Индивидуальная работа с тревожным подростком: Индивидуальная работа психолога по проблеме школьной тревожности
Цикл индивидуальных занятий психолога с тревожным ребенком. | План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа):
Цикл индивидуальных занятий психолога с
тревожным ребенком.
В работе с тревожными детьми очень важно установить причины формирования тревожности. У всех детей они всегда разные. После этого педагог-психолог планирует не только работу с ребенком, но и с его окружением. Ниже представлен цикл занятий, который был разработан для конкретного ребенка, но упражнения, игры и задания, представленные в нем можно взять в копилку педагога-психолога для работы с тревожными детьми.
Цель : Создание условий для снятия психологического напряжения, связанного с повышенной тревожностью, страхами ребенка, для формирования уверенности в себе, формирования навыков саморегуляции.
Сроки реализации: 3 месяца.
Организационные принципы и условия проведения занятий:
Цикл включает в себя занятия, которые проводятся (ориентировачно) с ноября по январь в кабинете психолога один раз в неделю в первой половине дня по 15-20 минут каждое. Педагог психолог создаёт и поддерживает ситуацию успеха в деятельности, обеспечивая психологический комфорт.
Ожидаемый результат:
Снижение общего уровня тревожности у ребёнка, повышение уверенности ребенка в себе.
Методы отслеживания эффективности занятий:
Мониторинг, использующий данные наблюдения за ребенком, психологической диагностики в начале и конце занятий.
Форма подведения итогов: Анализ результатов наблюдения и диагностики в конце занятий.
Диагностический инструментарий: Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен, Тест Панфиловой «Страхи в домиках» — модификация теста Захарова, Тест «Лесенка» Щур, наблюдение за ребенком.
Методы и приёмы проведения : игры и упражнения психогимнастики, арт-терапии : игровой, рисуночной, песочной, сказко-терапии и др; методы ауторелаксации. Приём использования художественного слова, дыхательные техники.
Средства: Педагогическая техника: речь, мимика, движения; различные виды деятельности: игра, общение, рисование.
Техническое оснащение: кинетический песок, песочница, набор игрушек к ней, арт-терапевтические сказки, карандаши, краски.
Содержание занятий:
№ занятия | Цель | Содержание | Методическое обеспечение |
1. | Способствовать психологическому раскрепощению. | Мотивационные игры с песком: 1.Сделать максимально высокую горку. 2.Песочный дождь 3.Блинчик из песка и его расписывание двумя мизинчиками 4.Из блинчика сделать квадрат. 5. нарисовать на нем образ животного, который тебя восхищает. | Е.Тартарова |
2. | Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, для снятия эмоциональных барьеров при общении с другими детьми. | Мотивационные игры с песком: 1.В паре с другим ребенком: придумать по 5оригинальных способов передвижения песка 2.Зарывание разных частей кисти (по 3 оригинальных способа). 3. Ведущий и ведомый (повторяй за мной движения руками и манипуляции с песком) 4. Обратные действия 5. Рисование двумя мизинцами двух кругов одновременно 6. Мой уникальный автограф. | Е.Тартарова |
3. | Способствовать формированию положительного образа своего тела. Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь сформулировать словами свое состояние. | 1. Психогимнастическое упражнение « Я рисую человека» 2.Упражнение «Незаконченные предложения» (вербальное описание своего эмоционального состояния: Я радуюсь, когда….. Я скучаю, когда…. . Я интересуюсь, когда ….. Я злюсь, когда…. Сначала пс. делится своим эмоциональным состоянием: например, «Я радуюсь, когда вижу тебя, когда мы вместе занимаемся. А когда радуешься ты?» 3.Рисование пиктограмм. | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019г. |
4. | Способствовать формированию уверенности в себе. Создать условия для расслабления мышц рук, спины, груди; снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь сфокусироваться на приятных чувствах и показать, как использовать их для преодоления эмоционального дискомфорта . | 1.Психогимнастическое упражнение «Я расту». 2. «Шалтай-Болтай» «Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне». Поворачивать туловище сначала вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз 3.Беседа об эмоциях: приятных и неприятных. 4.Рисование «Приятные воспоминания» | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019 г. |
6 | Способствовать снятию п/напряжения, преодолению тревожности. | 1.Психогимнастическое упражнение «Я расту». 2. Игра «Да, нет, иногда» 3. Рисование «На ошибках учатся» | Справочник психолога Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №5- с.34, 35 |
5. | Способствовать формированию уверенности в себе. Создать условия для расслабления мышц рук, спины, груди; снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, помочь справиться с неприятными эмоциональными переживаниями. | 1.Психогимнастическое упражнение «Я расту». 2. «Шалтай-Болтай» 3. Беседа на тему « Что ты чувствуешь, когда приходишь в детский сад».( Где находится это чувство. На что оно похоже. Какого оно цвета. Оно большое или маленькое. 4. Попробуй изобразить его из кинетического песка. Если быты был волшебником, во что бы ты смог превратить его?) Попробуй. 5. Психогимнастическое упражнение «Осенью» | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, 2019г. |
6. | Создать условия для расслабления мышц рук, спины .Создать условия для повышения самооценки ребенка | 1. Психогимнастическое упражнение «Штанга» (Сделать вдох, поднять штангу, зафиксировать положение, чтобы судьи засчитали победу. Бросить штангу, выдохнуть, расслабиться. Поклониться воображаемым зрителям. Выполнить еще раз) 2.Рисование «Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» 3. Психогимнастическое упражнение «Осенью» | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) Журнал «Справочник педагога-психолога детский сад» №11, картотека п-г упр-й. |
7. | Создать условия для психомышечного расслабления. Способствовать психологическому раскрепощению, помочь побороть свои негативные эмоции. | 1. Упражнение «Сдвинь камень» ( Ребенок лежит на спине. Попросить его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой. 2.С/р игра « Трудный случай из жизни» 3.Рел-е упр. «Водопад» (Сядь поудобнее и закрой глаза. Глубоко вдохни и выдохни (2–3 раза). Представь, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по голове… Расслабляется лоб, затем рот, расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по затылку, плечам, помогая им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает со спины, в спине исчезает напряжение, она становится мягкой и расслабленной… Свет течет по груди, животу. Они расслабляются. Ты без всякого усилия глубоко вдыхаешь и выдыхаешь. Тебе приятно. Ты чувствуешь себя расслабленным… А свет течет также по рукам, ладоням, пальцам. Они становятся мягкими и расслабленными… Свет течет и по ногам, спускается к ступням. И они расслабляются, становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляешься и наполняешься свежими силами… Теперь мысленно поблагодари этот водопад света за то, что он так чудесно тебя расслабил… Потянись, выпрямись и открой глаза.) | |
8 | 1.Упражнение «Черепаха» Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности. Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд). 2.Рисование «Чего я боюсь». | ||
8. | Создать условия для снятия чувства эмоционального дискомфорта у ребенка, снижения уровня тревожности. | 1.Упражнение «Черепаха» 2. П/т Упражнение «Дерево жизни» | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) |
