Что такое сензитивность в психологии: Словарь психологических качеств и свойств

Сензитивность возраста

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.

Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М. М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов:

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

Сензитивность в психологии это… – определение свойства личности, причины повышенной и пониженной сенситивности

Повышенная чувствительность или сензитивность в психологии – это понятие неоднозначное. Все зависит от контекста применения. Термин может служить для описания характера, возрастных особенностей, метода активного взаимодействия с миром.

Содержание материала:

  • 1 Определение сензитивности в психологии
  • 2 Что такое сензитивные периоды
  • 3 Характер и свойства личности
  • 4 Возрастная чувствительность
  • 5 Поведение в обществе
  • 6 Причины повышенной и пониженной сензитивности

Определение сензитивности в психологии

Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».

В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.

В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Что такое сензитивные периоды

Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.

Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.

Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.

Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:

  • говорить;
  • ходить;
  • двигаться и действовать;
  • общаться в социуме;
  • воспринимать порядок и окружающую действительность.

Характер и свойства личности

Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.

Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.

Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.

Другие черты характера:

  • стеснительность;
  • склонность к длительным переживаниям;
  • низкая самооценка;
  • заниженный уровень притязаний;
  • робость;
  • впечатлительность;
  • повышенная моральная требовательность к самому себе.

При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.

Возрастная чувствительность

Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.

Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.

Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.

Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.

Поведение в обществе

Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.

Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.

Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:

  1. Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
  2. Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
  3. Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
  4. Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.

Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.

Причины повышенной и пониженной сензитивности

Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.

Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.

Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.

Чувствительность и специфичность (с добавлением положительной прогностической способности) — MAX WACHTEL, PHD

В повседневной жизни это может показаться не таким уж интересным или важным, но концепции чувствительности и специфичности на самом деле огромны. Например, если вы хотите узнать, беременны ли вы, есть ли у вас коронавирус или раковая опухоль, вам лучше надеяться, что разработчики теста подумали о чувствительности и специфичности. И если вы адвокат, вы должны убедиться, что ваш эксперт рассмотрел эти вопросы, связанные с тестами, которые они используют, чтобы основывать свое мнение.

Понятия просты и связаны между собой, но они также немного сбивают с толку, так что начнем:

Чувствительность — это степень, в которой медицинский или психологический тест может показать, что человек состояние, которое тест измеряет. Например, если тест измеряет, беременны вы или нет, высокочувствительный тест выявит большинство людей, у которых есть «состояние» беременности. Он измеряется как корреляция, поэтому диапазон чувствительности теста может варьироваться от -1 до 1. Чем ближе к 1 тест, тем выше чувствительность. На уровне 1 тест идеален — он выявляет каждую беременную женщину при каждом введении теста.

Но высокая чувствительность теста не всегда хороша, особенно если это достигается за счет специфичности.

Специфичность — это степень, в которой медицинский или психологический тест может исключить людей, не страдающих данным заболеванием. Он измеряется по той же шкале от -1 до 1, что и чувствительность, и можно было бы надеяться, что тест на беременность будет иметь специфичность ровно 1 для каждого мужчины, который проходит тест — вы не хотите, чтобы тест на беременность когда-либо говорил мужчине. он беременен.

Высокочувствительные тесты (т. е. они обнаруживают многие или все истинные положительные результаты) иногда должны жертвовать специфичностью, чтобы сделать это, создавая так называемые «ложноположительные результаты». человек развит. Он состоит из одного вопроса: Вы человек? Если вы ответите «да» на этот вопрос, тест покажет, что вы беременны. Если вы ответите «нет», тест скажет, что вы не беременны.

Этот новый тест на беременность с одним вопросом будет иметь показатель чувствительности 1. Он будет охватывать буквально каждого беременного человека, потому что по необходимости каждый беременный человек является человеком. Но , он будет иметь крайне низкую специфичность, потому что создаст миллионы ложных срабатываний. Например, предполагается, что каждый мужчина, прошедший тест, был беременным, как и многие небеременные женщины.

