  • вторичная – публичное принятие девиантной идентичности, когда правонарушитель открыто признаётся таковым окружающими. Допустим, незаконный парковщик был пойман сотрудниками ДПС и привлечён к административному наказанию. После такого обвинения, окружающие навесили на него ярлык злостного нарушителя правил дорожного движения.

 

Причины отклоняющегося поведения

  • Биологическая предрасположенность. Автором идеи «прирождённого преступника» является Чезаре Ломброзо. Он считал, что преступник – это особый природный тип, причём для разных преступников (убийц, маньяков, воров) характерны свои биологические аномалии. Данная идея отвергается большинством современных учёных, но биологические предпосылки, такие как нервно — психические заболевания, могут стать причиной девиации.

  • Психологическая предрасположенность. В чертах характера некоторых людей присутствует чрезмерная агрессивность и враждебность, которые могут привести к несдержанным поступкам.

  • Особенности процесса социализации человека, его воспитание и образование. Нехватка семейной любви, заботы и внимания в детстве взращивает в человеке жестокость, хладнокровие и может стать причиной правонарушения.

  • Протестное настроение. Например, нежелание подростка жить по нормам «предков».

  • Аномия общества – болезненное состояние общества, при котором происходит распад существующих ценностей, переставших соответствовать новым идеалам людей. Аномичное состояние влечёт суицидальное настроение, апатию, разочарование.

Девиация противоположна конформизму – согласию человека с мнением большинства и подчинению своего поведения принятым в обществе нормам.


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды»


Интеллект-карта по обществознанию №45

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное
(отклоняющееся) поведение

— это поведение, которое не соответствует
требованиям социальных норм.

Девиация
может быть как позитивной

(не соответствующая образ­цам
социального поведения в смысле улучшения
их; приводит к поло­жительным для
общества последствиям), так
и негативной

(нарушает требования социальных норм,
приводит к негативных социальным
по­следствиям).

Наиболее
негативные, имеющие самые тяжкие для
общества по­следствия формы девиантного
поведения — это формы депинквентного
(буквально — преступного) поведения.

Негативное
девиантное поведение подразделяется
на деструктив­ный и асоциальный типы.

Деструктивное
поведение

— отклонения, причиняющие вред самой
личности (алкоголизм, самоубийство,
нарко­мания и др.).

Асоциальное
поведение

— поведение, наносящее вред дру­гим
людям.

Девиантное
поведение может быть индивидуальным,
коллективным и массовым.

Противоположностью
отклоняющемуся поведению является
поведе­ние
конформное

(от латинского слова conformis
— подобный, сходный).

Конформистским
называют социальное поведение,
соответствующее принятым в обществе
нормам и ценностям.

Основная
задача норматив­ного регулирования
и социального контроля — воспроизводство
в обще­стве конформного типа поведения.

3.12. Социальная роль

Социальная
роль

— образец поведения, признанный правильным
и целесообразным для людей, обладающих
определенным статусом в дан­ном
обществе.

Роль
дает образец, показывающий, как именно
следует действовать индивиду в той или
иной ситуации. Общество ожидает от
человека с определенным статусом
поведения, закрепленного социальной
ролью.

Социальная
роль может быть закреплена за человеком
как фор­мально (например, в законодательном
акте), так носить и неформаль­ный
характер. Каждый человек обладает
набором социальных ролей, который
соответствует его набору его социальных
статусов. Совокуп­ность ролей индивида
называется ролевой системой, ролевым
набором. В процессе достижения
определенного статуса и исполнения
соответ­ствующей социальной роли
может возникнуть ролевой конфликт.