9. | Создать условия для снижения напряжения, дать возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги; способствовать повышению уверенности в себе. | 1.«Разрывание бумаги» ( Представим, что мы играем в снежки. А для этого нам надо порвать бумагу и сделать из неё снег и снежки) Предложить ребёнку рвать бумагу(газеты) и бросать кусочки в центр комнаты. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх. 2. Беседа «За что меня любит мама» Ребенок говорит за что его любит мама. Сказкотерапия с использованием сказки «Сказка о букашке Сашке. (О. Хухлаева) Постепенно психолог подводит его к тому, что мама любит его просто за то, что он у неё есть. | Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е, Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2012 |
10. | Способствовать психологическому раскрепощению, снятию тревожности, повышению доверия к близким. | 1.Упражнение: Что мне нравится делать больше всего? 2.Упражнение «Художники – натуралисты» 3.Расслабление. Ребенок садятся или ложится на пол в удобной для них позе. Пс.говорит: устраивайся поудобнее, расслабься, закрой глаза и послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Произнеси свое имя сначала так, как тебя зовут сейчас, а потом так, как будут звать, когда вырастешь. Почувствуй, какое у тебя красиво имя, оно только твоё». | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) Лютова Е.К., Монина Г.Б. « Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:»Генезис» 2000г. |
11. | Способствовать психологическому раскрепощению, помочь побороть свои страхи. | 1.Придумывание сказки «Не думай, что мы тебя не любим» П. рассказывает о том, что в одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его дома никто не любит. Затем п. предлагает придумать и рассказать сказку про этого зайчика. | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) |
12. | Способствовать психологическому раскрепощению, уменьшению тревожности, появлению оптимистического отношения к жизни, снятию мышечных зажимов. | 1. Игра «Настроение и походка» Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся. 3.Игры с песком: «Сказочный остров». | А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» (Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013 г.) |
13 | Создать условия для формирования позитивной установки ребенка на дальнейшую жизнь, закрепление оптимистического отношения к жизни. | 1. Упражнение «Закончи предложение» Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь… 2.Рисунок «я в будущем» |
Методы работы с тревожными детьми
Главная / Помощь начинающему психологу / Методы работы с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ребенка узнали окружающие, в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.
Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»). Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.
Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).
Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Сопровождение адаптации первоклассников. Рекомендации учителю
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.
Обсуждайте важные вопросы!
В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов.
- Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
- Зачем нужно учиться?
- Что такое правила и принципы школьной жизни?
- Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
- Как себя вести на уроках и на переменах?
- Как готовиться к урокам?
- Как работать с учебниками?
- Каким должно быть мое рабочее место дома?
Признаки возможных отставаний учащихся в учёбе
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в
результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при
решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки
проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те .моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки
могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.
Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Создание «Лесной школы»
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки…
Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал…
И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники — книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.
Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки Сторож-Крот. — Ведь в
школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот.
— Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке
звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.
— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, — ответила Сорока.
— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.
— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.
— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.
— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
— Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.
— В школу, в школу! — шепчет березка.
— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.
Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.
Букет для учителя
В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками. А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки. Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!» Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя.
Собирали и разговаривали.
— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, — волновался за подружку Лисенок.
— Не знаю, — ответила Белочка, — я действительно не могу усидеть на месте спокойно.
— Ничего, — успокоил ее Зайчонок, — там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.
— Перемены? — удивился Волчонок.
— А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.
— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок.
— Для этого мы в школу-то и идем.
— Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.
— Поживем — увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.
— А какой он — учитель? — поинтересовалась Белочка.
— Добрый он или злой?
— Не знаю… — размышлял Волчонок.
— Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.
— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, — чтобы все разрешал.
— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисенок.
— Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть! Все ребята-зверята весело засмеялись.
— Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.
— Да, это было бы хорошо… — подтвердил Медвежонок.
— А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, — тихо произнес Зайчонок.
— Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? — удивился Волчонок.
— Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!
— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.
— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок. «Наверное, нашему учителю будет очень приятно!» — подумали завтрашние первоклассники.
Автор материала: Алексеева Марина Александровна
Беспокойство у детей и подростков: руководство для родителей
Понимание беспокойства у детей и подростков
Как родители, мы всегда желаем нашим детям самого лучшего. Мы хотим, чтобы они были здоровыми, счастливыми и стойкими, когда сталкивались с жизненными трудностями. Часто это легче сказать, чем сделать, когда речь идет о повседневных требованиях и родительских обязанностях. Тревожность — распространенная проблема у детей, подростков и подростков, часто возникающая на разных этапах развития. Тревожные расстройства могут быть впервые диагностированы у детей в возрасте от четырех до восьми лет, в то время как недавнее исследование показало, что около 32% подростков в США страдают тревожным расстройством, и это число значительно увеличилось с годами. Исследование также показало, что каждый четвертый-пятый подросток имеет серьезную инвалидность, связанную с тревожным расстройством.