Таким образом, очевидно, что важно учитывать как чувствительность, так и специфичность при оценке надежности результатов любого конкретного теста. И один из способов повысить надежность теста — понять роль еще одной статистической концепции: Положительная предсказательная сила (PPP).

PPP, иногда называемый положительной прогностической ценностью, представляет собой вероятность того, что кто-то с положительным результатом теста действительно соответствует этому условию. Для теста на беременность это будет означать, что положительный результат теста означает, что женщина действительно беременна. В моем примере теста на беременность с одним вопросом и идеальной чувствительностью оценка PPP была бы ужасной. Учитывая, что примерно 50% населения мира составляют мужчины и в любой момент времени большинство женщин не беременны, ППС никогда не сможет превысить 10-15%. По сути это было бы бесполезно. Вы могли бы также бросить монету.

Таким образом, концепции чувствительности , специфичности и положительной прогностической способности невероятно важны при оценке надежности любого типа теста, на который опирается эксперт при формировании мнения. Опрос экспертов по этому аспекту надежности теста может помочь укрепить их общее доверие (если они полагались на хорошие тесты) или значительно снизить их доверие (если тесты, которые они использовали, были плохими).

Свидетель-эксперт, судебная психология, общая психология, объяснение статистики Макс Вахтель статистика, судебная психология, чувствительность, специфичность, положительная предсказательная сила, надежность, свидетель-эксперт

Исследование чувствительности | Psychology Today

Несмотря на то, что понятие чувствительности все еще считается относительно новым понятием в области психологии, оно активно исследуется учеными и практиками уже не менее 25 лет. Следовательно, настало подходящее время подвести итоги того, что мы узнали на сегодняшний день и что нам нужно исследовать в будущих исследованиях. Лучшее понимание того, почему и как одни люди более (а другие менее) чувствительны, важно, потому что это даст нам информацию о различных способностях и потребностях людей с разным уровнем чувствительности. Корни исследования чувствительности на самом деле уходят в прошлое на 100 лет, к истокам психоанализа, когда психиатр К.Г. Юнг предположил, что некоторым людям свойственна «врожденная чувствительность» 9.0051 1

.

С тех пор некоторые аспекты чувствительности изучались с использованием другой терминологии (например, интроверсия или заторможенность поведения) в рамках отдельных направлений психологических исследований, но только в середине 1990-х гг. исследовать чувствительность как самостоятельную черту. Эти новые теории вызвали широкий интерес и стимулировали новые исследования. Далее я попытаюсь обобщить и описать это более недавнее исследование из прошлого (1995-2015) и настоящее время (2015-2020 гг.) и определить направления исследований на перспективу (2020-2030 гг.). Учитывая большое количество исследований, проведенных за этот период времени

2 , текущее резюме не стремится охватить все различные вклады в эту область, а скорее выделяет те из них, которые наиболее актуальны для целей этого короткого поста.

Прошлое: Описание чувствительности и первые эмпирические данные (1995-2015)
Первые 20 лет исследований чувствительности в основном были сосредоточены на развитии психологической теории. Действительно, очень важно иметь надежную теорию, прежде чем проводить эмпирические исследования для ее проверки и развития. Три отдельные теории от разных исследователей возникли примерно в одно и то же время в ответ на клинические наблюдения или академические исследования детского развития. Это были теории сенсорной чувствительности (SPS) Элейн и Арта Арона, дифференциальной восприимчивости (DS) Джея Бельски и биологической чувствительности к контексту (BSC) Тома Бойса и Брюса Эллиса. Общим для этих теорий является то, что все они предполагают, что на некоторых людей особенно сильно влияет то, что они переживают.