Виды
ролевых конфликтов:

1.
Межролевой:
возникает, если индивид стремится
выполнять несо­вместимые роли
(например, женщина-мать и женщина-карьеристка)

2.
Внутриролевой:
возникает, если в рамках одной роли
следует по­ступить нетипично (например,
любящий родитель, наказывающий
на­шалившего ребёнка)

3.
Личностно-ролевой:
возникает в случае психологической
несо­вместимости личности с выбранной
ролью (например, застенчивый человек,
читающий лекции)

Выделяют
основные (базисные) социальные роли:

  • роль
    труженика;

  • роль
    собственника;

  • роль
    потребителя;

  • роль
    гражданина;

  • роль
    члена се­мьи.

Совокупность
ролей, которые играет конкретный индивид,
называют ролевым набором.

На
выполнение той или иной социальной роли
откладывает отпеча­ток личность
человека. Чем выше статус личности, тем
ролевые пред­писания более жёсткие.

3.13. Социализация индивида

Социализация
— длящийся на протяжении всей жизни
процесс вза­имодействия человека с
обществом и его институтами, в результате
которого он усваивает социальные нормы,
осваивает социальные роли, приобретает
навыки совместной деятельности.

Социализация
личности проходит в два этапа:

1.
Первичная
социализация

— неосознаваемое самим человеком и
некритически воспринимаемое воздействие
общества, его норм и институтов,
приводящее к первичному усвоению норм
и навыков соци­ального взаимодействия.
Первичная социализация заканчивается
фор­мированием личности.

2.
Вторичная
социализация

— критичное и выборочное освоение
личностью новых норм и образцов поведения
в рамках социальных ин­ститутов.

Социализация
в обществе происходит с помощью институтов
соци­ализации.

Агенты
социализации

— люди и организации, которые осуществля­ют
социализацию в рамках определенных
институтов (отец, коман­дир (начальник),
журналист).

Институты
социализации

— социальные институты, ответ­ственные
за социализацию индивида в обществе. В
качестве таковых выделяют:

  • семья;

  • школа;

  • армия;

  • СМИ.

studfiles.net

11. Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

 

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

 

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

 

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

 

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

 

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

 

Социо­логичес­кое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

 

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

 

Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

 

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

 

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

 

humanitar.ru

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 652

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Я. И. Гилинский

ОТКЛОНЯ́ЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕ́НИЕ, де­ви­ант­ное по­ве­де­ние (лат. deviatio – от­кло­не­ние), по­ступ­ки, дей­ст­вия че­ло­ве­ка или груп­пы лиц, не со­от­вет­ст­вую­щие офи­ци­аль­но ус­та­нов­лен­ным (пра­во­вым) или фак­ти­че­ски сло­жив­шим­ся (обы­чай, тра­ди­ции, мо­раль) в дан­ном об­ще­ст­ве (куль­ту­ре) нор­мам и ожи­да­ни­ям. Де­ви­ант­ность как со­ци­аль­ное яв­ле­ние и ре­ак­ция об­ще­ст­ва на неё (кон­троль со­ци­аль­ный) изу­ча­ет­ся со­цио­ло­ги­ей (см. Де­ви­ан­то­ло­гия), ин­ди­ви­ду­аль­ное О. п. – пси­хо­ло­ги­ей.

Прин­ци­пи­аль­ным для по­ни­ма­ния О. п. яв­ля­ет­ся осоз­на­ние от­но­си­тель­но­сти как со­ци­аль­ной нор­мы – ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся в кон­крет­ном об­ще­ст­ве пре­де­лов до­пус­ти­мо­го в по­ве­де­нии и дея­тель­но­сти ин­ди­ви­дов, групп, со­ци­аль­ных ор­га­ни­за­ций, так и со­ци­аль­ных «от­кло­не­ний». Со­ци­аль­ные от­кло­не­ния и О. п. мо­гут иметь для раз­ви­тия об­ще­ст­ва как по­зи­тив­ное зна­че­ние, уст­ра­няя ус­та­рев­шие, не­функ­цио­наль­ные стан­дар­ты по­ве­де­ния (со­ци­аль­ное твор­че­ст­во – тех­ни­че­ское, на­уч­ное, ху­до­же­ст­вен­ное, по­ли­ти­че­ское и т. д.), так и не­га­тив­ное, дез­ор­га­ни­зуя и раз­ру­шая его сис­те­му (пре­ступ­ность, пьян­ст­во, нар­ко­тизм, кор­руп­ция, тер­ро­ризм и т. п.). Гра­ни­цы ме­ж­ду по­зи­тив­ным и не­га­тив­ным О. п. под­виж­ны во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве.