Пандемия COVID-19 усилила тревожность у детей и подростков, нарушив их обычный распорядок в школе, семейной жизни и отношениях со сверстниками. Не всегда легко распознать разницу между нормальным беспокойством и тревожным расстройством у детей и подростков, особенно в это стрессовое время. Например, молодые люди часто беспокоятся о своих школьных занятиях или сдаче экзаменов, но это обычно временное явление после того, как непосредственный стрессор прошел. Однако, если беспокойство становится постоянным и мешает повседневному функционированию ребенка, это может негативно сказаться на общем качестве его жизни.
Хотя справиться с тревожностью вашего ребенка может быть трудной ситуацией для вас как для родителя, хорошая новость заключается в том, что тревожность поддается лечению. Вы также можете многое сделать, чтобы помочь своему ребенку. Вместо того, чтобы предполагать, что ваш ребенок перерастет свое беспокойство, лучше как можно скорее начать предпринимать шаги, чтобы помочь вашему ребенку справиться со своими симптомами и восстановить контроль над тем, как он смотрит на окружающий мир.
Симптомы тревоги у детей и подростков
Симптомы тревоги значительно различаются и часто не диагностируются у детей и подростков. Тревожные расстройства у детей характеризуются раздражительностью, нервозностью, чрезмерным беспокойством, застенчивостью, проблемами со сном и/или физическими симптомами, такими как головные боли или проблемы с пищеварением.
На детей сильно влияет то, что происходит в окружающем их мире. Они могут чувствовать себя истощенными и изолированными от других, а также испытывать страх или чувство стыда.
Детям с тревожностью также могут быть трудно заводить друзей или участвовать в других социальных мероприятиях.Среди наиболее частых симптомов у детей:
- Трудности с концентрацией внимания.
- Проблемы со сном или ночные кошмары.
- Проблемы с истериками или гневом.
- Быть напряженным или суетливым.
- Частые периоды плача.
- Часто жалуется на плохое самочувствие.
Большинство беспокойств подростков связано с переживаниями по поводу самих себя. Они могут включать в себя успеваемость и давление, чтобы добиться успеха в школе, то, как они воспринимаются другими, и опасения по поводу своего образа тела, связанные с физическим развитием.
Тревога у подростков не всегда очевидна, поскольку они склонны скрывать свои мысли и чувства. Вот некоторые из признаков, на которые следует обратить внимание:
- Постоянные страхи или беспокойство по поводу рутинных аспектов своей жизни.
- Уход от друзей или социальной активности.
- Раздражительность или набрасывание на других.
- Трудности в школе или внезапная плохая успеваемость.
- Отказ от посещения школы.
- Проблемы со сном.
- Злоупотребление психоактивными веществами.
- Постоянно ищет уверенности.
Какими бы ни были конкретные симптомы вашего ребенка или подростка, тревога может негативно сказаться на их мыслях, эмоциях и физическом здоровье. Это, в свою очередь, может помешать их способности функционировать как в учебе, так и в обществе. Помощь им в решении проблемы начинается с признания причин их симптомов тревоги.
Причины беспокойства у детей
Существует множество причин, по которым дети становятся беспокойными. Тревожные расстройства, скорее всего, вызваны сочетанием экологических и биологических факторов. Тревога, как правило, передается по наследству и чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.
Тревожные расстройства охватывают различные типы проблем психического здоровья, включая генерализованное тревожное расстройство (ГТР), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), социальное тревожное расстройство и другие специфические фобии. Некоторые дети также испытывают тревогу разлуки со страхом и страданием из-за того, что находятся вдали от дома.
[Читать: Тревожные расстройства и приступы тревоги]
Дети и подростки могут иметь более одного типа тревоги одновременно. Тремя наиболее распространенными типами тревоги у детей являются тревога разлуки, социальная тревога и генерализованная тревога.
Начало тревожного расстройства часто провоцируется стрессовыми событиями, такими как внезапные перемены в жизни, трудности в школе, наличие дополнительных обязанностей, выходящих за рамки их уровня зрелости, стресс из-за семейных ситуаций или травматический опыт, в том числе травля или другие формы злоупотребления.
Родители, которые беспокоятся сами или чрезмерно опекают своих детей, также могут способствовать беспокойству ребенка. Исследование, проведенное в 2021 году, показало, что поддержка родителей является решающим фактором психического здоровья подростков. Поощряя вашего ребенка развивать стратегии выживания, такие как принятие, отвлечение внимания и позитивный настрой, вы можете помочь укрепить его благополучие и облегчить его стресс и тревогу.
Роль социальных сетей в детском беспокойстве
Подростки и подростки, в частности, проводят бесчисленные часы на своих смартфонах, отправляя текстовые сообщения и сообщения друзьям, а также взаимодействуя со своими учетными записями в Instagram, Facebook, Snapchat и Twitter. Получение уведомлений в социальных сетях в течение всего дня может повлиять на их мысли и чувства о себе. В некоторых отношениях это может быть приятным, позитивным опытом, но в других это может также усилить тревогу и чувство изоляции и депрессии.
Хотя социальные сети могут помочь детям и подросткам оставаться на связи и поддерживать более тесные связи с друзьями и семьей, они также могут способствовать травле и негативно влиять на представление о себе и самооценку.