В первые дни исследований чувствительности исследования были сосредоточены на конкретных аспектах каждой из этих теоретических точек зрения, таких как механизмы, лежащие в основе чувствительности. Например, исследования SPS были сосредоточены в первую очередь на личности взрослых, исследования DS были сосредоточены на темпераменте младенцев, а исследования BSC были сосредоточены на физиологической реакции на стресс у детей. Важным ранним вкладом была разработка самоотчетной меры чувствительности для взрослых, известной как шкала высокочувствительного человека (HSP). Это проложило путь для большого количества последующих исследований, в которых изучалось, как чувствительность связана с другими чертами, такими как интроверсия. В то время как эмпирические исследования, связанные с СФС, в основном включали перекрестные исследования и выборки взрослых, исследования СД и СПК преимущественно включали лонгитюдные исследования, охватывающие выборки детей с раннего детства до подросткового возраста. В течение этого периода все большее число исследований предоставляло все более убедительные эмпирические доказательства концепции чувствительности, причем первые исследования также изучали функцию мозга и генетику чувствительности.

Настоящее время: уточнение теории и расширение исследований (2015–2020 гг.)
Последние пять лет исследований чувствительности были сформированы уточнением и консолидацией теорий, лежащих в основе построения, а также расширением и расширением эмпирических исследований, позволяющих для более глубокого понимания психологических, физиологических и генетических компонентов чувствительности. Различные теории и построения были объединены в более широкую интегрированную структуру экологической чувствительности (ES) (Michael Pluess 9). 0051 3,4 .) Были разработаны новые способы измерения чувствительности у детей и подростков, в том числе оценки, основанные на наблюдении за поведением подготовленных экспертов. До этого периода несколько теорий имели тенденцию различать две группы людей: высокочувствительных и нечувствительных.

Источник: Aquariagirl1970 на Shutterstock

Однако новые исследования на гораздо более крупных выборках в этот период привели к открытию того, что чувствительность следует рассматривать вдоль континуума (все чувствительны в той или иной степени) и что людей можно разделить на три группы чувствительности. : низкий, средний или высокий. Эти группы были обозначены как одуванчики, тюльпаны и орхидеи. В этот период также был достигнут значительный прогресс в отношении взаимосвязи между чувствительностью и другими общими чертами личности, что указывает на специфический профиль личности, лежащий в основе чувствительности. В частности, исследования показали, что чувствительность характеризуется повышенным невротизмом и открытостью переживаниям, при этом интроверсия играет меньшую роль, чем предполагалось ранее. Было обнаружено, что в нейронауке о чувствительности важную роль играют структура и функция нескольких областей мозга, таких как гиппокамп и миндалевидное тело.

Доступ к новым измерениям и большим выборкам также позволил существенно продвинуться в нашем понимании роли генетики в чувствительности: исследования показали, что около 50 процентов различий между людьми можно объяснить генетическими факторами. Кроме того, эти генетические факторы широко распространены по всему геному, а не отражают один «ген чувствительности». Эмпирические исследования продолжали развиваться и расширяться в географических регионах, культурах и контекстах за пределами США и Великобритании, таких как Италия, Бельгия, Германия, Ливан, Япония и Южная Африка, и это лишь несколько примеров. И, наконец, что важно, за это время также были усилены исследовательские проекты, в которых использовались более экспериментальные и лонгитюдные подходы. Они также все чаще исследовали чувствительность в ответ на положительный опыт, а не на преимущественно отрицательный, подчеркивая многочисленные преимущества высокой чувствительности.

Будущее: измерение, биология и развитие на протяжении всей жизни (2020–2030 гг.)
Несмотря на значительный прогресс в исследованиях чувствительности за последние 20 лет, в наших текущих знаниях есть пробелы, которые необходимо устранить в будущем. исследовать. Среди них вопрос о том, как именно развивается чувствительность с течением времени и закладывается ли она в детстве или может развиться дальше во взрослом возрасте. Чтобы исследовать это, нам нужно продолжать улучшать нашу способность точно измерять чувствительность, определяя и фиксируя ее наиболее важные характеристики. В идеале такие меры должны быть объективными, применимыми к людям разных возрастов и культур и включать биологические компоненты чувствительности. Несмотря на то, что в нашем понимании биологии, лежащей в основе чувствительности, был достигнут некоторый первоначальный прогресс, требуется гораздо больше работы с упором на нейробиологию, физиологию и генетику. Тщательно спланированные нейробиологические и физиологические исследования имеют основополагающее значение для углубления нашего понимания чувствительности.