Об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ют со­ци­аль­ный кон­троль О. п. по­сред­ст­вом со­от­вет­ст­вую­щих санк­ций: по­ощ­ре­ния – за кон­форм­ное, за­ко­но­пос­луш­ное или одоб­ряе­мое творч. по­ве­де­ние; и на­ка­за­ния – за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм (уго­лов­ная, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная, гра­ж­дан­ско-пра­во­вая от­вет­ст­вен­ность) и норм мо­ра­ли, обы­ча­ев, тра­ди­ций (не­одоб­ре­ние, ис­клю­че­ние из об­ществ. ор­га­ни­за­ций, бой­кот и т. п.).

Про­бле­мам О. п. по­свя­щён спе­ци­аль­ный ме­ж­ду­нар. ж. «Deviant Behavior» («Де­ви­ант­ное по­ве­де­ние»).

bigenc.ru

Отклоняющееся поведение. Примеры.

Специалисты в области социологии понимают под девиантным поведением поступки человека, которые не подчиняются принятым в oбществе нoрмам. Отклоняющееся поведение также можно рассматривать как массовое явление в социуме.

В основе оценки девиантного поведения лежит такое определение, как социальная норма. Это есть некий процент дозволенного в поведении людей, выполнение которого необходимо для сохранения социальной структуры. Отклонения от социальных норм классифицируют следующим образом:

  • позитивное отклонение. Его цель – благоприятное изменение социальной структуры путем перехода от устаревших стандартов к современным;
  • негативное отклонение. Приводит к разрушению и дезорганизации социальной системы и, как следствие, к девиантному поведению.

Давайте подумаем, верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении: «Девиантное поведение можно отождествить с социальным выбором. В случае, когда цель не представляется возможным достичь реальными возможностями, индивиды часто прибегают к иным средствам, позволяющим добиться желаемого». Для социологов ответ очевиден – суждения верны, а в качестве примера к ним можно привести людей, стремящихся к власти и богатству. Для достижения своих целей они могут выбрать противозаконные и антисоциальные средства и даже стать преступниками. Или же, к примеру, протест, неприятие общественных ценностей тоже являются формами отклонений, которыми характеризуются террористы, экстремисты, революционеры.

Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное поведение относительно, поскольку оно сравнивается с нормами конкретной группы. Например, в криминальном мире вымогательство есть норма, однако для среднестатистического населения это считается отклоняющимся поведением. В обобщенном виде к примерам девиантного поведения

относятся:

  • алкоголизм
  • проституция
  • уголовная преступность
  • суицид
  • психические расстройства
  • азартные игры
  • наркомания

В научных кругах более всех распространена типология Р. Мертона. Автор данной типологии считает девиацию результатом разрушенной культурной базы, в особенности, её этической основы. Таким образом,

Мертон выделяет четыре основных типа девиантного поведения:

  1. инновация = согласие с общественными целями, но отрицание предложенных обществом путей достижения. Формы девиации – проституция, шантаж, создание «финансовых пирамид».
  2. ритуализм = отрицание общественных целей, преднамеренное преувеличение путей их достижения. Форма девиации – бюрократия.
  3. ретретизм = неприятие одобренных социумом целей и полный отказ от способов их достижения. Формы девиации – наркомания, алкоголизм, бродяжничество.
  4. бунт = отрицание и целей, и способов, установленных обществом, а также замена их на новые. Форма девиации – революция, стремление к перелому общественных отношений.