Исследование, проведенное в 2019 году среди более чем 6500 детей в возрасте от 12 до 15 лет в США, показало, что те, кто проводит более трех часов в день в социальных сетях, подвергаются повышенному риску проблем с психическим здоровьем. Внутреннее исследование, проведенное в Facebook в 2021 году, показало, что подростки могут испытывать трудности с повышенным социальным сравнением и давлением сверстников, при этом Instagram упоминается как один из источников, который может усугубить существующие проблемы с психическим здоровьем.
Читайте: Социальные сети и психическое здоровье.
Как помочь ребенку справиться с тревожностью Совет 1: правильно реагируйте на его тревожность
Это может показаться интуитивным, но родителю, имеющему дело с тревожным ребенком, важно сохранять спокойствие и надежду, насколько это возможно. То, как вы реагируете на мысли и поведение вашего ребенка, может оказать существенное влияние на его способность справляться с трудностями.
Поговорите с ребенком о том, что его беспокоит
Начните разговор с ребенком, попросив его выразить свои чувства по поводу его беспокойства. Простое указание ребенку не волноваться или перестать думать о его проблемах не поддерживает и не подтверждает его. Лучше убедить ребенка, что он может бояться, и подчеркнуть, что вы будете рядом, чтобы помочь ему на каждом этапе пути.
[Читайте: Как перестать беспокоиться]
Если вашему ребенку трудно объяснить, что он чувствует, попросите его рассказать об этом в виде истории. Выйдя за пределы себя, ваш ребенок может чувствовать себя более комфортно и лучше описывать свои чувства и эмоции.
Проявите заботу и понимание
Выражение поддержки и сострадания в сочетании с совместным подходом к поиску действенных решений может стать мощным инструментом. Исследования показывают, что материнская эмпатия оказывает значительное влияние на облегчение стресса у детей.
Пусть ваш ребенок знает, что в беспокойстве нет ничего постыдного и что вы здесь, чтобы помочь ему понять, что вызывает у него беспокойство, и найти способы справиться с этим. Этот подход к командной работе является общей связью между вами и вашим ребенком, а также способствует способности вашего ребенка справляться с собственным беспокойством.
Поддерживайте, но не контролируйте
Главное — помочь ребенку справиться со своим беспокойством, но не слишком защищать его, пытаясь избавиться от него. Внимательно слушая и выражая сочувствие, вы уже оказываете большую поддержку.
Вы также можете говорить о том, как вести себя в различных ситуациях. Если ваш ребенок, например, боится разлуки, был в гостях у друга и беспокоится о возвращении домой, проведите мозговой штурм и придумайте соответствующие ответы. Например, ваш ребенок может спросить маму друга, в какое время вы его заберете, или он может попросить маму позвонить вам, чтобы узнать, во сколько вы будете там. Наличие подобных стратегий может помочь успокоить ребенка и уменьшить чувство тревоги.
Развивайте у ребенка навыки совладания
Вместо того, чтобы избегать триггеров тревоги вашего ребенка, вы можете помочь ему разработать эффективные стратегии преодоления. Частая положительная обратная связь побудит вашего ребенка чувствовать себя более способным и уверенным в себе.
Ставьте перед собой небольшие цели, реалистичные и достижимые. Каждый раз, когда цель достигнута, вы можете сказать: «Я так горжусь тем, как вы справились с ситуацией и справились со своей тревогой».Обязательно хвалите ребенка за его усилия всякий раз, когда он проявляет какую-либо устойчивость или сталкивается со своими страхами. Если происходит неудача, убедите ребенка, что это не неудача, а опыт, который поможет ему преодолеть будущие препятствия. Поговорите с ними о том, что они могли бы изменить в следующий раз, чтобы получить лучший результат. Они почувствуют себя более сильными, когда возьмут ситуацию под контроль.
Поговорите с лицензированным терапевтом
Крупнейшая в мире служба терапии. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.
Получите скидку 20%
Раскрытие партнерской информации
Совет 2: Будьте положительным образцом для подражания для своего ребенка
Ваш ребенок смотрит на вас и нуждается в вашем руководстве, чтобы показать ему, как справляться со стрессом и беспокойством. То, как вы справляетесь с разочарованием и выражаете гнев, является ярким примером. Старайтесь сохранять спокойствие и терпение, когда имеете дело с проблемами и сложными ситуациями. То, как вы говорите и о чем говорите, также может иметь огромное влияние даже на ценности и поведение трудного подростка.
Родители, которые заботятся о себе, высыпаясь, регулярно занимаясь спортом и соблюдая здоровую диету, могут поощрять своих детей делать то же самое. Если вы практикуете йогу, медитацию или другие методы релаксации, ваши дети, скорее всего, будут уделять больше внимания своему благополучию. Однако избегайте негативных комментариев о собственном теле, так как это может привести к ухудшению самооценки и стыду.[Читать: Позор тела: причины, последствия и улучшение образа тела]
Моделирование здорового образа жизни также может научить ваших детей ценным урокам. Мы все совершаем ошибки, и дети должны понимать, что, хотя у родителей есть недостатки, они все же могут успешно преодолевать невзгоды. Это может помочь устранить ненужное давление, которое может способствовать беспокойству вашего ребенка.
Совет 3. Попрактикуйтесь с ребенком в технике релаксации
Предложите вместе с ребенком выполнить упражнения по глубокому дыханию или медитации. Это позволит понять, как они себя чувствуют, и предложит проактивные стратегии релаксации, которые вы можете попробовать вместе. Когда дети беспокоятся, их дыхание обычно становится поверхностным. Вы можете попробовать глубокое дыхание животом, при котором ребенок кладет одну руку на грудь, а другую на живот. Когда они вдыхают, их живот должен расширяться, а когда они выдыхают, их живот должен сжиматься.
Осознанное дыхание заключается в сосредоточении внимания на дыхании и привлечении внимания к настоящему моменту. Пусть ваш ребенок закроет глаза и медленно вдохнет и выдохнет. Пока они дышат, они могут сканировать свое тело на наличие областей напряжения. Затем они могут визуализировать ощущение тепла и комфорта, чтобы облегчить дискомфорт в этих областях.
[Слушайте: Медитация осознанного дыхания]
Детям старшего возраста и подросткам также может понравиться изучение различных видов йоги, медитации, управляемых образов и других техник релаксации.
Отключать сотовые телефоны и социальные сети и настраиваться на их «счастливое место» — отличный навык, который нужно практиковать каждый день. Ваш подросток может вызвать в памяти конкретное воспоминание или ситуацию, которая заставляет его чувствовать себя спокойным, защищенным и довольным. Возможно, это связано с проведением времени на пляже, в спокойном месте для отдыха или в окружении природы. Использование визуализации красивых изображений или приятных звуков — идеальный способ войти в это состояние расслабления.
Совет 4. Соблюдайте правила гигиены сна
Поскольку у тревожных детей часто возникают проблемы со сном, очень важно установить предсказуемый и расслабляющий режим сна. Установите регулярный график сна, сократив физические нагрузки и сократив воздействие света перед сном, а также избегая употребления кофеина.
Убедитесь, что ваш ребенок чувствует себя комфортно и безопасно перед сном, с минимальными отвлекающими факторами, которые помогут ему заснуть. В их спальне должно быть прохладно, тихо и уютно. Время использования компьютеров, телефонов, телевизоров или видеоигр должно быть сокращено как минимум за час до сна. Это идеальное время, чтобы почитать ребенку или послушать мягкую, успокаивающую музыку. Младший ребенок также может чувствовать себя в большей безопасности с включенным ночником или с мягкой игрушкой или мягким одеялом, чтобы успокоить его.
Совет 5. Поощряйте здоровое использование социальных сетей
Поскольку исследования показывают как их полезные, так и вредные последствия, обсуждение с детьми плюсов и минусов социальных сетей — хорошее начало.
Вместо того чтобы просто пытаться заставить ребенка убрать телефон, что может только усилить его тревогу, вы можете предпринять более позитивные шаги:
- Подайте хороший пример своему ребенку, ограничивая свое время перед экраном вовлеченность в социальные сети.
- Поощряйте вашего ребенка больше общаться с друзьями лично и участвовать в творческой деятельности, а не сосредотачиваться на количестве «лайков», которые привлекают его публикации в социальных сетях. Если пребывание на экране не войдет в привычку с самого начала, дети научатся занимать себя другими способами.
- Выделите определенное время, когда вся семья не будет пользоваться телефонами и компьютерами. Это может быть ежедневная деятельность в течение короткого периода времени или выходные, когда вы заняты семейными делами.
- Напомните подросткам, что изображения, которые они видят в социальных сетях, часто изменены в цифровом виде и не являются точным представлением реальной жизни. Точно так же посты о вечеринках или мероприятиях, на которые их не приглашали, часто делают более забавными, чем они есть на самом деле.
- Поощряйте вашего ребенка обрывать связи с теми, кто публикует негативные комментарии о нем, и призывайте их нести ответственность, публикуя комментарии о других. Особенно подростки могут быть импульсивными и не осознавать, что контент, которым они делятся, может быть оскорбительным или неуместным.
- Уменьшите время, проводимое перед экраном, если социальные сети мешают вашему ребенку учиться, спать или заниматься другими делами.
Дополнительные советы по оказанию помощи подростку
Многие из упомянутых выше методов могут быть эффективными для помощи как детям, так и подросткам, страдающим тревогой. Однако, поскольку подростки и подростки часто имеют определенные знания о тревоге и тревожных расстройствах, есть некоторые дополнительные стратегии, которые могут помочь.
Поговорите со своим подростком о беспокойстве
Убедите подростка в том, что при определенных обстоятельствах тревога также может служить защитной эмоцией . Тревога заставляет нас осознавать потенциальные опасности и помогает нам оставаться в безопасности. То неприятное ощущение в кишечнике, которое мы иногда испытываем, может быть сигналом потенциальной угрозы. Поскольку внимание к этим предупреждающим знакам — это способ избежать опасных ситуаций, чувство беспокойства может иметь и положительную цель. Вы также можете помочь подростку меньше бояться своего беспокойства, поговорив с ним о том, что он может изменить, чтобы улучшить конкретную ситуацию в будущем.
Поддерживайте открытый диалог с подростком. Поддержание эффективного общения с подростками может быть трудным и даже временами неудобным. Подростки не всегда будут доверять своим родителям, поскольку они становятся более независимыми. Поддерживающий стиль общения повысит доверие и комфорт при обмене своими чувствами.
Необходимо наладить постоянную связь с подростками и узнать, как прошел их день. Они могут не вдаваться в подробности, но они будут знать, что вы искренне заинтересованы и обеспокоены ими. Несколько ободряющих слов могут иметь большое значение. Скажите подростку, что вы гордитесь им и его прогрессом. Если они выражают беспокойство или тревогу по поводу конкретной ситуации, это возможность начать более глубокий разговор. Подтвердите их чувства, сказав: «Я знаю, что это трудная ситуация» или «Это звучит очень обидно».
Используйте навыки активного слушания. Подростки обращаются к родителям за поддержкой и способами выразить свои чувства. Внимательно слушая и подтверждая их чувства без осуждения или критики, вы можете облегчить их симптомы беспокойства. Вы можете сделать это, уделяя подростку все свое внимание, устанавливая зрительный контакт, чтобы показать, что вам интересно то, что он говорит, и время от времени кивая, чтобы показать, что вы действительно слушаете. Старайтесь не перебивать подростка во время его речи, чтобы он чувствовал себя комфортно и полностью выражал свои мысли.