Мертон заявляет, что девиация не означает негативное отношение к общепринятым нормам. К примеру, вор желает материального достатка, проявляет рвение к этой социально одобряемой цели. Или бюрократ, который стремится к выполнению надлежащих правил работы, однако исполняет требования буквально, а порой и абсурдно.

Проведем краткий обзор основных распространенных причин отклоняющегося поведения.

Причины девиации имеют не только социальное происхождение, но и биопсихическое. К примеру, склонность к наркомании и алкоголизму может передаться детям от родителей.

Одна из причин – маргинализация. Её основные признаки – разрыв с обществом всех связей: в первую очередь, социальных и экономических, а затем и духовных. Следствие маргинализации – переход к примитивным сегментам общества.

В большинстве случаев отклонения связаны с аддикцией – стремлением уйти от внутреннего дискомфорта, имеющего социально-психологический характер, изменить своё психическое состояние. Чаще всего отклоняющееся поведение выбирают те люди, чьи индивидуальности подавляются, а стремления блокируются. Они по ряду причин лишены возможности «построить карьеру», повысить социальный статус и считают общепринятые стандарты несправедливыми.

Психологические и биологические причины девиации на данный момент не полностью изучены и подтверждены наукой. Более достоверны социологические теории, которые рассматривают отклонения в поведении в общественном контексте. Так, довольно широкое распространение имеет концепция дезориентации, предложенная французом Э. Дюркгеймом. Он полагал, что основная почва появления отклоняющегося поведения – это общественные кризисы. В том случае, когда происходит рассогласование общественных норм и жизненных принципов конкретного человека, может наступить состояние аномии, что означает отсутствие норм.

Широко известна также теория стигматизации («навешивание ярлыков»). Согласно этой теории, абсолютно все люди имеют склонность к нарушению общественных норм. Однако по девиантному пути пойдут только те, на кого навешен этот ярлык. Например, рецидивист может забыть своё преступное прошлое и начать новую жизнь, но окружающие всеми своими действиями не дадут ему этого сделать, они могут ограничить общение с ним, не станут принимать на работу. И тогда человек будет вынужден снова вернуться к криминальной стезе.

Причины девиации психологического характера – это расстройства психики, отклонения в умственном развитии. Например, Фрейд выяснил, что есть тип людей с врожденным желанием к разрушению.

Заражение плохими нормами тоже может рассматриваться как причина девиации. «Заразиться» можно в результате случайного взаимодействия с малознакомыми людьми.

Неравенство в социуме также может стать причиной отклонений в поведении людей. Базовые потребности у большинства людей похожи, а вот возможности их удовлетворения у разных слоёв общества различные. В результате бедные приходят к мысли, что они имеют «моральное право» на девиацию по отношению к богатым.

Нельзя не отметить в качестве причин девиации природные/техногенные катаклизмы. Они приводят к нарушению психики людей, неравенству в обществе. Обратимся к примеру ближайшего к нашим дням прошлого – это последствия затянувшегося военного конфликта в Чечне или катастрофа в Чернобыле, различные землетрясения.

Для того, чтобы девиация не прогрессировала в поведении человека, ему следует придерживаться некоторых правил:

  • открывать себе доступ к новым легитимным путям достижения благополучия, повышения социального статуса;
  • принимать социальное равенство людей перед законом;
  • стараться адекватно трактовать наказание и преступление.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Девиантное поведение — это… Что такое Девиантное поведение?

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 декабря 2011.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях[1].

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта[2].

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение;

— асоциальное;

— противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

— патологические;

— непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

— «реакции»;

— «развития»;

— «состояния»[3].

Формы девиантного поведения

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 декабря 2011.

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

Сексуальные девиации

Алкогольная зависимость

Наркомания

Трудоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[1]

Девиантное поведение в антиутопии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 декабря 2011.

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Литература

  • Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
  • Гилинский, Я. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1

Ссылки

Примечания

  1. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.
  2. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический жернал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92—102.
  3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.

dic.academic.ru

Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся поведение характеризуется поступками, не отвечающими правовым или моральным нормам. Его необходимо отличать от аномального. 