[Читать: эффективное общение]
Подготовьтесь к тому, как справляться с трудными ситуациями. Обсудите рациональные и иррациональные ответы на проблемы, с которыми сталкивается ваш подросток, независимо от того, связаны ли они со школой, социальными отношениями или общими жизненными проблемами. Признайте, что определенные обстоятельства могут вызывать тревогу, но рассматривайте их в правильном свете, чтобы эти чувства не раздувались до предела и не вызывали еще большей тревоги. Подростки могут намеренно или непреднамеренно преувеличивать свои чувства обиды или беспокойства, а также могут начать спорить, если почувствуют, что вы как родитель не понимаете.
Говоря о том, как они отреагировали на ситуацию, предложите альтернативные методы, которые могут оказаться более эффективными. Например, если ваш подросток получил неудовлетворительную оценку на экзамене и отреагировал, назвав себя глупым или думая, что никогда не закончит учебу, вы можете помочь переформулировать эти иррациональные мысли. Помогите им взглянуть на проблему более реалистично, подчеркнув, что это всего лишь один тест, и они могут улучшить свои оценки, усердно занимаясь или работая с репетитором.
Повысьте самооценку вашего подростка
Подчеркните сильные стороны вашего подростка, а не его слабости. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на их беспокойстве, вы можете подчеркнуть их положительные качества. Это может быть так же просто, как похвалить вашего подростка за его внимательность, доброту или внимание к другим. У вашего подростка также могут быть сильные интеллектуальные или характерные черты, которые выделяют его как личность. Укажите, что их уникальность — это то, что нужно отмечать, а не чувствовать, что они не вписываются в общество.
- Воспитание устойчивости и уверенности в себе может помочь подростку осознать свою способность решать проблемы самостоятельно. Если они хорошо справляются с экзаменом или школьным заданием, вы можете сделать больше, чем просто похвалить их. Вы также можете напомнить им о количестве времени, которое они посвятили учебе и подготовке. Это покажет им ценность их усилий для достижения успеха, а не постоянное беспокойство о результате.
- Если у вашего подростка есть особый интерес или способности, такие как искусство, музыка или спорт, вы можете использовать это, чтобы поддержать его мотивацию. Если вы покажете, насколько вы горды, и признаете награду за их самоотверженность, это укрепит их уверенность. Освоение любого типа навыков повысит самооценку и отвлечет внимание от беспокойства. Помните, речь идет не о попытке быть совершенным; цель состоит в том, чтобы приложить все усилия для достижения успеха, основываясь на своих способностях.
Помните о своих ожиданиях. Подростки часто могут чувствовать себя перегруженными высокими ожиданиями и необходимостью добиться успеха. Сохранение реалистичных целей может помочь им добиться академических успехов, не увеличивая их тревоги по поводу оценок и результатов тестов.
Покажите ценность помощи другим. Участие в полезной деятельности, которая помогает другим, может повысить самооценку подростка и стать продуктивным, здоровым отвлечением от беспокойства. Поощряйте их искать возможности волонтерства в сообществе для дела, которым они увлечены. Присоединение к группе или клубу с другими подростками, которые разделяют их интересы, также может улучшить социальные навыки и создать чувство принадлежности.
Как помочь ребенку при панической атаке
Панические атаки могут быть чрезвычайно пугающими как для детей, так и для родителей. Начало часто происходит в подростковом возрасте, но может начаться и в детстве. Эти эпизоды могут длиться от 10 до 15 минут и сопровождаются различными симптомами, такими как учащенное сердцебиение, потливость, боль в груди, головокружение и чувство удушья. Вы можете рассказать своему ребенку о панических атаках, чтобы он больше понимал, почему они происходят, и заверить его, что, хотя физические ощущения могут быть пугающими, они не вредны и не опасны для жизни.
[Читайте: Панические атаки и паническое расстройство]
Вы также можете помочь своему ребенку или подростку во время приступа паники. Ключевым фактором является утешительное присутствие и выражение сочувствия. Напомните им, что паническая атака пройдет через несколько минут, и постарайтесь переключить внимание на более приятные развлечения. Упражнения, игры, просмотр телевизора, дыхательные техники и техники релаксации или другие занятия, которые им нравятся, могут помочь.
Дети могут стараться избегать определенных ситуаций, например, ходить в школу или выходить из дома из-за страха перед приступом паники. Но поощряя вашего ребенка продолжать свои повседневные дела, связанные со школой и общественной деятельностью, вы можете гарантировать, что страх панической атаки не помешает его нормальному развитию.
Когда обращаться за профессиональной помощью
Если вы не видите достаточного улучшения беспокойства вашего ребенка или подростка, возможно, пришло время обратиться за дополнительной помощью к профессиональному консультанту или терапевту.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) чаще всего рекомендуется для лечения тревоги у детей и подростков. КПТ работает, изменяя способ мышления вашего ребенка, чтобы изменить его дисфункциональное поведение и эмоции. Лечение работает лучше всего, когда вы найдете наиболее подходящего терапевта для вашего ребенка.
Хотя когнитивно-поведенческая терапия может быть эффективной при работе непосредственно с ребенком, родители также могут быть включены в этот подход. КПТ с детьми младшего возраста часто наиболее полезна, когда она фокусируется на поведенческих аспектах тревоги. Навыки, полученные в ходе терапии, могут предоставить детям и подросткам ценные механизмы выживания, на которые они могут положиться на протяжении всей своей взрослой жизни.
[Читать: Онлайн-терапия: подходит ли она вам?]
Лекарство также можно использовать для лечения тревоги у детей. Ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — это тип антидепрессантов, которые чаще всего назначают для этой цели. Противотревожные препараты также могут быть использованы для детей и подростков с более тяжелыми формами беспокойства, которые нарушают их повседневную деятельность.
Даже когда необходимы лекарства, часто рекомендуется, чтобы дети и подростки также занимались когнитивно-поведенческой терапией и развивали свои навыки совладания, чтобы обеспечить долгосрочное решение своих проблем с тревогой.
Последнее обновление или пересмотр от 23 февраля 2023 г.
10 Вакансий для подростков с социальной тревожностью
Если вы живете с социальной тревожностью, вы, вероятно, проводите много времени, беспокоясь о том, что другие негативно оценивают ваши действия и поступки. сказать. Из-за этих страхов вы можете регулярно стараться избегать ситуаций, в которых вы думаете, что опозорите себя или столкнетесь с отказом.
Тем не менее, это избегание может поставить вас перед дилеммой, когда вам нужно финансировать новое хобби, вашу первую машину, обновление гардероба или что-то еще. Добираться до школы каждый день может быть достаточно сложно. Подача заявления о приеме на работу может показаться не чем иным, как способом получить отказ. А что, если вы получите тот, который включает в себя много социального взаимодействия?
Однако стоит учитывать, что лечение социальной тревожности часто включает в себя некоторые виды экспозиционной терапии. Воздействие помогает вам постепенно чувствовать себя более комфортно с источником вашего беспокойства, поэтому подработка может быть полезным шагом в этом процессе.
Работа дает возможность противостоять застенчивости и страху перед критикой, унижением и отказом. Но это также предлагает другие преимущества:
- зарплата
- ценный опыт для будущей работы
- возможность завести несколько новых друзей
Ограниченный список рабочих мест, доступных для подростков, может усложнить ситуацию, но у нас есть вы покрытый. Ниже вы найдете 10 вариантов частичной занятости, которые могут подойти людям с социальной тревожностью.
Вы можете работать в ресторане, не рассаживая клиентов и не обслуживая столы. Большинство ресторанов также нанимают специальных кухонных работников или вспомогательный персонал, чтобы убирать и мыть посуду и помогать готовить еду. На этих работах вы в основном будете просто оставаться на кухне, хотя, вероятно, вы также будете помогать с уборкой после закрытия.
Работа по приготовлению пищи, мытью посуды и уборке столов, конечно, предполагает некоторое взаимодействие с вашими коллегами, но обычно вам не нужно обрабатывать запросы (или жалобы) клиентов. Просто обязательно ознакомьтесь с описанием вакансии, прежде чем подавать заявку, чтобы точно узнать, что включает в себя позиция. Имейте в виду, что для работы в ресторане вам также понадобится карточка фуд-хендлера.
Когда вы думаете о работе в розничной торговле, в первую очередь, вероятно, приходят на ум должности кассира или продавца-консультанта. Поскольку эти рабочие места, ориентированные на будущее, связаны с большим количеством взаимодействия с клиентами, вы можете решить полностью избегать позиций в розничной торговле. Но продуктовым и универмагам также требуется много работников, чтобы за кулисами все шло гладко.
В качестве кладовщика (или помощника по приему, в зависимости от компании, в которой вы работаете) вы будете маркировать и размещать товары, подготавливать товары к продаже и помогать выставлять новые товары в торговом зале. Другие обязанности могут включать инвентаризацию продуктов и помощь в поддержании чистоты в магазине. Над некоторыми задачами вы будете работать с коллегами, а с другими будете справляться самостоятельно.
Для некоторых должностей в чулках может потребоваться аттестат о среднем образовании или вам должно быть не менее 18 лет. Вы также, как правило, должны быть в состоянии поднимать и перемещать 25 фунтов.
Не против небольшой грязной работы? Может быть, вы гордитесь своей способностью оттирать поверхности вокруг дома, пока они не засверкают. Почему бы не рассмотреть работу, где вам будут платить за эти навыки?
Многие службы уборки и стирки нанимают подростков, хотя некоторые компании могут требовать, чтобы вам было не менее 18 лет. Некоторые отели и офисы также нанимают собственных уборщиков, так что иногда вы можете найти работу таким образом. Часто уборка проводится в нерабочее время, и во время работы обычно можно слушать музыку или аудиокниги.
Конкретные обязанности будут зависеть от того, где вы работаете, но, как правило, вы будете выполнять такие вещи, как:
- подметать, мыть пол и пылесосить
- опорожнять мусорные баки
- мыть окна
- чистить ванные комнаты
- пыль 900 19 собрать и вымыть полотенца или постельное белье
Вам должно быть удобно стоять на ногах, так как уборка требует минимального времени простоя. Работы по уборке также требуют наклонов, протягивания рук и некоторого подъема, хотя это может варьироваться в зависимости от типа работы, за которую вы отвечаете.
Вам не обязательно быть отличником, чтобы работать репетитором, хотя отличные оценки, безусловно, могут помочь. Может быть, вы преуспеваете в одном или двух предметах, например, в математике или английском языке. Возможно, когда вы делаете школьные задания, вы чувствуете себя уверенно в своих навыках и беспокоитесь гораздо меньше, чем обычно. Таким образом, использование ваших знаний в качестве репетитора может помочь повысить доверие общества, а также заработать вам зарплату.
Некоторым детям трудно учиться в отвлекающем классе или могут возникнуть проблемы с пониманием новых понятий из кратких объяснений учителя. Как репетитор, вы будете предлагать поддержку один на один или в небольших группах, объясняя конкретные термины и концепции и помогая с домашним заданием или отработкой навыков.
Многие репетиторские компании требуют, чтобы вам было не менее 18 лет, но некоторые нанимают подростков, если вы достаточно взрослый, чтобы работать, и обладаете необходимыми навыками. Возможно, вы даже сможете найти работу онлайн-репетитора, которая может решить проблему транспорта. Реклама ваших услуг в школе и в вашем районе также может сработать, особенно если вам не обязательно нужна постоянная работа.