Причиной отклоняющегося поведения выступают недостатки  личностного развития, связанные с ошибками воспитания, негативным влиянием социума. Оно не связано с незнанием моральных норм. У подростков это реакция, которая сопровождается протестом против установленных стереотипов. Иногда это вполне объяснимое явление.

Примеры отклонения в поведении:

Примерами отклоняющегося поведения называют девиантное и деликвентное поведение.

— девиантное — это отклонение от установленных норм и правил.

— деликвентное – психологическая предрасположенность к асоциальным поступкам.

Девиантным являются действия, при котором социально запущенный ребёнок совершает правонарушение. В таком случае ему требуется помощь педагогов,  психологической службы с целью перевоспитания.

Деликвентное поведение требует так же помощи со стороны школы,  других воспитательных заведений. Но для его коррекции  следует глубже разобраться с личностной проблемой.

Во многих странах ведущие педагоги и психологи считают, что не существует единого фактора, который приводит к деликвентному поведению. Это: банальная скука, ощущение пустоты, плохое окружение. Предвестником  такого состояния бывает половая незрелость.

«Врождённые механизмы» не могут являться причиной отклонения от нормы, как считают многие. Обуславливают данное  состояние социально-психологические факторы. Под их влиянием развивается агрессия, фрустрация, склонность к употреблению психотропных веществ.

Для подростков характерны такие нарушения моральных норм:

— стремление вырваться из-под опеки взрослых любыми способами;

— объединение в неформальные группы, где осуществляются правонарушения;

— увлечения, носящие антисоциальный характер.

Нередко молодёжь демонстративно протестует против мира взрослых. Она не хочет жить стереотипами. Поэтому, устанавливает свою реальность, часто агрессивную. Такие действия называют  агрессивно-демонстративными.

Есть пассивно-агрессивное состояние. Оно характеризуется внешним спокойствием.  Человек может мотивировать окружающих на антисоциальный поступок, оставаясь в тени.

Детское гримасничанье  является  скрытым проявлением агрессии. Это невербальный протест против установленных правил. Оно происходит, когда взрослые обращают внимание на ребёнка. Он подтверждает своим действием, что «плохой». О причинах негативного мнения о себе можно лишь догадываться.

Самоочернение можно объяснить желанием вырваться из власти родителей, учителей.

Старшие подростки демонстрируют непокорность тем, что собираются в неформальные группы. Отсюда – движения «хиппи», «панков», «неформалов», «эмо», «готы», «ска».

Взрослые видят отклонение поведенческого характера с визуальной стороны. Но здесь важна сама философия молодёжных течений. Она не всегда отвечает моральным ценностям, что может привести к деформации личности.

Давно замечено, что правонарушения совершаются именно в малой референтной группе.  Преступная  группировка возглавляется человеком, наделённым лидерскими качествами. Он способен влиять на её членов с целью совершения противоправных поступков.

Причиной отклоняющегося поведения часто становится  чрезмерный конформизм. Человек конформного типа подвержен влиянию толпы, которая подавляет его как личность, направляет на противоправные  действия. О таких говорят – «не имеющий стержня». Личности данного типа легко подавляются более сильными людьми, ими легко управлять и призывать к неправомерным действиям.

Из  всего вышеизложенного следует вывод о том, что причиной систематических отклонений в поведении   является недостаточное эмоционально-волевое развитие, эгоизм, подмена понятий, стремление самовыразиться за счёт других.

Для некоторых личностей, которые совершили противоправное действие, характерны неврозы и негативные отклонения поведенческого характера. Не являясь заболеванием, они требуют педагогического вмешательства,  помощи невропатолога или  психиатра.

Для этого создаются специальные коррекционные программы, где задействованы многие специалисты – психологи, медицинские работники, педагоги, работники полиции.

Отклоняющееся поведение was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

dizzwizz.ru