Если вы чувствуете себя спокойнее рядом с животными, чем с людьми, вам идеально подойдет работа с домашними животными в качестве помощника в питомнике или обслуживающего персонала. Помощники питомника обычно работают в ветеринарных клиниках, питомниках или приютах для животных, выполняя следующие действия:
- чистка клеток
- наполнение мисок для еды и воды
- помощь в купании домашних животных
- прогулки и игры с домашними животными грумер для домашних животных. Просто имейте в виду, что вы будете работать с самыми разными животными, некоторые из которых более дружелюбны, чем другие. Вам нужно убедиться, что вы чувствуете себя достаточно комфортно, чтобы сохранять спокойствие рядом с большими собаками и испуганными кошками.
Хотя для работы в питомнике начального уровня вам не потребуются специальные сертификаты, некоторые клиники и приюты потребуют, чтобы у вас был как минимум год опыта работы с животными (волонтерство засчитывается!) или диплом средней школы. В большинстве случаев вы также должны быть в состоянии поднимать и перемещать от 30 до 40 фунтов.
Работа грумера также может подпадать под определение «техник питомника», но эти должности не всегда связаны с одними и теми же обязанностями и ответственностью.
В качестве помощника по уходу вы в основном будете помогать купать собак (иногда кошек), а затем сушить и расчесывать их. Вы также поможете успокоить и отвлечь встревоженных питомцев во время процесса ухода за ними и устранить любые несчастные случаи, которые они оставят после себя. Помощники обычно мало взаимодействуют с клиентами, но иногда вам может понадобиться ответить на звонок или поприветствовать кого-то.
Само собой разумеется, что любовь к собакам всех размеров обязательна. Вы также должны быть в состоянии поднять около 30 фунтов или около того. Для некоторых должностей помощника по грумингу требуется диплом средней школы или предыдущий опыт работы с животными, но многие грумеры готовы обучать кого-то, кто хочет учиться.
Будучи библиотечным пажом, вы будете проводить большую часть своего времени, работая самостоятельно в библиотечных стеллажах, расставляя книги и читая полки, чтобы хранить книги и другие материалы там, где они должны быть. Другие обязанности могут включать проверку книг, помощь библиотекарям в подготовке к рассказам и другим мероприятиям, а также ремонт поврежденных материалов.
Работа пажом может подойти, если вы ищете тихую работу, где вам не нужно тратить много времени на разговоры. Вы можете время от времени отвечать на вопрос или два посетителей библиотеки, но обычно вы просто направляете их к столу библиотекаря. Эта работа требует наклонов и тянущихся рук, а также умения толкать библиотечные тележки.
Любите заботиться о маленьких детях? У вас есть большой опыт няни? Многие детские сады, в том числе в спортзалах и церквях, нанимают подростков для оказания поддерживающей помощи. Обычно это включает в себя такие вещи, как игры с детьми, раздача закусок и помощь в поддержании чистоты в помещении. В зависимости от возраста детей, с которыми вы работаете, вам также может понадобиться помощь в смене подгузников.
Работа по уходу за детьми может подразумевать некоторое взаимодействие с родителями, но часто сотрудники с большей подготовкой и опытом общаются с родителями по мере необходимости и занимаются деловыми вопросами.
В большинстве детских учреждений требуется сертификация по оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации, подтверждение иммунизации и предыдущий опыт работы с детьми. Другим может потребоваться проверка биографических данных. Вам также нужно уметь поднимать маленьких детей и проводить время на ногах.
Работая на складе, вы, вероятно, будете проводить большую часть своего рабочего времени, работая самостоятельно, выполняя такие действия, как сортировка и упаковка коробок, перемещение продукции и контроль качества. Тем не менее, должностные обязанности могут довольно сильно различаться в зависимости от склада, на котором вы работаете, поэтому всегда полезно внимательно прочитать описание работы.
Хотя работа на складе обычно требует тяжелой работы, она имеет и другие преимущества. Во-первых, у них много разных смен, что может облегчить включение работы неполный рабочий день в ваш график. Они также, как правило, довольно хорошо платят, и вы будете настолько заняты, что ваша смена, вероятно, пролетит незаметно. Кроме того, вы освоите множество навыков, которые могут пригодиться вам при поиске работы в будущем.
Итак, на самом деле это не работа — это напоминание о том, что социальная тревога не должна сдерживать вас.
Вполне естественно нервничать перед тем, как приступить к работе, и, конечно же, социальная тревожность может усилить ваше беспокойство. Тем не менее, большинство вакансий или требуют хотя бы небольшого личного общения, поэтому никогда не помешает найти друга, который тоже ищет работу, и вместе подать заявку на работу. (Да, совершенно нормально искать работу летом или после школы с друзьями, если вам интересно.)
Поддержка человека, которому вы доверяете, может облегчить общение с новыми людьми в новой среде. Также может иметь большое значение знание того, что кто-то поблизости понимает, как вы на самом деле чувствуете себя в социальных ситуациях, вместо того, чтобы просто предположить, что вы застенчивы.
При поиске идеальной работы на неполный рабочий день помните, что избежать взаимодействия не всегда возможно. Избегание также мало что сделает для улучшения самосознания или ослабления страха перед критикой и осуждением. Профессиональная поддержка психотерапевта обычно является лучшим способом справиться с чувством социальной тревожности.
Во время терапии вы можете:
- поделиться своими чувствами и любыми конкретными триггерами
- изучить способы справиться с симптомами тревоги в данный момент
- попрактиковаться в навыках, позволяющих легче ориентироваться в социальных сетях
Терапевт также может дать рекомендации для групп поддержки, полезных изменений образа жизни и альтернативных методов лечения.
Crystal Raypole пишет для Healthline и Psych Central.